Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокал»
рабочая программа на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно-эстетической направленности
«Вокал»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vokalu.docx | 69.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Принята на заседании Утверждаю:
методического совета Вр. и. о. директора МОБУ ДОДДТ «Радуга» МОБУ ДО ДДТ «Радуга»
от «___»______20 ____г. _______ Козлицкая Е.А.
Протокол №______ «____»_______20__г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно-эстетической направленности
«Вокал»
Возраст обучающихся:8-16 лет
Срок реализации:3 года
Автор-составитель:
Звягинцева М.В.
педагог
дополнительного
образования
- год
Пояснительная записка
Обоснование программы
Образовательная программа является модифицированной, художественно-эстетического направления. Срок службы -3 года. Возраст детей-8-16 лет.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому всё настойчивее утверждается важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.
Направление программы- художественное-эстетическое.
В эстетическом воспитании детей важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности.
Искусство вокала – доступное всем. Тысячи детей принимают участие в работе вокальных кружков, студиях сольного пения. Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства.
Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыки, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусств.
Для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Актуальность программы-связана с популяризацией в последнее время детского вокального творчества, ростом числа детских вокальных конкурсов и фестивалей.
В певческой деятельности происходит творческое самовыражение детей, которое формируется как в ансамблевом пении, так и сольном пении. Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными, обогащают свой вокальный опыт, получая яркие эмоциональные впечатления.
В процессе занятий у детей повышается интерес к вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим ценностям.
Новизна программы заключается в применении инновационных средств музыкального воспитания, здоровьесберегающих технологий в сочетании с традиционными музыкально-педагогическими средствами. Программой предусмотрено регулярное участие детей в различных музыкальных интернет-конкурсах и фестивалях.
Вид программы- модифицированная.
Цель программы: создание условий для развития потенциальных творческих способностей через певческую деятельность детей младшего и среднего школьного возраста.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- обучить основам музыкальной грамоты
- обучить основам вокального мастерства
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развивать музыкально-эстетический вкус;
- Развивать музыкальные способности детей;
- развивать творческую активность детей;
Основные направления развития по программе:
∙ развитие музыкального слуха;
∙ развитие вокальных способностей;
∙ развитие ритмических способностей (координация слуховых и двигательных навыков);
∙ теоретическая часть дается в форме бесед и вокальных и дыхательных упражнений .
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать занятия более эмоционально - и информационно-насыщенными.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков.
Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самореализации.
Результаты освоения программы вокально- кружкового объединения.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокально- кружкового объединения являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
- об искусстве вокала (голос, его возможности)
-язык музыки (нотная грамотность, основные понятия);
-о культуре поведения на сцене;
Должны научиться, должны уметь:
-слушать и слышать музыку;
-вовремя вступать после музыкального вступления;
-движения ребенка, должны ограниченно сочетаться с музыкой;
-ритмично двигаться под музыку;
-красиво выходить на сцену;
-ориентироваться в пространстве сцены;
красиво уходить со сцены.
2.Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 8 до 16 лет.
Занятия проводятся по 2 часу 2 раза в неделю. Одно занятие длится 45 минут, между занятиями перерыв -15 минут. Во время перерыва педагог проводит время вместе с детьми.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
– концерты;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Используемыеметоды иприемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, Л.Серебряной, А.Н.Стрельниковой, Пита Риггса.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Формы подведения итогов:
1.Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;
2.Участие детей в школьных, поселковых, районных мероприятиях, концертной деятельности.
3.Участие детей в различных интернет-конкурсах и фестивалях (на сайтах «Апельсин», «Южный полюс»).
Песенный репертуар подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- главными из которых является сольное и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, элементарных музыкальных понятий, охрану и гигиену голоса,строение голосового аппарата.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов. Песенный материал играет важную воспитательную роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар может варьироваться и постоянно обновляться.
Основными формами работы на занятии являются: распевание, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание не задается.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования, учитывается здоровьесберегающий фактор.
Занятия предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.
3.Содержание программы
1-й год обучения.
