Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Новое поколение определяет…форум путешественников»
рабочая программа по географии (11 класс)

Является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Новое поколение определяет…форум путешественников» по профессиям:

08.01.27 «Мастер общестроительных работ», 35.01.28 "Мастер столярного и мебельного производства", 08.01.28 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ", 15.01.05 "Сварщик ручной частично-механизированной сварки (наплавки)"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovina_a.v._forum_puteshestvennikov.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

      Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное Бюджетное Профессиональное

Образовательное Учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

 ПРИНЯТО

 на педагогическом совете

 

протокол №____от

«__» _____________20_____г.  

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ «МСМТ»

 __________ Е.А. Малыхина

 «__» _____________20_____г.  

 

                                           

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Новое поколение определяет…форум путешественников» 

Направленность программы: Туристско-краеведческая 

     Возраст учащихся: 15-17 лет

     Срок реализации: 1 год

 

 

 

                                               

                             Автор-разработчик:  

                                                                Головина Анастасия Васильевна

        методист

 

 

 

 

                                    г. Магнитогорск 2023

                                         Пояснительная записка

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Новое поколение определяет форум путешественников» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 № 273-ФЗ;  

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);  
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);  
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.);  
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);  
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).

          Содержание данной программы позволяет создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации к обучению географии, даёт стимул к самостоятельной работе по ее изучению.  

Основные характеристики программы.  

  1. Направленность программы: Туристско-краеведческая.  
  2. Актуальность: Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут значительно повысить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии.  
  3. Отличительная особенность программы: позволяет включаться обучающимся в общественные и экономические процессы России, обеспечивает доступность глобального знания и информации для каждого, способствует адаптации к возникающим изменениям. Интерактивная карта мира, кинопутешествия, презентации, квесты, дискуссии, позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес обучающихся.
  4.  Адресат программы:  данный курс рассчитан на обучающихся 15 – 17 лет.  
  5. Объём и реализация программы: программа рассчитана на 1 год обучения при условии 2 часов занятий в неделю. Количество часов за год 30.
  6. Цель образовательной программы: повышение уровня умений обучающихся анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в ситуациях, близких к реальным, жизненным. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. 
  7. Задачи образовательной программы:

Обучающие:

-сформировать умение извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты, СМИ);

-углубить и расширить знания по физической и экономической географии России и мира;  

-сформировать систему географических знаний как компонент научной картины мира;  

 Развивающие:

-развить познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;

-вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.  

  • познать характер, сущность и динамику главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

 Воспитательные:

  • научить понимать главные особенности взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • научить понимать закономерности размещения населения и территориальную организацию хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, понимать зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • сформировать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях, а также отношения к географии как к возможной области будущей практической деятельности;
  • сформировать навыки и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

           Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.  

 

  1. Условия реализации программы: Образовательная программа рассчитана на учащихся 15 – 17 лет. В группу принимаются все желающие при наличии свободных мест. Программа рассчитана на углубленный уровень освоения географической информации и предполагает 1 год обучения при условии 2 часов занятий в неделю. Она включает теоретические занятия и практическую работу. Количество часов в год 30 ч. Количество обучающихся в группе – 15 человек.

            При реализации образовательной программы могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

  1. Планируемые результаты обучения 

В конце курса обучающиеся сформируют умения анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом; научатся извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации.      

Предметные

  • углубление и расширение знаний по темам: «План и карта», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира», «Узнай страну», «Население России».
  • расширение и конкретизация представления о пространственной неоднородности поверхности Земли;
  • развитие картографической грамотности обучающихся посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  • извлечение информации из различных источников знаний, составление по ним комплексных страноведческих описаний и характеристик территории;

    Личностные

  • формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • повышение учебной мотивации обучающихся;
  • определиться с выбором профессии.

         Метапредметные

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

                             Содержание программы. Учебный план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы 

занятий

Форма

контроля

 

Всего  

Тео- рия

Прак- тика

1.1  

Вводное занятие  

1

1

0

Мини-

Лекция, интерактив-ная карта мира  

 

Раздел 1.Путешествия и географические открытия 

1.1  

География в древности.  

1  

1  

0  

Мини-

лекция  

Выступления  учащихся  

1.2  

Эпоха Великих географических открытий.  

1  

1  

0  

Уроки исследова-

ние,

дискуссии  

Презентация  

1.3  

Обозначение на контурной  карте маршруты великих  экспедиций  

1  

0  

1  

Практикум  

Отчѐт о работе  

1.4  

Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.  

1  

1  

0  

Уроки

исследова-

ние, викторина

Презентация  

                                 Раздел 2.Материки, океаны, народы и страны 

2.1  

Физико-географический обзор южных материков.  

1  

1  

0  

Уроки исследова-

ние, карта мира  

Обобщающая  таблица  

2.2  

Особенности природы Африки.  

1  

0  

1  

Урок-путешествие, дискуссии  

Отчёт о работе  

2.3  

Страны и народы Африки  

1  

0  

1  

Семинар  

Доклады  учащихся  

2.4  

Виртуальное путешествие  По Африке  

1  

0  

1  

Работа в группах  

Презентация  

2.5  

Особенности природы Южной  Америки

1  

1  

0  

Мини- лекция

Отчѐт о  работе

2.6  

Страны и народы Южной  Америки  

1  

0  

1  

Семинар  

Обобщающая  таблица  

2.7  

Особенности природы Австралии.  

