Дополнительная общеобразовательная программа "Рукодельница" (бисероплетение)
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная программа "Рукодельница" художественной направленности является прикладной, носит практико-ориентированный характер, способствует развитию личности обучающихся, их мотивации к познанию, творчеству и направлена на овладение детьми основными приемами бисероплетения.
Программа направлена на развитие творческих способностей и художественного, эстетического вкуса, воображения и фантазии обучающихся, знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Праграмма предназначена для обучающихся 7-15 лет учреждения дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rukodelnitsa_biseropletenie.docx | 84.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласована: Утверждаю:
методический совет Директор МАУДО «ЦДТ»
протокол №_____ ___________Вансович Н.С.
« » 201 г. « » 201 г.
Муниципальное автономное учреждение
Дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Ханты - Мансийский автономный округ – Югра
Дополнительная общеобразовательная программа
кружок «Рукодельница»
Направленность: художественная
Тип программы: общеразвивающая
Нормативный срок освоения программы: 3 года
Для детей 7 -15 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Чернышева Марина Леонидовна
г. Пыть -Ях
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка……………………………………………….. | 3 |
Актуальность программы……………………………………………….. | 3 |
Новизна программы …………………………………………………….. | 3 |
Организация образовательного процесса……………………………… | 5 |
Цель и задачи программы………………………………………………... | 5 |
Учебный план программы……………………………... | 7 |
Первый год обучения…………………………………………………… | 8 |
Тематический план………………………………………………………. | 8 |
Содержание программы………………………………………………… | 9 |
Оценка эффективности программы…………………………………… | 10 |
Второй год обучения…………………………………………………… | 13 |
Тематический план………………………………………………………. | 13 |
Содержание программы…………………………………………………. | 14 |
Оценка эффективности программы ……………………………………. | 14 |
Третий год обучения …………………………………………………….. | 17 |
Тематический план……………………………………………………….. | 18 |
Содержание программы ………………………………………………… | 18 |
Оценка эффективности программы……………………………………. | 19 |
Методическое обеспечение программы …………………………….. | 21 |
Материально-техническое обеспечение программы ……………….. | 23 |
Список литературы ……………………………………………………. | 23 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» художественной направленности, является прикладной, носит практико-ориентированный характер, способствует развитию личности воспитанника, его мотивации к познанию, творчеству и направлена на овладение воспитанниками основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.
Программа направлена на развитие творческих способностей и художественного, эстетического вкуса, воображения и фантазии воспитанников, знакомство с декоративно-прикладным искусством. Изучая программу, воспитанники научатся правильно подбирать и сочетать цвета, применять различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут воспитанникам в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность. Так же воспитанники научатся выполнять бижутерию, различные сувениры. Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.
Актуальность программы
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить воспитанников не только репродуктивным путем осваивать сложные трудоемкие техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы, приобщить воспитанников к культурным, нравственным и духовным ценностям.
Новизна программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» решает не только задачи художественного воспитания детей, но и развивает интеллектуально-творческий потенциал воспитанника. Отличительной особенностью данной программы является расширение разнообразия видов работ с бисером, начиная с простых плоских фигурок животных и заканчивая сложными полноценными предметами быта. На первом году обучения программа направлена на раскрытие индивидуальных особенностей воспитанников и развитие их творческих способностей. На втором году обучения происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления, систематизация материала с выходом на творческую работу (возможна личная разработка). На третьем году обучения программа направлена на повышение уровня мастерства воспитанников, отработку навыков самоконтроля и самовыражения в работе.
Принципы реализации программы
Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:
- принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний;
- принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;
- принцип систематичности;
- принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;
- принцип доступности;
- принцип триединства цели обучения;
- принцип наглядности: объяснение всех приемов на крупном демонстрационном материале, использование пособий со схемами, технологических карт выполнения изделий, готовых образцов работ.
- принцип межпредметности:
- история - сведения из истории возникновения стекла, бисера, вышивки и др;
- окружающий мир, природоведение - знания при изготовлении цветов, животных, растений, картин, панно и др.;
- литература - знания сказок, басен для изготовления панно, картин;
- изо: знания колорита, композиционных средств выражения и др.
Организация образовательного процесса
Программа «Рукодельница» рассчитана на 3 года обучения и предназначена для детей от 7 до 15 лет и подростков. В объединение дети принимаются по желанию.