Цель: создание условий для творческого развития детей через вокальное пение.
Задачи:
- формировать основы вокальной культуры;
- дать основы элементарной теории музыки ;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения, добиваться унисона;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Содержание 1 года обучения:
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Прослушивание голосов.
2.Знакомствос основными вокально-хоровыми навыками пения.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Звукообразование. Музыкальные штрихи
Введение: понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Музыкальные штрихи: легато, стаккато, крещендо, диминуэндо. Формирование вокального звука( в прикрытой позиции, академическая и народная манеры пения).
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Дыхательные упражнения по системе В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой, Л.Серебряной.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова, Л.Серебряной, а также традиционные вокальные упражнения.
6.Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов- пение форте и пиано, анализ исполнения.
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию по губам», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии с помощью музыкально- шумовых инструментов.
9.Музыкально-сценическое движение.
Развитие самовыражения через движение и пение. Умение изобразить настроение в различных движениях для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Работа над актёрскими навыками в пении.
10.Работа над репертуаром.
Соединение муз.материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, разучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и фестивалях.
12.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Отбор лучших номеров. Творческие отчеты. Выступления для родителей. Анализ выступления. Совместные чаепития.
Учебно – тематический план 1 – го года обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | ||
Практических | Теоретических | Форма аттестации / контроля | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | самоконтроль |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
3 | Звукообразование. Муз. штрихи | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
4 | Формирование правильных навыков дыхания | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
5 | Дикция и артикуляция | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
6 | Ансамбль. Унисон | 5 | 4 | 1 | выступления |
7 | Музыкально-исполнительская работа | 5 | 4 | 1 | выступления |
8 | Ритм | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
9 | Музыкально-сценическое движение | 5 | 4 | 1 | выступления |
10 | Работа над репертуаром | 68 | 50 | 18 | выступления |
11 | Концертная деятельность | 15 | 15 | - | выступления |
12 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 4 | 4 | - | выступления |
ИТОГО 128 101 27 |
Результаты освоения программы 1 – го года обучения.
Учащиеся должны
Знать\понимать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз.штрихи;
- средства муз.выразительности.
уметь:
- применять правилапения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
2 – ой год обучения
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей через вокальное пение.
Задачи:
- расширить знания основ вокальной культуры;
- закрепить знания специальной терминологии;
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосия;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Второй год обучения имеют почти те же содержательные разделы, но более углубленные.
Содержание программы 2 – го года обучения:
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
2.Охрана голоса.
Беседа о гигиене и охране голоса вообще и детского голоса в частности. Советы по сбережению голоса. Проведение специальных упражнений по методикам В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой и другие.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия. Упражнение на расширение диапазона.
5.Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7.Ансамбль. Элементы двухголосия.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Ритмические игра. Музыкально – ритмические скороговорки.
10.Музыкально-сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. Эмоциональность, мимика, жесты.
11.Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
12.Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и фестивалях.
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Отбор лучших номеров. Творческие отчеты. Выступления для родителей. Анализ выступления. Совместные чаепития.
Учебно – тематический план 2 – го года обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | ||
Практических | Теоретических | Форма аттестации контроля | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | самоконтроль |
2 | Охрана голоса | 3 | - | 3 | самоконтроль |
3 | Певческая установка | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
4 | Звукообразование | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
5 | Дыхание | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
6 | Дикция и артикуляция | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
7 | Ансамбль. Элементы двухголосия. | 5 | 4 | 1 | выступления |
8 | Музыкально-исполнительская работа | 5 | 4 | 1 | выступления |
9 | Ритм и ритмический рисунок | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
10 | Музыкально-сценическое движение | 5 | 4 | - | выступления |
11 | Работа над репертуаром | 68 | 55 | 13 | выступления |
12 | Концертная деятельность | 12 | 12 | - | концерт |
13 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 4 | 4 | - | выступления |
ИТОГО 128 101 27 |
Результаты освоения программы 2 – го года обучения:
Учащиеся должны
Знать\понимать:
-основы вокально – хоровых навыков;
-правила пения;
-правила охраны и гигиену голоса;
-виды певческого дыхания;
-музыкальные штрихи;
-средства музыкальной выразительности.
уметь:
- пенить в ансамбле в унисон и с элементами двухголосия;
- владеть основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
- чисто интонировать;
-воспроизвести несложный ритмический рисунок;
-пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
3 – ий год обучения
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей через вокальное пение.
Задачи:
- углубить изакрепить знания основ вокальной культуры;
- расширить и закрепить знания специальной терминологии;
- продолжать совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосия;
- продолжать развивать творческую активность детей;
- продолжать формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
На третьем году обучения содержание программы идет с большей степенью глубины и самостоятельности.
Содержание программы 3 – го года обучения:
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Прослушивание голосов. Подбор репертуара.
2.Охрана голоса.
Повторение правил гигиены и охраны голоса. Проведение гимнастики голоса.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Вокальные упражнения по различным традиционным и новаторским системам.
5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки. Сольмизация.
7.Ансамбль. Элементы двухголосия.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10.Музыкально-сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. Эмоциональность, мимика, жесты.
11.Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном.
12.Концертная деятельность.
Анализ выступлений. Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и фестивалях.
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Отбор лучших номеров. Творческие отчеты. Выступления для родителей. Анализ выступления. Совместные чаепития.
Учебно – тематический план 3 – го года обучения:
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | ||
Практических | Теоретических | Форма аттестации контроля | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | самоконтроль |
2 | Охрана голоса | 2 | - | 2 | самоконтроль |
3 | Певческая установка | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
4 | Звукообразование. | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
5 | Дыхание | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
6 | Дикция и артикуляция | 5 | 4 | 1 | самоконтроль |
7 | Ансамбль. Элементы двухголосия. | 5 | 4 | 1 | выступления |
8 | Музыкально-исполнительская работа | 5 | 4 | 1 | выступления |
9 | Ритм и ритмический рисунок | 5 | 4 | 3 | самоконтроль |
10 | Музыкально-сценическое движение | 5 | 4 | - | выступления |
11 | Работа над репертуаром | 68 | 50 | 18 | выступления |
12 | Концертная деятельность | 13 | 13 | - | концерт |
13 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 4 | 4 | - | выступления |
ИТОГО 128 98 30 |
Результаты освоения программы 3 – го года обучения:
Учащиеся должны
Знать\понимать:
-основы вокально – хоровых навыков;
-правила пения;
-правила охраны и гигиену голоса;
-виды певческого дыхания;
-музыкальные штрихи;
-средства музыкальной выразительности.
уметь:
- владеть техническими приемами пения;
- петь в ансамбле в унисон и с элементами двухголосия;
- владеть певческой позицией;
- уметь выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;
- уметь анализировать свои действия.
4. Список использованной литературы
1. Нормативные документы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
4. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
5. Гигиенические требования к условиям обучения в учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.
6.Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 «Об утверждении Типового положения
об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.
8. Целевая программа «Дети Башкортостана»:
- Одаренные дети;
- Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;
- Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.
2. Педагогическая литература.
1. Педагогика /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007.
2. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.
3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.
4. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006
3. Для педагога
- Абрамов В.И. Обобщение темы «Дыхание» Библиотечка «Первого сентября». Серия «Биология».вып.29. М.,Чистые пруды 2009.
- Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
- Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007
- Кудрявцев В. Воображение, творчество и личностный рост ребенка. Библиотечка «Первого сентября» .Серия «Воспитание, образование, педагогика».вып.25. М.,Чистые пруды 2010.
- Курбатов А., Курбатова Л., Парницына-Курбатова Н. Воспитание духовно-нравственного здоровья. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Воспитание, образование, педагогика».вып.21. М.,Чистые пруды 2008.
- Курбатов А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений для школьников. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей».вып.6(12). М.,Чистые пруды 2006
- Гуляева О., Чеботарев А.Дыхательная гимнастика. Методическое пособие. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей».вып.3(15). М.,Чистые пруды 2007.
