Знакомство с культурой и элементами бытовых танцев 18-19 века: полонез
план-конспект на тему

Дёшина Инна Николаевна

Конспект занятия по историко-бытовому танцу в группе 4-го года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razuchivanie_elementov_i_figur_tantsa_polonez_moy.docx53.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

Красненского района Белгородской области

Конспект занятия в группе 4-го г.о. хореографической студии «Дина-Данс»

Тема занятия: «Знакомство с культурой и элементами бытовых танцев 18-19 века: полонез».

                                                                           Подготовила и провела

                                                                               педагог дополнительного

                                                                                образования Дешина И.Н.

Красное-2017

Тема: «Знакомство с культурой и элементами бытовых танцев 18-19 века: полонез».

Цель: разучивание основного шага «Полонеза» и его фигур.

Задачи:

1)      образовательная: разучить основной шаг «Полонеза» и его фигуры; 

2)      развивающая: развивать творческие способности обучающихся, совершенствование исполнительского мастерства;

3)      воспитательная: воспитание у детей эстетического вкуса, прививание любви к историко-бытовому танцу.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.    Оргмомент. Поклон.

2.    Разминка.

       Разминка – необходимый элемент урока, т. к. идет подготовка корпуса к нагрузке (разогрев мышц). Немаловажным является и так называемый лечебный эффект. В результате регулярных занятий создается мышечный корсет, и исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие.

       В результате активной работы, растяжки мышц спины (стрейч) и брюшного пресса происходит своеобразный массаж внутренних органов, организм укрепляется, ребенок меньше болеет.

Движения разминки:

 «плие» - приседание;

 «гранд – батман тандю»

 «релеве» (поднятие на пальцах)

ходы:

- по диагонали;

- простой;

прыжки.

3.     Сообщение темы.

4.     Вводная беседа   об истории возникновения танца полонез.

       Историко-бытовыми считаются танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения. Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю.

        В прошлые века одной из основных форм развлечений знати были балы и маскарады в форме балов. Естественно, эти танцы были скорее показом мод, демонстрацией богатства и положения знати, чем танцем.

       Бал - (от лат. ballare - танцевать и франц. bal), большой танцевальный вечер.

       В конце XVIII - начале XIX в. танцевальная культура становится важнейшей составляющей светской жизни, а балы - непременным атрибутом дворянского быта. Танец был обязательным предметом в различных учебных заведениях.

        В ту пору в просвященной Европе танцевали повсюду и так много, что можно предположить, что не было вообще никакого дела, как только танцы во все часы дня и ночи. Различались балы официально-придворные, общественные, семейные. Ради бала шили самые модные наряды, приглашали самых известных музыкантов и организовывали пышные ужины, из-за него перестраивали весь распорядок дня.

       Открывался бал полонезом.

  Полонез (франц. polonaise, от polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.

       С 16 в. стал придворным танцем во Франции и др. европейских странах. В Российской империи полонез исполнялся с нач.18 в., с него начинались ассамблеи Петра I. Этим танцем открывался любой бал. По сути своей это было торжественное шествие, в котором принимали участие все прибывшие, даже если потом они весь бал проводили за карточным столом. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй — хозяйка с самым именитым гостем. Если на балу присутствовал Император, то полонез открывал он с хозяйкой дома, а второй парой шел хозяин с Императрицей. Первая пара задавала фигуры, остальные повторяли их. Количество фигур не было ограничено. Их можно было придумывать прямо по ходу танца. Сам танец мог продолжаться около часа.

     Музыкальный размер танца — ¾. 
     

     Кавалер ведет даму правой рукой.  Исходное положение: танец начинает первая пара, проходя по кругу, в то время как за ней пристраиваются остальные пары, образуя колонну.  Между парами должно держаться равномерное расстояние (80-100 см). 

      Хореографы используют для постановок полонезы, написанные Ф. Шопеном, К. Крупиньским, М.И. Глинкой, П.И.Чайковским, Н.А.Римским-Корсаковым.

       Торжественное шествие полонеза может открывать практически любое праздничное действие.

      Исходное положение: ноги в первой позиции, правая рука кавалера поддерживает левую руку дамы на уровне груди, левая рука кавалера полусогнута за спиной, дама в свободной руке держит веер (она может поддерживать этой рукой платье,приложение 1).

Шаг полонеза: один такт — три шага с легким и неглубоким приседанием на третью долю (размер 3/4).

5.     Разучивание основного шага.

Па полонеза.

(Музыкальный размер ¾).

Движение занимает один такт.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди. Рки в учебном положении.

На «раз» шаг вперед правой ногой на низких полупальцах.

На «два» шаг вперед левой ногой на низких полупальцах.