На протяжении учебного года проводится мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей.
Программа построена в соответствие с возрастными и психофизиологическими особенностям детей 7-15 лет.
Формы организации деятельности воспитанников
При организации деятельности обучающихся на занятиях предусмотрены следующие формы занятий: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная, а так же используются: конкурсы, познавательные игры, выставки.
Методы обучения, используемые на занятиях:
- объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ, демонстрация, объяснение) направлены на формирование у детей первоначальных сведений об основных материалах, используемых в бисероплетении;
- репродуктивные (воспроизводящие) направлены на развитие практических умений и навыков бисероплетения.
Режим занятий:
Программа «Рукодельница» реализуется в объёме 460 часов из которых:
1 год обучения - 144ч. 2 раза в неделю по 2ч.;
2 год обучения –144ч. 2 раза в неделю по 2ч.;
3 год обучения –180ч. 2 раза в неделю 2ч и 3ч.
Цель программы: создать условия для развития творческих способностей и личностных качеств обучающихся посредством занятия бисероплетением; научить детей самостоятельно выполнять изделия из бисера, пользоваться схемами и самим составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение, усидчивость, аккуратность в работе, чувство коллективизма.
Задачи:
В обучении:
- познакомить воспитанников с историей возникновения и развития искусства бисероплетения;
- обучить современным технологиям бисерного плетения, основам композиции и цветовидения.
В воспитании:
- формировать у воспитанников общечеловеческие ценности;
- прививать интерес к культурному наследию своей Родины;
- воспитывать культуру общения в коллективе.
В развитии:
- способствовать творческому развитию личности ребенка;
- развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
- развивать у детей моторные навыки, образное мышление, фантазию;
- формировать эстетический и художественный вкус.
Формы подведения итогов по основным разделам программы «Рукодельница»
Отслеживание результативности освоения программы воспитанником, осуществляется поэтапно в течение всего учебного года. После изучения каждой темы определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками, предлагаемые данной темой. Инструментарием мониторинга результатов обучения являются:
- текущий, фронтальный, выборочный, подгрупповой, итоговый контроль;
- конкурс на лучшую работу;
- творческие задания, упражнения;
- тематические игры, кроссворды, тесты;
- защита проекта, презентация своей модели;
- реферат.
Организация выставок работ детей, награждение лучших воспитанников творческого объединения по различным номинациям.
Предусмотрено программой подведение итогов учебно-воспитательной работы и анализ творческих достижений воспитанников по участию в фестивалях, выставках, конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела | Год обучения | Всего | ||||||||
1год обучения | 2год обучения | 3год обучения | |||||||||
теория | практика | всего | теория | практика | всего | теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие. Материалы и инструменты для бисероплетения. | 2 | - | 2 | 2 | - | 2 | 3 | - | 3 | 7 |
2. | История развития бисероплетения. | 2 | - | 2 | - | - | - | - | - | - | 2 |
3. | Основы цветоведения. | 2 | - | 2 | 1 | 1 | 2 | - | - | - | 4 |
4. | Основы бисероплетения. Термины. | 2 | - | 2 | - | - | - | - | - | - | 2 |
5. | Техника плетения. | 4 | 4 | 8 | - | 2 | 2 | - | 5 | 5 | 15 |
6. | Плоские фигурки животных и птиц | 3 | 27 | 30 | - | - | - | - | - | - | 30 |
7. | Объёмные фигурки животных и птиц | - | - | - | 4 | 60 | 64 | - | - | - | 64 |
9. | Цветы из бисера | 8 | 80 | 88 | 3 | 67 | 70 | 9 | 41 | 50 | 208 |
10. | Миниатюрные деревья из бисера | - | - | - | - | - | - | 4 | 116 | 120 | 120 |
11. | Оформление выставочных работ. Составление композиций. | - | 8 | 8 | - | - | - | - | - | - | 8 |
12. | Итоговое занятие | - | 2 | 2 | - | 4 | 4 | - | 2 | 2 | 8 |
Всего: | 23 | 121 | 144 | 10 | 134 | 144 | 16 | 164 | 180 | 468 |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: формирование устойчивого интереса ребенка к занятиям бисером.
Задачи:
В воспитании:
- способствовать формированию у ребенка навыка работы в коллективе;
- стимулировать стремление детей к взаимопомощи.
