Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математическое воображение" Нового поколения
методическая разработка по теме
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математическое воображение" нового поколения. Программа составлена на основе новых методических рекомендаций кафедры дополнительного образования ИРО Краснодарского края под редакцией Рыбалёвой И.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimenko_k.f._matematicheskoe_voobrazhenie._2017.docx | 82.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБОУ ДО ДДТ
от "__"____________20__г. Л.П.Зорина
Протокол № ______ м.п. «____»_________20__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Математическое воображение»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (108 часов)
Возрастная категория: от 5 до 7 лет
Вид программы: авторская
Автор: Клименко Ксения Фёдоровна
педагог дополнительного образования
ст.Кавказская, 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Математику уже затем изучать надо,
что она ум в порядок приводит!»
М.В.Ломоносов
Дополнительная общеобразовательная программа «Математическое воображение» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математическое воображение» социально-педагогическая. Она представляет собой инструмент введения ребенка 5-7 лет в мир цифр, фигур и счета на основе игровой технологии. Программа знакомит с элементарными математическими представлениями, которые являются базой обучения детей в школе.
Актуальность программы заключается в социальной потребности раннего развития математических способностей детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения. Наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам мыслительной деятельности.
Дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Преимущество данной программы в знакомстве детей с миром точных наук при помощи сюжетно-ролевых, развивающих, логических, алгоритмических игр на занятиях-сказках, занятиях-путешествиях, занятиях моделирования и конструирования…
Новизна программы состоит в расширении форм работы на занятиях, обогащении содержания обучающими играми. Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся. Это средство расширения, углубления и закрепления знаний. Таким образом, дети включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.
Ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников опосредованно акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности. В конце каждой изученной темы проводится итоговая игра. Игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе.
Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса к математическим знаниям, потребности в развитии математических способностей, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Многократность отработки навыков и умений, повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы.
Дошкольники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Какой восторг и чувство собственного достоинства испытывает ребенок, участвуя в математической олимпиаде, как переживает чувство своей значимости, становясь не только участником, но и победителем. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
Отличительные особенности данной программы от подобных программ в систематизации материала - эффективность программы во многом зависит от того, как отобран и организован учебный материал, логические задания, наглядные пособия для показа и изготовляемые самими детьми.
Программа носит вариативный характер :
*как часть, входящая в общий комплекс системы раннего развития детей,
*как интегрированная программа (взаимосвязана с другими учебными предметами: развитие речи, изобразительная деятельность и музыка), *как отдельная программа обучения дошкольников элементарным математическим представлениям, которые являются базой обучения другим предметам. А также имеет тесную взаимосвязь с техническим, экономическим, экологическим и другими направлениями воспитательного процесса.
Каждое занятие – это поиск причинно-следственной связи изучаемого материала «Почему?», «Как получить?»…
Программа «Математическое воображение» знакомит детей с элементами таких наук как физика, астрономия, экономика и география, что расширяет кругозор детей и отражает практическое применение математических знаний в других областях знаний.
Авторскими находками данной программы являются: система учебно-тематического планирования, использование авторских игровых технологий в системе введения в мир чисел, содержание программы опирается на занятия, разработанные автором.
Адресат программы - дети дошкольного возраста. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к азам учения (математике), к родной культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Учитывая то, что характерными чертами детей является неравномерное развитие познавательных процессов и вследствие этого недостаточная развитость навыков общения и трудности в эмоциональной сфере, программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Обучение осуществляется по всем основным направлениям, в которых происходит развитие и становление личности ребенка, его вхождение в современный мир.
Поэтому курс программы "Математическое воображение" знакомит детей с элементами таких наук как математика, физика, астрономия, экономика, география, что расширяет кругозор детей и отражает практическое применение математических знаний в других областях знаний. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путем, поэтому программа носит выраженный деятельностный характер.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Преимущество программы "Математическое воображение" в знакомстве детей с миром точных наук при помощи сюжетно-ролевых, развивающих, логических, алгоритмических игр на занятиях-сказках, занятиях-путешествиях, занятиях моделирования и конструирования.