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд.,, стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
- Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
- Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
- Пчёлкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Искусство».вып.5(11). М.,Чистые пруды 2006.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога:
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
4.Для детей и родителей
- Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
- Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
- Журнал Звуки праздника, все выпуски (с 2000г).
- Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
- Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
- Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
- Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
- Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2000;
5. Приложение
Дыхательная гимнастика.
Комплекс 1 «Лесорубы».
-Идем в лес за дровами- ходьба на месте с ритмичным дыханием: носом вдох, ртом-выдох с энергичной работой рук. 0.5 мин.
-Пилим дерево- имитация пилки дров. Руки вперед, потянуться за руками- вдох, резким движением руки к себе- выдох- «ж-жик». 4-8 раз.
-Распиливаем дрова бензопилой- плавно руки вперед-вдох, руки к себе-удлиненный максимально выдох «ж-ж-ж». 4-8 раз.
-Рубим сучья-И.п.(исходное положение): широкая стойка, кисти в «замок». Вдох-поднять руки вверх назад, прогнуться. Выдох- резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «у-ух!», наклоняясь, расслабить спину. 6-10 раз.
-Раздуваем огонь-И.п.: сед на пятках. Сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой и сделать 3 редких выдоха- «фу-фу-фу». 2-4 раза.
-Жарим хлеб-И.п.: сед на пятках. Вдох свободный, выдох предельно затягивается. Язык располагается так, что создает сопротивление выходящему воздуху- «ш-ш-ш». 3-4 раза.
-Идем домой- ходьба на месте с ритмичным дыханием: носом вдох, ртом-выдох с энергичной работой рук. 0,5-1мин.
Комплекс 2 «В зоопарке».
-Ослик- ходьба или бег на месте. Громко прокричать «йа», «йа». Произнесение этих звуков укрепляет связки гортани. 4-6 раз.
-Аист- И.п.:о.с.(основная стойка). Вдох-медленно поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене гордо вынести вперед, зафиксировать положение. Удерживать равновесие. Продолжительный выдох- опуская ногу и руки, сделать небольшой шаг, произнося «ш-ш-ш».6-8 раз.
-Гуси- И.п.:о.с., руки назад книзу. Вдох- поднять голову. Наклониться вперед. Прогнувшись, вытянуть шею- выдох, произнося «ш-ш-ш». 3-5 раз.
-Лошадка- И.п.:о.с., цоканье языком с изменением громкости и темпа. Имитировать идущую и скачущую, приближающуюся и удаляющуюся лошадку. 20-30 раз.
-Волк-И.п.: сед на пятках. На вдохе поднять голову вверх. На выдохе протяжно тянуть «у-у-у-у-у», напрягая мышцы шеи, губы сложить трубочкой. Вернуться в И.п. Пропевание звука изменять по громкости, с нарастанием и убыванием; по тембру звучания- низко или высоко.3-4раза.
Комплекс 3 «Покорители космоса»
-Надеваем скафандр- И.п.:о.с. Вдох самопроизвольный. Имитация натягивания левой и правой штанины скафандра, рукавов, надевания шлема-«ш-ш-шик», застегиваем молнию- резко «вжик». Проверяем герметичность- повороты головы с выдохами в стороны, коротко «ш-ш-ш». 20-30мин.
-Полет на Луну- И.п.:о.с. сед на пятках, ладони на коленях. На выдохе тянем звук «а», медленно поднимая руки вверх (достигнуть Луны) и, не прерывая звука, опустить руки. Это упражнение укрепляет голосовые связки, достигается длительная задержка дыхания на выдохе. 2-4 раза.
-Полет к Солнцу- все так же как в «Полете на Луну», только звук громче и длиннее, т.к. Солнце намного дальше от Земли и от Луны, поэтому лететь мы будем дольше, а звук будет громче. Достигаем Солнца и возвращаемся на одном звуке. 2-4 раза.
-На планете дышится легко- упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная к лицу ладонь не ощущала струю воздуха. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, остановиться и сделать паузу(кто сколько сможет).Затем плавный выдох через нос. 3-4 раза.
