Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "«Avto ревю»"
рабочая программа
ЦЕЛИ:
Образовательные:
- сформировать знания, умения и навыки в техническом творчестве, через изучение легковых автомобилей;
Развивающие:
- развить наглядно-образное и логическое мышление;
- развить умения исследовательской деятельности;
Воспитательные:
воспитать чувство товарищества и личной ответственности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtodelo_210.doc | 604.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Название программы | «Avto ревю» |
Направленность программы | техническая |
Вид программы | общеразвивающая, модульная |
Срок реализации программы | 1 год, 210 часов (42 учебных недели, 5 часов в неделю) |
Цель | формирование и развитие интереса у детей к техническому творчеству |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Содержание по модулям | Модуль I: Устройство автомобиля-85ч. По окончании модуля обучающиеся смогут давать оценку состояния современного мирового и отечественного автомобилестроения и выявлять перспективы развития российского автопрома; научаться распределять все механизмы и агрегаты автомобиля по его основным частям и функциям. Модуль 2. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля-125ч. По окончании модуля обучающиеся освоят основные виды работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля |
Ожидаемые результаты освоения программы | К концу освоения программы дети овладевают знаниями:
К концу освоения программы дети погружаются в практики и смогут:
|
Возраст обучающихся | 11-18 лет |
Формы занятий | Практикум, исследование, соревнование, обсуждение, защита проектов, презентация |
Количество обучающихся по программе | 2 группы по 10-15 человек в каждой |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеизвестно стремление молодежи к технике вообще и к авто-технике в частности. Автодвижение популярно и многочисленно по всей стране. Настоящая программа является первой ступенью знакомства в мире автодвижения, вводящей молодых людей в мир автотехники. Программа «Avto ревю» обеспечивает необходимыми стартовыми техническими теоретическими знаниями и формирует основные навыки ремонта автомобиля.
Данная программа разработана на основании законодательных и нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.). Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Avto ревю» определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы технического развития. Занятия по программе развивают интерес молодежи к технике, создают благоприятные условия для самовыражения, помогают активному поиску своего дела в жизни. Навыки ремонта автотехники и знание правил техники безопасности обязательно пригодятся молодому человеку в дальнейшем. Увлечение автотехникой также помогает оградить подростков от асоциальных явлений в повседневной жизни.
Отличительные особенности программы заключаются в широком использовании на занятиях технологий активизации мыслительной деятельности (учебная дискуссия, проблемная постановка вопроса), а также элементов взаимообучения (старшие и более подготовленные подростки обучают младших и менее подготовленных). Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Программа является общеразвивающей, модульной, модифицированной. В основу программы легла программа профессионального обучения «Слесарь по ремонту автомобилей». По уровню освоения данная программа является профессионально-ориентированной
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Avto ревю» – техническая.
Новизной программы является развитие коммуникативных умений и комплексный подход к подготовке молодого человека «новой формации».
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в ходе ее реализации формируются учебно-познавательные и коммуникативные компетенции. Кроме того, строгая последовательность тем в сочетании с индивидуальным подходом позволяет развить потенциальные возможности ребёнка.
ЦЕЛИ:
Образовательные:
- сформировать знания, умения и навыки в техническом творчестве, через изучение легковых автомобилей;
Развивающие:
- развить наглядно-образное и логическое мышление;
- развить умения исследовательской деятельности;
Воспитательные:
воспитать чувство товарищества и личной ответственности
Организационно-педагогические условия
Целевая группа: предлагаемая программа предназначена для старших школьников (11-18 лет). Программа дополнительного образования «Avto ревю» рассчитана на 1 год обучения (42 учебных недели) – 210 часов в год, 5 часов в неделю, из них -2 часа на индивидуальную работу. Занятия проводятся 2 раза по 2-3 академических часа (40 минут). Режим занятий составляется в соответствии с СанПИН. Количество обучающихся в группе составляет 10- 15 человек. Набор детей свободный. Организация деятельности детей на занятии: групповая, коллективная. Основной формой проведения занятий является: практикум, лекция, беседа, исследовательская деятельность. Используемые формы учебных занятий: исследование, практикум, соревнование, обсуждение, защита проектов, презентация.
Образовательные технологии
В соответствии с принципами обучения деятельности занятия с обучающимися строятся с использованием системно-деятельностного подхода. Обучающимся не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.
Ожидаемые результаты реализации программы
По окончании освоения программы обучающиеся достигают повышенного уровня знаний по устройству автомобиля и готовы к освоению программ специального образования (начального, среднего, высшего).
К концу освоения программы дети овладевают знаниями:
- об истории возникновения автомобиля и перспективах развития мирового и отечественного автомобилестроения;
- устройстве автомобиля;
- видах и типах двигателей легковых автомобилей;
- назначении агрегатов легковых автомобилей;
- устройстве механизмов легковых автомобилей;
- принципах работы агрегатов легковых автомобилей.
- правилах эксплуатации автомобиля;
- автомобильном оборудовании, основных неисправностях автомобиля и способах их обнаружения, устранения;
- правилах и практических приемах диагностики автомобиля;
- названиях и предназначении слесарного инструмента;
- основных правила дорожного движения;
- правилах охраны труда при работе с инструментом, горюче – смазочными материалами;
- специальной терминологии.
К концу освоения программы дети погружаются в практики и научатся:
- определять и устранять несложную причину отказа в работе автомобиля;
- работать слесарным инструментом;
- находить информацию по техническому обслуживанию, ремонту, сборке, регулировки и испытания приборов и агрегатов легковых автомобилей;
- выполнять проектирование и защищать свои идеи по придуманной теме автомобиля;
- повышать уровень своего самообразования;
- оказывать первую помощь при лёгких травмах.
Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися результатов по изучению легковых автомобилей. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в группу, когда проводится первичное собеседование.
Мониторинг компетентности обучающегося производится в начале, середине и конце учебного года. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, регулятивных и коммуникативных, а также познавательных УУД.
- систему определения результативности входит опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия, тестирование, конкурсы, презентации творческих работ, защита проектов в середине и в конце каждого Этапа обучения.
Основным результатом прохождения программы является защита собственного проекта «Автомобиль будущего».
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- Тестирование.
- Конкурс электронных проектов.
- Выставки творческих работ учащихся.
- Защита проектов.
Техническая платформа
Средства обучения:
- Рабочее место обучающегося.
- Демонстрационное оборудование (экран, проектор, компьютер)
- Доска.
- Доступ к сети Интернет.
- Наглядные пособия.
- Мультимедийные презентации.
Учебно-методическое обеспечение:
- Комплект плакатов «Устройство автомобиля ВАЗ 2108-2109»
- Комплект плакатов «Устройство автомобиля Урал 4320»
- Дидактический материал.
- Макеты деталей и механизмов автомобиля,
- Действующие механизмы и агрегаты автомобиля
Программа состоит из двух модулей: Модуль I: «Устройство автомобиля», Модуль 2. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»
Содержание по тематическим модулям
Модуль I: «Устройство автомобиля»
Образовательная задача модуля:
- Дать оценку состояния современного мирового и отечественного автомобилестроения и выявить перспективы развития российского автопрома.
- Распределить все механизмы и агрегаты автомобиля по его основным частям и функциям.
Учебная задача модуля:
- Освоить основные технические сведения об устройстве автомобиля
- Научиться применять слесарные инструменты, разбирать простые механизмы автомобиля.
К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:
- о правилах безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка;
- об истории мирового и отечественного автомобилестроения, возникновения автомобиля и перспективах развития мирового и отечественного автомобилестроения;
- об общем устройстве современного автомобиля,
- о классификации и индексации автомобилей,
- о назначении и правилах применения слесарных инструментов,
- об устройстве двигателя: кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный механизм, системы смазки, охлаждения и питания,
- об устройстве электрооборудования, трансмиссии, ходовой части, механизмов управления, кузова и дополнительного оборудования автомобилей.
К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и:
- дают оценку состояния современного мирового и отечественного автомобилестроения и выявляют перспективы развития российского автопрома;
- распределяют все механизмы и агрегаты автомобиля по его основным частям и функциям;
- разрабатывают проект собственной модели автомобиля;
- применяют слесарные инструменты, разбирают простые механизмы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Модуль I: «Устройство автомобиля» | 85 | |
Этап 1. | «Мир автомобилей» | 13 |
История Российского автопрома | 7 | |
Автомобили мира | 6 | |
Этап 2. | Устройство автомобиля | 72 |
1 | Классификация и общее устройство автомобилей | 4 |
2 | Двигатель. Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания | 4 |
3 | Кривошипно-шатунный механизм | 4 |
4 | Газораспределительный механизм | 4 |
5 | Система охлаждения | 4 |
6 | Смазочная система | 4 |
7 | Система питания | 4 |
8 | Система зажигания | 4 |
9 | Электрооборудование. Источники тока | 4 |
10 | Система пуска. Стартер. | 4 |
11 | Приборы контрольно-измерительные, освещения и сигнализации. Дополнительное электрооборудование | 4 |
12 | Общая схема трансмиссии. Сцепление | 4 |
13 | Коробка передач. Раздаточная коробка | 4 |
14 | Карданная передача. Ведущие мосты | 4 |
15 | Ходовая часть | 4 |
16 | Рулевое управление | 4 |
17 | Тормозные системы | 4 |
18 | Кабина. Платформа. Дополнительное оборудование | 4 |
Содержание
Этап 1. «Мир автомобилей»
Тема 1. История российского автопрома
Теория: Современный российский автопром. История создания автомобилей марки «НАМИ», «АМО», «ЗИС». Современные требования к безопасности автомобиля. Состояние и перспективы развития автомобилестроения
Практика: Составление хронологической таблицы истории создания первых автомобилей в России.