Цель, задачи,уровень программы, объём и сроки
Цель программы | Формирование познавательных интересов ребенка, развитие его математических способностей и адаптация ребёнка к школе. Уровень программы "Математическое воображение" - ознакомительный, поэтому цель программы в знакомстве ребёнка со спецификой предмета. Ребёнок открывает для себя мир науки математики, её элементарных понятий. |
Задачи: | Образовательные: включение ребёнка в познавательную математическую деятельность, приобретение навыков счёта и выполнения математических действий сложения и вычитания в пределах 10; Личностные: способствовать развитию культуры поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; Метапредметные: развитие мотивации к изучению математики, способствовать развитию самостоятельности, мировоззрения и нравственной позиции. |
Содержание программы | Программа создаёт условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлена на повышение психологической готовности ребёнка к включению в образовательную деятельность, практического погружения в процесс обучения в школе. |
Реализация программы | Для реализации программы создана интерактивная развивающая тематическая среда: игры, упражнения, наглядный материал, средства обучения (кубики, линейки, формы геометрических фигур, конструктор) и др. |
Срок реализации, особенности организации | На основании СанПиНа: объём программы рассчитан на: 1 год, - кратковременное пребывания детей в организации до 2,5 часа, - предельная наполняемость групп – 8 человек, - в группе могут быть дети разного возраста и пола, - состав группы может меняться. Виды занятий - практические и теоретические: занятия-игры, занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия моделирования и конструирования. |
Режим занятий | Общее количество часов в год -108 часов, - продолжительность одного занятия – 30 минут. - по 1-ому занятию 3 раза в неделю, |
Набор | Принимаются все желающие от пяти до семи лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. |
Форма проведения занятий | Форма проведения занятия очная. Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом. В течение года могут в объединениях проводиться массовые мероприятия: игры, конкурсы, праздники, концерты, выставки, поздравления. |
Образова- тельные технологии | Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. |
Кадровые условия реализации программы | Реализовать программу "Математическое воображение" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей. |
Результат реализации программы | Появление у учащегося первичного интереса к математике. Предметные результаты: Математические навыки:
Ребёнок умеет:
ребёнок имеет представление о размерах, весе, форме, времени, карте мира, физических явлениях, экономических понятиях; Личностные результаты: Коммуникативные навыки:
Индивидуальные склонности к учебе:
Гуманистические навыки:
Научные навыки:
Здоровьесберегающие навыки: - проявляет умения самостоятельного ухода за собой -моет руки, умеет убрать своё рабочее место, делает зарядку, активно участвует в физкультминутках... Этические навыки: - умеет правильно вести себя, знает основы этикета. Метапредметные результаты: Моторные навыки:
Навыки устной речи:
Развита мотивация к изучению математики. Развита мотивация к самостоятельности. Развиты основы мировоззрения и нравственной позиции. |
Результат обучения в количественном выражении | Переход для дальнейшего обучения в первый класс школы не менее 25% учащихся. |
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Подготовка к изучению цифр и чисел | 13 | - | 13 | Наблюдение |
II. | Знакомство с цифрами и числами. | 10 | 2 | 8 | Наблюдение |
III. | Упражнения и дидактические игры | 9 | - | 9 | Контрольные задания |
IV. | Геометрия для малышей | 12 | 2 | 10 | Тестирование |
V. | Конструирование для малышей | 10 | - | 10 | Наблюдение |
VI. | Физика для малышей | 3 | 3 | - | Опрос |
VII. | Состав чисел от 0 – 10 | 16 | 2 | 14 | Опрос |
VIII | Сложение и вычитание в задачах и упражнениях | 16 | 2 | 14 | Упражнения |
IX. | Экономика для малышей | 6 | 2 | 4 | Игра |
X. | Путешествие по карте | 3 | 3 | - | Тест |
XI. | Итоговые занятия | 7 | - | 7 | Контрольные задания, конкурсы |
XII. | Утренники | 3 | - | 3 | Наблюдение |
Итого: | 108 | 16 | 92 |
Содержание учебного плана
I. Подготовка к изучению цифр и чисел (13 час):
Практика: Вводное занятие: игры на знакомство, игры на выявление начальных знаний и умений детей. Урок Незнайки. Счет до 5. Сказка «Математический теремок» (узнавание цифр) Упражнение по сказке «Козлик, который умел считать до 10». Мешочек с секретом. Корзиночка с урожаем. Клад Кота Леопольда. Часы. В гостях у потерянного времени. Урок географии в числах. Лесенка цифр. Упражнение с цифрами. Лесная школа.
II. Знакомство с цифрами и числами(10 час)
Теория: знакомство с цифрами от 0 до 10;
Практика: упражнения с цифрами.
III.Упражнения и дидактические игры (9 час)
Практика: Упражнения и дидактические игры: «Математические палочки», «Цифры в пазлах»,«Кубики»,«Математическое лото», «9 клеток», «Рыбалка Кота Леопольда», «Жадный утенок», «Мы строители».
IV. Геометрия для малышей (12 час)
Теория: Точка. Линии. Геометрические фигуры.
Практика: Дидактическая игра «Геометрические фигуры»,
«Дорисуй фигуру», «Угадай-ка», «Линейка-помощница», «Геометрическое лото», «Головоломка Пифагора», «Танграм», «Говорящие фигуры», «Мы строители».
V. Конструирование для малышей(10 час)
Практика: Работа с бумагой, ножницами, клеем. Изготовление простейших моделей самолётов, корабликов, шапок, геометрических фигур, домиков, машин, аппликаций, блокнотов с цифрами.
VI.Физика для малышей(3 час)
Теория: Знакомство с терминами: физика, движение, состояние веществ, звук, сила, масса. Состояния вещества. Воздух, вода, огонь.
VII. Состав чисел от 0 – 10 (16 час)
Теория: Что такое состав чисел.
Практика: Дидактические игры и упражнения по изучению состава чисел от 1 до 10. «Весёлый сад», «Огород», «Транспорт», «Зоопарк», «Фрукты», «Математический поезд»…
VIII. Сложение и вычитание в задачах и упражнениях (16 час)
Теория: Задачи и упражнения.
Практика: Задачи шутки, решаемые по схеме, на взвешивание и переливание.
IX. Экономика для малышей(6 час)
Теория: Введение.
Практика: Дидактические игры: «Математический магазин. Монеты», «Математический магазин», «Игрушечный магазин».
X. Путешествие по карте (3 час)
Теория: Географическая карта, глобус. Знакомство с картой Краснодарского края. Карта мира.
XI. Итоговые занятия(5 час). Практика: Итоговые занятия.
XII.Утренники (5 час). Практика: Подготовка и проведение утренников: Новогодний, 8 марта, выпускной утренник.
Календарный учебный график программы
Дата начала и окончания учебного периода | 9 сентября 2017г. | до 31 мая 2018г. |
Количество учебных недель |
36 | |
Продолжительность каникул | Каникулы с 01.01 по 09.01 и с 01.06. по 31.08.
| |
Место проведения занятия | МБОУ ДО ДДТ, ст. Кавказская | Кабинет № 7
|
Время проведения занятия Перемены - 10 минут | 1 группа | 2 группа |
День Вторник с 9.00—9.30 час. Четверг с 9.00—9.30 час. Пятница с 9.00—9.30 час. | День Вторник с 9.40—10.10 час. Четверг с 9.40—10.10 час. Пятница с 9.40—10.10 час. | |
Форма занятий | Групповая | |
Сроки контрольных процедур | Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (январь-февраль), итоговая диагностика (май) | |
Сроки выездов, экскурсий, походов... | нет | |
Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) | * Новогодний утренник, декабрь; * Утренник к 8 марта, * Выпускной утренник, май. Работа с одарёнными детьми. *индивидуальные консультации, * участие в дистанционных конкурсах по математике. |
п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Примечание | |||
1 группа | 2 группа | Всего | Теория | Практика | |||
Подготовка к изучению цифр и чисел. Вводное занятие. Игра «Давайте познакомимся». | 1 | 1 | |||||
Урок Незнайки. Счет до 5. | 1 | 1 | |||||
Сказка «Математический теремок» (узнавание цифр) | 1 | 1 | |||||
Упражнение по сказке «Козлик, который умел считать до 10» | 1 | 1 | |||||
Мешочек с секретом | 1 | 1 | |||||
Корзиночка с урожаем | 1 | 1 | |||||
Корзиночка с урожаем | 1 | 1 | |||||
Клад Кота Леопольда | 1 | 1 | |||||
Часы. В гостях у потерянного времени. | 1 | 1 | |||||
Урок географии в числах. | 1 | 1 | |||||
Лесенка цифр. | 1 | 1 | |||||
Упражнение с цифрами. | 1 | 1 | |||||
Лесная школа. | 1 | 1 | |||||
Знакомство с цифрами и числами. Знакомство с цифрами 0, 1 | 1 | 1 | |||||
Знакомство с цифрой 2 | 1 | 1 | |||||
Знакомство с цифрой 3 | 1 | 1 | |||||
Знакомство с цифрой 4 | 1 | 1 | |||||
Знакомство с цифрой 5 | 1 | 1 | |||||
Знакомство с цифрой 6 | 1 | 1 | |||||
Знакомство с цифрой 7 | 1 | 1 | |||||
Знакомство с цифрой 8 | 1 | 1 | |||||
Знакомство с цифрой 9 | 1 |
| 1 | ||||
Знакомство с цифрами | 1 | 1 | |||||
Упражнения и дидактические игры.«Математические палочки» | 1 |
| 1 | ||||
«Цифры в пазлах» | 1 | 1 | |||||
«Кубики» | 1 | 1 | |||||
«Математическое лото» | 1 | 1 | |||||
«9 клеток» | 1 | 1 | |||||