-Часы(пора возвращаться)- размахивая прямыми руками( не резко) вперед-назад, в одном темпе(не быстро) и с одной интонацией произносить «тик-так» 8-10 раз.
Комплекс 4 «Эх, мороз, мороз»
-Холодно- вдыхаем свежий морозный воздух. И.п.:о.с. Вдох- плавно руки в стороны. Вдыхая, обхватить себя, сжать грудную клетку. Следить за плавным вдохом и выдохом. 4-6 раз.
-Погреемся- И.п.:о.с. Вдох- поднять плечи, на выдохе похлопать себя по плечам, сказать «у-ух-х».4-6раз.
-Конькобежец-И.п.: широкая стойка. Руки соединены за спиной. На выдохе перенести вес тела на полусогнутую ногу вправо, руки влево. Сказать «ж-ж- ж». Так же в другую сторону. Корпус слегка наклонить вперед. Вдох самопроизвольный.4-6раз.
-Лыжник- И.п.:о.с. руки полусогнуты. Имитация ходьбы на лыжах: полуприседая, делать движения руками вперед- назад. Смена рук- шумный короткий вдох носом, следующая смена-выдох- «ох». 6-8 раз.
-На санях с горы-И.п.: сед, руками обхватить колени. Встать, руки вверх- вдох, присесть- выдох, опуская руки вниз cказать «у-ух». Вернуться в И.п.3-4 раза.
-Дровосек-И.п.: широкая стойка. Свободный глубокий вдох - поднять руки вверх назад, прогнуться. Выдох- резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «ха». Ноги не сгибать. Темп средний. 2-4 раза.
-Снежки-имитация игры в снежки. Дыхание произвольное. Брать поочередно левой и правой рукой, наклоняясь к полу, брать «снежок». В момент броска воображаемого снежка называть имя того, в кого хочешь попасть или предмета. Упражнение улучшает эмоциональное состояние.1 мин.
Комплекс 5 «Весенняя сказка»
-Снег тает-И.п.:о.с. Вдох-плавно руки поднять прямо и вверх, подняться на носки. Задержать дыхание на 2-3 сек. Выдох- медленно опускаясь, сесть, представляя себя растаявшим снегом, расслабиться и сказать- «ш-ш-ш». 2-4-раза.
-Капель-И.п. по желанию. Вдох носом, на выдохе произносить «кап-кап» в разных вариантах. С изменением громкости и темпа произнесения. Губы напряжены- «к», «п»- твердыми губами. 2-3 раза.
- Подснежники распускаются-И.п.: присед, руками обхватить колени. Вдох- вставая, медленно поднять руки вверх. В стороны, зафиксировать положение, задержав дыхание. Задержка дыхания производится в момент максимального увеличения объёма грудной клетки. Выдох- вернуться в И.п. 3-5 раз.
-Весёлая пчёлка-И.п.: по желанию. Вдох свободный. Представить, что пчёлка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. 3-4раза.
-Птицы возвращаются- И.п.:о.с. Руками имитируем полёт птиц. Руки поднять- вдох. Выдох- опустить, пропевая «гу-y-y-y». Следить за координацией движений с дыханием. 0,5-1мин.
-Медведь проснулся-и.п.: сидя за партой, «спим». Просыпаемся, вдох- руки и ноги выпрямляем, потянуться, прогнуться. Выдох- опускаем руки, произнося «р-р-р». 2-4 раза. Упражнение нормализует диафрагмальное дыхание.
-Весна пришла- И.п.:о.с. Улыбнуться, представить запахи весны. Вдох-подняться на носки, плечи вверх. На выдохе расслабиться- «ха-а-а». 2-3-раза.
Некоторые вокальные упражнения:
-Бабушкин пирожок-(упражнение способствует спокойному ненапряженному вдоху, помогает избавиться от зажатости, от поднятия плеч). Представим, что нюхаем бабушкины пирожки, надо (по знаку дирижёра) с удовольствием сделать вдох носом, затаить на миг дыхание и со звуком через рот выдохнуть.
