Программа работы объединения дополнительного образования "Театр кукол"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему
Программа представляет собой оригинальный взгляд на возможности взаимодействия различных художественно-эстетической деятельности школников. Составлена с интеграцией с другими видами искусства и художественной деятельностью учащихся, воспитательная направленность, особенности возраста обучающихся, описание форм и метов работ, включая выставочную, "ярмарочную" деятельность детей, постановки кукольного театра, условия реализации программы и планируемая результативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_obedineniya_dopolnitelnogo_obrazovaniya_._teatr_kukol.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Программа
работы объединения
дополнительного образования
«Театр кукол»
Автор: педагог дополнительного образования
Кравченко Марина Павловна
г.о. Балашиха
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность программы.
Кукольный театр-это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности. Это вид искусства, где человек может научиться и театральному и изобразительному искусству одновременно.
Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорация – живопись, пьеса – литература. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества.
Поиск и эксперимент должен стать основой существования творческого коллектива.
Содержание программы по обучению учащихся направлено на эстетическое воспитание, созданию атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
На занятиях учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят. Знакомя их с оформлением и изготовлением кукол, но и дает им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Для успешного освоения программы и овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в приемах исполнения кукол необходимо, чтобы теоретические и практические занятия, специальной технологии и практическому обучению проводились одновременно с изучением каждой темы, предусмотренной программой.
Занятия, построенные таким образом, чтобы помочь учащимся открыть увлекательный мир превращений, сказочных «оживлений», безграничность пластических форм кукольных представлений, искания самых невероятных сочетания материалов, придумывание фантастических сюжетов, неожиданных персонажей.
В процессе знаний по изучению специальной технологии изготовлению кукол входит: основы планирования и организации труда, контроль над качеством продукции, последовательность изготовления кукол, изучение инструментов и приспособлений, правил пользования ими в процессе работы, обучение правил безопасности труда и личной гигиены.
После изучения тем программы предусматривается выполнение школьниками кукол в материале и к концу года подыскивается спектакль и его постановка.
2. Цель:
- познакомить с профессией кукольного театра, с разными видами кукол;
- познакомить с разными конструкциями кукол и системами их управления;
- обучить навыкам и приемам изготовлению кукол.
- воспитывать художественно-эстетическое восприятие мира.
3. Задачи:
- раскрыть особенности театра как вида искусства, о его истории, современном этапе развития;
- развивать творческие способности, воображения, фантазию, образного мышления; особенностей художественного образа;
- сформировать у обучающихся целостное восприятие театрального искусства.
4. Воспитательные аспекты.
Реализация программы театральных художник способствует формированию художественной культуры обучающихся. Программа направлена на профориентацию обучающихся и развитие их творческих способностей, коммуникабельности и социализации.
5. Возраст, возрастные особенности.
Программа рассчитана на 2 года обучения и создана для детей младшего и среднего школьного возраста. Программа учитывает возрастные особенности школьников, в неё включены изготовление кукол, декораций и реквизитов, создание плаката - афиш к спектаклям, проведение кукольных спектаклей, выставки детского творчества.
6. Формы работы.
Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: учебное занятие, проведение кукольных спектаклей, выставки детского творчества.
По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.
7. Методы работы.
При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций видов кукол; объяснение, показ, демонстрация правил кукловождения, выставка творческих работ; сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ, инструктаж.
Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы детей и работы группами, а также деятельность всего объединения.
8. Условия реализации программы – 2 года
В реализации программы участвует 2 группы обучающихся 2-6 кл., по 15 человек. Занятия младшей группы проходят 2 раза в неделю по 1ч., занятия старшей группы по 2 часа 1 раз в неделю, в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.
9. Результативность.
В процессе обучения дети осваивают основные приемы изготовления кукол, декораций и реквизитов, создают плакаты - афиши к спектаклям, реализуют свои творческие способности посредством участия в спектаклях (на уровне классов, школы).
10. Связь с другими объединениями основным образованием и будущей деятельностью.
К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении, а также могут продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего возрасту.
11. Тематический план (организационно-массовая работа).
- Изготовление кукол, декораций.
- Участие в школьных выставках.
- Участие в школьных ярмарках.
- Проведение кукольных спектаклей.
12. Содержание программы 1 года обучения.
- Профессия кукловода, правила безопасности труда и личной гигиены.
- Знакомство с театральными куклами и их изготовлением (способом управления, хранения кукол и декораций, с подвижными и неподвижными куклами, с видами кукол их изготовлением).
- Знакомство с правилами кукловождения.
- Подготовка и проведение кукольных спектаклей.
Содержание программы 2 года обучения.
- Знакомство с Русским народным костюмом: эпохи, стили, мода от древнего Египта до модерна.
- Знакомство с художественным моделированием из различных материалов, правила безопасности труда и личной гигиены.
- Знакомство с технологиями изготовления костюма.
- Знакомство с прическами и украшениями различных времен.
- Знакомство с Русскими обрядами и традициями.
- .Ознакомлением с механическими куклами, с видами механизма и изготовлением кукол.
- Знакомство с тростевыми куклами (конструкция, материал, изготовление тростевых кукол).
- Знакомство с кукольным теневым театром (материал, изготовление экрана, кукол, декораций, источником света).
- Знакомство с куклой – марионеткой (материал, крепление, изготовлением куклы, управление марионеткой).
- Изготовление кукол из носового платка.
- Подготовка и проведение кукольных спектаклей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ
первый год обучения
№ темы | Разделы и темы | Практика | Общее количество часов |
1 | Раздел 1. Введение. Из истории кукольного театра. Материалы как основа творчества. Правила безопасности труда и личной гигиены. | Беседа | 2 |
2 | Раздел 2. Ознакомление с театральными куклами и их изготовлением. Традиционные виды кукол по способу управления. Хранение кукол и декораций. | Конструкция кукол и система их управления. | 2 |
3 | Плоские и объемные куклы-фигурки. Подвижная и неподвижная (плоская из бумаги, объемная кукла-фигурка из папье-маше) | Конструкция кукол и система их управления. | 2 |
4 | Виды верховых кукол (перчаточные, гапитные и тростевые) | Конструкция кукол и система их управления. | 2 |
5 | Перчаточная кукла. Изготовление головы куклы из папье-маше. Куклы Бибабо. | Изготовление головок кукольных персонажей из папье-маше. | 6 |
6 | Изготовление бумажной головы (плоская, объемная) | Изготовление головок кукольных персонажей из бумаги | 4 |
7 | Изготовление мягкой головы из трикотажной ткани | Изготовление головок кукольных персонажей из трикотажной ткани | 4 |
8 | Изготовление кистей рук и ног. | Изготовление кистей рук и ног | 2 |
9 | Изготовление костюма куклы | Изготовление костюма куклы | 4 |
10 | Оформление костюма в соответствии с образом. | Изготовление костюма куклы | 4 |
11 | Куклы-животные | Творческая работа | 2 |
12 | Изготовление головы куклы | Изготовление головы куклы- животного | 6 |
13 | Изготовление перчатки для куклы. | Изготовление перчатки | 4 |
14 | Основные правила кукловождения. | Приемы управления куклами. | 2 |
15 | Афиша к кукольному спектаклю. | Создание плаката-афиши к спектаклю | 3 |
16 | Декорации, задник, занавес. Устройство сцены для кукольного спектакля. Театральные эффекты. | Творческая работа | 4 |
17 | Раздел 3. Подготовка к кукольному спектаклю: Куклы из бумаги для спектаклей по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Репка» и др. Перчаточные куклы, куклы с гапитом для спектаклей по мотивам сказок детских писателей: «Снежная королева», «Принцесса на горошине»Х.Андерсена; «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова; «Незнайка в солнечном городе» Н.Носова; «Красная шапочка», «Золушка» Ш.Перро; «Буратино» А.Толстого и др. | Выбор спектакля, кукол, изготовление декорации и реквизита | 23 |
18 | Итоговое занятие. | Постановка спектакля. | 2 |
Итого: 78 часов |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
второй год обучения
№ темы | Разделы и темы | Практика | Общее количество часов |
1 | Раздел 1. Русский народный костюм. История костюма. Эпоха, стиль, мода от древнего Египта до модерна. | Беседа | 2 |
2 | Художественное моделирование из различных материалов. Правила безопасности труда и личной гигиены. | Творческая работа | 2 |
3 | Прически и украшения различных времен. | Творческая работа | 2 |
4 | Готический стиль и мода в эпоху Возрождения. Технология изготовления костюма. | Изготовления костюма | 2 |
5 | Испанская мода XYI века. Технология изготовления костюма. | Изготовления костюма | 2 |
6 | Стиль и мода ренессанса. Технология изготовления костюма. | Изготовления костюма | 2 |
7 | Искусство Франции XYI века. Стиль и мода барокко. Технология изготовления костюма. | Изготовления костюма | 2 |