«Рыбалка Кота Леопольда» | 1 | 1 | |||||
«Жадный утенок» (> <). | 1 | 1 | |||||
Лесная школа (итоговое занятие). | 1 | 1 | |||||
Мы строители. | 1 | 1 | |||||
Геометрия для малышей. Точка. Линии. | 1 | 1 | |||||
Геометрические фигуры | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Геометрические фигуры» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра«Дорисуй фигуру» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Угадай-ка» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Линейка-помощница» | 1 | 1 | |||||
Конструирование для малышей. Конструирование: бумага, картон. | 1 | 1 | |||||
«Украшаем ёлку» | 1 | 1 | |||||
«Украшаем ёлку» | 1 | 1 | |||||
«Новогодний подарок» | 1 | 1 | |||||
«Самолётик» | 1 | 1 | |||||
Аппликация «Дом у дороги» | 1 | 1 | |||||
Итоговое занятие | 1 | 1 | |||||
Подготовка к утреннику | 1 | 1 | |||||
Утренник «Новый год» | 1 | 1 | |||||
Физика для малышей. Введение. Состояние веществ. | 1 | 1 | |||||
Звук. | 1 | 1 | |||||
Сила. | 1 | 1 | |||||
Состав чисел от 0 – 10. Введение. | 1 | 1 | |||||
Состав числа 2 | 1 | 1 | |||||
Состав числа 3 | 1 | 1 | |||||
Состав числа 4 | 1 | 1 | |||||
Состав числа 5 | 1 | 1 | |||||
Состав числа 6 | 1 | 1 | |||||
Состав числа 7 | 1 | 1 | |||||
Состав числа 8 | 1 | 1 | |||||
Состав числа 9 | 1 | 1 | |||||
Состав числа 10 | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Весёлый сад» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Огород» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Транспорт» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Зоопарк» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Фрукты» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Математический поезд» | 1 | 1 | |||||
Задачи - шутки | 1 | 1 | |||||
Задачи - шутки | 1 | 1 | |||||
Задачи - раскраски | 1 | 1 | |||||
Задачи - раскраски | 1 | 1 | |||||
Задачи - сказки | 1 | 1 | |||||
Задачи - сказки | 1 | 1 | |||||
Задачи - судоку | 1 | 1 | |||||
Задачи - судоку | 1 | 1 | |||||
Задачи, решаемые по схеме | 1 | 1 | |||||
Задачи, решаемые по схеме | 1 | 1 | |||||
Задачи на сравнение | 1 | 1 | |||||
Задачи на сравнение | 1 | 1 | |||||
Задачи на взвешивание | 1 | 1 | |||||
Задачи на взвешивание | 1 | 1 | |||||
Задачи на переливание | 1 | 1 | |||||
Задачи на переливание | 1 | 1 | |||||
Экономика для малышей. Введение. | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Математический магазин. Монеты» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Математический магазин. Овощи» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Игрушечный магазин. Ягоды» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Игрушечный магазин» | 1 |
| 1 | ||||
Дидактическая игра «Математический магазин. Купюры» | 1 |
| |||||
Геометрия для малышей. Введение . | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Геометрическое лото» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Головоломка Пифагора» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Танграм» | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Говорящие фигуры" | 1 | 1 | |||||
Дидактическая игра «Мы строители» | 1 | 1 | |||||
Путешествие по карте. Путешествие по карте Мира. Глобус. | 1 | 1 | |||||
Знакомство с Краснодарским краем | 1 | 1 | |||||
Путешествие по карте Мира | 1 | 1 | |||||
Конструирование для малышей. Конструирование. Палочки. | 1 | 1 | |||||
Конструирование. Пазлы. | 1 | 1 | |||||
Конструирование. Кубики. | 1 | 1 | |||||
Конструирование. Лего. | 1 | 1 | |||||
Итоговые занятия. Упражнения и логические задачи. | 1 | 1 | |||||
Упражнения и логические задачи. | 1 | 1 | |||||
Упражнения с числами. | 1 | 1 | |||||
Логические задачи. | 1 | 1 | |||||
Логические задачи. Сказка про улитку. | 1 | 1 | |||||
Итоговое занятие. | 1 | 1 | |||||
Выпускной утренник. Утренник. | 1 | 1 | |||||
| Итого: | 108 | 16 | 92 |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 8-ю посадочными местами, учебные столы не менее 4-х, 8- стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть доска для работы мелом, полки для демонстрации наглядных пособий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов.
Перечень оборудования, инструментов и материалов - Математические действия изучаются на наглядных пособиях демонстрационного, иллюстрационного, раздаточного характера, таких как кубики с изображением цифр и с разноцветными сторонами, счётные палочки, карточки в виде грибов, рыбок, ягод, овощей, пластмассовые игрушки для счёта и составления задач, монеты, макеты часов, календари, схемы с маршрутами следования, линейки и лекала, наборы «Домино», наборов цифр, наборов счётного материала, игры - пазлы, логических игр, игральных банкнот «Малышок», игрушек из киндер-сюрпризов, матерчатых мячиков, план – карта, географические карты, карточки – цифры, набор плоскостных геометрических фигур, конверт с заданиями, линейки простые, линейки фигурные, макеты математического поезда, домика с цифрами...
№ п/п | Наименование | Количество на 1 воспитанника и на группу |
познавательные игры | 7 шт. | |
бумага ксероксная | 1 пачка | |
бумага цветная | 10 пачек | |
картон | 10 пачек | |
карандаши простые | 10 пачек | |
карандаши цветные | 10 пачек | |
карандаши восковые | 10 пачек | |
клей | 10 шт. | |
ножницы | 10 шт. | |
маркеры | 3 шт. | |
мел цветной | 1 пачка | |
магнитная доска | 1 шт. | |
пластмассовые цифры | 10 наборов | |
домино | 2 пачки | |
кубики | 10 набор | |
пластилин | 10 пачек | |
раздаточный материал (мелкие игрушки, машинки..) | 40 шт. | |
конструктор Лего | 1 набор | |
мячи | 10 шт. | |
обучающие куклы (Знайка, Незнайка, Обезьянка, Утёнок, Медведь…), | 5 шт. | |
домик фанерный | 1шт. | |
муляжи овощей и ягод (раздаточный материал) | 30 шт. | |
корзинка | 1шт. | |
рабочие тетради | 10 шт. | |
Оборудование (магниты, весы,) | по 1 шт. |
Информационное оборудование
видеоисточники - мультфильмы «Козлик, который умел считать до 10», "Вовка в тридевятом царстве",
презентации: "История цифр", "Цифры", "Цифра 3,7,8,..", "Геометрия", "Сказка про точку", "Логика", "Математика", "Состав чисел", "Весёлый счёт", "Сложение", "Смешарики","Учим цифры", "Муркин счёт", "Решаем задачи", "Право.Лево", "Что такое деньги".
Цифровые образовательные ресурсы(интернет-источники):
1.Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru/
2.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/
3.Социальная сеть работников образования nsportal.ru
4.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/
5.Сайт "Дошкольное образование" http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preshool/
6.Детский развивающий портал http://pochemu4ka.ru/
7.Игры онлайн для малышей - "Внимание и логика", "Цвета и фигуры", "Математика дошкольникам".
8."Развивающие игры для детей" http://www.baby-gamer.ru/.
Кадровое обеспечение - реализовать программу "Математическое воображение" может педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей в области основ математики и опыт работы в студии раннего развития.
Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Математическое воображение» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутренней итоговой аттестации освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися объединений муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Дома детского творчества муниципального образования Кавказский район".
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутренней итоговой аттестации, составленный педагогом.
Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик: Восприятие: «Чего не хватает?»; «Узнай кто это»; «Какие предметы спрятаны в рисунках» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с.