Тема 2. Автомобили мира.
Теория: Автомобили мира. Германия. История создания автомобилей марки «Мерседес», «Ауди», «Фольксваген». Автомобили мира. США. История создания автомобилей марки «Форд», «Хаммер», «Лэндровер».
Практика: Составление хронологической таблицы истории создания первых автомобилей в Германии, США.
Этап 2. Устройство автомобиля.
Тема 1. Классификация и общее устройство автомобилей.
Теория. Классификация и индексация автомобилей. Краткие технические характеристики автомобилей. Общее устройство, назначение и расположение основных агрегатов и узлов автомобилей изучаемых марок.
Тема 2. Двигатель. Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания.
Теория: Назначение двигателя. Классификация двигателей. Общее устройство одноцилиндрового карбюраторного двигателя. Основные параметры двигателя. Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя. Понятие о мощности двигателя. Рабочий цикл многоцилиндрового двигателя. Рабочий цикл 4-хтактного дизельного двигателя. Краткие технические характеристики двигателей изучаемых марок автомобилей.
Тема 3. Кривошипно-шатунный механизм.
Теория: Назначение и устройство кривошипно-шатунных механизмов изучаемых двигателей.
Практика: Углубленное изучение кривошипно-шатунного механизма в процессе разборки и сборки
Тема 4. Газораспределительный механизм.
Теория: Назначение и устройство газораспределительного механизма. Соотношение частот вращения коленчатого и распределительного валов. Фазы газораспределения. Перекрытие клапанов. Устройство для регулировки теплового зазора.
Практика: Углубленное изучение газораспределительного механизма в процессе разборки и сборки.
Тема 5. Система охлаждения.
Теория: Назначение системы. Общая схема и сборочные единицы системы охлаждения, их устройство. Тепловой баланс двигателя внутреннего сгорания. Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу. Тепловой режим, контроль температуры и способы охлаждения двигателя. Устройство для поддержания оптимального теплового режима работы двигателя. Устройство для обогрева кабины автомобиля.
Практика: Углубленное изучение системы охлаждения в процессе разборки и сборки.
Тема 6. Смазочная система.
Теория: Понятие о трении. Назначение смазочной системы. Общая схема системы. Устройство и работа смазочной системы. Устройство и работа масляных фильтров и масляных насосов. Система вентиляции картера. Основные сведения о моторных маслах, их физико-химические свойства, характеристики, маркировка и классификация.
Практика: Углубленное изучение системы смазки в процессе разборки и сборки
Тема 7. Система питания
Теория: Назначение системы питания. Схемы систем питания двигателей внутреннего сгорания (карбюраторных, дизельных, газобаллонных, инжекторных). Назначение, расположение и взаимодействие приборов системы питания. Смесеобразование и горение топлива в цилиндрах карбюраторного и дизельного двигателей. Требования к горючей смеси. Коэффициент избытка воздуха. Требования к составу смеси для работы двигателя на различных режимах. Понятие о детонации, признаки и причины детонационного горения.
Влияние состава смеси на мощность двигателя, экономичность его работы и токсичность отработавших газов. Признаки и последствия работы двигателей на бедной и богатой смесях. Общие сведения о топливах для двигателя внутреннего сгорания: бензины, дизельные топлива, сжатые и сжиженные газы. Октановое и цетановое числа.
Принципиальная схема системы питания карбюраторного двигателя.
Приборы системы питания. Простейший карбюратор Устройство. Системы простейшего карбюратора. Двухкамерные карбюраторы. Назначение, устройство и работа карбюратора. Работа систем карбюратора на различных режимах. Обеспечение оптимального состава горючей смеси и экономичности. Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ). Назначение, принцип действия. Рециркуляция отработавших газов. Принцип работы системы рециркуляции. Ограничители максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Приборы подачи топлива к карбюратору: топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, диафрагменный топливные насосы. Системы очистки воздуха. Система выпуска отработавших газов.
Инжекторные системы питания с механическим и электронным управлением. Устройство, принцип работы. Назначение, расположение и взаимодействие приборов (схема системы).
Параметры смеси. Адаптация смеси к особым условиям работы. Системы смесеобразования: одноточечный и многоточечный впрыск. Система подачи топлива, ее детали (топливный насос, топливный фильтр, топливная магистраль, регулятор давления топлива, топливные форсунки). Устройство, назначение, принцип работы. Система датчиков для сбора данных. Измеряемые переменные. Дозировка топлива. Адаптация смеси к режимам работы двигателя (обогащение при запуске холодного двигателя, после запуска и при прогреве; адаптация при частичной нагрузке, разгоне, при полной нагрузке, в режиме холостого хода; к температуре воздуха). Преимущества топливных систем с инжектором.
Принципиальная схема системы питания дизельного двигателя. Приборы системы питания. Топливный насос высокого давления. Автоматический регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя и его работа. Автоматическая муфта опережения впрыска топлива. Форсунка. Привод управления подачей топлива.
