Программа дополнительного образования "Театр моды"
рабочая программа (технология, 8 класс) по теме
Настоящая программа направлена на развитие и реализацию человеческого потенциала в социально-бытовой сфере деятельности, включающей на современном этапе такие аспекты, как: предпринимательство, технологическую и потребительскую культуру, профессиональную ориентацию. Она поможет подготовке обучающихся к активному участию в повседневной жизни, самоопределению в будущей профессии.
Актуальность.
Мода и дизайн – одно из сложных и интересных направлений в развитии технологического искусства. Изменения стилей одежды, тенденций моды обязывает учителя технологии находиться в постоянном поиске новых художественных идей с целью повышения эстетического вкуса у подростков в дизайне одежды и оформлении интерьеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_mody.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования г. Гусь-Хрустального
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей «Исток»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «ЦДОД «ИСТОК» _______________Дубова Т.А. «______»__________200__ год | РЕКОМЕНДОВАНА: Методическим советом МОУ «ЦДОД «ИСТОК» ______________________ «___»___________200__год |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ТЕАТР МОДЫ»
Возраст обучающихся: 12 – 14 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Учитель технологии МОУ СОШ № 1
Швагирева Марина Викторовна
г. Гусь-Хрустальный
2009 год
Пояснительная записка
Настоящая программа направлена на развитие и реализацию человеческого потенциала в социально-бытовой сфере деятельности, включающей на современном этапе такие аспекты, как: предпринимательство, технологическую и потребительскую культуру, профессиональную ориентацию. Она поможет подготовке обучающихся к активному участию в повседневной жизни, самоопределению в будущей профессии.
Актуальность.
Мода и дизайн – одно из сложных и интересных направлений в развитии технологического искусства. Изменения стилей одежды, тенденций моды обязывает учителя технологии находиться в постоянном поиске новых художественных идей с целью повышения эстетического вкуса у подростков в дизайне одежды и оформлении интерьеров.
Цель программы – создать условия для формирования у учащихся системы знаний о моде через активное включение их в создание коллекции моделей. Задачи:
- Освоить основы художественного конструирования и моделирования различных изделий.
- Формировать специальные знания, умения, навыки в области техники, технологии, экономики, экологии.
- Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность, ответственность и порядочность, культуру поведения и бесконфликтного общения, уважение к народным традициям и обычаям.
- Развивать инициативу, самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
Ведущими идеями и технологиями стали современные подходы к ведению образовательного процесса: технология развивающего обучения;
личностно-ориентированная технология с опорой на деятельностную составляющую.
Основные принципы, используемые при реализации программы:
- принцип гуманизации;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении технологическими приемами;
- принцип творческой успешности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности;
- принцип дифференциации.
Новизна программы заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения целей выполняемой работы и ее значимости для учащихся, его семьи, школы, общества и переходе к мотивированному выполнению заданного изделия. Кроме того, в программе включен инновационный курса «Основы проектирования и дизайна». Данный курс позволяет освоить основы современных компьютерных технологий проектирования и дизайна.
Достижение заданных целей и задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования).
Работа над проектом строится по принципу «от простого – к сложному», от технологических операций к творческой работе. Главным условием при этом является конечный результат, удовлетворяющий потребности конкретного пользователя. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Региональный компонент в программе реализуется через организацию и проведение конкурсов, фестивалей, смотров, ярмарок, посвященных национальным праздникам России на уровне школы, района, города.
Творческая деятельность учащихся развивается с помощью интеграции содержания с общеобразовательными предметами: информатика, черчение, химия, история Владимирского края, математика, русский язык, литература.
Данная программа рассчитана на 144 часа в год (3 года обучения), на 4 часа изучения предмета в неделю, что способствует глубокому освоению технологий швейного производства, овладения основами компьютерного проектирования и дизайна, а также совершенствованию технологических навыков при создании собственного имиджа.
Учащиеся 6 класса будут заниматься по теме «Технология обработки поясного изделия», 7 – 8 классов – «Технология обработки поясного и плечевого изделия», что способствует широкому спектру выбора моделей.
Таким образом, распределение учебных часов для изучения разделов программы таково:
- Вводный урок – 4часа.
- Швейные материалы – 4 часа.
- Анатомия моды – 8 часов.
- Основы моделирования и проектирования – 24 часа.
