"Организация досуговых мероприятий"
методическая разработка на тему
Материал семинара-практикума для педагогов дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_organizatsiya_dosugovyh_meropriyatiy.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб профессионального общения
Семинар – практикум
«Эффективная организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной программы»
Форма проведения: семинар-практикум.
Время проведения:1 час.
Цель: формирование научно-методической и социально-педагогической готовности педагогов дополнительного образования к организации эффективного
Задачи: Изучение тематического словаря терминов
Изучение эффективного педагогического опыта по организации досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной программы
Организация командной деятельности.
Материалы и оборудование: листы с заданиями, ручки, словари терминов, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска.
Ход семинара – практикума
Уважаемые, Коллеги!
Сегодня нам предстоит в Клубе педагогического общения выяснить, как организовать эффективную досуговую деятельность учащихся в процессе реализации дополнительной программы.
Педагогам предлагается разделиться на 2 группы и каждой группе:
1.Найти нормативный документ, который описывает трудовые функции педагога дополнительного образования
(Перед педагогами материалы профессионального стандарта педагога дополнительного образования).
Выдержки из проекта профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 08.09.2015 г.
Трудовая функция
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
2. Перечислить необходимые умения, необходимые педагогу к данной трудовой функции.
(Работа с профессиональным стандартом).
Трудовые действия | Планирование подготовки досуговых мероприятий |
Организация подготовки досуговых мероприятий | |
Проведение досуговых мероприятий | |
Необходимые умения | Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий |
Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и(или) развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе: - привлекать учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления учащихся - использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей - проводить мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении - использовать профориентационные возможности досуговой деятельности | |
Контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся при проведении досуговых мероприятий | |
Выполнять требования охраны труда | |
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики | |
Проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий | |
Необходимые знания | Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий |
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий | |
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | |
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения | |
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся) | |
Специфика работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) \ | |
Требования охраны труда при проведении досуговых 'мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством | |
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | |
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами |
Изучение тематического словаря терминов:
В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость.
Досуг в современном значении употребляется как синоним свободного времени, предполагающий выбор человеком варианта досуговой деятельности с учетом склонностей и способностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.
Досуг имеет огромное социальное значение, так как используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.
К досуговой деятельности относят: коллекционирование, спорт, туризм, музыка, посещения театров, музеев, спортивных мероприятий, экскурсии, путешествия, пешеходные прогулки, поездки, участие в спортивных состязаниях, играх, культурных мероприятиях…
Воспитательное мероприятие – это одна из форм организованного досуга, которая позволяет выработать у учащихся:
- определенную систему отношений к окружающей действительности.
- формирует образ самого себя, ценностные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки.
- приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.
Воспитательное мероприятие - завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью.
Любое воспитательное мероприятие, как и любой другой продукт человеческой деятельности, имеет форму и содержание.
Для успешного проведения нужно:
Знать существующие формы,
Уметь наполнять формы каждый раз нужным содержанием
Уметь анализировать результативность данного мероприятия.
Рассмотрим все части подробнее:
Подготовительная часть:
- Определить цели и задачи мероприятия
- Выбрать форму с учетом возрастных особенностей учащихся
- Продумать оптимальную занятость учащихся в подготовке и проведении
- Предусмотреть все необходимое для успешного проведения
- Правильно распределить время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников
- Определить возможность участия родителей и других специалистов.
Организационная часть:
- Подбор тематического материала
- Построение логического хода и завершенности в соответствии с целью мероприятия
- Просчет продолжительности в соответствии с возрастом участников, местом проведения
Рассмотрим основные характеристики Конкурсных программ:
- В основе любой конкурсной лежит принцип соревновательности, состязательности.
- Конкурсные программы – это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности.
- Конкурсная программа: участники, задания, условия и критерии, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.
Интеллектуально-познавательные программы отличаются:
- Наличием специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры
- Наличием специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.
- Наличием игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.
Особенности ситуативно-ролевой игры:
- 1 признак – вымышленная ситуация (описание места, времени, предметов игрового взаимодействия)
- 2 признак – строго заданные роли (индивидуальные легенды)
- 3 признак – правила-ограничения (законы) и правила – предписания игры.
- 4 признак – борьба за обладание предметом игрового взаимодействия
Дайте ответ, почему педагогу необходимо продумывать формы мероприятий.
Педагогам предлагается изучить материалы по ссылке: открытыйурок.рф>статьи «Вредным привычкам скажем- нет” и текстовые материалы: «Русский танец «Кадриль», «Волшебный мир музыки», «Наша сила в единстве», «По страницам С.Я. Маршака» и определить, применяемые авторами материалов современные технологии воспитания и с помощью карты анализа мероприятия оценить содержание, организацию предложенных мероприятий.
Итог: педагогу необходимо знать основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий и уметь их организовать.
Информация к размышлению: Подумайте, каких знаний и умений вы пока не имеете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация культурно-досуговых мероприятий.
Методика планирования и проведения культурно-досуговых мероприятий....
Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы
Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям. В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...
Методическая разработка "Организация досуговых мероприятий"
Разработка рассматривает какими способами можно организовать досуговое мероприятие для детей школьного возраста, какие существуют классификации и какие мероприятия в какой период наиболее интересны...
Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»
Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ по организации досуговых и воспитательных мероприятий по месту жительства, используя формы проведения массовых мероприятий.
В условиях крупных социально-экономических и политических, происходящих в последние годы в России и мире, возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм ор...
Организация и проведение досуговых мероприятий как одна из форм комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Опубликовано 03.02.2018 - 12:01 - Майорова Елена ВалерьевнаКомплексное сопровождение - можно рассматривать, как организованную психолого-педагогическая помощь детям с целью повышения эффективност...