На «три» снова шаг вперед правой ногой, опускаясь на всю стопу в небольшое pliе. Левая нога проводится через I позицию вперед.

Движение сначала следует разучивать, переступая на месте, и только потом – передвигаясь по кругу. Шаги должны быть небольшие, pliе плавное, без резкого опускания вниз. Надо следить, чтобы учащиеся не шаркали ногами по полу, чтобы корпус не «отставал» от ног, не наклонялся в стороны. Движение вперед должно быть торжественным: не вялым, но и без лишней суеты.

Па полонеза по кругу в парах.

Этот простейший пример, доступный учащимся в самом начале обучения, рассчитан на шестнадцать тактов и два такта вступления.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди. Учащиеся стоят в парах по кругу, лицом по линии танца. Мальчик слева от девочки. Корпус танцующих немного повернут друг к другу, голова поднята, взгляд друг на друга. Руки в учебном положении.

Вступление.

1-й такт. Мальчик округлым движением через 1-ю позицию подает правую руку девочке, смотря на нее.

2-й такт. Девочка, глядя на мальчика, подает ему левую руку, начиная движение от локтя и заканчивая кистью. Правая рука мальчика и левая рука девочки соединены, они не должны подниматься выше уровня 1 позиции, локти рядом, кисть девочки находится сверху. Свободные руки – в учебном положении. Это положение сохраняется на протяжении всего танца (рис. 5). Учащиеся двигаются по кругу, соблюдая ровные интервалы, и заканчивают полонез исходным положении.C:\Users\Рифей\Desktop\Танцы\рис.7.jpg

Рис. 5

6.     Разучивание фигур танца:

Фигуры полонеза 


Променад (фр. promenade). Пары движутся основным шагом по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой. 

Колонна. Дойдя до центра конца зала, первая пара поворачивает налево (в начало зала) и продолжает движение по диаметру круга. Все продолжают движение вслед за первой парой и постепенно выстраиваются в колонну.

