Постановка экологического образования и воспитания учащихся Кубани
методическая разработка по экологии по теме
Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Но, конечно, главную миссию экологического воспитания принимает на себя школа в лице её учителей. В работе представлена система экологического образования и воспитания в МАОУ СОШ № 3, деятельность НЭОУ "Мой дом Земля", функционирование экологического отряда "ЭКО-зеленое движение России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekakonkurs.doc | 956.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г.Курганинска
Проект
« Постановка экологического образования и воспитания учащихся Кубани»
Руководитель экологической работы
учитель биологии МАОУ СОШ № 3
Демина Татьяна Александровна
г. Курганинск, 2013г.
Оглавление
- Актуальность экологического образования
и воспитания в школе. стр. 3-4
- Экологическое образование и воспитание
в МАОУ СОШ № 3. стр. 5-7
2.1 Научное экологическое общество уч-ся
«Мой дом-Земля». стр. 8-11
2.2 Экологический отряд «Эка-зеленое движение
России». стр. 12-21
2.3 Организация и проведение экологии
мероприятий: экскурсий, походов, поездок. стр. 22-24
2.4 Участие в экологических природоохранных
акциях. стр. 25-28
2.5 Разработка экологических троп МАОУ СОШ №3. стр. 29-32
2.6 Проведение экологических викторин, конкурсов
МАОУ СОШ №3. стр. 33-34
2.7 Роль учебно-опытного участка. стр. 35-38
2.8 Уголок живой природы. стр. 39-41
2.9 Проектная деятельность учащихся в системе
экологического образования школьников стр. 42-58
3. Литература стр. 59
1. Актуальность экологического образования и воспитания школьников
Изменение качества окружающей среды – это угроза осуществлению биосферой своей функции самоочищения, создание предпосылок для нарушения гармоничной связи живого организма со средой обитания.
«Природа не храм, а мастерская»,- утверждал герой знаменитого романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности. Современное содержание термина «экология» достаточно широко, оно выводится за рамки биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к природе, обществу, себе. Экологическое образование школьников в состоянии решать следующие задачи:
1. Мотивирование школьников к изучению естественнонаучных дисциплин, способствующих формированию знаний о природе.
2. Формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды.
3. Развитие эмоционально-чувственной сферы экологически образованной личности.
Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Но, конечно, главную миссию экологического воспитания принимает на себя школа в лице её учителей. Наиболее благоприятными предметами для достижения этой цели являются предметы естественно - научного цикла: биология, химия, физика, география.
Элементы экологии в курсе химии дают возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за её сохранение. Знание химических процессов и экологическая грамотность в сумме позволяют получить информацию, необходимую для принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, их защите. Говорят, что «один в поле не воин». К экологии это не относится – здесь каждый из нас может внести свою лепту в дело охраны окружающей среды.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа. Но без использования в жизни полученных результатов никакие выводы не имеют цены и не дают ожидаемых результатов. В экологическом образовании школьников это особенно важно, так как основным критерием сформированности экологической убеждённости является способность личности к конкретным конструктивным действиям в области охраны и улучшения природного окружения. Основа таких действий – умение анализировать экологические ситуации, принимать решения, проводить природозащитные мероприятия.
Сложную экологическую ситуацию в России нельзя улучшить за несколько месяцев. Нужны годы упорного труда, большие вложения средств. Именно современным школьникам придётся в будущем заниматься этими проблемами, что делает процесс экологического воспитания учащихся на современном этапе развития общества особенно актуальным.
- Экологическое образование и воспитание в МАОУ СОШ № 3
При всем многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения достаточно едины в отношении необходимости формирования, развития экологической культуры. В основе любой системы при формировании экологически-культурной личности лежит воспитание детей через природу, в свою очередь, обеспечивающее осуществление их всестороннего развития.
Поэтому следует создавать педагогические условия и пути, при которых воспитание через природу развивает личность и становится основой образовательного процесса. Для реализации в практике экологического образования и воспитания необходимо опираться на следующие алгоритмы:
- осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своими руками;
- «умный физический труд» ребенка по преобразованию и сохранению природы, в процессе которого ребенок должен убедиться, что природа не терпит невежества;
- раскрытие новых тайн природы при активной работе мысли. В природе заложены в доступной для ребенка форме факты, явления, зависимости, закономерности;
- мир природы становится неисчерпаемым источником знаний благодаря тому, что знания поступают в детскую голову очень сложным путем: через руки, через труд, через взаимоотношения с другими людьми, через чувства и переживания, окрашивающие действительность;
- в процессе работы постоянно меняются сами дети, у них формируются взгляды, укрепляются социально – политические, нравственные, эстетические позиции - в конечном счете, из ребенка постепенно формируется человек в самом высоком смысле слова;
- в процессе познания природы, прежде всего через исследовательскую деятельность, способствовать развитию, самовыражению человека;
- использовать природу как незаменимый источник эмоционального развития ребенка, учитывая при этом, что эмоциональное и эстетическое воспитания. Учиться слушать музыку весенних лугов, лесов, летнего поля, лесного ручья, летней почвы и т.д.
- учить детей творческому общению с природой, стремиться к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил: создавать уголки красоты, в которых ребенок может подумать, пометать, остаться наедине с красотой, составлять сказки, рассказы, стихи;
- учить детей творческому восприятию природы на уроках, праздниках (летних, осенних и весенних цветов) весны, прилета птиц и т.д.
Все это должно способствовать не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому. Переживания, радость и тревога за окружающую природу рождают заботу о ней.
Педагогические технологии взаимодействия детей с природой многоплановы. Главным в них можно считать развитие у детей мироощущения единства человека со всем живым на земле, что неизбежно приведет его к необходимости гармонизовать свою деятельность с людьми и биосферой.
В МАОУ СОШ № 3 предусмотрено уровневое экологическое образование на основе деятельного подхода.
Так начальное звено (1-4 классы) при воспитании экологической культуры на основе деятельного подхода руководствуется занятиями в свободной игровой и индивидуальной деятельности.
Среднее звено (5-8 классы) с этой же целью осуществляет формирование качеств, соответствующих инвариантным базисным компонентам деятельности: познавательной, коммуникативной, трудовой, эстетической, реализуемых в игре, учении, труде, общении, художественной деятельности. При этом ребенок – ученик выступает, прежде всего как субъект обучения.
Старшее звено ( 9-11 класс) реализую деятельный подход не только во время уроков, но и проводя тематические акции, проекты, митинги, театрализованные представления, ролевые игры.
Данная технология позволяет обеспечить на каждой образовательной ступени высокий уровень развития личности и реализацию специфических приоритетных направлений по осуществлению преемственности и работе каждого звена непрерывной системы начального общего образования. Определяющими основаниями преемственности являются:
- Учет возрастных психологических и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Специфическая задача начального звена – закладка начал теоретического отношения к действительности в учебной деятельности через развития способностей к творческому воображению. В познавательном процессе теоретическое мышление и воображение выполняют единую функцию. Они позволяют человеку постигать универсальные принципы развития вещей и событий, преобразовывать в соответствии с ним целостный мир. При этом мышление охватывает все эти принципы в понятийной форме, а воображение – в образной. Таким образом, продуктивное воображение и теоретическое мышление, включены в единый контекст творческого развития ребенка.
