Дополнительная общеобразовательная программа "Бокс"
рабочая программа по теме
Дополнительная общеобразовательная программа "Бокс" имеет физкультурно-спортивную направленность. Бокс - олимпийский вид спорта очень популярный в нашей стране. Занятия боксом, как и любым другим видом спорта, должны привить любовь к спорту, здоровому образу жизни и к урокам физкультуры в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_boks.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «№290
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ №290 Красносельского района Санкт-Петербурга)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом приказом №208-ОД от 01.09.2016 г.
ГБОУ СОШ №290 Директор ГБОУ СОШ №290
Решение от 31.08.2016 г. Никитина О.П. .
протокол № 15
М.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«БОКС»
Возраст учащихся: 11-17 лет
Срок реализации: 3 года
Авторы-составители: педагоги дополнительного образования
Давыдов Дмитрий Алексеевич
Федотов Роман Сергеевич
Санкт-Петербург
2016 г.
Пояснительная записка
Программа «Бокс» составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», от 13.01.93 №12- ФЗ и Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного Комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующим работу спортивных школ.
Программа «Бокс» имеет физкультурно-спортивную направленность. Она оформлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утверждённых на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Мин образования России 03.06.2003 года.
Таким образом, актуальность данной программы определяется ее острой востребованностью в современных условиях, необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей военной и профессиональной деятельности.
Бокс – один из самых популярных олимпийских видов спорта, является одним из направлений физической подготовки подрастающего поколения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в эффективной организации дополнительной физкультурно-оздоровительной работы в школе, в том числе и во внеурочное время, в условиях недостатка двигательной активности учащихся. Ведь именно систематические занятия физическими упражнениями способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма школьников, формируют у них разнообразные двигательные умения и навыки. Бокс – олимпийский вид спорта, очень популярен в нашей стране. Занятия боксом, как и любым другим видом спорта, должны привить любовь к спорту, здоровому образу жизни и к урокам физкультуры в школе.
Цель программы – овладение основами технико-тактических приемов в боксе. Повышение уровня общей физической подготовки.
Задачи, которые необходимо выполнить, для достижения поставленной цели:
- Обучающие:
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- овладение основами технических элементов и тактических приемов в боксе, приобретение необходимых знаний в области физической культуры, по истории развития бокса в России и за рубежом, по вопросам техники и тактики бокса;
- изучение правил игры бокса и порядок проведения соревнований.
Оздоровительные:
- гармоничное физическое развитие школьников;
- воспитание и развитие двигательных способностей (быстроты, ловкости, силы и выносливости, координации движений;
- повышение работоспособности, укрепление здоровья занимающихся и профилактика различных заболеваний.
Воспитательные:
- воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- воспитание нравственных и волевых качеств характера (смелость, настойчивость, упорство, терпение, воля и др.);
- воспитание позитивных межличностных отношений в коллективе, уважение к сопернику (поддержка, взаимовыручка, уважение, толерантность и др.).
Отличительной особенностью данной программы является:
- экономичность и доступность (не требуется дорогостоящий инвентарь, достаточно иметь перчатки ,бинты и капу);
- высокая эмоциональность;
- постоянная динамика изменения тактической ситуации;
- высокая эмоциональность участников соревнований;
- зрелищность для болельщиков.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Набор детей производится по заявлению родителей и допуску врача. В группы принимаются все желающие заниматься боксом и не имеющие медицинских противопоказаний в возрасте с 11 до 17 лет. При реализации программы проводятся мероприятия по предупреждению травм, соблюдаются меры безопасности.
Размеры и состояние оборудования мест занятий должно соответствовать требованиям правил соревнований и техники безопасности.
Срок реализации данной программы 3 года:
1 год- 144 часа
2 год – 144 часа
3 год- 144 часа
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Основной формой обучения является учебно-тренировочное занятие, которое выстраивается по следующему плану:
-Разминка;
-Теоретическая подготовка – это введение в историю бокса, в основные понятия бокса, правила соревнований по боксу, основы знаний и влиянии физических упражнений на организм и состояние здоровья занимающихся.
