Программа летнего лагеря " Твой выбор"
проект на тему
Комплексная программа деятельности «Твой выбор» по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в условиях летнего лагеря труда и отдыха « РОСТКИ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 212.89 КБ |
Предварительный просмотр:
- ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Полное название программы | Комплексная программа деятельности «Твой выбор» по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в условиях летнего лагеря труда и отдыха « РОСТКИ». |
Автор программы | Писная Елена Геннадьевна, учитель английского языка |
Руководитель программы | директор МАОУ « Школа №149» Костюнина Вера Владимировна |
Территория, представившая программу | РФ г. Нижний Новгород, Московский район, МАОУ « Школа №149» |
Название проводящей организации | Управление образования администрации Московского района |
Адрес организации | г.Нижний Новгород, ул. Куйбышева, д.29 |
Телефон организации | 241-23- 82 |
Форма проведения | лагерь труда и отдыха |
Цель программы | Создание условий для самореализации и профориентации учащихся через организацию социально-значимой трудовой и экскурсионно - просветительной деятельности в условиях летнего лагеря. |
Специализация программы | Социально- педагогическая |
Сроки проведения | Период лагерной смены с1 по21 июня 2016 |
Место проведения | МАОУ « Школа №149» |
Официальный язык | Русский |
Общее количество участников | 37чел,в том числе 30 детей |
География участников | Обучающиеся 7- 8 классов Школы №149» |
Условия участия в программе | Добровольно по заявлению родителей |
Условия размещения участников | Помещения МАОУ « Школа №149»: комната актива, каб. № 27, столовая, актовый зал, компьютерный класс, тренажёрный зал, стадион, библиотека |
Краткое содержание программы | Программа реализуется через трудовую, спортивно – оздоровительную ,профориентационную деятельность, |
История осуществления программы | Программа составлена на основе программы « РОСТКИ», которая в 2011, 12 году являлась участником слёта « Радуга лета». В данном виде с учётом профориентационного блока осуществляется впервые |
2.НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа разрабатывается с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ
- Конвенции о правах ребенка, принятая Генеральной ассамблеей ООН 20.11.89 г.
ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Конституции Российской Федерации;
- Закона РФ « Об образовании»;
- Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761)
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
- Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)
- Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 530-
- Письма Министерства образования и науки РФ от 14.04.2011 № МД-463/06 "О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха"
- Рекомендаций по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 01.04.2014 № 09-613 "О направлении методических рекомендаций")
- Письма министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164 "О типовом положении о детском оздоровительном лагере"
- Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей (введены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013 № 73)
- Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.06.2011 № 01/7310-1-32 "О требованиях к организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях"
- Санитарно-эпидемиологических требованиях к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих СанПиН 3.5.2.1376-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 126)
- Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 № 363н)
- Административного регламента «Предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений
УРОВНЯ СУБЪЕКТА
- Развития системы отдыха и оздоровления детей и молодежи Нижегородской области на 2012-2014 годы, утверждённого постановлением правительством Нижегородской области от 30 ноября 2011 года № 976;
- Постановления Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 г. № 149 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области» в редакции от 03.02.2012 N 53, от 09.08.2012 N 534, от 13.11.2012 N 813
МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.06.2011 г. 2195 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи города Нижнего Новгорода (в редакции постановления администрации города Нижнего Новгорода от 04.06.2012 №3093, от 14.03.2013 №866
3.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА Школьный лагерь труда и отдыха на базе МАОУ «Школа № 149» _ существует на протяжении 5 лет С 2011года лагерь носит название «РОСТКИ»- Развиваем Ответственность, Самостоятельность, Трудолюбие, Креативность, Инициативность. Название лагеря отражает социально-педагогическую направленность программы. С 2012 года ведущими формами организации деятельности детей становится проектная деятельность по различным направлениям и включает в себя четыре тематических блока, ключевыми компетентностями которых являются проявление «я-позиции» подростка в принятии социальных ролей: «Я-Созидатель», «Я-Россиянин», «Я-Землянин», «Я-Личность В 2014 и 2015 программа была нацелена на решение важной проблемы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения в канун 70- летия Победы. а формирующиеся гражданские компетенции были воплощены в практической деятельности в ходе реализации Всероссийского проекта « Наша общая Победа», социально - педагогического проекта « Салют героям» по созданию «Аллеи Славы» В настоящее время на первый план выходит блок « Я- личность» , смысл которого заключается в познании себя и своих профессиональных склонностей . В программе лагеря предусмотрены экскурсии на предприятия чтобы познакомить с профессиями, востребованными районом, городом и подготовить к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения |
4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности»[1]. Таким образом, деятельность лагеря труда и отдыха учитывает актуальные потребности современного российского общества и государства.
