Программа внеурочной деятельности "Хозяюшка" 2017-2018
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Овчинникова Надежда Александровна

Кружок посещают 15 девочек с 5-х классов.На первом занятии выбираем старосту кружка. Староста должна быть трудолюбивой, энергичной, веселой, ответственной: ведет учет по продуктам, назначает дежурных. Посещают кружок девочки с большим желанием. Чему научаться на кружке, они стараются сделать и дома для своих родственников, а потом мне об этом рассказывают, что получилось, или не получилось и почему. И, конечно же, бывают очень довольны, когда оценят их труд и старания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 Белышевская средняя школа

Ветлужский район, Нижегородская область

Программа принята

на  педагогическом совете

Протокол №

от «    » _______  2017 г.

Утверждено

приказом директора  

по МОУ Белышевская  школа «Об утверждении локальных актов»

от «__ »______2017 г.

№___________

_____________/_________

Дополнительная общеразвивающая программа

 

направленность программы –  художественная,

возраст учащихся с 10 лет, срок реализации – 1 год обучения

Овчинникова Надежда Александровна,

учитель технологии,

с. Белышево

2017 год

Содержание

  1. Тезаурус
  2. Типология программы.
  3. Структура образовательной программы.
  1. Целевой раздел образовательной программы.
  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты реализации образовательной программы.
  3. Система оценки качества реализации образовательной программы.
  1. Содержательный раздел образовательной программы
  2. Организационный раздел образовательной программы
  1. Характеристика форм обучения
  2. Методическое обеспечение программы

Учебный план

Календарный учебный график

Оценочные материалы

Список литературы

Методическая копилка


  1. Тезаурус

Дополнительное образование (ДО) – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14).

Организация дополнительного образования (ОДО) – образовательная организация,осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл. 3, ст. 23,п 3.1).

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание.Планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, форм аттестации. Который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9).

Образовательная программа (ОО ДО) – образовательная программа, разрабатываемая и утверждаемая организацией дополнительного образования (273-ФЗ, на основе гл. 2, ст. 12, п. 5).

Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной  деятельности и , если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 22).

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 23).

Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 25).

Календарный учебный график – документ, регламентирующий общие требования к организации образовательного процесса в учебном году (продолжительность учебного года, каникулярного времени и летнего оздоровительного периода (при необходимости), режим работы, регламентирование образовательного процесса на неделю и пр.).

  1. Типология программы.

Программа «Хозяюшка» является:

по виду:  дополнительной общеразвивающей программой;

по содержанию: художественной направленности.

  1. Структура программы.

3.1. Целевой раздел образовательной программы.

3.1.1. Пояснительная записка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Дополнительная общеразвивающая программа «Хозяюшка» имеет художественную направленность и предназначена для разновозрастных  категорий учащихся имеет различные уровни её освоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Хозяюшка»  предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественной оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Данная программа соответствует закону Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации» и определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

Актуальность программы:

  • Развитие личностных качеств: толерантности, коммуникативности, креативности;
  • Социализация выпускников в обществе;
  • Развитие интеллектуальных умений, инструментальных способностей и образного мышления;
  • Доступность для детей разного уровня развития и возможностей;
  • Возможность развивать художественную одаренность ребенка по выстроенной образовательной траектории.

Новизна программы состоит в том, что она показывает  развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в возможности каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

 Педагогическая целесообразность

Занятия построены на основных педагогических принципах:

  • доступности (от простого - к сложному);
  • межпредметных связей;
  •  систематичности и последовательности;
  • дифференцированного подхода к учащимся;
  • гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;
  •  учет региональных особенностей и национальных культурных традиций;
  •  учет требований гигиены и охраны труда;
  •  учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
  •  принцип разнообразия форм обучения;
  •  принцип учёта индивидуальных  особенностей учащихся.

Шитье из лоскутков, вышивка крестом, лепка из соленого теста, вязание крючком и на спицах и, наконец шитьё  – интересное и творческое занятие. Это настоящее искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Кроме того, все декоративно прикладное творчество приносит и практическую пользу.

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

        С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

        Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

  • в продумывании элементов узора;
  • в расположении их на объемах;
  • в создании предметов декоративного характера;
  • умения найти способ изображения и оформления предмета;
  • в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

        Развитие детского творчества  во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

        Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.        

