Программа летнего лагеря
рабочая программа по краеведению по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ
Красноярская средняя общеобразовательная школа
с. Красный Яр,
Кривошеинский район, Томской области
Профильная краеведческая
программа
«Родными тропами»
летнего лагеря с дневным
пребыванием детей.
Программа рассчитана на детей 10 - 16 лет.
Срок реализации программы – 14 дней.
МБОУ Красноярская СОШ
2012 год
Паспорт программы
1. Название программы | Профильная краеведческая программа «Родными тропами» летнего лагеря с дневным пребыванием детей. |
2. Цель и задачи программы | Цели программы: > создание благоприятных условий и возможностей, позволяющих решить задачи непрерывного патриотического воспитания; > воспитание гражданственности, толерантности и правосознания, ответственности за судьбы малой родины и умение самостоятельно анализировать исторические факты; > оздоровление детей и организация полноценного отдыха учащихся во время летних каникул. Задачи программы: Наша программа способствует формированию у ребят: • интереса к истории родного села, края, к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности;
|
3. Направление деятельности | Краеведческое, образовательное, историко-патриотическое, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, культурно-досуговое. |
4.Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5. Ожидаемые результаты | 1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края. 2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов 3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков. 4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности, 5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории села. 6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности. 7. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек. 8. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста. |
6. Содержание программы | Форма: игра – путешествие «Родными тропами» Содержание потока: в ходе смены ребята путешествуют тропами: тропа «Мои земляки» тропа «Моя малая родина»
|
8. Сроки и этапы реализации. | Пришкольный лагерь расположен в основном здании МБОУ Красноярская СОШ с. Красный Яр, ул. Базарная, д.5. Длительность смены 14 дней. Сроки работы смены - c __________ по_________ Режим работы с 9-00 ч. до 14-00 часов. |
9. Оценка эффективности | Диагностическое обеспечение. |
10. Основные участники и исполнители программы | Учащиеся школы с 10 до 18 лет, педагоги школы. |
Пояснительная записка
Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Да и не нужна здесь пышность фраз, когда частичка края, в котором ты родился и вырос, дает тебе силы. Драгоценной россыпью светятся солнечным блеском окон домов, чистой улыбкой встречают тебя миллионы цветов на клумбах... И все это - твоя родимая сторонка.
Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.
Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, получены от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов.
Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.
Мы живем в селе. Его красивая природа, леса, речки, озёра привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.
Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; сформировать самосознание.
Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.
Лагерная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.
Актуальность программ
Одно из направлений воспитательной программы школы «Патриотическое воспитание». Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию.
В школе работает краеведческий музей, в котором собрано много материала о земляках ветеранах, о прошлом нашего села. Материалы музея используются для проведения классных часов и внеклассных мероприятий. Организуются экскурсии в музей. Для воспитания чувства патриотизма у детей нужно знать историю села, дома, улицы, района и т.д. Учить видеть красивое и прекрасное в нашем родном селе. Научить их гордиться нашими успехами и достижениями.
Для более глубокого погружения учащихся в историю своей Малой Родины, района необходимо непрерывное образование.
Лето - великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей. Исходя из этого, лето - это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья. В летний период непрерывность образования возможно осуществить через деятельность профильного лагеря.
Организация краеведческой смены летнего лагеря логично дополняет учебно - воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения, а также систему дополнительного образования в данном направлении.
Рассматривая различные формы организации смены, мы остановились на краеведческих мероприятиях.
Путешествуя по родным тропам, ребята знакомятся с историей школы, села, с его выдающимися людьми, с историей, культурой и традициями района и области. Продолжительность смены 14 дней, то есть 2 недели. Каждой неделе соответствует своя тропа ( «Мои земляки», «Моя малая Родина»), каждому дню – свой привал. Дела, соответствующие каждому привалу, усложняются от недели к неделе.
Программа «Родными тропами» разработана для учащихся 10-18 лет. Программа краткосрочная, реализуется в течение профильной смены.
Цели программы:
> создание благоприятных условий и возможностей, позволяющих решить задачи непрерывного патриотического воспитания;
> воспитание гражданственности, толерантности и правосознания, ответственности за судьбы малой родины и умение самостоятельно анализировать исторические факты;
> оздоровление детей и организация полноценного отдыха учащихся во время летних каникул.
Задачи программы:
Наша программа способствует формированию у ребят:
• интереса к истории родного села, края, к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности;
- уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, односельчанам;
- стремления к улучшению окружающей среды родного села;
- мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания;
- навыков ЗОЖ.
Принципы реализации программы
- Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
- Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
- Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
- Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
- Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
- Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.
- Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия профильной смены летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней смены профильного лагеря;
- разработка программы деятельности профильного лагеря;
- подготовка методического материала для работников профильного лагеря;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Родными тропами»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа по программе;
- работа над презентацией отряда.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
- Подведение итогов реализации программы
- Анализ реализации программы, корректировка
- Итоги диагностик.