-Общая физическая подготовка – включает разновидности бега, прыжков, бросков, подтягивания, спортивные и подвижные игры, элементы других видов спорта; воспитание и развитие физических качеств производится по возрастам в соответствии с наиболее благоприятными возрастными зонами для развития отдельных физических качеств.
-Специальная физическая подготовка – решается специальными задачами, средствами, упражнениями в боксе. Сдача контрольных нормативов по специальной физической подготовке.
-Техническая подготовка – в каждом процессе двигательного навыка выделяется три процесса обучения двигательному действию: начальное, углублённое, закрепление и дальнейшее совершенствование.
Главными задачами Технической подготовки являются:
- достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, повышение их эффективности в соревновательных условиях.
- частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка.
Главные результаты обучения по Технической подготовке:
1 год обучения – умение выполнить технику двигательного действия в «грубой» форме
2 год обучения – довести первоначальное «грубое» владение до относительно совершенного
3 год обучения – совершенное владение техникой в соревновательных условиях. Так же включает контрольные нормативы по технической подготовке.
Тактическая подготовка юных спортсменов формируется в тесной связи с физической и психологической подготовкой. Тактическая подготовка как способность спортсмена вести борьбу с полной отдачей своих физических сил и психологических возможностей, морально-волевых качеств, которые воспитываются при правильной организации учебно- воспитательного процесса для достижения успехов в соревнованиях.
Контрольные нормативы
Учащиеся осваивают программу и сдают нормативы по общей физической подготовке, спортивной и технической подготовке.
Основные способы и формы работы с учащимися индивидуальные и также групповые, практические и теоретические. Занятия проводятся в спортивном зале и на улице.
- Фронтальная – наиболее часто используется в вводной и заключительной части при выполнении несложных двигательных действий. В этом случае преподаватель имеет возможность контролировать действия всех занимающихся.
- Поточная – при поточном способе занимающиеся, выполняют упражнения поочередно, применяется, когда необходимо обеспечить контроль за действиями каждого из них.
- Групповая – каждая группа выполняет отдельные задания; педагог одновременно осуществляет контроль за деятельностью всех групп, находясь при этом с группой, получившей самое сложное задание.
- Индивидуальная – применяется в целях устранения имеющихся недостатков или для углубленного освоения учебного материала.
- «Круговая тренировка» - один из наиболее эффективных способов организации деятельности юных спортсменов на занятиях, обеспечивающих высокую общую и моторную плотность. В «круговую тренировку» могут включаться упражнения, направленные на развитие специальных умений и навыков.
Ожидаемые результаты обучения:
К концу первого года обучения, занимающиеся должны:
- овладеть основами технических и тактических приемов в боксе;
- должны демонстрировать в бою и в специальных упражнениях владение ударной техникой и защитными действиями;
- должны показывать оптимальные результаты в тестировании двигательных способностей, соответствующие их возрастным нормам
К концу второго года обучения, занимающиеся должны:
- овладеть технико-тактическими знаниями;
- демонстрировать в бою и в специальных упражнениях более высокий уровень овладения техническими действиями;
- показывать оптимальные результаты в тестировании двигательных способностей, соответствующие их возрастным нормам;
- участвовать в соревнованиях.
К концу третьего года обучения, занимающиеся должны:
- демонстрировать в бою и в специальных упражнениях высокий уровень владения технико-тактическими элементами бокса;
- показывать стабильно высокие оптимальные результаты в тестировании двигательных способностей, соответствующие их возрастным нормам;
- показывать высокие результаты в соревнованиях;
Способами проверки знаний и умений являются:
- тестирование по теоретическому разделу;
- опрос по основным терминам в боксе;
- сдача контрольных нормативов;
- текущий контроль умений и навыков;
- промежуточный тематический контроль умений и навыков;
- итоговый контроль умений и навыков.
Основными критериями оценки работы учащихся являются качество и скорость овладения технико-тактическими элементами в боксе, уровень развития физических способностей, желание и уровень мотивации к тренировочным занятиям, дисциплина и поведение на тренировках, а также умение применять приобретенные умения и навыки в соревновательных условиях.
Формы подведения итогов реализации программы.
Организация внутри школьных турниров, участие в районных соревнованиях и товарищеских встречах, проведение тестирования уровня физических качеств и специальных умений и навыков, педагогическое наблюдение и анализ документов сдачи контрольных нормативов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№п/п | Наименование темы | Теория | Практика | Всего часов | ||
1 | Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Форма одежды боксёра. | 1 | 1 | 2 | ||
2 | История возникновения и развития бокса. | 1 | 1 | 2 | ||
3 | Размеры площадок и требования к инвентарю. | 1 | 1 | 2 | ||
4 | Школа бокса. | 1 | 1 | 2 | ||
5 | Первоначальные представления о тактике ведения боя. | 1 | 1 | 2 | ||
6 | Основные положения правил соревнований по боксу. | 1 | 1 | 2 | ||
7 | Общая физическая подготовка. | 64 | 64 | |||
8 | Специальная физическая подготовка. | 32 | 32 | |||
9 | Техническая подготовка. | 30 | 30 | |||
10 | Тактическая подготовка. | 4 | 4 | |||
11 | Итоговое занятие. Контрольные упражнения и соревнования | 1 | 1 | 2 | ||
Итого | 7 | 137 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММы 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Форма одежды боксёра.
Теория: Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда боксёра. Поведение на улице во время движения к месту занятий и во время учебно-тренировочного занятия. Техника безопасности на соревнованиях. Одежда и обувь боксёра. Особенности одежды при различных условиях погоды.
Практика: Обсуждение. Опрос.
2. История возникновения и развития бокса
Теория:Краткий исторический обзор развития бокса в России и за рубежом. Характеристика современного состояния бокса. Прикладное значение, особенности бокса.
Практика: Обсуждение. Опрос.
3.Размеры площадок и требования к инвентарю, правила бокса.
Теория: Размеры, вес и материал изготовления перчаток для бокса. Размеры ринга. Правила бокса.
Практика: Обсуждение. Опрос.
4. Школа бокса.
Теория: Боевая стойка. Перемещения и передвижения в боксе. Техника нанесения ударов и защитные действия.
Практика: Опрос.
5. Первоначальные представления о тактике ведения боя.
Теория: Стиль ведения боя. Особенности каждого из стилей ведения боя.
Практика: Обсуждение. Опрос.
6. Основные положения правил соревнований по боксу.
Теория: Виды соревнований и способы их проведения. Участники соревнований. Форма одежды. Капитан команды. Права и обязанности участников соревнований. Правила и порядок проведения боёв.
Практика: Обсуждение. Опрос.
7. Общая физическая подготовка
Практика: Основной упор в подготовке боксёров делается на развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости и координации движений. Средствами ОФП служат общеразвивающие упражнения различной направленности, укрепляющие опорно-мышечный аппарат, совершенствующие работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма школьника. В тренировку включаются занятия и другими видами спорта: легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, походами, что также способствует всесторонней физической подготовке и является основой для достижения высоких и стабильных результатов в боксе.
8. Специальная физическая подготовка
Практика: Специальная физическая подготовка отражает специфику бокса и направлена на воспитание тех физических качеств, которые играют главную роль в освоении техники и достижении высоких результатов специфических для боксёров: специальной выносливости, силовой выносливости, ловкости, и отличной координации движений. Средствами подготовки являются: бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности, бег с изменением скорости движения, стартовые ускорения, силовые комплексы и упражнения с амортизаторами для определенных групп мышц, различные прыжковые упражнения. Используются методы повторной, интервальной и круговой тренировки, а также работа по станциям.
9. Техническая подготовка
Практика: Обучение стойки, правильному нанесению ударов и выполнению защитных действий. Тренировка координация движения при ударе, защитных действиях, перемещениях и передвижениях.
10. Тактическая подготовка
Практика: Тактическая подготовка ведения боя в различных боевых ситуациях. Правильная подготовка атаки и расчёт времени начала атаки.
11. Итоговое занятие. Контрольные упражнения и соревнования
Теория: Ознакомление с нормативами, правилами выполнения тестов, анализ результатов.