Внимание: «Найди что пропало»; «Поставь значки»; «Запомни и расставь» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с.
Воображение: «Нарисуй что-нибудь в кругах»;– Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с.
Память: «Узнай фигуры»; «Запомни рисунки»; «Запомни цифры»; – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с.
Мышление:
* образно-логическое: «Нелепицы»; «Времена года»; «Что здесь лишнее?»; «Кому чего не достает?»; «Раздели на группы» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с.
- «Последовательность событий» А.Н. Бернштейн – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
* наглядно-действенное: «Обведи контур»; «Пройди через лабиринт»; «Воспроизведи рисунки»; «Вырежи фигуры» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с.;
- называние противоположных по значению (контрастных) слов; называние действий;– Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под. ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1991. – 160с.
Опросник «Я иду в школу». - опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
Критерии оценки ЗУН:
Высокий уровень – ребёнок бегло считает,
правильно называет и распознаёт геометрические фигуры,
знает состав первого десятка чисел,
выполняет аккуратно и правильно задание,
не допускает ошибок при ответах,
умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать,
внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания,
Умеет работать аккуратно,
Умеет коллективно работать, помогает друзьям,
Соблюдает правила этики и эстетики.
Средний уровень- ребёнок считает медленно, но правильно,
правильно называет и распознаёт геометрические фигуры, но может допустить ошибки.
выполняет задание не достаточно аккуратно,
знает состав первого десятка чисел, допускает незначительные ошибки при ответах,
умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать, но делает всё неуверенно, сомневается.
внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания, только тогда, когда мотивирован.
Умеет работать аккуратно, но медленно.
Умеет коллективно работать только в соревновательной форме,
Соблюдает правила этики и эстетики, но излишне эмоционален.
Низкий уровень – ребёнок считает медленно, делает ошибки,
неправильно называет и с трудом распознаёт геометрические фигуры,
выполняет задание неаккуратно,
знает состав первого десятка чисел, допускает много ошибок при ответах, отвечает не обдумывая,
не умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать,
невнимательно слушает, не умеет сосредоточиться на выполнении задания,
не умеет работать аккуратно,
Умеет работать только индивидуально, друзьям работать не помогает,
Не соблюдает правила этики и эстетики.
Методические материалы.
На основе принципов построения программы определяются приемы и методы обучения и воспитания.
Методы обучения:
*Словесный (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).
*Наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование).
*Исследования (знакомство с библиотечным фондом и электронными носителями).
*Практическая работа (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи).
*Наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)
*Обучение успехом (поощрения, открытые занятия для родителей).
*Игровой (путешествия, конкурсы, соревнования, праздники, ролевые и деловые игры и др.).
*Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности.
Содержание программы определяет оптимальную и рациональную систему подачи и усвоения знаний, соблюден принцип «от простого к сложному » и принцип расширения областей знаний…
Образовательные технологии :
технологии игровые – одни из основных технологий программы «Математическое воображение», они являются проникающими во все иные технологии дошкольного воспитания, так как основным видом дошкольной деятельности – является игра. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их,
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам,
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных,
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.,
технологии личностно-ориентированного обучения - ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов ребёнка.
педагогика сотрудничества, заложенная в программу «Математическое воображение», дает возможность детям интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми.
Программа построена на основе следующих принципов:
* Дифференцированного подхода.
Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества. Учитывается индивидуальность каждого ребенка.
Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения.
Обучение ведется последовательно «от простого к сложному»
*Учета возрастных особенностей.
Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста детей.
*Наглядности.
При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.
*.Доступности и креативности
Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.
Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и сделай лучше и интереснее», «посмотри на чертеж и сделай самостоятельно». При этом участие педагога обязательно.
*Единства развивающей и диагностирующей функций.
Применяемые технологии обучения соответствуют его содержанию.
Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией фактов усвоения: тесты, диагностика, контрольные занятия, проводятся занятия обобщения и закрепления. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их интеллектуальное творчество.
*Связь теории с практикой.
Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольники на практике могут показать свои знания.
*Принцип воспитания в процессе деятельности.
Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.
Формы организации учебных занятий - беседа, игра, конкурс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, тренинг, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, конструирование, работа в тетрадях, рисование, праздники.
Тематика и формы методических материалов по программе:
Каждое занятие имеет свое название, каждое занятие - это разнообразие форм, методов и приемов учения и общения.