5.Аналитическая деятельность
Рейтинг краеведческой смены определяется через проведение анкетирования на начало работы смены и её окончание.
6.Ожидаемые результаты.
1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов
3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.
4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности,
5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории села.
6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.
7. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.
8. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.
Условия реализации программы
1. Совместная заинтересованность в общем деле.
- воспитание ответственности;
- формирование социальной активности;
- органическое сочетание различных видов деятельности: досуга, оздоровления;
- обеспечение разумной дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка.
- следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, человек);
- вовлечение в дела и мероприятия смены всех детей.
Формы реализации программы.
Краеведческое направление программы – это приоритетная работа смены, и является основным блоком программы.
1. Краеведческий блок призван воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
Расширять кругозора учащихся, развивать их познавательных интересы. Воспитывать человека уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота Родины. Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда и пожилым жителям села, посещение библиотек, музея, конкурсы, подготовка презентации.
2. Блок безопасности, включает мероприятия по ПДД, пожарной безопасности, безопасности на воде. Проведение инструкций по охране труда.
3. Оздоровительный блок основан на мероприятиях физкультурно-оздоровительной тематике. Этот блок включает в себя спортивные игры, состязания, беседы о ЗОЖ, спортивные праздники, экскурсии.
4. Развивающий блок включает работу кружков, оформление презентаций, проведение викторин, игр.
Содержание программы
Форма: игра – путешествие «Родными тропами».
Содержание потока: в ходе смены ребята путешествуют тропами:
1-я неделя - тропа «Моя малая родина»»
2-я неделя - тропа «Мои земляки»
Содержание троп: каждому дню недели соответствует свой привал:
День Тропа | Понедельник- привал «Истори ческий» | Вторник- привал «Обря довый» | Среда- привал «Экскур- сионный» | Четверг- привал «Игровой» | Пятница- привал «Твор ческий» | Суббота- привал «Интел лектуаль ный» |
«Моя малая родина» 1 неделя | «Экскурсы в историю села и его улиц, района», «История моей школы», знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей и т.д | Встречи со старожилами села, знакомство с обычаями и традициями | Экскурсии в школьный музей, походы по досто-примеча-тельностям села, путешествия, экскурсии. | Разучивание народных игр, песен, конкурсы и т.д. | Праздники улиц, конкур-сы стихов красноярских поэтов, конкурсы рисунков. | Интеллек туальные марафоны, игра «Поле чудес», виктори- ны, демонстрация презентации |
«Мои земляки» 2 неделя |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы смены.
Раздел 1. Освоение царским правительством Сибири.
Татарское сибирское ханство.
Поход Ермака.
История возникновения оборонительных острогов.
Раздел 2. Достопримечательности района
Кривошеинский район на карте России.
Реки и озёра .
Экскурсия в школьный музей.
Раздел 3. История возникновения села.
Основание села Красный Яр.
Деревни окрест Красного Яра.
Экскурсия .
Раздел 2. Война в сердцах людей.
Село в годы ВОВ.
Экскурсия в школьный музей.
Раздел 3. Гордость села.
Знаменитые земляки.
ПЛАН РАБОТЫ
ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «РОДНЫМИ ТРОПАМИ»
1 неделя Тропа «Моя малая Родина» | 5 день Экскурсия к реке. Картографирование улиц поселка (работают 2 группы). | 9 день Страницы истории школы .«Село в годы ВОВ». |
1 день Комплектование отрядов. Вводное занятие. Линейка – старт профильной смены «Родными просторами» | 6 день Практическая работа с картами «Кривошеинский район на карте области и России». История больницы, экскурсия | 10 день Встреча со старожилами села . Веселые старты. Конкурс «Песня о Родине». Беседа «Село в годы ВОВ». |
2 день Картографирование улиц поселка (работают 2 группы). | 7 день Экскурсия к реке. Картографирование улиц поселка (работают 2 группы). Анализ собранного материала. | 11 день Встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами тыла. «Мы этой памяти верны» (возложение цветов к памятнику погибших в годы ВОВ). Подвижные игры. |
3 день Беседа о правилах поведения в общественных местах. ППД. Картографирование улиц поселка (работают 2 группы). | 2 неделя Тропа «Мои земляки» | 12 день Беседа «Герои родного села». Экскурсия в «Лесхоз с. Красный Яр (история) |
4 день Беседа «Основание родного села». Экскурсия в пожарную часть МЧС с. Красный Яр.. | 8 день Экскурсия в школьный музей «Память сердца моего». Подвижные игры. Диспут «Кто я, где мои корни?». | 13 день Экскурсия в с/библиотеку «Работа с исторической литературой». Спортивные игры. |
14 день Финальное мероприятие – демонстрация презентации по собранному материалу. Линейка «Подведение итогов смены» (общелаг. дело) |
Схема взаимодействия с социумом в реализации программы
«Родными тропами»
Диагностическое обеспечение.
Входящая - диагностика проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.
Цель: Изучение интереса учащихся.
Анкета на входе.
Диагностика интересов.
Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых в пришкольном лагере.
- Чем вы любите заниматься в свободное время?
- Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете?
- Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
- В какие игры вы любите играть?
- Каким видом спорта вы занимаетесь?
- Какие телепередачи вы любите?
- Чем бы вы хотели заняться летом?
- Интересуетесь ли прошлым нашего села?
Спасибо за ответы!
Итоговая – диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 10-16 лет).
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в пришкольным лагере.
Анкета на выходе.
1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в краеведческой смене?
Да |
Скорее да, чем нет |
Затрудняюсь ответить |
Скорее нет, чем да |
Нет |
2. Насколько интересно был организован твой отдых?
3. Что для тебя было самым интересным в профильной смене?
Участие в конкурсах, концертах |
Спортивные мероприятия |
Экскурсии |
Встречи с интересными людьми |
Закрытие потока |
Другое |
4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Поисковые |
Спортивные |
Организаторские |
Затрудняюсь ответить |
5. Твои предложения по проведению отдыха юных краеведов.
1. Материально – техническое обеспечение.
При работе летнего лагеря используется кабинеты начальных классов, спортивная площадка, а также:
- Раздевалка;
- Две туалетные комнаты;
- Спортивный зал;
- Библиотека;
- Столовая;
- Видеозал (кабинет информатики);
- Классные комнаты.
1. Аппаратура:
- Музыкальный центр;
- Телевизор;
- Видеомагнитофон;
- DVD;
- Микрофоны, диктофоны.
2.Спортивный инвентарь:
- Баскетбольных мяч;
- Футбольный мяч;
- Волейбольный мяч;
- Резиновые мячи разных размеров;
- Настольный теннис;
- Скакалки;
- Гимнастические обручи;
- Маты.
3.Развивающие игры:
- Шашки.
- Шахматы..
4. Настольные игры:
- Домино.
- Лото.
5. Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
6. Материал для кружковой работы.
7. Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.
8. Карта С. Красный Яр.
9. Карта окрестностей с. Красный Яр (леса).
2. Правила жизни в лагере
- Лагерь – наш дом, мы – хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от себя.
- Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.
- Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
- Игра – это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще.
3. Законы лагеря.
- Главный закон «Все новое узнай и в лагерь передай».
- Закон «Ноль-ноль» (Все делай вовремя, никогда не опаздывай).
- Мы в дружбу верим, все как один и руку дружбы всегда подадим.
- Будь всегда весел, бодр, никогда не падай духом.
- Будь настойчив и трудолюбив в задуманном
4. Инструктажи.
- Вводный инструктаж (начальник лагеря).
- Инструктаж по ПДД (воспитатели).
- Инструктаж по ТБ во время спортивных мероприятий (ответственный за спортивную работу).
- Инструктаж по ТБ при организации игр на территории (воспитатели).
- Текущие инструктажи (воспитатели).
Список используемой литературы.
1.Е.И. Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 г.
2.М.Е.Сысоева. Организация летнего отдыха детей. ГИЦ «Владос». М.2003 г.
3. Научно-методический журнал Заместителя Директора школы по Воспитательной работе. Центр «Педагогический поиск». 2000 – 2007 г.г.
4. Организация детского отдыха. Нормативно- правовые документы. ТЦ Сфера.
5. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база /сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
- Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов.
8. Внеклассная работа в начальной школе «Калейдоскоп увлекательных мероприятий» Авторы-составители: Е.М. Елизарова, Г.Н. Решетникова: «Учитель» Волгоград – 2005 г.
Администрация села
полиция
Совет
Ветера-нов
Школь-ная библио-тека
Сельская библио-тека
Сель-ский клуб
Профильный лагерь
Красноярский филиал Кривошеинской ЦРБ
Школьный музей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего лагеря "Город детства"
В презентации представлена программа "Город детства" летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при общеобразовательной школе...
программа летнего лагеря
программа детской площадки "Диво-село". Программа посвящена 300-летию села Мильгидун....
«СТРАНА МАСТЕРОВ» программа летнего лагеря (профориентационное направление)
В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о...
Программа летнего лагеря "Большое космическое путешествие"
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течени...
Программа летнего лагеря "Ровесник"
В данном материале предложен паспорт программы трудового лагеря "Ровесник", направление деятельности, направленность программы, цели и задачи трудового лагеря, прогнозируемые результаты....
ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...
Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Летнее ассорти»
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...