Рабочая программа кружковой работы "Азбука трудоустройства"
элективный курс (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Курс "Азбука трудоустройства" создан для тех старшеклассников, которые хотят получать удовольствие от своего труда, добиваться карьерного роста и достойно зарабатывать. На этих курсах они приобретают необходимые для этого знания, осваивают практические умения по поиску работы и трудоустройства. Для этой цели в курсе разработана система практических занятий, упражнений и социально-экономических игр, в которых моделируются реальные условия современного рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_azbuka_trudoustroystva.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Жаворонковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор МОУ Заместитель директора по ВР
Жаворонковская средняя МОУ Жаворонковская средняя
общеобразовательная школа общеобразовательная школа
Тараскина Г.Н.________ Васильева И.А.___________
«__» ______________2014г. «__» ______________2014г.
Рабочая программа
кружковой работы
«Азбука трудоустройства»
на 2014-2015 учебный год
Программа составлена
учителем истории
Рустамовой М.Р.
Жаворонки 2014
Пояснительная записка
Количество занятий за год всего – 37 час
Количество занятий в неделю - 1час
Программа курса построена с целью подготовки старшеклассников к самостоятельной деятельности на рынке труда. Окончив школу, большинство выпускников своей главной целью считают поступление в вуз, а проблемы трудоустройства кажутся далёкими. Между тем, как показывает опыт самостоятельной жизни вчерашних школьников, без работы и учиться тяжело, и полноценно жить непросто. Кроме этого, реалии современного рынка труда таковы, что далеко не все молодые люди, которые хотят работать, могут себе найти работу, дающую стабильный доход и обеспечивающую накопление профессионального опыта. Многие перебиваются случайными заработками. Почему же молодые, энергичные и активные люди, которые имеют потребность и большое желание работать, зачастую не могут это желание реализовать? Этому есть две основные причины. Во-первых, они ещё мало что умеют делать, у них нет опыта работы и практической деятельности по какой-либо специальности и поэтому они проигрывают на рынке труда тем людям, которые таким опытом обладают. Во-вторых, молодые люди не имеют ни знаний, ни опыта в том, как можно найти работу и как эту работу получить: ведь ни в школе, ни в вузе их не обучали правилам поиска работы и анализу тенденций, существующих на современном рынке труда. Поэтому поиски работы проводятся молодёжью бессистемно, хаотически, непрофессионально и зачастую приносят им многочисленные разочарования.
Курс «Азбука трудоустройства» предназначен для тех старшеклассников, кто хочет получать удовольствие от своего труда, достойно зарабатывать, добиваться карьерного роста и радоваться жизни. На этих курсах они приобретают необходимые для этого знания, осваивают практические умения по поиску работы и трудоустройству. С этой целью в программе курса разработана система практических заданий, упражнений и социально-экономических игр, в которых моделируются реальные условия современного рынка труда.
Цели курса:
- подготовка учащихся к самостоятельной деятельности на рынке труда;
Задачи курса:
- осуществление профессиональной ориентации школьников с учетом интересов, профессиональных предпочтений и типа личности;
- формирование у старшеклассников коммуникативной, информационной и социально-трудовой компетентностей, являющихся основой для самостоятельной деятельности будущих выпускников в процессе трудоустройства;
- развитие у старшеклассников интереса и положительной мотивации к учению в целом и направленности на развитие ключевых компетентностей, необходимых для решения широкого круга социальных, экономических и профессиональных задач.
Программа курса
Тема 1. Как отыскать свое место на рынке труда.
Профессиональный выбор и трудоустройство. Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение. Основные задачи при осуществлении профессионального выбора. Что необходимо для успешного трудоустройства? Профессия, специальность, должность. Новые профессии XXI века. Классификация профессий. Классификация профессий по предмету и характеру труда. Классификация профессий на основе учета интересов, способностей и типологических особенностей личности. Ошибки при выборе профессии. Пути избегания подобных ошибок. Современный рынок труда и его субъекты. Трудовые ресурсы. Субъекты современного рынка труда. Потребительская стоимость и конкурентоспособность товара «рабочая сила». Требования работодателей к соискателям рабочих мест. Специальности, востребованные на мировом рынке труда и на региональных рынках.
Тема 2. Трудоустройство: от поиска работы - до процедуры найма
Технология трудоустройства. Этапы технологии трудоустройства: постановка целей, исследование рынка труда, информирование потенциальных работодателей, прохождение профессиональных испытаний, оформление на работу. Составление резюме и сопроводительного письма. Функциональное и хронологическое резюме. Структура и содержание резюме. Резюме начинающего соискателя. Источники информации о рабочих местах. Поиск информации в печатных СМИ и в Интернете. Наем на работу и правовое регулирование трудоустройства. Закон РФ о занятости. Трудовой кодекс РФ. Наем на работу и трудовой договор. Документы, необходимые для трудоустройства. Правовое регулирование увольнения с работы. Социальная и материальная поддержка безработных граждан.
Тема 3. Как наладить конструктивное общение с работодателем
Общение и его роль в процессе трудоустройства. Психологические основы конструктивного общения. Общение как процесс взаимодействия между людьми. Понятие партнерского общения. Три уровня коммуникации: вербальные сигналы, паралингвистические сигналы, невербальные сигналы. Как научиться слушать? Активное слушание. Условия и правила активного слушания. Деловая беседа. Этапы деловой беседы: начало беседы, обмен информацией, аргументация, принятие решений, завершение беседы. Этика делового общения.
Тема 4. Как успешно пройти профотбор
Что нужно знать о профотборе? Назначение профотбора. Принципы профотбора. Из истории профессионального отбора. Профотбор в процессе трудоустройства. Критерии отбора персонала. Методы профотбора: биографический метод, интервью, тестирование, профессиональные пробы. Переговоры с работодателем по телефону. Правила и приемы обмена информацией по телефону. Первый личный контакт с работодателем. Компоненты формирования первого впечатления: внешний вид, взгляд и зрительный контакт, голос и речь, мимика и жесты. Как успешно пройти собеседование? Собеседование как один из самых сложных и важных этапов процесса трудоустройства. Критерии оценки кандидата в процессе собеседования. Обязательные вопросы на собеседовании. Рекомендации исоветы для соискателей по подготовке и прохождению собеседования. Техника ведения диалога с работодателем. Основные типы вопросов. Правила преодоления возражений. Тестирование. Для чего работодатели используют тесты? Подготовка к тестированию. Как отвечать на вопросы теста?
Тема 5. Почему в трудоустройстве так важен самомаркетинг
Что такое самомаркетинг? «Три кита» самомаркетинга: самооценка, самопозиционирование, самопрезентация. Понятие об имидже. Связь самомаркетинга с технологией трудоустройства. Личная программа самомаркетинга. Планирование. Полезные личные связи. Качества кандидата, необходимые для успешного трудоустройства. Публичное выступление. Примеры публичных выступлений. Публичное выступление как демонстрация своих достижений. Как подготовиться и успешно выступить перед аудиторией? Содержание и форма публичного выступления.
Примерная тематика публичных выступлений
- Я и моя профессия.
- Особенности регионального рынка труда (города, района, области).
- Мой личный план поиска работы.
- Каким бы я хотел(а) видеть своего работодателя.
- Представляю свое резюме.
- Роль общения в процессе трудоустройства.
- Профессиональный отбор и его виды.
- Как я буду готовиться к собеседованию.
- Как успешно пройти собеседование.
- Тесты и их использование в системе профотбора.
11 .Моя личная программа самомаркетинга.
12.Я и моя будущая работа.
Календарно-тематическое планирование занятий кружка
«Азбука трудоустройства»
Дата | № занятия | Тема занятия | Кол. час | |
по плану | по факту | |||
06.09 | Профессиональный выбор и трудоустройство. Профессия, специальность, должность. | 1час | ||
13.09 | Классификация профессий. Ошибки при выборе профессии. | 1час | ||
20.09 | Современный рынок труда. Диагностика учащихся: «Определение структуры темперамента» | 1час | ||
27.09 | «Определение психологического типа личности»; «Определение профессиональной направленности личности». | 1час | ||
04.10 | Игровой марафон «Объявляется конкурс!». | 1час | ||
11.10 | Социально-экономическая игра «Конкурс робинзонов». | 1час | ||
18.10 | Технология трудоустройства. | 1час | ||
25.10 | Составление резюме и сопроводительного письма. | 1час | ||
01.11 | Источники информации о рабочих местах. | 1час | ||
08.11 | Тактика поиска работы. | 1час | ||
15.11 | Варианты трудоустройства для начинающих. Наём на работу и правовое регулирование трудоустройства. | 1час | ||
22.11 | Наём на работу и правовое регулирование трудоустройства. | 1час | ||
29.11 | Повторительно-обобщающий урок. | 1час | ||
06.12 | Практическая работа «Резюме гения». | 1час | ||
13.12 | Практическая работа «Резюме гения». | 1час | ||
20.12 | Практическая работа «Нашему городу нужны квалифицированные специалисты». | 1час | ||
27.12 | Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс документов». | 1час | ||
10.01 | Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс документов». | 1час | ||
17.01 | Как наладить общение с работодателем. Что такое конструктивное общение. | 1час | ||
24.01 | Как научиться слушать? | 1час | ||
31.01 | Беседа – основа эффективного делового общения. | 1час | ||
07.02 | Игровые упражнения: «Рынок требует, рынок предлагает». | 1час | ||
14.02 | Игровые упражнения: «Конструирование». | 1час | ||
21.02 | Как успешно пройти профотбор. | 1час | ||
28.02 | Что нужно знать о профотборе. | 1час | ||
06.03 | Методы профотбора. | 1час | ||
13.03 | Переговоры с работодателем по телефону. | 1час | ||
20.03 | Первый личный контакт с работодателем. | 1час | ||
27.03 | Собеседование – важный этап трудоустройства. | 1час | ||
03.04 | Техника ведения диалога с работодателем | 1час | ||
10.04 | Подготовка к тестированию. | 1час | ||
17.04 | Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». | 1час | ||
24.04 | Социально-экономическая игра «Конкурс кандидатов». | 1час | ||
08.05 | Практическая работа «Готовимся к собеседованию». Почему в трудоустройстве так важен самомаркетинг. | 1час | ||
15.05 | Публичное выступление. Практическая работа «Реальный самомаркетинг». | 1час | ||
22.05 | Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс идей». | 1час |
Литература:
- Чернова С.В., «Азбука трудоустройства», Изд-во «ВИТА – ПРЕСС», Москва, 2008.
- Бабанский Ю.К. Организация процесса обучения. М., 1977.
3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997.
4. Букинич С.А. Деловые игры со старшеклассниками. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008, №1.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружковой работы по ПДД
Тематический план кружка по изучению ПДД...
Рабочая программа . Кружковая работа 1кл.
Живопись, аппликация,новогодние плакаты, бумажная пластика....
Рабочая программа кружкового занятия
Программа кружка по математике для учащихся 8 класса "За страницами учебника математики"...
Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи"
Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи" 7-8 классов...
Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"
Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"...
Рабочая программа (кружковой работы) «ТРОПИНКА К ЗДОРОВЬЮ» (ЗОЖ) средний дошкольный возраст
Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на в...
Рабочая программа кружковой работы "Азбука трудоустройства"
Курс "Азбука трудоустройства" создан для тех старшеклассников, которые хотят получать удовольствие от своего труда, добиваться карьерного роста и достойно зарабатывать. На этих курсах они пр...