Духовно - нравственное развитие личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.
материал

Результативность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mikaylova_tehnologii.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное  развитие личности школьника на уроках литературы   в процессе работы с художественным текстом.

1.Введение

На слайде

Духовно-нравственное воспитание направлено на

 «возвышение» сердца ребенка как центра духовной жизни  

И.Г. Песталоцци

У литературы одна цель - помочь человеку,

дохнуть на него при чтении книги теплом и добром
В.Распутин

В преподавателе знание предмета далеко

не составляет главного достоинства, главное

достоинство преподавателя в том, чтобы он умел

 воспитывать своимпредметом

К.Д.Ушинский

1.Введение.

Любите ли вы литературу так, как люблю её я - глубоко и самозабвенно. Литературу, цель которой, как говорил В.Распутин,помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.Я - Петрова Т.А.,учитель средней школы №9 г.Рославля, учитель русского языка и Литературы- предмета, где каждый урок - эторитуал бескорыстного служениячеловеку, его душе. Тема моего методического опыта":Духовно - нравственное  развитие личности школьника на уроках литературы   в процессе работы с художественным текстом".

Научные основы педагогического опыта

Многие аспекты этой темы рассмотрены в трудах Соловейчика С.Л., Сухомлинского В.А.

Если говорить о проблеме духовно-нравственного воспитания в рамках изучения отдельных школьных предметов,конечно, это исследовательский опыт педагога  Е.Н. Ильина

В настоящее время в нашей стране идут широкие теоретические поиски модели построения духовно-нравственного воспитания на всех его уровнях и во всех его аспектах: теоретико-методологическом - Асмолов А. Г., Бим-Бад Б.М. , БахтинМ.М.

 Каждый родитель или учитель задумывается о том, каким выходит в жизнь его ребенок или ученик. Готов ли он в полной мере служить гуманистическим идеалам мира и добра?Сможет ли он отстаивать свои убеждения, будет ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших, беречь родных  и близких? Эти и другие вопросы духовно-нравственного воспитания школьников всегда остаются актуальными в нашей профессиональной деятельности.

  •      Духовно-нравственное воспитание - фундаментальное ядро ФГОС нового поколения.
  • «Для гражданина России особенно важны моральные устои...» В.В. Путин

Сказанные Ф.Тютчевым еще в XIX веке слова:«Не плоть, а дух растлился в наши дни» как нельзя лучше, к сожалению, характеризуют нашу современность.

Следует признать, чтомы живём в эпоху не только мирового экономического кризиса, но и кризиса духовного. Ученые, философы, социологи, педагоги уже на протяжении не одного десятилетия бьют тревогу по поводу нравственной деградации нации.Об утонченности чувств  и изяществе и мечтать не приходится.

  • 1.1На слайде.ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • С одной стороны
  • 1. Совершенствование учебного процесса, ориентированного на общемировые стандарты
  • : функциональную грамотность, компетентность и, как конечную цель, деловой успех,
  • С другой стороны
  • на вторых позициях оказывается  процесс привития общечеловеческих ценностейНарушается баланс основных функций школы – обучения, воспитания и развития.
  • 2. С одной стороны
  • Литературасоздаёт тот этический и эстетический фон, на котором формируется поведение человека.  
  • С другой стороны
  • Мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к отечественной литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию.

Воспитательное значение имеют  все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины - русский язык и литература.

Превратить знания в убеждения, ребенка – в личность, обладающую чутким сердцем – задача каждого, кто работает с детьми, но особенно учителей гуманитарного цикла.

Всем  известны  слова  Е. Евтушенко: « Поэт  в России  больше,  чем  поэт».  Я  позволила  себе  несколько  изменить  эту  строчку, не нарушая  глубины  ее смысла.  И вот  что получилось:

 « Литература  в России  по-прежнему «больше, чем  предмет» и по-прежнему  (хочется  надеяться!)  в центре  внимания самой  широкой  общественности.

Непростая проблема стоит сегодня перед учителем.

1.2На слайде. Постановка проблемы

Как сформировать духовно-нравственную личность школьника средствами предмета литература.

ПРИЧИНЫ,побудившие  к изменению педагогической практики:

недостаточный уровеньсформированности у учащихся духовно-нравственных ценностей;

снижениеинтереса к чтению, к книгам, в том числе к отечественной литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию;

низкий уровень читательской культуры;

количество часов, выделяемых на изучение литературы и русского языка в старших классах, "несоразмерно их значимости";

недостаточная методическая разработанность проблемы внеклассного чтения в образовательном процессе.

