Программа курса по внеурочной деятельности по историческому краеведению «Тульские предприниматели в истории России» 9 класс
рабочая программа по краеведению (9 класс)
Главным объектом изучения курса является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch_deyatelnost_kruzhok9kl.docx | 35.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса по внеурочной деятельности по историческому краеведению
разработана для 9 класса с целью углубления знаний.
Название курса: «Тульские предприниматели в истории России»
( 34 ч: 1 ч/неделю).
Автор: А.В.Руднева.
Рекомендована для возраста: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень реализации:
Направленность: духовно- нравственное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана для учащихся 9 класса. Один год обучения. Количество часов: 34
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Цель курса: — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.
- формирование мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине;
- осмысление событий и явлений на пресечении глобальных российских тенденций, представление различий и сходств процессов, общность судеб Тульской области и России в целом;
- обеспечение условий для формирования проектно-ориентированного мышления, умения выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.
Рабочая программа курса с целью реализации минимума содержания образования регионального компонента, базируется на таких подходах, как.
краеведческий- выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника,
содержательно–деятельностный - включение учащихся в активную творческую проектно-исследовательскую деятельность;
личностно-ориентированный - создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;
практике - ориентированный подход с учетом условий местности;
интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи..
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о родном крае, о культуре, обычаях и традициях своего народа
- Научить основам реализации проектно-исследовательской деятельности
- развивать умения составлять характеристику исторической личности;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
Воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
- воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
Развивающие:
- развивать эмоционально-, нравственные и эстетические чувства;
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.
Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса истории, обществознания.
В наше время необходимо возрождение духовности, изучение истории культуры своего народа, роли в ней исторической личности, что позволяет по- новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства
Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи и изучения истории родного края, а также имеет практическое значение.
Тульская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.
Главным смысловым стержнем программы должна стать связь истории Тульского края с жизнью человека. Вопросы культуры края могут быть решены на базе практико-ориентированной работы учащихся через призму ученической исследовательской деятельности, через метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Формами работы может быть посещение музеев, выставок, создание презентаций, творческих практических работ, подготовка викторин, составление календарей знаменательных дат нашего края, создание родословных.
Именно расширение поиска новых памятников, предметов, объектов искусства и других достопримечательностей является первоочередной задачей
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Общие требования к знаниям и умениям по курсу «Тульские предприниматели в истории России».:
1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.
2. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.
3. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния жизни города или отдельно взятого его района, поселка. 4. Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию; 5. Рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
6. Выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
7. Определять и аргументировано представлять собственное отношение к историческим проблемам, личностям;
8.Применять полученные знания в процессе решения познавательных и практических задач.
Тематический план
Т Темы | КолКол-во часов |
В Задачи курса «Тульские предприниматели в истории России». | 1 |
Т Тульский край в XIX- начале XX веке. | 7 |
П Тульские купцы - благотворители | 19 |
Тульские предприниматели в названиях улиц | 3 |
П Практическая работа | 2 |
Основное содержание. Формы и виды деятельности.
Задачи курса «Историческое краеведение». (круглый стол) Тульский край в XIX- начале XX века. Социально-экономическое развитие Тульского края в XIX в- начале XX века.. (разработка проектов) Экономическое развитие края в первой половине 19в. Население . Особенности местоположения. "Топографического описания Тульской губернии" 1824 г.(главными занятиями жителей Тульской губернии были «хлебопашество, скотоводство, огородничество и извоз»). Крупные уездные торговые города: Белев, Венев , Одоев, Алексин. Металлургия. Металлургическая промышленность. Оружейное производство. Самоварное производство. Пищевая промышленность (свеклосахарные заводы в с. Алябьеве Чернского уезда помещика Бланкенагеля и графа Бобринского). Угледобывающая промышленность. Крестьянские волнения.(проект). Тульский край в годы подготовки и проведения крестьянской реформы. ТОЗ. Механики англичанин Джон Джойс и русский Захава. (Конференция) Социально – экономическое развитие нашего края после отмены крепостного права. Волнение крестьян. Основные хозяйственные занятия крестьян. Развитие товарно-денежных отношений. Промышленность Тульского края. Реформы 60-70-х.гг. Железнодорожное строительство (1868 г. через Тулу и губернию прошли линии Московско-Курской, а позже - Сызрано-Вяземской железных дорог). (Дискуссия). Тульская губерния в начале XX века. (Проект ) Купеческое сословие. История становления. Тульские фабриканты потомственные почетные граждане Васильковы. (Проект ) Генерал от кафеля Израиль Басин. (Проект ) Василий Евлампиевич Сериков. Торговый дом «Сериков и К*» . (Проект ) Сладкая и горькая жизнь Петра Ивановича Козлова. (Проект ) Д.Я.Ваныкин. Гробовых дел мастер. (Проект ) Баташевы почетные граждане Тулы. (Проект ) Гречихин- пряничный король. (Проект ) Самовары братьев Лисицыных. (Проект ) Скобяная фабрика братьев Тепловых . (Проект ) Гармонная фабрика братьев Киселёвых. (Проект ) Яков Михайлович Федотов - купец, устроитель «Тульского Эрмитажа» в 1896 году - первого частного театра и сада в нашем городе. (Проект ) Игнат Козьмич Платонов - купец I гильдии и рыбопромышленник. (Проект ) Как купец Прохоров подсадил весь мир на белевскую пастилу. (Проект ) Купцы Сушкины . (Проект ) Купцы Добрынины -40 лет во главе Тулы. (Проект ) Традиции благотворительности. Ларион Лугинин- Русский лев внешней торговли. (Проект ) Тульские пряничники Белолипецкие одними из первых стали использовать рекламу. (Проект ) Постниковы - купцы, банкиры, меценаты образовательных учреждений. (Проект ) Тульские предприниматели в названиях городских объектов. (Проект ) Практическая работа: проектная деятельности.
