Инновационный педагогический опыт
опыты и эксперименты на тему
Опыт адресован для педагогов дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyt_tremasova_s.a.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема собственного педагогического опыта
«Нравственно - эстетическое воспитание средствами
танцевального искусства»
Автор опыта:
Тремасова Светлана Александровна
педагог дополнительного образования,
предмет-хореография
МБУ ДО «Центр детского творчества»
431720 Республика Мордовия
Чамзинский район,рп. Комсомольский
Ул. Спортивная, д.2
Стаж работы в должности: 5 лет
«Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим,
его следует воспитывать, прежде всего, эстетически»
Ф. Шиллер
Актуальность и перспективность опыта.
Одной из актуальнейших проблем современного общества является формирование и развитие личности, интегрированной в современное общество и способной преображать и совершенствовать окружающую действительность. Детство-это начало формирования личности, нравственности, из которого произрастают в навыки духовной жизни целого поколения.
Нравственно-эстетическое воспитание средствами хореографического искусства способствует формированию идеалов, делает человека добрее и внимательнее к себе и окружающим, формирует направленность интересов, развивает способность творить по законам красоты и порождает в человеке высокие нравственно-эстетические запросы.
Хореографическое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка. Его гармоничного духовного и физического развития.
Актуализация вопросов воспитания обучающихся обусловлена и тем, что подрастающие поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время своего препровождения посвящает в основном общению в компаниях своих сверстников, где формируется особая субкультура, влияющая на становления личности человека.
Творческое приобщение к нравственным ценностям является одним из способов воспитания современного человека, способного адекватно воспринимать реальную действительность, обладающего богатой внутренней культурой и высоким нравственным потенциалом.
Усилия педагога направлены на создание благоприятных условий для дальнейшего развития интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения и безнравственности. Этого можно достичь созданием благоприятной социально-культурной среды и всевозможных мероприятий различной направленности.
Концептуальность (своебразие и новизна опыта, обоснованность выдвигаемых принципов и приемов)
В концепции модернизации российской системы образования определена значимость системы образования детей в сфере хореографического искусства, способствующей к развитию склонностей интересов и способностей детей. Важнейшими названы социальные задачи воспитания: формирование у детей инициативности, толерантности,, способности к успешной социализации в обществе.
Приоритет просветительской, воспитательной функции в дополнительном образовании неоспорим и обусловлен как особенностями образовательного процесса, так и основными задачами данной сферы.
В качестве основной цели нравственного-эстетического воспитания выступает разностороннее развитие личности ребенка в доступных ему видах деятельности, формирование у него потребности к постоянному самосовершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Цель конкретизируется в поставленных задачах:
- способствовать познавательных интересов обучающихся;
- способствовать формированию культуры общения;
- способствовать сплочению творческого коллектива;
- создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению обучающими нравственных норм.
Новизна опыта заключается в определении путей формирования и организации творческой деятельности обучающихся, улучшении их психофизического состояния по средствам хореографического искусства и состоит:
- в использовании комбинации элементов известных методик и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкальных средств обучения в форме сюжетных и игровых занятий;
- в изменении требований к работе педагога дополнительного образования, от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностного и исследовательского подходов.
Особенность методики состоит во взаимопонимании обучающихся и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него – к «композиционному» творчеству в танце.
Наличие теоретической базы опыта
«Дополнительное образование детей» С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко-издательская программа «Педагогика нового времени». Авторы программ рассматривают новые подходы к решению проблем организации и деятельности методических систем дополнительного образования детей, представляют различные виды методической помощи, технологии и методы организации педагогической деятельности в системе дополнительного образования.
Танец - как чисто человеческое достояние, особый социокультурный феномен рассматривают ученые И.Хайзинга, К. Бюхер, О.Авдеев.
Технология опыта
Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики формирования музыкально-двигательных навыков и творческой активности обучающихся средствами хореографии.
Задачи: хореография-искусство творческого отражения. Оно позволяет решать задачи физического, музыкального, нравственного и эстетического развития детей.
Учебный процесс в студии танца «Центра детского творчества» осуществляется согласно учебным программам и учебным планам Министерства образования РМ. В студии танца изучаются следующие направления:
«Классический танец»;
«Народно-сценический танец»;
«Современный танец»- модерн, джаз, пластика и др.
Такая организация учебного процесса определяет комплексный подход к обучению. Взаимосвязь сразу нескольких направлений, что обеспечивает возможности всестороннего влияния на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание обучающихся.
Хореографический коллектив – это объединение, основанной на идейной, нравственно-эстетической общности, отношениях товарищества, сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки. Овладение навыками творческой деятельности – это не только эффективный путь развития способностей обучающихся, но и один из важнейших фактов воспитания высоко - нравственной личности.
Оптимальность и эффективность средств
Важным звеном педагогической работы является слияние теории с практикой. Воспитание творческой личности – важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и нравственно - эстетического воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству, нравственному воспитанию, невозможно решить важную задачу всестороннего развития личности. Развитие личности ребенка в учреждении дополнительного образования идет не только на уровне теоретических и практических занятий, но и в ежегодных отчетных концертах, конкурсах, фестивалях, праздничных мероприятий, посвященных тем или иным датам. В своей работе я стараюсь, чтобы применяемые мною методы. Формы педагогической работы соответствовали интересам и потребностям каждого обучающегося.
