Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего школьного возраста на уроках музыкального искусств
статья по музыке (5 класс)
В статье Короевой К. Г. подчеркнуто значение духовно-нравственного воспитания учащихся в современной социокультурной ситуации, представлены условия формирования нравственности на уроке музыки, отмечена роль организации духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Автор в своей работе подчеркивает, что стержнем воспитания является формирование духовно-нравственной личности на примере изучения музыкальной культуры . Музыка в семье искусств занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека.
Именно поэтому целью данной работы является определить, как на уроках музыки можно решать проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья : «Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего школьного возраста на уроках музыкального искусства»
Автор-учитель музыки I категории МБОУ СОШ 43 Владикавказ Короева К. Г.
В настоящее время образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании детей. Именно в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни, наиболее системно, последовательно и глубоко происходит духовно-нравственное воспитание, формирование личностных качеств.
Как отмечают современные российские ученые в области педагогики А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, «…в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства» [17].
В то же время, мы часто слышим, что современную молодежь обвиняют в прагматичности, порой безнравственности, безразличии и других пороках, порожденных социальной ситуацией в стране в конце прошлого столетия. Характеризуя подрастающее поколение, ученые часто отмечают, что у молодых людей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме; часто материальные ценности доминируют над духовными и нравственными; молодых людей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Другим фактором, не всегда положительно влияющим на воспитание подрастающих поколений, является ориентация на ценности западной культуры, что влечет за собой снижение значимости истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.
Современная российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, основанную на возрождении духовно-нравственных идеалов, являющихся фундаментальными ценностями всех времен.
Следует отметить, что именно в школьном возрасте дети наиболее восприимчивы к духовно-нравственному и эмоционально-ценностному развитию. Ученые сходятся во мнении, что недостатки развития этого периода жизни невосполнимы в более взрослом возрасте. Основываясь на данных фактах, целесообразно на всех учебных дисциплинах, реализуемых в общеобразовательной школе, уделять внимание духовно-нравственному воспитанию, в том числе и таким универсальным, как уроки искусства.
Искусство – важнейшее средство приобщения к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Естественно и ненавязчиво, вводя ребёнка в контекст культуры человеческих отношений, оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Искусство развивает чувственную сферу человека, стимулируя одновременно мыслительную деятельность, дает эмоционально-нравственный заряд человеческому сознанию.
Искусство – наиболее универсальный фактор общественного сознания, его творческого характера. Музыка в этом отношении выполняет особую роль как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный мир личности. Отсутствие реальных зрительных факторов, непосредственно связанных с музыкальным содержанием, обусловливает силу ее эмоционально-чувственного воздействия.
Трудно назвать область человеческого мироощущения, на которую не откликнулась бы музыка. Музыка способна хранить эмоциональную и духовную информацию, передавать ее от поколения к поколению, повышать духовный потенциал.
Основы духовно-нравственного воспитания, роли музыкального искусства в этом процессе рассмотрены в трудах великих педагогов – А. Дистервега, М. В. Ломоносова, В.А.Сухомлинского и других.
А. Дистервег в своем известном труде «Великая дидактика» отмечал, что музыкальное воспитание – одна из сторон гуманистического воспитания.
В.А. Сухомлинский в своих трудах отмечал, что музыка является источником «благородства сердца и чистоты души».
Большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры внесли ученые-психологи – Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, Б.М. Теплов. Данными учеными было доказано, что различная музыка по-разному влияет на состояние человека. Также известно, что воздействие на эмоциональную сферу ребёнка при помощи средств музыкальной выразительности ускоряет процесс формирования его духовно-нравственных убеждений.
В настоящее время актуальность этой проблемы осознаётся и на государственном и региональном уровнях. В нормативно-правовом поле в сфере образования принята «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации», а также другие документы, основной задачей которых является духовное развитие граждан, сохранение российских национальных ценностей.
Недостатки школьного воспитания неизбежно приводят к серьезным проблемам в духовно-нравственном развитии, нарушают гармоничность целостного становления личности, снижают эффективность эстетического воспитания, что обосновывает необходимость использования ресурса музыкального образования, в том числе и потенциала народной музыки.
Таким образом, анализ научной литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой практической значимостью музыкального искусства для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Изучение предметной области «Музыкальное искусство» должно отражать:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов и другие [24, с.16-18].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна также отражать и уровень духовно-нравственного воспитания: «ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся» [24, с.24].
Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования также отражает актуальность духовно-нравственного развития личности обучающихся: «Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России» [24, с.28].
Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет базовые национальные ценности российского общества, которыми являются - патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.