8 | Стиль и мода рококо. Технология изготовления костюма. | Изготовления костюма | 2 |
9 | Императорский стиль и мода XYIII века. Технология изготовления костюма. | Изготовления костюма | 2 |
19-20 | Практический романтизм XIX века Технология изготовления костюма. | Изготовления костюма | 2 |
10 | Смешение стилей. Технология изготовления костюма. | Изготовления костюма | 2 |
11 | Новое искусство. Стиль модерна. Технология изготовления костюма. | Изготовления костюма | 2 |
12 | Русские обряды и традиции. | Беседа | 2 |
13 | Традиции русского костюма. Куклы в русском крестьянском быту. | Изготовления костюма | 2 |
14 | Наряд русской куклы. Изготовление женского костюма Архангельской губернии. | Изготовления костюма | 2 |
15 | Изготовление женского костюма Олонецкой губернии. | Изготовления костюма | 2 |
16 | Изготовление женского костюма Вологодской губернии. | Изготовления костюма | 2 |
17 | Изготовление женского костюма Ярославской губернии. | Изготовления костюма | 2 |
18 | Раздел 2.Ознакомление с механическими куклами. Куклы с механизмами. Виды механизма. Изготовления куклы с механизмом. | Изготовления куклы с механизмом. | 6 |
19 | Тростевые куклы. Конструкция, материал (скелет, трость, крепление тростей, маскировка тростей, костюм). Изготовления тростевых кукол. | Изготовления тростевых кукол | 6 |
20 | Кукольный теневой театр. Материалы, изготовление экрана, кукол, декорации, источник света. | Изготовления экрана, кукол, декораций. | 4 |
21 | Куклы - марионетки. Материалы, крепление, изготовление костюма. Управление марионеткой. | Изготовления кукол - марионеток | 6 |
22 | Изготовление куклы из носового платка. | Изготовление куклы из носового платка | 2 |
23 | Раздел 3. Подготовка к кукольному спектаклю: Куклы – марионетки, тростевые куклы к литературным произведениям: «Стрекоза и Муравей» (по мотивам басни И.А.Крылова), Золушка, или Хрустальная туфелька (по мотивам сказки Ш. Перро) «Волк и семеро Козлят», «Конек-Горбунок» (по мотивам русской народной сказки) | Выбор спектакля, кукол, изготовление декорации и реквизита | 17 |
24 | Итоговое занятие. | Постановка спектакля. | 1 |
Итого 78 часов. |
13. Список литературы
- Деммени Е. Школьный кукольный театр. – Л.: Детгиз, 1960.
- Деммени Е.Призвание-кукольник. – Л.: Искусство, 1986.
- Королев М. Искусство театра кукол. – Л.: Искусство, 1973.
- Образцов С. Актер с куклой. – М.; Л.: Искусство, 1938. – Кн.1.
- Образцов С. Моя профессия. – М.: Искусство, 1981.
- Смирнова Н. И…оживают куклы. – М.: Дет. лит., 1982.
- Сперанский Е. Повесть о странном жанре. – М.: ВТО, 1982.
- Федотов А. Секреты театра кукол. – М.: Искусство,1963.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Гимнастика» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет
Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Баскетбол» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет
Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...
конспект мастер-класса "Увлекательная пластилинография" в рамках работы объединения дополнительного образования "Изостудия"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Шаховская гимназия» Конспект мастер-класса «Увлекательная пластилиног...
Календарно – тематический план работы объединения дополнительного образования детей «Судомоделирование»
Судомоделироваиие — один из видов технического творчества. Судомоделизм – это проектирование и постройка моделей и макетов судов и кораблей. Организация обучения детей судомоделированию – одна и...
Дистанционное обучение в работе объединения дополнительного образования «Исследовательская станция «Владения Нептуна»
Дистанционное обучение является одним из современных технологических подходов, который учитывает последние требования («вызов времени») и новейшие открытия науки. При подготовке презентаций и подготов...
Программа работы объединения дополнительного образования "Художник - оформитель".
Объединение дополнительного образования "Худдожник-оформитель" способствует привлечению учащихся к участию в школьных и классных делах, т.к. особенность декоративно-оформительского искусства - его аги...
Статья "Опыт работы объединения дополнительного образования "В стране рукоделия"
В данной статье описывается опыт работы объединени дополнительного образования детей "В стране рукоделия" (бисероплетение)...