Кроме того, разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и образования детей была вызвана социальным заказом родителей на организованный отдых подростков от 14 лет, о чём говорит комплектация лагеря, закончившаяся уже к началу мая.
Так как одно из направлений развития воспитания в соответствии со стратегией – это подготовка личности к семейной , общественной жизни, и трудовой деятельности - направленность лагеря социально – педагогическая. Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. В этом возрасте происходит переход от фазы негативного подросткового возраста к стадии позитивной. Это и обосновывает выбор таких форм работы как: профессиональное просвещение (ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения путём промышленных экскурсий, устных журналов, викторин), профессиональная диагностика (изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии путём ) Профессиональная консультация ( выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению). Считаем, что данные формы работы являются педагогически целесообразными в работе с подростками, т.к. в этот период жизни человек глубоко задумывается над значением и смыслом жизни, поэтому педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу.
По продолжительности программа является краткосрочной (1год)
Основной состав лагеря – это учащиеся 7-8 классов школы в возрасте 14-15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность обучающихся во время лагерной смены осуществляется в трёх бригадах по 10 человек. Всего за смену отдыхает 30 человек.
Новизна
В основе предыдущих программ лагеря лежало 3 тематических блока «Я- созидатель», «Я – Патриот,» «Я – Россиянин» Данная программа делает акцент на личностном и профессиональном развитии, поэтому она и называется « Твой выбор»
Отличительные особенности
Отличительной особенностью данной программы является • неукоснительное соблюдение принципа добровольности участия в программе, тех или иных видах социально-педагогической деятельности.
Другой особенностью программы является то, что создаются условия одновременно для работы и отдыха учащихся, удовлетворение потребностей в новизне впечатлений, творческой и трудовой самореализации,
Цель программы:
- Создание условий для самореализации и профориентации учащихся через организацию социально-значимой трудовой и экскурсионно- просветительной деятельности в условиях летнего лагеря.
Задачи:
- Формировать у подростков потребность трудиться, добросовестно и творчески относиться к разным видам трудовой деятельности
- Содействовать профессиональному самоопределению путём обеспечения профпросвещения, профдиагностики, профконсультаций учащихся.
- Формировать у школьников знания об организации производства, об основных профессиях, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Повысить заинтересованность подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
- Способствовать социальной адаптации личности подростков через реализацию потребностей детей в самопознании и ЗОЖ.
- КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
В подростковый период сильно стремление отыскать свой идеал, применить его к себе, найти адекватный своему мироощущению стиль поведения, поэтому в основе педагогической программы лежит деятельностный подход, в центре которого не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых.
При организации воспитательного процесса мы исходим из того, что позитивное отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социально-общественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач.
В этом и заключается смысл названия лагеря «РОСТКИ»-
Развиваем
Ответственность,
Самостоятельность
Трудолюбие,
Креативность,
Инициативность
Опираясь на концепцию Г.К.Селевко и А.И.Шемшуриной о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка, делаем акцент на его внутренние механизмы самоизменения к успеху, стремления к самоопределению, самовоспитанию, нравственной самооценке и самосовершенствованию.
В подростковый период человек начинает строить планы будущего, выстраивать перспективы. Всю содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций. Именно ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведения человека, выражая личностную значимость тех или иных областей жизни.
Влияние мотивационной основы деятельности на её результативность – один из важных аспектов при организации воспитывающей деятельности, которые учитываются нашим педагогическим составом, работающим в лагере труда и отдыха школы, а именно:
• влияние успеха и неудачи на силу и устойчивость мотивов,
• соревнование как стимулирующий фактор,
• влияние общественного мнения,
• наличие конкретной цели,
• наличие перспективы.