В развитии:
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, воображение;
- развивать аккуратность, усидчивость, трудолюбие;
- способствовать формированию личностных качеств, умению довести дело до конца.
В обучении:
- познакомить с историей возникновения и развития искусства бисероплетения;
- познакомить с правилами охраны труда;
- обучить основным приёмам и навыкам бисероплетения;
- обучению работе с простыми схемами и шаблонами;
- обучать основам композиции цвета, элементарным приёмам изменения
предметного цвета при взаимодействии различного бисера в изделии.
Тематический план 1 года обучения
(4 часа в неделю)
№ п/п | Содержание и виды работ | Всего часов | В том числе часы | |
Теории | Практики | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты для бисероплетения. | 2 | 2 | - |
2. | История развития бисероплетения. | 2 | 2 | - |
3. | Основы цветоведения. Цветовая гамма. | 2 | 2 | - |
4. | Основы бисероплетения. Приемы низания и термины. | 2 | 2 | |
5. | Основные способы плетения на проволоке. | 8 | 4 | 4 |
6. | Плоские фигурки животных и птиц | 30 | 3 | 27 |
7. | Цветы из бисера. | 88 | 8 | 80 |
8. | Оформление выставочных работ. Составление композиций. | 8 | - | 8 |
9. | Итоговое занятие. Выставка работ | 2 | - | 2 |
Всего: | 144 | 23 | 121 |
Содержание программы 1 года обучения
1.Вводное занятие (2 ч.)
Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2.История бисера и его применение. Материалы и приспособления. (2ч.)
Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий.
3.Основы цветоведения ( 2 ч.)
Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.
4. Основы бисероплетения. Термины.(2 ч.)
5.Техника плетения на проволоке. (8 ч.)
Основные приемы бисероплетения на проволоке: параллельное плетение, «скрутка», «французское», игольчатое плетение. Наращивание проволоки. Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).
Практическая работа. Применение техники плетения. Выполнение образцов.
6. Плоские фигурки животных (30 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка изделий. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
7.Цветы из бисера.(88 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
8. Оформление коллективных выставочных работ (8 ч.)
Оформление работ в рамке: «На морском дне», «Великолепные бабочки», «Букет цветов».
9. Итоговое занятия (2 ч.)
Организация выставок лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
Оценка эффективности программы к концу первого года обучения.
По окончании 1 года обучения обучающиеся должны знать:
- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки, резинка, алебастр);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кусачки);
- правила безопасности труда при работе с указанными инструментами.
По окончании 1 года обучения обучающиеся должны уметь:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
- выполнять простые приемы: параллельного низания, игольчатого плетения, скрутки;
- под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку.
Календарно-тематическое планирование
I год обучения
месяц | неделя | занятие | Кол-во часов | Тема занятия | |
сентябрь | 1 | 1 | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты для бисероплетения. | |
2 | 2 | История развития бисероплетения. Организационная работа. | |||
2 | 3 | 2 | Основы цветоведения. Цветовая гамма. | ||
4 | 2 | Основы бисероплетения. Термины. | |||
3 | 5 | 2 | Способ параллельного плетения | ||
6 | 2 | Способ плетения «скрутка» | |||
4 | 7 | 2 | Способ плетения «игольчатое плетение» | ||
8 | 2 | Круговое плетения «французское» | |||
5 | 9 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Мотылек» | ||
10 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Пчелка» | |||
октябрь | 2 | 11 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Паучок» | |
12 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Стрекоза» | |||
3 | 13 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Божья коровка» | ||
14 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Рыбка» | |||
4 | 15 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Морской конек» | ||
16 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Лисица» | |||
5 | 17 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Лисица» | ||
18 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Петух» | |||
ноябрь | 2 | 19 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Петух» | |
20 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Мышонок» | |||
3 | 21 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Бабочка». | ||
22 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Бабочка». | |||
4 | 23 | 2 | Изготовление плоской фигурки «Обезьянка». | ||
24 | 2 | Цветы из бисера. «Букет подснежников». Цветовое решение. Разбор схемы. | |||
5 | 25 | 2 | Выполнения цветов подснежника по схеме. | ||
26 | 2 | Выполнения цветов подснежника по схеме. | |||
Декабрь | 1 | 27 | 2 | Выполнения цветов подснежника по схеме. | |
28 | 2 | Выполнение листиков подснежника по схеме | |||
2 | 29 | 2 | Сборка изделия «Букет подснежников». | ||
30 | 2 | Цветы из бисера. «Букет незабудок». Цветовое решение. Разбор схемы. | |||
3 | 31 | 2 | Выполнения цветов незабудки по схеме. | ||
32 | 2 | Выполнения цветов незабудки по схеме. | |||
4 | 33 | 2 | Выполнение листиков незабудки по схеме. | ||
34 | 2 | Сборка изделия «Букет незабудок». | |||
январь | 3 | 35 | 2 | Цветы из бисера. «Ромашки в букете». Цветовое решение. Разбор схемы. | |
36 | 2 | Выполнения цветов ромашки по схеме. | |||
4 | 37 | 2 | Выполнения цветов ромашки по схеме. | ||
38 | 2 | Выполнение листиков ромашки по схеме. | |||
5 | 39 | 2 | Сборка изделия «Ромашки в букете». | ||
40 | 2 | Цветы из бисера. «Букет колокольчиков». Цветовое решение. Разбор схемы. | |||
февраль | 2 | 41 | 2 | Выполнения цветов колокольчиков по схеме. | |
42 | 2 | Выполнения цветов колокольчиков по схеме. | |||
3 | 43 | 2 | Выполнения цветов колокольчиков по схеме. | ||
44 | 2 | Выполнение листиков колокольчиков по схеме. | |||
4 | 45 | 2 | Сборка изделия «Букет колокольчиков». | ||
46 | 2 | Цветы из бисера. «Орхидея». Цветовое решение. Разбор схемы. | |||
5 | 47 | 2 | Выполнения цветов орхидеи по схеме. | ||
48 | 2 | Выполнения цветов орхидеи по схеме. | |||
март | 2 | 49 | 2 | Выполнение листиков орхидеи по схеме. | |
50 | 2 | Выполнение листиков орхидеи по схеме. | |||
3 | 51 | 2 | Сборка изделия «Орхидея». | ||
52 | 2 | Цветы из бисера. «Букет тюльпанов». Цветовое решение. Разбор схемы. | |||
4 | 53 | 2 | Выполнения цветов тюльпана по схеме. | ||
54 | 2 | Выполнения цветов тюльпана по схеме. | |||
5 | 55 | 2 | Выполнение листиков тюльпана по схеме. | ||
56 | 2 | Сборка изделия «Букет тюльпанов». | |||
Апрель | 2 | 57 | 2 | Цветы из бисера. «Букет фиалки». Цветовое решение. Разбор схемы. | |
58 | 2 | Выполнения цветов фиалки по схеме. | |||
3 | 59 | 2 | Выполнения цветов фиалки по схеме. | ||
60 | 2 | Выполнение листиков фиалки по схеме. | |||
4 | 61 | 2 | Сборка изделия «Букет фиалки». | ||
62 | 2 | Цветы из бисера. «Флоксы». Цветовое решение. Разбор схемы. | |||
5 | 63 | 2 | Выполнения цветов флоксов по схеме. | ||
64 | 2 | Выполнения цветов флоксов по схеме. | |||
Май | 2 | 65 | 2 | Выполнение листиков флоксов по схеме. | |
66 | 2 | Выполнение листиков флоксов по схеме. | |||
3 | 67 | 2 | Сборка изделия «Флоксы». | ||
68 | 2 | Оформление выставочных работ «На дне морском» | |||
4 | 69 | 2 | Оформление выставочных работ «Великолепные бабочки» | ||
70 | 2 | Оформление выставочных работ «Букет цветов» | |||
5 | 71 | 2 | Оформление выставочных работ «Букет цветов» | ||
72 | 2 | Итоговое занятие. Выставка работ. | |||
Итого: 144 часа |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: развитие творческой активности обучающихся на занятиях.
Задачи:
в воспитании:
- способствовать формированию личностных качеств, самостоятельности, творческого отношения к делу;
- формировать ценностное отношение к Родине, к семье.
в развитии:
- развивать цветовосприятие через использование гармоничных сочетаний в работе;
- развивать способствовать творческому развитию личности ребенка;
- способствовать развитию художественного вкуса.
в обучении:
- обучить сложным технологиям параллельного и объёмного низания;
- обучить умению варьировать материал и комбинировать в одном изделии различные приёмы плетения;
- совершенствовать навыки работы со схемами, эскизами и шаблонами;
- стимулировать стремление детей к созданию собственных зарисовок и образов.
Тематический план 2 года обучения
№ п/п | Содержание и виды работ | Всего часов | В том числе часы | |
Теории | Практики | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - |
2. | Повторение основных способов плетения. Цветоведение. Цветовая гамма. | 4 | 1 | 3 |
3. | Объемные фигурки животных и птиц | 64 | 4 | 60 |
4. | Цветы из бисера. | 70 | 3 | 67 |
5. | Итоговое занятие. Выставка работ | 4 | - | 4 |
Всего: | 144 | 10 | 134 |
Содержание программы 2 года обучения
1.Вводное занятие (2 ч.)
Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2.Повторение основных способов плетения бисера. Цветоведение. Цветовая гамма. ( 4 ч.)
Теоретические сведения. Повторение основных приемов бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Наращивание проволоки. Сочетание цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма.
Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).
Практическая работа. Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов.
3. Плетение на проволоке. Объемные фигурки животных и птиц. (64 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных фигурок животных и птиц: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка. Составление композиции. Оформление.
4. Плетение на проволоке. Цветы из бисера.(70 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью или бархатной бумагой. Прикрепление элементов композиции к основе. Букеты и композиции из цветов.
5. Итоговое занятия (4 ч.)
Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
Оценка эффективности программы к концу второго года обучения.
По окончании 2 года обучения обучающиеся должны знать:
- теоретические сведения по цветоведению и композиции;
- название и назначение материалов и инструментов;
- правила безопасности труда при работе с указанными инструментами.
По окончании 2-го года обучения обучающиеся должны уметь:
- выполнять сложные приемы параллельного и объёмного низания, бисерного плетения, французского плетения.
-варьировать материал и комбинировать в одном изделии различные приёмы плетения;
-создавать собственные зарисовки и образы;
- составлять несложные композиции;
-самостоятельно делать сборку изделия в единую композицию.
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
месяц | неделя | занятие | Кол-во часов | Тема занятия | |
Сентябрь | 1 | 1 | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | |
2 | 2 | Повторение основных способов плетения. | |||
2 | 3 | 2 | Повторение цветоведения. Цветовая гамма. | ||
4 | 2 | Изготовление объемной фигурки «Белка». Разбор схемы. | |||
3 | 5 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | ||
6 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | |||
4 | 7 | 2 | Сборка изделия. Прошивание. | ||
8 | 2 | Изготовление объемной фигурки «Ослик». Разбор схемы. | |||
5 | 9 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | ||
10 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | |||
октябрь | 2 | 11 | 2 | Сборка изделия. Прошивание. | |
12 | 2 | Изготовление объемной фигурки «Поросенок». Разбор схемы. | |||
3 | 13 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | ||
14 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | |||
4 | 15 | 2 | Сборка изделия. Прошивание. | ||
16 | 2 | Изготовление объемной фигурки «Лошадь». Разбор схемы. | |||
5 | 17 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | ||
18 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | |||
ноябрь | 2 | 19 | 2 | Сборка изделия. Прошивание. | |
20 | 2 | Изготовление объемной фигурки «Петух». Разбор схемы. | |||
3 | 21 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | ||
22 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | |||
4 | 23 | 2 | Сборка изделия. Прошивание. | ||
24 | 2 | Изготовление объемной фигурки «Курица». Разбор схемы. | |||
5 | 25 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | ||
26 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | |||
декабрь | 1 | 27 | 2 | Сборка изделия. Прошивание. | |
28 | 2 | Изготовление объемной фигурки «Цыплята». Разбор схемы. | |||
2 | 29 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | ||
30 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | |||
3 | 31 | 2 | Сборка изделия. Прошивание. | ||
32 | 2 | Изготовление объемной фигурки «Собака». Разбор схемы. | |||
4 | 33 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | ||
