Нетрадиционный социально-игровой урок "Музыкальный лабиринт"
методическая разработка на тему
Этот урок создан по методике А. П. Ершовой и В. М. Букатова нестандартных уроков «Социально-игровой урок» для общеобразовательных школ.
Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. Мы уже не первый раз используем данную методику на практике в ДМШ и адаптируем приемы и технологии к заданиям музыкальной тематики.
Данная методика подразумевает использование заданий любой области, главное – выдержать основные игровые принципы хода урока и внедрить интересные идеи в процесс игры.
Основной особенностью данного урока является освоение и повторение материала в процессе командной игры. Основной тематикой этого урока является музыкальная терминология – начиная от самых элементарных знаний нот, до более глубоких знаний и ориентирования в музыкальном материале.
В музыкальной школе, в отличие от общеобразовательной, основной формой урока является индивидуальная, либо мелкогрупповая форма урока. Вследствие этого, учащиеся мало знакомы со сверстниками, другими ребятами, осваивающими тот же инструмент или занимающимися у одного преподавателя. Мы решили внедрить эту методику не только для повторения пройденного материала, но и для развития коммуникативных навыков и умений, укреплению дружеских отношений друг с другом посредством участия в командной игре.
Игра – это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умение и навыки. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее, справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
В качестве жюри мы привлекаем родителей учеников. Благодаря участию в процессе, родители начинают больше вникать в обучение ребят, вместе со своими детьми начинают изучать музыку, что положительно влияет на творческое развитие учащихся.
Урок рассчитан на группу 6 – 17 человек от 8 до 15 лет, обучающихся на разных музыкальных инструментах.
Цели и задачи:
· Содействовать приобретению учащимися коммуникативных умений и навыков посредством участия в коллективной творческой деятельности;
· Способствовать повышению уровня знаний по теории музыки, закреплению знаний исполнительской терминологии через игровые технологии;
· Укрепление дружеских отношений между детьми, родителями и преподавателем через соучастие, равноправные условия в играх, ситуацию сотрудничества;
· Развитие творческих способностей с использованием здоровье-сберегающих технологий, вследствие разнообразия занятий через активную двигательную деятельность;
· Стимулирование концертной деятельности через непринужденную игру;
· Преодоления страха выступления на сцене через исполнение произведений в процессе командной игры;
· Использование межпредметных связей (обучение игре на инструменте, теория музыки, слушание музыки, концертное исполнение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Музыкальный лабиринт" - урок в виде командной игры | 110.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
г. ТЫНДА
Нетрадиционный социально-игровой урок
«Музыкальный лабиринт»
Составители:
Преподаватель 1 категории по классу синтезатора
Щербина Е.В.,
Преподаватель по классу гитары
Ермолаев С.М.
Тында
2016г.
«Музыкальный лабиринт»
(Нетрадиционный социально – игровой урок)
Этот урок создан по методике А. П. Ершовой и В. М. Букатова нестандартных уроков «Социально-игровой урок» для общеобразовательных школ.
Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. Мы уже не первый раз используем данную методику на практике в ДМШ и адаптируем приемы и технологии к заданиям музыкальной тематики.
Данная методика подразумевает использование заданий любой области, главное – выдержать основные игровые принципы хода урока и внедрить интересные идеи в процесс игры.
Основной особенностью данного урока является освоение и повторение материала в процессе командной игры. Основной тематикой этого урока является музыкальная терминология – начиная от самых элементарных знаний нот, до более глубоких знаний и ориентирования в музыкальном материале.
В музыкальной школе, в отличие от общеобразовательной, основной формой урока является индивидуальная, либо мелкогрупповая форма урока. Вследствие этого, учащиеся мало знакомы со сверстниками, другими ребятами, осваивающими тот же инструмент или занимающимися у одного преподавателя. Мы решили внедрить эту методику не только для повторения пройденного материала, но и для развития коммуникативных навыков и умений, укреплению дружеских отношений друг с другом посредством участия в командной игре.
Игра – это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умение и навыки. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее, справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
В качестве жюри мы привлекаем родителей учеников. Благодаря участию в процессе, родители начинают больше вникать в обучение ребят, вместе со своими детьми начинают изучать музыку, что положительно влияет на творческое развитие учащихся.
Урок рассчитан на группу 6 – 17 человек от 8 до 15 лет, обучающихся на разных музыкальных инструментах.
Цели и задачи:
- Содействовать приобретению учащимися коммуникативных умений и навыков посредством участия в коллективной творческой деятельности;
- Способствовать повышению уровня знаний по теории музыки, закреплению знаний исполнительской терминологии через игровые технологии;
- Укрепление дружеских отношений между детьми, родителями и преподавателем через соучастие, равноправные условия в играх, ситуацию сотрудничества;
- Развитие творческих способностей с использованием здоровье-сберегающих технологий, вследствие разнообразия занятий через активную двигательную деятельность;
- Стимулирование концертной деятельности через непринужденную игру;
- Преодоления страха выступления на сцене через исполнение произведений в процессе командной игры;
- Использование межпредметных связей (обучение игре на инструменте, теория музыки, слушание музыки, концертное исполнение).
Материалы:
- чистые листы;
- карандаши, резинки;
- подготовленные вопросы для каждой команды (зад.1)
- напечатанные названия нот (зад.2)
- подготовленные термины для пантомимы (зад.4)
- Распечатанный бланк музыкального кроссворда для каждой команды (зад.5)
- заранее подготовленный карточки с определениями и ответами для каждой команды (зад.6)
- стол для каждой команды;
- настроенные музыкальные инструменты;
- стол, листы и ручки для жюри.
Перед началом урока заранее приготовить зал, класс – убрать все стулья, поставить на расстоянии друг от друга два стола (для команд). На сцене приготовить место для жюри. Перед сценой (сбоку) приготовить инструменты для выступления учащихся.
Ход урока
Разделяем всех детей на команды по 6 - 7 человек – в командах должны быть ребята разного уровня подготовки, так как они будут выполнять задания различной сложности.
Подготовительное задание (без баллов): команды должны придумать название и девиз. Условие: название должно иметь отношение к музыке, к терминологии, а девиз отражать название.
I тур – «Музыкальная разминка»
Командам объясняется задание. Жюри засекает время (1 мин.) – задача каждой команды дать как можно больше правильных ответов.
Вопросы для 1 команды (время – 1 мин.)
- Какая нота пишется на третьей линейке в скрипичном ключе (си)
- Знак повторения (реприза)
- На пяти проводах отдыхает стая птах? (ноты)
- Пять линеек на которых пишутся ноты (нотный стан)
- Что за буквы mf (меццо форте)
- Веселый двухдольный танец (полька)
- На что нужно посмотреть, прежде чем прочесть ноты (ключ)
- Приём исполнения - отрывисто (стаккато)
- Упражнение для пальцев (этюд)
- Ансамбль из четырех человек (квартет)
- Перерыв между действиями концерта (антракт)
Вопросы для 2 команды (время – 1 мин.)
- Какую ноту кладут в суп? (соль)
- Нота на первой линейке скрипичного ключа (ми)
- Каким ключом нельзя открыть замок (нотным)
- Высокий женский голос (сопрано)
- Что за буквы mp (меццо пиано)
- Каким инструментом владеет каждый человек? (голос)
- Знак молчания, перерыв звучания (пауза)
- Семь ребят на лесенке заиграли песенки (ноты);
- Круговой трёхдольный танец (вальс)
- Внезапно громко (сфорцандо)
- Самая устойчивая ступень лада (тоника)
Вопросы для третьей команды:
- Сколько нот всего на свете (7)
- Ключевая нота в скрипичном ключе (соль)
- Как называется ансамбль из 3х человек? (трио)
- Постепенно усиливая звук (крещендо)
- Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан)
- Нота на второй линейке в скрипичном ключе (соль)
- Скорость музыки (темп)
- Пение по нотам (сольфеджио)
- Связное исполнение нескольких звуков (легато)
- Сочинитель музыки (композитор)
- Знак понижения ноты на пол тона (бемоль)
Если будет только две команды – вопросы для третьей команды можно задавать, как дополнительные, чтобы учащиеся имели возможность заработать баллы для своих команд. Вопросы, на которые команды не ответили, или не успели ответить за отведенное время, так же задаются дополнительно.
