Факультативный курс Скорочтение
рабочая программа на тему
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской «Программы по скорочтению для детей в возрасте от 5 до 12 лет» педагога дополнительного образования высшей категории Ситдиковой Раисы Николаевны, автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем». И представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Курс рассчитан на 1 час в неделю для учащихся со второго класса. Реализуется в группе не более восьми учащихся.
Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fak_skorochtenie_2_klass.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБОУ НСО ОЦО)
Утверждаю: Рассмотрено и одобрено
директор ГБОУ НСО «ОЦО» на заседании педсовета
_____________А.Ф.Головач протокол № 1 от 31.08.17 г.
Рабочая программа
факультативного курса
«Скорочтение»
2 класс
2017 – 2018 учебный год
п.Тулинский
2017
Пояснительная записка.
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской «Программы по скорочтению для детей в возрасте от 5 до 12 лет» педагога дополнительного образования высшей категории Ситдиковой Раисы Николаевны, автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем». И представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Курс рассчитан на 1 час в неделю для учащихся со второго класса. Реализуется в группе не более восьми учащихся.
Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все затрудняют детям понимание прочитанного.
От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.
Цель реализации программы: создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации.
Задачи:
- освоение приёмов и техник скорочтения;
- развитие памяти и внимания;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие навыков логического мышления;
- развитие умения работать с текстом (анализ структуры текста);
- развитие речи.
Предполагаемый результат:
- увеличение скорости чтения;
- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания;
- активизация высших психических функций;
- расширение расширение поля зрения;
- освоение алгоритма рационального чтения.
Программа включает три основных направления:
- Обучение детей скоростному и осознанному чтению.
- Развитие зрительной и слуховой памяти.
- Улучшение разговорной речи.
Принципы обучения:
- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;
- принцип связи обучения с жизнью;
- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
- Наглядные: демонстрация.
- Практические: упражнения, выполнение графических записей.
- Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.
Средства обучения:
- наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
- методическая литература: книги, журналы;
- оборудование: книги, карандаши, ручки;
- материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для запоминания, - набор для слуховой памяти.
Структура занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе не более 8 человек. Продолжительность занятий 30-40 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности:
1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
2. Работа со скороговорками.
3. Работа со слоговыми таблицами.
4. Чтение «марсианских» стихов.
5. Работа с «Таблицами Шульте».
6. Работа с текстом на время.
7. Упражнения на развитие угла зрения.
8. Упражнение на развитие зрительной памяти.
9. Упражнение «Корректурная проба».
10. Упражнение на развитие слуховой памяти
Тематическое планирование факультативного курса
«Скорочтение»
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | ||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||||||
1. | Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного. | 1 | беседа о пользе скорочтения | чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию | привитие любви к чтению | ||
2. | Секретные упражнения в скорочтении. | 1 | сообщение о видах упражнений и техникой их выполнения | пробный тренинг с каждым видом упражнений | пробудить желание быстро читать | ||
3. | Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 | объяснение техники выполнения тренингового упражнения на увеличение «пятна ясного видения», тренировку внимания, особенности чтения с указкой | тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, 2 лабиринта, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка | воспитание ответственности, честности при выполнении заданий | ||
4. | Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 | объяснение техники выполнения тренинговых упражнений на тренировку внимания («струп-тест» и «разноцветные числа») | тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 1 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка«струп –тест», «разноцветные числа» (прямой порядок) | воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий | ||
5. | Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий. | 1 | объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий (рисование двумя руками, «алфавит») | тренинг Шульте 4х4 (3таблицы) рисование двумя руками-1 картинка, «алфавит»прямой порядок только с руками-1 блок, чтение с указкой 3 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка | воспитывать стремление добиваться победы | ||
6. | Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. | 1 | объяснение техники выполнения тренингового упражнения на тренировку внимания «большие и малые числа» | тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка лабиринты-2 любых, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин | воспитание ответственности, честности при выполнении заданий | ||
7. | Расширение поля зрения. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. | 1 | объяснение техники выполнения тренингового упражнения на расширение горизонталь ной и вертикальной составляющей «пятна ясного видения», | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 2 мин, клиновидная таблица вертикальная 1 мин, клиновидная таблица горизонтальная 1 мин, рисование двумя руками-1 картинка | воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий | ||
8. | 25.10 | Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза по 3 мин, клиновидная таблица горизонтальная 1 мин, Шульте 3х3 (2 таблицы), «струп-тест» | убедить в пользе скорочтения | |
9. | Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-1мин, Шульте 3х3 (2 таблицы), «разноцветные числа» (прямой порядок и обратный) | воспитание ответственности, честности при выполнении заданий | ||
10. | Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза по1 и 2 мин, «алфавит» обрат ный порядок только с руками-1 блок, «струп-тест» | воспитывать стремление добиваться победы | ||
11. | Развитие зрительной памяти. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Расширение поля зрения. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин Шульте 5х5 (2 таблицы), лабиринты-2 любых, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин «большие и малые числа» обратный порядок-3 мин | Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться | ||
12. | Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 1 мин Шульте 4х4 (3 таблицы), «струп-тест» «алфавит» обрат ный порядок только с руками-1 блок | воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий | ||
13. | Отработка дикции. Чтение с указкой Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-2 раза по 2 мин лабиринты-2 любых «разноцветные числа» (обратный порядок ) | воспитывать стремление добиваться победы | ||
14. | Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. | 1 | объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («алфавит» с руками и ногами) | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, рисование двумя руками-1 картинка чтение с указкой-2 раза по 3мин «струп-тест» «алфавит» обрат ный порядок с руками и ногами-1 блок | убедить в пользе скорочтения | ||
15. | Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-2 раза по 1мин «струп-тест» Шульте 4х4 (3 таблицы | показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка | ||
16. | Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 мин рисование двумя руками-1 картинка «струп-тест» лабиринты-2 любых | Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться | ||
17. | Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-2 раза по 3 мин клиновидная таблица горизонтальная 2 раза и вертикальная по 1 мин, | убедить в пользе скорочтения | ||
18. | Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза- 2 и 3 мин «алфавит» прямой порядок с руками и ногами-1 блок «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин | Воспитывать чувство ответственности | ||
19. | Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 2 мин лабиринты-2 любых Шульте 4х4 (3 таблицы), рисование двумя руками-1 картинка | воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий | ||
20. | Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий. | 1 | объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («устный счет») | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 2 раза по 3 мин «струп-тест» Шульте 5х5 (2 таблицы), «устный счёт» 2 мин | Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться | ||
21. | Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин «струп-тест» «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин рисование двумя руками-1 картинка | воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий | ||
22. | Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 3 мин и 1 мин «алфавит» обратный порядок только с руками «струп-тест» | показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка | ||
23. | Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин «устный счёт» 1 мин клиновидная таблица горизонтальная 1 мин и вертикальная 1 мин, «алфавит» обратный порядок с руками и ногами | Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться | ||
24. | Быстрое переключение и тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин «разноцветные числа» (прямой порядок ) чтение с указкой 1 мин «алфавит» прямой порядок с руками и ногами | убедить в пользе скорочтения | ||
25. | Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, Шульте 5х5 (2 таблицы) чтение с указкой 2 и 3мин Шульте 4х4 (3 таблицы) | Воспитывать умение действовать быстро и четко | ||
26. | Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, рисование двумя руками-1 картинка чтение с указкой 2 раза по 3мин «устный счёт» 2 мин «струп-тест» | воспитывать стремление добиваться победы | ||
27. | Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, «разноцветные числа» (прямой порядок ) чтение с указкой 2 мин Шульте 5х5 (2 таблицы) лабиринты-2 любых | воспитывать настойчивость | ||
28. | Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 2 мин и 3 мин «струп-тест» рисование двумя руками-1 картинка | показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка | ||
29. | Синхронизация обоих полушарий. Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, «алфавит» прямой порядок с руками чтение с указкой 2 раза по 3 мин «струп-тест» Шульте 5х5 (2 таблицы) | показать преимущество книг перед интернетом | ||
30. | Увеличение «пятна ясного видения». Быстрое переключение и тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. | 1 | установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, Шульте 5х5 (3 таблицы) «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин «алфавит» прямой порядок ( с руками) «струп-тест» | воспитывать настойчивость | ||
31. | Работа с текстами с применением техник скорочтения. | 1 | рекомендации и советы по оптимальному использованию техник скорочтения при работе с текстом | чтение текстов и определение понимания прочитанного | воспитывать стремление улучшить результат | ||
32. | Работа с текстами с применением техник скорочтения. | 1 | рекомендации и советы по оптимальному использованию техник скорочтения при работе с текстом | чтение текстов и определение понимания прочитанного | воспитывать интерес к содержимому читаемого | ||
33. | Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного. | 1 | беседа о пользе тренинговых упражнений | чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию | убедить в том, что чтение-залог доброго нрава ребёнка | ||
34. | Турнир по скорочтению | 1 | презентация прочитанных книг | соревнование по скорочтению | пробудить желание читать больше | ||
итого | 34 |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате работы по программе обучающиеся должны уметь:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать.
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
- применять новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Обучающиеся научатся:
- сокращать время выполнения домашней работы минимум в 2 раза;
- увеличивать скорость чтения в 2 и более раз;
- увеличивать скорость и качество запоминания текстов;
- научатся легко запоминать стихи за 10-15 минут;
- научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;
- научатся мыслить быстрее.
Список литературы
- Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011г
- Ситдикова Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные задания. Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г
- Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г
- Эдыгей В.Б. «Чтение с увлечением».
- Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г
Интернет ресурсы
Компьютерные эксперименты на расширение (измерение) угла зрения
Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
Упражнение на расширение угла зрения
Компьютерные эксперименты на восприятие текста
Разорви текст на полоски и попробуй прочитать
Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте
Попробуйте читать без некоторых букв
Чтение короткими порциями (моргающий текст)
Чтение и ритм
Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:
Восприятие текста. Прочитай текст за одно мгновение
Восприятие текста. Прочитай текст, если в нем не хватает букв
Таблицы Шульте (вариация - изменение одного числа)
Таблицы Шульте (цифры расположены по горизонтали)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс
Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов о...