Программа по дополнительному образованию театр кукол "Скоморошки".
рабочая программа на тему
Программа расчитана на 3 года обучения в театре кукол. На возраст 10-13 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16.01.programma_kukolnogo_teatra_skomoroshki_na_3_goda_-_kopiya_1.docx | 568.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Прасалова Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования МОУ «Иогачская СОШ», Турочакский район
Муниципальное образование «Турочакский район»
Отдел образования Администрации Турочакского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Иогачская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА | УТВЕРЖДЕНА |
на заседании методического совета Протокол от 16 июня 2016 г. № 3 | Директор _________А.Д.Чибиеков Приказ № 136 от 23.06.2016 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
художественно-эстетической направленности
Театр кукол
Возраст обучающихся: 9-13 лет
Срок реализации - 3 года
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
Прасалова Елена Юрьевна
Иогач
2016
Паспорт программы
Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности Театр кукол «Скоморошки» |
Руководитель | Прасалова Елена Юрьевна |
Рецензент | Сорокина Евгения Петровна |
Организация-исполнитель | МОУ «Иогачская СОШ» |
Адрес организации исполнителя | с. Иогач, ул. Школьная б/н |
Телефон | 8 388 43 27 443 |
iogachschool@mail.ru | |
География программы | с. Иогач |
Целевая группа | Обучающиеся МОУ «Иогачская СОШ» 9-13 лет |
Цель программы: | Приобщение детей к творчеству и развитие художественно творческих способностей средствами театрального искусства. |
Срок реализации программы | 3 года |
Направленность | художественно-эстетическая |
Вид | модифицированная |
Уровень реализации | начальное, основное общее образование |
Уровень освоения | общекультурный |
Способ освоения | репродуктивный |
Краткое содержание программы |
|
Пояснительная записка
Театр - это волшебный край,
в котором ребенок радуется,
играя, а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова
Данная программа разработана на основании закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.), порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008), СанПИН 24.43172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г.), методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09 3242). Программа театра кукол «Скоморошки» разработана на основе примерной рабочей программы Детский фольклорный кукольный театр. Сборник методических материалов / Сост. Н.В. Филиппова. - Горно-Алтайск, 2015. -64 с., на основе программы Кукольный театр: программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы / автор-составитель А.Д. Крутенкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 200 с. и личного педагогического опыта.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность.
В Федеральном государственном Образовательном стандарте общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Театральная деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Под влиянием гаджетов и компьютерных игр подрастающее поколение развивает в себе психологические и телесные зажимы. Ребенок становится замкнутым, стеснительным и нервным. Возникает противоречие между виртуально-информационной насыщенностью детей и развитием их творческих способностей.
Одной из проблем современного ребенка является неумение общаться, проявлять свою индивидуальность, развивать творческий потенциал.
Главная идея программы - помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, сформировать позитивное, оптимистическое отношение к жизни.
Актуальность программы заключается в том, что она является комплексной, вариативной, на занятиях обучающиеся раскрывают свой духовный и творческий потенциал и получают реальную возможность адаптироваться в социальной сфере.
Новизна программы состоит в том, что художественные средства кукольного театра развивают в ребенке целый комплекс необходимых личных качеств. Занятия в театре кукол «Скоморошки» позволяют ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развить зрительное восприятие, пространственное мышление, фантазию, речь, художественное и ассоциативное мышление; обогатить эмоционально-образную сферу; сформировать позитивное и оптимистическое отношение к жизни.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система занятий позволит детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Цель программы: приобщение детей к творчеству, развитие художественно творческих способностей, средствами театрального искусства.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи.
Личностные:
- способствовать развитию способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; способствовать формированию целостного мировоззрения.
Метапредметные:
- развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- развитие компетентности в искусстве кукольного театра;
- установление причинно-следственных связей; построение логических рассуждений, умозаключений и выводов;
Образовательные:
- Раскрыть специфику театра как искусства: познакомить с историей, видами кукольного театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.).