34 | 2 | Выполнение изделия по схеме. | |||
Январь | 3 | 35 | 2 | Сборка изделия. Прошивание. | |
36 | 2 | Цветы из бисера «Вереск». Цветовое решение. Разбор схемы. | |||
4 | 37 | 2 | Выполнение цветов вереска по схеме. | ||
38 | 2 | Выполнение цветов вереска по схеме. | |||
5 | 39 | 2 | Выполнение листиков вереска по схеме. | ||
40 | 2 | Сборка изделия. | |||
февраль | 2 | 41 | 2 | Цветы из бисера «Ветка кизила». Цветовое решение. Разбор схемы. | |
42 | 2 | Выполнение цветов кизила по схеме. | |||
3 | 43 | 2 | Выполнение цветов кизила по схеме. | ||
44 | 2 | Выполнение листиков кизила по схеме. | |||
4 | 45 | 2 | Сборка изделия. | ||
46 | 2 | Цветы из бисера «Клематис». Цветовое решение. Разбор схемы. | |||
5 | 47 | 2 | Выполнение цветов клематиса по схеме. | ||
48 | 2 | Выполнение цветов клематиса по схеме. | |||
март | 2 | 49 | 2 | Выполнение листиков клематиса по схеме. | |
50 | 2 | Сборка изделия. | |||
3 | 51 | 2 | Цветы из бисера «Лаванды». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
52 | 2 | Выполнение цветов лаванды по схеме. | |||
4 | 53 | 2 | Выполнение цветов лаванды по схеме. | ||
54 | 2 | Выполнение листиков лаванды по схеме. | |||
5 | 55 | 2 | Сборка изделия. | ||
56 | 2 | Цветы из бисера «Магнолия». Цветовое решение. Разбор схемы. | |||
апрель | 2 | 57 | 2 | Выполнение цветов магнолии по схеме. | |
58 | 2 | Выполнение цветов магнолии по схеме. | |||
3 | 59 | 2 | Выполнение листиков магнолии по схеме. | ||
60 | 2 | Сборка изделия. | |||
4 | 61 | 2 | Цветы из бисера «Подсолнух». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
62 | 2 | Выполнение цветов подсолнуха по схеме. | |||
5 | 63 | 2 | Выполнение цветов подсолнуха по схеме. | ||
64 | 2 | Выполнение листиков подсолнуха по схеме. | |||
май | 2 | 65 | 2 | Сборка изделия. | |
66 | 2 | Цветы из бисера «Цветок Солнца». Цветовое решение. Разбор схемы. | |||
3 | 67 | 2 | Выполнение цветов по схеме. | ||
68 | 2 | Выполнение цветов по схеме. | |||
4 | 69 | 2 | Выполнение листиков по схеме. | ||
70 | 2 | Сборка изделия. | |||
5 | 71 | 2 | Итоговое занятие. Выставка работ. | ||
72 | 2 | Итоговое занятие. Выставка работ. | |||
Итого: 144 часа |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: творческое саморазвитие воспитанников в процессе овладения искусством бисероплетения.
Задачи:
в воспитании:
- способствовать формированию личностных качеств, целеустремлённости, самостоятельности, инициативности;
- воспитывать уважение к труду других людей;
- способствовать творческому саморазвитию ребёнка.
в развитии:
- развивать абстрактное мышление, творческую фантазию;
- развивать умение создавать различные эскизы узоров по собственному замыслу;
- способствовать формированию навыка самоконтроля, самовыражения в творческой деятельности.
в обучении:
- совершенствовать навыки параллельного, петельного и игольчатого плетения;
- обучить усложненным приёмам бисерного шитья;
- обучить технике ажурного (сетчатого) плетения.
Тематический план 3 года обучения
№ п/п | Содержание и виды работ | Всего часов | В том числе часы | |
Теории | Практики | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 3 | 3 | - |
2. | Повторение основных способов плетения бисером. | 5 | - | 5 |
3. | Плетение на проволоке. Букеты цветов. | 50 | 5 | 45 |
4. | Плетение на проволоке. Миниатюрные деревья из бисера. | 120 | 4 | 116 |
5. | Итоговое занятие. Выставка работ | 2 | - | 2 |
Всего: | 180 | 12 | 168 |
Содержание программы 3 года обучения
1.Вводное занятие (3 ч.)
Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2.Повторение основных способов плетения бисера. Закрепление изученных приёмов параллельного игольчатого, петельного низания, способов комбинирования их в одном изделии. (2 ч.) Практическая работа. Выполнение образцов.
3. Плетение на проволоке. Букеты цветов. (50 ч.)
Теоретические сведения. Рассматривание готовых изделий. Изучение схемы. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления букетов цветов: параллельное, петельное, скрутка, игольчатое, французское плетение. Комбинирование приемов. Техника выполнения. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов: цветов, листиков. Формирование букета. Сборка и закрепление деревьев в корзонке.
4. Плетение на проволоке. Миниатюрные деревья из бисера.(120 ч.)
