ГБОУ СОШ № 1 "Образовательный центр" с. Кинель-Черкассы Самарской области, структурное подразделение (детский сад "Василек")
Программа занятий степ-аэробикой в секции "Здоровячок"
инструктор по физической культуре: Рахметова Елена Анатольевна
Принято: педагогическим советом протокол № 1от «3» сентября 2013 г.
Пояснительная записка: Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. "Step" в переводе с английского языка буквально означает «шаг». В конце XX века Джина Миллер разработала новую методику – степ-аэробику. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесенной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на ступеньках дали просто замечательные результаты. Воодушевившись полученными результатами, Джин Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлёк миллионы людей, поддерживающих своё тело в тонусе. Со временем данная программа стала называться «степ-аэробика» и получила широкое распространение среди приверженцев здорового и активного образа жизни. За короткое время степ — аэробика стала одним из любимых занятий для детей. Степы обладают для детей особой привлекательностью как некоторые ограничители персонального пространства «Домики» ,для нас, педагогов, подобные «ограничители» места являются действенным способом организации и управления группой. Степ требует от детей обостренного чувства пространства и равновесия. На нем сложнее двигаться, чем на коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Но задача эта, если усложнить ее постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же отмечена новыми игровыми штрихами. Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Им, казалось, должно быть, особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве, но психологическая привлекательность степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через 2-3 занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И степ становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни. Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, для детей подготавливают индивидуальные снаряды — степы. Степ — это ступенька или как мы ее называем, скамейка, высотой не более 8 см, шириной — 25 см, длиной — 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином. Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Цель программы - развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством степ-аэробики. Задачи: - Формировать правильную осанку, укреплять костно-мышечный корсет.
- Развивать координацию движений.
- Укреплять сердечно - сосудистую и дыхательную систему.
- Развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию и др.).
- Улучшать музыкальную и двигательную память детей.
- Расширять двигательный опыт детей.
- Развивать эстетический вкус и интерес к занятиям.
Ведущая идея программы заключается в организации комплексной деятельности оздоровительной, лечебной, образовательной и воспитательной направленности, через организацию двигательной активности на занятиях по стэп - аэробике.
Занятия рассчитаны на воспитанников седьмого года жизни и проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале дошкольного учреждения под руководством специалиста. Продолжительность одного занятия составляет 25-30 мин. Продумывая содержание занятий аэробикой, учитываются морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдая при этом основные физиологические принципы: — рациональный подбор упражнений; — равномерное распределение нагрузки на организм; — постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки. Упражнения для степ-аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям. Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе Во время занятия степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции. Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение 2-х месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться. Посещать кружок могут все желающие воспитанники в возрасте от 6 до 7 лет, не имеющие медицинские и иные противопоказания к двигательной активности. Прогнозируемый результат Воспитанники, прошедшие курс стэп-аэробики, должны освоить все базовые шаги и применять их в самостоятельной деятельности при выполнении музыкально-ритмических комплексов. Эффективность усвоения программы оценивается по уровню сформированности умений выполнять основные элементы (базовые шаги): Выполнение каждого основного элемента оценивается в трехбалльной системе: 1 балл - выполнение движений по показу, движения не четкие, не уверенные, скованные; 2 балла – выполнение движений по показу, объяснению, движения более уверенные, не скованные; 3 балла – выполнение движений самостоятельно, по показу, движения четкие, уверенные. В результате подсчета среднего балла ребенок выходит на освоение программы на определенном уровне: Высокий. Ребенок знает и выполняет все базовые шаги самостоятельно, с интересом, четко и уверенно. Средний. Ребенок знает и выполняет базовые движения, но требуется некоторая помощь взрослого, движения не уверенные, скованные, требуют тренировки. Низкий. Ребенок плохо ориентируется в базовых шагах, выполняет основные элементы только по показу взрослого, движения неуверенные, скованные.
Есть несколько правил для занятия степ - аэробикой: - За полчаса до занятия выпить 1 – 2 стакана воды - Подъем на платформу надо осуществлять за счет работы ног, а не спины. - Ступня ставится полностью. - Спину всегда держать прямо. - Не делать резких движений. - Не делать движений одной рукой (ногой) больше 1мин. - При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку (частота сердечных сокращений не должна превышать 150 – 160 ударов в минуту) Сначала все движения разучиваются и выполняются без музыкального сопровождения в медленном темпе. По мере освоения, предлагаемых элементов, добавляем новые упражнения, усложняем, повышаем темп, увеличиваем амплитуду движений, элементы соединяются в простейший ритмический рисунок. После танцевальных движений проводятся упражнения на расслабление и дыхание, релаксационные упражнения. Условия реализации: занятия проводятся в помещении музыкально-спортивного зала, которое полностью соответствует требованиям, предъявляемым к помещениям для занятий с детьми. Материально-техническое обеспечение: • просторный музыкальный зал • музыкальный центр с фонотекой для музыкального сопровождения • степ-платформы по количеству занимающихся • мячи, гантели по количеству детей Степ аэробика: организация проведения занятий по степ-аэробике Возможно выполнение упражнений в различных построениях: в шеренгу (в шахматном порядке), по кругу, V – построении. В отдельных случаях, в особенности при работе с детьми, используется расположение платформ в одной линии, что позволяет проводить занятия в игровом методе. Например, две «конкурирующие» команды, последовательное выполнение одной, затем др. группой и т.п. Структура занятий степ-аэробики Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течении трех месяцев , некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться. Каждый комплекс занятий должен состоять из трех частей: -подготовительная часть (разминка) -5-7 минут; -основная часть -15-20 минут; -заключительная -4-6 минут.