Работа лагеря труда и отдыха в МАОУ «Школа №149» основана на соответствии следующих принципов отношения к отдельной личности и функционирования всей воспитательной системы в целом:
Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация на умение выстраивать диалогические отношения.
Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.
Принцип «собственного воспитания» процесс воспитания «встроен» в саму жизнь и культуру коллектива, протекает в условиях конкретной трудовой деятельности.
Принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.
Принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Направления программы
В содержании программы лагеря труда и отдыха определяется три основополагающих направления:
- Оздоровительное направление
- Трудовое
- Профориентационное
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕвключает в себя
• физкультурно-оздоровительные мероприятия включаюшие в себя ежедневную зарядку, спортивные часы,
• лечебно-профилактическая работа, включающая в себя медицинский профилактический осмотр детей, профилактические беседы медицинских работников по формированию здорового образа жизни, соблюдению гигиены; мониторинг антропометрических показателей;
• мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения и привития снов безопасности жизнедеятельности
профилактическая работа в форме бесед, конкурсов и викторин, направленных на расширение представлений детей о возможностях человеческого организма и основах экологически грамотного отношения к себе, своему здоровью; бесед, викторин, конкурсов на знание соблюдения норм безопасного поведения на улице,
ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ориентировано на воспитание чувства собственной значимости от результатов своего труда и включает в себя трудовую деятельность в трёх бригадах, основной деятельностью которых является благоустройство территории школы: посадка кустарников и цветов; изготовление малых архитектурных форм из вторичных материалов; оказание помощи школе при подготовке к новому учебному году, организация акций по раздельному сбору мусора.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ направлено на создание условий для самореализации и профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения. Данное направление включает в себя профессиональное просвещение (ознакомление учащихся с миром труда,)профессиональную диагностику (изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии
6.2. Содержание деятельности
Направление | Мероприятие |
1 Оздоровительное |
|
| |
| |
2. Трудовое | Организация социально – значимой полезной деятельности
|
3.Профориентационное |
|
|
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1. Этапы реализации программы
1. Подготовительный - (март)
- Перспективное планирование работы лагеря труда и отдыха
- Проведение совещаний при директоре МАОУ «Школа №149»
- Проведение собраний классных коллективов
- Посещение семинаров для организаторов летнего отдыха детей.
- Комплектование участников лагерной смены (дети).
- Информация на родительских собраниях.
2. Методический - (апрель)
- Разработка основной идеи лагерной смены труда и отдыха.
- Разработка программы лагеря труда и отдыха.
- Подбор методического материала.
- Определение основных целей и задач работы трудовых бригад;
- Составление общего и календарно-тематического планирования
- Формирование пакета нормативных документов по
жизнедеятельности лагеря труда и отдыха.
- Проведение семинара для воспитателей .
- Изучение состояния здоровья учащихся.
- Организационный - (май)
- Утверждение программы лагеря.
- Подготовка материально-технической базы.
- Проведение совещания с персоналом лагеря.
- Ознакомление с должностными обязанностями.
- Подготовка помещений в соответствии с требованиями
Роспотребнадзора.
- Приемка лагеря районной комиссией.
- Формирование трудовых бригад.
- Подготовка оформления лагеря.
4. Основной - (июнь)
- Адаптация подростков к условиям жизнедеятельности в лагере;
- Адаптация программы лагерной смены к особенностям ее участников.
- Стимулирование детей к самореализации, создание позитивного
эмоционального настроя, обеспечение психологического комфорта детей.
- Формирование структурно-организационной модели смены:
выявление лидеров, «запуск» программы.
- Постепенное включение выбранных лидеров в работу органов
детского самоуправления
- Проведение общелагерных КТД
- Оформление отрядных уголков.
- Заседания детского совета лагеря.
- Подведение итогов прожитого дня в отрядах, поощрение лучших.
- Познавательные программы, викторины, конкурсы и т.д.
5. Итоговый - (конец июня).
- Торжественное закрытие лагерной смены.
- Подведение итогов работы лагеря, церемония награждения.
- Проведение рефлексии лагерной смены.
- Награждение активных участников смены.
- Диагностика и мониторинг деятельности лагеря.
- Проведение итогового педагогического совета лагеря.
- Подготовка информационно-аналитического отчета по
реализации программы лагеря.
