Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилиновая сказка" нового поколения
методическая разработка на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилиновая сказка" нового поколения, написана на основе методических рекомендаций кафедры дополнительного образования ИРО Краснодарского края под редакцией Рыбалёвой И.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimenko_k.f._plastilinovaya_skazka._2017.docx | 65.74 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБОУ ДО ДДТ
от "__"____________20__г. Л.П.Зорина
Протокол № ______ м.п. «____»_________20__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Пластилиновая сказка»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: от 5 до 7 лет
Вид программы: авторская
Автор: Клименко Ксения Фёдоровна
педагог дополнительного образования
ст.Кавказская, 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилиновая сказка» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Направленность программы «Пластилиновая сказка» - художественная. Она представляет собой инструмент введения ребенка 5-7 лет в декоративно-прикладное творчество при помощи лепки из пластилина героев русских сказок и мультфильмов.
Актуальность программы заключается в социальной потребности детей видеть прекрасное в простом, а обязанность педагога взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту. Своими руками можно сделать прекрасные игрушки из пластилина. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Новизна программы «Пластилиновая сказка» состоит в использовании авторской техники лепки и современных педагогических технологий при обучении детей 4-6 лет лепке из пластилина.
Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способность к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса к лепке из пластилина, который представляет собой кладовую для фантазии и игры воображения. Соединив его ловкими руками, можно оживить всё, что захочешь. Можно дать вторую жизнь поделке из этого материала. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина. Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев, развивается мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Отличительными особенностями программы являются доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемами лепки из пластилина, доступность в восприятии детьми всех разделов программы за счет методики построения занятия, смены видов деятельности, которая обеспечивает интегрированный характер обучения. Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный сказочный материал для дошкольников.
Программное содержание по лепке включает в себя несколько этапов.
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном материале, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Первый этап – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй этап – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий этап – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Отличие данной программы от подобных ей в подборе и систематизации материала по изготовлению героев и объёмных композиций по мотивам русских сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Аленький цветочек», «Морозко», «Конёк-Горбунок», «Лиса, заяц и петух», «Царевна-лягушка», «Золотая рыбка» и мультсериала "Смешарики".
Адресат программы - дети дошкольного возраста.
Социальная ситуация развития дошкольников характеризуется особой значимостью деятельности ребёнка, опосредованностью его отношений с взрослыми, их образцами и оценками, следованием правилам, приобретением понятий. В процессе деятельности происходит усвоение знаний, формирование интеллектуальных сил, ориентировка в предметном мире, опосредуется вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье. Ребёнок в дошкольном возрасте 5-7 лет постепенно утрачивает детскую непосредственность, но ещё достаточно открыт для взрослых. Задача педагогов и родителей – не упустить этот этап детства, постараться не только помочь ребёнку освоить счёт и правописание, но и научить трудиться, радоваться преодолённым трудностям, гордиться своими достижениями, не потерять детскую любознательность и чем-нибудь увлекаться – музыкой, декоративно-прикладным творчеством, танцами – чем угодно. Дошкольный возраст, возможно, самый благоприятный период для развития мышления и творческих способностей. Ребенок развивает своё воображение, которое реализуется в таком виде деятельности как лепка из пластилина. У дошкольника 5-7 лет недостаточно развита крупная и мелкая моторика поэтому занятия лепкой будут способствовать её развитию. Наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению лепке из пластилина является дошкольный возраст 5-7 лет. Курс программы "Пластилиновая сказка" знакомит детей с русскими народными сказками и развивает умения лепить героев сказок из пластилина. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей и декоративно-прикладных умений и навыков для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путем, поэтому программа носит выраженный деятельностный характер. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам декоративно-прикладной деятельности.
Цель, задачи,уровень программы, объём и сроки
Цель программы | Развитие личности ребёнка путём овладения основами лепки из пластилина героев русских сказок. Уровень программы "Пластилиновая сказка" - ознакомительный, поэтому цель программы в знакомстве ребёнка с основами лепки из пластилина. Ребёнок открывает для себя мир сказок в новом формате . |
Задачи: | Образовательные: включение ребёнка в познавательную деятельность, приобретение навыков лепки из пластилина; Личностные: способствовать развитию культуры поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; Метапредметные: развитие мотивации к изучению сказок, способствовать развитию самостоятельности в изготовлении поделок, расширение мировоззрения и формирование нравственной позиции посредством знакомства с умными (поучительными ) сказками. |
Содержание программы | Программа создаёт условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлена на повышение психологической готовности ребёнка к включению в образовательную деятельность, практического погружения в процесс декоративно-прикладного творчества. |
Реализация программы | Для реализации программы создана интерактивная развивающая тематическая среда: видеоматериал, упражнения, наглядный материал, средства обучения. |
Срок реализации, особенности организации | На основании СанПиНа: объём программы рассчитан на: 1 год, - кратковременное пребывания детей в организации до 2,5 часа, - предельная наполняемость групп – 8 человек, - в группе могут быть дети разного возраста и пола, - состав группы может меняться. Виды занятий - практические и теоретические: занятия-сказки, занятия моделирования и конструирования. |
Режим занятий | Общее количество часов в год - 36 часов, - продолжительность одного занятия – 30 минут. - по 1-ому занятию 1 раз в неделю, |
Набор | Принимаются все желающие от пяти до семи лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. |
Форма проведения занятий | Форма проведения занятия очная. Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.
|
Образова- тельные технологии | Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, педагогика сотрудничества, заложенные в программу, дают возможность интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. |
Кадровые условия реализации программы | Реализовать программу " Пластилиновая сказка" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей в области декоративно-прикладного творчества. |
Результат реализации программы | Появление у учащегося первичного интереса к лепке пластилином. Предметные результаты:
- знание и правильное использование приемов доработки исходных форм; - правильное понятие и видение пропорций и соразмерности. Личностные результаты: Коммуникативные навыки:
Индивидуальные склонности к учебе:
Гуманистические навыки:
Научные навыки:
Здоровьесберегающие навыки: - проявляет умения самостоятельного ухода за собой -моет руки, умеет убрать своё рабочее место, делает зарядку, активно участвует в физкультминутках... Этические навыки: - умеет правильно вести себя, знает основы этикета. Метапредметные результаты: Моторные навыки:
Навыки устной речи:
Развита мотивация к изучению поведения героев сказок. Развита мотивация к самостоятельности. |
Результат обучения в количественном выражении | За время обучения каждый ребёнок сделает на занятиях не менее 20 поделок, 50% детей станут участниками конкурсов. |
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Наблюдение |
II. | Объёмные поделки на основе шаровидной формы. | 5 | 1 | 4 | Контрольные задания |
III. | Объёмные поделки на основе цилиндрической и конусной форм. | 5 | 1 | 4 | Упражнения |
IV. | Композиции на тему русских сказок. | 24 | 2 | 22 | Опрос |
V. | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | Наблюдение |
Итого: | 36 | 6 | 30 |
Содержание учебного плана
I. Вводное занятие.
Теория: Организация работы в объединении. Правила безопасности и гигиены при работе пластилином. Знакомство с терминами: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.
II. Объёмные поделки на основе шаровидной формы.
Теория: Объёмные поделки на основе шаровидной формы. Пластилиновый шар.
Практика: Изготовление поделок «Колобок», «Овощи», «Фрукты», «Гусеница», "Смешарики".
III. Объёмные поделки на основе цилиндрической и конусной форм.
Теория: Объёмные поделки на основе цилиндрической и конусной форм. Изготовление поделок «Змея», «Улитка», «Велосипед», «Мышка», «Мишка», «Зайчик», "Снеговик".
IV. Композиции на тему русских сказок
Теория: Работа над изготовлением героев, над композицией и оформлением работы.
Практика: Композиции на тему русских сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Аленький цветочек», «Морозко», «Конёк-Горбунок», «Лиса, заяц и петух», «Царевна-лягушка», «Золотая рыбка», «Золотой петушок».
V. Итоговое занятие.
Теория: Выставка детских работ.
Календарный учебный график программы
Дата начала и окончания учебного периода | ___ сентября 2017г. | до 31 мая 2018г. | |||||
Количество учебных недель | 36 | ||||||
Продолжительность каникул | Каникулы с 01.01 по 09.01 и с 01.06. по 31.08.
| ||||||
Место проведения занятия | МБОУ ДО ДДТ, ст. Кавказская | Кабинет №7
| |||||
Время проведения занятия Перемены - 10 минут | 1 группа | 2 группа | |||||
День пятница с 10.20 час. по10.50час |
| День пятница с 11.00 час. по11.30час | |||||
Форма занятий | Групповая | ||||||
Сроки контрольных процедур | Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (январь-февраль), итоговая внутренняя аттестация (май) | ||||||
Сроки выездов, экскурсий, походов... | Экскурсии на выставки: 1."Русская зима" - январь, 2."Город мастеров" - апрель | ||||||
Участие в массовых мероприятиях | Участие в выставках: 1."Русская зима" - январь, 2."Город мастеров" - апрель, в мероприятиях: 1.Новогодний праздник - декабрь, 2. Праздник мам - март, 3.Выпускной утренник - май | ||||||
п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Примечание | |||
1 группа | 2 группа | Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие (1 час) |
| ||||||
1 | Вводное занятие. Правила безопасности и гигиены при работе пластилином. | 1 | 1 | - | |||
Объёмные поделки на основе шаровидной формы (5 час) |
| ||||||
Объёмные поделки на основе шаровидной формы. Изготовление поделки «Колобок» | 1 | 1 | - | ||||
Изготовление поделки «Смешарик Совунья» | 1 | 1 | |||||
Изготовление поделки «Фрукты» | 1 | 1 | |||||
Изготовление поделки «Гусеница» | 1 | 1 | |||||
Изготовление поделки "Овощи" | 1 | 1 | |||||
Объёмные поделки на основе цилиндрической и конусной форм (5 час) |
| ||||||
Объёмные поделки на основе цилиндрической и конусной форм. Изготовление поделки «Змея» | 1 | 1 | - | ||||
Изготовление поделки «Грибы» | 1 | 1 | |||||
Изготовление поделки «Улитка» | 1 | 1 | |||||
Изготовление поделки «Велосипед» | 1 | 1 | |||||
Изготовление поделки «Мышка», «Зайчик» | 1 | 1 | |||||
Композиции на тему русских сказок (24 часа) | |||||||
Композиция на тему русских сказок . Изготовление композиции на тему «Курочка Ряба». | 1 | 1 | |||||
Оформление работы «Курочка Ряба». | 1 | 1 | |||||
Изготовление композиции на тему сказки «Колобок». | 1 | 1 | |||||
Оформление работы «Колобок». | 1 | 1 | |||||
Композиция на тему русских сказок . Изготовление композиции на тему сказки «Теремок». | 1 | 1 | - | ||||
Оформление работы «Теремок». | 1 | 1 | |||||
Изготовление композиции на тему сказки «Репка». | 1 | 1 | |||||
Оформление работы «Репка». | 1 | 1 | |||||
Изготовление композиции на тему сказки «Маша и Медведь». | 1 | 1 | |||||
Оформление работы «Маша и Медведь». | 1 | 1 | |||||
Изготовление композиции на тему сказки «Волк и семеро козлят». | 1 | 1 | |||||
Оформление работы «Волк и семеро козлят». | 1 | 1 | |||||
Изготовление композиции на тему сказки «Три медведя». | 1 | 1 | |||||
Оформление работы «Три медведя». | 1 | 1 | |||||
Изготовление композиции на тему сказки «Аленький цветочек». | 1 | 1 | |||||
Оформление работы «Аленький цветочек». | 1 | 1 | |||||
Изготовление композиции на тему сказки «Морозко». | 1 | 1 | |||||
Оформление работы «Морозко». | 1 | 1 | |||||
Изготовление композиции на тему сказки «Лиса, заяц и петух». | 1 | 1 | |||||
Оформление работы «Лиса, заяц и петух». | 1 | 1 | |||||
Изготовление композиции на тему сказки «Царевна-лягушка». | 1 | 1 | |||||
Оформление работы «Царевна-лягушка». | 1 | 1 | |||||
Изготовление композиции на тему сказки «Конёк-Горбунок». | 1 | 1 | |||||
Оформление работы «Конёк-Горбунок». | 1 | 1 | |||||
Итоговое занятие (1час) | |||||||
Итоговое занятие. Выставка детских работ. | 1 | 1 | - | ||||
Итого : | 36 | 6 | 30 |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 8-ю посадочными местами, учебные столы не менее 4-х, 8- стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть доска для работы мелом, полки для демонстрации наглядных пособий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
Работа над поделками из пластилина осуществляется при помощи наглядных пособий демонстрационного, иллюстрационного, раздаточного характера, таких как лепные программные изделия-образцы, картинки и иллюстрации сказок, мультфильмы. Для лепки необходим: пластилин, стеки, доски для работы с гладкой поверхностью, салфетки, палочки, ручки, заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления.