- Внедрение деятельного подхода, сбалансированного технологиями обеспечивает развитие деятельности в приоритетных направлениях на каждой ступени образования в интересах ребенка. При таком подходе деятельность самого ребенка не остается неизменной в его жизни. Она будет развиваться, меняя содержание и форму, то есть будет носить определяющий и развивающий характер, преобразующий мотивацию в целенаправленность деятельности с тем, чтобы развивать любознательность, способности, творческое воображение, коммуникативность. А появление и изменение мотивов определяется повышением интеллекта, развивающихся различными способами действий, во всех видах деятельности. Так, усвоение знаний происходит в контексте деятельности, при этом знания выполняют функции ее регуляции, а характер реализации – деятельностного воссоздания усваиваемого содержания. Поэтому данная технология нацелена на достижение высокогоуровня образованности, сформированность ценностных отношений и элементов деятельности и решении следующих задач: адаптация к окружающей природной и социальной среде, определенность уровня общей эрудиции, характеризующей готовность к продолжению образования, гуманистическому отношению к окружающему миру природы, соблюдению этических и нравственных норм, овладению учебной, игровой, трудовой, коммуникативной, и др. видами деятельности. При этом важно, чтобы ученик стал активным субъектом деятельности. И целенаправленно создаваемые воспитателем ситуации, должны быть направлены на накопление школьниками положительно эмоционального опыта с тем, чтобы вывести каждую личность на позитивное эмоционально-нравственное развитие, гуманное отношение к миру природы.
- Развитие комплекса личностных качеств и свойств, создание условий, при которых обучение становится благом, основной формой их самовыражениея, требует технологии, которая будет развивать в учениках добрые чувства, глубокий ум и здоровье. Здоровье – это одно из главных условий, определяющих возможность физического и психического развития ребенка. Поэтому нельзя забывать о применении таких технологий, которые должны обеспечить гармоническое развитие личности, согласуемое с целевой установкой «на здоровье», «смысл жизни», находя с данных позиций точки соприкосновения.
- Научное экологическое общество учащихся «Мой дом – Земля»
Экологическое образование призвано не только предоставить знания об окружающей среде и экологических проблемах, но и развивать способность детей и подростков принимать осознанные решения и способствовать изменению поведения людей в отношении окружающей среды. В формировании у ребенка экологического поведения решающую роль играет его активная деятельность, положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие важных умений решать проблемы и принимать решения, быть настойчивыми в достижении целей, планировать результаты своих действий возможно только в результате личного опыта ребенка, полученного им в процессе активной включенности в разнообразные виды деятельности.
Это открывает простор для разносторонней активности учащихся в отношениях с природой, становления и развития свойств их личности, усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и образа жизни, которые требуются для обеспечения социально приемлемой безопасности взаимодействия с природной средой. Способствует формированию экологического образования созданное в школе научное экологическое общество учащихся «Мой дом – Земля», которое функционирует с 2003 года по настоящее время.
Цель НЭОУ:
Выявление и реализация интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, повышение социального статуса экологических знаний, становление экологической культуры личности и общества, как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы.
Задачи:
1.Создать условия для самореализации каждого ребёнка через общение с объектами живой и неживой природы.
2.Обеспечить взаимосвязь науки и исследовательской деятельности учащихся.
3.Сформировать начальные навыки научной работы.
4.Создать атмосферу научного поиска, творчества, сотрудничества.
5.Расширить деловое и личностное общение с интеллектуальными и творческими детьми, проявляющими стремление и способности к научной деятельности.
6.Повышать реальный опыт учащихся в предпрофессиональной научной деятельности с целью профессиональной ориентации выбора профессии ученого.
7.Сформировать опыт участия школьников в конкурсах, интеллектуальных марафонах, конференциях, олимпиадах эколого-биологического направления.
8.Воспитывать целеустремленность, активность учащихся, настойчивость и последовательность в воплощении поставленных целей.
Направления деятельности НЭОУ.
1.Информационно-просветительская деятельность:
-организация лекций, семинаров, конференций;
-организация школьных интеллектуальных конкурсов и марафонов;
-обсуждение научной литературы;
-организация практической работы;
-организация олимпиад;
-поиски новых научных контактов.
2. Методическая и научно-исследовательская деятельность:
-информационное обеспечение учащихся через членов НЭОУ;
-создание и накопление видеоматериалов о научно-исследовательской деятельности школьников;
-обобщение накопленного опыта работы;
-осуществление поддержки проектов и исследовательской деятельности учащихся;
-создание банка данных НЭОУ;
-научное руководство проектов;
-обучение индивидуальное по программам творческого развития.
Исследования, которые учащихся выполняют на практических занятиях и экскурсиях, оформляются в виде рефератов и докладов. Научно-исследовательская деятельность носит творческий характер, поскольку базируется на выполнении эксперимента и фиксировании полученных исследовательских данных. Экспериментальная деятельность осуществляется как на базе живой коллекции школьного уголка, учебно-опытного участка, так и в живой природе.
Тематика исследовательских работ многогранна. За годы существования НЭОУ учащиеся выполняли исследовательские работы по следующим направлениям:
1.Характеристика хвойных пород, используемых при проведении озеленения территории.
2.Характеристика декоративных лиственных пород, используемых при проведении озеленительных работ.
3.Наблюдения за устойчивостью разных пород растений к засухе, к низким температурам, к вредителям и болезням.
4.Методика проведения фенологических наблюдений за древесными видами растений.
5.Наблюдение за ростом и развитием древесных растений.
6.Разведение деревьев и кустарников семенами ( предпосевная обработка семян, посев, глубина заделки, появление всходов, рост сеянцев).
7.Вегетативное разведение растений древесных пород:
А – зимнее черенкование (нарезка хлыстов, нарезка черенков, обработка стимуляторами, прорастание семян, рост сеянцев);
Б - летнее черенкование.
8.Использование, охрана, защита лесного фонда, воспроизводство лесов.
9.Экология Курганинского района.
10.Птицы в городе.
11.Экология малых рек Краснодарского края (Лаба, Кукса).
12.Комплексное исследование экологии малой родины.
13.Экология и традиционная народная культура на Кубани.
14.Экология, социология и демография Курганинского района.
15.Экология и социально-экономическая география Курганинского района.
16.Эологический мониторинг почвенного покрова методом биотестирования.
17.Экология и хозяйственная деятельность человека.
18.Влияние современной экономики Курганинского района на экологию.
19.Тенденции вытеснения биосферы техносферой .
20.Экологическая политика моей малой родины.
21.Виды загрязнения окружающей среды и их влияние на экологию.
22.Природоохранная деятельность человека.
23.Использование лишайников для определения содержания тяжелых металлов в воздухе и почве.
Результатом работы членов НЭОУ является участие в конкурсах «Эврика», «Шаг в будущее», которые организуют Краснодарский краевой эколого-биологический центр и малая сельхозакадемия, участие в экологических олимпиадах, экологических конференциях, районных профильных экологических лагерях. Конкурс рисунков и фотографий «Мой дом – Земля», экологические операции «Птичья столовая», «Посади дерево», экологические акции «Малым рекам – чистую воду», «Экологические десанты», разработка и проведение экологических троп, экологические выставки, экологические субботники, благоустройство территории школьного двора – инициаторами данных мероприятий являются члены школьного НЭОУ.
Активисты НЭОУ оформили экологический паспорт учебного учреждения, в котором представили оценку санитарно-гигиенического состояния учебных помещений, степень их озеленения, с учетом видового и количественного состава комнатных растений.
