Дополнительная общеобразовательная программа «Модульное оригами»
рабочая программа на тему
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также мной были рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Программы, рассмотренные мной, отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация).
«Модульное оригами» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazova_programma_modulnoe_origami.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказова О.Ф. Программа
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Большеуковского муниципального района Омской области
«Центр развития творчества детей и юношества»
Рассмотрено Утверждаю:
На заседании педагогического совета Директор И.Ф. Карнаухова
Протокол № 3 от 03.09.2015 г
Дополнительная общеобразовательная
программа
«Модульное оригами»
Срок реализации: 2 года.
Возраст обучающихся: 9 -11 лет.
Составитель: педагог
дополнительного образования
О.Ф. Рассказова
Большие Уки – 2017
1. Пояснительная записка
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также мной были рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Программы, рассмотренные мной, отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация).
«Модульное оригами» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель данной программы — развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки, интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Задачи:
Обучающие:
• формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
• отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
• осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
• формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
• развивать аналитическое мышление и самоанализ;
• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
• развивать психометрические качества личности.
Воспитательные:
• формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
• создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Отличительная особенность программы состоит в том, что, в процессе работы по программе «Модульное оригами», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Такой характер творчества заставляет педагога сознательно объединять в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая педагогические подходы, раскрывая в творческой деятельности свои специфические признаки педагогической целесообразности и значимости (таб. 1).
Таблица 1
№ | Признаки | Характерные особенности деятельности |
Современность | Отсутствие четких канонов. Многообразие используемых технологий. Возможность самовыражения с использованием доступных средств. | |
Доступность | Экономичность и доступность материала. Отсутствие возрастных ограничений. Возможность создания разновозрастных групп. | |
Разноплановость | Возможность создания различных изделий, воссоздание производственных моделей и технологических процессов. Разноплановость применения изготовленных изделий (подарки, костюмы, сюрпризы, наглядные пособия, декоративное оформление и др.). | |
Индивидуальность | Это особое состояние в изображении действительности, и здесь у каждого предмета свой реальный мир, который имеет собственное применение и неповторимый (авторский) подход. | |
Социализация | Возможность самовыражения личности, решение финансово-экономических проблем, коммуникативное общение среди людей, занятых общим делом. |
Курс «Модульное оригами» рассчитан на два года обучения. Занятия первого года обучения согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа, занятия второго года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость групп 15 человек. Программа адресована детям 7–11 лет.
В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их. У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.
Ведущее место занимает образная память, логическая память слабая. Внимание непроизвольное, концентрация может быть продолжительной, если ребенку интересна деятельность, которую он выполняет. Ребенка необходимо заинтересовать, создавая успешную атмосферу подачи учебного материала.
Младший школьный возраст — это период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги — ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
Ожидаемые результаты:
В конце первого года дети должны овладеть:
– практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;
– уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
– работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.
В конце второго года обучения дети должны:
– уметь четко работать с инструментами;
– уметь читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики,
– уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики,
– уметь эстетично оформить творческую работу;
– уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.
Мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка (таб. 2).
Таблица 2
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
Параметры | Критерии |
Образовательные результаты | Освоение детьми содержания образования 1. Разнообразие умений и навыков. 2. Глубина и широта знаний по предмету. Детские практические и творческие достижения. 3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб). 5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание). |
Эффективность воспитательных воздействий | 1. Культура поведения ребенка. 2. Характер отношений в коллективе. |
Социально-педагогические результаты | 1. Забота о здоровье. |
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.
Форма фиксации образовательных результатов (таб. 3).
Таблица 3
Образовательные результаты
Ф.И. возраст | Стартовый (Сентябрь, октябрь, ноябрь) | Промежуточный (декабрь, январь, февраль) | Итоговый (март, апрель, май) | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
1. Культура поведения ребенка
Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Форма фиксации результатов воспитательных воздействий (таб. 4).
Таблица 4
Эффективность воспитательных воздействий
Ф.И. возраст | Стартовый (сентябрь, октябрь, ноябрь) | Промежуточный (декабрь, январь, февраль) | Итоговый (март, апрель, май) | |||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Забота о здоровье
Высокий уровень (3 балла): ребенок с определенной долей ответственности выполняет физ. минутки, гимнастику, следит за своим физическим состоянием.
Средний (2 балла): ребенок следит за своим физическим состоянием, но физ. минутки, гимнастику выполняет не ответственно.
Низкий (1 балл): воспитанник выполняет физ. минутки, гимнастику только под нажимом педагога.
Форма фиксации социально-педагогических результатов (таб. 5).
Таблица 5
Социально-педагогические результаты
Ф.И. возраст | Стартовый сентябрь, октябрь, ноябрь | Промежуточный декабрь, январь, февраль | Итоговый март, апрель, май |
2.Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | тема | Всего часов | Количество часов | ||
теория | практика | ||||
l. | Модульное оригами | 110 | 25 | 85 | |
1. | История развития техники модульное оригами. | 2 | 2 | - | |
2. | Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. | 2 | 2 | - | |
3. | Правила техники безопасности. | 2 | 2 | - | |
4. | Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». | 4 | 1 | 3 | |
5. | Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. | 2 | 2 | - | |
6. | Композиция «Пчела». | 6 | 1 | 5 | |
7. | Композиция «Заяц». | 6 | 1 | 5 | |
8. | Композиция «Лебедь». | 8 | 1 | 7 | |
9. | Композиция «Цветущий кактус». | 10 | 2 | 8 | |
10. | Композиция «Дед Мороз». | 6 | 2 | 4 | |
11. | Композиция «Снеговик». | 4 | 1 | 3 | |
12. | Новогодние снежинки. | 6 | 2 | 4 | |
13. | Композиция «Котёнок». | 8 | 1 | 7 | |
14. | Композиция «Сова». | 10 | 1 | 9 | |
15. | Композиция «Лиса». | 8 | 1 | 7 | |
16. | Композиция «Лесовичок». | 6 | 1 | 5 | |
17. | Композиция «Казак и казачка». | 10 | 1 | 9 | |
18. | Композиция «Букет цветов для мамы». | 8 | 1 | 7 | |
19. | Выставка творческих работ | 2 | - | 2 | |
ll. | Аппликация | 34 | 6 | 28 | |
20. | История возникновения техники аппликации. | 2 | 2 | - | |
21. | Работа по трафарету, способы скрепления деталей. | 2 | 1 | 1 | |
22. | Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. | 2 | - | 2 | |
23. | Аппликация «Аквариум». | 4 | 1 | 3 | |
24. | Аппликация «Космос». | 4 | - | 4 | |
25. | Аппликация «Цветы». | 4 | - | 4 | |
26. | Полуобъёмная аппликация. Виды. Приёмы крепления деталей. | 2 | 2 | - | |
27. | Аппликация «Маки». | 4 | - | 4 | |
28. | Аппликация «Букет цветов». | 4 | - | 4 | |
29. | Аппликация «Цветущая ветка». | 2 | - | 2 | |
30. | Аппликация «Цветы и бабочки». | 4 | - | 4 | |
Итого: | 144 | 31 | 113 |
Учебно-тематический план второго года обучения
№п/п | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теория | практика | |||
l. | Квилинг | 46 | 6 | 40 |
1. | История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. | 2 | 2 | - |
2. | Правила работы с бумагой в технике квилинга. | 2 | - | 2 |
3. | Композиция фрукты. | 4 | 1 | 3 |
4. | Композиция «Ангелы». | 4 | - | 4 |
5. | Композиция «Цветы и бабочки». | 6 | 1 | 5 |
6. | Композиция «Снежинки». | 6 | - | 6 |
7. | Композиция «Подсолнухи». | 12 | 1 | 11 |
8. | Объёмная композиция «Поросёнок». | 10 | 1 | 9 |
ll. | Объёмное торцевание бумагой. | 42 | 7 | 35 |
9. | История возникновения техники. Приёмы работы. Материалы и инструменты. | 2 | 2 | - |
10. | Композиция «Цветущий кактус». | 10 | 1 | 9 |
11. | Композиция «Снеговик». | 8 | 1 | 7 |
12. | Композиция «Тигрёнок». | 8 | 1 | 7 |
13. | Композиция «Георгины». | 4 | 1 | 3 |
14. | Изготовление панно. Самостоятельная работа. | 10 | 1 | 9 |
lll. | Объёмное конструирование из бумаги. | 18 | 5 | 13 |
15. | Материалы и инструменты. Приёмы работы. | 2 | 2 | - |
16. | Игольчатая астра. Букет. | 6 | 1 | 5 |
17. | Композиция «Я хочу, чтоб жили лебеди…». | 4 | 1 | 3 |
18. | Композиция «Букет гвоздик». | 6 | 1 | 5 |
lV. | Модульное оригами. | 94 | 13 | 81 |
19. | Радужный лебедь. | 8 | 2 | 6 |
20. | Птенчик. | 6 | 1 | 5 |
21. | Совёнок и пингвинёнок. | 6 | 1 | 5 |