- Подготовка к изучению цифр и чисел.
Вводное занятие. Коммуникативные игры «Давайте знакомиться»
Беседы: Разговор в кругу. Публичное интервью. Говорящий предмет.
- Урок Незнайки. Урок сюжетной игры - представления, когда кукла Незнайка задает вопросы и играет с ребятами. При этом выявляются знания ребят о числах, счете. Дидактическая игра «Найди такую же цифру».
- Сказка «Математический теремок». Сказка является дидактическим упражнением «Что следует за чем», и представляет из себя постановку мини-спектакля о том, как в домике – теремке жили дружно 10 цифр. Каждый ребенок описывает цифру.
- О козлике, который умел считать до 10.
Счет по порядку, используя куклу Козлика, счет по порядку на ''корабле''. Дидактические упражнения «Помоги козлику посчитать»
- Корзиночка с урожаем. Дидактическая игра «Посчитай наоборот»
Счет ''кубиков'' - ''плодов'' до 10 и наоборот. Математический тир.
- Дидактические игры «Счет предметов из мешочка»,
- «Порядковый номер предмета». Дидактические упражнения «Взаиморасположение предметов».
- В гостях у потерянного времени.
Фантастический поиск секунд и минут. Работа с наглядностью часами – игрушкой. Практическая работа - работа ножницами. изготовление циферблата при помощи трафарета.
- Путешествие по миру. Наша Родина – Краснодарский край.
Вокруг света на самолете - игра по карте мира. Знакомство с частями света.
10 Знакомство с цифрами. Лесенка цифр. «Числовая лесенка»
Счет и порядковые номера в игре с цифрами, построение ''пирамиды'' цифр. Изучение последующих и предыдущих цифр и ''соседей'' числа.
11.Дидактические игры и упражнения «Сосчитай дальше», «Собери из счётных палочек», «Найди кубики», конкурс скоростного счёта, «Математическое домино», «Математическое лото», «Путешествие по клеточкам», «Числовая башня»…
12.Клад Кота Леопольда. Игра – путешествие по карте, отыскивание клада. Изучение направлений и ориентация по рисунку.
13. Жадный утенок.(Добиться понятия детьми математических знаков больше, меньше). Игра с палочками.
14.Рыбалка Кота Леопольда и проказниц Мышек.
(Игра с наглядностью - рыбки, игры на внимание, викторины, загадки о числах до 10).
15.Состав чисел от 1 до 10. Веселый сад. Дидактические игры на изучение состава чисел: «Карточки с фруктами»; «Волшебная коробочка». Дидактические игры «Математический паровоз», «Математический теремок»
16. Дидактическая игра «Математический рынок».
Определение понятия ''деньги'', их предназначение, знакомство с купюрами и монетами, отсчет копеек по – порядку.
17. Уроки экономики.
Мы идем в магазин - игра – практикум по использованию денег.
Мы продавцы - игра – практикум по продаже товаров, рекламе, изучение на практике. Как экономить деньги, как считать деньги? Игра с наглядными пособиями.
18. Сложение и вычитание в задачах и упражнениях
19.Лесная школа.
Игра с медведем из лесной школы, сбор грибов, действия с числами до 10. Использование счетного материала…
20. Задачи в сказках.
Урок составления задач по мотивам сказок. Работа в тетрадях.
21. Математический поезд. Занятие закрепления знаний - игра с вопросами , заданиями в каждом вагоне.
22.Уроки Королевы Геометрии. Даются понятия точки, луча, прямой, кривой, ломаной линии, геометрических фигур, работа с фигурной линейкой, измерения. Дидактические игры «Узнай фигуру». Практическая работа – изготовление макетов плоскостных фигур – треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, ромба, трапеции.
23. Мы строители. Беседа о силе. Занятие по развитию пространственного воображения. Использование наглядного материала - кубики, ластик, палочки.
24.Математическое домино.Игра в детское домино с усвоением навыков счета и математических действий.
25.Путешествие в космос. Игра «Запуск ракеты» - рассказ о солнечной системе, планетах, работа в тетрадях.
26.Физика вокруг нас. Состояния воды (круговорот воды в природе). Воздух, огонь. Звук. Получение звука.Урок вопросов и задачек почемучек из ''физической коробочки''
27. Конструирование.
Работа с бумагой ножницами, клеем. Изготовление простейших моделей геометрических фигур, домиков, машин, аппликаций и т.д.