Тематическое планирование.
«Тульские предприниматели в истории России». 9 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание. |
1 | Что изучает курс «Тульские предприниматели в истории России».. | 1 | круглый стол |
Тульский край в XIX – начале XX веке. | |||
2 | Социально-экономическое развитие Тульского края в XIX в. | 1 | разработка проектов |
3 | Тульская губерния в начале XIX века. | 1 | библиотечный урок |
4 | Тульский край в предреформенные годы (20-50-е годы XIX века). | 1 | Виртуальная экскурсия |
5 | Тульский край в годы подготовки и проведения крестьянской реформы. | 1 | Историческая газета |
6 | Социально – экономическое развитие нашего края после отмены крепостного права. | 1 | Виртуальное путешествие по Тульской области |
7 | Тульская губерния в начале XX века. | 1 | проект |
| Купеческое сословие. История становления | ||
8 | Тульские фабриканты потомственные почетные граждане Васильковы | 1 | Дискуссия |
9 | Генерал от кафеля Израиль Басин. | 1 | Поисковая деятельность |
10 | Василий Евлампиевич Сериков. Торговый дом «Сериков и К*». | 1 | Поисковая деятельность |
11 | Сладкая и горькая жизнь Петра Ивановича Козлова. | 1 | проект |
13-14 | Д.Я.Ваныкин. Гробовых дел мастер. | 1 | проект |
15-16 | Баташевы почетные граждане Тулы. | 1 | проект |
17 | Гречихин - пряничный король. | 1 | проект |
18 | Самовары братьев Лисицыных | 1 | проект |
19 | Скобяная фабрика братьев Тепловых | 1 | проект |
20 | Гармонная фабрика братьев Киселёвых | 1 | проект |
21 | Яков Михайлович Федотов - купец, устроитель «Тульского Эрмитажа» в 1896 году - первого частного театра и сада в нашем городе. | 1 | проект |
22 | Игнат Козьмич Платонов - купец I гильдии и рыбопромышленник. | 1 | проект |
23 | Как купец Прохоров подсадил весь мир на белевскую пастилу | 1 | проект |
24 | Купцы Сушкины | 1 | проект |
25 | Купцы Добрынины -40 лет во главе Тулы | 1 | проект |
26 | Традиции благотворительности. Ларион Лугинин - русский лев внешней торговли. | 1 | проект |
27 | Тульские пряничники Белолипецкие одними из первых стали использовать рекламу. | 1 | проект |
28 | Постниковы - купцы, банкиры, меценаты образовательных учреждений. | 1 | проект |
29 | Календарь знаменательных дат. | 1 | Прогулка по городу |
30-31 | Тульские предприниматели в названиях городских объектов. | 2 | презентация |
32-33 | Защита проектов. | 2 | презентация |
34 | Викторина по пройденным темам. | 1 | презентация |
Список литературы для учителей и обучающихся
1) С.Д.Ошевский. Тульский биографический словарь. Новые имена.- Тула: Издательский Дом . «Пересвет», 2003
2) Майорова Т.В. История Тульского края в географических названиях.- Тула: Издательство Тул.гос.пед.ун-та им Л.Н.Толстого, 2009
3) Сборник статей. Летопись тульского предпринимательства. Тула, 2016. 4) Тульские усадьбы. Истории и судьбы. Тула, 2017
5) И.Афремов. История Тульского края. Тула: Приокское книжное издательство 2002
6) Н.И.Троицкий. Тульские древности. Тула: Приокское книжное издательство 2002
7) Край наш Тульский. Путеводитель. Тула: Издательский Дом «Пересвет» 2002
8) Энциклопедия городов и районов Тульской области. Тула: Издательский Дом «Пересвет» 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС "Занимательная грамматика"
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувс...
Программа курса по внеурочной деятельности "Информатика" для 3-4 класса
При проведении занятий в начальной школе использовала программу курса по внеурочной деятельности "Информатика" для 3-4 класса. В программе имеется календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности «Изучаемый английский язык» для 5 классов
Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир лингвистики: английский язык» для 8 классов
Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ» ДЛЯ 10 КЛАССА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Программа курса по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» для 8 класса
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...
Программа курса по внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев» для 5 классов.
Программа курса по внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев» для 5 классов....