Рабочая программа внеурочной деятельности по историческому краеведению "История Симбирско-ульяновского края"
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Федотова Ольга Николаевна

Данная рабочая программа  внеурочной деятельности по историческому краеведению разработана для обучающихся 6 -х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_vneurochka.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  внеурочной деятельности

 по историческому краеведению:

« История  Симбирско-ульяновского края».

Пояснительная записка.

Нормативные документы

Рабочая программа  внеурочной деятельности по историческому краеведению:

 « История  Симбирско-ульяновского края» для обучающихся 6 –х классов  составлена на основе сборника «Концептуальные  и нормативно – методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области»    и следующих нормативных актов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». №237 от 29.12.12 г.
  2. .Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями). Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644.
  3. . Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. (с изменениями от 20.07.2000 г.; 22.08; 21.12.2004 г.; 26, 30.06.2007 г.).
  4.  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
  5. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства Р.Ф. № 1726-р от 4 сентября 2014 года
  6. Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам. Приказ министерства образования и науки Р.Ф. № 1008 от 29 августа 2013 год
  7. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Минобразования науки Р.Ф. от 11.12.2006 № 06-1844.
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  9.  ООП ОО ( 5-8 кл.) МБОУ СШ № 56 г. Ульяновска
  10. Учебный план МБОУ СШ № 56 г. Ульяновска на 2016-2017 учебный год.
  11. Положение о порядке утверждения и структуре рабочих программ  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) внеурочной деятельности МБОУ СШ №56 от 03.09. 2016 г.
  12. Концептуальные  и нормативно – методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области.  Сборник нормативных документов под редакцией Н.В.Жульковой, В.Н.Янушевского. Ульяновск; Центр ОСИ, 2015 г.                        
  13. Учебник: Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б.Табардановой. Ульяновск.

Цели и задачи образования с учетом специфики

учебного курса.

Основной целью изучения краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, природные объекты, памятники культуры и истории и др.) и готового принять активное участие в их развитии.

Основные задачи курса:

 - дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

- предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

Содержание предмета, курса, дисциплины (модуля)

1. Введение (2 часа).

Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.

2. Наш край в древности (6 часов).

Понятие "первобытность". Палеолит в Среднем Поволжье. Орудия труда древнейших людей. Мезолит и неолит. Племена с боевыми топорами. Абашевская культура. Срубные племена. Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э. Расселение древнемордовских племен (мордва-мокша, мордва-эрзя). Племена и народы Симбирского края в конце I - начале II тысячелетия н.э.

3. В составе Волжской Булгарии (3 часа).

Булгары, их быт и культура. Буртасы и свидетельства о них арабских историков.  Своеобразие племен. Государства, образованные булгарами. Великий Булгар.

4. Период Золотой Орды и Казанского ханства (4 часа).

Монголо-татарское нашествие. Вторжение в Волжскую Булгарию. Организация сопротивления. Наш край в составе Золотой Орды. История образования Казанского ханства.  Наш край в составе ханства. Феодальные отношения в ханстве. Культурное развитие и формирование татарской народности. Отношения с Москвой. Воцарение Крымской династии. Покорение Иваном IV Грозным Казанского ханства. Участие местного населения в борьбе с ханством.

5. Основание Симбирска и освоение края в XVII - XVIII веках (10часов).

Причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Симбирско-Карсунская линия. Воевода Богдан Хитрово. Возникновение Симбирска. Симбирский Кремль. Острог. Посад и слободы. Население Симбирска в XVII веке. Штурм Симбирска разинцами.  Борятинский. Атаман Ф. Шелудяк и его поход на Симбирск. Разгром Пугачева. Пугачев в Симбирске. Пребывание в Симбирске А.В. Суворова. Пушкин о Пугачеве.

6. Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII - XVIII веках (7 часов).

Многонациональное население нашего края. Основные занятия жителей и народные промыслы. Особенности жилища, домашняя утварь и национальная кухня. Национальная одежда и семейные обряды народов нашего края. Народные праздники: масленица,  Сабантуй, Акатуй.

7. Повторительное обобщение   Экскурсии в музеи Ульяновска и области.( 2 часа).

8. Итоговый урок (1 час)

Формы организации учебных занятий.

Планируется по программе организация следующих форм учебных занятий:

1.  Организация учебных экскурсий по экспозициям музеев (Музея археологии, Краеведческого музея);

2. беседы, написание рефератов,  просмотр презентаций;

3.практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа)

4.познавательные историк- краеведческие игры;

5. конкурсы рисунков, плакатов;

6.изучение краеведческой литературы;

7.сбор краеведческого материала.

Основные виды учебной деятельности

  • Анализ выступлений своих товарищей.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Работа с научно-популярной литературой.
  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  • Написание рефератов и докладов.
  • Просмотр учебных фильмов.
  • Поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • Запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ.

Планируемые результаты

освоения конкретного учебного курса.

 

Личностные   результаты освоения  программы краеведения основного общего образования  должны отражать:  

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

Метапредметные результаты: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей  малой родины, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

.

 

Требования  к уровню подготовки обучающихся:

Ученик научится:

  • сравнивать  уровень развития экономических и общественных отношений различных племен;
  • сравнивать уровни развития и особенности культуры булгар и буртасов;
  • определять причины и следствия, как отдельных исторических событий, так и процессов, происходивших на территории нашего края (ордынское завоевание,  русское продвижение на Восток и основание Симбирска, крестьянские войны);
  • делать выводы и обобщения об исторических процессах, проходивших в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве;
  • пользоваться историко-географической картой Среднего Поволжья.




Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

По плану

Фактич.

1.

.

Введение. Что изучает историческое краеведение.

2.

Население края в эпоху палеолита и мезолита.

3.

Неолитические стоянки людей в нашем крае. Наш край- зона постоянных контактов между лесными и степными племенами.

4.

Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы.

5.

Вторжение с юга. Абашевцы: кто они?

6.

Именьковцы – это славяне?

7.

Великое переселение народов. Гунны. Позднесарматские племена на юге Ульяновской области.

8.

Древнемордовские племена

9.

Булгары.

10.

Наш край в составе Волжской Булгарии.

11.

Буртасы – в чертах какого народа они сохранились?

12.

Захват  Волжской Булгарии Золотой Ордой.

13.

Наш край в составе Золотой Орды.

14.

.

Симбирская земля в составе Казанского Ханства.

15.

Падение Казанского Ханства.

16.

Сторожевые линии. Основание Симбирска.

17-

Симбирский Кремль. Жизнь и быт симбирян.

18.

Основание деревень и сёл Симбирского края.

19.

Положение народов Среднего Поволжья в 17 веке. Христианизация местного населения.

20.

Неприступная крепость государства. Поражение С.Разина под Симбирском.

21

Социально-экономическое развитие края в 18 веке.  

22.

Развитие мануфактурного производства и расширение торговли.

23.

События Пугачевского бунта. Е.Пугачев в Симбирске.

24

Знаменитые симбиряне 18 века. Новиков Н.И. и представители прогрессивного симбирского дворянства.

25.

 Первые учебные заведения и театры Симбирска.  Первые шаги по научному исследованию Симбирского края.

26.

Многонациональное население нашего края. Мордва - автохтонное население нашего края.

27.

.

Чуваши. Тюркоязычные предки чувашей. Культура чувашей Симбирского Поволжья.

28.

Татары Симбирского Поволжья. Основные этапы формирования татарского народа. Быт, культура.

29.

Русские – самое многочисленное население края. Расселение, хозяйство, культура, быт.

30.

Народные промыслы в Симбирской губернии.

31

История моей семьи.

32.

«Секреты бабушкиного сундука»

33

Повторительно-обобщающие урок.

34.

Музейные экскурсии.

35

Итоговый урок. Защита проектов

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

1.Историческое краеведение. /Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательной школы./Под ред. Т.Б.Табардановой.– Ульяновск.

2.Краеведческий музей в школе: Учебное пособие/ Аксенова З.Р. и др.; под ред. Л.П.Шабалиной.- Ульяновск: УлГПУ,1999.-73 с.

 3.Симбирская-Ульяновская энциклопедия.- Ульяновск: "Симбирская книга", 2000.- том 1.- 397 с

Интернет-ресурсы по историческому краеведению Ульяновской области:

http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)

http://ru.wikipedia.org (Википедия.Свободная энциклопедия).

http://www.virtan.ru (Природа России).

http://gani73.ru/ (Государственный архив новейшей истории Ульяновской области).

http://archives.ru/ (Федеральное архивное агентство).

http://ataman.do.am/ (Общественный Совет по Вопросам Казачества при Главе Администрации города Казачий Войсковой Совет города Ульяновска (Симбирска)).

http://www.rg.ru/region/pfo/ulyanovskaya/index. (Российская газета.Ульяновская область).

http://www.mycicerone.ru (сайт по краеведению России).

http://www.gorod73.ru (информационный портал История уголков Ульяновской области).

http://mmorpgbb.ru/

http://ulyanovskrf.ru/ (Ульяновский портал).

http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).

http://ulpamyatniki.narod.ru (Памятники и памятные места Ульяновска).

                                                                                                                   

Приложение к программе

                                          ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

 

                      1.Народы, проживающие на территории Ульяновской области.

                 

                      2.Богдан Хитрово — основатель Симбирска.

                      3.Степан Разин в истории Симбирска.

                      4.Е.Пугачев в Симбирске.

                      5.Народные промыслы Симбирской губернии.

 

                                   6.Сословия в Симбирской губернии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"

       Программа  курса  рассчитана  на  4 года, 1-4   класс  начальной  школы 136 часов. Программа  построена  на  пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»

Курс «История родного края»  содержит краеведческий  материал по  истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботитьс...

Рабочая программа внеурочной деятельности: Историческая география

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, призванная помочь глубже понять общеисторические, углублять конкретно исторические и географические знания. Она отражает общеист...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету история "Мой Пермский край"

Рабочая программа по внеурочной деятелности основана на краеведческом материале...