№ п/п | Наименование | Количество на 1 учащегося |
Цветной картон | 1 пачка | |
Пластилин восковой (18 цветов) | 1 пачка | |
Карандаш простой | 1 шт. | |
Стека | 1 шт. | |
Палочка или ручки | 1 шт. | |
Салфетки (мягкая чистая тряпка, влажные салфетки) | по 1 шт. | |
Лепные изделия-образцы | по 1 шт. на каждую тему | |
Коробки для хранения работ | по 1 шт. |
Информационное оборудование
видеоисточники - мультфильмы на тему русских сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Аленький цветочек», «Морозко», «Конёк-Горбунок», «Лиса, заяц и петух», «Царевна-лягушка», «Золотая рыбка», «Золотой петушок».
Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники):
http://chudopredki.ru/5609-lepka-iz-plastilina-dlya-detey.html
http://vk.com/topic-46264908_27633393, http://mirpodelki.ucoz.ru/publ/lepka/lepka_iz_plastilina
http://fb.ru/article/5990/lepka-iz-plastilina-ili-kak-pomoch-rebenku-nauchitsya-lepit-vse-na-svete
http://urokilepki.ru/category/lepka-iz-plastilina/page/2/
http://royallib.com/book/rashchupkina_svetlana/lepka_iz_plastilina.html
Кадровое обеспечение - реализовать программу "Пластилиновая сказка" может педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей в области основ декоративно-прикладного творчества - лепки из пластилина.
Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Пластилиновая сказка» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутренней итоговой аттестации освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися объединений муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Дома детского творчества муниципального образования Кавказский район".
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутренней итоговой аттестации, составленный педагогом.
Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик: Восприятие: «Чего не хватает?»; «Узнай кто это»; – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с.
Внимание: «Найди что пропало» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640
Память: «Запомни рисунки» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с.
Критерии оценивания:
Высокий уровень:
- ребёнок уверенно владеет приемами лепки из пластилина;
- умеет самостоятельно достигать цель;
- проявляет творческие способности.
Средний уровень:
- ребёнок неуверенно владеет приемами лепки из пластилина,
- недостаточная самостоятельность;
- замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
- ребёнок не овладел приемами лепки из пластилина;
- отсутствует самостоятельность, интерес;
- может действовать только с помощью взрослого.
Методические материалы.
Методы обучения:
Приёмы и методы организации занятий.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы:
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;
Учёт психофизических особенностей детей;
Создание атмосферы успеха.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Педагогические приёмы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,
взаимооценка и т.д.);
сотрудничество, позволяющее педагогу и учащемуся быть партнёрами в
увлекательном процессе образования.
Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение. Во время занятий нужно делать перерывы для релаксационных упражнений и пальчиковой гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Образовательные технологии ,
на которых основана программа "Пластилиновая сказка":
Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания характерны и для нашего учреждения, а применение этой технологии способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, вере в творческие силы, при этом нет принуждения и как правило наши дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом и направлены на создание условий, в которых психическое и социальное здоровье ребенка, направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми способствует развитию личности и укреплению здоровья ребёнка.
Игровые технологии являются проникающими во все иные технологии дошкольного воспитания, так как основным видом дошкольной деятельности – является игра. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их,
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам,
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных,
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Формы организации учебных занятий - беседа, игра, конкурс, наблюдение, практическое занятие, презентация, деловые и сюжетно-ролевые игры, конструирование, праздники.
Тематика и формы методических материалов по программе:
Демонстрационная лепка учителя.
Каждое новое изделие подается учащимся в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции или показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти, демонстрация мультфильма с героем из сказки.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по аннотации. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности, с развития движений в пальцах кисти. Развитие навыков мелкой моторики особенно важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Поэтому развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте – является одним из наиболее актуальных направлений.
Как раскрыть тему? Изделие "Гриб"
1. Подготовить пластилин для шляпки красного или оранжевого цвета. Раскатать из него шар средних размеров.
2. Положить шар на доску, держа его пальцами за боковую поверхность.
Надавливая пальцами вниз, поворачивать шар на доске, пока высота шара не
уменьшится примерно на одну четверть или на одну треть. С нижней стороны часть шара превратится в круглую плоскость. Остальная часть шара должна остаться круглой. Поэтому при придавливании держать шар надо аккуратно, пальцами давить вниз, стараясь не поломать его круглую форму.
3. Подготовить пластилин для лепки ножки гриба. Взять белого пластилина для шляпки.
4. Раскатать цилиндр толщиной, равной плоскому кругу на шляпке. Толщина ножки и плоскость шляпки должны совпадать. Техника такая: раскатывать и прикладывать к шляпке. Когда размеры совпадут, раскатывание закончить.