Практика: Участие в течении года в 2 соревнованиях по ОФП и в 2-3 соревнованиях по боксу в своей возрастной группе.
Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности:
Бег 30 и 60 метров, прыжок с места, метание мяча в даль. Скакалка. Общая выносливость – бег на расстояние 800 метров (без учета времени). Сила – отжимание у мальчиков (от пола), у девочек (от гимнастической скамьи).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Форма занятий | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Форма для занятий. | Лекции. | Плакаты, карточки | Беседа, опрос |
2 | История развития бокса | Лекции, практические занятия | Карточки, плакаты, книги, видео | Беседа, опрос |
3 | Размеры площадок, требования к инвентарю и правила бокса. | Лекции, практические занятия | Карточки, плакаты, книги Бокс. | Беседа, опрос, выполнение заданий. |
4 | Школа бокса. | Лекции, практические занятия | видеоматериалы | Беседа, опрос |
5 | Первоначальные представления о тактике ведения боя. | Лекции, практические занятия | Карточки Спортивный инвентарь (перчатки, бинты, капа, лапы, мешки). | Беседа, опрос |
6 | Основные положения правил соревнований по боксу. | Лекции, просмотр соревнований. | Видеоматериалы | Беседа, опрос |
7 | Общая физическая подготовка. | Лекции, практические занятия | Спортивный инвентарь | выполнение нормативов |
8 | Специальная физическая подготовка. | Лекции, практические занятия | Спортивный инвентарь (гимнастические маты, скакалки, набивные мячи, гимнастические скамейки и др.) Перчатки, бинты, капа, мешки, лапы, гантели, набивные мячи. | выполнение нормативов |
9 | Техническая подготовка | Лекции, практические занятия | Лапы, перчатки, бинты. | выполнение нормативов |
10 | Тактическая подготовка | Лекции. | Видео, просмотр соревнований | Опрос |
11 | Итоговое занятие. Контрольные испытания и соревнования. | Сдача нормативов | Оборудованная площадка. Инвентарь. | Анализ итогов и динамики результатов |
Учебно-тематический план 2-го года обучения.
№п/п | Наименование темы | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Форма одежды боксёра. | 1 | 1 | 2 |
2 | История возникновения и развития бокса. | 1 | 1 | 2 |
3 | Размеры площадок и требования к инвентарю. | 1 | 1 | 2 |
4 | Школа бокса. | 2 | 2 | 4 |
5 | Первоначальные представления о тактике ведения боя. | 2 | 2 | 4 |
6 | Основные положения правил соревнований по боксу. | 2 | 2 | 4 |
7 | Общая физическая подготовка. | 50 | 50 | |
8 | Специальная физическая подготовка. | 34 | 34 | |
9 | Техническая подготовка. | 36 | 36 | |
10 | Тактическая подготовка. | 2 | 2 | 4 |
11 | Итоговое занятие. Контрольные упражнения и соревнования | 1 | 1 | 2 |
Итого | 12 | 132 | 144 |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Техника безопасности. Форма для занятий.
Теория: Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда боксёра. Поведение на улице во время движения к месту занятий и во время учебно-тренировочного занятия. Техника безопасности на соревнованиях. Одежда и обувь боксёра. Особенности одежды при различных условиях погоды.
Практика: Обсуждение. Опрос.
2.Характеристика современного состояния бокса.
Теория:Характеристика современного состояния бокса. Прикладное значение, особенности бокса. Соревнования в России и в мире.
Практика: Обсуждение. Опрос.
3. Размеры площадок и требования к инвентарю, правила бокса.
Теория: Размеры, вес и материал изготовления перчаток для бокса. Размеры ринга. Правила бокса.
Практика: Обсуждение. Опрос.
4. Школа бокса.
Теория:Боевая стойка. Перемещения и передвижения в боксе. Техника нанесения ударов и защитные действия.
Практика: Обсуждение. Опрос.
5. Первоначальные представления о тактике ведения боя.
Теория: Стиль ведения боя. Особенности каждого из стилей ведения боя.
Практика: Обсуждение. Опрос.
6. Основные положения правил соревнований по боксу.