28. Итоговые занятия. Проводятся в виде игр, конкурсов, викторин, анкет, бесед…
Проводится наблюдение уровня развития знаний, умений и навыков детей.
Дидактические материалы – раздаточные материалы (схемы лабиринтов, задания по изучению порядка чисел, состава чисел, упражнения по сравнению количества предметов, установления соответствия количества предметов и чисел...), образцы изделий (блокноты "Малышок", самолётики, кораблики, бумажные домики, образцы аппликаций по геометрии) и т.п.;
Алгоритм учебного занятия –
Занятие «Математического воображения» по структуре может быть построено таким образом:
- речевка - организационный настрой на занятие;
- принятие решений о теме занятия;
- игра - вступление /стоя, можно ввиде физкультминутки/;
- работа с наглядным материалом, объяснение, беседа, мини лекция,
- беседа, индивидуальный опрос;
- работа в рабочих тетрадях;
- игра - конкурс;
- физкультминутка /игра на внимание/;
- подведение итогов занятия;
- заключительный этап занятия: подведение итогов, уборка рабочего места «Сделал дело - гуляй смело!».
Для развития двигательного аппарата ребят каждое занятие содержит увлекательные физкультминутки.(«Вперёд четыре шага», «Мы танцуем буги- вуги», «Прогулка в лес», «У тёти Моти», «Запуск ракеты», «Деревца», «Кубики», «Мы плаваем», «Две лягушки», «Пилим, пилим мы дрова», «Море волнуется», «Математические классики»… упражнения на равновесие и устойчивость, упражнения для глаз, пальчиков, ног, рук, дыхания …
6. Список литературы.
Литература для педагога
- Волина В. Праздник числа. Санкт – Петербург. «АСТ-ПРЕСС», 1996
- Генденштейн Л.Энциклопедия развивающих игр. Москва-Харьков. «Илекса.Гимназия», 1998
- Доман Г.и Д. Как научить ребенка математике, 2000
- Журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание», 2000
- Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду,1987
- Сикорук Л.Л. Физика для малышей. Петрозаводск. «Кругозор»,1996
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.. Формирование математических
представлений. М. «ВАКО»,2005
Литература для детей
- Гаврина С.Е. и др. Учимся считать. «РОСМЭН», 2006
- Геометрическое лото. Обучающая игра. «РОСМЭН», 2006
- Голубь В.Т.Предшкольная подготовка. Математика.ООО «Метода»,2013
- Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Творческий центр
«Сфера».М,2006
- Колесникова Е.В. «Я считаю до 10»,ООО «ТЦ Сфера»,2001
- Колесникова Е.В. «Математика для детей 5-6 лет» «ТЦ Сфера»,2007
- Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет» «ТЦ Сфера»,2007
- Книжки – раскраски Вили учится считать. М. Наталие, 2004.
- Левик О.Н.. Тетрадь №1,2. Готовимся к школе. Краснодар. Флер,2001
10.Овчинникова О..В. Задачки в картинках. Флер-1. Краснодар,2006.
Литература для родителей
- Петерсон Л.Г., Качемасова Е.Е «Игралочка»Часть 1,2 Изд. «БАЛАСС»,2004
- Юдин Г. Заниматика. Москва. «РОСМЭН»,1998
- Серия «Папка дошкольника», «Думай, считай, решай»,2005
- Серия «Папка дошкольника», «Счёт до 20»,2005
- Серия «Папка дошкольника», «Послушный карандаш»,2005
- Серия «Папка дошкольника», «Складываем и вычитаем»,2005
- Серия «Аппликация для малышей»,2007
- Соколова Е.И.. Учимся считать до 10. Практическое приложение, 2004
- Султанова М. Весёлые домашние задания.ООО «Хатбер-пресс»,2005
- Федины О.и С. «Форма и цвет», ОЛМА-ПРЕСС, 2006
- Шербинина С.В. Мир предметов. «Альт», 2004
- Шербинина С.В. Подумай, поиграй, раскрась. «Альт», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилиновая сказка" нового поколения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилиновая сказка" нового поколения, написана на основе методических рекомендаций кафедры дополнительного образования ИРО Краснодарског...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Презентация: "Реализация Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей ) программы социально-педагогической направленности «Новое поколение»
Данная презентация демонстрирует результативность работы педагога дополнительного образования по программе социально-педагогической направленности...