22. | Бабочка. | 6 | 1 | 5 |
23. | Бычок. | 6 | 1 | 5 |
24. | Жар-птица. | 6 | 1 | 5 |
25. | Павлин. | 6 | 1 | 5 |
26. | Ваза с фуксиями. | 8 | 1 | 7 |
27. | Старинный замок. | 28 | 2 | 26 |
28. | Корабль удачи. | 14 | 2 | 12 |
V. | Бумагопластика | 16 | 5 | 11 |
30. | Изготовление изделий на основе шара. Виды кусудам. | 2 | 2 | - |
31. | История появления кусудам и их значение в японской культуре. | 2 | 2 | - |
32. | Приёмы складывания кусудам. | 2 | - | 2 |
33. | Цветочная кусудама. | 10 | 1 | 9 |
Итого: | 216 | 32 | 180 |
3. Содержание дополнительной образовательной программы
Первый год обучения.
Раздел I. Модульное оригами (110 часов).
Цель: формирование интереса к искусству оригами, развитие пространственного воображения, творческих способностей, памяти, внимательности и аккуратности.
Содержание: история развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы треугольник с элементами аппликации. Композиции «Пчела», «Заяц», «Лебедь», «Цветущий кактус», «Дед Мороз», «Снеговик», новогодние снежинки. Композиции: «Котёнок», «Сова», «Лиса», «Лесовичок», «Казак и казачка», «Букет цветов для мамы». Выставка творческих работ.
Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, соревнования, упражнения на разминку пальцев.
Раздел II. Аппликация (34ч).
Цель: ознакомление с разными видами аппликации, изучение построению многопредметных композиций.
Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические приёмы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппликации (сюжетная, декоративная, полуобъёмная, из бумажного шпагата).
Формы занятий: беседа, практическая работа – создание творческих работ на основе демонстрационного материала, просмотр серии мультипликационных фильмов «Сказки для детей». Коллективная работа – дети работают в парах.
Второй год обучения.
Раздел I. Квилинг (46ч)
Цель: ознакомление выполнению работ в технике «Квилинг».
Содержание: История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. Правила работы с бумагой в технике квилинг.
Формы занятий: беседа, демонстрация образцов, иллюстраций. Выставка работ.
Практическая работа: изготовление композиций: «Фрукты», «Ангелы», «Цветы и бабочки», «Снежинки», «Подсолнухи», объёмная композиция поросёнок».
Раздел II. Объёмное торцевание бумагой (42 ч)
Цель: научить выполнять объёмные и полуплоские композиции на основе свойств бумаги.
Содержание: история возникновения техники, приёмы работы, материалы и инструменты. Правильное использование инструментов.
Формы занятий: беседа с демонстрацией образцов, практическая работа, выставка детских работ.
Практическая работа: композиции «Цветущий кактус», «Снеговик», «Тигрёнок», «Георгины». Изготовление панно, самостоятельная работа.
Раздел III. Объёмное конструирование из бумаги (18ч).
Цель: научить изготовлению объёмных поделок из бумаги.
Формы занятий: беседы с демонстрацией, сравнительный анализ образцов, практическая работа.
Содержание: материалы и инструменты, приёмы работы.
Практическая работа:
Изготовление объёмной астры, композиции: «Я хочу, чтоб жили лебеди…», «Букет гвоздик».
Раздел IV. Модульное оригами. (94ч).
Цель: повторение основных приёмов складывания базовой детали – модульного треугольника, научить читать технологическую карту; расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед; учить читать схемы, ориентироваться в проблемных ситуациях.
Формы занятий: практическая работа, беседа, сравнительный анализ образцов работ первого и второго годов обучения, выставка работ воспитанников.
Содержание: повторение темы первого года обучения, выполнение более сложных работ.
Практическая работа: «Радужный лебедь», «Старинный замок», «Корабль удачи», «Жар птица», «Павлин».