Теория: Виды соревнований и способы их проведения. Участники соревнований. Форма одежды. Капитан команды. Права и обязанности участников соревнований. Правила и порядок проведения боёв.
Практика: Обсуждение. Опрос.
7. Общая физическая подготовка
Практика: Основной упор в подготовке боксёров делается на развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости и координации движений. Средствами ОФП служат общеразвивающие упражнения различной направленности, укрепляющие опорно-мышечный аппарат, совершенствующие работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма школьника. В тренировку включаются занятия и другими видами спорта: легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, походами, что также способствует всесторонней физической подготовке и является основой для достижения высоких и стабильных результатов в боксе.
8. Специальная физическая подготовка
Практика: Специальная физическая подготовка отражает специфику бокса и направлена на воспитание тех физических качеств, которые играют главную роль в освоении техники и достижении высоких результатов специфических для боксёров: специальной выносливости, силовой выносливости, ловкости, и отличной координации движений. Средствами подготовки являются: бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности, бег с изменением скорости движения, стартовые ускорения, силовые комплексы и упражнения с амортизаторами для определенных групп мышц, различные прыжковые упражнения. Используются методы повторной, интервальной и круговой тренировки, а также работа по станциям.
9. Техническая подготовка
Практика: Обучение стойки, правильному нанесению ударов и выполнению защитных действий. Тренировка координация движения при ударе, защитных действиях, перемещениях и передвижениях.
10. Тактическая подготовка
Теория: Беседа и просмотр документальных фильмов. Учебное пособие.
Практика: Тактическая подготовка ведения боя в различных боевых ситуациях. Правильная подготовка атаки и расчёт времени начала атаки.
11. Итоговое занятие. Контрольные упражнения и соревнования
Теория: Ознакомление с нормативами, правилами выполнения тестов, анализ результатов.
Практика: Участие в течении года в 2 соревнованиях по ОФП и в 2-3 соревнованиях по боксу в своей возрастной группе. Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности: Бег 30 и 60 метров, прыжок с места, метание мяча в даль. Скакалка. Общая выносливость – бег на расстояние 800 метров (без учета времени). Сила – отжимание у мальчиков (от пола), у девочек (от гимнастической скамьи).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Форма занятий | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Форма для занятий. | Лекции. | Плакаты, карточки | Беседа, опрос |
2 | История развития бокса | Лекции, практические занятия | Карточки, плакаты, книги, видео | Беседа, опрос |
3 | Размеры площадок, требования к инвентарю и правила бокса. | Лекции, практические занятия | Карточки, плакаты, книги Бокс. | Беседа, опрос, выполнение заданий. |
4 | Школа бокса. | Лекции, практические занятия | Видеоматериалы | Беседа, опрос |
5 | Первоначальные представления о тактике ведения боя. | Лекции, практические занятия | Карточки Спортивный инвентарь (перчатки, бинты, капа, лапы, мешки). | Беседа, опрос |
6 | Основные положения правил соревнований по боксу. | Лекции, просмотр соревнований. | Видеоматериалы | Беседа, опрос |
7 | Общая физическая подготовка. | Лекции, практические занятия | Спортивный инвентарь | выполнение нормативов |
8 | Специальная физическая подготовка. | Лекции, практические занятия | Спортивный инвентарь (гимнастические маты, скакалки, набивные мячи, гимнастические скамейки и др.) Перчатки, бинты, капа, мешки, лапы, гантели, набивные мячи. | выполнение нормативов |
9 | Техническая подготовка | Лекции, практические занятия | Лапы, перчатки, бинты. | выполнение нормативов |
10 | Тактическая подготовка | Лекции. | Видео, просмотр соревнований | опрос |
11 | Итоговое занятие. Контрольные испытания и соревнования. | Сдача нормативов | Оборудованная площадка. Инвентарь. | Анализ итогов и динамики результатов |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№п/п | Наименование темы | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Форма для занятий. | 1 | 1 | 2 |
2 | Характеристика современного состояния бокса. Международная классификация. | 1 | 1 | 2 |
3 | Термины бокса, техническая оснащенность. | 1 | 1 | 2 |
4 | Техника выполнения ударов и защитных действий. | 2 | 2 | 4 |
5 | Тактика в боксе. | 2 | 2 | 4 |
6 | Гигиена и режим дня при занятиях спортом. | 1 | 1 | 2 |
7 | Влияние занятий боксом на организм школьника. | 1 | 1 | 2 |
8 | Правила соревнований по боксу. | 1 | 1 | 2 |
9 | Общая физическая подготовка. | 36 | 36 | |
10 | Специальная физическая подготовка. | 34 | 34 | |
11 | Техническая подготовка. | 40 | 40 | |
12 | Тактическая подготовка. | 4 | 4 | 8 |
13 | Контрольные упражнения и соревнования. | 2 | 4 | 6 |
Итого | 16 | 128 | 144 |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Техника безопасности. Форма для занятий.