Многогранная деятельность НЭОУ направлена на создание условий для развития творческих способностей школьника, формирование у детей чувства ответственности, самостоятельности, нравственности, способности анализировать свои поступки, воспитание бережного и ответственного отношения к природной среде, обладание высоким уровнем экологической культуры.
2.2. Экологический отряд «ЭКА - Зеленое движение России».
В МАОУ СОШ № 3 с 2010 года существует активно действующий экологический отряд. Члены отряда являются инициаторами природоохранных мероприятий, экологических акций, пропагандистами «ЭКА - Зеленое движение России».
Активисты отряда в течение последних пяти лет занимается кардинальными преобразованиями территории школьного двора. Результатом этих титанических усилий стали клумбы современного дизайна, поднялись высаженные ранее березки в березовой роще, калиновая аллея. В ознаменование Великой Победы учащиеся посадили саженцы сирени.
В школьной теплице планируется выращивание саженцев самшита. Учащиеся, пропагандисты Зеленого Движения России ЭКА, реализаторы программы «Больше кислорода!», с огромным желанием включаются в работу и заражают своим энтузиазмом одноклассников и малышей. На клумбах, независимо от времени года, безупречный порядок: газонная трава пострижена, удалены сорняки, до поздней осени благоухают розы.
Ряды «русских красавиц» березок не оставляют равнодушными ни одного прохожего. Учащиеся содержат в порядке и старые насаждения. Каштаны, возвышающиеся вдоль забора школы, являются прекрасными шумопоглотителями, что особенно важно для учебного заведения, расположенного вблизи оживленной автотрассы.
Леса – «легкие» нашей планеты. Поскольку Курганинский район находится в степной зоне, работа по увеличению площади искусственных насаждений деревьев является актуальной. Это понимают не только взрослое население, высаживая саженцы плодовых культур, но и молодежь школы, участвующая в общегородских акциях по высадке деревьев.
Традиционно в МАОУ СОШ №3 членами научного общества проводится День Птиц. Целью этого мероприятия является пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека, осознание необходимости бережного отношения к птицам - санитарам леса, к птицам, занесенным в Красную книгу и находящихся под охраной, к птицам, наполняющим лес необычным звучанием. В этот день в школе по параллелям проводятся конкурсы:
Творческий (конкурс на лучший рисунок, детскую поделку, стихотворение о птицах).Готовят реферативные работы о праздновании дня птиц в мире, о необходимости привлечения птиц в искусственные гнездовья с неподдельным энтузиазмом, реализуя тем самым благородные пpиpодоохpанные порывы. |
Изготовление ЭКА – сумок НОУ «Мой дом – Земля» и пропаганда их среди населения А-сумки – это современные многоцелевые сумки, которые могут быть использованы практически в любых ситуациях, что дает возможность полностью отказаться от пластиковых пакетов.
ЭКА – сумки могут быть использованы в качестве хозяйственных сумок для похода в магазин и на рынок за продуктами. Такая хозяйственная сумка имеет эстетичный вид, она не порвется под тяжестью продуктов, она не загрязняет окружающую среду при утилизации, а также в качестве вместительных и прочных хозяйственных, спортивных и пляжных сумок для поездки на дачу, за город, на пикник, на пляж и т.п. Можно ходить в школу, в институт, на работу, используя повседневные сумки.
Пропаганда и распространение ЭКА – сумок позволит снизить загрязнение планеты пластиковым мусором.
В целях формирования семейной экологической культуры и активной жизненной позиции у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам; формирования навыков исследовательской деятельности учащихся с 1.02.11г. по 15.02.11г. был проведен школьный этап краевого конкурса «Семейные экологические проекты». В конкурсе приняли участие учащиеся 1-4 классов.
В целях привлечения внимания учащихся образовательного учреждения к проблемам окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе средствами художественного творчества, подъема общекультурного уровня учащихся с 17.01.11г. по 31.01.11г. был проведен школьный этап краевого смотра-конкурса «Зеркало природы». Были представлены работы по прикладному искусству учащимися 1-4 классов. Жюри подвело итоги, определены победители: Ковез Екатерина, Варфоламеева Анастасия, Хилютич Мария, Завражнов Иван, Гоцелюк Ангелина.
2.3 Организация и проведение экологических мероприятий:
экскурсий, походов, поездок
В МАОУ СОШ №3 четко налажена работа по организации и проведению экскурсий, походов, поездок, в том числе и экологической направленности.
Цель таких мероприятий четко поставил профессор К.П.Ягодовский в своем учебном пособии «О преподавании естествознания»: «Главная цель всякой естественно-исторической экскурсии должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явления общего характера, причем, отдельные организмы являются только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии мы можем достигнуть того, что наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями».
Для школы небезразлично, вырастет ли из ученика друг и защитник родной природы или человек равнодушный, утилитарно относящийся к ней. Учащиеся должны получить основные сведения о сущности рационального использования и охраны природных ресурсов.
Природа родного края дает уникальную возможность экологического воспитания школьников, изучения удивительных мест Кубани – «жемчужины» России.
Учащиеся школы во главе со своими наставниками, классными руководителями, совершили большое число поездок по Краснодарскому краю, в их числе, посещение красивейших водопадов Руфабго на реке Белой, Гуамского ущелья, уникального и неповторимого плато Абаго, Лагонакского нагорья, горных пейзажей поселков Никитино, Рожкао, дольменов поселка Кизимка.
Природа Курганинского района также имеет свою неповторимость. Учащиеся школы с огромным удовольствием участвуют в «Днях здоровья» на территории туристической базы, расположенной в живописном месте на берегу реки Лаба, несущей чистейшие воды с гор Кавказа.
Перед проведением экскурсий руководитель продумывает маршрут следования, пункты сбора информации о растениях и животных, изучения среды их обитания. Обязательными в такого рода мероприятиях являются экологические десанты. Активисты экологического движения, которые есть практически в каждом классе, являются инициаторами проведения акций подобного рода.
- . Участие в экологических природоохранных акциях
(субботниках, акциях по сбору макулатуры и др.)
Курганинск
2011
В МАОУ СОШ № 3 экологическая акция «Чистый школьный дворик» проводится на протяжении всего года еженедельно с учетом погодных условий. Городская экологическая природоохранная акция «Чистый двор – чистый город – чистая планета» проводится несколько раз в году. Инициатором акции выступает администрация Курганинского района. Проведение акций способствуeт не только улучшению эстетического облика и экологической обстановки в районе, но и формированию активной гражданской позиции у подрастающего поколения в сфере охраны окружающей среды.
Экологические отряды очищают прилегающие территории от бытового мусора, высаживают саженцы деревьев и кустарников декоративных и плодовых культур, многолетних и однолетних растений, проводят побелку деревьев.
НОУ «Мой дом – Земля" МАОУ СОШ №3 и ЭКА-активисты приняли участие в природоохранной акции «Мы чистим мир» во время пребывания на горной базе отдыха в поселке Рожкао, там же отремонтировали и покрасили памятник погибшим героям, защищавшим кавказские рубежи в Великой Отечественной войне.
- Разработка экологических троп
МАОУ СОШ № 3
Экологическая тропа создана с целью формирования у учащихся представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в народном хозяйстве.
Проведение экскурсий по маршрутам экологической тропы - увлекательная форма работы. На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Разнообразные и совершенные по строению и степени приспособленности к среде растения и животные, которых можно наблюдать в природе, - наиболее сильное средство воздействия, формирующее у учащихся конкретные представления о природных экологических системах – биогеоценозах и развивающее способности учащихся к исследованию природных комплексов.
Каждое путешествие по экологическим тропам дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов. Наблюдая живописные уголки природы, школьники учатся понимать красоту; у них развивается любовь к русской природе, к Родине.
Для нашего общества не безразлично, вырастет ли из ученика друг и защитник родной природы или человек равнодушный, утилитарно относящийся к ней. В детских учреждениях и в средней школе наши дети должны получить основные сведения о сущности рационального использования и охраны природных ресурсов.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с представителями основных систематических групп местных позвоночных животных, с рядом интересных приспособлений у животных, научить учащихся узнавать наиболее обычных позвоночных животных.
- Воспитательные: развивать у учащихся глубоко материалистическое понимание причин тех или иных приспособлений у позвоночных животных.; воспитывать у учащихся бережное отношение к животным, наблюдательность, терпеливость, умение сосредоточить внимание на главном.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА: «РАЗНООБРАЗИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ г.КУРГАНИНСКА».
Станция №1. Растения школьного двора.
Учащиеся рассматривают декоративные растения школьных клумб, определяют их названия. Затем, изучают деревья и кустарники, особое внимание уделяется описанию древесных форм(каштана конского, платана, березы, туи, самшита) по определенному плану:
- Экология.
- Морфология.
- Систематика.
- Значение растений.
Станция №2. Придорожный участок.
Здесь экскурсанты обращают внимание на придорожные растения. Учащиеся сравнивают подорожник и одуванчик, растущие у дороги, устанавливают сходство в строении стебля и расположении листьев. Обращаются к условиям жизни растений у дороги и отмечают роль вытаптывания как постоянно действующего фактора. Обсуждается значение строения растений для выживаемости особей придорожных растений и для сохранения вида. Учащиеся сравнивают растения разных местообитаний и делают вывод о влиянии среды на их внешний вид.
Станция №3. Лесополоса.
На этом этапе маршрута учащиеся познают лес как растительное сообщество, как биоценоз. Ребята с помощью учителя определяют растения на заданной площадке, их количественного соотношения и соотношения между взрослыми древесными растениями и подростом; описывают состав ярусов и выявляют экологически равноценные растения; рассматривают влияние растений друг на друга (угнетение, паразитизм, симбиоз, приспособление к совместному существованию; влияние растений на среду, выявляют связи между растительными и животными организмами.
Сложная структура леса, многоярусность его, наличие различных биотопов обусловливают формирование в лесу наиболее разнообразной группы птиц и их общей высокой численности. По месту гнездования лесные птицы распределяются на 4 группы: гнездящиеся на земле, в подлеске, в кронах деревьев и дуплогнездники. Ребята учатся определять птиц по голосу.
Станция №4. Целинный участок.
Данная местность богата разнотравьем. Растение пустырей относятся к разным семействам: сложноцветные – чертополохи, бодяки, полынь, лопух и др.; крапивные – крапива двудомная, крапива жгучая; бобовые – мышиный горошек, вика, крестоцветные – пастушья сумка и др. Кроме изучения сорных растений, дети обращают внимание и на представителей энтомофауны. С большим интересом происходит наблюдение за стрекозами, прямокрылыми (кузнечиками, кобылками), клопами, обильны по числу видов отряд жесткокрылых, или жуков (божьи коровки, жужелицы, бронзовки), встречаются и двукрылые (журчалки), и ,конечно же ,не обходится без пчелиных и бабочек. Учащиеся с удовольствием описывают морфологические характеристики насекомых.
Станция №5. Пруд.
Местопрохождение экологической тропы на станции «Пруд», особенно увлекательно, поскольку, здесь ученики могу не просто увидеть животный мир водоема, но и пронаблюдать за их жизнедеятельностью; как добывают себе пищу, как заботятся о потомстве. Здесь же можно поудить рыбу для определения обитающих в водоеме видов представителей ихтиофауны. Можно увидеть ужей, охотящихся за лягушками, шустро пробежавшую ондатру. И не забыть обратить внимание на особенности водной растительности и ее значение в биоценозе исследуемого водоема. Но самое завораживающее зрелище демонстрируют ничуть не боязливые птицы водоема – величественные лебеди ,водяные курочки, забавные лысухи, дроздовидные камышевки.
Станция №6. Привокзальный сквер.
На этом этапе ученики снова изучают представителей растительного мира. Здесь произрастают сосны, можжевельники, туи, клены, встречаются плодовые деревья (груши, яблони). Ребята вспоминают особенности Голосеменных растений, сравнивают их с покрытосеменными. Уделяем внимание вопросу о роли голосеменных растений в природе и жизни человека.
Станция №7. 100 – летний дуб.
На этой станции заканчивается наша экологическая тропа. Перед нами - во всей своей красе стоит величественный 100 летний дуб с могущественной, завораживающей, изумрудной кроной. Это не просто дерево, это целая экосистема. Это излюбленное место сойки, дятла и других пернатых, здесь изобилие насекомых. И место обитания мхов и лишайников.
Подведение итога экскурсии.
2.6.Проведение экологических викторин, конкурсов
МАОУ СОШ № 3
Ценность природной среды не следует рассматривать только с утилитарно – практических позиций полезности. Такой подход обедняет отношения детей к природе, снижает любознательность, эстетическую отзывчивость и сочувствие. Специфика экологических ценностных ориентаций состоит в их универсальности: они охватывают свойства природы как всеобщей ценности – не только практические, утилитарные, но и познавательные, и эстетические.
Естественно, что субъективная оценка ценности природы человеком не всегда совпадает с ее объективной ценностью. Поэтому так важно понимание детьми уникальной ценности природной среды и формирование экологической ответственности. В личностном аспекте ответственность выступает как существе6нное нравственное и психологическое качество человека, одна из важнейших черт его характера.
Отношения к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и представляет как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребности, а также эмоциональных отношений любви, привязанности.
В целом можно сказать о том, что в эколого – природоведческом образовании в период детства через игру возможно становление научно – позновательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний; чувств и действий. Поэтому в эколого – природоведческие занятия, уроки включаются научно – познавательный, ценностный нормативный и практически – деятельностный компоненты.
Поэтому, мы стараемся, как можно чаще проводить различные игровые занятия, уроки, конкурсы, викторины, которые позволяют погрузить ребят в активное контролируемое общение, где дети проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с учителем и педагогом. Детей не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на уроках и занятиях.
2.7. Роль учебно – опытного участка
Школьный учебно-опытный участок МАОУ СОШ №3 является необходимой базой преподавания биологических дисциплин, в том числе развитию элементарных экологических навыков. Работа в теплице, которая функционирует на протяжении всех лет существования школы, и на пришкольном учебно-опытном участке прививает детям любовь к труду, взаимопомощь, воспитывает позитивные межличностные отношения, уважение к своему труду и труду одноклассников.
В работе на учебно-опытном участке задействованы учащиеся 6-8 классов, с привлечением старшеклассников.
Организация школьного агроботанического участка преследует следующие цели:
1.Укрепить и конкретизировать знания учащихся по биологии на живых, растущих растениях.
2.Дать представление о главных сельскохозяйственных процессах, основанных на данных биологической науки.
3.Привить учащимся навыки выращивания растений, ухода за ними, постановки опытов, выясняющих значение основных агрономических приемов – приемов управления растительными организмами.
