Рабочая программа внеурочной деятельности по историческому краеведению "История Симбирско-ульяновского края"
рабочая программа по краеведению (6 класс)
Данная рабочая программа внеурочной деятельности по историческому краеведению разработана для обучающихся 6 -х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_vneurochka.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
по историческому краеведению:
« История Симбирско-ульяновского края».
Пояснительная записка.
Нормативные документы
Рабочая программа внеурочной деятельности по историческому краеведению:
« История Симбирско-ульяновского края» для обучающихся 6 –х классов составлена на основе сборника «Концептуальные и нормативно – методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области» и следующих нормативных актов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». №237 от 29.12.12 г.
- .Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями). Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644.
- . Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. (с изменениями от 20.07.2000 г.; 22.08; 21.12.2004 г.; 26, 30.06.2007 г.).
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства Р.Ф. № 1726-р от 4 сентября 2014 года
- Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам. Приказ министерства образования и науки Р.Ф. № 1008 от 29 августа 2013 год
- О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Минобразования науки Р.Ф. от 11.12.2006 № 06-1844.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- ООП ОО ( 5-8 кл.) МБОУ СШ № 56 г. Ульяновска
- Учебный план МБОУ СШ № 56 г. Ульяновска на 2016-2017 учебный год.
- Положение о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) внеурочной деятельности МБОУ СШ №56 от 03.09. 2016 г.
- Концептуальные и нормативно – методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области. Сборник нормативных документов под редакцией Н.В.Жульковой, В.Н.Янушевского. Ульяновск; Центр ОСИ, 2015 г.
- Учебник: Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б.Табардановой. Ульяновск.
Цели и задачи образования с учетом специфики
учебного курса.
Основной целью изучения краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, природные объекты, памятники культуры и истории и др.) и готового принять активное участие в их развитии.
Основные задачи курса:
- дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;
- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;
- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;
- предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.
Содержание предмета, курса, дисциплины (модуля)
1. Введение (2 часа).
Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.
2. Наш край в древности (6 часов).
Понятие "первобытность". Палеолит в Среднем Поволжье. Орудия труда древнейших людей. Мезолит и неолит. Племена с боевыми топорами. Абашевская культура. Срубные племена. Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э. Расселение древнемордовских племен (мордва-мокша, мордва-эрзя). Племена и народы Симбирского края в конце I - начале II тысячелетия н.э.
3. В составе Волжской Булгарии (3 часа).
Булгары, их быт и культура. Буртасы и свидетельства о них арабских историков. Своеобразие племен. Государства, образованные булгарами. Великий Булгар.
4. Период Золотой Орды и Казанского ханства (4 часа).
Монголо-татарское нашествие. Вторжение в Волжскую Булгарию. Организация сопротивления. Наш край в составе Золотой Орды. История образования Казанского ханства. Наш край в составе ханства. Феодальные отношения в ханстве. Культурное развитие и формирование татарской народности. Отношения с Москвой. Воцарение Крымской династии. Покорение Иваном IV Грозным Казанского ханства. Участие местного населения в борьбе с ханством.
5. Основание Симбирска и освоение края в XVII - XVIII веках (10часов).
Причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Симбирско-Карсунская линия. Воевода Богдан Хитрово. Возникновение Симбирска. Симбирский Кремль. Острог. Посад и слободы. Население Симбирска в XVII веке. Штурм Симбирска разинцами. Борятинский. Атаман Ф. Шелудяк и его поход на Симбирск. Разгром Пугачева. Пугачев в Симбирске. Пребывание в Симбирске А.В. Суворова. Пушкин о Пугачеве.
6. Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII - XVIII веках (7 часов).
Многонациональное население нашего края. Основные занятия жителей и народные промыслы. Особенности жилища, домашняя утварь и национальная кухня. Национальная одежда и семейные обряды народов нашего края. Народные праздники: масленица, Сабантуй, Акатуй.
7. Повторительное обобщение Экскурсии в музеи Ульяновска и области.( 2 часа).
8. Итоговый урок (1 час)
Формы организации учебных занятий.
Планируется по программе организация следующих форм учебных занятий:
1. Организация учебных экскурсий по экспозициям музеев (Музея археологии, Краеведческого музея);
2. беседы, написание рефератов, просмотр презентаций;
3.практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа)
4.познавательные историк- краеведческие игры;
5. конкурсы рисунков, плакатов;
6.изучение краеведческой литературы;
7.сбор краеведческого материала.
Основные виды учебной деятельности
- Анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
- Просмотр учебных фильмов.
- Поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- Запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ.
Планируемые результаты
освоения конкретного учебного курса.