- ознакомить с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации);
- изучить технологию и особенности изготовления куклы;
- освоить навыки, полученные в театрализованных играх, и перенести их в повседневную жизнь.
Воспитательные:
- содействовать развитию способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию в творческой области;
- способствовать формированию творческого мировоззрения.
- содействовать сплочению детского коллектива, воспитывать положительное отношение к совместным действиям;
- создать условия, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
- воспитать личность творца, способного осуществлять свои творческие замыслы.
- формировать нравственные качества гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- создать условия для проявления творческой активности, воспитания ответственности и творческой дисциплины;
- развивать интерес к театру как к виду искусства.
Развивающие:
- развивать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- развивать художественное и ассоциативное мышление;
- развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности.
Программа способствует:
- стимулированию познавательной деятельности обучающихся;
- развитию коммуникативных навыков;
- созданию социокультурной среды общения;
- развитию творческих способностей личности обучающихся;
- поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
- творческому использованию жизненного опыта ребёнка;
- профессиональному самоопределению обучающихся.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. При выполнении декораций и кукол применяются знания из областей изобразительного искусства, технологии, при подборе репертуара - знания в литературе, при подборе музыкального сопровождения к спектаклю - знания в музыки.
Программа рассчитана для детей 9-13 лет. Набор детей свободный. В группе могут заниматься 8-10 человек. Состав группы постоянный. Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности, начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.
Срок реализации программы 3 года – 204 часа. В год 68 часов по 2 часа в неделю. Продолжительность занятий – 1 час.
Осуществление деятельности театра кукол «Скоморошки» реализуется с 2015 года.
Формы и методы проведения занятий
Учитывая психологические и возрастные особенности детей, занятия проводятся очно с применением разнообразных методов и приёмов обучения: коммуникативных, наглядных, практических, здоровьесберегающих. Формы фронтальные, индивидуальные, групповые, парные. С целью создания условий для самореализации детей на занятиях в театре кукол используются:
- игровые элементы, стимулирующие инициативность и активность детей;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности для создания благоприятных социально-психологических условий свободного межличностного общения;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
Все это способствует комплексному развитию личности обучающегося.
Каждый ребенок на занятиях театра кукол активен, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Занятия строятся на основе принципов:
- доступности;
- вариативности;
- связи обучения с жизнью и жизненным опытом детей;
- развивающего характера обучения;
- психологического комфорта ребенка.
При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, принцип от простого к сложному, возможность выбора учащимися форм работы.
Планируемые результаты освоения программы
Театр кукол «Скоморошки»
Личностные:
ученик получит возможность:
саморазвития и самообразования на основе мотивации к обучению и познанию; формировать целостное мировоззрение.
Метапредметные:
- развивать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий,
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.
Образовательные:
ученик научится:
- изготавливать перчаточную куклу.
- изготавливать тростевую куклу (маппет).
- изготавливать афишу, декорации к спектаклю.
- управлять театральной куклой за ширмой.
- соблюдать правила игры и дисциплины.
- владеть своим телом, создавать пластические этюды.
- выполнять речевые упражнения.
- владеть голосовым диапазоном.
- воздавать индивидуальные и коллективные мини-сценки.
- выступать перед публикой.
ученик получит возможность научиться:
- проявлять свои творческие способности.
- анализировать выбранное произведение, сказку.
- владеть техникой речи.
- определять роль искусства в жизни человека.
- оформлять ширму, декорации.
- применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях в жизни и на сцене.
- импровизировать.
Воспитательные:
ученик получит возможность:
- развить способности к саморазвитию и самообразованию в творческой области;
- формировать творческое мировоззрение.
- проявить свои способности в детском коллективе, сформировать положительное отношение к совместным действиям;
- осуществлять свои творческие замыслы;
- формировать нравственные качества гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- формировать ответственность, дисциплину;
- развивать интерес к театру как к виду искусства.