Приборы подачи топлива в дизельном двигателе: топливный бак, топливопроводы высокого и низкого давления, топливные фильтры, топливоподкачивающий поршневой насос.
Приборы очистки воздуха, устройства для подогрева воздуха. Приборы для турбонаддува.
Практика: Углубленное изучение приборов системы питания карбюраторного двигателя в процессе разборки и сборки приборов. Разборка и сборка карбюраторов, топливных насосов, регулировочные работы.
Тема 8. Система зажигания.
Теория: Назначение и принцип действия системы зажигания. Аппараты классической системы зажигания: катушка зажигания, прерыватель - распределитель. Искровая свеча зажигания, назначение, устройство, типы и маркировка. Конденсатор, его роль в батарейной системе зажигания. Принципиальная схема классической системы зажигания. Цепи низкого и высокого напряжения.
Комбинированный включатель зажигания и стартера. Устройства и приспособления для защиты от радиопомех, создаваемых приборами электрооборудования. Влияние момента зажигания на мощность, экономичность и тепловой режим работы двигателя.
Контактно-транзисторная и бесконтактная системы зажигания, их достоинства и особенности устройства. Приборы, входящие в контактно-транзисторную и бесконтактную системы зажигания, их назначение и принципиальное устройство. Принципиальные схемы контактно-транзисторной и бесконтактной систем зажигания.
Практика: Изучение устройства приборов системы зажигания. Разборка и сборка распределителя. Регулировка зазоров между контактами прерывателя и электродами свечей зажигания. Проверка установки зажигания. Соединение приборов цепи низкого и высокого напряжения.
Тема 9. Электрооборудование. Источники тока.
Теория: Применение электрической энергии на автомобиле. Источники и потребители электрического тока на автомобиле. Стартерные аккумуляторные батареи. Назначение. Устройство. Основные характеристики. Режим разряда и заряда. Методы заряда. Электролит. Плотность электролита. Меры предосторожности при работе с ними. Соединение аккумуляторов в батарею. Маркировка стартерных аккумуляторных батарей. Гарантийные сроки службы аккумуляторных батарей. Выключатели аккумуляторных батарей. Хранение аккумуляторных батарей. Особенности эксплуатации аккумуляторных батарей в холодное время года. Генераторные установки Преимущества автомобильных генераторов переменного тока перед генераторами постоянного тока. Назначение, устройство и принцип работы 3-фазного генератора переменного тока. Элементы генераторных установок, применяемые на изучаемых автомобилях, их назначение и устройство. Регулирование напряжения генераторов. Защита генераторов.
Практика: Проверка напряжения аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой. Определение уровня и плотности электролита. Изучение устройства и действия генератора и реле-регулятора. Разборка и сборка генераторов.
Тема 10. Системы пуска. Стартер.
Теория: Электрический пуск двигателя. Пусковая частота вращения коленчатого вала.
Устройство стартера. Способы соединения обмоток. Работа стартера и схема его включения.
Дистанционное управление стартером (включатель, реле-включение, тяговое реле). Назначение, устройство, принцип работы, схемы включения.
Муфта свободного хода, ее назначение, устройство и принцип работы. Предотвращение «разноса» якоря.
Зависимость между нагрузкой на валу якоря стартера и потребляемым током. Правила пользования стартером. Особенности эксплуатации стартера в холодное время года.
Практика: Снятие стартера с двигателя. Разборка и сборка стартера. Установка стартера на двигатель.
Тема 11. Приборы контрольно-измерительные, освещения и сигнализации. Дополнительное электрооборудование.
Теория: Назначение и классификация контрольно-измерительных приборов (КИП). Электрические цепи включения КИП. Приборы измерения температуры охлаждающей жидкости. Типы, устройство, принцип действия. Сигнализатор аварийной температуры. Приборы измерения давления в смазочной системе. Типы, устройств, принцип действия. Сигнализатор аварийного давления. Приборы контроля уровня топлива. Типы, устройство, принцип действия. Приборы контроля заряда аккумуляторной батареи. Световые сигнализаторы. Спидометры и тахометры, Типы, устройство, принцип действия. Приборы освещения. Назначение, типы, устройство, маркировка, схемы включения. Приборы световой сигнализации. Реле указателя поворота, включатель «стоп сигнала». Устройство, принцип действия. Предохранители. Назначение, типы, устройство, защищаемые цепи, с; мы включения. Правила замены. Звуковой сигнал. Реле сигналов. Электродвигатели постоянного тока применяемые на автомобилях. Типы (в зависимости от назначения). Общие коммутационные средства. Электронные устройства, устанавливаемые на автомобилях.
Практика: Ознакомление с устройством электродвигателей стеклоочистителя, отопления и вентиляции. Изучение конструктивных особенностей системы освещения и сигнализации. Идентификация цепей стоп-сигнала, указателей поворота, приборов освещения.