- Технология обработки изделий – 12 часов.
- Технология изготовления изделий – 54 часа.
- Декоративно-прикладное творчество – 34 часа.
- Проект – 4 часа.
В результате освоения полной программы
учащиеся должны знать:
- сведения о роли техники и технологий в современном обществе.
- виды фурнитуры, прокладочных и отделочных материалов, используемых при изготовлении швейных изделий;
- о стилях в одежде;
- правила работы с информацией и технологической документацией;
- о компьютерных программах общего и специального назначения и их использование для конструирования и моделирования швейных изделий;
- виды поясных изделий, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к швейным изделиям;
- правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы поясных изделий;
- особенности моделирования поясных изделий на основе чертежа, способы моделирования различных поясных изделий;
- знать законы художественного конструирования,
- использовать компьютерные программы для создания изделий;
- назначение, конструкция, технология выполнения и условных графических обозначений швов: стачных и краевых;
- технологическую последовательность обработки срезов изделия, обработки застёжки;
- экономную раскладку выкройки на ткани, правила подготовки и проведения примерки;
- правила ухода за швейными изделиями, ВТО;
- выявление и исправление дефектов изделия;
- единство стиля, причёски, костюма, косметики;
- требования к качеству готового изделия.
учащиеся должны уметь:
- использовать в своей работе безопасные приемы труда;
- уметь подготавливать и оснащать рабочее место;
- подбирать фурнитуру и прикреплять ее к изделию ручным и машинным способом, использовать прокладочные и отделочные материалы;
- выдвигать деловые идеи;
- изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;
- соблюдать правила безопасности труда;
- правильно и красиво располагать текстовый и цифровой материал, контролировать качество выполняемых работ;
- использовать законы композиции при создании графических объектов;
- уметь проводить экспертизу и оценку изделий;
- создавать банк дизайнерских идей и предложений, разрабатывать и внедрять лучшие идеи;
- работать с журналами мод, читать и строить чертёж, моделировать выбранные фасоны моделей;
- выполнять машинные швы;
- выполнять раскрой ткани;
- проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество готового изделия.
Каждый год обучения заканчивается изготовлением и представлением проектных изделий, показывающих степень освоения программного материала, индивидуальное творчество детей, владение навыком работы в группе, способность реализовать собственное «Я» в костюме.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы программы | Количество часов по классам | ||
6 класс | 7 класс | 8 класс | ||
Вводный урок | 4 | 4 | 4 | |
Швейные материалы | 4 | 4 | 4 | |
Анатомия моды | 8 | 8 | 8 | |
Основы моделирования и проектирования изделий | 24 | 24 | 24 | |
Технология обработки изделий | 12 | 12 | 12 | |
Технология изготовления изделий | 54 | 54 | 54 | |
Декоративно-прикладное творчество | 34 | 34 | 34 | |
Проект | 4 | 4 | 4 | |
ИТОГО | 144 | 144 | 144 |
Содержание программы
- Вводный урок.
6 класс. Цели и задачи изучения курса в 6 классе. Содержание курса. Санитарно-гигиенические требования. Организация учебного процесса (4 часа).
7 класс. Цели и задачи изучения курса в 7 классе. Содержание курса. Санитарно-гигиенические требования. Организация процесса (4 часа).
8 класс. Цели и задачи изучения курса в 7 классе. Содержание курса. Санитарно-гигиенические требования. Организация процесса (4 часа).
- Швейные материалы.
6 класс. Натуральные волокна растительного и животного происхождения.
Виды тканей и ткацких переплетений. Прокладочные материалы, способы соединения их с тканью. Выбор ткани для изготовления изделия (4 часа).
7 класс. Химические волокна и ткани из них. Выбор материалов и фурнитуры для изготовления изделия (4 часа).
8 класс. Классификация текстильных волокон. Способы получения швейных материалов. Технологические свойства материалов (4 часа).
- Анатомия моды.
6 класс. Самая знаменитая школа моделирования в России (8 часов).
7 класс. Известные школы моды (Франции, Англии, Италии, Японии) (8 часов).
8 класс. Институты моды (8 часов).
- Основы моделирования и проектирования изделий.
- Искусство быть самим собой (4 часа).
6 класс. Классический стиль. Стиль элегантность.
7 класс. Традиционный имидж. Естественный (спортивный) имидж.