Основные идеи музыкального образования и воспитания были изложены в фундаментальном труде выдающегося философа-гуманиста ХVII века Яна Амоса Коменского «Великая дидактика». Как считает Я.А.Коменский, музыкальное воспитание – это одна из сторон гуманистического воспитания. Великий педагог впервые обозначил контуры системы массового музыкального воспитания, начиная с младенчества, выработал основные принципы обучения, предложил практические советы родителям и педагогам.
Я.А. Коменский выстраивает систему музыкального образования по классам следующим образом:
– в первом (подготовительном или «преддверном») – «из музыки – скалу тонов и ключей вместе с сольфеджио. Ибо нельзя допустить, чтобы питомцы муз были несведущи в музыке: потому-то некогда Фемистокл, оттолкнувший лиру, считался необразованным человеком»;
– во втором («вступительном») – «…из музыки в совершенстве изучить сольфеджио»;
– в третьем («зальном») – «изучить многоголосное пение или так называемую «симфоническую музыку»;
– в четвёртом («философском») к пению прибавить инструментальную музыку (игра на музыкальных инструментах);
– в старших классах («логическом», «политическом», «богословском») продолжить изучение церковных гимнов, псалмов, молитв.
Своеобразную роль в музыкальном образовании ХХ столетия сыграли музыкально-педагогические концепции К. Орфа и З. Кодая. Данные музыкальные педагоги считали, что музыкальные представления, начиная с элементарного уровня, накапливаются по мере общего созревания личности и поэтому важно следить, чтобы музыкальное развитие не отставало от общего развития.
Много внимания роли музыки в развитии духовно-нравственных качеств уделено научных трудах современных ученых – Е.Г. Ванслова,
Н.Г. Морозовой, Б.М. Неменского, Е.М. Торшиловой, Б.П. Юсова и других; в работах М.С. Кагана, Е.П. Крупника, П.М. Якобсона и других рассматривается проблема обучения школьников общению с искусством. Тем не менее, обоснование роли художественного общения в процессе развития духовной культуры учащихся требует дополнительного изучения.
В то же время очень важно формировать духовно-нравственные качества и средствами национальной музыки. Выразительные средства национальной музыки способствуют развитию моральных чувств, глубокому осмыслению духовных представлений таких как, дружба, сотрудничество, взаимоуважение, взаимообогащение. Поэтому обращение к традициям национальной музыки способствует осуществлению плодотворного духовного воспитания учащихся. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе задатков формируется духовно-нравственная культура [23, с. 185].
Возрождение духовно-нравственной культуры предполагает эффективное сохранение историко-культурного наследия, значительной частью которого является музыкальное наследие. В регионах РФ наметился переход от исследования и сохранения духовного наследия национальных культур к его развитию. Процессы возрождения языка, культуры в Республике Северная Осетия – Алания повлияли на изучение и сохранение музыкального наследия. В традиции вокального и инструментального исполнительства, как сольного, так и ансамблевого в сопровождении народных музыкальных инструментов, привносятся инновации в области особенностей построения и исполнения эпоса, интонирования, композиторской школы. Инновационные процессы отразились на развитии школьно-песенного репертуара музыкальной культуры.
Учитель музыки имеет в своём распоряжении много средств и приёмов, при помощи которых он может развивать у своих воспитанников эмоциональную отзывчивость на музыку. Вслед за развитием музыкальной и жизненной наблюдательности на формирование духовно-нравственной культуры школьников влияет степень развитости у них сенсорных способностей, т.е. умение правильно различать различные по высоте звуки, тембры, темпы. Высокая чувствительность к изменениям этих отдельных средств музыкальной выразительности, как показывает наша педагогическая практика, положительно влияет на эмоциональную отзывчивость детей, на музыку. Призывая учащихся вслушиваться в звучание различных народных инструментов, находя между ними общее и различное, развивает их музыкальные способности и вместе с этим их духовно-нравственную культуру.
Важность духовно-нравственного воспитания на уроках музыки объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Знакомя детей с народными музыкальными инструментами, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать свою Родину, знать их происхождение и традиции применения в музыкальном быту, воспитывает уважение к культуре другого народа и помочь детям почувствовать и понять самобытную красоту музыки других народов, уже на этой основе мы можем дальше формировать гражданственность в широком смысле.
При всей схожести музыкальной культуры народов мира, каждый из них имеет свой несомненный традиционный набор музыкальных инструментов. Какими предстают в понимании современного осетина традиционные народные инструменты? Это, прежде всего, гармоника и барабан-доул. Большинство наших соотечественников именно так и представляют себе инструменты наших предков. Однако отметим, что ни гармонь, ни барабан не являются традиционными осетинскими инструментами, и вошли в нашу музыкальную культуру народа относительно недавно.