-Морозный узор- быстрый вдох-удивление, задержка, сложить губы трубочкой, дуем долго на стекло (можно подставить ладошку). У кого будет дольше выдох. Упражнение формирует продолжительный регулируемый выдох.
- Озвученный выдох- некоторые дети во время бесшумного выдоха незаметно «добирают» дыхание, сами того не замечая. Чтобы этого не происходило – озвучиваем выдох, например звуком «с-с-с»- за окошком ветер, или «ж-ж-ж-ж»- пчёлка и т.д. нет предела вашей фантазии.
-Колыбельная- (упражнение способствует выработке певческого дыхания, штриха легато- плавного долгого выдоха). Поём колыбельную песню, качая младенца, закрытым ртом на звук «м-м». вдох- произвольный, выдох- максимально долгий- «м/м\м/м\»-голосом вверх-вниз. Можно упражнение усложнить- выполнять на звук «а-а-а».
-Капель( упражнение тренирует пресс. Диафрагму, способствует выработке штриха стаккато- отрывистого исполнения, твердой атаки звука). И.п.: стоя. Закрытым ртом, звук «м-м-м» на одном тоне, активно, отрывисто, как капли капают. Темп произвольный. Упражнение можно усложнить, выполняя на звук «а-а-а».
-Радуга- (упражнение на формирование представлений о фразировке). Руки сложить вместе, слева от лица. Слегка раскрыть перед началом пения(\/)-«галочка». С началом пения ладони закрыть и рисуем плавную лигу- «радугу», ведя руки в лево. Закончив фразу, ладони раскрываем. С началом новой фразы ладони опять закрываем и -движение в другую сторону. Учитель показывает всё в зеркальном положении.
-Посчитаем шарики (упражнение на развитие диапазона голоса, особенно верхних нот). Представим себе, что у нас много шариков, мы их держали за веревочку и отпустили. И вот наши шарики летят к небе все выше и выше. Давайте их посчитаем: 1,2, 3, 4,5….и т.д., но голос поднимается вслед за шарами выше и выше (кто как сможет, максимально тонко «попищать»).
- Маляр- ( упражнение на развитие диапазона голоса). Красим забор кисточкой, при этом ведем рукой и говорим «вве-е-px»- «вни-и-из», и голос ведем вслед за рукой, поднимая его то вверх, то вниз.
- Скакалка (по методике Л.Серебряной, упражнение повышенной сложности, на выработку контролируемого выдоха, твердость диафрагмы). Исполняется стоя, на одном дыхании. Усложнённый вариант- прыгая.
Со скакалкой я скачу, научиться я хочу
Так владеть дыханием, чтобы звук держать могло,
Чтоб всегда ритмично было и меня не подводило.
Я скачу без передышки, и в помине нет одышки.
Голос звонок, льётся ровно, и не прыгаю я словно.
Раз-два, раз-два, раз-два, раз, можно прыгать целый час.
- «Тридцать три Егорки»- (упражнение на выработку чистого унисона и долгий контролируемый выдох). Поётся на одном звуке. Перечисление Егорок- как можно дольше на выдохе, кто сколько сможет.
Как на горке, на пригорке, стоят 33 Егорки.
Раз Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка, 4 Егорка…. и т.д. (до 33 Егорок).
- Марсианский язык ( по системе В. Емельянова). Учитель может творчески подойти к «словам» марсианского языка, и придумать свои. Представим, что мы полетели на Марс. И встретили там марсиан, которые говорят на своем, марсианском языке. Мы не знаем их язык, но очень хотим научиться, поэтому отвечаем им точно так же, как они. Учитель говорит слова с вопросительной интонацией (голос вверх), а дети отвечают утвердительной интонацией (голос вниз). Упражнение способствует развитию диапазона (верхнего регистра), а также звук «у» расслабляет гортань.
Ушу?-Ушу. Уша?-Уша. Ушы?-Ушы. Усы?- Усы. Уса?- Уса. И тд….
У-шу-жу?- У-шу-жу. У-сузу?- У-су-зу. У-са-за?- У-сы-зы?- У-сы-зы. И т.д…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...