Поперечина, траверсе (фр. la traverse), прочёс. Пары выстроены в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга. Колонны идут навстречу друг другу по кругу. Когда пары встречаются, то кавалеры «левой линии» пропускают между собой и своими дамами дам другой «линии», а кавалеры «правой линии» пропускают между собой и своими дамами дам «левой линии». Получается своеобразная «расчёска» или «решётка». В конце фигуры пары соединяются, продолжая идти по кругу. 
 Линии (четвёрки), колонна в 2 пары. Выполняются после расхода пар на две колонны из головы зала, когда пары возвращаются в хвост колонны по двум сторонам круга, продолжительность — 4 такта. Кавалер первой пары, дойдя до центра «хвоста» зала и поравнявшись с дамой второй пары, подает ей руку. Образовавшаяся четвёрка продолжает движение в голову зала по диаметру круга, при этом танцующие пошире расходятся друг от друга. Остальные пары таким же образом образуют четверки и следуют за ними. 
 Линии (восьмёрки), колонна в 4 пары. Первые 4 пары образуют первую линию колонны, вторые 4 пары - вторую линию и т.д. 
Фонтан (фр. la fontaine). Пары выстроены в колонну в начале зала. Кавалер первой пары поворачивается налево и идёт по полукругу в конец зала. Дама первой пары идёт направо по полукругу в конец зала. Остальные пары доходят до места, где разошлась первая пара и только после этого расходятся — в том же порядке, что и первая пара. 
 Фонтан парами. Дойдя до стены (далее стена где расходятся), первая пара идет направо, вторая налево, третья направо, четвертая налево и т.д. Пары обходят зал, встречаются у противоположной стены (далее стена где сходятся), и снова перестраиваются в единую колонну в прежнем порядке 
Приветствие. Начинается также как «Фонтан», но в конце зала пары не соединяются, а линии дам и кавалеров проходят мимо друг друга: кавалеры по внешнему кругу, дамы по внутреннему. У точки, где пары расходились, линии вновь проходят друг мимо друга, кавалеры по внешнему кругу, дамы по внутреннему, снова доходят до конца зала, где соединяются в пары. Когда кавалер и дама одной пары проходят друг мимо друга, они приветствуют друг друга кивком. 
Веер (фр. éventail). Обычно эта фигура выполняется после «фонтана». Кавалеры идут по полукругу в конец зала слева (если смотреть в начало зала), их дамы идут параллельно им по полукругу справа (партнеры идут не вместе). Когда кавалер встречает свою даму, он предлагает ей руку, и пары расходятся следующим образом: нечётные пары идут в правый угол начала зала, а чётные — в левый угол начала зала. Дойдя до соответствующего угла зала, пары поворачивают и возвращаются в конец зала по своему полукругу. 
Расхождение. Выполняется аналогично «вееру». Первая пара колонны доходит до головы зала и возвращается в хвост зала по правой стороне круга, следующая доходит до её места и затем идет по левой стороне и т. д. (нечётные пары по правой стороне, чётные по левой). Каждая пара «уходит» назад только на начало следующего такта (то есть на счёт «раз»). 
Две шеренги (две колонны). Кавалер и дама первой пары кланяются друг другу и на один полонезный шаг расходятся в стороны и встают лицом друг к другу. Вторая пара проходит между ними и расходится также. Далее все следующие пары. Когда все перестроились в две линии, кавалер первой пары подает своей даме руку и проходит между линиями, далее то же делает кавалер второй пары (после того, как мимо него прошла первая пара), и так далее, пока колонна не восстановится. 
Звёздочки. Выполняются за 8 тактов. Пары располагаются в двух колоннах параллельно друг другу, при этом чётные пары догоняют находящиеся впереди нечётные, а нечётные, наоборот, отстают (разбиваясь, таким образом, по четыре человека). На первый счёт дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо, поднимая правую руку, дама второй пары — через левое, также поднимая правую руку. Все четверо соединяют прямые правые руки в центре круга, при этом руки дам лежат сверху рук кавалеров. Далее звёздочка движется по кругу по часовой стрелке обычным шагом полонеза (на первые четыре такта проходят первый полный круг, на вторые четыре такта — второй полный круг). В конце восьмого такта руки размыкаются, дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо в исходное положение. 
Шен или шент, цепочка (фр. la chaine). Выполняется за 8 тактов. Кавалеры располагаются в кругу лицом по обычному направлению движения, их дамы лицом к ним (соответственно, кавалеры стоят левой рукой в центр круга, дамы — правой рукой в центр круга). Движение выполняется обычным шагом полонеза. Кавалер делает шаг по кругу, встречается со своей дамой правыми руками и правыми плечами, на следующий шаг со следующей дамой соответственно левыми руками и левыми плечами (при каждой встрече партнёры слегка кланяются друг другу). Дойдя до своей дамы, кавалер подает ей руку, пара разворачивается по ходу танца (возможны варианты). 
Гирлянды. Похоже на Шен. Все выстраиваются в цепочку, цепочка замыкается в круг, все останавливаются. На первый полонезный шаг первая пара разворачивается лицом друг к другу. На второй это делают все остальные. За три такта, соответствующие следующему полонезному шагу, первый кавалер подает своей даме правую руку, она кладет на нее свою правую руку. За следующие три такта то же делают все остальные. На следующие три такта все меняются местами со своими партнерами и оказываются лицом с другими партнерами. Им подают левые руки. Далее на каждый полонезный шаг нужно поменяться со следующим партнером поочередно за правую и левую руки, пока не вернетесь к своему партнеру. 
Соло дам — 8 тактов: Пары располагаются по двумя линиями напротив друг друга. На первый такт дамы начинают движение к противоположному партнеру, при этом правая рука на кринолине слегка вынесена вперед, левая отведена назад. Поравнявшись с дамой пары визави правыми плечами, дама меняет руки и направление движения и, дойдя до кавалера пары визави (2 такта), обходит его против часовой стрелки (ещё 2 такта). При этом кавалер пары визави подает левую руку, правую держит за спиной дамы на уровне её талии, как будто прикрывая её сзади. Далее дамы таким же образом возвращаются к своим кавалерам (2 такта) и также их обходят (последние 2 такта). 
Коридор (выполняется после колонны): В начале очередной музыкальной фразы первая пара сходится и идёт обратно по «коридору» в «хвост» зала. За ней следуют остальные. (Обратите внимание, что дама в данном случае оказывается по левую руку.) В конце коридора первая пара поворачивает налево, вторая направо и т. д. и вновь идут к голове зала. На повороте в парах, поворачивающих налево, доворачивается дама так, чтобы встать по правую руку кавалера. В парах, поворачивающих налево, доворачивается кавалер. 
Обход дамы. Кавалеры стоят на месте (или становятся на одно колено) и подают даме правую руку, дама обходит за четыре основных шага вокруг кавалера против часовой стрелки. 
Крест. Пары движутся двумя колоннами по диагоналям зала. Центральную точку проходят поочерёдно - пара из первой колонны, затем пара из второй колонны и т.д. 
Лабиринт. Все танцующие выстраиваются в цепочку за первым кавалером, который ведет их, описывая разные фигуры (зигзаги, улитку и пр. — как подскажет фантазия). 
Змеиные линии. Все идут змейкой, и последние две пары, не размыкая между собой рук, отрываются от общего хвоста. Общая змейка проходит перед ними (сначала перед последней дамой, затем перед ее кавалером, перед второй дамой, ее кавалером), последние две пары снова отрываются, и так пока все не перестроятся в колонну по две пары. Тогда последняя дама ведет свою четверку змейкой между другими четверками и встает перед первой четверкой (дама перед дамой, кавалер перед кавалером), затем следующая дама ведет следующую четверку — и так пока не пройдут все. 
Все фигуры полонеза описать невозможно, т.к. этот танец во многом строится на импровизации первой пары. 