1.3  ЦЕЛИ. ЗАДАЧИ.

Я верю, что вечные ценности продолжают жить и в 21 веке. Я за наш русский "великий и могучий", за литературу, которая не должна уходить из школы, из жизни.

  • На слайде.Цель

Формирование  духовно-нравственной личности школьника на уроках литературы: усвоение ребенком вечных ценностей - любви к Родине, уважение к семье, служение гуманистическим идеалам мира и добра, осознания духовной красоты, бережного отношения к Земле; развитие способности к творчеству и самоопределению.

  • Задачи
  • 1.Формировать духовно – нравственные качества личности на основе традиционных российских духовно – нравственных ценностей; способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека  путём раскрытия его личностных качеств;
  • 2. использовать неисчерпаемое человеческое богатство литературы как фактор  влияния на личность школьника, на его взгляды, чувства, нравственное и эстетическое отношение к действительности;
  • 3.проанализировать содержание учебных программ по литературе и найти темы, допускающие ознакомление с произведениями современной детской классики, повышая эрудицию ученика-читателя в аспекте уважения к тексту художественного произведения;

 4.повысить мотив к обучению, пробудить интерес к литературе, к чтению книг.

  • ?Задачи эти решить непросто.На слайде. Школьный предмет "литература" в ситуации пренебрежения чтением
  • Назовите 1-3 причины нежелания читать:
  • главные соперники книги - компьютер и телевизор - 90%;
  • репетиторы, развлечения, спорт, прогулки - 22%;
  • лень - 7%;                              
  • нет интереса  чтению - 7%.
  • Что делаю я, как учитель литературы, в такой ситуации.

2. Теоретическая часть.Концепция  моего педагогического  опыта  и рабочие  материалы.

2.1.Одна их моих учениц однажды сказала: «Литература - это даже и не предмет, это разговор о жизни».Поэтому,если Вечные ценности продолжают жить, то дело литературоведения – их находить.

Литература не столько образовательный предмет, сколько школа воспитания души, где главное – не количество прочитанных страниц, а постоянная потребность обращения к книге, как учебнику жизни. То удовольствие, которое доставляет читателю книга, зависит не только от искусства писателя, но и от степени «соавторства», от диалога, состоявшегося между творцом и читателем. Проникнуть сквозь естественную ткань строк в глубины текста, постичь внутреннюю глубинную жизнь произведения– задача одновременно сложная и крайне важная, но самое главное – возможная.

Мой любимый герой – обыкновенный маленький человек, состояние его души, его умонастроение. Помочь малышу найти себя, раскрыться, полюбить жизнь, людей непросто даже учителю, но это нужно сделать.

     Отсюда особое внимание к урокам детской классики, к воспитанию читателя, читателя-герменевтика.*

Слайд.,,Маленький человек в мире большой литературы”-так названа программа спецкурса для учащихся 5-9 классов по отечественной детской литературе, содержащая список книг и рекомендаций к урокам по внеклассному чтению. Тематически определён в соответствии с возрастными особенностями каждый класс: 5класс - ,,Мальчишки, девчонки…”, 6класс - ,,Уроки доброты и милосердия”, 7класс - ,,Поступок?!”, 8класс - ,,Мы”- это много-много ,,я”, 9 класс - ,,Быть взрослым – это…”.  Включены для изучения, обсуждения, развития  соответствующие произведения.Программа прошла экспертизу в СОИРО (в институте развития образования) и была представлена навсероссийской конференции по вопросам литературы. Программа меняется, модернизируется, появляются новые книги, новые разделы.

Каждый возраст берет свое. А детская литература не признает временных инверсий. И если дети в 10-14 лет обретают свой взгляд на жизнь, остро чувствуют чужую боль, отзывчивы, способны творить ауру добра, то и книги им нужны свои, особые.К сожалению, часто интересные книги. нужные, проходят незамеченными, невостребованными Программой, школой и поэтому читателем.