Время | Содержание | Темп музыки | Контроль нагрузки | Подготовительная часть | 5-7 мин | Обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Стретчинг. | 120 акцентов в минуту. | Внешнее проявление, самооценка. | Аэробная часть (основная) | 15-20 мин. | Комбинации из элементов степ-аэробики, новые упражнения или комплекс стилизованных танцевальных движений, в завершении основной части можно включить подвижную игру. | 130-140 | Пульс, дыхание, внешнее проявление. | Заключительная часть | 4-6 мин. | Упражнения на расслабление, равновесие, растягивание , а так же на гибкость –стретчинг, выполняемых в положении сидя, лежа, стоя. | Медленная, танцевальная музыка. | Внешнее проявление, самооценка. |
Учебно-тематический план
Содержание рабочей учебной программы | Объем учебной нагрузки по программе (количество занятий) Подготовительная к школе группа |
Раздел 1. Показ и обучение основным элементам степ-аэробики
1.1 Базовый шаг
1.2 Шаг ноги врозь, ноги вместе
1.3 Приставной шаг с касанием на платформе или на полу
1.4 Шаги с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед (различные варианты)
1.5 Касание платформы носком свободной ноги
1.6 Шаг через платформу
1.7 Выпады в сторону и назад
1.8 Приставные шаги вправо, влево, вперед, назад, с поворотами
1.9 Шаги на угол
1.10 В – степ
1.11 А – степ
1.12 Подскоки (наскок на платформу на 1 ногу)
1.13 Прыжки
1.14Шасси – боковой галоп в сторону, небольшими шажками |
16 занятий (сентябрь, октябрь) * 30 мин.= 480 минут | Раздел 2.
Комплекс № 1 (приложение № 1)
| 16 занятий (ноябрь¸декабрь) * 30 мин = 480 минут
| Раздел 3.
Комплекс № 2 (приложение № 2) | 16 занятий (февраль, март) * 30 мин = 480 минут | Раздел 4. Комплекс №3 (приложение №3) | 16 занятий (апрель, май) * 30 мин = 480 минут | Итого в год | 64 занятия |
Приложение №1 Комплексы степ-аэробики оздоровительно-тренирующей направленности для старших дошкольников Комплекс № 1 В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую, ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. (Дети в облегченной одежде, босиком.) Подготовительная часть 1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, настроиться.) 2. Ходьба на степе. 3. Приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками. 4. Приставной шаг назад со степа, вперед со степа. 5. Ходьба на степе; руки поочередно вперед, вверх, вперед, вниз. Основная часть 1. Ходьба на степе, руками рисуя поочередно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. 2. Шаг на степ — со степа, кистями рук рисуя маленькие круги поочередно вдоль туловища. (1 и 2 повторить три раза.) 3. Приставной шаг на степе вправо-влево, прямые руки, поднимая одновременно вперед-вниз. 4. Приставной шаг на степе вправо-влево с полуприседанием (шаг — присесть); кисти рук, согнутые в локтях, — к плечам, вниз. 5. Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и за спиной. 6. Шаг на степ — со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной. (3, 4, 5 и 6 повторить 3 раза.) 7. Бег на месте на полу. 8. Легкий бег на степе. 9. Бег вокруг степа. 10. Бег врассыпную. (7, 8, 9 и 10 повторить 3 раза.) 11. Обычная ходьба на степе. 12. Ходьба на носках вокруг степа, поочередно поднимая плечи. 13. Шаг в сторону со степа на степ. 14. Ходьба на пятках вокруг степа, одновременно поднимая и опуская плечи. 15. Шаг в сторону со степа на степ. 16. «Крест». Шаг со степа — вперед; со степа — назад; со степа — вправо; со степа — влево; руки на поясе. 17. То же, выполняя танцевальные движения руками. 18. Упражнение на дыхание. 19. Обычная ходьба на степе. 20. Шаг со степа на степ, руки вверх, к плечам. 21. Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе. 22. Ходьба врассыпную с хлопками над головой. 23. Шаг на степ со степа. 24. Перестроение по кругу. Ходьба на степе в кругу. 25. Мах прямой ногой вверх-вперед (по 8 раз). 26. Ходьба змейкой вокруг степов (2—3 круга). 27. Мах прямой ногой вверх-вперед, руки на поясе (по 8 раз). 28. Бег змейкой вокруг степов. 29. Подвижная игра «Цирковые лошадки». Круг из степов — это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2—3 меньше количества детей). Игра повторяется 3 раза. Дети убирают степы в определенное место и берут по коврику, которые раскладывают по кругу и садятся на них. 30. Упражнения на расслабление и дыхание.