Личностные результаты освоения программы краеведения основного общего образования должны отражать:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей малой родины, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Ученик научится:
- сравнивать уровень развития экономических и общественных отношений различных племен;
- сравнивать уровни развития и особенности культуры булгар и буртасов;
- определять причины и следствия, как отдельных исторических событий, так и процессов, происходивших на территории нашего края (ордынское завоевание, русское продвижение на Восток и основание Симбирска, крестьянские войны);
- делать выводы и обобщения об исторических процессах, проходивших в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве;
- пользоваться историко-географической картой Среднего Поволжья.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | |
По плану | Фактич. | ||
1. | . | Введение. Что изучает историческое краеведение. | |
2. | Население края в эпоху палеолита и мезолита. | ||
3. | Неолитические стоянки людей в нашем крае. Наш край- зона постоянных контактов между лесными и степными племенами. | ||
4. | Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы. | ||
5. | Вторжение с юга. Абашевцы: кто они? | ||
6. | Именьковцы – это славяне? | ||
7. | Великое переселение народов. Гунны. Позднесарматские племена на юге Ульяновской области. | ||
8. | Древнемордовские племена | ||
9. | Булгары. | ||
10. | Наш край в составе Волжской Булгарии. | ||
11. | Буртасы – в чертах какого народа они сохранились? | ||
12. | Захват Волжской Булгарии Золотой Ордой. | ||
13. | Наш край в составе Золотой Орды. | ||
14. | . | Симбирская земля в составе Казанского Ханства. | |
15. | Падение Казанского Ханства. | ||
16. | Сторожевые линии. Основание Симбирска. | ||
17- | Симбирский Кремль. Жизнь и быт симбирян. | ||
18. | Основание деревень и сёл Симбирского края. | ||
19. | Положение народов Среднего Поволжья в 17 веке. Христианизация местного населения. | ||
20. | Неприступная крепость государства. Поражение С.Разина под Симбирском. | ||
21 | Социально-экономическое развитие края в 18 веке. | ||
22. | Развитие мануфактурного производства и расширение торговли. | ||
23. | События Пугачевского бунта. Е.Пугачев в Симбирске. | ||
24 | Знаменитые симбиряне 18 века. Новиков Н.И. и представители прогрессивного симбирского дворянства. | ||
25. | Первые учебные заведения и театры Симбирска. Первые шаги по научному исследованию Симбирского края. | ||
26. | Многонациональное население нашего края. Мордва - автохтонное население нашего края. | ||
27. | . | Чуваши. Тюркоязычные предки чувашей. Культура чувашей Симбирского Поволжья. | |
28. | Татары Симбирского Поволжья. Основные этапы формирования татарского народа. Быт, культура. | ||
29. | Русские – самое многочисленное население края. Расселение, хозяйство, культура, быт. | ||
30. | Народные промыслы в Симбирской губернии. | ||
31 | История моей семьи. | ||
32. | «Секреты бабушкиного сундука» | ||
33 | Повторительно-обобщающие урок. | ||
34. | Музейные экскурсии. | ||
35 | Итоговый урок. Защита проектов |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
1.Историческое краеведение. /Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательной школы./Под ред. Т.Б.Табардановой.– Ульяновск.
2.Краеведческий музей в школе: Учебное пособие/ Аксенова З.Р. и др.; под ред. Л.П.Шабалиной.- Ульяновск: УлГПУ,1999.-73 с.
3.Симбирская-Ульяновская энциклопедия.- Ульяновск: "Симбирская книга", 2000.- том 1.- 397 с
Интернет-ресурсы по историческому краеведению Ульяновской области:
http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)
http://ru.wikipedia.org (Википедия.Свободная энциклопедия).
http://www.virtan.ru (Природа России).
http://gani73.ru/ (Государственный архив новейшей истории Ульяновской области).
http://archives.ru/ (Федеральное архивное агентство).
http://ataman.do.am/ (Общественный Совет по Вопросам Казачества при Главе Администрации города Казачий Войсковой Совет города Ульяновска (Симбирска)).
http://www.rg.ru/region/pfo/ulyanovskaya/index. (Российская газета.Ульяновская область).
http://www.mycicerone.ru (сайт по краеведению России).
http://www.gorod73.ru (информационный портал История уголков Ульяновской области).
http://mmorpgbb.ru/
http://ulyanovskrf.ru/ (Ульяновский портал).
http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).
http://ulpamyatniki.narod.ru (Памятники и памятные места Ульяновска).
Приложение к программе
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1.Народы, проживающие на территории Ульяновской области.
2.Богдан Хитрово — основатель Симбирска.
3.Степан Разин в истории Симбирска.
4.Е.Пугачев в Симбирске.
5.Народные промыслы Симбирской губернии.
6.Сословия в Симбирской губернии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"
Программа курса рассчитана на 4 года, 1-4 класс начальной школы 136 часов. Программа построена на пр...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Край родной» для обучающихся 3 класса
программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»
Курс «История родного края» содержит краеведческий материал по истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботитьс...
Рабочая программа внеурочной деятельности: Историческая география
Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, призванная помочь глубже понять общеисторические, углублять конкретно исторические и географические знания. Она отражает общеист...
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету история "Мой Пермский край"
Рабочая программа по внеурочной деятелности основана на краеведческом материале...