Роль и возможности школьной географии в экологическом образовании и воспитании.
статья по географии на тему
В этой статье рассматриваются методы, средства и формы обучения, а также пути экологизации школьного географического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школьная география в экологическом воспитании и образовании | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль и возможности школьной географии в экологическом образовании и воспитании.
Енина Валентина Ивановна
МКОУ Бугаевская СОШ Кантемировский район
В экологизации школьного географического образования используются различные методы, средства и формы обучения, как традиционные, так и инновационные. Так на этапе формирования внимания к экологическим проблемам особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Среди них задания и задачи, направленные на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формулирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Например, постановка вопросов экологической направленности как к отдельным текстам, так и к рисункам, картинам, схемам и фотографиям учебников придают обучению экологическую направленность. Такие вопросы раскрывают причины, интенсивность и характер следствий антропогенных воздействий на природные комплексы, отдельные компоненты и явления природы. Например, при изучении природных зон: как изменится круговорот веществ в природных комплексах лесной зоны, если человек вырубит леса? Какие компоненты природных комплексов изменятся в связи с этим? Каким образом? Почему при использовании природных ресурсов необходимо учитывать не только хозяйственно-экономические процессы, но и взаимосвязь природных явлений?
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.
Не менее значимыми для достижения цели, становятся игры экологического содержания, работа учеников с учебников, наглядные методы, наблюдения за объектами природы и окружающей средой, использование краеведческого материала на уроках. Приведу фрагмент урока по теме: «Разнообразие внутренних вод России. Реки».
…Задание: определить к бассейнам, каких океанов относятся реки России.
По территории России протекают и реки внутреннего стока. Давайте посмотрим на карту и определим, где берет начало река Волга. Это Валдайская возвышенность. Послушаем сообщение о реке Волге .
Человек может сделать воду чище, строя очистные сооружения, совершенствуя технологии. А что можем сделать мы? Давайте об этом поговорим (Убирать мусор после отдыха у реки, расчищать родники и охранять их, экономно расходовать воду) Посмотрим на следующий слайд. На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 литров воды. Свое бережное отношение к воде ребята могут выразить в творческих работах на уроках географии. Так один из рисунков, где изображен земной шар, как кран, из которого постоянно капает вода.
Часто ребята рисуют нашу речку Вшивую, называя свои работы: «С голубого ручейка начинается река». Наша река Вшивая берет свое начало в западной части села, овраг Широкий, где на поверхность выходят грунтовые воды в виде родников. И если бы мы смогли проследить путь речушки, то увидели бы, что воды нашего села Бугаевка попадают в Азовское море. Речка Вшивая впадает в реку Кантемировка. Река Кантемировка в Дон.
IV. Заключительное слово учителя.
Для каждого человека дорого то место, где он родился и вырос, впервые услышал журчание ручья. Известно, что по Воронежской земле протекает 172 малых рек. Они когда-то составляли гордость нашего края. Увы, сейчас вода во многих реках содержит вредные примеси, а многие реки исчезли с лица земли Воронежской. В 1950 году их было 263. А причиной тому является активная хозяйственная деятельность человека: распашка территории, забор воды на промышленные, сельскохозяйственные и бытовые нужды.
В свою очередь изучение сфер материального производства и хозяйственного освоения территорий позволяет выявить экологические следствия производственной деятельности, меры по защите природной среды. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения географических и экологических знаний, становления и формирования экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессе экологического образования. [1]
Одним из наиболее эффективных способов изучения региональных экологических проблем является использование дискуссии. Выбор региональных геоэкологических проблем, имеющих дискуссионный характер, очень велик. Дискуссии целесообразно проводить в 9-11 классах. Изучение региональных геокологических проблем возможно также с помощью организации деловых игр. Наиболее удобной формой проведения игры является составление регионального прогноза. В этом случае учащиеся подразделяются на группы «проектировщиков» и группы «экспертов». Изучив природные и экономические карты, литературу и учебники, «проектировщики» вносят предложения по повышению эффективности использования природных ресурсов конкретного региона. Группа «экспертов» дает заключение, как скажется осуществление предложенных проектов на отдельных компонентах природной среды, на природных комплексах и в целом на условиях жизни людей.
Географо-экологические знания могут быть углублены и расширены, приобрести интеграционный характер за счет включения в них данных других предметов. В этом проявляется межпредметный характер экологического образовании. Реализацию межпредметных связей в экологическом образовании можно рассматривать на примере проблемы охраны поверхностных вод от загрязнений. Используя данные школьных курсов химии, биологии, физики и географии, следует поставить перед учащимися целостную систему вопросов: какие химические вещества используются в сельском хозяйстве? ( Химия) Каким образом они попадают в воду (География) Откуда в воду поступают нефтепродукты? (География) Какие вещества содержаться в канализационных стоках? (Химия, биология) Какие природные процессы нарушаются в водоемах в связи с их загрязнением? (География, химия, биология) Какие меры применяются для защиты поверхностных вод от загрязнения? (География, химия, биология)
Традиционная для географии работа с картой может найти широкое применение в процессе экологического образования. Многие географо-экологические понятия и объекты в сознании детей имеют характер отвлеченных понятий и поэтому вызывают затруднения в их восприятии и осмысливании. Помочь в преодолении этих трудностей может карта. С ее помощью можно конкретизировать эколого-географические связи, перевести их на уровень зрительных образов. Их экологический потенциал раскрывается с помощью системы вопросов и заданий.
Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой. Для развития конкретно-экологического мышления учащихся, формирования потребностей общения с природой, навыков экологически обоснованной деятельности особенно полезны экскурсии, в содержание которых входят геоэкологические наблюдения. [1]
Таким образом, в заключение перечислим основные пути экологизации географического образования:
- введение дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов учебников (прямое расширение экологической информации);
- формирование экологического мышления, умения делать экологические выводы и заключения на основе имеющегося учебного материала;
- расширение географических и экологических знаний при изучении региональных проблем;
- реализация межпредметных связей;
- широкое применение карты в процессе решения экологических проблем;
- непосредственное общение школьников с природой: практические работы на местности, экскурсии.
Литература:
- Методика обучения географии в школе: Учеб. Пособие для студентов геогр. спец. педагогических учебных заведений и учителей географии / Под ред. Л. М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
Вступление Программа экологического воспитания Основы формирования экологической культуры Многообразие экологического воспитания Развития эстетического отношения к природе Заключение Литература ...
Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"
В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...
РОЛЬ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДокладРОЛЬ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВВ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИУЧАЩИХСЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ...
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...
Урок географии 7 класс " Страны Северной Америки . Канада". Статья " Экологическое образование и воспитание современного школьника"
Мои уроки и статьи.1.Разработка урока по географии 7 класса -" Страны Северной Америки . Канада " Показаны приемы работы с текстом учебника и картами. 2. Статья " Эколо...
Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты
Методические рекомендации по организации исследований школьников и их интеграции в социальные проекты. Такой подход позволяет объединить заинтересованных в научно-исследовательской деятельности ребят ...