Развивающие:
ученик получит возможность:
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- развивать художественное и ассоциативное мышление;
- развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности.
Критерии оценивания (формы аттестации)
В процессе обучения учащиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Наградой за старание служит радость от выступления перед публикой, мнение окружающих о спектакле, художественном номере. Причем важна не только оценка в целом, но индивидуальная оценка каждого участника – как он понравился окружающим. После премьеры спектакля, художественного номера каждый ребенок высказывает свое мнение о том, что у него получилось очень здорово, а где можно еще подтянуться. Поэтому необходима организация видеосъемки премьеры спектакля и сбор как можно большего количества мнений зрителей, педагогов, родителей.
Во время просмотра премьеры спектакля необходим подробный анализ положительных моментов и недочетов, при этом подчеркиваются позитивные стороны каждой ситуации.
Ежегодно театр даёт творческий отчёт – спектакль, где ребята демонстрируют результаты своей деятельности в течение года.
Программа театр кукол «Скоморошки» включает в себя:
- Историю создания театра, костюмов и декораций.
- Особенности и основы видов кукольного театра.
- Изготовление кукол и декораций.
- Приемы техники вождения куклы.
- Актерское мастерство.
Содержание программы
Учебно-тематический план на 2015-2016 год
Разделы дополнительного образования театр кукол | Количество часов | |
Теория | Практика | |
Раздел 1. «За кулисами кукольного театра» | 2 | |
Раздел 2. История кукольного театра. Театр и театральное искусство | 2 | |
Раздел 3. Выбор спектакля «Три поросенка» | 3 | 1 |
Раздел 4. Изготовление перчаточной куклы | 2 | 10 |
Раздел 5. Изготовление декораций к спектаклю | 3 | 7 |
Раздел 6. Упражнения для развития речевого аппарата | 4 | 4 |
Раздел 7. Актерское мастерство | 7 | |
Раздел 8. Принципы управления движения куклы | 1 | 4 |
Раздел 9. Работа над спектаклем | 2 | 10 |
Раздел 10. Изготовление афиши к спектаклю | 1 | 1 |
Раздел 11. Показ спектакля «Три поросенка» | 4 | |
Итого | 20 | 48 |
68 |
Раздел 1. «За кулисами кукольного театра» 2 часа
Вводное занятие «За кулисами кукольного театра». Знакомство с программой. Техника безопасности при организации занятий. Определение уровня подготовленности детей. Знакомство с понятиями и терминами. Понятия: мизансцена, декорация, реквизит, бутафория, сценический костюм, сценические эффекты, устройство сцены и зала.
Раздел 2. История кукольного театра.
Театр и театральное искусство 2 часа.
История происхождения кукольного театра. От истоков до нашего времени. Виды кукол. Три основных типа театров кукол:
1.Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками.
3. Театр кукол срединных, управляемых на уровне актёров-кукловодов.
Раздел 3. Выбор спектакля «Три поросенка». 4 часа.
Выбор сказки «Три поросенка». Чтение, обсуждение, анализ выбранного произведения. События, завязка, кульминация, развязка - окончание события. Распределение ролей. Чтение сказки по ролям.
Раздел 4. Изготовление перчаточной куклы. 12 часов.
Выбор материалов для изготовления различных персонажей кукол. Изучение ткани, материала. Подбор материала для каждого персонажа, продумывание образа куклы. Изготовление куклы и одежды для нее.
Раздел 5. Изготовление декораций к спектаклю. 10 часов
Выбор материалов на декорацию для ширмы. Продумывание, составление композиции из ткани и кожи. Изготовление бутафорий к спектаклю.
Раздел 6. Упражнения для развития речевого аппарата. 8 часов
Работа над интонацией, артикуляцией, логическим ударением, темпом, ударением. Работа над выразительностью, паузой, работа над дикцией, речевой моторикой, разучивание скороговорок, артикуляционные упражнения, упражнения на резонирование, на снятие телесных зажимов, упражнения для развития речевого аппарата, упражнения на владение интонацией.
