Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.
статья по литературе
В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять , донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка.Проблемное обучение привлекательно тем, что в процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Преподаватель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.п. Все это активизирует познавательную деятельность учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_federalnogo_gosudarstvennogo_obrazovatelnogo_standarta_vtorogo_pokoleniya.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования. Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить, применять в жизни. Для педагога важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения».
Сегодня проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особенно остро. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, — негативное влияние мощного информационного потока низкопробного уровня, стихийно льющегося на подростка из Интернета, телевидения и т. д. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности.
Лучшие русские писатели задавались важнейшими, главными человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий подросток
Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка.
Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок? Прислушаемся к совету известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства».
Основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся.
В начале учебного года на уроке литературы я спрашиваю учеников о том, какие нетрадиционные формы уроков и внеурочных мероприятий им больше нравятся, в каких хотелось бы поучаствовать. Принимаю и рассматриваю разные, даже самые неожиданные предложения школьников. Так рождается совместный план творческой деятельности на учебный год, а мои ученики становятся организаторами и участниками нетрадиционных уроков, проектов и внеклассных мероприятий, позволяющих им приобщиться к литературным ценностям, способствующих эмоционально-нравственному развитию, творческой самореализации
Целью моей педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.
Литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладает немаловажной особенностью: не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов.
Почему это происходит? Литературные произведения - это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. И одна из важнейших целей литературного школьного образования - помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы.
Литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения школьников к литературе.
Известно, что современные ребята перестали испытывать потребность погружаться в контекстуальное пространство, потеряли ощущение соприкосновения с магией книги .
Вся деятельность, направленная на формирование нравственных ценностей, строится в соответствии со следующими направлениями:
- проведение нестандартных уроков литературы и внеклассных мероприятий как условие формирования читательской компетентности обучающихся в рамках ФГОС общего образования;
- сотрудничество образовательного учебного учреждения и библиотек районного и школьного уровней;
- осуществление тесной связи между родителями и детьми (семейное чтение);
- участие в различных творческих мероприятиях районного и школьного уровней, посвящённых углублённому изучению литературы;
Участие в конкурсах «Живая классика», Всероссийском конкурсе сочинений "Без срока давности", Часах громкого чтения «Диалог с классиком», конкурсе « Проба пера» и др. позволяет выявить не только творческие особенности школьников, их артистизм, но и воспитать добросовестное отношение к делу, ответственность, гражданскую позицию.
Добиваться успеха в нравственном воспитании учеников мне помогает система работы, основанная на тесном содружестве с библиотеками школьного, районного уровней, т.к. в библиотеке формируется особое образовательное литературное пространство, помогающее свободно выразить свои чувства, эмоции и открыть самого себя.
Проект «Неделя литературы в школе» предоставляет мне возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности обучающихся. Увлекательно и интересно для ребят проходят также поэтические марафоны и поэтические ринги. Такие творческие мероприятия способствуют развитию образной речи, пополнению словарного запаса, приучают всматриваться, вслушиваться в слово, понимать его.
Применение современных технологий на уроке актуально, так как позволяет в наибольшей степени решить поставленную государством задачу гуманизации образования, заключающуюся в построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии.
Среди множества современных технологий наиболее приемлемыми для уроков литературы для меня являются следующие:
- технология проблемного обучения ;
- технология развития критического мышления;
- компьютерные технологии ( ИКТ);
- создание ситуации успеха на уроке.
Эти технологии привлекательны в первую очередь тем, что являются предметно-личностно-ориентированными, в центре их внимания – ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. Ведь от меня, как от современного учителя, требуется не только дать учащемуся образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учащихся, воспитывать личность.
При использовании инновационных технологий в обучении литературы успешно применяю следующие приемы, формы и методы:
- опорный конспект;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- кластеры;
- синквейн;
- перепутанные логические цепочки;
- дидактическая игра;
- работа с тестами;
- работа с текстами;
- групповая форма работы;
- коллективная форма работы;
- нетрадиционные формы домашнего задания и др.
Технология проблемного обучения
На уроках литературы наибольшее предпочтение я отдаю проблемному обучению. Оно привлекательно тем, что в процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Преподаватель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.п. Основу проблемного обучения составляет умение найти острый, проблемный вопрос, создав тем самым на уроке проблемную ситуацию и организовав способы ее решения. Существует несколько методических приемов выполнения этой задачи. Я делаю это так:
- В начале урока создаю проблемную ситуацию.
- Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения.
- Организую поиски гипотезы и предположительного объяснения обнаруженных противоречий.
- Побуждаю учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты (например, сравнивать высказывания разныхгероев)
- Организую проверку гипотезы и поиск средств решения данной проблемы .
- Излагаю различные точки зрения на данную проблем у(например, противоположные точки зрения критиков на образы главных героев, на философскую концепцию автора).
- Анализируем результаты, делаем выводы, применяя полученные знания во время занятия.
При обсуждении проблемных вопросов высказываются различные мнения, нередко противоположные. И это особенно важно, так как показывает, что ученики думают, переживают, отстаивают свою точку зрения.
Изучая в 5 классе сказку «Тёплый хлеб» К. Паустовского, стараюсь убедить учащихся, что положительные качества в человеке всегда одерживают победу . Так и Филька (главный герой) сумел разжечь в своём сердце искорку доброты, сострадания к солдатскому коню. А помогла ему в этом бабушка, которая рассказала ему поучительную сказку. После этой истории Филька кормит коня тёплым хлебом и беды в деревне прекращаются.
Задаю ребятам вопрос:
- Каким добрым делам и поступкам учат ваши родители, дедушки и бабушки?
- Какие истории, рассказанные взрослыми, помогли выбрать вам правильное решение?
Обычно со всех сторон сыплются истории, примеры о том, как нужно относиться к людям, животным. И тут же ребята приходят к выводу, что родные их учат добру, любви ,состраданию, ведь в жизни без этих качеств не прожить.
Обратимся к фрагменту урока литературы в седьмом классе. Изучая произведение А. С Пушкина «Станционный смотритель», я ставлю цель: выявить у ребят чувство ответственности за близких им людей. Достичь осмысления внутреннего мира героев, их поступков помогают вопросы по тексту:
Права ли Дуня, что уехала из дома?
Как отреагировал отец(С. Вырин) на отъезд Дуни?
Вспоминала ли Дуня об отце в Петербурге?
Как вела себя Дуня на кладбище?(Обращаю внимание на глаголы легла и лежала)
Конечно, ребятам этого возраста хочется видеть конец повести счастливым. Воспользовавшись этим, я использую элементы урока- гипотезы, то есть начинаю вопросы со слов: «Что было бы если…»
Вопросы:
- Что было бы, если б станционный смотритель был принят в доме Минского, как гость?
- Что было бы, если б уехала с согласия отца?
-Что было бы, если б приехала навестить отца после появления его в Петербурге?
Такие вопросы выявят ответы, которые утвердят в сознании подростков понятия о милосердии к людям.
Выше было сказано о том, что жизненный опыт ученика нужно соединять с жизнью персонажей. Поэтому завожу разговор о том, как относятся ребята к родителям. Прошу их подумать минуту о том, всегда ли были справедливы ребята с ними. Как поступят они, когда родители будут преклонного возраста. Затем предлагаю всем ребятам помолчать ,включаю медленную музыку и предлагаю мысленно попросить прощения у родителей за плохие свои поступки.
Самой таинственной звездой на небосклоне русской литературы был и остаётся по сей день Николай Васильевич Гоголь. Русский патриарх Алексий II назвал Н. В. Гоголя великим духовным писателем России. О духовно-нравственных проблемах заставляют читателя задуматься произведения Николая Васильевича Гоголя. Живой отклик у семиклассников вызывают предательство и любовь Андрия Бульбы. Предлагаю ребятам письменно прокомментировать поступок Андрия. Большинство ребят всё же осуждают его предательство ради любви. Но всегда звучит и другая точка зрения: плохо, что Андрий предал отца, брата, товарищей, мать, Родину, но он это сделал во имя любви, поэтому его можно понять. Выслушав такое мнение, предлагаю поразмышлять над этим поступком под другим углом: «Давайте посмотрим, как ведёт себя прекрасная панночка при встрече с Андрием в осаждённом Дубно. Она плачет, говорит, что у их любви нет будущего: «знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе». Она могла бы сбежать с ним? Почему у неё даже мысли об этом не возникает? Какое слово ключевое в этой её фразе? «Мы». Она не отделяет себя от своего отца, от Родины. Что она выбрала для себя — любовь или предательство? Какие понятия для неё важнее любви? Долг, завет, отец, товарищи, отчизна. Сопоставьте её мировоозрение с мировоззрением Андрия. Чья позиция заслуживает уважения?»
Важные духовно-нравственные аспекты становятся предметом дискуссий на уроках литературы в средних классах: взаимоотношения отцов и детей («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Телеграмма» К. Г. Паустовского), милосердие и жестокость («В дурном обществе» В. Г. Короленко, «Юшка» А. П. Платонова, «После бала» Л. Н. Толстого), честь и бесчестье («Капитанская дочка» А. С. Пушкина), храбрость и трусость («Тихое утро» Ю. П. Казакова)…
Таким образом, технология проблемного обучения позволяет оживить и активизировать учебный процесс, способствует формированию нравственного воспитания учащихся, учит проникать в суть изучаемого произведения, выявлять не только идею, проблему художественного произведения, но и определять значение средств художественной выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"
Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....
Презентация "Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку"
Презентация к выступлению на методическом объединении учителей русского языкаи литературы....
Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку.
Презентация «Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку»...