4.Заготовить необходимый материал для осуществления большей наглядности на уроках биологии.
В школьной теплице учащиеся выращивают овощные культуры: томаты, перец, огурцы, зелень для школьной столовой.
В декоративном отделе выращивается рассада цветочных растений.
Организована опытническая работа с растениями:
- Влияние подкормки (капуста, огурцы, перец).
- Влияние площади питания (густота посева, значение прореживания моркови).
- Мульчирование (свеклы, моркови).
- Влияние обрезки (пасынкование томатов).
- Посев и посадка экологических групп растений (сухих и влажных мест), имеющих ярко выраженную приспособленность к среде.
Многообразие работ, единство индивидуальной работы с коллективной, -вот существенное, характерное в организации работы пришкольного учебно-опытного участка, который является в нашей школе наглядным пособием по биологии и учебной лабораторией.
Школьный учебно-опытный участок МАОУ СОШ №3 является необходимой базой преподавания биологических дисциплин, в том числе развитию элементарных экологических навыков. Работа в теплице, которая функционирует на протяжении всех лет существования школы, и на пришкольном учебно-опытном участке прививает детям любовь к труду, взаимопомощь, воспитывает позитивные межличностные отношения, уважение к своему труду и труду одноклассников.
В работе на учебно-опытном участке задействованы учащиеся 6-8 классов, с привлечением старшеклассников.
Организация школьного агроботанического участка преследует следующие цели:
1.Укрепить и конкретизировать знания учащихся по биологии на живых, растущих растениях.
2.Дать представление о главных сельскохозяйственных процессах, основанных на данных биологической науки.
3.Привить учащимся навыки выращивания растений, ухода за ними, постановки опытов, выясняющих значение основных агрономических приемов – приемов управления растительными организмами.
4.Заготовить необходимый материал для осуществления большей наглядности на уроках биологии.
В школьной теплице учащиеся выращивают овощные культуры: томаты, перец, огурцы, зелень для школьной столовой.
В декоративном отделе выращивается рассада цветочных растений.
Организована опытническая работа с растениями:
- Влияние подкормки (капуста, огурцы, перец).
- Влияние площади питания (густота посева, значение прореживания моркови).
- Мульчирование (свеклы, моркови).
- Влияние обрезки (пасынкование томатов).
- Посев и посадка экологических групп растений (сухих и влажных мест), имеющих ярко выраженную приспособленность к среде.
Многообразие работ, единство индивидуальной работы с коллективной, -вот существенное, характерное в организации работы пришкольного учебно-опытного участка, который является в нашей школе наглядным пособием по биологии и учебной лабораторией.
Школьный учебно-опытный участок МАОУ СОШ №3 является необходимой базой преподавания биологических дисциплин, в том числе развитию элементарных экологических навыков. Работа в теплице, которая функционирует на протяжении всех лет существования школы, и на пришкольном учебно-опытном участке прививает детям любовь к труду, взаимопомощь, воспитывает позитивные межличностные отношения, уважение к своему труду и труду одноклассников.
В работе на учебно-опытном участке задействованы учащиеся 6-8 классов, с привлечением старшеклассников.
Организация школьного агроботанического участка преследует следующие цели:
1.Укрепить и конкретизировать знания учащихся по биологии на живых, растущих растениях.
2.Дать представление о главных сельскохозяйственных процессах, основанных на данных биологической науки.
3.Привить учащимся навыки выращивания растений, ухода за ними, постановки опытов, выясняющих значение основных агрономических приемов – приемов управления растительными организмами.
4.Заготовить необходимый материал для осуществления большей наглядности на уроках биологии.
В школьной теплице учащиеся выращивают овощные культуры: томаты, перец, огурцы, зелень для школьной столовой.
В декоративном отделе выращивается рассада цветочных растений.
Организована опытническая работа с растениями:
- Влияние подкормки (капуста, огурцы, перец).
- Влияние площади питания (густота посева, значение прореживания моркови).
- Мульчирование (свеклы, моркови).
- Влияние обрезки (пасынкование томатов).
- Посев и посадка экологических групп растений (сухих и влажных мест), имеющих ярко выраженную приспособленность к среде.
2.8. Уголок живой природы
В МАОУ СОШ № 3 уже не первый год работает школьный уголок живой природы. Он является как бы связующим звеном учебных предметов — природоведения, ботаники, зоологии и охраны окружающей средывнеклассной и внеурочной деятельностьою школьников, которые совершают конкретные дела в школе, районе.
Работа в живом уголке, учит учащихся с уважением и любовью относится к зеленым насаждениям, к той живности, которая встречается в районе школы, а также содержать ее земельный участок в образцовом порядке, хранить в чистоте водоемы, брать на учет все редкие виды растений, организовывать наглядную агитацию по вопросам охраны живой природы.
Живой уголок природы служит структурной единицей или звеном биологического кабинета, занимающего определенную площадь в помищении школы, где содержатся различные представители флоры и фауны, приобретенные в соответствующей торговой сети, собранные учащимися или изготовленные ими в соответствии с действующим природоохранным законодательством, наглядным и разносторонним собранием живых и неживых экспанатов, способствующих лучшему усвоению учащимися школьной программы по природоведению, ботанике, зоологии.
Живой уголок природы используется не только на уроках биологии , но и во внеурочных и внеклассных занятий по распространению среди учащихся естественнонаучных знаний и развитию их экологического воспитания, формированию у учащихся диалектико — материалистического мировозрения, а так же для привития молодежи высоких патриотических чувств и любви к природе своей Родины. Живой уголок является звеном воспитательного характера в части развития у детей чувств глубокого уважения к живой природе, гуманного отношения ко всем представителям флоры и фауны, бережного отношения к ним, что является необходимым при формировании высокой нравственности человека.
Уголок живой природы служит также базой для развития эстетических чувств учащихся, способствующей творчеству детей в области изобразительных искусств, музыки, поэзии и других форм литературного творчества.
Живой уголок может быть объектом для приучения школьников к выполнению целого ряда необходимых в жизни трудовых приемов и процессов: уборка помещений; мелкий ремонт оборудования; соблюдение порядка, ведение дневников; обслуживание животных; приготовление для них кормов, выращивание семян растений, пересадка растений, декорирование помещений или земельного участка, соблюдение норм и правил бытовой гигиены и др.
Наличие уголка природы — это еще и звено физической культуры для закалки учащихся привития им навыков полевых натуралистических исследований, походной жизни, ориентирования в природе, что имеет и определенное оборонное значение.
Кроме того, уголок природы может быть хорошей школой по привитию детям навыков правильного природопользования: сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений, знакомства с правилами охоты, рыболовства, охраны водоемов от загрязнения, противопожарной безопасности в лесах и т. п.
Несомненно, уголок природы может быть хорошей школой по привитию детям навыков правильного природопользования: сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений, знакомства с правилами охоты, рыболовства, охраны водоемов от загрязнения, противопожарной безопасности в лесах и т. п.
Несомненно, уголок природы может способствовать и профессиональной ориентации учащихся.
Заниматься в уголке живой природы могут все учащиеся школы, особенно при изучении природоведения, ботаники и зоологии. Они могут быть ознакомлены с живыми и неживыми объектами и экспонатами, составляющими материальный фонд уголка природы.
Внеурочная работа учащихся в уголке живой природы обеспечивает им расширение и углубление программного материала по природоведению, ботанике, зоологии, дает навыки самостоятельных наблюдений и построения тех или иных логических выводов из них. Работа в уголке может быть самой начальной стадией исследовательской деятельности учащихся, проявления ими особого внутреннего по призванию, интереса к упомянутым дисциплинам, она позволяет выявить их склонность и одаренность для последующих рекомендаций.
2.9.Проектная деятельность учащихся в системе экологического образования школьников
Экология в современном понимании – это сложный научный практический комплекс затрагивающий науку, образование и общественно- практическую деятельность людей. Многочисленные направления науки и практики всё более и более в центре своих исследований видят человека, его биосоциальную природу, его истинные интересы, благополучие, важнейшим условием которого является прежде всего и психо- физиологическое здоровье. Эффективный путь освоения экологической культуры в соответствии с познавательной и адекватной ей образовательной парадигмой состоит в том, чтобы передавать знания, а используя инструментарий науки формировать способ решения существующих и прогнозируемых проблем. Таким инструментарием в школьный период является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность как один из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения должна быть направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации проведения экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблем. Поэтому основными целями проекта в системе экологического образования являются: развитие у учащихся чувство причастности к решению экологических проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в районе, по привлечению внимания общественности к местным экологически проблемам.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 3
Балаянц Г.Н.
Программа
факультативных занятий
по экологическому образованию для учащихся 9-х классов
«Экология человека»
Автор программы: учитель биологии МАОУ СОШ № 3 Демина Т.А.
Г.Курганинск, 2012г.
№ | дата | тема | примечание |
1 | Введение. Экология и здоровье человека. | ||
Экология жилища. (7ч.) | |||
2 | Бытовые экологические загрязнители. | ||
3 | Борьба с бытовыми загрязнителями. | ||
4 | Бытовое облучение. | ||
5 | Компьютер – источник электромагнитного излучения. | ||
6 | Вредное воздействие телевизора. | ||
7 | Профилактика вредного воздействия бытового облучения. | ||
8 | Домашние питомцы и их хозяин. | ||
Влияние погоды на здоровье. (5 ч.) | |||
9 | Солнечная радиация | ||
10 | Метеопатия. | ||
11 | Признаки метеопатии. | ||
12 | Профилактика метеопатии. | ||
13 | Средства адаптации к погодным условиям. | ||
Твоя одежда (1 ч.) | |||
14 | Одежда из искусственных и натуральных тканей | ||
Экология питания (3 ч.) | |||
15 | Загрязненные продукты питания. | ||
16 | Правильное питание. | ||
17 | Рацион питания школьников. | ||
Вредные привычки (3 ч.) | |||
18 | Курение. | ||
19 | Алкоголизм. | ||
20 | Наркомания. | ||
Самодиагностика заболеваний (5 ч.) | |||
21 | Диагностика по пульсу. | ||
22 | Диагностика по языку. | ||
23 | Диагностика по ногтям. | ||
24 | Диагностика по почерку. | ||
25 | Диагностика по другим признакам. | ||
Основные показатели уровня здоровья (2 ч.) | |||
26 | Оценка уровня здоровья. | ||
27 | Основные показатели уровня здоровья и их коррекция. | ||
Физическая нагрузка – обязательный компонент активного образа жизни (5 ч.) | |||
28 | Гиподинамия и самочувствие. | ||
29 | Самомассаж. | ||
30 | Комплекс упражнения для ОДА. | ||
31 | Комплекс упражнений для органа зрения. | ||
32 | Укрепляем иммунитет. |
Курганинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 3 _____________Г.Н.Балаянц
ПРОГРАММА
Факультативных занятий
«Глобальные экологические проблемы»
Учитель – Труженникова Елена Александровна
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Колич часов | Дата провед прим | Дата провед факт | Дом. задание |
Химия и проблемы окружающей среды. | 2 | ||||
1 | Стандарты качества окружающей среды. | 1 | Конспект | ||
2 | Токсичность веществ. Экологические символы товаров. | 1 | Конспект | ||
Охрана атмосферы от химического загрязнения. | 3 | ||||
3 | Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения химическими отходами. | 1 | Конспект | ||
4 | Оценка экологического состояния воздушной среды Краснодарского края. | 1 | Конспект | ||
5 | Оценка запыленности воздуха в школе. П.р.1. | 1 | Оформл. рез-тов | ||
Охрана водных ресурсов | 3 | ||||
6 | Круговорот воды в природе. Кислотные дожди. | 1 | Конспект | ||
7 | Оценка экологического состояния водных объектов Краснодарского края. | 1 | Конспект | ||
8 | Определение экологического состояния природной воды в местном водоеме. П.р.2. | 1 | Оформл. рез-тов | ||
Охрана земельных ресурсов. | 3 | ||||
9 | Характеристика земельных ресурсов Краснодарского края. Источники загрязнения. | 1 | Конспект | ||
10 | Определение общих физических свойств почвы. П.р.3. | 1 | Оформл. рез-тов | ||
11 | Оценка экологического состояния почвы на пришкольном участке. П.р.4. | 1 | Оформл. рез-тов | ||
Химия и производство. | 2 | ||||
12 | Химия и производство. | 1 | Конспект | ||
13 | Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта вблизи школы. П.р.5. | 1 | Оформл. рез-тов | ||
Экологические проблемы в сельском хозяйстве. | 2 | ||||
14 | Удобрения и их классификация. | 1 | Конспект | ||
15 | Средства химической защиты растений. Последствия применения СХЗР. | 1 | Конспект | ||
Пути решения экологических проблем города Курганинска и Курганинского района. | 2 | ||||
16 | Пути решения экологических проблем | 1 | Защита рефер-тов | ||
17 | Пути решения экологических проблем | 1 | Защита рефера-тов | ||
Практических работ | 5 |
Курганинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 3
_____________Г.Н.Балаянц
ПРОГРАММА
по групповым занятиям
«Физика и экология»
Учитель физики – Бойко Наталья Михайловна
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Колич часов | Дата провед прим | Дата провед факт | Дом. задание |
1 | Введение | 1 | |||
Физика и экология | |||||
Биосфера | |||||
2 | Магнитное поле Земли | ||||
3 | Состав и физическое поле Земли | ||||
4 | Значение важности воздуха. Парниковый эффект. Измерение влажности воздуха. | ||||
5 | Влияние условий на скорость протекания диффузий | ||||
Загрязнение окружающей среды | |||||
6 | Загрязнение атмосферы | ||||
7 | Влияние авиаперелетов и запусков космически аппаратов на загрязнение атмосферы | ||||
8 | Основные способы загрязнения вод | ||||
9 | Загрязнение воды. Исследование прозрачности и интенсивности запаха воды | ||||
10 | Физическое загрязнение окружающей среды. Изучение явления резонанса | ||||
Энергетика | |||||
12 | Тепловой баланс земли и его влияние на климат | ||||
13 | Экологические проблемы передачи энергии | ||||
14 | Теплоэнергетика. Нагревание проводников электрическим током | ||||
15 | Современное состояние теплоэнергетики | ||||
16 | Определение загрязненности воздуха при сжигании органического топлива | ||||
17 | Ядерная энергетика | ||||
18 | Опасность аварий на ядерных реакторах | ||||
19 | Нетрадиционная и альтернативная энергетика | ||||
20 | Посещение ТЭЦ сахарного завода | ||||
21 | Экологические аспекты некоторых видов промышленности | ||||
22 | Гальванические производства. Изучение явления электролиза | ||||
23 | Промышленные и бытовые отходы | ||||
24 | Экологические проблемы урбонизации | ||||
25 | Борьба с электризацией в жилых помещениях. Изучение явления испарения. | ||||
26 | Экология сельского хозяйства | ||||
27 | Экология почвы | ||||
28 | Контроль состояния окружающей среды | ||||
29 | Экология человека | ||||
30 | Действие электрического тока на организм человека | ||||
31 | Демонстрация проводимости тока через человеческое тело | ||||
32 | Бытовая радиация | ||||
33 | Заключительное занятие | ||||
34 | Итоговая научная конференция |
Курганинский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 3
_____________Г.Н.Балаянц
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
факультатив «Экология для младших школьников»
срок реализации программы: 4 года
возраст обучающихся: 7-11 лет
Учитель: Демина Т.А.
Пояснительная записка.
Программа обеспечивает непрерывность обучения учащихся, начиная с младшего школьного возраста, и разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир». Реализация программы позволит:
- полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир»;
-обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников;
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области экологии;
- сформировать у детей и углубить теоретические знания в области экологии.
Цель курса: сформировать у школьников целостность картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи информации: движение (активное практическое действие), игра как реализация полученных знаний, рисунок и слово (беседа, рассказ), экскурсии. Эту возможность и предоставляет программа курса «Экология для младших школьников», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».
Главными задачами обучения по этой программе являются расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких доступных примеров, углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда экологических понятий.
Программа составлена на 4 года (1 класс – 33 часа 2 -4 класс – 34 часа) и рассчитана на учащихся начальных классов (7-11 лет).
Программа организована в форме факультатива. В него вовлечены большинство учащихся. Во время занятий должно оказываться внимание всем детям, при выполнении заданий создаваться ситуация успеха для каждого ученика. Используется коллективная работа, работа в парах, группах с применением здоровьсберегающих технологий. Формы проведения занятий по данному курсу могут быть различны: беседа, игра, экскурсия.
Содержание программы.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только знаниями о воде, воздухе, почве, растениях, животных нашей планеты, но и соблюдать и выполнять правила поведения в природе, участвовать в её охране.
Учебно-тематический план
1 класс
№ П/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
аудиторные | неаудитор- ные | ||||
1 | Что такое экология? «Организм и окружающая среда» «Значение экологии для человека | 2 | 1 1 | Систематизация известных учащимся экологических связей | |
2 | Растения и животные ближайшего природного окружения. «Природа вокруг нас» «Экскурсия в природу» «Обобщение знаний» | 3 | 1 1 | 1 | Учатся распознавать растения и животных |
3 | Знакомство с живыми существами, которым грозит исчезновение. «Они могут исчезнуть» | 1 | 1 | Представляют яркие «портреты» редких, исчезающих животных | |
4 | Способы охраны природы. «Как охраняют природу» «По заповедным тропинкам» | 2 | 1 | 1 | Открывают многообразие форм охраны природы |
5 | Роль неживой природы в жизни живого. «Воздух и жизнь» «Вода и жизнь» «Тепло и жизнь» | 3 | 1 1 1 | Выясняют роль живой и неживой природы в жизни человека | |
6 | Открываем жизнь в почве. «Живое в почве» | 1 | 1 | Выясняют роль живых существ в почве | |
7 | Пополняем знания о разнообразии живой природы. «Вот такие растения» «Это всё животные» «Разнообразия грибов» «Разнообразия лишайников» | 4 | 1 1 1 | 1 | Узнают о разнообразии живой природы |
8 | Изучаем экологические связи в живой природе. «Дуб и всё вокруг него» «Невидимая сеть дубового леса» «Защитные приспособления у растений» «Кто как защищается» | 4 | 1 1 1 | 1 | Получают знания о связях между растениями и животными |
9 | Знакомство с охраняемыми растениями и животными «Охраняемые растения» «Зелёная аптека» «Животные должны жить» «Мысленное путешествие по ботаническим садам» «Мысленное путешествие по зоопаркам нашей страны» | 5 | 1 1 1 1 1 | Узнают лекарственные растения и растения ботанические | |
10 | Учимся передавать свои знания другим ребятам «Хотим сказать всем» «Изготовление экологических памяток» «Экологическая экскурсия» | 3 | 1 1 | 1 | Приобщаются к посильным для обучающихся формам пропаганды экологических и природных знаний |
11 | Связь между состоянием природы и здоровьем человека «Влияние окружающей среды на здоровье человека» «Защита здоровья от экологической опасности» | 2 | 1 1 | Узнают, какое влияние загрязнённая окружающая среда имеет на здоровье человека | |
12 | Обсуждаем примеры экологических катастроф «Экологические катастрофы» «Необходимость экологических знаний» | 2 | 1 1 | Узнают о загрязнении моря нефтью, о радиоактивном загрязнении среды в результате на Чернобыльской АЭС | |
13 | Подводим итоги работы за год | 1 | 1 | Обобщают знания | |
ИТОГО | 33 | 28 | 5 |
2 класс
№ П/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудитор-ные | неаудитор- ные | ||||
1 | Что такое природа. «Многообразие природы» «Роль природы в жизни человека» «Экскурсия в природу» | 3 | 1 1 | 1 | Повторяют и расширяют знания о многообразии природы |
2 | Природа в опасности! «Изменения в природе под влиянием человека» «Охрана природы» «Экскурсия в природу» | 3 | 1 1 | 1 | Раскрывают роль природы в жизни человека, влияние отрицательных изменений в природном окружении |
3 | Воздух и его охрана. «Воздух должен быть чистым» «Воздух должен быть чистым» | 2 | 1 1 | Расширяют знания о значении воздуха | |
4 | Берегите воду! «Почему воду нужно беречь» «как беречь воду» | 2 | 1 1 | Раскрывают представления об огромной роли воды в быту и в хозяйственной деятельности | |
5 | Берегите почву! «Состав почвы» «Почва и жизнь» | 2 | 1 1 | Раскрывают роль почвы в жизни растений, узнают о мерах охраны почвы | |
6 | Охрана растений. «Лекарственные растения» «Меры по охране растений» | 2 | 1 1 | Знакомятся с некоторыми видами охраняемых растений (работа в альбомах) | |
7 | Человек -часть природы. «Организм человека» «Будем беречь здоровье» | 2 | 1 1 | Формирует представления о месте человека в природе | |
8 | Наше питание. «Уход за зубами» | 1 | 1 | Формируют гигиенические требования по уходу за зубами и правильному питанию | |
9 | Взаимосвязь в природе. «Живая и неживая природа» «Почва и живые существа» «Отрицательное влияние человека на природу» | 3 | 1 1 1 | Систематизируют знания о взаимосвязях в природе | |
10 | Природа и люди – одно целое. «Человек – часть живого мира» «Зависимость человека от окружающей природы» «Экскурсия в парк» | 3 | 1 1 | 1 | Систематизируют представления о единстве природы и человека |
11 | Природа и труд людей зимой. «Охрана здоровья зимой» «Растения и животные зимой» «С кем дружит ель» | 3 | 1 1 1 | Наблюдают за зимними изменениями в природе, в труде людей | |
12 | Растения и животные. «Растения и животные в школе и дома» «Уход за комнатными растениями» | 2 | 1 1 | Выясняют отличительные признаки некоторых растений | |
13 | У себя дома и в гостях. «Как принимать гостей» «Ты среди людей» | 2 | 1 1 | Приобретают умения вести себя в гостях | |
14 | Город – село. «Природа и труд людей ранней весной» «Природа и труд людей поздней весной» «Экскурсия в природу» | 3 | 1 1 | 1 | Раскрывают доступные связи между городом и селом |
15 | Итоги работы за год | 1 | 1 | Обобщение знаний и умений за год | |
ИТОГО | 34 | 30 | 4 |
3 класс
№ П/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудитор-ные | неаудитор- ные | ||||
1 | Земля – наш космический корабль. «Земля и Солнце» «Земля и другие планеты» «Глобус – модель Земли» «О чем рассказывает глобус» «Смена дня и ночи, времена года» | 5 | 1 1 1 1 1 | Знакомство с Землёй, другими планетами и Солнцем. Знакомство с глобусом как моделью Земли. | |
2 | Планета заболела. Охрана окружающей среды» «Экологические проблемы планеты» | 2 | 1 1 | Узнают о некоторых экологических проблемах планеты | |
3 | Лес и человек. «Роль леса в природе и в жизни людей» «Использование и охрана лесов» «Экскурсия в лес» | 3 | 1 1 | 1 | Узнают о роли леса в природе и жизни людей, правила поведения в лесу |
4 | Наш край. «Наш край на карте» «Природа края. Поверхность нашего края» «Животный мир нашего края» «Растительный мир нашего края» (экскурсия) | 5 | 1 1 1 1 | 1 | Учатся беречь природу своего края, узнают о жизни края и растениях. Работают в альбомах. |
5 | Водоёмы края. «Обитатели водоёмов» «Охрана водного сообщества» «Растения и животные водоёма» «Экскурсия к реке» «Обобщение знаний» | 5 | 1 1 1 1 | 1 | Узнают о значении водоёмов в природе и жизни человека. Работа в альбомах. |
6 | Луг – природное сообщество. «Обитатели луга» «Луг и человек» | 2 | 1 1 | Знакомятся с разнообразием обитателей луга, узнают о роли луга в жизни человека. | |
7 | Влияние окружающей среды на здоровье человека. «Будем беречь здоровье» «Загрязнение воздуха» «Загрязнение воды» «Загрязнение почвы» «Экскурсия на очистные сооружения» | 6 | 1 1 1 1 | 1 | Узнают, как влияют загрязнения на кожу, органы дыхания, пищеварения. Работа в альбомах |
8 | Поздней весной. «Сезонные изменения в природе» «Труд людей поздней весной» «Растительный мир весной» | 3 | 1 1 1 | Наблюдают за изменениями в природе и трудовых процессов людей поздней весной. Узнают доступные экологические связи, правила поведения в природе. | |
9 | Мастерим домики для птиц. | 1 | 1 | Изготовление искусственных гнездований для птиц. | |
10 | Передай свои знания другим ребятам. «Экологические памятки» «Утренник «Хотим сказать всем!» | 2 | 1 1 | Готовятся к утреннику, изготовляют экологических памяток для младших товарищей. | |
11 | Подводим итоги за год. | 1 | 1 | Обобщение знаний с опорой на рисунки м записи в альбомах | |
ИТОГО | 34 | 30 | 4 |
4 класс
№ П/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудитор-ные | неаудитор- ные | ||||
1 | Судьба природы – наша судьба. «Что такое природа» «Многообразие природы» «Экскурсия в осенний парк» «Обобщение знаний» | 4 | 1 1 1 | 1 | Повторяют и расширяют знания о многообразии природы. Сбор осенних листьев. Работа в альбомах |
2 | Влияние человека на изменения в природе. «Воздействие людей на природу» «Охрана природы» «Экскурсия в природу» «Помоги природе!» | 4 | 1 1 1 | 1 | Продолжают знакомится с мерами по охране природы в местном природном окружении. |
3 | Температура и термометр. «Понятие «температура» «Значение температуры для окружающей среды» | 2 | 1 1 | Знакомятся с устройством работы термометра, учатся измерять температуру. Работа в альбомах. | |
4 | Воздух и жизнь. «Свойства воздуха» «Воздух должен быть чистым» | 2 | 1 1 | Уточняют и расширяют знания о значении воздуха для живых существ | |
5 | Вода и жизнь. «Три состояния воды» «Круговорот воды в природе» «Берегите воду» «Как беречь воду» «Почему воду нужно беречь» | 5 | 1 1 1 1 1 | Узнают о свойствах воды | |
6 | Разнообразие растений и животных. «Группы растений» «Разнообразие животных» «Жизнь растений» «Жизнь животных» «Охрана растений» «Охрана животных» | 6 | 1 1 1 1 1 1 | Узнают об основных группах растений и животных, их видах. Знакомятся с жизнедеятельностью растений. Мысленно путешествуют по заповедникам страны. | |
7 | Человек и природа. «Человек. Кто он?» «Организм человека» «Как человек воспринимает окружающий мир» «Надёжная защита организма» «Кожа и её гигиена» «Первая помощь при повреждениях кожи» | 6 | 1 1 1 1 1 1 | Знакомятся с функциями органов чувств. Учатся оказывать первую помощь при небольших повреждениях | |
8 | Природа и люди – одно целое. «В природе все взаимосвязано» «Человек- часть живого мира» «Охрана природы - сохранение жизни людей» «Экскурсия в природу» | 4 | 1 1 1 | 1 | Обобщение знаний о единстве природы и человека. |
9 | Итоги работы за год. | 1 | 1 | Обобщение знаний учащихся | |
ИТОГО | 34 | 30 | 4 |
Литература
- Экологическое воспитание в школе. И.Г.Норенко. г.Волгоград, изд-во: «Учитель», 2007г.
- Проектная деятельность учащихся. М.В. Высоцкая.г.Волгоград, изд-во: «Учитель», 2008г.
- В союзе с природой (эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Л.И. Грехова, изд-во: «ЦГЛ», «СЕРВИСШКОЛА», г.Москва-г.Ставрополь,2008г.
- Химические основы экологии. С.б.Шустов, Л.В.Шустова.г.Москва, изд-во: «Просвещение»,1995г.
- Физика человека. Человек. Окружающая среда. А.П. Рыженков. г.Москва, изд-во: «Просвещение»,1996г.
- Экология. Элективные курсы. М.В. Высоцкая. г.Волгоград, изд-во: «Учитель», 2008г.
- Физика и экология. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Г.А. Фадеева, В.А. Попова. г.Волгоград, изд-во: «Учитель», 2007г.
- биологические экскурсии. Б.Е.Райков, М.Н. Римский-Корсаков. Г.Москва, изд-во «Цитадель – трейд», 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ»
Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы....
Научная работа: «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках биологии и химии»
В методическом пособии дано описание опыта работы по экологическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы № 9 села Максимовка Целиноградского района, Акмолинской области.Адресовано учителям би...
Постановка экологического образования и воспитания учащихся Кубани
Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Но, конечно, главную миссию экологического воспитания принимает на себя школа в лиц...
РОЛЬ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДокладРОЛЬ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВВ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИУЧАЩИХСЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ...
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...
Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках биологии
Экологическое образование-это уникальное средство сохранения и развития человека и развития человеческой цивилизации...
Статья "Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках истории и обществознания"
Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителей истории и обществознания при формировании экологической культуры учащихся...