Тема 12. Общая схема трансмиссии. Сцепление.
Теория: Назначение трансмиссии автомобиля. Схемы трансмиссии с одним и несколькими ведущими мостами. Составные части трансмиссии.
Назначение сцепления. Однодисковое сцепление. Двухдисковое сцепление. Механический и гидравлический приводы выключения сцепления. Усилитель выключения сцепления.
Практика: Изучение устройства механизма сцепления и его привода. Разборка и сборка сцепления, главного цилиндра, рабочего цилиндра. Регулировочные работы.
Тема 13. Коробка передач. Раздаточная коробка.
Теория: Назначение коробки передач. Принципиальная схема устройства коробки передач. Типы коробок передач. Понятие о передаточном числе зубчатой передачи. Ступенчатая коробка передач.
Коробки передач изучаемых автомобилей. Механизмы переключения передач. Особенности механизмов переключения передач с дистанционным приводом. Делитель передач, управление коробкой передач с делителем. Раздаточная коробка. Коробка отбора мощности. Механизм включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности.
Практика: Снятие и установка коробки передач. Разборка и сборка коробки передач. Заправка маслом.
Тема 14. Карданная передача. Ведущие мосты.
Теория: Назначение. Принцип работы карданной передачи. Карданный шарнир, промежуточная опора, шлицевые соединения. Карданные шарниры равных угловых скоростей, их преимущества.
Главная передача. Дифференциал. Назначение. Принцип работы. Одинарная и двойная главная передача. Полуоси, их соединение с дифференциалом и ступицами колес. Средний мост. Межосевой дифференциал. Механизм блокировки дифференциала. Передний ведущий мост.
Практика: Изучение устройства карданной передачи и ведущих мостов. Снятие, разборка, сборка, установка карданной передачи и ведущих мостов.
Тема 15. Ходовая часть.
Теория: Ходовая часть автомобилей. Рама. Тягово-сцепное устройство. Несущий кузов легкового автомобиля. Передний, средний и задний мосты, их соединение с рамой. Передняя, задняя и балансирная подвески грузового автомобиля. Независимая подвеска передних колес и подвеска задних колес легкового автомобиля. Амортизаторы.
Стабилизация управляемых колес. Поперечный и продольный наклоны шкворня, развал и схождение передних колес. Влияние развала и схождения на безопасность движения, устойчивость, маневренность, накат автомобиля и износ шин.
Ступицы передних и задних колес. Типы колес. Колеса с глубоким и плоским ободом. Пневматическая шина. Элементы шины, их материал. Вентиль камеры. Крепление шины на ободе колеса. Балансировка колеса. Классификация шин в зависимости от назначения, типа конструкции и рисунка протектора. Маркировка шин, камер и ободных лент. Бескамерные шины. Шипованные шины. Размеры и обозначение шин. Нормы давления и нагрузки на шины. Держатель запасного колеса.
Практика: Изучение конструктивных особенностей ходовой части автомобиля. Снятие и установка ступиц колес. Демонтаж и монтаж шин. Проверка состояния покрыщки, камеры. Проверка давления в шинах.
Тема 16. Рулевое управление.
Теория: Общее устройство и работа рулевого управления.
Рулевой механизм. Схема поворота автомобиля. Типы рулевых механизмов. Значение передаточного числа рулевого механизма для повышения маневренности автомобиля.
Привод рулевого управления изучаемых автомобилей. Рулевой привод при независимой подвеске передних колес. Травмобезопасное рулевое управление. Карданный вал рулевого управления. Угловой редуктор. Усилитель рулевого управления. Насос усилителя, привод насоса, масляный радиатор. Применяемые масла. Влияние технического состояния рулевого управления на безопасность дорожного движения.
Практика: Изучение конструктивных особенностей рулевого управления. Разборка и сборка рулевого механизма и рулевого привода.
Тема 17. Тормозные системы.
Теория: Типы тормозных систем. Общее устройство тормозной системы. Тормозные механизмы. Тормозная система с гидравлическим приводом. Ее приборы, механизмы, соединения и детали. Гидровакуумный усилитель тормозов. Разобщитель привода тормозов, регулятор давления тормозной жидкости. Тормозная система с пневматическим приводом, ее приборы, механизмы, соединения и детали. Приборы рабочей, стояночной, вспомогательной, запасной (аварийной) тормозных систем. Тормозные камеры, воздушные баллоны, предохранители от замерзания конденсата, защитные клапаны и другие устройства пневматической системы изучаемых автомобилей. Значение герметичности тормозных систем для безопасности движения, способы контроля герметичности. Контроль давления воздуха в пневматическом приводе тормозов. Применяемые тормозные жидкости, их свойства. Стояночный тормоз с ручным приводом. Влияние технического состояния тормозных систем на безопасность дорожного движения.