Раздел V. Бумагопластика (16ч)
Цель: научить работать в технике «Бумагопластика», самостоятельно читать схемы. Развивать пространственное мышление. Учить аккуратно работать, чётко выполнять изделия по схеме, выучить новую технику бумагоскладывания «Кусудама».
Содержание: различные виды обработки сгибов картона. Некоторые геометрические понятия. Выполнение работ в новой технике «Кусудама». Виды кусудам. История появления кусудам и их значение в японской культуре. Приёмы складывания кусудам.
Формы занятий: упражнения на разминку пальцев, беседа с демонстрацией, повторение правил работы с острыми предметами, выставка детских работ практическая работа по обработке мягкого картона.
Практическая работа: Изготовление изделий на основе шара. Цветочная кусудама.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Первый год обучения.
В первый год обучения у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.
Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги.
Результатом обучения в первый год является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов при такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.
Второй год обучения.
Этот год характеризуется, прежде всего, повышением творческого потенциала ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Этот период характеризуется углубленным изучением тем «Оригами», «Бумагопластика». Изучение новой техники бумагоскладывания «Кусудама». Итогом работы второго года обучения является создание выставки детских творческих работ.
Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.
Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.
Наглядные пособия:
– стенды (правила техники безопасности; коллекция бумаги и др.);
– работы воспитанников;
– демонстрационные работы и образцы;
– схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);
– иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День Победы).
Видео-, аудио материалы:
– классические музыкальные произведения (П.И. Чайковский, М.И. Глинка и др.);
– музыкальные произведения и видеофильмы, посвященные военной и патриотической тематике;
– детские музыкальные произведения (песни);
– серия мультфильмов о приключении Незнайки (Ю. Бутырин, А. Людкевич — режиссеры), советские мультфильмы 70–80-х годов.
– дидактические фильмы из методической коллекции ГЦАТ «Перспектива» (темы «Оригами», «Материал — бумага», «Волшебные ножницы», «Аппликация»).
Дидактические материалы:
– игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена»; игра «Найди ошибку», «Ты придумай сам» и др.;
– викторина «Я сделал так», «Инструменты и материалы», «Зимние загадки» и др.;
– развивающие игры: «Волшебный круг», «Разминаем пальчики»;
– ребусы, загадки, шарады.
Литература для педагога:
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
4. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
6. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
7. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
8. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985.
9. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
10. Игры и развлечения: Книга 3. — М.: «Молодая гвардия», 1992.
11. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
12. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.
13. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
14. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
15. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
16. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
17. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
18. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
19. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М.: «Просвещение», 1978.
20. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. — М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 1998.
21. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.
22. Новотворцева Н.В. Дидактические материалы по развитию речи у дошкольников и младших школьников. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.
23. Павлов А.П. Загадки. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.
24. Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.
25. Цейтлин Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. — М.: «Просвещение», 1980.
26. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
Интернет ресурсы.
27. http://stranamasterov.ru
Литература для воспитанников:
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф Аким, 1999.
2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
7. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М., ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
8. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.
Интернет ресурсы.
9. http://stranamasterov.ru
Литература для родителей:
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
2. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. 3. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
Приложение 1
АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
детского объединения «Модульное оригами»
Проведение аттестации учащихся предполагает выявление результативности реализации образовательной программы, используемой в работе объединения. А также анализ образовательного процесса, определение успехов и устранение причин, препятствующих выполнению программы.
Цель аттестации: поэтапная оценка обучения, развития, и воспитания, учащихся объединения.
Задачи аттестации, учащихся объединения:
анализ теоретической подготовки учащихся в пределах знаний по образовательному предмету;
проверка практических умений и навыков учащихся в пределах образовательного предмета;
проверка степени сформированности навыков обращения с предметами, инструментами, моделями и наглядными схемами, и учебными пособиями;
выявление общего кругозора, работоспособности, уровня умений и навыков самостоятельной и творческой работы учащихся;
определение уровня аналитического, логического и художественного, мышления учащихся, знакомства со счётом и развитости их речи.
Принципы аттестации учащихся:
единство подходов к цели и поставленным задачам;
единство подходов к анализу и проверке при оценке результатов образовательного процесса, с другой стороны;
педагогическая обоснованность применяемых критериев, учёт возраста и индивидуальных особенностей учащихся, предпосылок и перспектив обучения в объединении;
сочетание требовательности, доброжелательности, разнообразия форм проведения и открытость результатов.
Основные требования к итоговой аттестации:
реализация образовательной программы детского объединения
«Модульное оригами»
соблюдение психологических и гигиенических требований, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
обсуждение проблем и дискуссии на занятиях;
выполнение правил техники безопасности и охраны труда;
проявление педагогом профессионального и педагогического мастерства;
ведение тетрадей и дневников учащимися;
наличие обратной связи «педагог-учащийся» и «педагог-родитель».
Критерии оценки аттестации учащихся:
посещаемость занятий;
отношение учащегося к занятиям и мероприятиям в течение года;
выполнение требований педагога и домашних заданий;
выполнение конкретной работы (индивидуальной и коллективной, репродуктивной и творческой) на занятиях, включая итоговое.
Сроки проведения аттестации
Аттестация учащихся должна быть обязательной (не реже двух раз в год), а также рассредоточенной, рубежной и итоговой. Аттестация учащихся планируется на учебный год.
Формы проведения аттестации:
вопросники, тестирование, задания;
соревнования, выставки.
Мониторинг учебного процесса в детском объединении
«Модульное оригами»
Основным методом является метод наблюдения. Так как занятия оригами развивают у детей определенные качества, то по их динамике можно судить об успешности обучения.
Повышение качества складываемых моделей позволяет говорить о развитии тонкой моторики, напрямую связанной с речемыслительными процессами. О результативности занятий оригами, повышении уровня интеллекта можно судить, отслеживая изменения у детей следующих характеристик: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. А также по изменениям психоэмоционального состояния.
Методики, используемые для диагностики личности ребенка, должны учитывать:
возрастные нормы;
особенности изучаемого предмета.
Первичная диагностика
включает в себя:
наличие и качество навыка элементарного складывания бумаги;
наличие и качество навыка разрезания бумаги;
наличие и качество навыка изобразительного искусства (рисование);
определение уровня способностей (творческих);
наличие и качество элементарного пространственного воображения,
наличие и качество элементов творческого начала.
ВОПРОСЫ ТЕСТА
1. Что такое оригами?
а) искусство составления букетов;
б) искусство складывания бумаги;
в) искусство лепки из пластилина.
2. Что необходимо для занятий оригами?
а) молоток и гвозди;
б) кисточка и краски;
в) бумага.
3. Какая страна является родиной оригами?
а) Россия;
б) Япония;
в) Египет.
4. Какова форма бумаги для оригами?
а) треугольник;
б) круг;
в) квадрат.
5. Сколько видов складок используется в оригами?
а) одна;
б) две;
в) три.
6. Азбука оригами – это
а) базовые формы;
б) буквы;
в) знаки и символы.
7. Кирикоми-оригами это
а) оригами с раскрашиванием;
б) оригами с надрезанием;
в) оригами с закручиванием.
8. Модульное оригами - это
а) оригами из модулей;
б) простое оригами;
в) сложное оригами.
9. Гетеромодульное оригами – это
а) оригами из разных модулей;
б) оригами из одинаковых модулей;
в) сложное оригами.
10. Какой русский писатель занимался оригами?
а) Пушкин;
б) Толстой;
в) Чехов.
Мониторинг
Задания №1
Посмотри на фигурки. Отметь квадраты (прямоугольники, треугольники …).
Квадрат сложили два раза пополам и отрезали уголок. Найди правильную развертку.
Нарисуй в квадрате диагональ (диагонали) в различно расположенных квадратах.
Нарисуй в квадрате сгиб, стрелку, знак, прием, используя рисунок-результат.
Что означает данный знак? Выбери правильный ответ.
Подпиши название линии (знака, приема, базовой формы).
Из квадрата сложили базовую форму «…» и раскрыли ее. На сколько квадратов (треугольников) разделили квадрат линии сгибов? Выбери ответ.
Сколько сгибов необходимо сделать, чтобы получить 1/4 (1/16) часть квадрата?
Сколько треугольников (квадратов) изображено на рисунке?
Определи последовательность рисунков, поставь под ними номера.
Раскрась чертежи, показывая, где цветная сторона бумаги, а где – белая.
Выполни действия по описанию … и выбери из трех рисунков правильный результат.
Дорисуй схему (последний рисунок).
Нарисуй на квадрате линии сгибов, чтобы сложить базовую форму ….
Сложи базовую форму и раскрой ее. Дорисуй недостающие линии на схеме по образцу.