Теория: Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда боксёра. Поведение на улице во время движения к месту занятий и во время учебно-тренировочного занятия. Техника безопасности на соревнованиях. Одежда и обувь боксёра. Особенности одежды при различных условиях погоды.
Практика: Обсуждение. Опрос.
2.Характеристика современного состояния бокса. Международная классификация.
Теория: Характеристика современного состояния городошного бокса. Международная классификация.Условия выполнения и порядок присвоения спортивных разрядов. Юношеские разряды. Соревнования различных уровней и рангов. Личные, командные, лично-командные соревнования. Хроника соревнований в России и в мире.
Практика: Обсуждение. Опрос.
3. Термины бокса, техническая оснащенность
Теория: Бокс. Апперкот. Хук. Свинг. Темповик. Игровик. Челнок. Раунд. Гонг. Рефери. Секундант. Тайминг.
Практика: Обсуждение. Опрос.
4. Техника выполнения ударов и защитных действий.
Теория: Стойка. Нанесение прямых ударов из стойки. Защитные действия.
Практика:
Классический левый прямой может выполняться как в виде челнока, так и в виде джеба. Кстати, с английского jab переводится как тычок. Перед выполнением удара вес тела боксера должен располагаться преимущественно на задней ноге. Собственно, такую же схему предполагает и классическая стойка. То есть, в левосторонней, в которой стоит правша (левыми плечом и ногой вперед), основная нагрузка приходится на заднюю правую ногу.
Подробнее о стойках мы поговорим в другой статье. Чем в большей степени вес тела перенесен на заднюю ногу, тем больше она отвечает за первоначальный импульс удара. Таким образом, здесь должна быть выбрана оптимальная позиция и баланс, ведь недостаточная степень задействования ноги уменьшит силу удара (потому как останутся лишь мышцы спины и руки), а чрезмерный перегруз отразится на скорости и маневренности, а также приведет к преждевременной усталости этой ноги.
Работа в челноке подразумевает прыжковое смещение вперед, а после нанесения удара – обратный отскок. Движения руки и всего тела производятся в правильном соответствии с движениями ног. В идеале пиковое положение руки (фаза полного ее выпрямления) должно приходиться на момент касания передней ногой поверхности пола. Так будет обеспечена максимальная масса, которую вы вкладываете в удар.
Правый прямой в боксе – совершенно различный с левым удар. Их технику объединяет разве что необходимость заворачивания кулака в крайней точке и перенос веса тела с задней ноги на переднюю. И то, с ногами не все так просто.
Итак, спортсмен стоит в стойке, большая часть веса тела на задней ноге. Правый кулак у подбородка, плечо максимально расслаблено. Первое движение начинается с резкого приставления правой ноги ближе к левой, с выворачиванием пятки наружу. Давайте представим, что все движение – это волна энергии, идущей по телу снизу вверх. Следует сразу сказать, что чем такая волна длиннее, тем больше у нее шансов набрать максимальную инерционную массу в конечной точке. Но это если все будет сделано правильно.
Техника защиты в боксе — важнейший раздел подготовки боксера. Уровень технического мастерства боксера определяется широким набором вариантов ударов, то уровень боеспособности боксера определяется именно арсеналом защитных действий.
Защиты используются для того, чтобы:
- надежно защищать от удара уязвимые места тела;
- выбирать необходимый момент и организовывать свои действия для перехода от защиты к контратаке и атаке.
В основе защитных действий лежат следующие факторы, которые необходимо отрабатывать на тренировках:
- Умение прогнозировать нападающие действия соперника, предугадывая их развитие, а также способы, которыми может быть реализована собственная атака.
- Умение определять действия соперника организацией противодействия, используя различные защитные приемы;
Существуют следующие защитные приемы:
- защита руками, направленная на нейтрализацию ударных действий. При этом используются контрудары, подставки, отбивы, блоки;
- защита туловищем. При этом используются уклон, нырок;
- защита ногами, направленная на устранение контакта с соперником путем отхода и увеличения дистанции.
Защитные приемы выполняются в боевой стойке, необходимым условием которой является сохранение устойчивого равновесия и положения боеготовности для выполнения встречных и ответных ударов.
5. Тактика в боксе.
Теория: Тактика ведения боя. Ведение боя в разных стилях.
Практика: Тактика ведения боя в боксе основной момент. У каждого боксёра свой стиль ведения боя. Каждому стилю подходит определённый тактический рисунок. Есть боксёры темповики (атакующий стиль ведения боя, высокий темп, прессинг и напор),а есть боксёры игровики (стиль основан на действиях от обороны, обыграть соперника и набирать очки). Бокс это борьба стилей и характеров. Но есть боксёры, которые умеют менять тактический рисунок ведения боя в зависимости от сложившейся ситуации.
6. Гигиена и режим дня при занятиях спортом
Теория: Личная гигиена юного спортсмена. Уход за кожей, волосами, полостью рта, ногами. Гигиена отдыха и сна. Гигиена спортивной одежды и обуви. Понятие о наиболее распространенных заболеваниях. Профилактика. Противопоказания к занятиям спортом. Режим дня. Утренняя зарядка, тренировка. Режим питания. Рациональное чередование отдыха с учебой и занятиями спортом.
Практика: Обсуждение. Опрос.
7.Влияние занятий боксом на организм школьника
Теория: Влияние занятий боксом на организм школьника. Осанка. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Закаливание организма. Самоконтроль в процессе занятий спортом.
Практика: Обсуждение. Опрос.
8. Правила соревнований по боксу.
Теория: Виды соревнований и способы их проведения. Участники соревнований. Личные, командные и лично-командные соревнования. Знакомство с правилами соревнований.
Практика: Приобретение навыков в организации и судействе соревнований, разбор соревнований, судейских ошибок.Зачет по правилам судейства.
9. Общая физическая подготовка
Практика:Средствами ОФП служат общеразвивающие упражнения: бег, прыжки, метания, упражнения направленные на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепления мышц и связок, совершенствования координации движений, развитие глазомера. Занятия подвижными и спортивными играми, включение элементов из других видов спорта также способствуют всесторонней физической подготовке и являются основой для достижения высоких и стабильных результатов в боксе. Используются методы повторной, интервальной, круговой тренировки.
10. Специальная физическая подготовка
Практика: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств, специфических для боксёров: специальной выносливости, силовой выносливости, сообразительности, координации движений. Используются методы интервальной, повторной, круговой тренировок с силовыми отягощениями и без них, прыжки различными способами на одной и двух ногах: на месте, в движении, в длину и в глубину. Широко используются упражнения с амортизаторами для имитации техники ударов. Тренировки по станциям с индивидуальными заданиями.
11. Техническая подготовка
Практика: Обучение боевой стойке. Нанесению ударов из стойки и в движении. Защитные действия. Перемещения и передвижения. Довести технику до относительного совершенства.
12.Тактическая подготовка
Теория: Анализ наблюдений на соревнованиях. Особенности судейства и организации различных соревнований.
Практика: Выступления на соревнованиях со сбивающим фактором, умение творческого самостоятельного решения определенных тактических задач.
13. Итоговое занятие. Контрольные упражнения и соревнования
Теория: Ознакомление с нормативами, правилами выполнения тестов, анализ роста результатов.