- Совещание при директоре по итогам проведения смены
7.2 Игровая модель программы и система личностного роста
Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей. Таким образом, с целью развития творческого отношения к делу, трудолюбия, самостоятельности, ответственности, воспитания в детях здорового духа соперничества, участники программы вводятся в организационно - _деятельностную игру « Ростки успеха». Стимул игры: «Чьё дерево зеленее?»
Жизнь человека можно сравнить с деревом, где корни –это личностные качества человека, а плоды или листья – это цель и смысл жизни. И чем больше и сильнее будут его корни, тем больше листьев будет на дереве и тем успешнее и осмысленнее станет его жизнь.
Трём бригадам предлагается « посадить» своё дерево, с тем, чтобы к концу смены на нём было как можно больше листьев. Для этого необходимо проявлять качества по смыслу названия лагеря, а именно: Ответственность, Самостоятельность, Трудолюбие, Креативность, Инициативность. В начале смены дерево имеет 10 ростков по количеству детей в бригаде. В течение смены в зависимости от проявленных качеств они должны вырасти. Если ребёнок проявил Ответственность и Самостоятельность, то на его « росток» наклеивается стикер красного цвета с датой, если Трудолюбие – зелёный, если Креативность и Инициативность - жёлтый. Каждые три стикера одного цвета обмениваются на один зелёный лист, который приклеивается к ветвям дерева, на котором пишется фамилия участника смены. Таким образом, будет наглядно видно, какая бригада лучше и кто вносит больший вклад в общее дело.
А для того чтобы вовлечь всех ребят в активную деятельность, продумана система личностного роста:
Все участники игры считаются « учениками », Если на общем дереве фамилия ученика написана на двух листьях, он считается « Мастером», если на четырёх - « Профи». В конце смены они награждаются грамотами.
7.3. Система детского самоуправления в лагере
Детское самоуправление в лагере построено на принципах гласности, активности, творчества, уважения чужого мнения. Позиция взрослого на данной стадии: педагог-руководитель, основной организатор и координатор детских инициатив.
Целью детского самоуправления в лагере является:
• Расширение представления подростков о демократических нормах жизни общества.
• Формирование общественного мнения в бригадах.
• Развитие инициативы и самостоятельности детей.
• Воспитание ответственности за общее дело, коллективизма , активной позиции.
Структура самоуправления:
Высшим органом детского самоуправления лагеря является общий сбор (все воспитанники лагеря). На общем сборе в начале смены принимается Конституция лагеря, и заповеди лагеря., выбираются бригадиры и председатель совета бригадиров открытым голосованием, который присутствует на всех заседаниях «Совета старейшин»( воспитателей) и участвует в распределении работы между бригадами.
Высшим исполнительным и координирующим органом детского самоуправления в лагере является Совет бригадиров.
Совет бригадиров создается с целью обеспечения единства и взаимосвязи деятельности бригад, бригадных органов самоуправления.
Собирается ежедневно для выбора работы и подведения итогов дня.
Доклалывает председателю « совета старейшин»( начальнику лагеря) о решении наградить учеников своей бригады и обосновывают своё решение, делая об этом запись в « трудовой книжке» бригады.
Задачами деятельности Совета бригадиров являются:
• поддержка и развитие инициативы участников лагерной смены в целях повышения их социальной активности и культуры делового взаимодействия;
• содействие в осуществлении контактов по обмену опытом и взаимодействию органов самоуправления бригад.
• представление интересов и защита прав участников лагерной смены в Совете лагеря.
Конституция лагеря «РОСТКИ»
Раздел 1 Законы лагеря
Статья 1. Закон территории (без разрешения « старейшин» не покидать территорию лагеря).
Стать2. Закон времени или закон 0:0 (точность и рациональное использование времени).
Статья 3. Закон охраны природы.
Статья 4. Закон здорового образа жизни.
Статья 5. Закон бережливости и хозяйственного отношения к имуществу.
Статья 6. Законы взаимопомощи.
Раздел 2 Демократизация
Статья 1 Закон гласности (гласность осуществляется через информацию, ограничения определяются педагогической целесообразностью.
Статья 2. Закон активности и инициативы (принципы общественной значимости, знания, компетентности.
Статья 3. Закон творчества (использование всех своих творческих способностей).