8 класс. Романтический имидж. Яркий имидж.
- Как создать гармоничный образ (6 часов).
6 класс. Композиция костюма. Центр композиции.
7 класс. Пропорции в одежде. Формы одежды.
8 класс. Зрительные иллюзии в костюме. Декор и рисунок.
- Что значит быть одетым стильно (6 часов).
6 класс. Типология женских фигур. Типология мужских фигур.
7 класс. Формы лица. Внутренние линии в костюме.
8 класс. Аксессуары.
- Как найти свои цвета (4 часа).
6 класс. Типы внешности. Теория времен года.
7 класс. Типы колорита.
8 класс. Гармония цветовых сочетаний.
- Создаем модель (4 часа).
6 класс. Юбки. Выбор модели, ткани для юбки.
7 класс. Брюки. Выбор модели и ткани для брюк.
8 класс. Платье. Выбор модели и ткани для платья.
- Технология обработки изделий.
- Конструирование и моделирование изделий
6 класс. Юбка. Конструкции поясных изделий. Правила снятия мерок (2 часа). Последовательность построения основы чертежа поясного изделия. Расчётные формулы (4 часа). Построение основы чертежа 1:4 и в натуральную величину (2 часа). Способы моделирования поясных изделий. Выбор модели (4 часа)
7класс. Брюки. Конструкции поясных изделий. Правила снятия мерок (2 часа). Последовательность построения основы чертежа поясного изделия. Расчётные формулы (2 часа). Построение основы чертежа 1:4 и в натуральную величину (4 часа). Способы моделирования поясных изделий. Выбор модели (4 часа).
8 класс. Платье. Конструкции плечевых изделий. Правила снятия мерок (2 часа). Последовательность построения основы чертежа плечевого изделия. Расчётные формулы (2 часа). Построение основы чертежа 1:4 и в натуральную величину (4 часа). Способы моделирования плечевых изделий. Выбор модели (4 часа).
- Технология изготовления изделия.
6 класс. Обработка юбки: (54 часа) обработка вытачек, складок; обработка боковых швов, застежки; обработка верхнего среза; обработка нижнего среза; ВТО, контроль качества; декорирование.
7 класс. Обработка брюк: (54 часа) обработка вытачек; обработка карманов; обработка боковых срезов; обработка шаговых срезов, среднего среза; обработка застежки; обработка верхнего среза; обработка нижнего среза; ВТО, контроль качества; декорирование.
8 класс. Обработка платья: (54 часа) обработка вытачек, рельефов; обработка боковых и плечевых швов; обработка воротника; обработка застежки; обработка горловины; обработка рукавов; обработка проймы, втачивание рукавов; обработка низа, ВТО; декорирование.
- Декоративно-прикладное творчество.
6 класс. Вышивка (34 часа): перевод рисунка на ткань; подготовка ниток; вышивание образцов и деталей одежды владимирским швом; обработка вышитых изделий.
7 класс. Вязание крючком (34 часа): основные приемы вязания крючком; вязание по схемам, изготовление образцов и деталей одежды.
8 класс. Декоративное вязание на спицах (34 часа): основные приемы вязания, виды петель и их образование; вязание по схемам; цветоведение, изготовление изделия.
- Творческий проект (4 часа).
Подготовка документов.
Защита творческого проекта.