Практика: Участие в течении года в 3-4 соревнованиях по ОФП и в 4-6 соревнованиях по боксу в своей возрастной группе. Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности: Бег 60, 100 метров, прыжок в длину с места, прыжок в высоту, броски набивного мяча. Выносливость–бег на расстояние 1000 метров (без учета времени)
Сила – подтягивания в висе-мальчики, в висе лежа- девочки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Форма занятий | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Форма для занятий. | лекции | плакаты, карточки | беседа, опрос |
2 | Характеристика современного состояния бокса. Международная классификация. | лекции | карточки, плакаты, книги, видео | беседа, опрос |
3 | Термины бокса, техническая оснащенность. | лекции | карточки, плакаты, книги, спортивный инвентарь. | беседа, опрос. |
4 | Техника выполнения ударов и защитных действий. | лекции, практические занятия | Видеоматериалы | беседа, опрос |
5 | Тактика в боксе. | лекции, практические занятия | карточки, спортивный инвентарь, работа в парах. | беседа, опрос |
6 | Гигиена и режим дня при занятиях спортом. | лекция | карточки, книги | беседа, опрос |
7 | Влияние занятий боксом на организм школьника. | лекция | видеоматериалы | беседа, опрос |
8 | Правила соревнований по боксу. | лекции, просмотр соревнований | видеоматериалы | беседа, опрос |
9 | Общая физическая подготовка. | практические занятия | спортивный инвентарь | выполнение нормативов |
10 | Специальная физическая подготовка. | практические занятия | спортивный инвентарь (гимнастические маты, скакалки, набивные мячи, гимнастические скамейки и др.). Перчатки, лапы, бинты, мешок, лапы. | выполнение нормативов |
11 | Техническая подготовка | лекции, практические занятия | Перчатки, бинты, лапы. | опрос, выполнение нормативов |
12 | Тактическая подготовка | лекции, практические занятия | видео, просмотр соревнований | опрос |
13 | Контрольные испытания и соревнования | сдача нормативов | оборудованная площадка, стадион, необходимый инвентарь | анализ итогов и динамики результатов |
Список литературы для учителя
- Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М., Просвещение, 1985.
- Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. М., Ф и С, 1991.
- Журналы «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка».
- Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: учебник для высших учебных заведений физической культуры. издание 8 Москва 2011
- Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977.-280 с.
- Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208с.
- Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев. Малаховка, 1999.
- Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев: Высшая школа, 1994.-352с.
- Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник для вузов физического воспитания и спорта.- Киев «Олимпийская литература», 1997.
- Система подготовки спортивного резерва / Под ред. ВТ. Никитушкина. - М., 1994. -320с.
- Станкин М И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М., Просвещение, 1987.
- Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.-255с.
- Хрущев СВ., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.: Физкультура и спорт, 1982.-157с.
- Под общей редакцией ВТ. Никитушкина. Система подготовки спортивного резерва. М. - 1994.
Список литературы для обучающихся:
- Алексеев А.В. Себя преодолеть. М., Ф и С, 1985.
- Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983.-75с.
- Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев: Здоровье, 1984. - 144с.
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Бокс»
на 2016-2017 учебный год
1. Продолжительность учебного года – 36 недель.
Начало занятий: 11.09.2016 г.
Окончание занятий: 25.05.2017 г.
2. Объем учебных часов дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы для групп 1, 2 и 3 годов обучения
Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы/направленность | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
«Бокс» Физкультурно-спортивная направленность | Количество часов по годам обучения | ||
144 | 144 | 144 | |
Режим работы по годам обучения | |||
2 раза в неделю по 2 часа | 2 раза в неделю по 2 часа | 2 раза в неделю по 2 часа | |
Количество часов в неделю | |||
4 | 4 | 4 | |
Количество учебных дней | |||
72 | 72 | 72 | |
Продолжительность учебного часа 45 минут |
3. Промежуточный и итоговый контроль/аттестация освоения учащимися дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы:
- Текущая диагностика и контроль – декабрь
- Итоговая диагностика и контроль – апрель-май
Формы проведения диагностики и контроля определены дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой.
4.Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по утвержденному расписанию или по временному расписанию, составленному на период каникул, в форме работы творческих групп, экскурсий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...