Формирование системы нравственных ориентиров детей и подростков в учреждении дополнительного образования
статья

Здоровец Наталия Николаевна

Предварительный просмотр:

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с  Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).

Задача системы образования — социально-педагогическая и психологическая поддержка становления

  • жизненного самоопределения детей и молодежи,
  • формирования личностной
  • семейной и
  • социальной культуры.

Важным компонентом социального заказа является духовно-нравственное воспитание и развитие.

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:

  • Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
  • Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей была актуальна всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Бороться с этим нехорошим воздействием необходимо всем, особенно тем, кто имеет возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение: педагогам, психологам, воспитателям. Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет.

1. Основные проблемы воспитания детей и обучающейся молодежи

       В настоящее время, несмотря на наличие больших позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны, общество, и особенно молодое поколение, переживает духовно-нравственный кризис. И масштабы этого кризиса достаточно высоки:

  • Снизился возраст начала употребления наркотиков с 18 до 14 лет. По данным социологического опроса, возраст первой пробы психоактивных веществ (алкоголь, сигареты) приходится на 10–12 лет, возраст пробы наркотиков — 12–15 лет.
  • Россия сохраняет одно из первых мест в мире по уровню самоубийств подростков,
  • С каждым годом увеличивается число абортов, производимых девушками до 19 лет,
  • Согласно социологическим опросам, около 55 % молодых людей готовы преступить через моральные нормы ради достижения личного успеха.  

Эти изменения, прежде всего, отразились на российской семье. Дифференциация доходов семей, дезорганизация их жизни, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада — это те явления, которые сегодня характерны для современной семьи. Правовая, моральная, экономическая незащищенность привела к повышению конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие семей, низкий уровень доходов, с одной стороны, чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения, с другой стороны, обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства. Все это влияет на проявление различных форм асоциального поведения.

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение социальные болезни; учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.

Изменилась и социальная природа современного детства. По мнению экспертов, сегодня можно говорить о принципиальном изменении социальной ситуации развития ребенка. Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого или определенного конкретного социума — семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию — ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий.

         Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательная деятельность. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной информационной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления, насилия, и другие формы примитивизации личности. Все чаще встречаются факты криминального использования сети интернет в целях эксплуатации детей, распространения материалов, наносящих вред психическому и нравственному здоровью несовершеннолетних.  

         Серьезной проблемой для современного общества стало распространение социально негативных молодежных течений (скинхеды, готы, эмо и ряд др.). Они зачастую вносят существенный вклад в распространение проявлений насилия среди несовершеннолетних, создают ситуации риска детских суицидов.  

Особенную тревогу вызывает существование молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка.

Высокий уровень социальной патологии является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия. Сохранение и усиление негативных социальных и духовно-нравственных деформаций в детской и подростковой среде — одна из главных угроз национальной безопасности и будущему России.

         В этих сложных условиях система дополнительного образования наравне со школами была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.  

Задача  учреждений дополнительного образования – создание целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей, определяющего учебную и воспитательную деятельности. Эта задача решается так же на основе социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации:

  • семьей;
  • общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями;
  • учреждениями культуры и спорта;
  • местными СМИ.

Виды воспитательной деятельности и формы их осуществления могут быть разнообразные, но в любом случае в них должны воплощаться принципы системно-деятельностного подхода и применяться современные образовательные технологии.

Исходя их этого, приоритетами воспитательной деятельности в системе образования нашего ЦДТ и объединения «Плетение из соломки» в частности, являются:

  • трудовое воспитание: развитие трудовой этики, уважения к результатам труда; мотивация творчества и созидания, готовность и способность к непрерывному образованию; профессиональная ориентация.
  • обеспечение информационной и духовной безопасности детей и молодежи; защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; профилактика вовлечения детей и молодежи в деятельность экстремистских организаций;
  • формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности человеческой жизни, толерантного отношения к людям и окружающему миру, внутреннего и внешнего непринятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умения им противодействовать;

социально-педагогическая поддержка готовности и способности к духовному развитию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, развитию совести, способности давать нравственную самооценку поступкам;

  • воспитание семейной культуры: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • патриотическое воспитание: принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, готовность к укреплению национальной безопасности; знание и уважение истории семьи, родного села, города, области; понимание ценности и значения грамотного владения русским языком;  
  • формирование культуры межнациональных отношений, уважение к представителям иных культур и национальностей, понимание мира как единства в многообразии проявлений;

Воспитание каждого нового подрастающего поколения в духе духовности, нравственности и любви к Отечеству является насущным во все времена для общества, которое серьезно думает о своем будущем.  

Знакомство с декоративно-прикладным творчеством обучающихся является важной стороной общей работы по формированию патриотических, нравственных чувств. Через обучающую деятельность творческих объединений этого направления дети узнают и сохраняют наследие, дошедшее до нашего времени ремесло. По мнению педагогов дополнительного образования декоративно-прикладное творчестве, привлекая детей к полезному труду имеет самые благоприятные возможности воздействия на внутренний мир ребенка. Педагоги стремятся превратить процесс трудового обучения в интересное, познавательное, творческое занятие, духовно обогащающее внутренний мир ребенка. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, орнаментов, выразительных пластических форм, которые наиболее близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. Каждое занятие открывает что-то новое, последовательно, ступенька за ступенькой, приближает к пониманию красоты и гармонии.

Одной из эффективных форм реализации духовно-нравственного воспитания является проведение и участие обучающихся в творческих конкурсах духовно – нравственной направленности, которые способствуют не только творческому развитию, но и приобщению молодого поколения к истокам православных традиций и культуры. Это конкурсы разного направления: декоративно – прикладного, изобразительного, фото, литературного творчества: «Искусство слова», «Рождественская открытка», «Русь православная», «Гренадеры, вперед!», «Патриот Отечества» и др., проводимые среди обучающихся образовательных учреждений Курской области. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании обучающихся Центра оказывает участие в международных конкурсных мероприятиях, выставках, конференциях. Обучающиеся вместе со своими наставниками приобщаются к истории и традициям православия, на профессиональном уровне готовят работы для участия во всероссийских мероприятиях. Каждый год свои работы педагоги и воспитанники Центра представляют на Среднерусском экономическом форуме и Курской Коренской ярмарке, которые не только радую глаз посетителей, но и успешно раскупаются всеми желающими. В этом году воспитанники и педагогический состав Центра приняли участие в благотворительная акция «Белый цветок», предоставив боле 100 изделий декоративно прикладного творчества. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, художника, поэта, рассказчика и другие. Воспитанники Центра занимают достойные места. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образования

Этот материал представлен в аттестационную папку. Тема инновационного опыта "Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образовании"....

Особенности формирования социальной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей

В данной статье рассмотрены основные направления и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей и их роль в формировании социалной компетентности подростков...

Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования

Статья об огранизации работы  с подростками в учреждении дополнительного образования ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В статье коротко описываются методы и приемы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников 5-11 классов в учреждении интернатного типа...

«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»

«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»...

Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей

В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы...