программа ДО: коррекционная педагогика
рабочая программа на тему
Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (обучающиеся по основным адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, со сложными дефектами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, с различными степенями умственной отсталости).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 251.5 КБ |
календарно - тематическое планирование, коррекционный кур | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»
Принята «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании педагогического Директор ГКОУ «ЦИО «Южный»
совета от « 30 » августа 2017 года ____________ Бурлакина О.В.
Протокол № 1 01 сентября 2017 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ «ТЕАТР-ПЛЮС»
Направленность программы: художественная
Возраст учащихся: 7 – 18 лет
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель: Финенко Кристина Сергеевна, педагог ДО
Москва
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования студии «Театр-Плюс» ГКОУ ЦИО «Южный» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ и детей с ментальными нарушениями, запросов обучающихся с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет и их семей.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы: конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (часть 1 статья 75), приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р, Концепция развития дополнительного образования детей, план мероприятий на 2015-2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ 24 апреля 2015 г. № 729-р, Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41, далее – СанПиНа 2.4.4.3172-14), другими законодательными и нормативными актами, Положение об организации ОДО в Центре, Устав ГКОУ «ЦИО «Южный».
Направление программы: художественная направленность
Контингент: Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (обучающиеся по основным адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, со сложными дефектами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, с различными степенями умственной отсталости).
Возраст: 7-18 лет
Срок реализации: 1 год.
Программа предусматривает одно занятие в неделю, проведение занятий в мини-группах по 2-8 человек (в зависимости от особенностей психофизического и психического состояния обучающихся), продолжительностью 1 час в неделю.
Данная программа дополнительного образования, реализуемая в музыкальной студии «Театр-Плюс» определяет содержание и организацию образовательного процесса в студии. Она представляет собой систему приемов и методов, каждый из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающее направление деятельности студии; обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие студии в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в «Федеральном законе об образовании» № 273 ФЗ от 29.12.2012 года, а именно:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
- формирование у обучающегося с ОВЗ адекватной современному уровню знаний и ступеням обучения картины мира;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В период психологической адаптации детей с ОВЗ, детей-инвалидов к обучению в образовательной организации у 67 – 69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. В последнее время возросло количество детей эмоционально неблагополучных, детей с заниженной самооценкой, гиперактивных или наоборот медлительных, заторможенных, а также тревожных, беспокойных. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения самоконтролю, саморегуляции, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театрализованная, сценическая деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский)
Театр как вид искусства не только является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия театрализованной сценической деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В музыкально-театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, вокала музыкальный театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована на занятия с детьми с ОВЗ (ограниченные возможностями здоровья), детей-инвалидов.
Данная программа разработана на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной, Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина.
Данная программа дополнительного образования студии «Театр-Плюс» состоит из четырёх разделов: актёрское мастерство, ритмопластика, фольклор и сценический грим.
Целью реализации дополнительной программы студии «Театр-Плюс» является:
- развитие творческих и эстетических способностей, эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ, овладение навыками общения посредством музыкально-театрального искусства, активизация познавательных интересов, гармонизация отношения ребенка с окружающим миром, создание психологического комфорта.
Задачи реализации программы:
- помощь детям с ОВЗ овладеть навыками общения и коллективного творчества;
- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка;
- обучение ребенка с ОВЗ, инвалида саморегуляции и самоконтролю;
- развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ;
- развитие чуткости к сценическому искусству;
- развитие внимания, фантазии, памяти, воображения, образного мышления,
развитие наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, инициативности и выдержки;
- развитие личностных качеств: отзывчивости, эмпатии, доброты, целеустремленности
добросовестности, любознательности;
- развитие способности создавать образы с помощью жеста и мимики;
- обучение использовать интонации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния;
- социализация и адаптация детей с ОВЗ в современном обществе.
Результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-научить воспринимать танец, театр, музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
-развитие художественного восприятия, размышлять о танце, театре, как о способе выражения духовных переживаний человека;
-формировать художественно-образное восприятие и мышление;
-научить правилам и особенностям выступления, поведения на сцене;
-развить усидчивость, выносливость, координацию движений, терпение и трудолюбие;
-научиться трудиться в коллективе, приобрести навыки нравственного поведения и отношения к товарищам, подчинять свои личные интересы деятельности коллектива, знать о правилах поведениях на сцене и за кулисами;
-научить реализовать собственный творческий потенциал, применяя свои знания и представления о музыкальном, танцевальном и театральном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Актуальность программы
Главная линия программы заключается в творческой самореализации ребенка. Она дает воспитанникам и педагогу возможность избрать свободный путь познания музыкально-театрального искусства. Активизация и развитие творческих способностей детей, являются неотъемлемой частью образовательного процесса. За год обучения для воспитанников предусмотрены творческие задания, это развивает инициативу, творчество, способствует самоактуализации личности. Программа направлена на бесконечный творческий поиск, позволяя одномоментно осуществлять три части педагогического воздействия - воспитание, обучение, оздоровление. Занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Программа составлена с учетом прогнозирования конечных результатов деятельности педагога и ребенка: развитием способностей детей, повышением престижа студии у родителей и коллег; повышения социальной адаптации обучающихся. Театральное, танцевальное искусство, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец и театр, является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
На занятиях подход к каждому ребёнку индивидуальный и с каждым ребёнком выстраиваются свои отношения. Творческий подход для достижения желаемого результата, не уходя и не уклоняясь от основных педагогических правил общения и поведения с учеником и обучающего процесса. Данная программа ориентирует на работу с детьми, учитывая психофизические особенности детей, независимо от наличия у них специальных физических данных. Контингент центра отличается слабым уровнем развития эмоциональной сферы, инфантилизмом, психоэмоциональной неустойчивостью. Их можно разделить на категории:
1.Это дети, у которых, эмоционально-волевая сфера находиться на более ранней ступени развития. Эмоции непосредственные и яркие, повышенный фон настроения, наличие творчества и инициативы в игре;
2.Снижен общий и психический тонус, неуверенность, робость, астеничность, капризность.
3.Отсутствие чувства долга, ответственности, неумение тормозить свои эмоции, импульсивность, повышенная внушаемость. При гиперопеке – эгоизм, эгоцентризм, слабая воля, отсутствие трудолюбия, самостоятельности. При травме – робость, боязливость, отсутствие инициативы, активности, уверенности в себе.
4.Замедленное развитие ходьбы, речи, опрятности, игры, эмоционального развития. Дети не заинтересованы в общении, в оценке, у них бедное воображение. Низкая работоспособность, медлительны, плохо переключаются, страдает двигательная координация.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Актёрское мастерство | 4 | 5 | 9 |
3 | Ритмопластика | 4 | 10 | 14 |
4 | Сценический грим | 3 | 5 | 8 |
5 | Фольклор | 2 | 4 | 6 |
ИТОГО | 14 | 24 | 38 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОФИЛЯ
1.Вводное занятие:
1.1. Вводное занятие.
Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о музыке, танце, театре.
Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий в театральной студии. Требования к знаниям и умениям.
Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.
2.Актёрское мастерство:
Актёрское мастерство — набор упражнений, направленный не на освоение навыков актёрского мастерства, а развитие психофизического аспекта человека. Благодаря такой тренинговой программе ребёнок учится раскрываться миру, избавляется от страхов и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой. Он становится прекрасным оратором, у него налаживаются отношения со всеми людьми, он идёт по жизни легко и играючи.
Начинаются занятия со знакомства с собой. Этот этап позволяет открыть в себе своё творческое "я", свободно и естественно выражать эмоции. И начинается курс с голосом. Взволнованный голос выдаёт внутреннее состояние человека. Преподаватели помогут зазвучать голосу в полную силу, расширят его диапазон, улучшат тембр. Затем следует работа с речью, где разрабатываются органы речи с целью чёткого произношения. Это делают через различные пословицы, поговорки и др. Важную роль в речи играет интонация, придающая неповторимую окраску предложению.
Затем следуют упражнения по пластике тела, помогающие избавиться от зажимов, которые мешают свободно ощущать себя в пространстве. Но тело всего лишь отображает состояние души человека. Поэтому на курсе идёт глубокая проработка этого аспекта.
Также изучается на этом этапе импровизация. Ведь невозможно общаться и жить по шаблону. Импровизация учит человека искренне реагировать на события. Психотехника поможет понять, откуда берутся страхи, негативные эмоции, даст человеку вдохновение и переступить через страх.
На курсе большое значение придаётся развитию воображения и внимания. Ведь, как правило, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят.
Теория (Артистическая этика. Объекты внимания. Управление вниманием. Органы чувственного восприятия.)
Практика (Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных и согласных звуков. Упражнение на сочетание звуков. Упражнения с текстами скороговорок. Резонаторные упражнения. Упражнения на развитие силы и посыла звука. Упражнения на освобождение мышц. Игры и упражнения на развитие сценического внимания и зрительной памяти. Игры и упражнения, развивающие воображение и фантазию. Игры и упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления. Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Упражнения на достижение эмоционального раскрепощения, открытости. Упражнения на действия с реальными предметами в условиях вымысла.)
2.1.Театр, как вид искусства.
Теа́тр - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр. Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды:
драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др. Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник сценограф, композитор, хореограф, также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители. Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.
2.2.Декорации, костюмы, реквизит, схема зала - (демонстрация фото и видео материала).
Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене.
2.3.Речь, мимика – (голоса, дикция, интонация, дыхание; выражения лица, диагностика эмоций по лицевой экспрессии, виды мимики, базовые эмоции, взгляд, визуальные характеристики партретов).
Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Входит в основной курс обучения актёрскому мастерству.
2.4.Жесты, пантомима – (классификация жестов, жестикуляция, народы и жесты, галерея жестов, телодвижение, жест лжи, агрессии, флирта; пантомима в театре, современная пантомима, в языке тела).
2.5. Выбор, анализ сценического материала .
Выбор и анализ драматургического материала. Изучение источников и материалов эпохи, отраженной в драматургии.
2.7. Работа над эпизодами.
Четкое и подробное исполнение конкретного задания, поиск логики поведения в заданном действии с предметами.
2.8. Репетиция сценки.
Творческие пробы. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.
2.9. Итоговое занятие.
Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.
3.Ритмопластика:
На занятиях по ритмопластике ребенок не только овладевает разнообразными двигательными навыками и умениями, но и приобретает навыки творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.
Теория (Танец, как вид искусства. Танцевальные направления. Понятия – темп, ритм. Видеодемонстрация материала. )
Практика (Упражнения на память физических действий. Упражнения на «общение» и «взаимодействие». Упражнения на развитие чувства ритма внутреннего и коллективного. Импровизация под музыку. Работа над этюдами на действия с реальными предметами в условиях вымысла, на память физических действий, развивающие воображение, наблюдательность, последовательность и точность действий в сценическом пространстве. Разбор и обсуждение ошибок.)
3.1.Танец, как вид искусства.
Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
3.2.Темп, ритм и музыкальные акценты
(танцевальные упражнения в разных ритмических рисунках и темпах).
3.3.Основные танцевальные шаги.
Полупальцы, маршевый шаг, шаг с акцентом колена, шаг с каблука, шаг по первой позиции ног, лёгкий бег, галоп, подскок.
3.4.Игровой танец.
Весёлая пляска; заяц и охотники; лягушата; соседи; черячки; хоровод; Лавата; мы на- лево повернулись; буги-вуги; давайте делать, как я;
3.5.Сюжетный танец.
Сюжетный танец, является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.
3.6.Пластический образ персонажа.
Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Развитие индивидуальности. Рождение пластического образа. Музыка и движение. Пластический образ живой и неживой природы
3.7.Перестроения.
Круг, линия, колона, диагональ, два круга, шахматный порядок, в пары, по три-четыре человека.
3.8.Парные танцы.
Полька: основной шаг, перестроения, повороты.
3.9.Танцевальные элементы разных народов.
На этом занятии учеников знакомят с разными народами, их обычаями и традициями, основными танцевальными элементами, характерными той или иной народности.
3.10.Постановка танцевальной зарисовки.
Музыкальный образ и его воплощение в хореографическом тексте.
3.11.Рисунок-схема танца.
Логика развития танцевального рисунка и распределение его по сценической площадке.
3.12.Основные танцевальные элементы.
Своеобразие и отличительные черты танцевальной лексики различных народностей. Хореографический текст (танцевальные движения, жесты, позы, ракурсы). Место хореографического текста в композиции танца.
3.13.Работа над характером танца.
Сценический хореографический образ – это синтез многочисленных внешних и душевных внутренних движений и их психологических нюансов, тембровых окрасок. Любая избранная тема требует сценического воплощения в образах.
3.14.Итоговое занятие.
Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.
4. Сценический грим:
Грим - искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Сценический грим, это не только непосредственное преображение лица исполнителя: старение или, наоборот, омолаживание лица; наложение бороды, удлинение носа и т.д.
Теория (История сценического грима. История возникновения, развитие в течение времени.)
Практика (гримирование лица. Наложение вазелина, подготовка лица к наложению общего тона. Подбор красок, смешение их.
4.1.Гримировальные наборы, спецкосметика, парики.
В зависимости от физических свойств грим разделяют на наливной, представляющий жировую суспензию красящих веществ и образующий твердую жировую консистенцию после разлива его в форму; и жидкий, представляющий водно-спиртовую суспензию красящих веществ, сохраняемую в жидком виде. Гримировальные краски состоят из жировой основы, красящих веществ, отдушек. Трудно представить себе театральную постановку без красочных декораций и костюмов, позволяющих четко донести до зрителя замысел спектакля и переносящих его в необычную обстановку и эпоху. Завершающим штрихом в создании яркого актерского образа во все времена были театральные парики, с помощью которых нелегкий процесс перевоплощения артиста в своего героя происходит намного быстрее. Как правило, рабочий гардероб актера включает в себя комплект париков, каждый из которых имеет свое предназначение: для спектаклей, киносъемок, эстрадных представлений, а также различных шоу.
4.2.Виды грима.
Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический).
4.3.Техника нанесения грима.
Некоторые правила нанесения грима, которые легли в основу сценического макияжа, могут пригодиться не только гримерам в профессиональных театральных труппах, а и тем, кто занимается в школьных либо любительских театрах.
4.4. Грим – сказочные герои.
Практическое занятие – нанесение грима поэтапно (видео и фото образец)
4.5.Грим – весёлый, грустный.
Практическое занятие – нанесение грима поэтапно (видео и фото образец)
4.6.Грим – образ животных.
Практическое занятие – нанесение грима поэтапно (видео и фото образец)
4.7. Сценический макияж.
Сцена – место воплощения самых смелых идей, в том числе и в образах артистов. Наряды, прически и сценический макияж всегда очень яркие, выделяющиеся даже с дальнего расстояния.
4.8.Итоговое занятие.
Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.
5.Фольклор:
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Теория (Жанры фольклора. Обычаи и обряды. Потешки, попевки, скороговорки – с видео и аудио демонстрационным материалом.)
Практика (Песни, пляски, хороводы.)
5.1.Фольклор – жанры.
Фольклор делится на две группы – обрядовый и необрядовый.
Обрядовый фольклор:
календарный (колядки, масленичные песни, веснянки);
семейный (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания);
окказиональный (заговоры, заклички, считалки).
Необрядовый фольклор делится на четыре группы:
1. Фольклорная драма – это театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма.
2. Фольклорная поэзия – это былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни.
3. Фольклорная проза делится на две группы: сказочную и несказочную.
Сказочная проза – это сказка (четыре типа):
волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная (сказка-цепочка, например "Колобок") сказка.
Несказочная проза (это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка).
Это предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне.
5.2.Зимние и весенние календарные обычаи и обряды.
Зимние обряды:
Время от Рождества Христова (25 декабря) до Крещения (6 января) называлось Святками. Зимние Святки делились на святые вечера (с 25 декабря по 1 января) и страшные вечера (с 1 по 6 января), их разделял Васильев день (1 января, по церковному календарю — Василия Кесарийского). В святые вечера славили Христа, колядовали, призывая благополучие каждому двору. Вторая половина Святок была заполнена игрищами, ряжением, посиделками.
Христа славили в течение всей рождественской недели. Мальчики-христославы носили на шесте сделанную из разноцветной бумаги вифлеемскую звезду, распевая религиозные праздничные песни (стихиры). Рождение Христа изображали в народном кукольном театре — вертепе. Вертеп представлял собой ящик без передней стенки, внутри которого разыгрывались картины.
Древний смысл новогодних празднеств заключался в чествовании возрождающегося солнца. Во многих местах сохранился языческий обычай в ночь под Рождество посреди деревенской улицы напротив каждого дома зажигать костры — символ солнца. Существовало также представление о сверхъестественных свойствах воды, позже поглощенное церковным обрядом водосвятия. На Крещение на реке делали "Иордань": у проруби устраивали нечто вроде алтаря, сюда шли с крестным ходом, святили воду, а некоторые даже купались в проруби.
Возрождение солнца означало наступление нового года, и у людей возникало желание предугадать будущее, повлиять на судьбу. С этой целью совершались разнообразные действия, которые были призваны обеспечить хороший урожай, удачную охоту, приплод скота, увеличение рода.
Готовилось много вкусной еды. Пекли из теста козульки: коровок, бычков, овец, птиц, петухов — их принято было дарить. Непременным рождественским угощением был кесарийский поросенок.
В новогодней магии большую роль играли хлеб, зерно, солома: солому стелили в избе на пол, приносили в избу снопы. Зернами обсевали (посевали, засевали) избы — бросая горсть, приговаривали: "На здоровье — коровье, овечье, человечье "; или: "На полу теляток, под лавкой ягняток, на лавке — ребяток!"
В ночь перед Рождеством и под Новый год совершали обряд колядования. Собирались подростки и молодежь, кого-либо обряжали в вывороченный тулуп, давали в руки палку и суму, куда позже складывались продукты. Колядующие подходили к каждой избе и под окнами выкрикивали величания хозяевам, а за это им подавали угощение.
Обходные песни (исполнявшиеся во время обрядового обхода дворов) при колядовании имели разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). Названия происходят от припевов "Коляда, коляда!", В остальном эти песни были близки. Композиционно они состояли из благопожелания и требования подаяния.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Помимо заклятия на урожай, выражалось пожелание долголетия, счастья, многочисленного потомства. Могли спеть величание отдельным членам семьи. Желаемое, идеальное рисовалось как действительное. Описывался богатый, фантастически прекрасный двор и дом, хозяин сравнивался с месяцем, хозяйка с солнцем, а их дети с частыми звездочками:
Млад светел месяц — то хозяин наш,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Красно солнушко — то хозяюшка,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Часты звездочки — малы детушки.
Скупым хозяевам пели песню:
Не дашь пирога —
Мы корову за рога.
Не дашь блинка —
Мы хозяина в пинка.
В обычае было гадать под Новый год, а также от Нового года до Крещения. Когда-то гадания имели аграрный характер (о будущем урожае), но уже с XVIII в. гадали преимущественно девушки о своей судьбе. Были распространены подблюдные гадания с песнями. Форм и способов гаданий известно до нескольких сотен.
На Святках обязательно было ряжение. Магическое значение в древности имели зооморфные маски (бык, конь, коза), а также архаичные антропоморфные: старик со старухой, покойник.
В конце зимы — начале весны праздновалась масленица. В своей основе это был языческий праздник, посвященный проводам уходящей зимы и приходу солнечного тепла, пробуждению силы земли. Христианство повлияло только на сроки масленицы, которые колебались в зависимости от Пасхи: ей предшествовал семинедельный Великий пост, масленицу праздновали на восьмой предпасхальной неделе.
И. П. Сахаров писал: "Все дни масляной недели имеют свои особенные названия: встреча — понедельник, з а и г р ы -ш и — вторник, лакомка — среда, разгул, перелом, широкий четверг — четверток, тещины вечёрки — пятница, золовкины посиделки— суббота, проводы, прощанья, прощеной день — воскресенье"2. Сама же неделя называлась сырной, сырницей, что говорит о ней как о празднике "белой" пищи: молока, масла, сметаны, сыра. Блины как обязательное угощение, довольно поздно превратившееся повсеместно в атрибут масленицы, являлись прежде всего поминальной едой (изображая солнце, блины символизировали загробный мир, который, по древним представлениям славян, имел солнечную природу). Масленица отличалась особенно широким хлебосольством, ритуальным объеданием, питьем крепких напитков и даже разгулом. Обилие жирной ("масляной") пищи и дало название празднику.
С четверга (или с пятницы) начиналась широкая масленица. Катались с ледяных гор, а позже и на лошадях. Праздничный поезд в честь масленицы (вереница саней с запряженными в них лошадьми) в некоторых местах доходил до нескольких сотен саней. В древности катание имело особый смысл: оно должно было помочь движению солнца.
Масленица — это праздник молодых супружеских пар. Пог, всюду они были желанны: ездили в гости к тестю и теще, показывались народу в лучших нарядах (для этого вставали рядами по обеим сторонам деревенской улицы). Их заставляли при всех .деловаться. Свою гоюдородящую силу молодые должны были сообщить земле, "разбудить" ее материнское начало. Поэтому во многих местах молодоженов, а иногда и девушек на выданье с ритуальным смехом зарывали в снег, в солому или валяли по снегу.
Масленица была знаменита кулачными боями. Среди казаков была популярна игра "взятие снежной крепости", которая проводилась на реке.
На масленицу по улицам ходили ряженые медведем, козой, мужики переодевались "бабами" и наоборот; в порты или юбки рядили даже лошадей. Саму Масленицу представляло чучело из соломы, обычно в женской одежде. В начале недели его "встречали", т. е., поставив на сани, с песнями возили по деревне. Эти песни имели вид величаний: в них воспевалась широкая честная Масленица, масленичные яства и развлечения. Правда, величание было ироническим. Масленица называлась дорогой гостей-кой и изображалась молодой нарядной женщиной (Авдотьюшка Изотъевна, Акулина Саввишна}.
Праздник повсеместно завершался "проводами" — сожжением Масленицы. Чучело везли за деревню и сжигали (иногда бросали в реку или разрывали и разбрасывали по полю). При этом пели корильные песни (а позже и частушки), в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, полизуха, блино-еда. Могли исполнять пародийные похоронные причитания.
В некоторых местах чучела не было, вместо него жгли костры, но при этом все равно говорили, что жгут Масленицу. Обычай сжигать Масленицу показывает, что она олицетворяла мрак, зиму, смерть, холод. С наступлением весны от нее необходимо было избавиться, чтобы она не вредила оживающей природе. Приходу солнечного тепла должны были помочь костры, которые раскладывали на высоком месте, а в середине их укрепляли на шесте колесо — когда оно загоралось, то казалось изображением солнца.
День проводов масленицы — прощеное воскресенье. Вечером этого дня прекращалось веселье и все прощались, т. е. просили прощения у родных и знакомых за свои прегрешения в прошедшем году. Крестники посещали крестных отца и мать. Люди как бы очищались от обид и скверны. А в Чистый Понедельник (первый день Великого поста) отмывали от скоромной пищи посуду, мылись в банях, чтобы в чистоте приготовиться к посту.
Весенние обряды:
В марте совершался обряд встречи весны. На Евдокию-капельницу (1 марта) и на Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачи-грачиков. На Сороки (день "Сорока мучеников", 9 марта — весеннее равноденствие) повсеместно пекли жаворонков. Ребятишки выбегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни — веснянки. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Весну. Перелетные птицы, или пчелычка ярая, "замыкали" зиму и "отмыкали" лето.
В западных областях сохранилась архаичная форма: гуканье, обгукиванъе. Веснянки исполняли девушки и молодые женщины — на возвышенности, над разлившейся водою. Это было рассчитано на естественный природный отклик — эхо. В песенную ткань был вплетен ритуальный возглас "Гу-у-уГ, который при многократном повторении вызывал эффект резонанса. Поющим казалось, что им отзывается сама Весна.
На Благовещение (25 марта) принято было выпускать на волю живых птиц.
Середина Великого поста называлась средокрестием (среда на четвертой крестопоклонной неделе) и приходилась на один из дней марта. В этот день к завтраку подавали выпечку в форме крестов. Существовал обычай "кресты кричать". Дети и подростки, обходя дворы, выкрикивали песни, в которых сообщалось о том, что прошла половина говенья (говйна):
Половина говйна ломится,
Хлеб да редька спереводится.
За это поющие получали выпеченные кресты и другое вознаграждение.
23 апреля, в день Георгия Победоносца, повсюду совершался первый выгон скота. Св. Георгия в народе называли Егорием вешним, зеленым Юрием, а 23 апреля — Егорьевым (Юрьевым) днем. Егорий слился с древнерусским Ярилой. В его власти была земля, дикие животные (особенно волки), он мог оберечь стадо от зверя и от других несчастий. В песнях Егорий призывался отомкнуть землю и выпустить тепло.
Скотину выгоняли освященной в Вербное воскресенье вербой, рано утром (в этот день роса считалась целебной). Стадо три раза обходили с иконой Георгия Победоносца.
В Костромской области молодые мужчины обходили дворы и перед каждой избой исполняли специальные заклинательные песни, в которых батька храбрый Егорий и преподобный Макарий (святой Макарий Унженский) должны были спасти скотинку в поле и за полем, в лесе и за лесом, за крутыми горами.
Егорьев день был днем пастухов, их угощали и одаривали. Они произносили заговоры, производили разнообразные магические действия с целью сохранить стадо в течение лета. Например, пастух обходил стадо по кругу, неся в руках ключ и замок, потом замок запирал, а ключ бросал в реку.
Главным праздником православного христианства является Пасха. Ей предшествует Вербное воскресенье — самобытный русский праздник.
В народе существовали представления о плодоносящих, целебных и охранно-магических свойствах веток вербы с распушившимися почками. В Вербное воскресенье эти ветки освящались в церкви, а потом ими принято было слегка хлестать детей и домашних животных — для здоровья и роста, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез!"
Вербная неделя сменялась Страстной, наполненной приготовлениями к встрече Пасхи.
В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхальным куличом) и крашеными яйцами. Эта еда связана с языческими представлениями и обычаями. Хлеб освящен многими ритуалами как наиболее сакральная пища, символ достатка и богатства. Яйцо, обязательная еда весенних обрядов, символизировало плодородие, новую жизнь, пробуждение природы, земли и солнца. Существовали игры, связанные с катанием яиц с горки или со специально сделанных деревянных лотков ("загонье яичное"); били яйцо об яйцо — чье разобьется.
В первый день Пасхи в западных районах совершались обходы дворов волочебщиками — группами мужчин, исполнявших волочебные песни. Главный смысл заключался в песенных рефренах (напр.: "Христос воскрес на весь свет!"). Сохраняя древнюю призывно-заклинательную и оповещательную функцию, эти песни возвещали о воскресении Иисуса Христа, что соответствовало наступлению теплой поры года и пробуждению природы. Поющих одаривали праздничными припасами, угощали.
В субботу или воскресенье первой послепасхальной недели во многих местах совершался другой обход — поздравление молодоженов в первую весну их брака. Так называемые окликали Пели вьюнйшные песни. В них величали молодых супругов (въюн-иа и въюнйиу), символом их семейного счастья был образ гнезда. За исполнение поющие требовали подарков (например, крашеных яиц).
В весеннюю обрядность органически входил культ предков, так как, согласно языческим представлениям, вместе с растительной природой пробуждались души умерших. Кладбище по
сещали на Пасху; на Радуницу (вторник, а в некоторых местах понедельник первой послепасхальной недели); в четверг, субботу и воскресенье Троицкой недели. На кладбище несли с собой еду (кутью, блины, пироги, крашеные яйца), а также пиво, брагу. Расстилали холсты на могилах, ели, выпивали, поминая усопших. Женщины причитали. Еду крошили на могилы и лили на них напитки. Часть припасов раздавали нищим. В конце печаль сменялась весельем ("На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут").
Поминальная обрядность представляла собой самостоятельный годовой цикл ритуалов. Ежегодные общие поминальные дни: суббота перед Масленичной неделей (мясопустная), субботы "родительские" — в Великий пост (недели 2, 3 и 4), Радуница, суббота Троицкая и — осенью — Дмитриевская суббота (перед 26 октября). Покойных оплакивали на могилах также и в храмовые праздники. Поминовение умерших соответствовало религиозным представлениям народа о душе и о загробном мире. Оно отвечало народной этике, сохраняло духовную связь поколений.
Первое воскресенье после Пасхи, а иногда вся послепасхальная неделя именовались Красной горкой. С этого времени начинались развлечения молодежи: качели, игры, хороводы, которые с перерывами продолжались до Покрова (1 октября).
5.3.Летние и осенние календарные обычаи и обряды.
Летние обряды:
После Троицы в обрядах принимали участие как девушки, так и парни, а также все жители деревни или села. Летний период — пора тяжелого земледельческого труда, поэтому праздники были короткие.
День Рождества Иоанна Крестителя, или Иванов день (24 июня, период летнего солнцеворота) широко отмечался у боль- ff шинства европейских народов. У славян Иван Купала был связан с летним плодородием природы. Слово "купала" не имеет отчетливой этимологии. По мнению Н. Н. Велецкой, оно "могло быть очень емким и соединять в себе несколько значений: костер, котел; водоем; ритуальное общественное собрание на ритуальном месте.
В купальскую ночь люди очищались огнем и водой: прыгали через костры, купались в реке. Водили хороводы и пели купальские песни, для которых характерны любовные мотивы: буйство и красота летней природы художественно соотносились с миром чувств и переживаний молодежи. Устраивали игрища между селами с пережитками сексуальной свободы, что было связано с древней экзогамией — запретом брачных отношений внутри одного рода (от греч. ехо — "снаружи, вне" + gamos — "брак").
Повсеместно существовали поверья о целебной силе цветов и трав, об их волшебных свойствах. Знахари, колдуны, ворожеи да и простые люди ходили собирать травы, поэтому Ивана Ку-палу в народе также называли Иван-травник. Верили, что в ночь накануне Ивана Купалы цветы между собой разговаривают, а также что каждый цветок по-своему горит. В полночь на одну минуту расцветал огненный цветок папоротника — кто его найдет, тот может стать невидимым или, по другой версии, выкопает на этом месте клад. Пучок купальских трав девушки клали под подушку и загадывали сон о своем суженом-ряженом. Как и на Троицу, в купальскую ночь они гадали на венках, бросая их в реку (иногда в венки вставляли горящие свечки).
У русских купальские обряды были менее развиты, чем у украинцев и белорусов. В центральных русских губерниях сохранились многочисленные сведения о Ярилином дне. Ярйло — бог солнца, чувственной любви, податель жизни и плодородия (слова с корнем 'jar' означают "светлый, знойный, страстный").
Ярилин день по времени совпадал с праздником Ивана Купалы и отмечался там, где Купалу не праздновали. В. К. Соколова писала: "Можно почти с полной уверенностью поставить знак равенства между Купалой и Ярилой. Купала — название более позднее, появившееся у восточных славян, когда праздник, как и у других христианских народов, был приурочен ко дню Иоанна Крестителя. Там же, где праздник этот не привился (вероятно, потому, что он приходился на пост), сохранилось местами древнее название Ярилин день. Справлялся он перед постом. Это был праздник летнего солнца и созревания плодов...".
После Ивана Купалы, перед Петровым днем, совершались похороны Костромы. Кострома — чаще всего чучело из соломы и рогож, одетое в женское платье (эту роль могла также исполнять одна из участниц обряда). Кострому украшали, клали в корыто и, имитируя похороны, несли к реке. Одни провожающие плакали и причитали, другие с грубыми остротами продолжали свое дело. У реки чучело раздевали и бросали в воду. При этом пели песни, посвященные Костроме. Затем пили и веселились.
Петров день открывал покос (Петрова дня красное лето, зеленый покос).
Исследователи предполагают, что летние праздники (Иван Купала, Ярилин день, похороны Костромы и Петров день) восходят к общему источнику — великому языческому празднику апогея лета и подготовки к сбору урожая. Возможно, у древних славян это был один праздник в честь Ярилы и длился от Иванова до Петрова дня.
Осенние обряды:
Круг земледельческих праздников замыкали жатвенные обряды и песни. Их содержание не было связано с любовно-брачными отношениями, они носили хозяйственный характер. Важно было сохранить готодородящую силу хлебного поля и восстановить потраченное здоровье жней.
Воздавали почести первому и последнему снопу. Первый сноп называли именинным, с песнями несли на гумно (с него начинали молотьбу, а зерна сохраняли до нового посева). В конце жатвы последний сноп также торжественно приносили в избу, где он стоял до Покрова или Рождества. Затем его скармливали скотине: считали, что он обладает целебными свойствами.
В жатвенных песнях всегда величались женщины, так как урожай собирали серпами и этот труд был женским. Образы жней идеализировались. Они изображались в единстве с окружающей природой: месяцем, солнцем, ветром, зарей и, конечно же, нивой. Звучал мотив заклинания урожая:
В поле копами (копнами),
На гумне стогами!..
В клети закромами!..
В печи пирогами!
Почти повсеместно оставляли недожатым последний пучок колосьев — на бородку мифическому образу (козлу, полевику, хозяину, Волосу, Егорию, Богу, Христу, Илье-пророку, Николе и др.). Колосья завивали различными способами. Например, связывали пучок сверху и снизу, колосья пригибали, расправляли по кругу согнутые стебли. Затем бороду украшали лентами и цветами, а в середину клали кусочек хлеба с солью, лили мед. В основе этого обряда лежали представления о духе нивы — козлооб-разном хозяине поля, скрывающемся в последних несжатых колосьях. Как и у других народов, козел — олицетворение плодородия, его старались задобрить, чтобы не оскудела сила земли. При этом пели песню, в которой иронически величали козла ("'Ходил козел по меже... ").
