Рабочая программа кружковой работы "Азбука трудоустройства"
элективный курс (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Рустамова Марина Рэмировна

Курс "Азбука трудоустройства" создан для тех старшеклассников, которые хотят получать удовольствие от своего труда, добиваться карьерного роста и достойно зарабатывать. На этих курсах они приобретают необходимые для этого знания, осваивают практические умения по поиску работы и трудоустройства. Для этой цели в курсе разработана система практических занятий, упражнений и социально-экономических игр, в которых моделируются реальные условия современного рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_azbuka_trudoustroystva.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»                                                                                                                 «Согласовано»

Директор  МОУ                                                                                                    Заместитель директора по ВР

Жаворонковская средняя                                                                                     МОУ Жаворонковская средняя

общеобразовательная школа                                                                               общеобразовательная школа

Тараскина Г.Н.________                                                                                      Васильева И.А.___________

«__» ______________2014г.                                                                                  «__» ______________2014г.

Рабочая программа

кружковой работы

«Азбука трудоустройства»

на 2014-2015 учебный год

Программа составлена

 учителем истории

Рустамовой М.Р.

                                                           Жаворонки  2014

Пояснительная записка

                                                                                    Количество занятий за год всего – 37 час

                                                                                           Количество занятий в  неделю - 1час

         Программа курса построена с целью подготовки старшеклассников к самостоятельной деятельности на рынке труда. Окончив школу, большинство выпускников своей главной целью считают поступление в вуз, а проблемы трудоустройства кажутся далёкими. Между тем, как показывает опыт самостоятельной жизни вчерашних школьников, без работы и учиться тяжело, и полноценно жить непросто. Кроме этого, реалии современного рынка труда таковы, что далеко не все молодые люди, которые хотят работать, могут себе найти работу, дающую стабильный доход и обеспечивающую накопление профессионального опыта. Многие перебиваются случайными заработками. Почему же молодые, энергичные и активные люди, которые имеют потребность и большое желание работать, зачастую не могут это желание реализовать? Этому есть две основные причины. Во-первых, они ещё мало что умеют делать, у них нет опыта работы и практической деятельности по какой-либо специальности и поэтому они проигрывают на рынке труда тем людям, которые таким опытом обладают. Во-вторых, молодые люди не имеют ни знаний, ни опыта в том, как можно найти работу и как эту работу получить: ведь ни в школе, ни в вузе их не обучали правилам поиска работы и анализу тенденций, существующих на современном рынке труда. Поэтому поиски работы проводятся молодёжью бессистемно, хаотически, непрофессионально и зачастую приносят им многочисленные разочарования.

   Курс «Азбука трудоустройства» предназначен для тех старшеклассников, кто хочет получать удовольствие от своего труда, достойно зарабатывать, добиваться карьерного роста и радоваться жизни.  На этих курсах они приобретают необходимые для этого знания, осваивают практические умения по поиску работы и трудоустройству. С этой целью в программе курса разработана система практических заданий, упражнений и социально-экономических игр, в которых моделируются реальные условия современного рынка труда.

   Цели курса:

  • подготовка учащихся к самостоятельной деятельности на рынке труда;

   Задачи курса:

  • осуществление профессиональной ориентации школьников с учетом интересов, профессиональных предпочтений и типа личности;
  • формирование у старшеклассников коммуникативной, информационной и социально-трудовой компетентностей, являющихся основой для самостоятельной деятельности будущих   выпускников в процессе трудоустройства;
  • развитие у старшеклассников интереса и положительной мотивации к учению в целом и направленности на развитие ключевых компетентностей, необходимых для решения широкого круга социальных, экономических и профессиональных задач.

Программа курса

Тема 1. Как отыскать свое место на рынке труда.