Практика: Изучение устройства и действие тормозов. Разборка, изучение устройства, действия и сборка механизмов тормозной системы, стояночного тормоза.
Тема 18. Кабина. Платформа. Дополнительное оборудование.
Теория: Кузова грузовых автомобилей. Кабина и платформа грузового автомобиля. Вентиляционные устройства кабины. Регулировочные устройства положения сидения водителя в грузовых автомобилях. Замки дверей, стеклоподъемники, стеклоочистители, омыватели ветрового стекла и стекол фар, противосолнечные козырьки, зеркала заднего вида. Устройство для опрокидывания и запирания кабины, ограничитель подъема кабины. Отопитель. Ремни безопасности. Подъемный механизм самосвала, привод подъемного механизма. Управление подъемным механизмом, меры предосторожности. Автомобильная лебедка, ее привод и правила использования. Грузоподъемный задний борт автомобиля, его привод. Управление грузоподъемным бортом.
Методическое обеспечение: Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. – Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Изд.10-е – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 203 с.; Шестопалов С.К. Устройство легковых автомобилей, часть 1, М, издательский центр «Академия», 2014. – 214 с.; Шестопалов С.К. Устройство легковых автомобилей, часть 2, М, издательский центр «Академия», 2014. – 214 с.; Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. – Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Изд. 20-е – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 203 с.;
Дидактическое обеспечение: узлы, агрегаты грузового и легкового автомобиля, действующие модели систем автомобиля, верстак слесарный, таблицы, плакаты, тесты
Модуль 2. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля
Образовательная задача модуля:
- Освоение основных видов работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля
Учебная задача модуля:
- Освоить основные виды работ по техническому обслуживанию и ремонту двигателя, электрооборудования, трансмиссии, рулевого управления, тормозной системы, ходовой части, кузова и дополнительного оборудования автомобиля
- Научиться применять слесарные инструменты, разбирать и собирать механизмы автомобиля.
К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:
- об основах материаловедения,
- о свойствах эксплуатационных материалов,
- о правилах пожарной безопасности, электробезопасности, гигиены труда, безопасных приемах труда;
- о назначении и правилах применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;
- о содержании основных видов работ по техническому обслуживанию и ремонту двигателя, электрооборудования, трансмиссии, рулевого управления, тормозной системы, ходовой части, кузова и дополнительного оборудования автомобиля.
К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и:
- распределяют все механизмы и агрегаты автомобиля по его основным частям и функциям;
- выполняют основные виды работ по техническому обслуживанию и ремонту двигателя, электрооборудования, трансмиссии, рулевого управления, тормозной системы, ходовой части, кузова и дополнительного оборудования автомобиля.
- разрабатывают проект собственной модели автомобиля;
- применяют слесарные инструменты, разбирают простые механизмы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Модуль 2. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля | 125 | |
1 | Система технического обслуживания и ремонта автомобиля | 10 |
2 | Разбора машин и сборочных единиц, очистка и мойка сборочных единиц и деталей | 10 |
3 | Дефектовочно-комплектовочные работы | 10 |
4 | Техническое обслуживание и ремонт КШМ | 10 |
5 | Техническое обслуживание и ремонт ГРМ | 6 |
6 | Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения | 6 |
7 | Техническое обслуживание и ремонт смазочной системы | 6 |
8 | Техническое обслуживание и ремонт системы питания | 6 |
9 | Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии | 6 |
10 | Техническое обслуживание и ремонт ходовой части | 6 |
11 | Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы | 6 |
12 | Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления | 6 |
13 | Техническое обслуживание и ремонт кузова и дополнительного оборудования | 6 |
14 | Техническое обслуживание аккумуляторных батарей | 6 |
15 | Техническое обслуживание и ремонт генераторов | 6 |
16 | Техническое обслуживание и ремонт системы зажигания | 6 |
17 | Техническое обслуживание и ремонт стартеров | 6 |
18 | Техническое обслуживание и ремонт контрольно-измерительных приборов, приборов освещения и световой сигнализации | 7 |
ВСЕГО За год | 210 |
Содержание программы
Тема 1. Система технического обслуживания и ремонта автомобиля
Теория: Качество и надежность машин. Факторы, снижающие надежность машин. Способы повышения надежности машин.
Неисправности и отказы машин. Закономерности износа деталей. Методы, предупреждающие интенсивность изнашивания автомобилей.
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобиля. Виды и периодичность технического обслуживания и ремонта автомобиля. Передвижные и стационарные средства обслуживания и ремонта машин. Основные понятия: диагностирование, обслуживание, ремонт, срок службы, срок гарантии, амортизационный срок, сохранность.
Тема 2. Разбора машин и сборочных единиц, очистка и мойка сборочных единиц и деталей
Теория: Технология разборки машин. Особенности разборки типовых соединений и сопряжений. Сохранение приработанности и обеспечение сохранности деталей при разборке. Оборудование, приспособления и инструменты, применяемые при разборке. Документация на разборку машин.