Статья 4. Закон уважения чужого мнения (принцип поднятой руки.)
Раздел 3 Правила.
Статья 1 Чёткое выполнение распорядка дня.
Статья 2. Пропаганда здорового образа жизни.
Статья3. Выполнение требований педагогического коллектива, органов самоуправления.
Раздел 4. Права и обязанности
Права и обязанности одинаковы для всех членов отряда, лагеря. Независимо от возраста
каждый имеет браво:
-Участвовать в мероприятиях;
- Пользоваться информацией;
- Вносить предложения по работе лагеря;
- На присвоение очередного звания за соответственные достижения.
Заповеди лагеря
1. Чем больше трудностей, тем больше бодрости.
2. Получил задание – не пищи, лёгкой работы не ищи.
3. Развивайся, себя познавай, решения и планы свои уважай.
Схема самоуправления
ссссссссс
7.4 Схема взаимодействия с социальными партнерами
7.5.Ресурсное обеспечение
7.5.1.Кадровое обеспечение
№п/п | ФИО | Образование,специаль-ность | Место работы, занимаемая должность | Должность Должность в лагере | Опыт работы в организации каникулярного отдыха |
1. | Писная Елена Геннадьевна | Высшее, учитель | МАОУ «Школа №149, учитель иностранного языка | Начальник лагеря (куратор программы) | Начальник в школьном лагере 5 года, воспитатель в загородном лагере 10 лет |
2. | Балашова Елена Михайловна | Высшее, учитель | МАОУ «Школа №149 учитель технологии | Воспитатель | Воспитатель в школьном лагере 7 лет |
3. | Волков Сергей Александрович | Высшее, учитель | МАОУ «Школа №149 , учитель информатики | Воспитатель | Начальник в школьном лагере 1 год |
4. | Александрова Юлия Сергеевна | Высшее, учитель | МАОУ «Школа №149, учитель русского языка и литературы | Воспитатель | Воспитатель в загородном лагере 1 год |
5. | Сальников Владимир Васильевич | Высшее, учитель | МАОУ «Школа №149, учитель физической культуры | Инструктор по физической культуре | Инструктор по физической культуре в школьном лагере 5 лет |
6. | Щеголькова Наталья Владимировна | Средне-специальное, медицинская сестра | МАОУ «Школа №149, МБДУ №9, мед.сестра | Мед.сестра | Мед.работник в школьном лагере 2 года |
7. | Митрошина Людмила Алексеевна | Среднее Технический персонал | МАОУ «Школа №149 | Уборщик производственных помещений | Уборщик производственных помещений в школьном лагере 2 года |
7.5.2 Методическое обеспечение
- Электронные методические ресурсы
- Сценарии и рекомендации к проведению ключевых мероприятий:
- « Символы России» - интеллектуальная эстафета
- « В мире профессий» -устный журнал
- « Познай себя» -опросник
- « Я и мир профессий» - занимательная игра
- « Кто есть кто» - викторина
- Материалы для проведения мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения, воспитание основ безопасности жизнедеятельности
- Интерактивная викторина по пдд
- «Если хочешь быть здоров!» - викторина
- Правовая викторина
- Материалы по психологическому сопровождению программы
- Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн
- Модификация методики « Карта интересов» А.Голомштока
- Тест по выявлению способности к общению
- Анкета по профессиональному самоопределению
- Медиатека
- Презентация и интерактивная викторина по ПДД
- Видеоролики по ЗОЖ
- Онлайн –тесты на сайтах: http://www.ucheba.ru/profhttp:/ /www.proforientator.ru
7.5.3.Материально-техническая база
1. Наличие оборудованных помещений в лагере
Вид, название ресурса | Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные за обеспечение, состояние | ||||
ПОМЕЩЕНИЯ | |||||||
Кабинеты | Отрядная комната | Материальная база школы. | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал | ||||
Спортивный Зал, тренажёрный зал | Занятия спортом | Материальная база школы | Физкультурный руководитель | ||||
Спортивная площадка | Проведение линеек, общелагерных игр на воздухе, соревнований | Материальная база школы | Физкультурный руководитель | ||||
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Начальник лагеря, Воспитатели | ||||
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты | Материальная база школы |
Воспитатели | ||||
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медицинские работники | ||||
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь | ||||
Школьная столовая | Завтрак, обед, | Фонд социального страхования, муниципальный бюджет | Заведующая пищеблоком | ||||
Методический кабинет | Творческая мастерская , воспитателей | Материальная база школы | Старший воспитатель Воспитатели | ||||
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА | |||||||
Телевизор, | Просмотр тематических фильмов, детских передач | ||||||
Мультимедийная аппаратура | Сопровождение оформление, презентация мероприятий | Материальная база школы | Воспитатели | ||||
Компьютеры | Использование компьютерных технологий | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, | ||||
Копировальная техника | Тиражирование документации, методического материала | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, | ||||
Фото и видеоаппаратура | Проведение интервьюирования ветеранов | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, | ||||
ИГРОВОЙ ИНВЕНТАРЬ И РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ | |||||||
Спортивный инвентарь | Организация спортивно-оздоровительной работы | Материальная база школы | Воспитатели, вожатые | ||||
Настольные игры | |||||||
Краски, бумага, карандаши, пластилин, канцелярские инструменты и материалы | Организация занятий в творческих мастерских, отрядных дел, подготовка стендов, тематическое оформление смены | Материальная база школы | Начальник лагеря, Физкультурный руководитель |
7.6. План реализации программы
В рамках реализации программы трудовая деятельность осуществляется в следующих бригадах:
«Созидатели » | «Умельцы» | «Волонтёры» |
учащиеся, проявляющие интерес к ландшафтному дизайну и сельскохозяйственному труду | учащиеся, выполняющие ремонтные работы | учащиеся, выполняющие работы, связанные с оказанием помощи социальным партнёрам |
Задачи: 1.Высадить сирень на «Аллее Славы» - 2.Разбить цветники, 3.Следить за чистотой территории школы. | Задачи:
( домик, мельницу, плетень ,военную технику, цветы из вторичных материалов ) 2.Сделать мелкий ремонт мебели в школе. | Задачи:
|
план – сетка мероприятий
день смены , время | мероприятие | содержание | участники | ответственные |
1 день 1.06 | Приём детей в лагерь | Разделение по отрядам, медицинский осмотр | отряды по графику | начальник лагеря, медицинский работник |
8-30 | Общелагерная линейка | Знакомство с программой, игровым сюжетом | лагерь | Начальник лагеря |
9-30 | Отрядные мероприятия | Заполнение личных трудовых книжек Инструктаж по технике безопасности | отряды параллельно | Воспитатели |
10-00 | Музей занимательных наук Эйнштейниум | Экскурсия | По желанию | Писная Е.Г. |
12-00 | «Знаешь ли ты закон» | Правовая Викторина | Лагерь | Александрова Ю.С |
2 день 2.06 8-30 9-00 11-00 | сборы в отрядах Трудовая деятельность | формирование органов самоуправления, инструктаж, изучение самооценки и направленности личности, по плану воспитателей | отряды параллельно отряды параллельно | Воспитатели Воспитатели |
клуб юных кинологов | экскурсия | лагерь по желанию | Александрова Ю.А. | |
оформление отрядного уголка | Балашова Е.М | |||
3 день 3.06 10-00 11-00 | трудовая деятельность | (По примерному плану деятельности бригад ) | отряды параллельно | воспитатели |
спортивный час | Турнир по настольному теннису | отряды параллельно | Сальников В.В | |
«О колесе, колёсах, и авто …» | Посещение выставки | По желанию | Волков С.А. | |
4 день 6.06 10-00 11-00 | трудовая деятельность | (По примерному плану деятельности профильных звеньев) | отряды параллельно | воспитатели |
« Я и мир профессий» | Игра по профориентации | Лагерь | Александрова Ю.С | |
Посещение музея ГУ МВД | экскурсия | лагерь | Балашова Е.М | |
5 день 7.06 11-00 | « кто есть кто» | викторина по профессиям , | По желанию | Волков с.а |
спортивный час | посещение батутного парка | по желанию | Писная Е.Г | |
6 день 8.06 11-00 | отрядные мероприятия | По примерному плану деятельности профильных звеньев) | отряды параллельно | воспитатели |
Краеведческое ралли | Квест по Б.Покровской | По желанию | Балашова Е.М | |
« Познай себя» | он- лайн тестирование | Писная Е.Г | ||
7 день 9.06 10-00 | отрядные мероприятия | По примерному плану деятельности профильных звеньев) | отряды параллельно | воспитатели |
Ядерный щит России | экскурсия на ОКБМ | по желанию | Писная Е.Г | |
Символы России | интеллектуальная эстафета по станциям | |||
8 день 10.06 11-00 | отрядные мероприятия | По примерному плану деятельности профильных звеньев) | отряды параллельно | воспитатели |
Спортивный час | Занятие в тренажёрном зале | отряды параллельно | Сальников В.В | |
« Профессии в картинах русских художников» | Посещение художественного музея | По желанию | Балашова Е.М | |