        На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

        Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

        Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

        Цель данной программы: формирование и развитие художественных способностей, абстрактного мышления и воображения ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

  1. познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  2. научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  3. обучать технологиям разных видов рукоделия.

     Воспитательные:

  1. приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  2. побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
  3. способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  4. воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  5. воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.
  6. развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

  Развивающие:

  1. развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
  2. развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  3. развивать положительные эмоции и волевые качества;
  4. развивать моторику рук, глазомер.

В ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Учащийся научится называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные промыслы и ремесла; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Учащиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с различными материалами в разных техниках.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей до моделирования и конструирования новых тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

Условия реализации общеобразовательной программы.

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  • Оформление помещения должно удовлетворять требованиям эстетики, выглядеть строго, но привлекательно и уютно, так, чтобы у обучаемых создавалось хорошее рабочее настроение.
  • В помещении должно быть рационально установлено и размещено все необходимое для работы кружка оборудование.
  • На рабочем месте педагога должны быть дидактические материалы, методические пособия и пр.
  • Стены помещения оформляются стендами. На них размещают постоянную экспозицию: правила внутреннего распорядка, инструкции по ТБ, сменную экспозицию: тематику кружка, лучшие работы учащихся.

Программа предназначена для учащихся начальных классов, учащихся 5 – 11 классов.

Условия приёма детей - берем всех желающих.

Материальное обеспечение программы

Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Технологическое обеспечение программы

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей работе с различным материалом меняется по мере развития овладения детьми навыками изготовления изделий.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно- этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Программа ориентирует учащихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Дидактический материал: 

журналы, статьи. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Методы - как способ организации занятий:

  1. словесные – беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ
  2. наглядные – показ образца изделия, иллюстрации, презентация, показ видеоматериалов
  3. практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения,
  4. игровые – конкурсы, викторины, театральные мини постановки, настольный театр
  1. Методы – как уровень деятельности детей на занятии:
  2. объяснительно – иллюстративные – объяснение, чертежи, схемы, таблицы
  3. репродуктивные
  4. исследовательские – опыты, самостоятельная творческая работа

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  1. индивидуальная;
  2. работа в парах;
  3. групповая;
  4. коллективная.

3.1.2. Планируемые результаты.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  1. виды декоративно – прикладного творчества (лепка, роспись, и т.п.) в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  2. историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  3. народные художественные промыслы России и родного края;
  4. названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
  5. историю возникновения разных видов декоративно-прикладного искусства;
  6. основные приемы работы при шитье, вышивке и бисероплетении;
  7. названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  8. правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  9. об особенностях изготовленных поделках;
  10. о проектной деятельности.

Должны уметь:

  1. правильно организовать свое рабочее место;
  2. пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  3. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами;
  4. выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;
  5. сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;
  6. последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  7. применять разные виды шитья, вышивки и бисероплетения;
  8. определять последовательность действий при выполнении работы;
  9. изготавливать объёмные поделки;
  10. объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.

Ожидаемые результаты

Независимо от предметного содержания у обучаемых должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Учащимися должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации.

Это:

- планирование и организация рабочего места;

- рациональное размещение инструментов и материалов;

- распределение рабочего времени;

- соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте;

- контроль за ходом деятельности;

- соотнесение результатов деятельности с образцом;

- осуществление сотрудничества при коллективной работе;

- соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;

- выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения;

- выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;

- осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов;

- комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;

- выбирать необходимые материалы и инструменты;

- оценивать процессы и результат своего труда;

- выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

3.1.3. Система оценки качества реализации образовательной программы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы «Хозяюшка», предполагает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

  1. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основных блока:

- самоопределение - сформированность внутренней позиции учащегося – развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;

- смыслообразование – понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремление к преодолению этого разрыва;

- морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

  1. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею.
  2. Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучение техники работы с соленым тестом.

Способы проверки результативности

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  1. Постоянно действующая выставка
  2. Творческие конкурсы
  3. Отчетная выставка  

Усвоение учащимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:

- предварительного: проводится анкетирование учащихся в начале обучения по программе.

- текущего: в конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

- итогового: представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.

Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

- уровень воспитанности обучающихся;

- микроклимат в детском объединении;

- взаимодействие с родителями.

Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность учащихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, тесты.

Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику изучающую уровень воспитанности учащихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:

  1. Мотивацию к образовательной деятельности
  2. Отношения в коллективе
  3. Уровень творческой активности
  4. Организаторские способности учащихся
  5. Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы.

Материалы и инструменты для аппликации из яичной скорлупы:

ЯИЧНАЯ СКОРЛУПА, промытая холодной водой, высушенная, очищенная от пленки.

БЕЛАЯ БУМАГА, КАРТОН используется для изготовления основы, а также для создания шаблонов и выкроек

КРАСКИ (Акварель, гуашь) для придания изделиям цветового решения

КИСТИ используется для нанесения красок и клея

ОРЕХОВАЯ СКОРЛУПА для дополнения и придания эффекта 3D

КЛЕЙ (ПВА и «момент») для соединения деталей и основы

Материалы и инструменты для украшений из бисера:

БИСЕР, это мелкие круглые или граненые(рубка), вытянутые или сплюснутые бусины из стекла, металла, фарфора или пластмассы с отверстиями для ниток.

БИСЕРНЫЕ ИГЛЫ – это гибкие тонкие иглы длинной около 5 см. Иглы для бисера выпускают под номерами: 10, 12, 13, 15 и 16. Чем больше номер иглы, тем она тоньше . Наиболее употребимы иглы №12.

НОЖНИЦЫ используются для обрезания проволоки и ниток.

КЛЕЙ двухкомпонентный, быстросхватывающий для склеивания изделий между собой


ПРОВОЛОКА
мягкая медная, медная для плетения жестких конструкций, каркас конструкций

МОНОНИТЬ используется для нанизывания бисера и придания желаемой формы изделия

ПЛОСКОГУПЦЫ, КУСАЧКИ Для обрезания и закручивания петлей проволоки, для вытаскивания застрявшей в бусине иглы, а также для удаления лишней бусины в ряду тканого или вышитого рисунка.

СТИЛЕТ ИЛИ ШИЛО Для прочистки отверстий в бусинах, для расширения отверстий деревянных и бумажных бусин.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФУРНИТУРА

- Соединительные кольца

- Гвоздики, булавки

- Обниматели, колпачки

- Застежки

Материалы и инструменты для вышивки лентами:

ИГЛЫ Для вышивания применяются разные иглы: тонкие – для легких тканей, толстые - для плотных. При шитье шелковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек. Ушко у иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко видеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему. Таким образом, можно избежать вероятных разрывов. Для лент шириной 7,9,12 мм подбирают иглы № 18 – 22, для ленты в 3мм рекомендуется № 24.

ЛЕНТЫ Декоративные ленты используются только для отделки. Шелковые ленты. Они бывают различной ширины и различных цветов. Их можно использовать для вышивки по любому виду ткани. Ленты и тесьма из органзы используются в вышивках для создания объемности и прозрачности. Отделочные ленты и тесьма бывает нескольких видов: вуалевая лента (с набойкой, гладкой или со вставкой по центру из атласа), атласная лента (гладкая, сборчатая, плиссированная), кружевная лента (с бусинками, присборенная).

ВЫШИВАЛЬНЫЕ НИТКИ Они требуются для создания основы (контура) для некоторых швов или для закрепления ленты на изнанке в конце работы.

БУСИНЫ И БИСЕР Они применяются для украшения и придают вышивке особое изящество.

ТКАНИ для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани. Хлопковые ткани: рогожка, батист, плис, муслин, сатин. Льняные ткани: суровое полотно, тонкое полотно, грубая холстина, льняная ткань с однородной основой. Шелковые ткани: шифон, чесуча, шелковый тюль. Шерстяные ткани: креп, твид, джерси. Вышивать можно на любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надежно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка.

ПЯЛЬЦЫ для того чтобы ткань во время работы была хорошо натянута, используют пяльцы. Они могут быть различными как по материалу (дерево, пластмасса, металл) из которого изготавливаются так и по форме (круглые, квадратные).

НОЖНИЦЫ используются для обрезания лент и ниток.

Материалы и инструменты для изготовления текстильных кукол «Тильда»

НОЖНИЦЫ используются для обрезания ниток и раскроя ткани

ТКАНЬ можно использовать самые разнообразные ткани. Хлопковые ткани: рогожка, батист, плис, муслин, сатин. Льняные ткани: суровое полотно, тонкое полотно, грубая холстина, льняная ткань с однородной основой. Шелковые ткани: шифон, чесуча, шелковый тюль. Шерстяные ткани: креп, твид, джерси.