5. Отрезать от цилиндра неровный конец. От ровного конца отложить две толщины цилиндра и также отрезать.
6. Ножку и шляпку соединить придавливанием, стараясь не поломать их формы. Если один гриб украсить травкой, что придаст ему большую устойчивость, то такое изделие уже будет законченным и вполне эстетичным. Но назвать его композицией еще нельзя. Для композиции требуется вылепить еще один-два гриба и соединить их. Размер гриба зависит от величины шара для шляпки. От размера шляпки зависит размер ножки и величина всего изделия.
Поняв эту зависимость, дети могут самостоятельно вылепить еще два гриба разных размеров, разместив их на подставке. Затем показываем лепку травки для завершения композиции
Изделие "Травка"
1. Подготовить зеленый пластилин и раскатать из него цилиндрический жгут толщиной с карандаш.
2. На верхней стороне жгута вдоль него сделать защипы пальцами. Продольные защипы еще раз защипить поперек. Сделать острые "клювики".
Получится ряд травинок. Такие ряды травинок можно использовать в любых
композициях, огибая ими изделия или укладывая их рядами и изображая часть поля, луга, на котором растут цветы, грибы, деревья.
Пример: «Композиция на тему «Лесная сказочная полянка»
Базовая тема «Лесная сказочная полянка» расширяет тему по лепке грибов и травки. При исполнении форм грибов дети знакомятся с новыми приемами доработки исходных форм и соединения деталей между собой. Развивают глазомер, тренируются в пользовании схемами и условными графическими знаками, что приучает глаз к условностям чертежей. Тема насыщена разнообразием форм и универсальностью персонажей, воспринимается с интересом и активно выполняется.
На занятии при лепке грибов создаётся композиция с грибами, что и показано на учебном плакате. В этом случае предлагается к освоению следующий этап изучения приемов композиции. Композиция состоит примерно из трех грибов одного вида. Чтобы композиция была интересна зрителю, все предметы композиции должны быть разными по величине. Размещать их надо так, чтобы они не загораживали друг друга и были все хорошо видны. В то же время они не должны располагаться далеко и быть как бы по отдельности, не связанные между собой. Размещать их в ряд по росту тоже не следует. Самый большой должен быть в середине, а другие – по бокам для сохранения зрительного равновесия. Они должны расти как бы кучкой, как это и бывает в природе.
Семейка грибов укрепляется на подставке с помощью травки, окружающей грибы. При лепке такой композиции надо напомнить детям правила композиционного построения поделки. При правильных пропорциях изделий и ярких цветах пластилина эти небольшие композиции выглядят весьма привлекательно.
Дидактические материалы –
- предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус);
- орехи, желуди, плоды каштана , вермишель, кукуруза;
- цветной рисунок-плакат,
изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия,
-лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий
можно включить и лучшие детские изделия.
- таблицы-памятки, схемы, технологические карты;
- альбомы с образцами, фотографиями.
Алгоритм учебного занятия –
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),
2) организация рабочего места,
3) повторение пройденного материала,
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы,
текущий – во время выполнения практической работы и заключительный.
физкультминутки,
подведение итогов, анализ, оценка работ,
приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.
Список литературы.
Литература для педагога
1.Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М, 2003.
2.Кадр В.,Петров С. Сказки из пластилина.С-П. «Сфинкс СПб»,1997.
3. Лыкова И.А. Наши игрушки. Лепка из пластилина для детей 4-6 лет.М.2012.
4.Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.
5. Журнал от 5 до 6 лет. «Учимся играя».
Литература для детей
Книжки-малютки с народными сказками «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Царевна-лягушка».
Книги для детей «Аленький цветочек», «Морозко», «Конёк-Горбунок», «Золотая рыбка», «Золотой петушок», "Сказка о царе Салтане"...
Литература для родителей
1.Шаг за шагом. Пластилиновые фигурки животных. М.ООО «Издательство «ЭКСМО»,2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математическое воображение" Нового поколения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математическое воображение" нового поколения. Программа составлена на основе новых методических рекомендаций кафедры дополнительного образ...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Презентация: "Реализация Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей ) программы социально-педагогической направленности «Новое поколение»
Данная презентация демонстрирует результативность работы педагога дополнительного образования по программе социально-педагогической направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Новое поколение определяет…форум путешественников»
Является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Новое поколение определяет…форум путешественников» по профессиям:08.01.27 «Мастер общестроительных рабо...