Приложение №2 Комплекс № 2 Степы расположены в хаотичном порядке. Подготовительная часть 1. Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки. 2. Шаг на степ — со степа, бодро работая руками. 3. Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперед-назад с хлопками спереди и сзади. 4. Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук. (В одну и другую сторону.) 5. «Крест». (Повторить 2 раза.) Основная часть 1. Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой, хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой — по левому плечу. 2. Шаг со степа в сторону, чередуется с приседанием, поднимая руки вперед. 3. Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой. 4. Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи. 5. Ходьба врассыпную переменным шагом, выполняя руками танцевальные движения. (Повторить 2 раза.) 6. Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево. 7. И.п. — то же. Взмахнув руками вперед, быстро встать, вернуться в исходное положение. 8. Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в исходное положение. 9. Ходьба на степе, бодро работая руками. 10. Ритмические приседания и выпрямления на степе, руки в свободном движении. 11. Кружение на степе, руки в стороны, в одну и другую стороны. 12. Повторить № 10. 13. Кружение с закрытыми глазами. 14. Шаг на степ — со степа. 15. Бег врассыпную с выполнением заданий для рук. 16. Повторить № 1. 17. Легкий бег на степе чередуется с ходьбой 2 раза. 18. Прыжки, стоя боком на степе, руки на поясе; ноги врозь на пол, ноги вместе, вернуться в исходное положение. 19. Шаг на степ — со степа. 20. Повторить № 18 в другую сторону. 21. Ходьба на степе. 22. Подвижная игра «Физкульт-ура!». Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны площадки. На одной стороне на один степ меньше. Сами становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия старта. На противоположной стороне — финиш. Ребята говорят: «Спорт, ребята, очень нужен. Мы со спортом крепко дружим, Спорт — помощник! Спорт — здоровье! Спорт — игра! Физкульт-ура!» С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занял степ. (Игру повторить 3 раза.) 23. Игры и упражнения на релаксацию.
Приложение №3 Комплекс № 3 В хорошо проветренном зале на полу в три ряда разложены степ-доски. (Дети занимаются босиком, в облегченной одежде.) Подготовительная часть (1-й музыкальный отрезок) 1. Наклон головы вправо-влево. 2. Поднимание плеч вверх-вниз. 3. Ходьба обычная на месте на степе. 4. Приставной шаг вперед со степа на пол и обратно на степ. 5. Приставной шаг назад. 6. Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п. 7. Приставной шаг вперед-назад; вправо-влево. 8. Ногу назад, за степ-доску — руки вверх, вернуться в и.п. 9. Выпад ногой вперед, руки в стороны. Основная часть (2-й музыкальный отрезок) 1. Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п. 2. Правую (левую) ногу вперед перед степом поставить на носок, правую (левую) руку резко вытянуть вперед. Вернуться в и.п. 3. То же вправо-влево от степ-доски. Назад от степ-доски. 4. Правую (левую) ногу поставить резко вперед; вправо (влево); назад и вернуться в и.п. 5. Полукруг. Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степ-доски; вернуться в и.п. 6. Приставной шаг на степ-доске с полуприседанием (упражнения повторить два раза). (3-й музыкальный отрезок) 7. Поворот вправо (влево), ногу назад за степ-доску, руки в стороны; вернуться в и.п. 8. Стоя на полу перед степ-доской, поставить правую (левую) ногу на степ, руки резко вверх; вернуться в и.п. 9. И.п. то же. Выпад правой (левой) ногой на степ, ладони на колено; вернуться в и.п. (упражнения повторить два раза). 10. Выпады ногой вправо; влево; назад, стоя на степ-доске. (4-й музыкальный отрезок) 11. «Покачивания». 12. Беговые упражнения. 13. Полуприседания с круговыми движениями руками. 14. Беговые упражнения. (5-й музыкальный отрезок) 15. Прыжковые упражнения. 16. Кружение на степ-доске в правую и левую стороны вокруг себя, руки в стороны. 17. Прыжковые упражнения. 18. Ходьба вокруг степ-доски на полусогнутых ногах, руки на поясе. 19. Ногу вперед, за степ-доску, руки резко в стороны; вернуться в и.п. (6-й музыкальный отрезок) 20. Ходьба обычная на месте. 21. Шаг вперед; шаг назад; ноги ставить широко. 22. Перестроение со степами в круг. Ходьба на степах на месте. 23. Взявшись за руки, приставной шаг вправо по кругу. 24. И.п. то же; четыре шага вперед-назад. 25. Упражнения на восстановление дыхания. (Длительность занятия 30—35 мин.)
Список детей, занимающихся в спортивной секции по степ-аэробике
Дата: __________________________
Фамилия, имя ребенка | Оплата | Подпись | 1. |
|
| 2. |
|
| 3. |
|
| 4. |
|
| 5. |
|
| 6. |
|
| 7. |
|
| 8. |
|
| 9. |
|
|
Руководитель СП _______________
|