Технологическая последовательность разборки кузовов.
Способ удаления различного рода отложений. Моющие средства и растворы. Оборудование и приспособления. Контроль качества мойки. Безопасность труда.
Практика: Разборочно-сборочные работы, очистка и мойка сборочных единиц и деталей
Тема 3. Дефектовочно-комплектовочные работы
Теория: Понятие о дефектации. Способы, средства, применяемые при дефектации. Проведение дефектации в процессе разборки. Дефектация типичных деталей и сопряжений. Способы определения скрытых дефектов. Определение остаточного срока службы деталей и сопряжений. Основные признаки выбраковки деталей.
Особенности комплектования сборочных единиц и деталей. Оборудование и приспособления. Оформление дефектовочно-комплектовочной документации. Влияние дефектации на себестоимость ремонта машин и расход запасных частей.
Практика: Дефектовка и комплектование деталей.
Тема 4. Техническое обслуживание и ремонт КШМ
Теория: Диагностирование и техническое обслуживание двигателя. Характерные неисправности, их причины, признаки, способы определения и устранения. Определение остаточного ресурса.
Обслуживание и ремонт цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Характерные неисправности, их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Разборка двигателя. Снятие и установка головки цилиндров Проверка технического состояния деталей КШМ.
Тема 5. Техническое обслуживание и ремонт ГРМ
Теория: Обслуживание и ремонт механизма газораспределения. Характерные неисправности механизма, их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Проверка технического состояния ГРМ. Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов. Проверка натяжения ремня или цепи привода распределительного вала.
Тема 6. Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения
Теория: Обслуживание и ремонт системы охлаждения. Характерные неисправности системы, их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Проверка технического состояния системы охлаждения. Проверка и натяжение ремня привода жидкостного насоса. Проверка уровня охлаждающей жидкости. Заправка охлаждающей жидкостью систему. Проверка исправности термостата.
Тема 7. Техническое обслуживание и ремонт смазочной системы
Теория: Обслуживание и ремонт смазочной системы. Характерные неисправности системы, их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Доливка и смена масла. Проверка уровня масла. Разборка и сборка масляного насоса Замена изношенных деталей
Тема 8. Техническое обслуживание и ремонт системы питания
Обслуживание и ремонт систем питания. Характерные неисправности системы, их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Проверка соединений топливопроводов, карбюратора, топливного насоса. Замена фильтров. Продувка жиклеров и каналов карбюратора. Удаление загрязнений из поплавковой камеры. Проверка работы системы ЭПХХ карбюратора. Регулировка карбюратора.
Тема 9. Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии
Теория: Обслуживание и ремонт деталей трансмиссии. Характерные неисправности, их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Применение диагностического оборудования при определении технического состояния механизмов трансмиссии автомобилей. Механизм сцепления: проверка действия и состояния механизма сцепления, регулировка свободного хода педали, смазывание подшипников и осей.
Коробка передач: проверка уровня, доливка и смена масла, проверка герметичности и подтягивание деталей креплений, проверка вентиляции.
Карданная передача: проверка состояния опорного подшипника и карданов, подтягивание деталей крепления карданов и кронштейна опорного подшипника карданного вала, смазывание карданов и подшипников крестовины.
Задний мост: проверка уровня, доливка и смена масла в картере заднего моста, проверка герметичности и подтягивание деталей крепления соединений заднего моста, проверка работы сапуна.
Тема 10. Техническое обслуживание и ремонт ходовой части
Теория: Обслуживание и ремонт ходовой части. Характерные неисправности, их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Проверка технического состояния сборочных единиц несущей системы, применяемые контрольные приборы. Проверка и регулировка затяжки подшипников и ступиц колес, смена смазочного материала, подтягивание деталей крепления.
Проверка состояния деталей рамы, рессор, рессорных пальцев и втулок, буксирного прибора, проверка зазора, шкворней во втулках поворотных цапф.Смазывание пальцев и листов рессор, шарнирных соединений буксирного прибора, шкворней поворотных цапф. Доливка жидкости в амортизаторы. Проверка углов установки и регулировки передних колес. Балансировка колес.
Тема 11. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы
Теория: Обслуживание и ремонт тормозной системы. Характерные неисправности системы и их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Проверка величины свободного хода педали тормоза. Проверка состояния накладок. Прокачка тормозной системы. Проверка действия стояночного тормоза. Проверка герметичности трубопроводов. Доливка тормозной жидкости.
Тема 12. Техническое обслуживание рулевого управления.
Теория: Обслуживание и ремонт рулевого управления. Характерные неисправности управления и их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Проверка свободного хода рулевого колеса, креплений рулевых тяг, шаровых пальцев, картера рулевого механизма. Затяжка сошки. Смена масла в картере.