?С чем знакомить своих воспитанников, учителю, действительно, приходится часто искать самому!Особенно это касается  произведений современных авторов! Путь маленького человека начинается с современности, тогда как школа предлагает иное: от древности к современности. Результат - противостояние: ученик хочет читать о своём детстве, о своих проблемах, испытывает потребность в самостоятельном формировании собственного сознания, а мы предлагаем тексты ( 6 класс ,прогр. Коровиной "Старосветские помещики" Н.Гоголь ), которые он , конечно, прочтёт, но с другой мотивацией

Проводя анализ имеющейся литературы, я увидела, что для создания ситуации успеха на уроке нужна малая эпическая жанровая форма художественной литературы.

Слайды.Уроки детской классики. Уроки "На  огонёк". (Фрагменты программы).

В 5 классе("Мальчишки, девчонки...") детским писателям есть, что сказать своим читателям: Киплингу (,,Маугли”), Г.Троепольскому (,,Белый Бим, Черное ухо”, В.Медведеву (,,Баранкин, будь человеком”), Я.Ларри (,,Приключения Карика и Вали”)- фантастика и фэнтези – любимые жанрыподростков.При знакомстве с произведениями приключенческого жанра учитель обращает внимание и на нравственные проблемы(,,как хорошо, что мы – люди!”)-рассказы Ю.Яковлева, сказки Н.Абрамцевой и Т.Крюковой.

1 слайдУроки детской классики. Уроки "На  огонёк". 5 класс(«Мальчишки, девчонки… »)

Киплинг (,,Маугли”), Г.Троепольский (,,Белый Бим   Черное ухо»), Я.Ларри (,,Приключения Карика и Вали”) - фантастика и фэнтези – любимые жанры подростков.

«Как хорошо, что мы – люди!» - (рассказы Ю.Яковлева,сказкиН.Абрамцевой)

В 6 классе("Уроки доброты и милосердия")после повести В.Короленко «Слепой музыкант», романа Элинор Портер "Поллианна",    ученики поделятся своими мыслями о прочитанном в сочинении ,,Мне стало грустно…”(тема сложной человеческой судьбы – люди с ограниченными физическими возможностями), и станет очевидным, что маленькое сердце способно чувствовать чужую боль, переживать. Не только  проблема нравственного выбора встанет перед ребятами в рассказах В.Солоухина "Мститель", Л.Улицкой "Бумажная победа", В.Крупина "Женя Касаткин", но и проблема... детской жестокости.

2 слайд6 класс  («Уроки доброты и милосердия») В.Короленко «Слепой музыкант», романа Элинор Портер «Полианна» .

Не только проблема  нравственного выбора встанет перед ребятами в рассказах В.Солоухина "Мститель", Л.Улицкой "Бумажная победа", В.Крупина "Женя Касаткин",

но и проблема... детской жестокости.

7 класс("Поступок!")Тема ответственности за свою планету, за братьев наших меньших  прослеживается в повести В.Краснова ,,Шатохи”, миниатюрах В.Крупина. Интересны будут ребятам   притчи Ф.Кривина и О Безымянной.О многом заставит задуматься небольшие рассказы Б.Алмазова "Простите меня", Б.Екимова "Фетисыч", сказка Т.Крюковой "Узник зеркала".Новым именем будет Л.Чарская

 ( ее книги представляют ,,возвращенную литературу”-,,За что?”, ,,Княжна Джаваха”).

3 слайд7 класс("Поступок!")Тема ответственности за свою планету, за братьев наших меньших  прослеживается в повести В.Краснова ,,Шатохи”, миниатюрах В.Крупина.

Притчи Ф.Кривина и О. Безымянной, рассказы Б.Алмазова "Простите меня", Б.Екимова «Фетисыч» -  уроки- откровения

Уроки  «возвращённой литературы» по произведениям Л.Чарской,,За что?”, ,,Княжна Джаваха”.

Каждый класс имеет свою "золотую полку", на которой стоят любимые книги.

Новый виток в развитии и формировании школьника – 8 класс ("Мы"-это много-много "я") ,,Себя каждый выбирает сам”- урок, гостями которого будут герои В.Каверина ,,Два капитана”,Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи», Т.Крюковой "Гений поневоле",С.Милецкого "Танька-дурочка",Б.Екимова "Ночь исцеления".

     ,,Легко ли быть молодыми?”- на этом уроке (в 9 классе "Быть взрослым - это...") пусть поразмышляют ребята над страницами повестей А.Алексина ,,Безумная Евдокия”, Ю.Яковлева «Гонение на рыжих», Ю.Тендрякова ,,Ночь после выпуска”, попробуют себя в роли литературных критиков. Сколько переживаний и тревог вызовут повестиГ.Щербаковой ,,А вам и не снилось”,Т.Крюковой «Костя + Ника», рассказыВ.Крупина "А ты улыбайся!", Л.Улицкой "Дочь Бухары", миниатюр В.Астафьева из сборника«Затеси».

4 слайд8 класс ("Мы"-это много-много "я") Уроки – размышления по произведениям  В.Каверина ,,Два капитана”, Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи», Т.Крюковой "Гений поневоле", С.Милецкого "Танька-дурочка", Б.Екимова "Ночь исцеления".

     9 класс ("Быть взрослым - это...") ,,Легко ли быть молодыми?”- ключевой вопрос  повестей А.Алексина ,,Безумная Евдокия”, Ю.Яковлева «Гонение на рыжих», Ю.Тендрякова ,,Ночь после выпуска”, Г.Щербаковой ,,А вам и не снилось”, Т.Крюковой «Костя + Ника», рассказов  В.Крупина "А ты улыбайся!", Л.Улицкой "Дочь Бухары", миниатюр В.Астафьева из сборника«Затеси».

Программа имеет свою структуру.. Этапы становления души ребёнка, осмысление проблем, вечных проблем мироздания, поиск истины проходит через всю программу.В ней есть свои разделы - тематические.

"Книги для добрых сердец" - этот раздел включает "Сказки" Н.Абрамцевой и Т.Крюковой ("Гордячка"), рассказы Ю.Яковлева ("Он убил мою собаку"),Г.Троепольского ("Белый Бим"), Рождественские рассказы Ф.Достоевского и Л.Андреева, рассказ Л.Улицкой "Капустное чудо " и это 5 класс.

6 класс - в этом разделе тот же Ю.Яковлев, но уже с рассказом "Мальчик с коньками", Л.Улицкая-"Бумажная победа",Т.Крюкова - "Потапов, к доске! ",  В. Солоухин "Мститель".

7 класс - опять представлен Ю.Яковлевымс рассказом "Баваклава",А.Лихановым "Солнечное затмение", Б.Екимовым"Фетисыч", Т.Крюковой "Узник зеркала", В.Крупиным "Женя Касаткин" .

 И в 8 классеЮ.Яковлевпознакомит юных читателей с повестью "Сердце земли",Т.Крюкова "Гений поневоле", а Б.Екимовс рассказом "Ночь исцеления", В.Крупин "Сбрось мешок!"

9классне останется без Ю.Яковлева- "Гонение на рыжих", Т.Крюковой "Костя+Ника", В.Крупина "А ты улыбайся!"Л.Улицкой "Дочь Бухары".

А есть ещё разделы"Земля хороша собой!", "Жить надо во весь рост!"

Есть классификация произведений и по писателям - Ю.Яковлев, В.Крапивин, А.Алексин, Л.Улицкая, Т.Крюкова, А.Лиханов.

   Много прочитано. А сколько книг еще придет на уроки в 10 и 11 классах.Какие они, уроки детской классики? ,,А я такую книгу прочитала”- вот пусть ребята и напишут, давая оценку прочитанному. Пройдет время, и новые книги появятся на ,,золотой полке”, но без добра и любви войти в этот мир невозможно, а это значит без ,,Маленького принца” Экзюпери и ,,Алых парусов” Грина, без стихов Р.Гамзатова, полных нежной любви к женщине, к матери; светлых, чистых повестей В.Распутина и В.Белова, без ,,чувств добрых” В.Крупина и Б.Екимова. К ним ,,на огонек” можно прийти и поговорить, послушать, подумать, задать вопросы, поделиться мыслями насчет… Можно и уроки так назвать - ,,на огонек”.На таких уроках не бывает безразличия и неловкости, и о ,,зорком сердце” и верности, что открылись маленькому принцу, здесь иной скажет, действительно, не хуже учителя и даже… самого Экзюпери.

       Урок литературы – это необходимая остановка в наш стремительный век, и без такой остановки ускорения нравственного не будет.

2.2Современные технологии.

       Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке?На современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

    Я иду на урок…  Иногда думаю: географу легче, вот указкой там показал и что-то рассказал; химику легче – опыт поставил, походил, посмотрел. И физику легче. И математику. Мы жесловом стучимся в душу... Вот здесь на помощь и приходят современные образовательные технологии, элементы которых будут способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

     Я имею в виду технологию развитиякритического мышления,технологию "Педагогическая мастерская", технологию"Встречное движение",герменевтическую технология обучения.

  • На слайде.Технологии.
  • Технологияразвития критического мышления. «ФГОСтандарт РФ «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника(«портрет выпускника школы»). Это – гражданин: … креативный и критически мыслящий,активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества».
  • Мастерская (мастерская ценностных ориентаций)  – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика.

Технология "Встречное движение"  - новая технология приобщения школьников к чтению: список на основе читательского опыта родителей, учителя и учеников - "Книги моего детства" Романичева Е.С.. зам.директора института гуманистических дисциплин МПГУ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, г.Москва - ж."Литература в школе", №3, 2013.

Герменевтическая технология обучения.Искусство истолкования, учение об интерпретации текстов. Герменевтика - это наука, искусство и философия понимания.М.Бахтин

....................................................................................................................................

2.3.Современный урок.

Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока –это воспитание личности, человека..Личность в моем понимании – человек, не боящийся мыслить

Как сказано в ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (Среднее (полное) общее образование)выпускник -этогражданин: … креативный и критически мыслящий,( активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества»).

Следовательно, развитие критического мышления обучающихся не только необходимо, но и обязательно в современной школе.

Критическое мышление необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, оценки различных мнений и точек зрения.КМ помогает личностиориентироваться в современном быстро меняющемся мире, противостоять угрозе, исходящей из слепой веры в авторитеты.

Понятие «критическое мышление».С одной стороны КМ предполагает спор, конфликт. Критичность, исходя из взглядов И. Канта, прежде всего, - признание ограниченности, несовершенства собственных взглядов индивида на общество[1].С другой стороны – КМ объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», « творческое мышление» и т.д

Истоки этой технологиив работах таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский.

На сегодняшний день в различных научных исследованиях можно найти совершенно не похожие друг на друга определения термина «критическое мышление». Критическое мышление, по мнению Дж. А. Брауса и Д. Вуда, - это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.

Д. Клустер определяет характеристики критического мышления следующим образом:

это самостоятельное мышление;мышление социальное.[2]Это открытое мышление

•информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктомпроцесса мышления;

• начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которыенужно решить;

• стремится к усиленной аргументации;

Но сколько ни были бы разнообразны определения КМ, можно увидеть в них близкий смысл, отражающий оценочные и рефлексивные свойства мышления., не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт.

Базовая модель технологии развития критического мышления

Слайды. Фрагменты с уроков.В технологии КМ выделяются три стадии (см. табл. 2):

1) вызов;            2) осмысление новой информации;               3) рефлексия.

Бортовой журнал. "шесть шляп мышления",Синквейн– стихотворная форма рефлексии,

стратегия "Идеал",   Кластер,Мозговой штур, "Корзина идей", таблица - инсерт-только некоторые приёмы ТРКМ.

ПриёмыТРКМ помогают мне разнообразить урок, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, которыминтересно учиться.Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика,человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир, оценивать свои и чужие поступки, ситуации с точки зрения поведения и этики.

        Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика.

Теория.У истоков этого движения (технологии "Педагогическая мастерская") стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др; в последние годы объединение возглавляли Анри Бассис и Одет Бассис.

Мухина И. А." Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта.

Основные идеи данной технологии заключаются в следующем:

 - обращение к личности, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям;

 - (интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;  

 - свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией).

Типы мастерских:мастерская построения знаний, мастерская построения отношений, мастерская ценностных ориентаций.

Работа со словом в мастерской становится первостепенной.

Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению.

Мастерские "запускают" ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.

Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю.Эти умения необходимы для воспитания грамотного читателя.

Основным ключом для использования всех методов и приемов является деятельностно - интегративный подход, как активная практическая форма, позволяющая организовать воспитание обучающихся в рамках «проживания» в создаваемых воспитательных обстановках.

3. Результативность.  Каковы же критерии духовной зрелости ученика, формирования личности?

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

1.Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

2.Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

3.Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

4.Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

5.Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

6.Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

7.Деятельное отношение к труду.

8.Ответственность за свои дела и поступки.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Удалось ли добиться таких результатов?

ДИАГРАММЫ

  • Повышение мотивации к учению: среди любимых предметов называется литература, хотя она преподаётся и в информационно-технологическом классе.
  •      Стабильная 100%-я успеваемость.
  •      Качество знаний составляет 78% - 6,7,11 классы, в 11 классе - 100%
  •      Учащиеся активно участвуют во внеурочных мероприятиях по литературе и другим предметам гуманитарного цикла, регулярно принимают участие в литературных вечерах и читательских конференциях, участвуют в олимпиадах и творческих конкурсах.в работе молодёжной радиостудии "Новые люди".
  • . Учащиеся выбирают литературу как экзамен по выбору для сдачи ЕГЭ и успешно сдают экзамены (2 выпускников сдали ЕГЭпо  русскому  языку  с результатом:  100 баллов в 2012 и 2013  Одна из учениц была победителем областной олимпиады по литературе в 2011 году).
  • В настоящее время трое учеников из 11  класса, информационно-технологического, собираются связать своё будущее с журналистикой.
  • Повысился уровень читательской культуры, что непосредственно связано с этическими и эстетическими ценностями.

  •  Результаты.Мониторинг уровня  сформированности  нравственности и гражданственности  за период 2012–2013 г.г. у учащихся (тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой) выявил повышение уровня нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека» на 18 %;
  • на 14 %  увеличилось  количество детей, для которых характерна устойчивость желательных ценных отношений к жизни, к людям, к самим себе (духовное отношение к жизни, альтруистическое отношение к людям, значимость дружбы, значимость соблюдения законов).
  •  Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью (методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью А.А. Андреева)возрос - на 15 %.
  • Полученные результаты показали, что изменился набор жизненных ценностей учащихся. Ценностные приоритеты школьников определяются в такойиерархической последовательности: любовь, семья, здоровье, честность, самореализация, активное участие в жизни общества для достижения позитивных изменений.

  • ,,Маленький человек в мире большой литературы”-программа спецкурса для учащихся 5-9 классов по отечественной детской литературе
  • Статья "Рождение урока", "Литература в школе",1998 №3,
  • Сочинения учащихся с рецензиями в методическом сборнике "Русский язык в старших классах", Смоленск, 2005,
  • Рабочая программа по курсу  "Литература Смоленщины"в соавторстве с Чепёлкиной Т.Епредставлена для экспертизы в институт развития образования в 2013 г.
  • Создан  дидактический материал к урокам по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе, с использованием текстов нравственной тематики.
  • Стараюсь участвовать на конференциях, педчтениях с материалами по детской классике.
  • Участие  в конкурсе «С высоты моего опыта»-"Прикосновение к детству". Региональный очный этап Всероссийского конкурса.
  • Выступление  на 1 зональных педагогических чтениях  «Развитие творческого потенциала учителя  и ученика как  условие реализации ФГОС».Мастер-класс « Мыслить-значит  творить: развитие КМ  учащихся  на  уроках литературы  на  основе  использования  произведений  малых жанров».                                                            

4. Заключение.

Замечательно, что начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров в политику государства, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой культуры. Я думаю, что литература, которая всегда была в России больше , чем предмет, активно участвует в процессе воспитания.

Я никогда не забываю, что умные дети - это всё-таки умные дети (ударение на обоих словах!)

.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Степень научной разработанности проблемы. В силу указанных причин в настоящее время в нашей стране идут широкие теоретические поиски модели построения духовно-нравственного воспитания на всех его уровнях и во всех его аспектах: теоретико-методологическом (Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси [9; 13;16], Е.П. Белозерцев [29], Б.М. Бим-Бад [35], Е.В. Бондаревская [41], А.Я. Данилюк [89], О.В. Долженко [98], игумен Георгий (Шестун) [428; 429], архимандрит Зиновий (Корзинкин)

[172; 173], Кирилл, Патриарх Московскийи всея Руси [156; 157], 

Активно решается проблема духовно-нравственного воспитания в рамках изучения отдельных школьных предметов: истории (В.А. Никитин [255], СВ. Перевезенцев [279] и др.); литературы (М.М. Дунаев [102], СГ.Макеева [216], Н.П. Саблина [325], В.Ю. Троицкий [374; 376], А.Е. Шишкин [434] и др.)


[1] Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. О. Лосского с вариантами пер. на рус.иевроп. языки. М.: Наука, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.

В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

В данной статье представлен опыт работы по  формированию  у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу на примере повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Работа с художественным текстом в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности».2014-2015 учебный год.

Повышение уровня учебной интеграции — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности   школьников формируется через проведение уроков...

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...