9 день 14.06 11-00 | отрядные мероприятия | По примерному плану деятельности профильных звеньев) | отряды параллельно | воспитатели |
В мире профессий | Устный журнал | Лагерь | Александрова Ю.С | |
Посещение технического музея | экскурсия | по желанию | Волков С. А | |
10 день 15.06 | отрядные мероприятия | По примерному плану деятельности профильных звеньев) | отряды параллельно | воспитатели |
посещение машиностроительного завода | Промышленная зкскурсия | Писная Е.Г | ||
« Если хочешь быть здоров» | Викторина | Балашова Е.М | ||
11 день 16.06 | отрядные мероприятия | По примерному плану деятельности профильных звеньев) | отряды параллельно | воспитатели |
Посещение музея метрополитена | Экскурсия | Балашова Е.М | ||
« Познай себя» | психодиагностика | Индивидуально | Писная Е.Г | |
12 день 17.06 | отрядные мероприятия | По примерному плану деятельности профильных звеньев) | отряды параллельно | воспитатели |
Инерактивная викторина по пдд | воспитатели | |||
13 день 20.06 | отрядные мероприятия | По примерному плану деятельности профильных звеньев) | отряды параллельно | воспитатели |
Кинолекторий « сделай правильный выбор» | Видеоролики о ЗОЖ | лагерь | воспитатели | |
« познай себя» | психодиагностика | Отряды по графику | психолог | |
14 ДЕНЬ 21.06 | Посещение библиотеки им Никонова | Урок мужества « его имя носит библиотека» | лагерь | воспитатели |
Общелагерная линейка . Закрытие смены |
- ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ.
На подготовительном этапе при формировании лагеря:
- составляется социальный паспорт лагеря,
В ходе реализации программы отслеживается формирование личностных качеств подростка.
Мониторинговая карта программы
ТИП МЕТОДИКИ | НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ | НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ, | |
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД) | |||
Анкетирование Сбор и анализ информации Наблюдение
| Изучение интересов и потребностей ребенка Получение информации о качествах и поступках ребенка через его самохарактеристику Получение первичной информации об обучающихся, условиях семейного воспитания получение информации о характере ребенка | Заполнение личной карты (в планах воспитателей) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн Социальный паспорт, личные дела детей | |
ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД) | |||
Мониторинг - карта Карта интересов Индивидуальная и групповая работа Изучение продуктов деятельности детей, наблюдение, анализ Демонстрация творческих достижений участников программы | Получение информации о настроении ребенка и причинах такого настроения Изучение направленности ребенка Обзор интернет – ресурсов с тестами по профориентации Анкета по профессиональному самоопределению Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу, взаимодействие со сверстниками Получение обратной связи. Самооценка | «Карта настроения» « Профиль» - (модификация методики « карта интересов» А.Голомштока) Тесты « Личность и профессия», « Готовность к выбору профессии» , « Гуманитарий или технарь» «Дерево успеха », Информация в отрядных уголках Личная « Трудовая книжка» | |
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД) | |||
Рейтинг личностного и коллективного роста
Рефлексия
Анкетирование, беседы Наблюдение, фиксирование антропометрических показателей, анализ | Определение развития личности и коллектива: анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делах Подведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делах Получение информации о том, почему ребёнку понравилось пребывание в лагере Выявление степени удовлетворенности организацией лагерной смены Выявление степени сохранения здоровья и оздоровления детей | «карта личностного роста»; Анкета «что дал мне лагерь», тест «незаконченное предложение» (интервью с участниками смены) " чем мне запомнилась лагерная смена» Отзывы детей и родителей Ведение медицинского журнала |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По итогам реализации каждого из этапов программы предполагается положительная динамика количественных и качественных показателей, предусмотренных системой мониторинга программы:
- Сохранение и укрепление базового уровня здоровья детей;
- Создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки
- Создание в лагере благоприятного микроклимата, отсутствие негативных проявлений во взаимоотношениях участников программы, фактов правонарушений.