Тема 13. Техническое обслуживание и ремонт кузова и дополнительного оборудования
Теория: Обслуживание и ремонт кузова и дополнительного оборудования. Характерные неисправности и их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Проверка состояния и проверка кузова и дополнительного оборудования. Выравнивание неровностей и устранение местных повреждений кузовов способом заделки трещин и вмятин. Сортировка и выявление дефектных деталей по степени износа. Замена дефектных деталей.
Тема 14. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей.
Теория: Обслуживание аккумуляторных батарей. Характерные неисправности и их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Очистка аккумуляторных батарей. Приготовление электролита. Подзарядка. Прочистка вентиляционных отверстий. Очистка выводных штырей. Доливка дистиллированной воды. Установка батареи.
Тема 15. Техническое обслуживание и ремонт генераторов.
Теория: Обслуживание и ремонт генераторов. Характерные неисправности и их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Проверка состояния генератора. Проверка напряжения генератора. Притирка щеток и зачистка коллектора. Подтягивание деталей крепления генератора. Проверка обмотки возбуждения. Проверка обмоток статора. Проверка диодов выпрямительного блока.
Тема 16. Техническое обслуживание и ремонт системы зажигания.
Теория: Обслуживание и ремонт системы зажигания. Характерные неисправности системы и их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Проверка и регулировка угла опережения зажигания. Проверка цепей низкого и высокого напряжения. Проверка конденсатора. Замена свечей, проводов высокого напряжения, катушки зажигания, конденсатора, прерывателя-распределителя.
Тема 17. Техническое обслуживание и ремонт стартеров
Теория: Обслуживание и ремонт стартеров. Характерные неисправности стартеров и их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Проверка состояния стартера, зачистка коллектора, промывка и смазывание механизма привода, зачистка контактов включателя.
Тема 18. Техническое обслуживание и ремонт контрольно-измерительных приборов, приборов освещения и световой сигнализации.
Теория: Обслуживание и ремонт контрольно-измерительных приборов, приборов освещения и световой сигнализации. Характерные неисправности и их причины, признаки, способы определения и устранения.
Практика: Проверка состояния и действия звукового сигнала, указателей уровня топлива в баке, давления масла и температуры воды. Проверка состояния и действия переключателей и включателей света, указателей поворотов, включателя стоп-сигнала. Проверка включения ламп на автомобиле. Проверка состояния фар, подфарников, заднего фонаря, стоп-сигнала. Смена ламп, проверка и регулировка установки фар.
Методическое обеспечение: Семёнов И.Л. Под редакцией С.Ф. Зеленина, Учебник по устройству легкового автомобиля, - М., ООО «Мир Автокниг», 2013. – 240с.; Семёнов И.Л. Под редакцией С.Ф. Зеленина, Учебник по устройству легкового автомобиля, - М., ООО «Мир Автокниг», 2013. – 240 с.; Яковлев В.Ф. Учебник по устройству легкового автомобиля, - М, ООО «Третий Рим Капитал», 2014. – 205 с.
Дидактическое обеспечение: узлы, агрегаты грузового и легкового автомобиля, действующие модели систем автомобиля, верстак слесарный, таблицы, плакаты, тесты
Литература
- Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. – Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Изд.10-е – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 203 с.
- Шестопалов С.К. Устройство легковых автомобилей, часть 1, М, издательский центр «Академия», 2014. – 214 с.
- Шестопалов С.К. Устройство легковых автомобилей, часть 2, М, издательский центр «Академия», 2014. – 214 с.
- Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. – Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Изд. 20-е – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 203 с.
- Семёнов И.Л. Под редакцией С.Ф. Зеленина, Учебник по устройству легкового автомобиля, - М., ООО «Мир Автокниг», 2013. – 240с.
- Семёнов И.Л. Под редакцией С.Ф. Зеленина, Учебник по устройству легкового автомобиля, - М., ООО «Мир Автокниг», 2013. – 240 с.
- Яковлев В.Ф. Учебник по устройству легкового автомобиля, - М, ООО «Третий Рим Капитал», 2014. – 205 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мультитворчество"
Цель программы: развитие у обучающихся личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам через создание мультф...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Журналистика"
Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства Задачи:-овладение обучающимися основами журналистики...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Автомоделирование"
Занятия техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Они способствуют развитию у обучающихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознат...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мир автомобилей"
Актуальность программы обусловлена постоянным развитием в Сургутском районе сети дорог, резким ростом количества транспорта, которые породили целый ряд проблем. Статистические данные показ...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Моделирование из пластичных материалов"
Цель обучения: формирование технических и художественных компетенций посредством работы с пластичным материалом.Задачи обучения:формировать умения и навыки владеть приемами лепки из разных пластичных ...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «КомпАс»
Модуль «Компьютерная грамотность и издательство»: 68ч./4ч. (история развития вычислительной техники, история развития INTERNET, техника безопасности при работе за компьютером, уроки безопа...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Эврика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эврика» имеет техническую направленность. Программа ориентирована на развитие интереса детей к инженерно-техническ...