Каждая эпоха определяла свой набор музыкальных инструментов. Одни выходили из употребления, а новые инструменты по прошествии времени становились частью музыкальной традиции народа. В эпических сказаниях о нартах мы встречаем большой набор музыкальных инструментов. При этом одни имеют статусный характер, другие ограничиваются узкой сферой профессионального применения.
Полагаясь на многочисленные исследования ученых-историков, археологов, музыковедов, мы располагаем весьма ценными знаниями об их возникновении и применении. Каждому инструменту отводилась своя роль в музыкальной традиции осетин.
Наиболее многочисленной в осетинском народном музыкальном инструментарии следует считать группу духовых инструментов. Незамысловатая конструкция и архаика, проглядывающая в них, говорят об их древнем происхождении, а также о том, что от своего возникновения до настоящего времени они почти не претерпели сколько-нибудь значительных внешних или функциональных изменений.
Использование народных музыкальных инструментов на уроках музыки выполняет следующие задачи:
- формирует гражданственность на основе использования музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций;
- воспитывает любовь к России, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;
- воспитывает интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну, выделить то, что объединяет их и стремиться на этой основе к консолидации народов;
- знакомит с различными инструментами осетинской народной музыки, а также историей, бытом, традициями народа;
- развивает способности к интонационно-стилевому анализу, направленному на выявление черт национального своеобразия народного и профессионального музыкального искусства.
Приобщение к народным инструментам наиболее эффективно в школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования духовного мира личности в процессе становления гуманистического мировоззрения детей. В условиях национальной республики необходимо, помимо использования традиционных музыкальных инструментов, использовать народные осетинские инструменты для воспитания в детях чувства патриотизма, интернационализма, коллективизма, гордости за свою Родину и других нравственных качеств.
Таким образом, анализ научной литературы по проблеме формирования духовно-нравственных качеств детей среднего школьного возраста на уроках музыкального искусства позволили сделать следующие выводы:
1. Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе.
2. К основным духовно-нравственным качествам, формируемым в период школьного обучения, можно отнести следующие: жизнь человека, честь, достоинство, родители, семья, Родина, святыни страны, родной язык, родная земля, народная культура, труд, доброта и отзывчивость, мир на Земле и другие.
3. Во всех нормативно-правовых документах, регламентирующих организацию образовательного процесса в школе, декларируется необходимость формирование духовно-нравственных качеств обучающихся, как фундаментальной основы личности.
4. В формировании духовно-нравственных качеств обучающихся важная роль отводится музыкальному искусству, задача которого заключается в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и печали, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
5. Формирование духовно-нравственных качеств целесообразно строить на основе учета культуры родного края, на основе национально-культурного достояния, пробуждая интерес к изучению культуры народов ближайшего национального окружения с последующим ознакомлением с культурой народов мира. Эта задача должна решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка.
Литература :
- Адамова А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник. - 2008. - С. 26.
- Алеев В. В. Искусство. Музыка: 5-8 классы: рабочая программа / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа,2017. - 114 с.
- Барулин В.С. Социально-философская антропология: Общие начала философской антропологии. - М.: Просвещение, 1994. – 324с.
- Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Логос, 2013.
- Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012.
- Бугрова Н.А. Музыкальная педагогика и психология. Часть 1. Музыкальная психология: учебно-методический комплекс. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014. - 176 c. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/55800.html
- Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края: монография. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 392c. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/35247.html
- Гаврилова Е.Н. Вопросы музыкальной педагогики: учебное
пособие. - Омск: Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского, 2014. - 164c. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/24880.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии развития критического мышления у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка
Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его...
Методическая разработка «Применение ТРКМ у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка»
В настоящее время в мировом сообществе обозначилась тенденция, связанная с переходом на иной тип образования - инновационный, а для его эффективной реализации требуются иные образовательные техн...
Презентация: "Применение ТРКМ у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка"
ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ РАБОТЫ: Изучить особенности критического мышления школьников 6 класса в процессе анализа литературного текста и провести работу по развитию этого типа мышления....
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ВОЛЕЙБОЛ»)
Одной из важных задач физического воспитания школьников является совершенствование координационных способностей. Чем выше уровень координации школьника, тем легче он осваивает новые движения, лучше сп...
"Развитие скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста занимающихся волейболом"
Содержание Введение……………………………………………………………………......................................................................3Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме скоростно-силовой подготовк...
Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на уроках физкультуры
В статье рассмотрены методики развития быстроты у детей среднего школьного возраста на уроках физкультуры...
Статья на тему: Диагностика эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на произведения музыкального искусства.
Формирование развития творческого воображения, игровой деятельности, эмоциональной отзывчивости, музыкально-художественного восприятия, абстрактного мышления – актуальнейшая задача сегодня...