Профессиональный выбор и трудоустройство. Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение. Основные задачи при осуществлении профессионального выбора. Что необходимо для успешного трудоустройства? Профессия, специальность, должность. Новые профессии XXI века. Классификация профессий. Классификация профессий по предмету и характеру труда. Классификация профессий на основе учета интересов, способностей и типологических особенностей личности. Ошибки при выборе профессии. Пути избегания подобных ошибок. Современный рынок труда и его субъекты. Трудовые ресурсы. Субъекты современного рынка труда. Потребительская стоимость и конкурентоспособность товара «рабочая сила». Требования работодателей к соискателям рабочих мест. Специальности, востребованные на мировом рынке труда и на региональных рынках.

Тема 2. Трудоустройство: от поиска работы - до процедуры найма

Технология трудоустройства. Этапы технологии трудоустройства: постановка целей, исследование рынка труда, информирование потенциальных работодателей, прохождение профессиональных испытаний, оформление на работу. Составление резюме и сопроводительного письма. Функциональное и хронологическое резюме. Структура и содержание резюме. Резюме начинающего соискателя. Источники информации о рабочих местах. Поиск информации в печатных СМИ и в Интернете. Наем на работу и правовое регулирование трудоустройства. Закон РФ о занятости. Трудовой кодекс РФ. Наем на работу и трудовой договор. Документы, необходимые для трудоустройства. Правовое регулирование увольнения с работы. Социальная и материальная поддержка безработных граждан.

Тема 3. Как наладить конструктивное общение с работодателем

Общение и его роль в процессе трудоустройства. Психологические основы конструктивного общения. Общение как процесс взаимодействия между людьми. Понятие партнерского общения. Три уровня коммуникации: вербальные сигналы, паралингвистические сигналы, невербальные сигналы. Как научиться слушать? Активное слушание. Условия и правила активного слушания. Деловая беседа. Этапы деловой беседы: начало беседы, обмен информацией, аргументация, принятие решений, завершение беседы. Этика делового общения.

Тема 4. Как успешно пройти профотбор

Что нужно знать о профотборе? Назначение профотбора. Принципы профотбора. Из истории профессионального отбора. Профотбор в процессе трудоустройства. Критерии отбора персонала. Методы профотбора: биографический метод, интервью, тестирование, профессиональные пробы. Переговоры с работодателем по телефону. Правила и приемы обмена информацией по телефону. Первый личный контакт с работодателем. Компоненты формирования первого впечатления: внешний вид, взгляд и зрительный контакт, голос и речь, мимика и жесты. Как успешно пройти собеседование? Собеседование как один из самых сложных и важных этапов процесса трудоустройства. Критерии оценки кандидата в процессе собеседования.   Обязательные  вопросы  на  собеседовании.   Рекомендации  исоветы для соискателей по подготовке и прохождению собеседования. Техника ведения   диалога   с   работодателем.   Основные   типы   вопросов.   Правила преодоления возражений. Тестирование. Для чего работодатели используют тесты? Подготовка к тестированию. Как отвечать на вопросы теста?

Тема 5. Почему в трудоустройстве так важен самомаркетинг

Что такое самомаркетинг? «Три кита» самомаркетинга: самооценка, самопозиционирование, самопрезентация. Понятие об имидже. Связь самомаркетинга с технологией трудоустройства. Личная программа самомаркетинга. Планирование. Полезные личные связи. Качества кандидата, необходимые для успешного трудоустройства. Публичное выступление. Примеры публичных выступлений. Публичное выступление как демонстрация своих достижений. Как подготовиться и успешно выступить перед аудиторией? Содержание и форма публичного выступления.

Примерная тематика публичных выступлений

  1. Я и моя профессия.
  2. Особенности регионального рынка труда (города, района, области).
  3. Мой личный план поиска работы.
  4. Каким бы я хотел(а) видеть своего работодателя.
  5. Представляю свое резюме.
  6. Роль общения в процессе трудоустройства.
  7. Профессиональный отбор и его виды.
  8. Как я буду готовиться к собеседованию.
  9. Как успешно пройти собеседование.
  10. Тесты и их использование в системе профотбора.