II тур - «Нотные конфетти»
Командам раздаются чистые листы и карандаши. Стирательная резинка лежит отдельно на сцене – для каждой команды своя. Так же командам выдается лист с напечатанными названиями нот. Задача команды – за две минуты придумать как можно больше слов только из имеющихся букв (до, ре, ми, фа, соль, ля, си): Соль, редис, лом, софа, род, фасоль, село, сор, дом, мор, доля, лес, лось, лиса, ром, миля, мол, сила, мир, сом, море, форель…
Музыкальная пауза
Учащимся предлагается выступить на сцене - исполнить любимое произведение. Команде смельчака добавляется балл за одно выступление.
III тур «Термины, Термины»
Команды находятся на одном конце зала. На другом конце зала стоит стол (для каждой команды отдельный). На столах приготовлены чистые листы и карандаши. Задача команды – по одному подбегать к столу и записывать один термин на листе. Условие – термины не должны повторяться, повторные термины не засчитываются. На задание дается время – 2 минуты. После того, как закончилось время, команды должны объяснить значение терминов, которые они записали. Если команда не мажет объяснить термин – засчитывается только пол бала.
Музыкальная пауза
Снова учащимся предлагается выступить на сцене - исполнить любимое произведение. Команде смельчака добавляется балл за одно выступление.
IV тур «Пантомима»
Предлагается два варианта выполнения этого задания:
Сначала одному участнику из каждой команды дается слово – музыкальный термин, которое он должен будет изобразить, объяснить только движениями, мимикой. Задача команды – постараться отгадать, если команда не отгадывает, дается право угадать слово другой команде.
1 команда: Стаккато, реприза, крещендо, аккорд.
2 команда: Легато, форте, метроном, размер.
3 команда: Диминуэндо, скрипичный ключ, пиано, акцент.
Далее усложнение задания – дается слово, и вся команда должна показать термин пантомимой, а другая команда – его отгадать. Условие – в демонстрации термина должна принимать участие вся команда. И термин нужно показать так, чтобы другая команда отгадала. Если команда не отгадывает – засчитывается только пол балла.
И снова предлагается «Музыкальная пауза»
V тур « Музыкальный кроссворд»
На стол каждой команде дается лист с напечатанным музыкальным кроссвордом. Кроссворды одинаковые для всех команд. Задача каждой команды – быстро и точно решить данный кроссворд. Участие принимает вся команда. Балл дается команде, которая быстрее и точнее решила весь кроссворд.
Музыкальная пауза
Снова учащимся предлагается выступить на сцене - исполнить любимое произведение. Команде смельчака добавляется балл за одно выступление.
VI тур «Найди пару»
Команды находятся в центре у стола (отдельного для каждой команды), на котором лежат ответы. В одном конце зала (на сцене или на столе) лежат напечатанные на отдельных листах различные определения терминов. Суть этого задания – соединить определение терминов с ответами. Задача команды – один подбегает к столу, берет определение, вместе с командой ищет ответ на своем столе, скрепляет их скотчем.
Игра «Найди пару»
2 звука , взятые вместе или по очереди Очень громко Отрывисто | Крещендо Фортиссимо Стаккато Аккорд |
Подведение итогов, награждение победителей и участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ИГРА «ЛАБИРИНТ» В 6 КЛАССЕ
УРОК ИГРА «ЛАБИРИНТ» В 6 КЛАССЕТЕМА УРОКА: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»ЦЕЛЬ:ПРОВЕРКА УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ПРАВИЛ, ЗАКОНОВ И УМЕ...
Психологическая игра « Лабиринт»
Психологическая игра «Лабиринт» не только интересна, но и полезна занимающимся. Она способствует развитию воображения, концентрации внимания, взаимопониманию между партнерами. В игре применяется...
В лабиринтах русского ударения
Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Правильная постановка ударе...
Урок - игра "Лабиринт"
Урок проводится в виде игры. На каждом этапе игры ученику надо решать задачу определнного типа. Путь по Лабиринту каждый ученик определяет самостоятельно, выбирая оптимальный для себя уровень сложност...
ВИКТОРИНА "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ"
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ, КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ НАШИМ "ТРУДНЫМ ДЕТЯМ"...
Мистический лабиринт «Здоровый образ жизни»
Внеклассное мероприятие с целью повторения изученного материала по теме «Здоровый образ жизни» и закрепления лексических, орфографических и грамматических навыков....
Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"
Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...