Раздел 7. Актерское мастерство. 7 часов
Упражнения на снятие телесных зажимов, пластических тренингов, упражнения на память и внимательность, телесный джаз, театральные этюды на подражание, ролевые игры.
Раздел 8. Принципы управления движения куклы. 5 часов
Ознакомление детей с принципом управления движения куклы, работа над основным положением перчаточной куклы, работа над ролью, работа с куклой. Оценка происходящего через куклу. Остановка в движении. Ролевое соответствие. Считка.
Раздел 9. Работа над спектаклем. 12 часов
- Характер и образ в передаче интонации.
- Сравнение образа героя с предметом, издающим звуки.
- Упражнения для отработки навыков разговора куклы.
- Диалог героев. Вождение куклы.
- Упражнения на ширме, отработка походки.
- Работа над мизансценами. Работа с куклой.
- Взаимозаменяемость, импровизация.
Раздел 10. Изготовление афиши к спектаклю. 2 часа
Продумывание и изготовление афиши.
Раздел 11. Показ спектакля. 4 часа
Генеральная репетиция спектакля. Показ спектакля «Три поросенка»
Учебно-тематический план на 2016-2017 год
Разделы дополнительного образования театр кукол | Количество часов | |
теория | практика | |
Раздел 1. Вводное занятие | 1 | |
Раздел 2. Театр и театральное искусство | 3 | |
Раздел 3. Выбор спектакля «Репка на новый лад» | 2 | |
Раздел 4. Изготовление тростевой куклы маппет (с открывающимся ртом) | 1 | 11 |
Раздел 5. Изготовление декораций к спектаклю «Репка на новый лад» | 2 | 2 |
Раздел 6. Упражнения для развития речевого аппарата | 2 | |
Раздел 7. Актерское мастерство | 2 | |
Раздел 8. Работа над спектаклем «Репка на новый лад» | 3 | 7 |
Раздел 9. Изготовление афиши к спектаклю «Репка на новый лад» | 1 | 1 |
Раздел 10. Показ спектакля «Репка на новый лад» | 3 | |
Раздел 11. Выбор спектакля «Заюшкина избушка» | 1 | |
Раздел 12. Изготовление тростевой куклы ( маппет) | 12 | |
Раздел 13. Изготовление декораций к спектаклю «Заюшкина избушка» | 2 | 2 |
Раздел 14. Работа над спектаклем «Заюшкина избушка» | 2 | 5 |
Раздел 15. Изготовление афиши к спектаклю «Заюшкина избушка» | 1 | |
Раздел 16. Показ спектакля «Заюшкина избушка» | 2 | |
Итого | 20 | 48 |
68 |
Раздел 1. Вводное занятие. 1 час
Знакомство с программой. Техника безопасности при организации занятий. Определение уровня подготовленности детей.
Раздел 2. Театр и театральное искусство. 3 часа
Знакомство с театром Сергея Образцова, заведение словарей для театральных терминов, проведение тестов на выявление творческих способностей.
Раздел 3. Выбор спектакля «Репка на новый лад» 2 часа
Чтение, обсуждение сказки «Репка на новый лад», анализ выбранного произведения. Распределение ролей. Чтение сказки по ролям.
Раздел 4. Изготовление тростевой куклы (маппет) 12 часов
Выбор материалов для изготовления различных персонажей кукол. Изучение свойства поролона. Продумывание образа куклы. Изготовление куклы и одежды для нее.
Раздел 5. Изготовление декораций к спектаклю
«Репка на новый лад» 4 часа
Выбор материалов на декорацию для ширмы. Продумывание, составление композиции из ткани и кожи. Изготовление бутафорий к спектаклю.
Раздел 6. Упражнения для развития речевого аппарата 2 часа
Разучивание скороговорок. Работа над дикцией, речевой моторикой, выразительностью, паузой.