Перечень лабораторно - практических работ
№ | Раздел | Название работы | Инструменты и материалы | Результат |
1 | Основные сведения о швейном производстве | Ассортимент швейных изделий | Лоскутки ткани, лупа, ножницы, игла | Образцы тканей |
2 | Сведения о швейных материалах | Классификация текстильных волокон Свойства тканей из химических и натуральных волокон | Ткани из натуральных и химических волокон, блюдце с водой, тигели для поджигания нитей | Образцы тканей из натуральных и химических волокон |
3 | Основы моделирования одежды | Композиция костюма | Журналы мод, эскизы , проекты | Индивидуальный альбом авторских моделей |
4 | Основы художественного проектирования изделий | Основы компьютерного проектирования и дизайна | Компьютер | Авторская идея модели |
5 | Устройство и работа промышленной швейной машины | Техника безопасности при работе на швейной машине | Швейная машина, нитки | Овладение инструментами при осмотре или ремонте машины |
6 | Технология машинных работ | Виды строчек и область их применения. Виды швов | Швейная машина, нитки, ножницы, лоскутки ткани | Образцы работ |
7 | Технология обработки поясных изделий: конструирование и моделирование изделия | Снятие мерок и запись результатов Расчёт конструкции поясного изделия по формулам Построение по своим меркам самостоятельно Зарисовка эскизов. Выбор модели | Метр, миллиметровая бумага, карандаш, лекало | Готовое лекало |
8 | Технология изготовления изделия | Подготовка выкройки к раскрою Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя Первая примерка, её особенности ВТО изделия | Детали кроя, выкройка, эскиз модели | Готовое изделие |
9 | Защита творческого проекта | Презентация работ учащихся | Изделие, теоретический проект | Мультимедийная презентация |
Список творческих заданий
№ | Раздел | Цель | Задание | Результат |
1 | Основные сведения о швейном производстве | Познакомиться с названиями тканей Выявить их отличительные признаки Сравнить цены и качество товара | Экскурсия в магазины «Ткани» нашего города | Покупка ткани для швейного изделия |
2 | Сведения о швейных материалах | Посетить Интернет – магазины | Подготовить дополнительную информацию о швейных материалах | Презентация |
3 | Основы моделирования одежды | Проанализировать тенденции моды 2008 – 2009 года в журналах мод | Изучить журналы мод, разработать эскизы, защитить проектов | Индивидуальный альбом авторских эскизов, конкурс на эксклюзивную модель |
4 | Основы художественного проектирования изделий | Освоить основы компьютерного проектирования и дизайна Выполнить эскизы в соответствии с типом фигуры | Разработать проект на компьютере | Авторская идея модели |
5 | Устройство и работа промышленной швейной машины. | Изучить историю создания швейной машины | Презентация | |
6 | Технология машинных работ | Изучить виды швов | Выполнить и проверить качество | Тестирование |
7 | Технология обработки изделий: конструирование и моделирование изделия | Формирование специальных знаний в области конструирования и моделирования | Подготовить сообщения, рефераты на тему «Индивидуальный стиль в одежде», «Индустрия моды: современный дизайнер», «Молодежный стиль в жизни современной девушки» | Выступление и анализ информации |
8 | Технология изготовления изделия | Продумать индивидуальность модели | Выбрать декор изделия (вышивка, оформление стразами, лентой и прочее) | Дизайнерское исполнение |
9 | Защита творческого проекта | Разработать критерии оценивания работ | Подготовить защиту творческого проекта | Фестиваль «Модный базар» |
Литература
Для педагогов
- Арциховский А. В. Одежда // История культуры древней Руси. М.; Л., 1948.
- «Бурда» - журнал моды. 2005 – 2009 год.
- Екшурская Т.Н. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. СПб. Лениздат, 1992.
- Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. – ТОО «Лейла», 1994.
- Левашева В. П. Об одежде сельского населения//Труды Государственного Исторического музея. М., Вып. 40, 1966.
- Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
- Орлова Л.В. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988.
- Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. 2006.
- Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. – М., 2000.
Для учащихся
- «Бурда» - журнал моды. 2005 – 2009 год.
- Екшурская Т.Н. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. СПб. Лениздат, 1992.
- Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. – ТОО «Лейла», 1994.
- Орлова Л.В. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988.
- Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. 2006.
- Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"
Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...
Программа ДО студия моды "Калейдоскоп"
Современная мода очень изменчива, порой непонятная, а иногда просто вызывающая, как помочь разобраться в новых веяниях и стилях в одежде? Как шагать в ногу с модой без особых материальных затрат...
Программа дополнительного образования "Театр моды"
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификацииработников образования»Кафедра специально...
Рабочая программа дополнительного образования "Студия моды"
Предмет изучения - процесс моделирование одежды, - как процесс создания одежды от проектирования до готового изделияПрограмма включает в себя несколько информационных и практических блоков:1) освоение...
Программа дополнительного образования для учащихся 5-9 классов "Театр моды "Шанс"".
Отличительной особенностью программы "Театр моды "Шанс"" является практическая направленность, она призвана помочь учащимся видеть проблему, самостоятельно критически осмыслить и найти пути рациональн...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мода и стиль»
Программа «Мода и стиль» предназначена для детей 11-13 летнего возраста и рассчитана на один год обучения (68 часов)....
Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»
Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...