Во многих местностях женщины, окончив жатву, катались по жнивью, приговаривая: "Нивка, нивка, отдай мою силку, я тебя жала, силу свою теряла". Магическое прикосновение к земле должно было "отдать силушку". Окончание жатвы отмечалось сытным обедом с отжиночным пирогом. В деревнях устраивали складчины, братчины, варили пиво.
Осенью были забавные обычаи изгнания насекомых. Например, в Московской губернии устраивали похороны мух — делали гробики из моркови, свеклы, репы, клали в них мух и закапывали. В Костромской губернии мух выгоняли из избы последним снопом, а потом ставили его к иконам. С Покрова в деревнях начинались свадьбы и девушки говорили: "Покров, Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!"
5.4.Хороводные песни и пляски.
Хоровод — древнее синкретическое действо, соединяющее песню, танец, игру. Хороводы включали различные комбинации движущихся фигур, однако чаще всего движение совершалось по солнечному кругу. Это связано с тем, что некогда хороводы посвящались культу гор и холмов, культу солнца. Первоначально это были весенние обряды в честь солнца (Хорса) и сопровождались зажиганием огней.
Хороводы связаны со многими календарными праздниками. В. И. Даль перечислил следующие хороводы (по календарю): радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, Никольские, ивановские, илъинские, успенские, семенинские, капустин-ские, покровские.
Хороводные песни по их роли в хороводе разделяют на наборные (с них начинали), проходочные и разборные (ими заканчивали). Каждая песня представляла собой самостоятельную игру, законченное художественное произведение. Связь с древними заклинательными обрядами обусловила тематическую направленность хороводных песен: в них представлены мотивы аграрного (или промыслового) характера и любовно-брачные. Нередко они объединялись ("Цы просо сеяли, сеяли...", "Хмель мой, хмелюшко...", "Заинька, по сенечкам Гуляй-таки, гуляй...").
Постепенно хороводы утратили свой магический характер, их поэзия расширилась за счет песен лирических, они стали восприниматься только как развлечение.
5.5.Скороговорки, попевки, потешки - (аудио и видео материал для прослушивания и ознакомления)
Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд. (Лал — рубин)
Архип осип. Осип охрип.
Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.
Баран буян залез в бурьян.
Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
Бегают две курицы нагишом по улице.
Бежит кошка по небу, догоню да поиму.
Бежит лиса по шесточку: "Лизни, лиса песочку!"
Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
Белые бараны били в барабаны.
Берестовое лукошко полно морошки.
Боронила борона по боронованному полю.
Бороною боронили поле неборонованное.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В нашей покупке —Крупы и крупки.
Потешки – Это маленькие стишки позволяющие взрослым общаться с детьми и развивать их. Существует огромное количество потешек предназначенных для разных действий, например, для еды или умывания, бега или ходьбы, про животных и птиц. И каждая потешка по-своему хороша и оригинальна. Подборку потешек из детского фольклора мы представляем на этой странице. Пусть общение будет радостью, а каждый взрослый найдет то, что поможет воспитать ребенка добрым, умным и сильным.
1.Хорошеньким - хорошок.
Пригоженъким - пригожок.
Стройненьким - стройнячок,
А родненьким - родняшок.
2.Ах ты мой мальчик,
Желтый одуванчик.
3.Ой, люшеньки-люшки!
Нашему Илюшке -
Доброе утро.
Доброе утро!
Утро с шутками,
Прибаутками!
4.Дили- дили-дили-дили -
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили -
Колокольчики будили,
Всех жуков, пауков,
И веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили,
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробышек проснулся,
И галчонок встрепенулся.
Динь-день! Динь-день!
Не проспите новый день.
5.6.Итоговое занятие.
Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1.Вводное занятие:
2.Актёрское мастерство:
Теория (Артистическая этика. Объекты внимания. Управление вниманием. Органы чувственного восприятия.)
Практика (Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных и согласных звуков. Упражнение на сочетание звуков.
2.1.Театр, как вид искусства.
2.2.Декорации, костюмы, реквизит, схема зала
2.3.Речь, мимика
2.4.Жесты, пантомима
2.5. Выбор, анализ сценического материала .
2.7. Работа над эпизодами.
2.8. Репетиция сценки.
2.9. Итоговое занятие.
Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.
3.Ритмопластика:
Теория (Танец, как вид искусства. Танцевальные направления. Понятия – темп, ритм. Видеодемонстрация материала. )
Практика (Упражнения на память физических действий. Упражнения на «общение» и «взаимодействие». Упражнения на развитие чувства ритма внутреннего и коллективного. Импровизация под музыку. Работа над этюдами.
3.1.Танец, как вид искусства.
3.2.Темп, ритм и музыкальные акценты – (танцевальные упражнения в разных ритмических рисунках и темпах).
3.3.Основные танцевальные шаги.
Полупальцы, маршевый шаг, шаг с акцентом колена, шаг с каблука, шаг по первой позиции ног, лёгкий бег, галоп, подскок.
3.4.Игровой танец.
3.5.Сюжетный танец.
Сложные задачи встают перед педагогом, когда он берется за постановку сюжетного танца.
3.6.Пластический образ персонажа.
Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Развитие индивидуальности. Музыка и движение. Пластический образ живой и неживой природы
3.7.Перестроение в колонну, линии, пары.
Круг, линия, колона, диагональ, два круга, шахматный порядок.
3.8.Парные танцы.
Полька: основной шаг, перестроения, повороты.
3.9.Танцевальные элементы разных народов.
На этом занятии учеников знакомят с разными народами, их обычаями и традициями.
3.10.Постановка танцевальной зарисовки.
Музыкальный образ и его воплощение в хореографическом тексте.
3.11.Рисунок-схема танца.
Логика развития танцевального рисунка и распределение его по сценической площадке.
3.12.Основные танцевальные элементы.
Своеобразие и отличительные черты танцевальной лексики различных народностей. Хореографический текст (танцевальные движения, жесты, позы, ракурсы). Место хореографического текста в композиции танца.
3.13.Работа над характером танца.
3.14.Итоговое занятие.
Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.
4. Сценический грим:
Сценический грим, это не только непосредственное преображение лица исполнителя: старение или, наоборот, омолаживание лица; наложение бороды, удлинение носа и т.д
Теория (История сценического грима. История возникновения, развитие в течение времени.)
Практика (гримирование лица). Наложение вазелина, подготовка лица к наложению общего тона. Подбор красок, смешение их.
4.1.Гримировальные наборы, спецкосметика, парики.
Грим - искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др
4.2.Виды грима.
Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический).
4.3.Техника нанесения грима.
Некоторые правила нанесения грима, которые легли в основу сценического макияжа, могут пригодиться не только гримерам в профессиональных театральных труппах, а и тем, кто занимается в школьных либо любительских театрах.
4.4. Грим – сказочные герои.
Практическое занятие – нанесение грима поэтапно (видео и фото образец)
4.5.Грим – весёлый, грустный.
Практическое занятие – нанесение грима поэтапно (видео и фото образец)
4.6.Грим – образ животных.
Практическое занятие – нанесение грима поэтапно (видео и фото образец)
4.7. Сценический макияж.
Сцена – место воплощения самых смелых идей, в том числе и в образах артистов.
4.8.Итоговое занятие.
Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.
5.Фольклор:
Теория (Жанры фольклора. Обычаи и обряды. Потешки, попевки, скороговорки – с видео и аудио демонстрационным материалом.)
Практика (Песни, пляски, хороводы.)
5.1.Фольклор – жанры.
5.2.Зимние и весенние календарные обычаи и обряды.
5.3.Летние и осенние календарные обычаи и обряды.
Летние обряды.
5.4.Хороводные песни и пляски.
5.5.Скороговорки, попевки, потешки - (аудио и видео материал для прослушивания и ознакомления)
5.6.Итоговое занятие.
Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.
Методика и технология преподавания.
Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой.
Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве.
Любой ребенок, желающий получить представление о театральном сценическом искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной программе в детской студии сценического искусства.
Данная программа обучения основам сценического искусства направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я».
Весь процесс обучения строится на использовании театральной сценической педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач.
При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей.
В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы:
- Раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов.
- Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.
- Обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.
Это значит, что все занятия направлены на развитие следующих качеств: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, партнерских отношений в коллективе, умение формулировать свои мысли, умение донести свои идеи и ощущения до зрителя.
В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности детей, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей.
На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого–возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.
Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:
- От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
- Вовлечение в творческий процесс всех учеников.
- Смена типа и ритма работы.
- От простого к сложному.
- Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.
Основной формой занятий 1 года обучения являются танцевальные, музыкально-театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей с ОВЗ, детей-инвалидов и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства.
Ожидаемый конечный результат:
1. Умение использовать полученные знания в области сценического искусства.
2. Владение навыками танцевального, музыкально-актерского мастерства: взаимодействие с партнерами, действие в предлагаемых обстоятельствах, импровизация и общение со зрителем.
3. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, танца, фольклора, вокала, литературой.
4. Чувство раскованности, уверенного поведения на сцене.
5. Умение ценить труд коллектива.
6. Ощущение потребности в творчестве и самовыражении.
Техническое оснащение:
Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: - оборудование помещения и его оснащение;
Кабинет (студии) дополнительного образования: раковина, шкафы для пособий, парты, стулья, компьютерный стол, компьютер, принтер, доска, освещение над доской, ящики для игрушек, ковёр, мягкие модули.
- специальные приспособления для обучения детей-инвалидов.
Список рекомендуемой методической и учебной литературы:
1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
2. Альшиц Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009
3. Бажанова Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49
4. Венецианова М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства).
5. Владимиров С. В. Действие в драме. – 2 изд., доп. – Санкт-Петербург: Изд- во СПб ГАТИ, 2007
6. Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
7. Гительман Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия: хрестоматия / Л. И. Гительман. – Санкт-Петербург: 2002
8. Жабровец М. В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008
9. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008
10.Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2008 60 11.Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008 12.Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. – Москва: ЗАО "БММ"
13.Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)
14.Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
15.Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва: ГИТИС, 2005
16. Андреева Л.Д. Мир Терпсихоры.- М.: Музыкальная литература, 1980 .
17.Ваганова А.Я. Классический танец.- М.: Музыкальная литература, 1973.
18. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Труд, игры, творчество, праздники года. – С.-Пб: «Дамаск» 1999. – 176с., н.
19. Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. - М.: изд. ЭКСМО, 2005.
20. Захаров Р.С. Композиция, постановка танца.- М.: Музыкальная литература, 1989.
21. Климов А.А.Русский народный танец. Выпуск 1. Учебное пособие. Изд. При участии ТООО «Либерея». 1996.
22. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ. - М.: Мнемозина, 1996.
23. Ордакулис А. А. В мире стэпа.- М.: Музыкальная литература, 1999.
24. Праздники народов России. Энциклопедия /Бронштейн М. М. , Жуковская Н.Л. и др. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.
25. Резникова З.П. Приглашение к танцу.- М.: Музыкальная литература,1996.
26. Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. М. 1983
27.Мельников М.Н. Русский детский фольклор М. 1987.
28.Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия М.1971.
29.Михайлова М. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Ярославль 2001.
30.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.1998.
31.Русское народное поэтическое творчество / Под. Ред. А.М.Новиковой. М.1986.
32.Хрестоматия по истории русской фольклористике. М. 1973.
33.Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / Под. Ред. Орловой Л.К. Владимир 1995.
34.Брыкина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению // Дошкольное воспитание №7- 1980.
35.Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание, № 9- 1991.
36.Комарова Т. Народное искусство в интеллектуально- эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание № 7- 1998.
37.Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // Дошкольное воспитание №8-2000.
38.Новицкая М. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание № 9- 1993.
39.Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // Дошкольное воспитание №11- 2000.
40.Остроух Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей //Дошкольное воспитание №9,10 – 1994.
41.Ветрова А. Визажист, стилист, косметолог. – Р-н.Д: Издательство «Феникс»- 2003.- 224 ч.
42.Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически.- М.: Издательство: Высшая школа, Академия. – 2000.- 192с.
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Педагог-организатор Директор
ГКОУ «Центр инклюзивного ГКОУ «Центр инклюзивного
образования «Южный» образования «Южный»
____________ Е.В. Тарасова ______________ О.В. Бурлакина
01 сентября 2017 года 01 сентября 2017 года
Студия «Театр - Плюс» педагог Финенко К.С.
Календарно учебный график
Форма занятий – групповая
№ | месяц | число | Форма занятия | Тема занятий / уроков | часы | Место проведения | Форма контроля |
1. | Вводное занятие: | 1 | Актовый зал | ||||
1.1. | Сентябрь | Лекция | Знакомство с учащимися, с ТБ. | 1 | Актовый зал | Входной - Анкетирование: выявление знаний о правилах поведения на занятии и ТБ. | |
2. | Актёрское мастерство: | 9 | Актовый зал | ||||
2.1. | Сентябрь | Лекция | Театр, как вид искусства. | 1 | Актовый Зал | Входной- Выявление знаний о театральном искусстве (виды-жанры театров и правило поведения в театре) | |
2.2. | Сентябрь | Лекция | Декорации, костюмы, реквизит, схема зала. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Наблюдение за ходом обучения и контроль об уровне усвоенной информации, (роль декораций, костюмов и театрального реквизита в театре). | |
2.3. | Сентябрь | Лекция (практика) | Речь, мимика. | 1 | Актовый Зал | Тематический- Определение степени усвоения темы через скороговорки, стихотворения и задания на мимику «жесты лица»: «Кто говорит?», «Комплименты». | |
2.4. | Октябрь | Лекция (практика) | Жесты, пантомима. | 1 | Актовый Зал | Тематический- Определение степени усвоения темы, (что кроме речевых, существуют и невербальные средства общения), через упражнения: «Здороваемся без слов», «Угадай, кто это». | |
2.5. | Октябрь | Лекция | Выбор, анализ сценического материала. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Практическая работа: выбор сценки-эпизода из сказки. | |
2.6. | Октябрь | Лекция (практика) | Работа над эпизодами. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Наблюдение и коррекция процесса работы над выбранным эпизодом. | |
2.7. | Октябрь | Лекция (практика) | Работа над эпизодами. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Наблюдение и коррекция процесса работы над выбранным эпизодом. | |
2.8. | Октябрь | Практика | Репетиция сценки. | 1 | Актовый Зал | Тематический – Контроль динамики усвоения материала, по средствам сценической игры выбранного эпизода-сценки. | |
2.9. | Ноябрь | Практика | Итоговое занятие. | 1 | Актовый зал | Итоговый- Выступление в школьном концертном мероприятии приуроченном празднику «День матери» | |
3. | Ритмопластика: | 14 | Актовый зал | ||||
3.1. | Ноябрь | Лекция (практика) | Танец, как вид искусства. | 1 | Актовый Зал | Входной – Тест – выявление до начала обучения способностей, умений и навыков ребёнка, учитывая психофизические особенности. | |
3.2. | Ноябрь | Лекция (практика) | Темп, ритм и музыкальные акценты. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Контроль за точностью усвоения материала, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
3.3. | Ноябрь | Практика | Основные танцевальные шаги. | 1 | Актовый Зал | Текущий – Контроль за точностью усвоения материала и точности исполнения, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
3.4. | Декабрь | Практика | Игровой танец. | 1 | Актовый Зал | Текущий – Контроль за точностью усвоения материала и точности исполнения, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
3.5. | Декабрь | Практика | Сюжетный танец. | 1 | Актовый Зал | Текущий – Контроль за точностью усвоения материала и точности исполнения, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
3.6. | Декабрь | Практика | Пластический образ персонажа. | 1 | Актовый Зал | Текущий – Контроль за точностью усвоения материала и точности исполнения, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
3.7. | Декабрь | Практика | Перестроение в колонну, линии, пары. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Контроль за точностью усвоения материала и точности исполнения, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
3.8. | Январь | Практика | Парные танцы. | 1 | Актовый Зал | Входной- Повторение базовых знаний. | |
3.9. | Январь | Практика | Парные танцы. | 1 | Актовый Зал | Входной- Повторение базовых знаний изученных ранее. | |
3.10. | Январь | Практика | Постановка танцевальной зарисовки. | 1 | Актовый Зал | Входной – Продолжение процесса обучения в соответствии с планом. | |
3.11. | Январь | Практика | Рисунок-схема танца. | 1 | Актовый зал | Текущий- Контроль за точностью усвоения материала и точности исполнения, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
3.12. | Февраль | Практика | Основные танцевальные элементы. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Контроль за точностью усвоения материала и точности исполнения, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
3.13. | Февраль | Практика | Работа над характером танца. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Контроль за точностью усвоения материала и точности исполнения, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
3.14. | Февраль | Практика | Итоговое занятие. | 1 | Актовый Зал | Итоговый – Участие в школьных концертных мероприятиях посвящённых: Дню защитника отечества, Международному женскому дню 8 марта и участие в городском конкурсе «1+1». | |
4. | Сценический грим: | 8 | Актовый Зал | ||||
4.1. | Февраль | Практика | Гримировальные наборы, спецкосметика, парики. | 1 | Актовый Зал | Текущий – Наблюдение и контроль за понимание и усвоением темы. | |
4.2. | Февраль | Практика | Виды грима. | 1 | Актовый Зал | Текущий – Наблюдение и контроль за понимание и усвоением темы. | |
4.3. | Март | Практика | Техника нанесения грима. | 1 | Актовый Зал | Текущий – Наблюдение и контроль за понимание и усвоением темы. | |
4.4. | Март | Практика | Грим – сказочные герои. | 1 | Актовый Зал | Тематический – Практическая работа: по шаблону нанести грим на лицо. | |
4.5. | Март | Практика | Грим – весёлый, грустный. | 1 | Актовый Зал | Тематический – Практическая работа: нанести грим на лицо по шаблону. | |
4.6. | Март | Практика | Грим – образ животных. | 1 | Актовый Зал | Тематический – Практическая работа: нанести грим на лицо по шаблону. | |
4.7. | Апрель | Практика | Сценический макияж. | 1 | Актовый Зал | Тематический – Практическая работа: нанести грим на лицо по шаблону. | |
4.8. | Апрель | Практика | Итоговое занятие. | 1 | Актовый Зал | Итоговый – участие в городском конкурсе «Один день с театром». | |
5. | Фольклор: | 6 | Актовый Зал | ||||
5.1. | Апрель | Практика | Фольклор – жанры. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Контроль за точностью усвоения материала, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
5.2. | Апрель | Практика | Зимние и весенние календарные обычаи и обряды. | 1 | Актовый зал | Текущий- Контроль за точностью усвоения материала, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
5.3. | Май | Практика | Летние и осенние календарные обычаи и обряды. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Контроль за точностью усвоения материала, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
5.4. | Май | Практика | Хороводные песни и пляски. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Контроль за точностью усвоения материала и точности исполнения, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
5.5. | Май | Практика | Скороговорки, попевки, потешки. | 1 | Актовый Зал | Текущий- Контроль за точностью усвоения материала и точности исполнения, учитывая психофизические особенности каждого ребёнка. | |
5.6. | Май | Практика | Итоговое занятие. | 1 | Актовый зал | Итоговый – Участие в школьных концертных мероприятиях:
| |
Всего часов: | 38 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине ЕН. 01 Математика для специальностей 44.02.01Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке педагогических работников по укрупненной группе специальн...
Рабочая программа по дисциплине ЕН. 01 Математика для специальностей 44.02.01Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке педагогических работников по укрупненной группе специальн...
Рабочая программа по коррекционной педагогике
Эта рабочая программа будет полезна учителям СКО....
Школьная тревожность как актуальная проблема коррекционной психологии и коррекционной педагогики
В статье раскрываются теоритические аспекты школьной тревожности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКА для специальности среднего профессионального образования 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рабочая программа учебной дисциплины...
Рабочая программа по географии 6-9 класс (коррекционная педагогика)
Рабочая программа по географии 6-9 класс....
Программа кафедры коррекционной педагогики и психологии
Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, п...