Духовно-нравственное воспитание дошкольников 5-6 лет в процессе музыкальных занятий в эстетической школе "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК"
статья на тему
Воспитание дошкольников в музыке, формирование музыкальных способностей, понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребёнку представление о действительности, о её закономерностях, о нём самом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 17.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Гиевая-Крамер И.В
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе занятий музыкальным искусством является важнейшей проблемой современной педагогики музыкального образования. Нравственное воспитание в аспекте музыкальной деятельности нацелено на формирование личностно-сущностных оснований подрастающего поколения, которые связанны с освоением общечеловеческих ценностей, развитием нравственных чувств и осознанием необходимости нравственного поведения в обществе. Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысло-жизненных ценностей.
В задачи духовно-нравственного воспитания входит: освоение нравственных понятий, представление о нравственных, духовных человеческих ценностях, развитие нравственных чувств и переживаний, формирование нравственных убеждений, а также основы нравственного поведения. В научной литературе также подчёркивается, что именно в дошкольном возрасте, благодаря гибкому мышлению ребёнка, его ориентации на подражание окружающим людям, их поведению и поступкам могут быть заложены основы нравственного поведения.
Музыкальное искусство является важнейшим средством духовно-нравственного воспитания. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности.
Мною был сделан анализ ряда программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, таких как О.П. Радынова «Музыкальные шедевры», Э.П. Костина «Камертон», И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки», которые отражают цель и задачи духовно-нравственного воспитания ребёнка в дошкольных учреждениях, как традиционного типа, так и православной направленности.
На основе анализа вышеуказанных программ по дошкольному воспитанию я для себя выделила основные методические идеи и принципы, которые использую на своих музыкальных занятиях с ребятами. Такие принципы, как:
– ориентированность тематики музыкальных занятий на православные ценности (вера в Бога, любовь, доброжелательность, милосердие и другие) и календарные православные праздники и события (Рождество Христово, Пасха и ряд других);
– актуализация нравственных чувств и переживаний ребёнка, связанных с осознанием нравственных ценностей и понятий, нравственных поступков героя музыкального произведения;
– акцент на развитие патриотических качеств личности ребёнка и его патриотических чувств (любовь к родной земле, Родине, нравственным основам поведения, отражённых в национальной музыкальной культуре русского народа и малых народов);
– расширение и углубление понятий о родных людях в семье, доброжелательного общения со сверстниками на основе специального музыкального репертуара вокального и инструментального плана.
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность - воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.
Музыкальное искусство - один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка - мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категорий. Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.
Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний.
Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.
Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников
Консультация для воспитателей...
Семейное воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности современных дошкольников
В данной статье говорится о роли семьи на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....
Из опыта работы. Организация семейной досуговой деятельности в дополнительном образовании как средство формирования духовно-нравственной основы личности дошкольника.
В статье раскрывается воспитательный потенциал семьи....
Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего школьного возраста на уроках музыкального искусств
В статье Короевой К. Г. подчеркнуто значение духовно-нравственного воспитания учащихся в современной социокультурной ситуации, представлены условия формирования нравственности на уроке музыки, от...
Духовно - нравственное развитие личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.
Результативность...
Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.
В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...