ИГЛЫ для сшивания временных швов

НИТКИ универсальные швейные нитки

ШВЕЙНАЯ МАШИНА для сшивания деталей между собой и с основой

НАБИВКА

Натуральные наполнители:

Вата

Шерсть

Недостатки шерсти

Сыпучие наполнители

Травы

Синтетические наполнители:

Синтепон

Синтепух

Шарики

3.2Содержательный раздел образовательной программы

Учебно-тематический план

1 год обучения

Раздел

Из них

Всего по программе

теория

практика

контроль

1. Введение

2

2

2. Аппликации из яичной скорлупы

2

10

12

3.  Украшения из бисера  

4

13

1

18

4. Вышивка лентами

6

18

24

5. Текстильные куклы «Тильда»

3

11

14

6. Подведение итогов

1

1

2

Всего по программе:

-

18

-

52

-

6

72

Содержание программы

Программа реализуется в течение года и включает следующие разделы:

  1.  Введение

Цели и задачи программы. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Аппликация из яичной скорлупы

Теоретическая часть.

Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. Работа с трафаретами, лекалами, шаблонами, выкройками. Основные приемы и элементы аппликации.  Цветовое решение.

  1. Украшения из бисера

Теоретическая часть.

История техники бисероплетения. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Оформление изделия

  1. Вышивка лентами

Теоретическая часть.

Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Основные виды стежков: прямой стежок, ленточный стежок, петля с прикрепом, французский узелок, стебельчатый шов.

  1. Текстильные куклы «Тильда»

Теоретическая часть.

История возникновения текстильной игрушки. Народные игрушки. Особенности игрушки

«Тильда»

Инструменты и приспособления. Правила построения выкроек. Основные линии чертежа. Подготовка ткани к работе. Типы игрушек. Украшения и фурнитура. Набивка. Составление технологической карты.

  1. Подведение итогов. Оформление выставок.

3.3. Организационный раздел образовательной программы.

3.3.1. Характеристика форм обучения

В рамках реализации дополнительной образовательной программы «Хозяюшка» используются индивидуальные и групповые формы обучения.

3.3.2. Методическое обеспечение программы

№ п/п

Тема (раздел)

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Занятие: беседа, игра

Объяснитльно-иллюстративные. Приемы: сообщение, использование наглядности.

Поделки учащихся, литература по данной теме.

2.

Аппликации из яичной скорлупы

Занятие: беседа, практикум

Объяснительно – иллюстративные, репродуктивные.

Приемы: сообщение новых знаний, показ практических действий, инструктаж перед работой

Наглядные пособия, инструкционные карты

Самостоятельная работа

3.

Украшения из бисера

Занятие: беседа, практикум

Объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, эвристические, методы стимулирования и мотивации.

Приемы: объяснение, сообщение, использование наглядности, показ практических действий, повторение, самостоятельная работа

Инструкционные карты, литература по теме

Самостоятельная работа

4.

Вышивка лентами

Занятие: беседа, практикум

Эвристические, репродуктивные, поисковые, проблемные.

Приемы: использование наглядности, показ практических действий, повторение, самостоятельная работа

Инструкционные карты, литература по теме

Самостоятельная работа

5.

 Текстильные куклы «Тильда»

Занятие: беседа, практикум

Объяснительно- иллюстративные, репродуктивные.

Приемы: объяснение, показ практических действий, использование наглядности

Поделки учащихся, наглядные пособия

Творческая работа

6.

Заключительное занятие

Занятие: беседа

Аудиовизуальные, практические, метод контроля

Поделки учащихся, наглядные пособия

Итоговая выставка

                                                                           «Утверждаю»

                                                                             Директор МОУ Белышевская СОШ

                                                                                         ______________ Дроздов А. Н.

                                                                                         М.П.    

IV. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Кружок «Хозяюшка»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст учащихся: от 10 до 17 лет

Раздел

I полугодие,

всего часов

II полугодие,

всего часов

Из них

Всего по программе

теория

практика

контроль

1. Введение

2

-

2

2

2. Аппликации из яичной скорлупы

14

-

2

10

12

3.  Украшения из бисера  

18

-

4

13

1

18

4. Вышивка лентами

24

6

18

24

5. Текстильные куклы «Тильда»

-

12

3

11

14

6. Подведение итогов

-

2

1

1

2

Всего по программе:

34

-

38

-

-

18

-

52

-

2

72

72

Примечание: На систематическую работу по усвоению теоретических понятий отводится 18 часов. Практические занятия – 52 часа.

          Для контроля усвоения разделов программы планируется провести два занятия.

                                                                            Согласовано:

                                                                            педагог ____________ Н.А. Овчинникова

V. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раз-

дел

№ п/п

Тема

Элементы содержания

Дата

Приме

чание

план

факт

 Введение

1-2

Работа с литературой и интернетом. Выбор поделки для изготовления

Вводное занятие. Инструктаж по т/б

5.09

Аппликации из яичной скорлупы

3-4

Подготовка материалов к работе.

Просмотр презентации «Особенности яичной скорлупы».

12.09

5-6

«Божья коровка»

Изучение особенности материалов

19.09

7-8

"Клоун"

Работа с трафаретами, лекалами, шаблонами, выкройками.

26.09

9-10

"Утенок"

Создание отдельных элементов.

3.10

11-12

" Золотая рыбка "

Выбор цветового сочетания. Склеивание деталей.

10.10

13-14

Окончательная отделка изделия

Оформление изделия.

Оформление выставки.

17.10

Украшения из бисера

15-16

История техники бисероплетения

Просмотр презентации «История техники бисероплетения».

24.10

17-18

Инструменты и материалы

Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.

31.10

19-20

Выбор поделки для изготовления

Работа с литературой

7.11

21-22

Серьги из бисера

Изготовление простых элементов

14.11

23-24

Браслет из бисера

Изготовление изделия. Выполнение разнообразные формы выполнения

21.11

25-26

Ожерелье из бисера

Изготовление сложных элементов.

28.12

27-28

Ожерелье из бисера

Изготовление сложных элементов.

Окончательная отделка.

5.12

29-30

Украшение для волос из бисера

Изготовление изделия

12.12

31

32

Окончательная отделка изделия

Контроль знаний

Оформление изделия.

Оформление выставки

19.12

Вышивка лентами

33-

34

История вышивки лентами

Инструменты и материалы

Просмотр презентации «История вышивки лентами»

Необходимые инструменты, приспособления и материалы.

26.12

35-36

Виды стежков

Способы выполнения простых стежков: прямой стежок, ленточный стежок, петля с прикрепом, французский узелок, стебельчатый шов.

9.01

37-38

 Ромашка

Изготовление основных форм

16.01

39-40

Виды листьев

Сложные стежки: «Вытянутые стежки»

23.01

41-42

Роза

Сложные стежки: колониальный узел, наметка стянутая по центру.

30.01

43-44

Пион

Сложные стежки: наметка зигзагом.

6.02

45-46

Мак

Изготовление цветов основными стежками

13.02

47-48

Лилия

Изготовление цветов основными стежками

20.02

49-50

Букет из маков

Изготовление изделия основными стежками

27.02

51-52

Букет из маков

Оформление изделия

6.03

53-54

Панно «Розы»

Изготовление цветов сложными стежками

13.03

55-56

Панно «Розы»

Окончательная отделка изделия

Оформление изделия

Оформление выставки

20.03

Текстильные куклы «Тильда»

57-58

История возникновения текстильной куклы. Народные игрушки и куклы. Особенности куклы «Тильда»

 Просмотр презентации «История возникновения текстильной куклы»

27.03

59-60

Инструменты и приспособления.

Необходимые инструменты, приспособления и материалы.

3.04

61

62

Заготовка выкроек куклы

Раскрой куклы

 Правила построения выкроек.

 Подготовка ткани к работе.

10.04

63-64

Пошив деталей их соединение.

Соединение между собой деталей изделия.

Набивка.

17.04

65-66

Изготовление одежды для куклы

Построение выкроек.

Соединение между собой деталей

24.04

67-68

Декоративная отделка

Украшения и фурнитура.

1.05

69-70

Окончательная отделка изделия

Оформление изделия

8.05

Итог

69-70

Оформление выставки

Оформление выставки

15.05

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тесты по теме "Бисероплетение"

Тест 1

1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...?

  • стеклярус; 
  • бисер;
  •  бусинка; 

2. К началу какого века в России начался настоящий бисерный бум?

  • 15;  
  • 17;
  • 19;  
  • 20;

3. России наибольшее развитие бисероплетение получило в...?

  • 18 веке;  
  • 13 веке; 
  • 14 веке; 
  • 16 веке;

4. Откуда привозили бисер в Россию?

  • из Ливии;  
  • из Египта;  
  • из Венеции и Богемии;  
  • из Англии; 

5. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...?

  • Ломоносов;  
  • Менделеев;  
  • Толстой;  
  • Мессинг; 

6. В каком году М.В.Ломоносов создал первую фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла?

  • в 1700;  
  • в 1674;  
  • в 1854;  
  • в 1754;

7. Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это...?

  • бусины;  
  • бисер;  
  • стеклярус; 

8. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине...?

  • 15 века;  
  • 16 века;  
  • 17 века;  
  • 18 века;

9. Самый необходимый материал для плетения бисером...?

  • игла;  
  • схема;  
  • нить;  
  • бисер; 

Тест 2

Задание:  Прочитайте и выбери и подчеркните  правильный ответ!

1:  Из чего изготавливают бисер?

- Бумага;

- Дерево;

- Стекло;

- Железо;

- Пластмасса;

- Пластилин;

- Керамические материалы;

- Ягода

2:  Какого вида бисера НЕ существует?

- Рубка (рубленный бисер);

- Резка (резанный бисер);

- Стеклярус

3:  Материал для нанизывания бисера, придающий изделиюлюбую форму:

- Швейные нитки;

- Нитки мулине;

- Проволока

4:  Форма стекляруса:

- Круг;

- Трубочка;

- Звездочка

5:  Что еще  используют для плетения бисером вместо проволоки?

-  Трос;

-  Леску;

- Провод

6: Бисер применяют для:

- Украшения одежды;

- Игры маленьких детей

Список литературы для педагогов

  1. Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007
  2. Приказ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
  3. Программа  Т.И. Еременко «Декоративно-прикладное творчество»  Москва: Просвещение, 2001год
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)
    «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014),
  5. Г. В. Пичугина. Журналы «Школа и производство», 2000-2004 год
  6. Т. И. Еременко. Художественная обработка материалов. Москва «Просвещение», 2000 год

Список литературы для детей и родителей

  1. Агибина М. И., В. С. Горичева. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.
  2. И. А. Андреева. Рукоделие. Москва «Большая Российская энциклопедия», 1993 год
  3. Т. И. Еременко. Художественная обработка материалов. Москва «Просвещение», 2000 год
  4. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс».
  5. Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010,
  6. Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011.
  7. Журналы «Валентина». Импост 2003, 2004 год
  8. Э. Н. Литвинец. И дивный видится узор. Москва, «Просвещение», 1992год
  9. Литвиненко В. М. Игрушки из ничего.  – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000
  10. Лыкова И.А. Лепим с мамой.
  11. М. Н. Нагибина.  Чудеса из ткани своими руками. «Академия развития», Ярославль, 2000 год
  12. Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006
  13. Н. Н. Романова. Вязаные цветы и плоды. АРТ- Родник, 2002 год
  14. Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс».
  15. Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо. 2006
  16. И. А. Сокол. Рукоделие. Харьков, «Фолио», 1998 год
  17. Л. В. Сычева. Вышивка. МП «Альтернатива», Горно-Алтайск, 1991 год
  18. С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки крючком и спицами. Москва «Просвещение», 1992 год
  19. Э. А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком. Москва, «Просвещение», 1992 год
  20. Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.

Интернет ресурсы

  1. http://kalinka12.ru/innovacionnaya-deyatelnost/tvorcheskaya-masterskaya/texnologiya-testoplastiki
  2. http://drcpochemuchka.ru/detyam/individualnye_i_gruppovye_zanyatiya/testoplastika_lepka_iz_solenogo_testa/
  3. http://testoplastika.narod.ru/
  4. http://nsportal.ru/ap/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/library/tvorcheskii-proekt-testoplastika
  5. Клуб на Осинке
  6. Женский стиль
  7. Вяжи.ру
  8. Лоскутный мир
  9. Коробочка
  10. Домашний метод
  11. Мастера рукоделия
  12. Идеи народных умельцев
  13. Sheru.ru
  14. Kolornitki.ru
  15. Feminalive.ru
  16. Chrysanthem.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...