Социальными эффектами программы станут:
- Удовлетворённость спроса детей, родителей и социальных заказчиков программы на организацию оздоровительно-образовательной деятельности;
- Реализация потребности подростков в самопознании, саморегуляции, самоуправлении и самовоспитании, повысится самооценка.
- Формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
- Повышение мотивации к труду
- Формирование у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности
- Личностный рост участников смены в условиях игровой модели лагерной смены; повышение уровня коммуникативной активности;
По итогам участия в программе лагере обучающиеся
- Познакомятся с миром профессий
- Сформируют умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией
- Приобретут опыт совместной трудовой деятельности, практические навыки труда, сформируется уважительное отношение к старшим, творческое отношение к делу, самостоятельность, ответственность.
- Эффективностью и стратегической значимостью программы станет:Модернизация форм работы, накопление положительного опыта в организации отдыха и оздоровления детей и подростков;
- Обеспечение непрерывности единой системы образовательного процесса системы образовательного учреждения, Расширение сферы взаимодействия с социальными партнёрам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. –М. 2004.
- Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин. - М. 2008.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М. 2008
- Никульников А.Н. «Школьная площадка». -Новосибирск. 2006.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005
- Роткина Т.С., Курзова О.А. Уроки добра и милосердия. - О. 2007.
- Соколова Л. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе».
-Новосибирск. 2007.
- Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. -О. 2009.
- Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, 2007.
- Шмак Ани Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. -Спб. 2004.
- Вердебер Р. Психология общения. -М. 2003.
- ВинокуроваН.Лучшие тесты на развитие творческих способностей.-М.1999.
- Воспитательный процесс: Изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2001.
- Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства. - М. 2003.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! -М. 1996.
- Левашова С.А. Психолог и подросток; коммуникативно-двигательный тренинг. –Ярославль. 2004.
- Лутошкин А. Н. Как вести за собой. -М. 1978.
- Мануйлов Ю.С. Воспитание средой. -Нижний Новгород. 2003.
- Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. -Спб. 2003.
- Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль. 2003.
- Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. -М. 2004.
- Сысоева М. Н. Организация летнего отдыха детей. –М. 2003.
- Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. /Под ред. Дубровиной И.В.
-Нижний Новгород. 1995.
- Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М. 2003.
- Тимонин А.И., Тимонина Л.И. «Школа лидера». - Нижний Новгород. 2008.
- Титов. С.В. Добро пожаловать, игра! –М. 2004.
- Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. –Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии». 2006.
- Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов. – Нижний Новгород. 2007.
- Фопел К. Как научить детей сотрудничать. -М. 1999.
- Цветкова И.В. Школа социального успеха. -М. 2002.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. -М. 2009.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. –М. 2004.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Личная трудовая книжка участника
Выдаётся участнику программы лагеря в начале смены.
На первой странице даётся расшифровка смысла названия и цветовой символ данного качества.
На второй странице – личные данные.
Третья страница содержит сведения о работе, куда ученик ежедневно самостоятельно записывает то, что он делал в течение дня , а в графе « особые отметки» может написать своё отношение и эмоции.
На четвёртой и последующих страницах содержатся результаты диагностик
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего лагеря "Город детства"
В презентации представлена программа "Город детства" летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при общеобразовательной школе...
программа летнего лагеря
программа детской площадки "Диво-село". Программа посвящена 300-летию села Мильгидун....
Программа летнего лагеря
Краеведческая смена...
«СТРАНА МАСТЕРОВ» программа летнего лагеря (профориентационное направление)
В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о...
Программа летнего лагеря труда и отдыха "Команда твоего успеха"
Летние каникулы – время для организации труда и отдыха подростков, это лучшая пора для совершенствования возможностей ребёнка, вовлечения его в новые социальные связи, удовлетворения его интерес...
ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...
Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Летнее ассорти»
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...