1  

1  

0  

Работа в группах, квест  

Отчѐт о работе  

2.8

Особенности природы Антарктиды.  

1  

1  

0  

Урок- исследование

Доклады учащихся  

2.9  

Физико-географический обзор северных материков.  

1  

0  

1  

Самостоятель- ная работа в группах  

Обобщающая  таблица  

2.10  

Особенности природы Евразии.  

1  

0  

1  

Практикум  

Отчѐт о работе  

2.11  

Страны и народы Евразии  

1  

0  

1  

Семинар  

Тесты  

2.12  

Страны и народы Северной Америки  

1  

0  

1  

Работа в группах  

Презентация  

2.13  

Политическая карта мира  «Умники и умницы»

1  

0  

1  

Урок-игра,  

 Квест

2.14

Океаны Земли, их особенности.  

1  

1  

0  

Мини-

лекция  

Викторина  

Раздел 3.География России 

3.1

Административная карта  России  

1  

0  

1  

Практикум

 

3.2  

Часовые пояса. Поясное время.  

1  

1  

0  

Мини-

лекция  

Презентация  

3.3  

Общая характеристика природы России.  

1  

0  

1  

Самостоятель- ная работа в группах  

Доклады учащихся  

3.4  

Народы, населяющие Россию, их география.  

1  

0  

1  

Урок исследование

Отчѐт о исследовании  

3.5

Регионы России. Хозяйство Европейской части России.  

1  

0  

1  

Практикум  

Викторина  

3.6

Путешествие по «Золотому Кольцу»  

1  

0  

1  

Урок-путешествие

Презентация  

3.7

Озеро Байкал- жемчужина  Сибири

1  

0  

1  

Урок-  путешествие

Презентация  

3.8  

Регионы России. Хозяйство Дальнего Востока.  

1  

0  

1  

Практикум  

Тесты  

3.9

Россия в современном мире  

1  

1  

0  

Мини-

лекция  

Презентация  

3.10

Практическое решение заданий  по географии.  

1

0

1

Решение заданий в группах

 

3.11

Итоговое занятие  

1

1

0

Викторина  

 

ИТОГО  

30

12

18

 

 

                                   

                            Содержание учебного плана

  • Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний учащихся и их интересов.  
  • 1. Путешествия и географические открытия  

  • Теория. Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. Эпоха Великих географических открытий. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы.
  • Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. СеменовТян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И.
  • Практическая работа: Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.  
  • 2. Материки, океаны, народы и страны  

  • Теория. Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.  
  • Практические задания по описанию страны по плану.
  • 3. География России  

  • Теория. Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Страны-мировые лидеры по различным показателям. Определение стран по краткому описанию.  
  • Практические задания:
  • Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона.  
  • Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение объектов по краткому описанию.  
  • Итоговое занятие  

  • Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Проведение викторины.  

Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной программы «Новое поколение определяет форум путешественников».

       Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (Сан Пин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1 сентября

31 мая

30

1 раза в

неделю  

Методические материалы

  1. Сборники заданий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии (типовые экзаменационный варианты);
  2. Интерактивная  карта мира кабинета географии, атласы;
  3. Тематический раздаточный материал (презентации, карточки для викторин, задания для квестов).

Перечень материально-технического обеспечения

 

№ п/п

Наименование

1

Компьютер, проектор

2

Видеофильмы

3

CD-диски и USB- носители 

4

Опорные конспекты

5

Карточки, интерактивная карта мира, тесты, плакаты.

                                 Список литературы для педагогов:  

  1. Географические разминки: 8-10 классы / Д.В. Заяц, С.В. Рогачев. – М. : Чистые пруды. 2010. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 31).
  2. Обучающие задачи по географии России: 8-9 классы / С.В. Рогачев. – М. : Чистые пруды,  2007. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 3 (15)).
  3. Обучающие задачи по странам мира: 10-11 классы / С.В. Рогачев. – М. : Чистые пруды,  2007. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия

«География». Вып. 1 (13)).

  1. Интернет-ресурсы.

Список литературы для обучающихся:

1. Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2008, 2009.  

  1. Географические энциклопедии.  
  2. Географические атласы для средней школы.  
  3. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
  4. Интернет-ресурсы  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая подборка "Проектирование дополнительных общеразвивающих программ нового поколения в УДОД как условие повышения качества образования.

Аннотация. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования», одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на Федеральный государственный образовательн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математическое воображение" Нового поколения

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математическое воображение" нового поколения. Программа составлена на основе новых методических рекомендаций кафедры дополнительного образ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилиновая сказка" нового поколения

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилиновая сказка" нового поколения, написана на основе методических рекомендаций кафедры дополнительного образования ИРО Краснодарског...

Особенности внедрения и реализации общеразвивающих программ нового поколения в образовательном процессе по дополнительному образованию детей.

Актуальные вопросы разработки ДООП. Материал полезен педагогам, методистам образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Презентация: "Реализация Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей ) программы социально-педагогической направленности «Новое поколение»

Данная презентация демонстрирует результативность работы педагога дополнительного образования по программе социально-педагогической направленности...

Выступление «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ всех направленностей»

Выступление на тему: «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвиваю...