РОЛЬ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
материал на тему
Доклад
РОЛЬ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВ
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
УЧАЩИХСЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_oblastnoy_stantsii_yunyh_naturalistov.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВ
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
УЧАЩИХСЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Дополнительное образование дает большие возможности в формировании нравственно-экологического мировоззрения школьника. У учащихся есть возможности выбора наиболее привлекательных видов и форм обучения, в результате чего природоохранная деятельность приобретает глубину и размах, становится творческой и максимально эффективной.
Задача областной станции юннатов – помочь школьнику видеть красоту природы, почувствовать ее гармонию.
Одним из основных видов успешной деятельности областной станции юных натуралистов становится результативная инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, технологий, программ, проектов, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более привлекательными для школьников.
В настоящее время все большее внимание уделяется изучению экологии и охране животных антропогенных ландшафтов. Именно к таким животным относится белый аист. Особый интерес в изучении этого вида вызывает тот факт, что территория Смоленской области является восточной границей ареала белого аиста и изучение гнездования белого аиста проходило в рамках Международной программы. Юные экологи активно включились в реализацию программы «Белый аист». Сбор сведений по экологии этого вида позволяет выработать конкретные меры по его охране. Изучение этологии белого аиста послужило базой для проведения исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Демидовского, Вяземского, Сафоновского, Смоленского, Велижского, Шумячского, Ярцевского районов.
На областной станции юных натуралистов создан банк данных по проведению этой программы. Его данные востребованы учащимися образовательных учреждений, студентами естественно-географического факультета СмолГУ при подготовке курсовых и дипломных работ. Сведения о гнездовании аистов, собранные учащимися, использованы учеными кафедры зоологии СмолГУ при составлении карты гнездований белых аистов на территории Смоленской области.
Смоленщину в давние времена неоднократно посещали ледники и оставили следы своего действия в виде различных валунов. Сколько их в области, где они расположены, в каком состоянии, что с ними происходит и предстоит узнать школьникам в ходе проведения программы «В поиск за новыми валунами». В ходе работы по этой программе юными экологами выявлено и описано 120 валунов. Собранные учащимися сведения о валунах востребованы учеными кафедры физической географии СмолГУ.
С большим опозданием человечество осознало необходимость сохранения биологического разнообразия живых организмов, населяющих нашу планету. Внести свой вклад в сохранение биоразнообразия на территории Смоленской области – цель экологического проекта по мониторингу растений и животных, занесенных в Красную книгу Смоленской области, разработанного учеными естественно-географического факультета СмолГУ и методистами областной станцией юных натуралистов.
Экологический проект включает в себя 2 программы: мониторинг редких видов растений и редких видов животных, занесенных в Красную книгу Смоленской области.
Под руководством своих руководителей учащиеся могут способствовать как выявлению новых видов, нуждающихся в защите, так и уточнению мест обитания всех видов, внесенных в Красную книгу и внести свой вклад во второе издание Красной книги Смоленской области.
Одной из эффективных форм экологического образования в природе является создание экологических троп – лабораторий под открытым небом. Педагогическая работа с детьми на ней многофункциональна. Здесь в естественных условиях учащиеся могут более детально изучать природу в процессе наблюдений, исследований, имеющих конкретное практическое значение. На сегодняшний день в области насчитывается 105 экологических троп.
В рамках проведения областного смотра работы школьных лесничеств проводится областной заочный юниорский лесной конкурс «Подрост», благодаря которому юные лесоводы знакомятся с методами самостоятельного выполнения учебно-исследовательской деятельности по лесоведению и лесоводству, экологии лесных растений и животных. Важным звеном в работе школьных лесничеств является подготовка квалифицированных кадров для нужд лесного хозяйства.
Областная станция юных натуралистов проводит большую работу по выполнению подпрограммы «Одаренные дети России», а ее девиз – «Каждый талантливый ребенок должен быть замечен». С этой целью проводится Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды, в его рамках проводится областной заочный конкурс. Авторы лучших работ принимают участие в областной научно-практической конференции, целью которой является изучение экологических проблем, существующих в области, практической работе учащихся в их решении, поддержки школьников, проявляющих интерес к исследовательской деятельности по сохранению природных систем.
Раскрытие духовно-нравственных качеств учащихся, любви к людям, природе, животным, чувства ответственности за состояние окружающей среды, стремление к добрым поступкам – цель проведения областной станцией юных натуралистов экологических конкурсов, выставок, конференций, слетов, природоохранных акций, экологических операций, организованных с учащимися образовательных, интернатных учреждений, с детьми-инвалидами.
Творческие работы детей выполнены в различной технике, в них ребята выражали свое отношение к природе родного края, отмечали стремление к духовному возрождению своего народа.
Выставки рисунков детей-инвалидов, организованных на областной станции юных натуралистов, посещают учащиеся и учителя школ г.Смоленска, студенты СмолГУ, базового медицинского колледжа. Один из отзывов посетителей выставки: «Сотрудники областной станции юных натуралистов делают благородное и нужное дело – привлекают детей-инвалидов к участию в общественной жизни области через художественное творчество детей, воспитывая в них бережное отношение к природе и чувство ответственности за нее».
Большое внимание областная станция юннатов уделяет проведению с учащимися области Дней защиты от экологической опасности. В рамках этих Дней составлен план мероприятий, который включает:
- проведение со школьниками области Дня Земли - ребятам предлагается проведение трудовых десантов в природу по очистке и благоустройству территорий, родников, источников;
- посадка деревьев, кустарников;
- проведение конкурсов, викторин, выставок, издание листовок,
плакатов на природоохранные темы;
- проведение акции «Марш парков», которая включает в себя:
- описание старинных парков;
- выявление видового состава деревьев;
- состояние водных объектов парков;
- предложения по улучшению состояния парков;
- проведение Всемирного Дня защиты детей – 1 июня, включает
конкурс детского рисунка на асфальте «Пусть всегда будет Солнце»;
- проведение Всемирного Дня охраны окружающей среды – 5 июня
включает конкурс рисунков под девизом «Дадим шар земной детям»,
экологических сказок, кроссвордов, викторин.
Осуществляя работу по реализации различных форм и методов экологического образования и воспитания, школьники не только пополняют свои знания, но и включаются через общение со сверстниками, педагогами в сложный мир человеческих отношений, богаче и разностороннее становится их личность. Педагогический коллектив станции юннатов в постоянном творческом поиске новых технологий, получения экологического образования, чтобы вырастить человека, гражданина и патриота своей Родины.
СОГБУ ДО «Станция юннатов» своей деятельностью закладывает в души ребят мысль о том, что оберегая красоту родной земли, они смотрят в будущее.
Методист СОГБУ ДО М.А.Журавлева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка экологического образования и воспитания учащихся Кубани
Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Но, конечно, главную миссию экологического воспитания принимает на себя школа в лиц...
ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ»
Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы....
Научная работа: «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках биологии и химии»
В методическом пособии дано описание опыта работы по экологическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы № 9 села Максимовка Целиноградского района, Акмолинской области.Адресовано учителям би...
Постановка экологического образования и воспитания учащихся Кубани
Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Но, конечно, главную миссию экологического воспитания принимает на себя школа в лиц...
Роль и возможности школьной географии в экологическом образовании и воспитании.
В этой статье рассматриваются методы, средства и формы обучения, а также пути экологизации школьного географического образования....
Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках биологии
Экологическое образование-это уникальное средство сохранения и развития человека и развития человеческой цивилизации...
Статья "Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках истории и обществознания"
Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителей истории и обществознания при формировании экологической культуры учащихся...