Постановка экологического образования и воспитания учащихся Кубани
методическая разработка по экологии на тему

Демина Татьяна Александровна

Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Но, конечно, главную миссию экологического воспитания принимает на себя школа в лице её учителей. В работе представлена система экологического образования и воспитания в МАОУ СОШ № 3, деятельность НЭОУ "Мой дом Земля", функционирование экологического отряда "ЭКО-зеленое движение России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekakonkurs.doc956.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.Курганинска

Проект

« Постановка экологического образования и воспитания учащихся Кубани»

Руководитель экологической работы

                                                                                              учитель биологии МАОУ СОШ № 3

Демина Татьяна Александровна

г. Курганинск, 2013г.

Оглавление

  1. Актуальность экологического образования

и воспитания в школе.                                                стр. 3-4

  1. Экологическое образование и воспитание

в МАОУ СОШ № 3.                                                стр. 5-7

2.1 Научное экологическое общество уч-ся

      «Мой дом-Земля».                                                стр. 8-11

2.2 Экологический отряд «Эка-зеленое движение

      России».                                                         стр. 12-21

2.3 Организация и проведение экологии

      мероприятий: экскурсий, походов, поездок.                стр. 22-24

2.4 Участие в экологических природоохранных

      акциях.                                                        стр. 25-28

2.5 Разработка экологических троп МАОУ СОШ №3.    стр. 29-32

2.6 Проведение экологических викторин, конкурсов

      МАОУ СОШ №3.                                                стр. 33-34

2.7 Роль учебно-опытного участка.                                стр. 35-38

2.8 Уголок живой природы.                                        стр. 39-41

     2.9 Проектная деятельность учащихся в системе

          экологического образования школьников                    стр. 42-58

   

     3. Литература                                                                        стр. 59        

1. Актуальность экологического образования и воспитания школьников

                Изменение качества окружающей среды – это угроза осуществлению биосферой своей  функции самоочищения, создание предпосылок для нарушения гармоничной связи живого организма со средой обитания.

              «Природа не храм, а мастерская»,- утверждал герой знаменитого романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений  заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности.                         Современное содержание термина «экология» достаточно широко, оно выводится за рамки биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к природе, обществу, себе. Экологическое образование школьников в состоянии решать следующие задачи:

1. Мотивирование школьников к изучению естественнонаучных дисциплин, способствующих формированию знаний о природе.

2. Формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды.

3. Развитие эмоционально-чувственной сферы экологически образованной личности.

               Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Но, конечно, главную миссию экологического воспитания принимает на себя школа в лице её учителей. Наиболее благоприятными предметами для достижения этой цели являются предметы естественно - научного цикла: биология, химия, физика, география.

              Элементы экологии в курсе химии дают возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся  представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за её сохранение. Знание химических процессов и экологическая грамотность в сумме позволяют получить информацию, необходимую для принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, их защите. Говорят, что «один в поле не воин». К экологии это не относится – здесь каждый из нас может внести свою лепту в дело охраны окружающей среды.

Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа.  Но без использования в жизни полученных результатов никакие выводы не имеют цены и не дают ожидаемых результатов. В экологическом образовании школьников это особенно важно, так как основным критерием сформированности экологической убеждённости является способность личности к конкретным конструктивным действиям в области охраны и улучшения природного окружения. Основа таких действий – умение анализировать экологические ситуации, принимать решения, проводить природозащитные мероприятия.

Сложную экологическую ситуацию в России нельзя улучшить за несколько месяцев. Нужны годы упорного труда, большие вложения средств. Именно современным школьникам придётся в будущем заниматься этими проблемами, что делает процесс экологического воспитания учащихся на современном этапе развития общества особенно актуальным.

  1. Экологическое образование и воспитание в МАОУ СОШ № 3

            При всем многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения достаточно едины в отношении необходимости формирования, развития экологической культуры. В основе любой системы при формировании экологически-культурной личности лежит воспитание детей через природу, в свою очередь, обеспечивающее осуществление их всестороннего развития.

           Поэтому следует создавать педагогические условия и пути, при которых воспитание через природу развивает личность и становится основой образовательного процесса. Для реализации в практике экологического образования и воспитания необходимо опираться на следующие алгоритмы:

- осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своими руками;

- «умный физический труд» ребенка по преобразованию и  сохранению природы, в процессе которого ребенок должен убедиться, что природа не терпит невежества;

- раскрытие новых тайн природы при активной работе мысли. В природе заложены в доступной для ребенка форме факты, явления, зависимости, закономерности;

- мир природы становится неисчерпаемым источником знаний благодаря тому, что знания поступают в детскую голову очень сложным путем: через руки, через труд, через взаимоотношения с другими людьми, через чувства  и переживания, окрашивающие действительность;

- в процессе работы постоянно меняются сами дети, у них формируются взгляды, укрепляются социально – политические, нравственные, эстетические позиции  - в конечном счете, из ребенка постепенно формируется человек в самом высоком смысле слова;

 - в процессе познания природы, прежде всего через исследовательскую деятельность, способствовать развитию, самовыражению человека;

- использовать природу как незаменимый источник эмоционального развития ребенка, учитывая при этом, что эмоциональное и эстетическое воспитания. Учиться слушать музыку весенних лугов, лесов, летнего поля, лесного ручья, летней почвы и т.д.

- учить детей творческому общению с природой, стремиться к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил: создавать уголки красоты, в которых ребенок может подумать, пометать, остаться наедине с красотой, составлять сказки, рассказы, стихи;

- учить детей творческому восприятию природы на уроках, праздниках (летних, осенних и весенних цветов) весны, прилета птиц и т.д.

Все это должно способствовать не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому. Переживания, радость и тревога за окружающую природу рождают заботу о ней.

              Педагогические технологии взаимодействия детей с природой многоплановы. Главным в них можно считать развитие у детей мироощущения единства человека со всем живым на земле, что неизбежно приведет его к необходимости гармонизовать свою деятельность с людьми и биосферой.

              В МАОУ СОШ № 3 предусмотрено уровневое экологическое образование на основе деятельного подхода.

              Так начальное звено (1-4 классы) при воспитании экологической культуры на основе деятельного подхода руководствуется занятиями в свободной игровой и индивидуальной деятельности.

              Среднее звено (5-8 классы)  с этой же целью осуществляет формирование качеств, соответствующих инвариантным базисным компонентам деятельности: познавательной, коммуникативной, трудовой, эстетической, реализуемых в игре, учении, труде, общении, художественной деятельности. При этом ребенок – ученик выступает, прежде всего как субъект обучения.

               Старшее звено ( 9-11 класс)  реализую деятельный подход не только во время уроков, но и проводя тематические акции, проекты, митинги, театрализованные представления, ролевые игры.

              Данная технология позволяет обеспечить на каждой образовательной ступени высокий уровень развития личности и реализацию специфических приоритетных направлений по осуществлению преемственности и работе каждого звена непрерывной системы начального общего образования. Определяющими основаниями преемственности являются:

  1. Учет возрастных психологических и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Специфическая задача начального звена – закладка начал теоретического отношения к действительности в учебной деятельности через развития способностей к творческому воображению. В познавательном процессе теоретическое мышление и воображение выполняют единую функцию. Они позволяют человеку постигать универсальные принципы развития вещей и событий, преобразовывать в соответствии с ним целостный мир. При этом мышление охватывает все эти принципы в понятийной форме, а воображение – в образной. Таким образом, продуктивное воображение и теоретическое мышление, включены в единый контекст творческого развития ребенка.
  2. Внедрение деятельного подхода, сбалансированного технологиями обеспечивает развитие деятельности в приоритетных направлениях на каждой ступени образования в интересах ребенка. При таком подходе деятельность самого ребенка не остается неизменной в его жизни. Она будет развиваться, меняя содержание и форму, то есть будет носить определяющий и развивающий характер, преобразующий мотивацию в целенаправленность деятельности с тем, чтобы развивать любознательность, способности, творческое воображение, коммуникативность. А появление и изменение мотивов определяется повышением интеллекта, развивающихся различными способами действий, во всех видах деятельности. Так, усвоение знаний  происходит в контексте деятельности, при этом знания выполняют функции ее регуляции, а характер реализации – деятельностного воссоздания усваиваемого содержания. Поэтому данная технология нацелена на достижение высокогоуровня образованности, сформированность ценностных отношений и элементов деятельности и решении следующих задач: адаптация к окружающей природной и социальной среде, определенность уровня общей эрудиции, характеризующей готовность к продолжению образования, гуманистическому отношению к окружающему миру природы, соблюдению этических и нравственных норм, овладению учебной, игровой, трудовой, коммуникативной, и др. видами деятельности. При этом важно, чтобы ученик стал активным субъектом деятельности. И целенаправленно создаваемые воспитателем ситуации, должны быть направлены на накопление школьниками положительно эмоционального опыта с тем, чтобы вывести каждую личность на позитивное эмоционально-нравственное развитие, гуманное отношение к миру природы.
  3. Развитие комплекса личностных качеств и свойств, создание условий, при которых обучение становится благом, основной формой их самовыражениея, требует технологии, которая будет развивать в учениках добрые чувства, глубокий ум и здоровье. Здоровье – это одно из главных условий, определяющих возможность физического и психического развития ребенка. Поэтому нельзя забывать о применении таких технологий, которые должны обеспечить гармоническое развитие личности, согласуемое с целевой установкой «на здоровье», «смысл жизни», находя с данных позиций точки соприкосновения.

  1. Научное экологическое общество учащихся «Мой дом – Земля»

Экологическое образование призвано не только предоставить знания об окружающей среде и экологических проблемах, но и развивать способность детей и подростков принимать осознанные решения и способствовать изменению поведения людей в отношении окружающей среды. В формировании у ребенка экологического поведения решающую роль играет его активная деятельность, положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие важных умений решать проблемы и принимать решения, быть настойчивыми в достижении целей, планировать результаты своих действий возможно только в результате личного опыта ребенка, полученного им в процессе активной включенности в разнообразные виды деятельности.

Это открывает простор для разносторонней активности учащихся в отношениях с природой, становления и развития свойств их личности, усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и образа жизни, которые требуются для обеспечения социально приемлемой безопасности  взаимодействия с природной средой. Способствует формированию экологического образования созданное в школе научное экологическое общество учащихся «Мой дом – Земля», которое функционирует с 2003 года  по настоящее время.

Цель НЭОУ:

             Выявление и реализация интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, повышение социального статуса экологических знаний, становление экологической культуры личности и общества, как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы.

Задачи: 

1.Создать условия для самореализации каждого ребёнка через общение с объектами живой и неживой природы.

2.Обеспечить взаимосвязь науки и исследовательской деятельности учащихся.

3.Сформировать начальные навыки научной работы.

4.Создать атмосферу научного поиска, творчества, сотрудничества.

5.Расширить деловое и личностное общение с интеллектуальными и творческими детьми, проявляющими стремление и способности к научной деятельности.

6.Повышать реальный опыт учащихся в предпрофессиональной научной деятельности с целью профессиональной ориентации выбора профессии ученого.

7.Сформировать опыт участия школьников в конкурсах, интеллектуальных марафонах, конференциях, олимпиадах эколого-биологического направления.

8.Воспитывать целеустремленность, активность учащихся, настойчивость и последовательность в воплощении поставленных  целей.

Направления деятельности НЭОУ.

1.Информационно-просветительская деятельность:

-организация лекций, семинаров, конференций;

-организация школьных интеллектуальных конкурсов и марафонов;

-обсуждение научной литературы;

-организация практической работы;

-организация олимпиад;

-поиски новых научных контактов.

2. Методическая и научно-исследовательская деятельность:

-информационное обеспечение учащихся через членов НЭОУ;

-создание и накопление видеоматериалов о научно-исследовательской деятельности школьников;

-обобщение накопленного опыта работы;

-осуществление поддержки проектов и исследовательской деятельности учащихся;

-создание банка данных НЭОУ;

-научное руководство проектов;

-обучение индивидуальное по программам творческого развития.

Исследования, которые учащихся выполняют на практических занятиях и  экскурсиях, оформляются в виде рефератов и  докладов. Научно-исследовательская деятельность носит творческий характер, поскольку базируется на выполнении  эксперимента и фиксировании полученных исследовательских данных. Экспериментальная деятельность осуществляется как на базе живой коллекции школьного уголка, учебно-опытного участка, так и в живой природе.

Тематика исследовательских работ многогранна.  За годы существования  НЭОУ учащиеся выполняли исследовательские работы по следующим направлениям:

1.Характеристика хвойных пород, используемых при проведении озеленения территории.

2.Характеристика декоративных лиственных пород, используемых при проведении озеленительных работ.

3.Наблюдения за устойчивостью разных пород растений к засухе, к низким температурам, к вредителям и болезням.

4.Методика проведения фенологических наблюдений за древесными видами растений.

5.Наблюдение за ростом и развитием древесных растений.

6.Разведение деревьев и кустарников семенами ( предпосевная обработка семян, посев, глубина заделки, появление всходов, рост сеянцев).

7.Вегетативное разведение растений древесных пород:

А – зимнее черенкование (нарезка хлыстов, нарезка черенков, обработка стимуляторами, прорастание семян, рост сеянцев);

Б - летнее черенкование.

8.Использование, охрана, защита лесного фонда, воспроизводство лесов.

9.Экология Курганинского района.

10.Птицы в городе.

11.Экология малых рек Краснодарского края (Лаба, Кукса).

12.Комплексное исследование экологии малой родины.

13.Экология и традиционная народная культура на Кубани.

14.Экология, социология и демография Курганинского района.

15.Экология и социально-экономическая география Курганинского района.

16.Эологический мониторинг почвенного покрова методом биотестирования.

17.Экология и хозяйственная деятельность человека.

18.Влияние современной экономики Курганинского района на экологию.

19.Тенденции вытеснения биосферы техносферой .

20.Экологическая политика моей малой родины.

21.Виды загрязнения окружающей среды и их влияние на экологию.

22.Природоохранная деятельность человека.

23.Использование лишайников для определения содержания тяжелых металлов в воздухе и почве.

Результатом работы членов НЭОУ является участие в конкурсах «Эврика», «Шаг в будущее», которые организуют Краснодарский краевой эколого-биологический центр и  малая сельхозакадемия, участие в экологических олимпиадах, экологических конференциях, районных профильных экологических лагерях. Конкурс рисунков и фотографий «Мой дом – Земля», экологические операции «Птичья столовая», «Посади дерево», экологические акции «Малым  рекам – чистую воду», «Экологические десанты», разработка и проведение экологических троп, экологические выставки, экологические субботники, благоустройство территории школьного двора – инициаторами данных мероприятий являются члены школьного НЭОУ.

Активисты НЭОУ оформили экологический паспорт учебного учреждения, в котором представили оценку санитарно-гигиенического состояния учебных помещений, степень их озеленения,  с учетом видового и количественного  состава комнатных растений.

Многогранная  деятельность НЭОУ направлена на создание условий для развития творческих способностей школьника, формирование у детей чувства ответственности, самостоятельности, нравственности, способности анализировать свои поступки, воспитание бережного и ответственного отношения к природной среде, обладание высоким уровнем экологической культуры.

2.2. Экологический отряд «ЭКА - Зеленое движение России».

В МАОУ СОШ № 3 с 2010 года существует активно действующий экологический отряд. Члены отряда являются инициаторами природоохранных мероприятий, экологических акций,  пропагандистами «ЭКА - Зеленое движение России».

Активисты отряда   в течение последних пяти лет занимается кардинальными  преобразованиями территории  школьного двора. Результатом этих титанических усилий стали  клумбы современного дизайна, поднялись высаженные ранее березки в березовой роще, калиновая аллея. В  ознаменование Великой Победы учащиеся посадили саженцы сирени.

В школьной теплице планируется выращивание саженцев самшита.  Учащиеся, пропагандисты Зеленого Движения России ЭКА,  реализаторы программы «Больше кислорода!», с огромным желанием включаются в работу и заражают своим энтузиазмом  одноклассников и малышей. На клумбах, независимо от времени года, безупречный порядок: газонная трава пострижена, удалены сорняки, до поздней осени благоухают розы.

Ряды «русских красавиц» березок не оставляют равнодушными ни одного прохожего. Учащиеся содержат в порядке и старые насаждения. Каштаны, возвышающиеся вдоль забора школы, являются прекрасными шумопоглотителями, что особенно важно для учебного заведения, расположенного вблизи оживленной автотрассы.

Леса – «легкие» нашей планеты. Поскольку Курганинский  район  находится в степной зоне, работа по увеличению площади искусственных насаждений деревьев является актуальной. Это понимают не только взрослое население, высаживая саженцы плодовых культур, но и молодежь школы, участвующая в общегородских акциях по высадке деревьев.

        Традиционно в МАОУ СОШ №3 членами научного общества проводится День Птиц.

         Целью этого мероприятия  является пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека, осознание необходимости бережного отношения к птицам - санитарам леса, к птицам, занесенным в Красную книгу и находящихся под охраной, к птицам, наполняющим лес необычным звучанием. В этот день в школе по параллелям проводятся конкурсы:

  1. «Построй домик другу» (конкурс  на лучший скворечник).
  2. «Птичья столовая» (конкурс на лучшую кормушку).

Творческий (конкурс на лучший рисунок, детскую поделку, стихотворение о птицах).Готовят реферативные работы о праздновании дня птиц в мире, о необходимости привлечения птиц в искусственные гнездовья с неподдельным энтузиазмом, реализуя тем самым благородные пpиpодоохpанные порывы.
22 декабря 2011 года учащиеся школы примут участие в Едином дне Действий «Птицы в городе», инициатором которого является школьное научное общество учащихся «Мой дом – Земля». Забота детей о птицах проявится в изготовлении и развешивании кормушек для птиц, оставшихся в городе в зимний период.

Изготовление ЭКА – сумок НОУ «Мой дом – Земля»  и пропаганда их среди населения А-сумки – это современные многоцелевые сумки, которые могут быть использованы практически в любых ситуациях, что дает возможность полностью отказаться от пластиковых пакетов.

ЭКА – сумки могут быть использованы в качестве хозяйственных сумок для похода в магазин и на рынок за продуктами. Такая хозяйственная сумка имеет эстетичный вид, она не порвется под тяжестью продуктов, она не загрязняет окружающую среду при утилизации, а также в качестве вместительных и прочных хозяйственных, спортивных и пляжных сумок для поездки на дачу, за город, на пикник, на пляж и т.п. Можно ходить в школу, в институт, на работу, используя повседневные сумки.

Пропаганда и распространение ЭКА – сумок позволит снизить загрязнение планеты пластиковым мусором.

В целях формирования семейной экологической культуры и активной жизненной позиции у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам; формирования навыков исследовательской деятельности учащихся с 1.02.11г. по 15.02.11г. был проведен школьный этап краевого конкурса «Семейные экологические проекты».  В конкурсе приняли участие учащиеся 1-4 классов.

        В целях привлечения внимания учащихся образовательного учреждения к проблемам окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе средствами художественного творчества, подъема общекультурного уровня учащихся с 17.01.11г. по 31.01.11г. был проведен школьный этап краевого смотра-конкурса «Зеркало природы». Были представлены работы по прикладному искусству учащимися 1-4 классов. Жюри подвело итоги, определены победители: Ковез Екатерина, Варфоламеева Анастасия, Хилютич Мария, Завражнов Иван, Гоцелюк Ангелина.

2.3 Организация и проведение экологических мероприятий:

экскурсий, походов, поездок

В МАОУ СОШ №3 четко налажена работа по организации и проведению экскурсий, походов, поездок, в том числе и экологической направленности.

Цель таких мероприятий четко поставил профессор К.П.Ягодовский в своем учебном пособии «О преподавании естествознания»: «Главная цель всякой естественно-исторической экскурсии должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явления общего характера, причем, отдельные организмы являются только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии мы можем достигнуть того, что наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями».

Для школы небезразлично, вырастет ли из ученика друг и защитник родной природы или человек равнодушный, утилитарно относящийся к ней. Учащиеся должны получить основные сведения о сущности рационального использования и охраны природных ресурсов.

Природа родного края дает уникальную возможность экологического воспитания школьников, изучения удивительных мест Кубани – «жемчужины» России.

Учащиеся школы во главе со своими наставниками, классными руководителями, совершили большое число поездок по Краснодарскому краю, в их числе, посещение красивейших водопадов Руфабго на реке Белой, Гуамского ущелья, уникального и неповторимого плато Абаго, Лагонакского нагорья, горных пейзажей поселков Никитино, Рожкао, дольменов поселка Кизимка.

Природа Курганинского района также имеет свою неповторимость. Учащиеся школы с огромным удовольствием участвуют в «Днях здоровья» на территории туристической базы, расположенной в живописном месте на берегу реки Лаба, несущей чистейшие воды с гор Кавказа.

Перед проведением экскурсий руководитель продумывает маршрут следования, пункты сбора информации о растениях и животных, изучения среды их обитания. Обязательными в такого рода мероприятиях являются экологические десанты. Активисты экологического движения, которые есть практически в каждом классе, являются инициаторами  проведения акций подобного рода.

  1. . Участие в экологических природоохранных акциях

 (субботниках, акциях по сбору макулатуры и др.)

Курганинск

2011

В МАОУ СОШ № 3 экологическая акция «Чистый школьный дворик» проводится  на протяжении всего года еженедельно  с учетом погодных условий. Городская экологическая природоохранная акция «Чистый двор – чистый город – чистая планета» проводится несколько раз в году. Инициатором акции выступает администрация Курганинского района. Проведение акций  способствуeт не только улучшению эстетического облика и экологической обстановки в районе, но и формированию активной гражданской позиции у подрастающего поколения в сфере охраны окружающей среды.

Экологические отряды очищают прилегающие территории от бытового мусора, высаживают саженцы деревьев и кустарников декоративных и плодовых культур, многолетних и однолетних растений, проводят побелку деревьев.

НОУ «Мой дом – Земля" МАОУ СОШ №3 и ЭКА-активисты приняли участие в природоохранной акции «Мы чистим мир» во время пребывания на горной базе отдыха в поселке Рожкао, там же отремонтировали и покрасили памятник погибшим героям, защищавшим кавказские рубежи в Великой Отечественной войне.

  1. Разработка экологических троп  

МАОУ СОШ № 3

              Экологическая тропа создана с целью формирования у учащихся представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов    любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в народном хозяйстве.

             Проведение экскурсий по маршрутам экологической тропы  - увлекательная форма работы. На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Разнообразные и совершенные по строению и степени приспособленности к среде растения и животные, которых можно наблюдать в природе, - наиболее сильное средство воздействия, формирующее у учащихся конкретные представления о природных экологических системах – биогеоценозах и развивающее способности учащихся к исследованию природных комплексов.

             Каждое путешествие по экологическим тропам дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания экологических связей, единства  и целостности природных комплексов. Наблюдая живописные уголки природы, школьники учатся понимать красоту; у них развивается любовь к русской природе, к Родине.

             Для нашего общества не безразлично, вырастет ли из ученика друг и защитник родной природы или человек  равнодушный, утилитарно относящийся к ней. В детских учреждениях и в средней школе наши дети должны получить основные сведения о сущности рационального использования и охраны природных ресурсов.

Задачи:

  1. образовательные: познакомить учащихся с представителями основных систематических групп  местных позвоночных животных, с рядом интересных приспособлений у  животных, научить учащихся узнавать наиболее обычных позвоночных животных.
  2. Воспитательные: развивать у учащихся глубоко материалистическое понимание причин тех или иных приспособлений у позвоночных животных.; воспитывать у учащихся бережное отношение к животным, наблюдательность, терпеливость, умение сосредоточить внимание на главном.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА: «РАЗНООБРАЗИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ г.КУРГАНИНСКА».

Станция №1. Растения школьного двора.

          Учащиеся рассматривают декоративные растения школьных клумб, определяют их названия. Затем, изучают деревья и кустарники, особое внимание уделяется описанию древесных форм(каштана конского, платана, березы, туи, самшита) по определенному плану:

  1. Экология.
  2. Морфология.
  3. Систематика.
  4. Значение растений.

Станция №2. Придорожный участок.

Здесь экскурсанты обращают внимание на придорожные растения. Учащиеся сравнивают подорожник и одуванчик, растущие у дороги, устанавливают сходство в строении стебля и расположении листьев. Обращаются к условиям жизни растений у дороги и отмечают роль вытаптывания как постоянно действующего фактора. Обсуждается значение строения растений для выживаемости особей придорожных растений и для сохранения вида. Учащиеся сравнивают растения разных местообитаний и делают вывод о влиянии среды на их внешний вид.

Станция №3. Лесополоса.

На этом этапе маршрута учащиеся познают лес как растительное сообщество, как биоценоз. Ребята с помощью учителя определяют растения на заданной площадке, их количественного соотношения и соотношения между взрослыми древесными растениями и подростом; описывают состав ярусов и выявляют экологически равноценные растения; рассматривают влияние растений друг на друга (угнетение, паразитизм, симбиоз, приспособление к совместному существованию; влияние растений на среду, выявляют связи между растительными и животными организмами.

Сложная структура леса, многоярусность его, наличие различных биотопов обусловливают формирование в лесу наиболее разнообразной группы птиц и их общей высокой численности. По месту гнездования лесные птицы распределяются на 4 группы: гнездящиеся на земле, в подлеске, в кронах деревьев и дуплогнездники. Ребята учатся определять птиц по голосу.

Станция №4. Целинный участок.

Данная местность богата разнотравьем.  Растение пустырей относятся к разным семействам: сложноцветные – чертополохи, бодяки, полынь, лопух и др.; крапивные – крапива двудомная, крапива жгучая; бобовые – мышиный горошек, вика, крестоцветные – пастушья сумка и др. Кроме изучения сорных растений, дети обращают внимание и на представителей энтомофауны. С большим интересом происходит наблюдение за стрекозами, прямокрылыми (кузнечиками, кобылками), клопами, обильны по числу видов отряд жесткокрылых, или жуков (божьи коровки, жужелицы, бронзовки), встречаются и двукрылые (журчалки), и ,конечно же ,не обходится без пчелиных и  бабочек. Учащиеся с удовольствием описывают морфологические характеристики насекомых.

Станция №5. Пруд.

Местопрохождение экологической тропы на станции «Пруд», особенно увлекательно, поскольку, здесь ученики могу не просто увидеть животный мир водоема, но и пронаблюдать за их жизнедеятельностью; как добывают себе пищу, как заботятся о потомстве. Здесь же можно поудить рыбу для определения обитающих в водоеме видов представителей ихтиофауны. Можно увидеть ужей, охотящихся за лягушками, шустро пробежавшую ондатру. И не забыть обратить внимание на особенности водной растительности и ее значение в биоценозе исследуемого водоема. Но самое завораживающее зрелище демонстрируют ничуть не боязливые птицы водоема – величественные лебеди ,водяные курочки, забавные лысухи, дроздовидные камышевки.

Станция №6. Привокзальный сквер.

На этом этапе ученики снова изучают представителей растительного мира. Здесь произрастают сосны, можжевельники, туи, клены, встречаются плодовые деревья (груши, яблони). Ребята вспоминают особенности Голосеменных растений, сравнивают их с покрытосеменными. Уделяем внимание вопросу о роли голосеменных растений в природе и жизни человека.

Станция №7. 100 – летний дуб.

На этой станции заканчивается наша экологическая тропа. Перед нами - во всей своей красе стоит величественный 100 летний дуб с могущественной, завораживающей, изумрудной кроной. Это не просто дерево, это целая экосистема. Это излюбленное место сойки, дятла и других пернатых, здесь изобилие насекомых. И место обитания мхов и лишайников.

Подведение итога экскурсии.

2.6.Проведение экологических викторин, конкурсов

МАОУ СОШ № 3

Ценность природной среды не следует рассматривать только с утилитарно – практических позиций полезности. Такой подход обедняет отношения детей к природе, снижает любознательность, эстетическую отзывчивость и сочувствие. Специфика экологических ценностных ориентаций состоит в их универсальности:  они охватывают свойства природы как всеобщей ценности – не только практические, утилитарные, но и познавательные, и эстетические.

Естественно, что субъективная оценка ценности природы человеком не всегда совпадает с ее объективной ценностью. Поэтому так важно понимание детьми уникальной ценности природной среды и формирование экологической ответственности. В личностном аспекте ответственность выступает как существе6нное нравственное и психологическое качество человека, одна из важнейших черт его характера.

Отношения к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и представляет как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребности, а также эмоциональных отношений любви, привязанности.

В целом можно сказать о том, что в эколого – природоведческом образовании в период детства через игру возможно становление научно – позновательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний; чувств и действий. Поэтому в эколого – природоведческие занятия, уроки включаются научно – познавательный, ценностный нормативный и практически – деятельностный компоненты.

Поэтому, мы стараемся, как можно чаще проводить различные игровые занятия, уроки, конкурсы, викторины, которые позволяют погрузить ребят в активное контролируемое общение, где дети проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с учителем и педагогом. Детей не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на уроках и занятиях.

2.7. Роль учебно – опытного участка

Школьный учебно-опытный участок МАОУ СОШ №3 является необходимой базой преподавания биологических дисциплин, в том числе развитию элементарных экологических навыков. Работа в теплице, которая функционирует на протяжении всех лет существования школы, и на пришкольном учебно-опытном участке прививает детям любовь к труду, взаимопомощь, воспитывает позитивные межличностные отношения, уважение к своему труду и труду одноклассников.

         В работе на учебно-опытном участке задействованы учащиеся 6-8 классов, с привлечением старшеклассников.

Организация школьного агроботанического участка преследует следующие цели:

1.Укрепить и конкретизировать знания учащихся по биологии на живых, растущих растениях.

2.Дать представление о главных сельскохозяйственных процессах, основанных на данных биологической науки.

3.Привить учащимся навыки выращивания растений, ухода за ними, постановки опытов, выясняющих значение основных агрономических приемов – приемов управления растительными организмами.

4.Заготовить необходимый материал для осуществления большей наглядности на уроках биологии.

В школьной теплице учащиеся выращивают овощные культуры: томаты, перец, огурцы, зелень для школьной столовой.

В декоративном отделе выращивается рассада цветочных растений.

Организована опытническая работа с растениями:

  1. Влияние подкормки (капуста, огурцы, перец).
  2. Влияние площади питания (густота посева, значение прореживания моркови).
  3. Мульчирование (свеклы, моркови).
  4. Влияние обрезки (пасынкование томатов).
  5. Посев и посадка экологических групп растений (сухих и влажных мест), имеющих ярко выраженную приспособленность к среде.

             Многообразие работ, единство индивидуальной работы с коллективной, -вот существенное, характерное в организации работы пришкольного учебно-опытного участка, который является в нашей школе наглядным пособием по биологии и учебной лабораторией.

             Школьный учебно-опытный участок МАОУ СОШ №3 является необходимой базой преподавания биологических дисциплин, в том числе развитию элементарных экологических навыков. Работа в теплице, которая функционирует на протяжении всех лет существования школы, и на пришкольном учебно-опытном участке прививает детям любовь к труду, взаимопомощь, воспитывает позитивные межличностные отношения, уважение к своему труду и труду одноклассников.

             В работе на учебно-опытном участке задействованы учащиеся 6-8 классов, с привлечением старшеклассников.

             Организация школьного агроботанического участка преследует следующие цели:

1.Укрепить и конкретизировать знания учащихся по биологии на живых, растущих растениях.

2.Дать представление о главных сельскохозяйственных процессах, основанных на данных биологической науки.

3.Привить учащимся навыки выращивания растений, ухода за ними, постановки опытов, выясняющих значение основных агрономических приемов – приемов управления растительными организмами.

4.Заготовить необходимый материал для осуществления большей наглядности на уроках биологии.

            В школьной теплице учащиеся выращивают овощные культуры: томаты, перец, огурцы, зелень для школьной столовой.

           В декоративном отделе выращивается рассада цветочных растений.

Организована опытническая работа с растениями:

  1. Влияние подкормки (капуста, огурцы, перец).
  2. Влияние площади питания (густота посева, значение прореживания моркови).
  3. Мульчирование (свеклы, моркови).
  4. Влияние обрезки (пасынкование томатов).
  5. Посев и посадка экологических групп растений (сухих и влажных мест), имеющих ярко выраженную приспособленность к среде.

           Многообразие работ, единство индивидуальной работы с коллективной, -вот существенное, характерное в организации работы пришкольного учебно-опытного участка, который является в нашей школе наглядным пособием по биологии и учебной лабораторией.

           Школьный учебно-опытный участок МАОУ СОШ №3 является необходимой базой преподавания биологических дисциплин, в том числе развитию элементарных экологических навыков. Работа в теплице, которая функционирует на протяжении всех лет существования школы, и на пришкольном учебно-опытном участке прививает детям любовь к труду, взаимопомощь, воспитывает позитивные межличностные отношения, уважение к своему труду и труду одноклассников.

             В работе на учебно-опытном участке задействованы учащиеся 6-8 классов, с привлечением старшеклассников.

             Организация школьного агроботанического участка преследует следующие цели:

1.Укрепить и конкретизировать знания учащихся по биологии на живых, растущих растениях.

2.Дать представление о главных сельскохозяйственных процессах, основанных на данных биологической науки.

3.Привить учащимся навыки выращивания растений, ухода за ними, постановки опытов, выясняющих значение основных агрономических приемов – приемов управления растительными организмами.

4.Заготовить необходимый материал для осуществления большей наглядности на уроках биологии.

            В школьной теплице учащиеся выращивают овощные культуры: томаты, перец, огурцы, зелень для школьной столовой.

           В декоративном отделе выращивается рассада цветочных растений.

Организована опытническая работа с растениями:

  1. Влияние подкормки (капуста, огурцы, перец).
  2. Влияние площади питания (густота посева, значение прореживания моркови).
  3. Мульчирование (свеклы, моркови).
  4. Влияние обрезки (пасынкование томатов).
  5. Посев и посадка экологических групп растений (сухих и влажных мест), имеющих ярко выраженную приспособленность к среде.

2.8. Уголок живой природы

В МАОУ СОШ № 3 уже не первый год работает школьный уголок живой природы. Он является как бы связующим звеном учебных предметов — природоведения, ботаники, зоологии и охраны окружающей средывнеклассной и внеурочной деятельностьою школьников, которые совершают конкретные дела в школе, районе.

          Работа в живом уголке, учит учащихся с уважением и любовью относится к зеленым насаждениям, к той живности, которая встречается в районе школы, а также содержать ее земельный участок в образцовом порядке, хранить в чистоте водоемы, брать на учет все редкие виды растений, организовывать наглядную агитацию по вопросам охраны живой природы.

          Живой уголок природы служит структурной единицей или звеном биологического кабинета, занимающего определенную площадь в помищении школы, где содержатся различные представители флоры и фауны, приобретенные в соответствующей торговой сети, собранные учащимися или изготовленные ими в соответствии с действующим природоохранным законодательством, наглядным и разносторонним собранием живых и неживых экспанатов, способствующих лучшему усвоению учащимися школьной программы по природоведению, ботанике, зоологии.

          Живой уголок природы используется не только на уроках биологии , но и во внеурочных и внеклассных занятий по распространению среди учащихся естественнонаучных знаний и развитию их экологического воспитания, формированию у учащихся диалектико — материалистического мировозрения, а так же для привития молодежи высоких патриотических чувств и любви к природе своей Родины. Живой уголок является звеном воспитательного характера в части развития у детей чувств глубокого уважения к живой природе, гуманного отношения ко всем представителям флоры и фауны, бережного отношения к ним, что является необходимым при формировании высокой нравственности человека.

           Уголок живой природы служит также базой для развития эстетических чувств учащихся, способствующей творчеству детей в области изобразительных искусств, музыки, поэзии и других форм литературного творчества.

           Живой уголок может быть объектом для приучения школьников к выполнению целого ряда необходимых в жизни трудовых приемов и процессов: уборка помещений; мелкий ремонт оборудования; соблюдение порядка, ведение дневников; обслуживание животных; приготовление для них кормов, выращивание семян растений, пересадка растений, декорирование помещений или земельного участка, соблюдение норм и правил бытовой гигиены и др.

           Наличие уголка природы — это еще и звено физической культуры для закалки учащихся привития им навыков полевых натуралистических исследований, походной жизни, ориентирования в природе, что имеет и определенное оборонное значение.

            Кроме того, уголок природы может быть хорошей школой по привитию детям навыков правильного природопользования: сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений, знакомства с правилами охоты, рыболовства, охраны водоемов от загрязнения, противопожарной безопасности в лесах и т. п.

             Несомненно, уголок природы может быть хорошей школой по привитию детям навыков правильного природопользования: сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений, знакомства с правилами охоты, рыболовства, охраны водоемов от загрязнения, противопожарной безопасности в лесах и т. п.

            Несомненно, уголок природы может способствовать и профессиональной ориентации учащихся.

            Заниматься в уголке живой природы могут все учащиеся школы, особенно при изучении природоведения, ботаники и зоологии. Они могут быть ознакомлены с живыми и неживыми объектами и экспонатами, составляющими материальный фонд уголка природы.

            Внеурочная работа учащихся в уголке живой природы обеспечивает им расширение и углубление программного материала по природоведению, ботанике, зоологии, дает навыки самостоятельных наблюдений и построения тех или иных логических выводов из них. Работа в уголке может быть самой начальной стадией исследовательской деятельности учащихся, проявления ими особого внутреннего по призванию, интереса к упомянутым дисциплинам, она позволяет выявить их склонность и одаренность для последующих рекомендаций.

2.9.Проектная деятельность учащихся в системе экологического образования школьников

             Экология в современном понимании – это сложный научный практический комплекс затрагивающий науку, образование и общественно- практическую деятельность людей. Многочисленные направления науки и практики всё более и более в центре своих исследований видят человека, его биосоциальную природу, его истинные интересы, благополучие, важнейшим условием которого является прежде всего и психо- физиологическое здоровье. Эффективный путь освоения экологической культуры в соответствии с познавательной и адекватной ей образовательной парадигмой состоит в том, чтобы передавать знания, а используя инструментарий науки формировать способ решения существующих и прогнозируемых проблем. Таким инструментарием в школьный период является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность как один из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения должна быть направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации проведения экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблем. Поэтому основными целями проекта в системе экологического образования являются: развитие у учащихся чувство причастности к решению экологических проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки  в районе, по привлечению внимания общественности к местным экологически  проблемам.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

        

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 3

                                                                                                                            Балаянц Г.Н.

Программа

факультативных занятий

 по экологическому образованию для учащихся 9-х классов

«Экология человека»

Автор программы: учитель биологии МАОУ СОШ № 3  Демина Т.А.

        

Г.Курганинск, 2012г.

дата

тема

примечание

1

Введение. Экология и здоровье человека.

Экология жилища. (7ч.)

2

Бытовые экологические загрязнители.

3

Борьба с бытовыми загрязнителями.

4

Бытовое облучение.

5

Компьютер – источник электромагнитного излучения.

6

Вредное воздействие телевизора.

7

Профилактика вредного воздействия бытового облучения.

8

Домашние питомцы и их хозяин.

Влияние погоды на здоровье. (5 ч.)

9

Солнечная радиация

10

Метеопатия.

11

Признаки метеопатии.

12

Профилактика метеопатии.

13

Средства адаптации к погодным условиям.

Твоя одежда (1 ч.)

14

Одежда из искусственных и натуральных тканей

Экология питания (3 ч.)

15

Загрязненные продукты питания.

16

Правильное питание.

 17

Рацион питания школьников.

Вредные привычки (3 ч.)

 18

Курение.

 19

Алкоголизм.

20

Наркомания.

Самодиагностика заболеваний (5 ч.)

21

Диагностика по пульсу.

22

Диагностика по языку.

23

Диагностика по ногтям.

24

Диагностика по почерку.

25

Диагностика по другим признакам.

Основные показатели уровня здоровья (2 ч.)

26

Оценка уровня здоровья.

27

Основные показатели уровня здоровья и их коррекция.

Физическая нагрузка – обязательный компонент активного образа жизни

(5 ч.)

28

Гиподинамия и самочувствие.

29

Самомассаж.

30

Комплекс упражнения для ОДА.

31

Комплекс упражнений для органа зрения.

32

Укрепляем иммунитет.

Курганинский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                         Директор МАОУ СОШ № 3                                                                              _____________Г.Н.Балаянц

        

ПРОГРАММА

Факультативных занятий

«Глобальные экологические проблемы»

                              Учитель – Труженникова Елена Александровна

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Колич часов

Дата провед прим

Дата провед факт

Дом. задание

Химия и проблемы окружающей среды.

2

1

Стандарты качества окружающей среды.

1

Конспект

2

Токсичность веществ. Экологические символы товаров.

1

Конспект

Охрана атмосферы от химического загрязнения.

3

3

Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения химическими отходами.

1

Конспект

4

Оценка экологического состояния воздушной среды Краснодарского края.

1

Конспект

5

Оценка запыленности воздуха в школе. П.р.1.

1

Оформл. рез-тов

Охрана водных ресурсов

3

6

Круговорот воды в природе. Кислотные дожди.

1

Конспект

7

Оценка экологического состояния водных объектов Краснодарского края.

1

Конспект

8

Определение экологического состояния природной воды в местном водоеме. П.р.2.

1

Оформл. рез-тов

Охрана земельных ресурсов.

3

9

Характеристика земельных ресурсов Краснодарского края. Источники загрязнения.

1

Конспект

10

Определение общих физических свойств почвы. П.р.3.

1

Оформл. рез-тов

11

Оценка экологического состояния почвы на пришкольном участке. П.р.4.

1

Оформл. рез-тов

Химия и производство.

2

12

Химия и производство.

1

Конспект

13

Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта вблизи школы. П.р.5.

1

Оформл. рез-тов

Экологические проблемы в сельском хозяйстве.

2

14

Удобрения и их классификация.

1

Конспект

15

Средства химической защиты растений. Последствия применения СХЗР.

1

Конспект

Пути решения экологических проблем города  Курганинска и Курганинского района.

2

16

Пути решения экологических проблем

1

Защита рефер-тов

17

Пути решения экологических проблем

1

Защита рефера-тов

Практических работ

5

Курганинский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

                                                                                         

УТВЕРЖДЕНО

                                                              Директор МАОУ СОШ № 3

_____________Г.Н.Балаянц

        

 ПРОГРАММА

по  групповым занятиям

«Физика и экология»

        

                            Учитель физики  – Бойко Наталья Михайловна

         

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Колич часов

Дата провед прим

Дата провед факт

Дом. задание

1

Введение

1

Физика и экология

Биосфера

2

Магнитное поле Земли

3

Состав и физическое поле  Земли

4

Значение важности воздуха. Парниковый эффект. Измерение влажности воздуха.

5

Влияние условий на скорость протекания диффузий

Загрязнение окружающей среды

6

Загрязнение атмосферы

7

Влияние авиаперелетов и запусков космически аппаратов на загрязнение атмосферы

8

Основные способы загрязнения вод

9

Загрязнение воды. Исследование прозрачности и интенсивности запаха воды

10

Физическое загрязнение окружающей среды. Изучение явления резонанса

Энергетика

12

Тепловой баланс земли и его влияние на климат

13

Экологические проблемы передачи энергии

14

Теплоэнергетика. Нагревание проводников электрическим током

15

Современное состояние теплоэнергетики

16

Определение загрязненности воздуха при сжигании органического топлива

17

Ядерная энергетика

18

Опасность аварий на ядерных реакторах

19

Нетрадиционная и альтернативная энергетика

20

Посещение ТЭЦ сахарного завода

21

Экологические аспекты некоторых видов промышленности

22

Гальванические производства. Изучение явления электролиза

23

Промышленные и бытовые отходы

24

Экологические проблемы урбонизации

25

Борьба с электризацией в жилых помещениях. Изучение явления испарения.

26

Экология сельского хозяйства

27

Экология почвы

28

Контроль состояния окружающей среды

29

Экология человека

30

Действие электрического тока на организм человека

31

Демонстрация проводимости тока через человеческое тело

32

Бытовая радиация

33

Заключительное занятие

34

Итоговая научная конференция

        Курганинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

                                                                                         

УТВЕРЖДЕНО

                                                                      Директор МАОУ СОШ № 3

_____________Г.Н.Балаянц

        

 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

факультатив «Экология для младших школьников»

срок реализации программы: 4 года

возраст обучающихся: 7-11 лет

        Учитель: Демина Т.А.

Пояснительная записка.

           Программа обеспечивает непрерывность обучения учащихся, начиная с младшего школьного возраста, и разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир». Реализация программы позволит:

- полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир»;

-обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников;

- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области экологии;

- сформировать у детей и углубить теоретические знания в области экологии.

            Цель курса: сформировать у школьников целостность картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

             Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи информации: движение (активное практическое действие), игра как реализация полученных знаний, рисунок и слово (беседа, рассказ), экскурсии. Эту возможность и предоставляет программа курса «Экология для младших школьников», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».

             Главными задачами обучения по этой программе являются расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких доступных примеров, углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда экологических понятий.

      Программа составлена на 4 года (1 класс – 33 часа 2 -4 класс – 34 часа) и рассчитана на учащихся начальных классов (7-11 лет).

    Программа организована в форме факультатива. В него вовлечены большинство учащихся. Во время занятий должно оказываться внимание всем детям,  при выполнении заданий создаваться ситуация успеха  для каждого ученика. Используется  коллективная работа, работа в парах, группах с применением здоровьсберегающих технологий. Формы проведения занятий по данному курсу могут быть различны: беседа, игра, экскурсия.

Содержание программы.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только знаниями о воде, воздухе, почве, растениях, животных нашей планеты, но и соблюдать и выполнять правила поведения в природе, участвовать в её охране.

Учебно-тематический план

1 класс

П/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

неаудитор-

ные

1

Что такое экология?

«Организм и окружающая среда»

«Значение экологии для человека

2

1

1

Систематизация известных учащимся экологических связей

2

Растения и животные ближайшего природного окружения.

«Природа вокруг нас»

«Экскурсия в природу»

«Обобщение знаний»

3

1

1

1

Учатся распознавать растения и животных

3

Знакомство с живыми существами, которым грозит исчезновение.

«Они могут исчезнуть»

1

1

Представляют яркие «портреты» редких, исчезающих животных

4

Способы охраны природы.

«Как охраняют природу»

«По заповедным тропинкам»

2

1

1

Открывают многообразие форм охраны природы

5

Роль неживой природы в жизни живого.

«Воздух и жизнь»

«Вода и жизнь»

«Тепло и жизнь»

3

1

1

1

Выясняют роль живой и неживой природы в жизни человека

6

Открываем жизнь в почве.

«Живое в почве»

1

1

Выясняют роль живых существ в почве

7

Пополняем  знания о разнообразии живой природы.

«Вот такие растения»

«Это всё животные»

«Разнообразия грибов»

«Разнообразия лишайников»

4

1

1

1

1

Узнают о разнообразии живой природы

8

Изучаем экологические связи в живой природе.

«Дуб и всё вокруг него»

«Невидимая сеть дубового леса»

«Защитные приспособления у растений»

«Кто как защищается»

4

1

1

1

1

Получают знания о связях между растениями и животными

9

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

«Охраняемые растения»

«Зелёная аптека»

«Животные должны жить»

«Мысленное путешествие по ботаническим садам»

«Мысленное путешествие по зоопаркам нашей страны»

5

1

1

1

1

1

Узнают лекарственные растения и растения ботанические

10

Учимся передавать свои знания другим ребятам

«Хотим сказать всем»

«Изготовление экологических памяток»

«Экологическая экскурсия»

3

1

1

1

Приобщаются к посильным для обучающихся формам пропаганды экологических и природных знаний

11

Связь между состоянием природы и здоровьем человека

«Влияние окружающей среды на здоровье человека»

«Защита здоровья от экологической опасности»

2

1

1

Узнают, какое влияние загрязнённая окружающая среда имеет на здоровье человека

12

Обсуждаем примеры экологических катастроф

«Экологические катастрофы»

«Необходимость экологических знаний»

2

1

1

Узнают о загрязнении моря нефтью, о радиоактивном загрязнении среды в результате на Чернобыльской АЭС

13

Подводим итоги работы за год

1

1

Обобщают знания

ИТОГО

33

28

5

2 класс

П/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудитор-ные

неаудитор-

ные

1

Что такое природа.

«Многообразие природы»

«Роль природы в жизни человека»

«Экскурсия в природу»

3

1

1

1

Повторяют и расширяют знания о многообразии природы

2

Природа в опасности!

«Изменения в природе под влиянием человека»

«Охрана природы»

«Экскурсия в природу»

3

1

1

1

Раскрывают роль природы в жизни человека, влияние отрицательных изменений в природном окружении

3

Воздух и его охрана.

«Воздух должен быть чистым»

«Воздух должен быть чистым»

2

1

1

Расширяют знания о значении воздуха

4

Берегите воду!

«Почему воду нужно беречь»

«как беречь воду»

2

1

1

Раскрывают представления об огромной роли воды в быту и в хозяйственной деятельности

5

Берегите почву!

«Состав почвы»

«Почва и жизнь»

2

1

1

Раскрывают роль почвы в жизни растений, узнают о мерах охраны почвы

6

Охрана растений.

«Лекарственные растения»

«Меры по охране растений»

2

1

1

Знакомятся с некоторыми видами охраняемых растений (работа в альбомах)

7

Человек  -часть природы.

«Организм человека»

«Будем беречь здоровье»

2

1

1

Формирует представления о месте человека в природе

8

Наше питание.

«Уход за зубами»

1

1

Формируют гигиенические требования по уходу за зубами и правильному питанию

9

Взаимосвязь в природе.

«Живая и неживая природа»

«Почва и живые существа»

«Отрицательное влияние человека на природу»

3

1

1

1

Систематизируют знания о взаимосвязях в природе

10

Природа и люди – одно целое.

«Человек – часть живого мира»

«Зависимость человека от окружающей природы»

«Экскурсия в парк»

3

1

1

1

Систематизируют представления о единстве природы и человека

11

Природа и труд людей зимой.

«Охрана здоровья зимой»

«Растения и животные зимой»

«С кем дружит ель»

3

1

1

1

Наблюдают за зимними изменениями в природе, в труде людей

12

Растения и животные.

«Растения и животные в школе и дома»

«Уход за комнатными растениями»

2

1

1

Выясняют отличительные признаки некоторых растений

13

У себя дома и в гостях.

«Как принимать гостей»

«Ты среди людей»

2

1

1

Приобретают умения вести себя в гостях

14

Город – село.

«Природа и труд людей ранней весной»

«Природа и труд людей поздней весной»

«Экскурсия в природу»

3

1

1

1

Раскрывают доступные связи между городом и селом

15

Итоги работы за год

1

1

Обобщение знаний и умений за год

ИТОГО

34

30

4

3 класс

П/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудитор-ные

неаудитор-

ные

1

Земля – наш космический корабль.

«Земля и Солнце»

«Земля и другие планеты»

«Глобус – модель Земли»

«О чем рассказывает глобус»

«Смена дня и ночи, времена года»

5

1

1

1

1

1

Знакомство с Землёй, другими планетами и Солнцем.

Знакомство с глобусом как моделью Земли.

2

Планета заболела.

Охрана окружающей среды»

«Экологические проблемы планеты»

2

1

1

Узнают о некоторых экологических проблемах планеты

3

Лес и человек.

«Роль леса в природе и в жизни людей»

«Использование и охрана лесов»

«Экскурсия в лес»

3

1

1

1

Узнают о роли леса в природе и жизни людей, правила поведения в лесу

4

Наш край.

«Наш край на карте»

«Природа края. Поверхность нашего края»

«Животный мир нашего края»

«Растительный мир нашего края» (экскурсия)

5

1

1

1

1

1

Учатся беречь природу своего края, узнают о жизни края и растениях. Работают в альбомах.

5

Водоёмы края.

«Обитатели водоёмов»

«Охрана водного сообщества»

«Растения и животные водоёма»

«Экскурсия к реке»

«Обобщение знаний»

5

1

1

1

1

1

Узнают о значении водоёмов в природе и жизни человека. Работа в альбомах.

6

Луг – природное сообщество.

«Обитатели луга»

«Луг и человек»

2

1

1

Знакомятся с разнообразием обитателей луга, узнают о роли луга в жизни человека.

7

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

«Будем беречь здоровье»

«Загрязнение воздуха»

«Загрязнение воды»

«Загрязнение почвы»

«Экскурсия на очистные сооружения»

6

1

1

1

1

1

Узнают, как влияют загрязнения на кожу, органы дыхания, пищеварения. Работа в альбомах

8

Поздней весной.

«Сезонные изменения в природе»

«Труд людей поздней весной»

«Растительный мир весной»

3

1

1

1

Наблюдают за изменениями в природе и трудовых процессов людей поздней весной. Узнают доступные экологические связи, правила поведения в природе.

9

Мастерим домики для птиц.

1

1

Изготовление искусственных гнездований для птиц.

10

Передай свои знания другим ребятам.

«Экологические памятки»

«Утренник «Хотим сказать всем!»

2

1

1

Готовятся к утреннику, изготовляют экологических памяток для младших товарищей.

11

Подводим итоги за год.

1

1

Обобщение знаний с опорой на рисунки м записи в альбомах

ИТОГО

34

30

4

 4 класс

П/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудитор-ные

неаудитор-

ные

1

Судьба природы – наша судьба.

«Что такое природа»

«Многообразие природы»

«Экскурсия в осенний парк»

«Обобщение знаний»

4

1

1

1

1

Повторяют и расширяют знания о многообразии природы. Сбор осенних листьев. Работа в альбомах

2

Влияние человека на изменения в природе.

«Воздействие людей на природу»

«Охрана природы»

«Экскурсия в природу»

«Помоги природе!»

4

1

1

1

1

Продолжают знакомится с мерами по охране природы в местном природном окружении.

3

Температура и термометр.

«Понятие  «температура»

«Значение температуры для окружающей среды»

2

1

1

Знакомятся с устройством работы термометра, учатся измерять температуру. Работа в альбомах.

4

Воздух и жизнь.

«Свойства воздуха»

«Воздух должен быть чистым»

2

1

1

Уточняют и расширяют знания о значении воздуха для живых существ

5

Вода и жизнь.

«Три состояния воды»

«Круговорот воды в природе»

«Берегите воду»

«Как беречь воду»

«Почему воду нужно беречь»

5

1

1

1

1

1

Узнают о свойствах воды

6

Разнообразие растений и животных.

«Группы растений»

«Разнообразие животных»

«Жизнь растений»

«Жизнь животных»

«Охрана растений»

«Охрана животных»

6

1

1

1

1

1

1

Узнают об основных группах растений и животных, их видах. Знакомятся с жизнедеятельностью растений.  Мысленно путешествуют по заповедникам страны.

7

Человек и природа.

«Человек. Кто он?»

«Организм человека»

«Как человек воспринимает окружающий мир»

«Надёжная защита организма»

«Кожа и её гигиена»

«Первая помощь при повреждениях кожи»

6

1

1

1

1

1

1

Знакомятся с функциями органов чувств. Учатся оказывать первую помощь при небольших повреждениях

8

Природа и люди – одно целое.

«В природе все взаимосвязано»

«Человек- часть живого мира»

«Охрана природы - сохранение жизни людей»

«Экскурсия в природу»

4

1

1

1

1

Обобщение знаний о единстве природы и человека.

9

Итоги работы за год.

1

1

Обобщение знаний учащихся

ИТОГО

34

30

4

Литература

  1. Экологическое воспитание в школе. И.Г.Норенко. г.Волгоград, изд-во: «Учитель», 2007г.
  2. Проектная деятельность учащихся. М.В. Высоцкая.г.Волгоград, изд-во: «Учитель», 2008г.
  3. В союзе с природой (эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Л.И. Грехова, изд-во: «ЦГЛ», «СЕРВИСШКОЛА», г.Москва-г.Ставрополь,2008г.
  4. Химические основы экологии. С.б.Шустов, Л.В.Шустова.г.Москва, изд-во: «Просвещение»,1995г.
  5.  Физика  человека. Человек. Окружающая среда. А.П. Рыженков. г.Москва, изд-во: «Просвещение»,1996г.
  6. Экология. Элективные курсы. М.В. Высоцкая. г.Волгоград, изд-во: «Учитель», 2008г.
  7. Физика и экология. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Г.А. Фадеева, В.А. Попова. г.Волгоград, изд-во: «Учитель», 2007г.
  8. биологические экскурсии. Б.Е.Райков, М.Н. Римский-Корсаков. Г.Москва, изд-во «Цитадель – трейд», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка экологического образования и воспитания учащихся Кубани

Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Но, конечно, главную миссию экологического воспитания принимает на себя школа в лиц...

ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ»

Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы....

Научная работа: «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках биологии и химии»

В методическом пособии дано описание опыта работы по экологическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы № 9 села Максимовка Целиноградского района, Акмолинской области.Адресовано учителям би...

РОЛЬ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДокладРОЛЬ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВВ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИУЧАЩИХСЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ...

Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду

Экологическое образование и воспитание  дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...

Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках биологии

Экологическое образование-это уникальное средство сохранения и развития человека и развития человеческой цивилизации...

Статья "Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках истории и обществознания"

Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителей истории и обществознания при формировании экологической культуры учащихся...