Методика проведения занятий в танцевальной студии доступна и эффективна. Безусловно, важным фактором успешного обучения является органичное слияние теоретической информации с её практическим усвоением.
Результативность опыта
Заключается в репродуктивных методах работы, которые включают в себя совместную деятельность педагога и обучающихся в создании и показе танцевальных номеров. Последовательная и систематическая работа над решением задач нравственного развития обучающихся, развивает гармоничную личность, открывает для ребенка богатый внутренний мир добра, света и красоты.
Сравнительный анализ позволяет сделать выводы, о проделанной работе и внести необходимые коррективы в свою работу. Воспитание творческой личности – важная цель, как всего процесса обучения, так и нравственно-эстетического воспитания.
Сюжетное занятие
Тема: «Русский танец»
Цель: познакомится с историей русского танца, русского костюма.
Задачи: знакомство с элементами русского танца, развить умение выразить русский характер в движениях, умение двигаться под музыку, умение работать с коллективом, умение ориентироваться в пространстве, воспитать любовь к культуре своего народа, любви к Родине и уважения народных традиций.
Ход занятия:
- Дети организованно входят в зал, перестраиваются на сценической площадке в несколько линий. Делают поклон - приветствие в русском характере. (8 тактов)
Такты 1-2 – правая рука через первую позицию открывается во вторую позицию, голова повернута вправо
Такты 3-4 – левая рука через первую позицию открывается во вторую позицию (голова тоже влево)
Такты 5-6 – наклон, спина прямо, руки собираются в первую позицию
Такты 7 – корпус выпрямляется, руки в первой позиции, голова повернута на правую ладонь
Такты 8 – руки закрываются на талии, голова прямо
Педагог: Ребята, сегодня у нас, необычный гость. Встречайте! (под характерную русскую мелодию входит девушка, одетая в русский костюм, выполняя элементы русского танца)
Девушка: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам, рассказать об удивительном русском танце.
Русский народный танец родился в обрядах и играх древних славянских племен. Большинство танцев было связано с культурой земледелия, с подражанием повадкам различных животных. Русский танец развивался в тесной связи с песней. Наиболее древней танцевальной формой являются хороводы, имеющие множество подразделений на формы и жанры. Хороводы могли быть орнаментальными и игровыми, исполнялись по кругу и линейно, были смешанными по составу участников, или чисто женскими.
Наряду с хороводными формами появляются пляски-массовые. Парные и сольные, импровизационные. Танцы имеют территориальные различия, плавные и степенные -относятся к (северным народам), а быстрые и технические к (южным). Каждая губерния имеет свои особенности в танце, свои колориты и орнаменты.
Педагог: А сейчас, ребята, давайте вместе с нашей гостьей, встанем в круг друг за другом, и будем выполнять движения: сценический шаг, переменный шаг, русский ход с каблука, дробный ход, шаг на полупальцах (исполняя этот шаг, все обучающиеся перестраиваются в одну линию). В линии они выполняют следующие элементы: боковой шаг «припадание», «моталочка», «ковырялочка», «гармошка», притопы на месте и в повороте руки находятся на поясе и раскрываются во вторую позицию.
( по кругу дети вместе с гостьей выполняют хороводные шаги, в руках у них атрибут в виде платочков).
Девушка: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть в игру, а называется она «Плетень».
Игра заключается в том, что все участники игры делятся на две линии. Каждая линия выстраивается в шеренгу и становится друг против друга, руки всех играющих находятся в положении «Плетень». На начало музыкального сопровождения ( русского характера) участники двух линий двигаются по кругу выполняя любой танцевальный элемент (русского характера), как - только музыка останавливается, все участники игры должны встать в свою линию в положение «Плетень». Задание может повторяться несколько раз. В конце игры гостья подводит итоги и объявляет линию –победительницу.
Девушка: Мне было очень интересно и весело, побывать у вас в гостях, и рассказать о русском танце, до свидание, ребята. Меня ждут в гости и другие дети.
Педагог: Сегодня мы свами узнали очень много о русском танце, выучили отдельные танцевальные элементы. Дама повторяйте все, то что, выучили мы с вами сегодня и расскажите своим друзьям и родителям о красоте русского танца.
(Делают поклон в русском характере)
Этот урок по хореографии в народно-сценическом характере, может быть использован, как педагогам дополнительного образования с группами начального звена (7-8 лет), так и в дошкольном образовании.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный опыт работы может быть рекомендован к использованию педагогами дополнительного образования, педагогическая деятельность которых направлена на эстетическое воспитание средствами хореографического искусства.
Материал опыта можно найти на сайте МБУ ДО «Центр детского творчества»
http://chamzddt.weebly.com, на страничке в социальной сети работников образования HS-портала
http://nsportal.ru/tremasova-svetlana-alexandrovna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"
Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....
Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА
В данной программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях ...
инновационный педагогический опыт
«Формирование правильного звукопроизношения на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми, имеющих фонетическое нарушение речи – ротацизм»Для успешного обучения в современной ш...
Мой инновационный педагогический опыт.
Мой инновационный педагогический опыт "Работа со словом"....
Инновационный педагогический опыт
Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре...
Инновационный педагогический опыт
Инновационный педагогический опытучителя технологии и биологии МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики МордовияПаршиной Людмилы Михайловны...
Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"
Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов, как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...