11 .Моя личная программа самомаркетинга.

12.Я и моя будущая работа.

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

«Азбука трудоустройства»           

                                                                                 

Дата

№ занятия

Тема занятия

Кол. час

по плану

по факту

06.09

Профессиональный выбор и трудоустройство. Профессия, специальность, должность.

1час

13.09

Классификация профессий. Ошибки при выборе профессии.

1час

20.09

Современный рынок труда. Диагностика учащихся: «Определение структуры темперамента»

1час

27.09

«Определение психологического типа личности»; «Определение профессиональной направленности личности».

1час

04.10

Игровой марафон «Объявляется конкурс!».

1час

11.10

Социально-экономическая игра «Конкурс робинзонов».

1час

18.10

Технология трудоустройства.

1час

25.10

Составление резюме и сопроводительного письма.

1час

01.11

Источники информации о рабочих местах.

1час

08.11

Тактика поиска работы.

1час

15.11

Варианты трудоустройства для начинающих. Наём на работу и правовое регулирование трудоустройства.

1час

22.11

Наём на работу и правовое регулирование трудоустройства.

1час

29.11

Повторительно-обобщающий урок.

1час

06.12

Практическая работа «Резюме гения».

1час

13.12

Практическая работа «Резюме гения».

1час

20.12

Практическая работа «Нашему городу нужны квалифицированные специалисты».

1час

27.12

Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс документов».

1час

10.01

Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс документов».

1час

17.01

 Как наладить общение с работодателем. Что такое конструктивное общение.

1час

24.01

Как научиться слушать?

1час

31.01

Беседа – основа эффективного делового общения.

1час

07.02

Игровые упражнения: «Рынок требует, рынок предлагает».

1час

14.02

Игровые упражнения: «Конструирование».

1час

21.02

Как успешно пройти профотбор.

1час

28.02

Что нужно знать о профотборе.

1час

06.03

Методы профотбора.

1час

13.03

Переговоры с работодателем по телефону.

1час

20.03

Первый личный контакт с работодателем.

1час

27.03

Собеседование – важный этап трудоустройства.

1час

03.04

Техника ведения диалога с работодателем

1час

10.04

Подготовка к тестированию.

1час

17.04

Игровой марафон: «Объявляется конкурс!».

1час

24.04

Социально-экономическая игра «Конкурс кандидатов».

1час

08.05

Практическая работа «Готовимся к собеседованию». Почему в трудоустройстве так важен самомаркетинг.

1час

15.05

 Публичное выступление. Практическая работа «Реальный самомаркетинг».

1час

22.05

Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс идей».

1час

Литература:

  1. Чернова С.В., «Азбука трудоустройства», Изд-во «ВИТА – ПРЕСС», Москва, 2008.
  2.  Бабанский Ю.К. Организация процесса обучения. М., 1977.

      3.   Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997.

      4.   Букинич С.А. Деловые игры со старшеклассниками. // Преподавание истории и   обществознания в школе. 2008, №1.

      5.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружковой работы по ПДД

Тематический план кружка по изучению ПДД...

Рабочая программа . Кружковая работа 1кл.

Живопись, аппликация,новогодние плакаты, бумажная пластика....

Рабочая программа кружкового занятия

Программа кружка по математике для учащихся 8 класса "За страницами учебника математики"...

Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи"

Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи" 7-8 классов...

Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"

Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"...

Рабочая программа (кружковой работы) «ТРОПИНКА К ЗДОРОВЬЮ» (ЗОЖ) средний дошкольный возраст

Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на в...

Рабочая программа кружковой работы "Азбука трудоустройства"

Курс "Азбука трудоустройства" создан для тех старшеклассников, которые хотят получать удовольствие от своего труда, добиваться карьерного роста и достойно зарабатывать. На этих курсах они пр...