Раздел 7. Актерское мастерство. 2 часа
Упражнения на снятие телесных зажимов. Этюды на подражание.
Раздел 8. Работа над спектаклем «Репка на новый лад» 10 часов
Оценка происходящего через куклу. Остановка в движении. Ролевое соответствие. Считка. Этюдная работа, поиск образов. Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев. Репетиция спектакля с музыкой. Вождение куклы, отработка походки под свою музыку. Упражнения взаимозаменяемости, импровизации. Работа с декорациями. Репетиция отдельных сцен сказки, спектакля.
Раздел 9. Изготовление афиши к спектаклю «Репка на новый лад» 2 часа
Продумывание текста и дизайна афиши.
Раздел 10. Показ спектакля «Репка на новый лад» 3 часа
Показ спектакля «Репка на новый лад».
Раздел 11. Выбор спектакля «Заюшкина избушка» 1 час
Выбор сказки «Заюшкина избушка». Чтение, обсуждение, анализ выбранного произведения. Распределение ролей. Чтение сказки по ролям, распределение ролей по способностям детей.
Раздел 12. Изготовление тростевой куклы (маппет) 12 часов
Выбор материалов для изготовления различных персонажей кукол. Изучение свойства поролона. Продумывание образа куклы. Изготовление куклы и одежды для нее.
Раздел 13. Изготовление декораций
к спектаклю «Заюшкина избушка» 4 часа
Выбор материалов на декорацию для ширмы. Продумывание, составление композиции из ткани и кожи. Изготовление бутафорий к спектаклю.
Учебно-тематический план на 2017-2018 учебный год
Разделы дополнительного образования кукольный театр | Количество часов | |
теория | практика | |
Раздел 1. Вводное занятие | 1 | |
Раздел 2. Театр и театральное искусство | 3 | |
Раздел 3. Выбор спектакля «Емелино счастье» | 2 | |
Раздел 4. Изготовление тростевой куклы маппет (с открывающимся ртом) | 1 | 11 |
Раздел 5. Изготовление декораций к спектаклю «Емелино счастье» | 2 | 2 |
Раздел 6. Упражнения для развития речевого аппарата | 2 | |
Раздел 7. Актерское мастерство | 2 | |
Раздел 8. Работа над спектаклем «Емелино счастье» | 3 | 7 |
Раздел 9. Изготовление афиши к спектаклю «Емелино счастье» | 1 | 1 |
Раздел 10. Показ спектакля «Емелино счастье» | 3 | |
Раздел 11. Выбор спектакля «Колобок ледяной бок» | 1 | |
Раздел 12. Изготовление тростевой куклы маппет (с открывающимся ртом) | 12 | |
Раздел 13. Изготовление декораций к спектаклю «Колобок ледяной бок» | 2 | 2 |
Раздел 14. Работа над спектаклем «Колобок ледяной бок» | 2 | 5 |
Раздел 15. Изготовление афиши к спектаклю «Колобок ледяной бок» | 1 | |
Раздел 16. Показ спектакля «Колобок ледяной бок» | 2 | |
Итого | 20 | 48 |
68 |
Раздел 1. Вводное занятие. 1 час
Знакомство с программой. Техника безопасности при организации занятий. Определение уровня подготовленности детей.
Раздел 2. Театр и театральное искусство. 3 часа
Знакомство с системой К.С.Станиславского, проведение тестов на выявление творческих способностей.
Раздел 3. Выбор спектакля «Емелино счастье» 2 часа
Выбор сказки «Емелино счастье». Чтение, обсуждение, анализ выбранного произведения. Распределение ролей. Чтение сказки по ролям.
Раздел 4. Изготовление тростевой куклы маппет
(с открывающимся ртом) 12 часов
Выбор материалов для изготовления различных персонажей кукол. Изучения свойства поролона. Продумывание образа куклы. Изготовление куклы и одежды для нее.
Раздел 5. Изготовление декораций к спектаклю «Емелино счастье» 4 часа
Выбор материалов на декорацию для ширмы. Продумывание, составление композиции из ткани и кожи. Изготовление бутафорий к спектаклю.
Раздел 6. Упражнения для развития речевого аппарата 2 часа
Разучивание скороговорок, Работа над дикцией, речевой моторикой, выразительностью, паузой.
Раздел 7. Актерское мастерство. 2 часа
Упражнения на снятие телесных зажимов. Этюды на подражание.
Раздел 8. Работа над спектаклем «Емелино счастье» 10 часов
Оценка происходящего через куклу. Остановка в движении. Ролевое соответствие. Считка. Этюдная работа, поиск образов. Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев. Репетиция спектакля с музыкой. Вождение куклы, отработка походки под свою музыку. Упражнения взаимозаменяемости, импровизации. Работа с декорациями. Репетиция отдельных сцен сказки.
Раздел 9. Изготовление афиши к спектаклю «Емелино счастье» 2 часа
Продумывание текста и дизайна афиши.
Раздел 10. Показ спектакля «Емелино счастье» 3 часа
Показ спектакля «Емелино счастье». Анализ выступления.
Раздел 11. Выбор спектакля« Колобок ледяной бок»» 1 час
Выбор сказки «Колобок ледяной бок». Чтение, обсуждение, анализ выбранного произведения. Распределение ролей. Чтения сказки по ролям.
Раздел 12. Изготовление тростевой куклы маппет
(с открывающимся ртом) 12 часов
Выбор материалов для изготовления различных персонажей кукол. Выкраивание деталей из поролона. Продумывание образа куклы. Изготовление куклы и одежды для нее.
Раздел 13. Изготовление декораций к спектаклю
«Колобок ледяной бок» 4 часа
Выбор материалов на декорацию для ширмы. Продумывание, составление композиции из ткани и кожи. Изготовление бутафорий к спектаклю.
Раздел 14. Работа над спектаклем «Колобок ледяной бок» 10 часов
Оценка происходящего через куклу. Остановка в движении. Ролевое соответствие. Считка. Этюдная работа, поиск образов. Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев. Вождение куклы. Репетиция спектакля с музыкой. Вождение куклы, отработка походки под свою музыку. Репетиция спектакля. Упражнения взаимозаменяемости, импровизации. Работа с декорациями. Репетиция отдельных сцен сказки.
Раздел 15. Изготовление афиши к спектаклю «Колобок ледяной бок» 1 час
Продумывание текста и дизайна афиши.
Раздел 16. Показ спектакля «Колобок ледяной бок» 2 часа
Выступление перед публикой, показ спектакля «Колобок ледяной бок». Анализ выступления.
Методическое обеспечение
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
художественно-эстетической направленности Театр кукол «Скоморошки»
1. Научно-методические
Для обучающихся в кабинете оформлены:
- Папки с выкройками куклы.
- Образцы практических работ.
- Журналы и книги по театру.
- Оформлен стенд коллектива.
- Папка с репертуаром коллектива, сценарии и сказки.
- Шкаф с отделениями под реквизит и куклы.
- Ведется папка накопления материалов.
- Папка с личными делами обучающихся.
- Папка с дипломами и грамотами.
2. Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия.
Занятия театра кукол «Скоморошки» проводится в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборудован. Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте, с соблюдением условий хранения.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- Кабинет.
- Швейные машинки.
- Материалы для изготовления кукол. (Клеящие пистолеты, ткань, ножницы, иглы, нитки, пуговицы, поролон, декоративные элементы и др.)
- Ширма, театральные куклы.
Список литературы для педагога
- Алянский, Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г
- Артемьева, Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение,1991 г
- Детский фольклорный кукольный театр. Сборник методических материалов / Сост. Н.Ф.Филиппова.- Горно-Алтайск, 2015. – 64 с.
- Караманенко, Г.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» М., Просвещение, 1982 г
- Кидин, С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии / С.Ю. Кидин, отличник нар.просвещения, заслуж.работник культуры. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.
- Кукольный театр:программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы/ авт-сост. А.Д. Крутенкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 200 с.
- Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы / С.В.Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009. – 187 с.
- Наши руки не для скуки. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы. Перевод с английского Т.Ю.Покидаевой. Москва «РОСМЕН», 1998.- 65 с.
- Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 1991 г
- Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 1982г
- Путешествие в страну игр и театра: сценарии общешкольных мероприятий / авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 138 с.
- Театрализованные игры для младших школьников / сост.Р.В. Димитренко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 91 с.
- Театральная карусель: инсценированные истории и сказки / авт. – сост. Е.А. Гальцова. Волгоград: Учитель, 2009. – 215 с.
- Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 192с., с илл.- (Внимание: дети!).
- Федотов.А. Техника театра кукол. Государственное издательство ИСКУССТВО, Москва 1953 г.-180 с.
- Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. – М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.- (Театр и дети).
- Интернет –ресурсы:
http://www.docme.ru/doc/32777/zanyatiya-bloka-kukol._nyj--teatr
http://forum.in-ku.com/showthread.php?t=135595
http://www.liveinternet.ru/users/4437011/post254916832/
http://www.edu21.cap.ru/home/5100/teatr/ypragnenie/akter.htm
https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/
http://skazochnikonline.ru/index/scenarii_kukolnykh_spektaklej/0-2888
http://www.proshkolu.ru/user/nadegda797/blog/410016
Список литературы для родителей и детей
- Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г
- Артемьева Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение, 1991 г
- Наши руки не для скуки. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы. Перевод с английского Т.Ю.Покидаевой. Москва «РОСМЕН», 1998.- 65 с.
- Некрылова А.Ф Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 1991 г
- Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 192с., с илл.- (Внимание: дети!).
- Федотов.А. Техника театра кукол. Государственное издательство ИСКУССТВО, Москва 1953 г.-180 с.
- «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 1989
- Интернет-ресурсы:
http://www.docme.ru/doc/32777/zanyatiya-bloka-kukol._nyj--teatr
http://forum.in-ku.com/showthread.php?t=135595
http://www.liveinternet.ru/users/4437011/post254916832/
http://www.edu21.cap.ru/home/5100/teatr/ypragnenie/akter.htm
https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/
http://skazochnikonline.ru/index/scenarii_kukolnykh_spektaklej/0-2888
http://www.proshkolu.ru/user/nadegda797/blog/410016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Театр моды"
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификацииработников образования»Кафедра специально...
Программа дополнительного образования "Театр моды"
Настоящая программа направлена на развитие и реализацию человеческого потенциала в социально-бытовой сфере деятельности, включающей на современном этапе такие аспекты, как: предпринимательство, ...
Программа курса дополнительного образования "Театр миниатюр на английском языке"Рейнбоу".
Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, не для получения оценки, а просто потом...
Рабочая программа дополнительного образования театр мод «Дизайн костюма»
Рабочая программа дополнительного образования театр мод «Дизайн костюма» предназначена для учащихся 12-13 лет, 72ч, срок обучения 1 год...
Программа работы объединения дополнительного образования "Театр кукол"
Программа представляет собой оригинальный взгляд на возможности взаимодействия различных художественно-эстетической деятельности школников. Составлена с интеграцией с другими видами искусства и ...
Программа по дополнительному образованию театр кукол "Скоморошки".
Рабочая программа Театр кукол «Скоморошки» разработана на основе примерной рабочей программы Детский фольклорный кукольный театр. Сборник методических материалов / Сост. Н.В.Филиппо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования мини-театр «Актовый зал»
Рабочая программа полностью соответствует Федеральном государственному образовательному стандарту ООО и Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ЯСШ №2....
- Мне нравится (1)