Теоретические сведения. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное. Комбинирование приемов. Техника выполнения. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.
5. Итоговое занятия (2 ч.)
Организация выставок лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
Оценка эффективности программы к концу третьего года обучения.
По окончании 3-го года обучения обучающиеся должны знать:
- технику основных способов плетения бисером;
- усложнённые варианты параллельного и объёмного низания
По окончании 3-го года обучения обучающиеся должны уметь:
- свободно пользоваться схемами из журналов, альбомов, буклетов;
- использовать в своей работе многокрасочную гамму цветов (холодные, теплые тона, ахроматические цвета);
- самостоятельно составлять различные по сложности композиции;
- чётко выполнять все приёмы бисероплетения, предусмотренные программой и умело использовать их в работе;
- свободно пользоваться терминами, предусмотренными программой;
- создавать собственные варианты букетов.
Календарно-тематическое планирование
3 год обучения
месяц | неделя | занятие | Кол-во часов | Тема занятия |
Сентябрь | 1 | 1 | 3 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
2 | 2 | Повторение основных способов плетения. | ||
2 | 3 | 3 | Повторение основных способов плетения. | |
4 | 2 | Изготовление изделия «Букет из цветов космеи». Разбор схемы. | ||
3 | 5 | 3 | Выполнение цветов по схеме. | |
6 | 2 | Выполнение листиков по схеме. | ||
4 | 7 | 3 | Сборка изделия. Оформление. | |
8 | 2 | Изготовление изделия «Букет из цветов каллы». Разбор схемы. | ||
5 | 9 | 3 | Выполнение цветов по схеме. | |
10 | 2 | Выполнение листиков по схеме. | ||
Октябрь | 2 | 11 | 3 | Сборка изделия. Оформление. |
12 | 2 | Изготовление изделия «Букет из цветов кислицы». Разбор схемы. | ||
3 | 13 | 3 | Выполнение цветов по схеме. | |
14 | 2 | Выполнение листиков по схеме. | ||
4 | 15 | 3 | Сборка изделия. Оформление. | |
16 | 2 | Изготовление изделия «Нежный букет». Разбор схемы. | ||
5 | 17 | 3 | Выполнение цветов по схеме. | |
18 | 2 | Выполнение листиков по схеме. | ||
ноябрь | 2 | 19 | 3 | Сборка изделия. Оформление. |
20 | 2 | Изготовление изделия «Букет из цветов». Разбор схемы. | ||
3 | 21 | 3 | Выполнение цветов по схеме. | |
22 | 2 | Выполнение листиков по схеме. | ||
4 | 23 | 3 | Сборка изделия. Оформление. | |
24 | 2 | Деревья из бисера «Береза». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
5 | 25 | 3 | Выполнение листиков березы по схеме. | |
26 | 2 | Выполнение веток березы. | ||
декабрь | 1 | 27 | 3 | Сборка изделия. |
28 | 2 | Деревья из бисера «Ива». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
2 | 29 | 3 | Выполнение листиков ивы по схеме. | |
30 | 2 | Выполнение веток ивы. | ||
3 | 31 | 3 | Сборка изделия. | |
32 | 2 | Деревья из бисера «Рябина». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
4 | 33 | 3 | Выполнение ягод, листиков рябины по схеме. | |
34 | 2 | Выполнение веток рябины. | ||
январь | 3 | 35 | 3 | Сборка изделия. |
36 | 2 | Деревья из бисера «Сосна». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
4 | 37 | 3 | Выполнение иголок сосны по схеме. | |
38 | 2 | Выполнение веток сосны. | ||
5 | 39 | 3 | Сборка изделия. | |
40 | 2 | Деревья из бисера «Елка». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
февраль | 2 | 41 | 3 | Выполнение иголок елки по схеме. |
42 | 2 | Выполнение веток елки. | ||
3 | 43 | 3 | Сборка изделия. | |
44 | 2 | Деревья из бисера «Сирень». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
4 | 45 | 3 | Выполнение цветов, листиков сирени по схеме. | |
46 | 2 | Выполнение веток сирени. | ||
5 | 47 | 3 | Сборка изделия. | |
48 | 2 | Деревья из бисера «Малина». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
Март | 2 | 49 | 3 | Выполнение ягод, листиков малины по схеме. |
50 | 2 | Выполнение веток малины. | ||
3 | 51 | 3 | Сборка изделия. | |
52 | 2 | Деревья из бисера «Глициния». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
4 | 53 | 3 | Выполнение цветов, листиков глицинии по схеме. | |
54 | 2 | Выполнение веток глицинии. | ||