Полонез

Шаги в полонезе просты: на счет "раз" - с правой ноги шаг вперед, приседая на левой ноге, на счет "два" - с левой вперед (без приседания), на счет "три" - с правой вперед (без приседания). Следующий такт (1-2-3) тоже самое, но с левой ноги.
При поворотах (в парах и в тройках) следует помнить, что тот, кто находится "внутри" круга - делает маленькие шаги, тот кто "снаружи" - больше.

Пары выстраиваются в колонну (кавалер слева, дама справа).

1 проход. Пары проходят в голову зала, в конце расходятся (дамы - направо, кавалеры - налево).

2 проход. Вновь встречаясь в "хвосте" зала, дамы проходят перед кавалерами, продолжая движение по кругу. (Внимание! Именно по кругу, не надо "срезать" линию танца!) В голове зала (встречаясь с кавалерами) дамы продолжают идти по внутреннему кругу, кавалеры - им навстречу по внешнему.

3 проход. Пары вновь объединяются и идут в голову зала, где первая пара идет направо, вторая налево, третья направо и т.д.

4 проход. В хвосте зала каждые две пары объединяются и идут вперед. В голове зала левый кавалер уходит налево, остальная тройка - направо.

5 проход. Вновь образовавшаяся "четверка" доходит в голову зала, где правая дама уходит направо, остальные налево.

6 проход. "Четверка" проходит в голову зала и расходится попарно. Первая пара - направо, вторая - налево.

7 проход. Образуется колонна в одну пару (как в начале). Пары проходят в голову зала. Когда первая пара доходит до конца, дама и кавалер разворачиваются друг к другу и расходятся, чтобы образовался "коридор". Не дожидаясь, пока это сделает вся колонна, первая пара вновь сходится и идет обратно по "коридору". За ней остальные. В конце коридора первая пара поворачивает направо, вторая налево и т.д. и вновь идут к голове зала. Дойдя до конца, пара разворачивается лицом "внутрь зала" (кавалер занимает свое место и "доводит" даму). В результате образуются две колонны, стоящие лицом друг к другу, где чередуются кавалеры и дамы.

Поклон. Кавалер и дама поворачиваются друг к другу. Дама приседает в реверансе, кавалер кланяется. Затем они вновь поворачиваются внутрь колонны и кланяются (приседают в реверансе) партнеру напротив.

7.     Игра «Король».

В ходе игры идет отработка координационно-ритмических движений (прыжки, притопы, хлопки).

Игра «Шел король по лесу»

Дети становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения в соответствии с текстом:

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцесу, принцессу, принцессу,
("король" выбирает "принцессу" и надевает ей на голову "корону") 
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(все подпрыгивают)
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
(дрыгают ножками)
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
(хлопают руками)
Ножками потопаем, потопаем, потопаем,
(топают ногами)
Головкой покачаем,
(качают головами)
Сначала начинаем!
(девочка возвращается на свое место).
Шел король по лесу...
("король" выбирает новую "принцессу").

8.     Подведение итогов.

9.     Домашнее задание.

Девочки должны нарисовать бальное платье  XVIII века. Мальчики должны нарисовать транспорт того времени.

10.                          Поклон – прощание.

polonez


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИКО - БЫТОВОГО ТАНЦА "ЭСТЕТИКА БЫТОВОГО И САЛОННОГО ТАНЦА XVI - XIX в.в."

Данная разработка поможет преподавателям хореографии в подготовке теоретическогго и практического материала к уроку историко-бытового и бального танцев. В ней содержится план и ход урока,  кратко...

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

мастер-класс " уроки толерантности через знакомство с культурой страны изучаемого языка " с элементами ФГОС

Чтобы понять уникальность каждой нации, нужно знать ее историю, культуру, традиции и обычаи.Знакомство с биографией королевы Елизаветы, достопримечательностями и с необычными выражениями в английском ...

работа в мини- группах на занятии " Уроки толерантности через знакомство с культурой страны изучаемого языка" с элементами ФГОС

представляет собой страноведческий материал, который учащиеся изучили на уроке и представили другим группам. Там же предложены задания по самоконтролю...

План-конспект занятия с УМК «Знакомство с базовыми элементами современного танца с использованием фитнес оборудования: степ-платформы»

Цель: ознакомление с одним из новых направлений современной хореографии – хип-хоп на степ-платформе. Задачи: • образовательные: обучить базовым навыкам и умениям современного танца с использова...