Как будет выглядеть развертка модели после выполнения действия, указанного на рисунке?
Выполни действия по словесному описанию. Выбери правильный рисунок-результат.
Определи базовую форму по развертке (линии сгибов при разворачивании).
Из квадрата сложи базовую форму «Катамаран» и раскрой ее. Каких линий не хватает на квадрате? Дорисуй их.
Разгадай (сочини) загадку. Разгадай (составь) кроссворд, составленный из терминов оригами.
Сложи самостоятельно фигурку по описанию, по схеме, по образцу.
Творческое задание: рассмотри изображенный на рисунке орнамент и догадайся, как складывается модуль данного изделия.
Какие базовые формы использовались для создания данной модели?
Творческие задания: дорисуй рисунки, придумай подписи.
ЗАДАНИЯ №2
1. Алгоритм задания для определения пространственного воображения. Отрезание разных уголков (1-4) сложенной фигуры. Поиск соответствующей развертки (не разворачивая).
2. Нарисуй в двух квадратах диагонали:
3. Дорисуй линию сгиба и изобрази знак «складка-молния»:
4. Сколько треугольников (квадратов) изображено на рисунке:
5 - 6. На рисунке изображена цепочка складывания квадрата. Определи последовательность рисунков, поставь под ними номера. Раскрась чертежи, показывая, где цветная сторона бумаги, а где – белая.
7. Выполни действия по описанию:
1) положи квадрат белой стороной к верху;
2) наметь две диагонали;
3) согни верхний угол к нижнему углу;
4) подхвати один слой бумаги и согни нижний угол к середине верхней стороны.
Из трех рисунков выбери правильный результат.
8. Из квадратов сложили базовые формы, а затем развернули до исходных квадратов, на которых остались линии сгибов. Посмотри на рисунки и определи, какие базовые формы из них были сложены. Подпиши их названия.
Вариант 1
Вариант 2
9. Из квадрата сложи базовую форму «Катамаран» и раскрой ее. Каких линий не хватает на квадрате? Дорисуй их.
10. Какие базовые формы использовались для создания данной модели?
а) книжка и дверь;
б) блинчик и дверь;
в) косынка, блинчик и дверь.
а) блинчик и дверь;
б) конфетка и дверь;
в) косынка, конфетка и дверь.
11. Творческое задание.
Инструкция. На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получаются интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.
Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи
Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.
Приложение 2
Анкета: «Как ты относишься к занятиям в детском объединении»
Тип отношения к занятиям | Отношения к занятиям в кружке | Варианты ответов | ||
В | И | Н | ||
А |
| |||
Б |
| |||
В |
| |||
Г |
|
Варианты ответов:
В – всегда (оценивается 2 баллами)
И – иногда (оценивается в 1 балл)
Н – никогда (оценивается в 0 баллов)
Методика обработки результатов анкеты, определяющих отношение к занятиям по изучению культуры, рассчитывается путём вычисление среднего балла по каждой группе.
А – ситуативный интерес
Б – занятия по необходимости
В – интерес к предмету
Г – повышенный познавательный интерес
Для расчёта необходимо оценить ответы учащихся: количество указанных в примечании под цифрой 1 баллов следует сложить и полученную сумму поставить в числители. Если сумма в числители достигнет 20 или более, то в знаменателе будут указан тип отношения к культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Оригами и геометрия"
. Ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству....
Методическая разработка раздела "Модульное оригами" дополнительной общеобразовательной программы "Оригами".
Раздел №Модульное оригами" является составляющей творческого этападополнительной общеобразовательной программы "Оригами", и согласно опросу участников творческого обьединения наиб...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мультитворчество"
Цель программы: развитие у обучающихся личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам через создание мультф...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Журналистика"
Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства Задачи:-овладение обучающимися основами журналистики...
Методическая разработка "Алгоритм создания учебно-методического комплекса (на примере дополнительной общеобразовательной программы "Оригами")
Методическая разработка представляет поэтапное конструирование учебно-методического комлекса к дополнительной общеобразовательной программе "Оригами....
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "«Avto ревю»"
ЦЕЛИ:Образовательные:сформировать знания, умения и навыки в техническом творчестве, через изучение легковых автомобилей;Развивающие:развить наглядно-образное и логическое мышление;развить умения иссле...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир оригами»
Программа "Мир оригами" написана для проведения кружка по оригами с детьми 4-7 лет....