5 | 55 | 3 | Сборка изделия. | |
56 | 2 | Деревья из бисера «Апельсиновое дерево». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
апрель | 2 | 57 | 3 | Выполнение плодов, листиков по схеме. |
58 | 2 | Выполнение веток апельсинового дерева. | ||
3 | 59 | 3 | Сборка изделия. | |
60 | 2 | Деревья из бисера «Бузина». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
4 | 61 | 3 | Выполнение цветов, листиков бузины по схеме. | |
62 | 2 | Выполнение веток рябины. | ||
5 | 63 | 3 | Сборка изделия. | |
64 | 2 | Деревья из бисера «Мимоза». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
май | 2 | 65 | 3 | Выполнение цветов, листиков мимозы по схеме. |
66 | 2 | Выполнение веток мимозы. | ||
3 | 67 | 3 | Сборка изделия. | |
68 | 2 | Деревья из бисера «Акация». Цветовое решение. Разбор схемы. | ||
4 | 69 | 3 | Выполнение цветов, листиков акации по схеме. | |
70 | 2 | Выполнение веток акации. | ||
5 | 71 | 3 | Сборка изделия. | |
72 | 2 | Итоговое занятие. Выставка работ. | ||
Итого: 180 часа |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательная трехгодичная программа "Рукодельница" составлена с учетом требований современной педагогики. Усвоение материала осуществляется по принципу «от простого к сложному» и происходит поэтапно от раздела до раздела. Материал скомплектован по следующим разделам:
- Вводное занятие;
- Техника плетения;
- Плоские фигурки животных;
- Объёмные фигурки;
- Цветы из бисера;
- Миниатюрные деревья из бисера;
- Итоговое занятие.
Для обучения используется:
- литература для педагога и обучающихся;
- образцы изделий;
- схемы изделий (раздаточный материал);
- презентации поэтапного выполнения изделий.
Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают навыки работы с бисером, учатся пользоваться различными схемами плетения. При появлении у обучающихся затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы.
Основные задачи обучения: развитие творческих способностей, сенсомоторики, формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие.
Формы проведения занятий по бисероплетению
Программой «Рукодельница» предусмотрено использование различных форм проведения занятий: презентация, консультация, импровизация, практические занятия, выставка – праздник. Данные формы проведения занятий позволяют расширить кругозор обучающихся, обогащать их фантазию, активизировать внимание к выполняемой работе, повышать творческий уровень.
Методы работы, используемые на занятиях по бисероплетению.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.
Использование данных форм и методов работы позволяет педагогу решать задачи программы: воспитательные, развивающие, обучающие.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Кабинет для проведения занятий оснащен экраном и мультимедийным проектором, компьютером, партами, стульями, имеет достаточное освещение.
Каждому обучающемуся необходимо иметь индивидуальные наборы для работы:
- бисер разных цветов и размеров;
- контейнер для хранения бисера;
- ножницы;
- кусачки;
- проволоку;
- тетрадь в клетку;
- цветные карандаши.
Индивидуальные наборы приобретают родители обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА:
Рекомендуемая литература для обучающихся:
Белов Н.В. Фигурки из бисера. М. 2007.
Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. М., 2000.
Гадаева Ю.В. Бисер Цветочки и фенечки. М., 2001.
Лындина Ю.М. Украшения для девочки. М., 2001.
Стародуб К.И. Плетение на проволоке. Ростов-на-Дону, 2001.
Зайцева Н.К. Бисерное рукоделие. М., 2000.
Кораткова Л.Ю. Цветы из бисера. М., 2001.
Указатель использованной литературы при разработке программы:
Аполозева Л.М. Бисер. М., 2004.
Артамонова Е.В. Бисероплетение. М., 2003.
Артамонова Е.В. Украшения из бисера. М., 2000.
Белякова О.В. Бисероплетение: поделки, украшения, аксессуары. Я. 2008.
Божко Л. Б. Бисер. Уроки мастерства, СП.б, 2002.
Жукова О.Г. Бисерное рукоделие. М., 2008.
Зайцева Л.В. Украшения из бисера. М., 2002.
Куликова Л.Г. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. М., 2004.
Шилкова Е.А. Поделки из бисера. М. 2011.
Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...