РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Планета загадок»
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Планета загадок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_rabota.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
п. ВОСТОЧНЫЙ»
Рассмотрено на МО начальных классов «___» ______ _________________ | Утверждено приказом директора МОУ СОШ п. Восточный № ____ от _____ 2014 ________ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Планета загадок»
для 4 класса
(34часа)
2014-2015 учебный год
Тарасенко Алёна Витальевна
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
Восточный, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).
Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD,) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Общий уровень подготовки детей по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Цели курса:
Образовательные
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
- Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие
- Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
- Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
- Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
- Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи программы:
- Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
- Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
- Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
- Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
- Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение (1 ч)
-Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
2. Тайны за горизонтом (5 ч)
-Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).
(Практические работы с картой)
-Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий
на блюдце?
-Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?
-Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде?
-Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?
(Практические работы с картой)
3. Жили-были динозавры... и не только они (3 ч).
-Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения?
-Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?
-Практическая работа: рассматривание окаменелостей
4. Тайны камней (4ч).
-Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров?
-Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.
-Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая?
-Откуда взялись алмазы?
5. Загадки растений (2ч).
-История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.
- Ботанический сад
6. Эти удивительные животные (4ч).
-История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
- «Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль.
- Разумные дельфины
- Красная книга Амурской области.
7. Планета насекомых (3ч).
-Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека
-Муравьи и их квартиранты.
-Как пауки плетут свою паутину?
8.Загадки под водой и под землей (11 ч).
-Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне?
-Что можно найти на морском берегу?
-Что такое ракушка-прилипала?
-Как передвигается осьминог?
-Что такое насекомоядные растения?
-Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?
-Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?
-Каково происхождение золотой рыбки?
-Как изучают подводный мир.
-Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара.
-Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».
Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.
9. Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год
Итого: 34 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Раздел | Кол-во часов |
1.Введение | 1 |
2. Тайны за горизонтом | 5 |
3.Жили-были динозавры... и не только они | 3 |
4.Тайны камней | 4 |
5. Загадки растений | 2 |
6. Эти удивительные животные | 4 |
7. Планета насекомых | 3 |
8. Загадки под водой и под землей | 11 |
9. Заключение | 1 |
Итого: 34 часа |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- географические открытия в древности;
- названия материков;
- как изучают прошлое Земли: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого;
- важнейшие экспедиции и великих путешественников;
- имена первооткрывателей;
- что изучает геология: разнообразие камней и их применение в искусстве и технике;
- историю открытия удивительных растений, животных и насекомых;
- особенности и необычное применение дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков и т.д.);
- загадки НЛО.
обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты;
- различать виды камней;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- приводить примеры удивительных растений, животных и насекомых;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний;
- владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней.
ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
- групповая работа;
- экскурсии;
- классные часы;
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- Ролевые игры
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1996. 34 с.
2.Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
3.Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
4.Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
5.Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 2009.
6.Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984.Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2009.
7.Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Тема 1.Введение (1 час) | |||
1. | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. | 1 | 4.09 |
Тема 2.Тайны за горизонтом (5 часов) | |||
2. | Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, НМ. Пржевальский). (Практические работы с картой) | 1 | 11.09 |
3. | Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров, похожий на блюдце? | 1 | 18.09 |
4. | Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь? | 1 | 25.09 |
5. | Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? | 1 | 2.10 |
6. | Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева? (Практические работы с картой) | 1 | 16.10 |
Тема 3. Жили-были динозавры... и не только они (3 часа) | |||
7. | Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? | 1 | 23.10 |
8. | Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? | 1 | 30.10 |
9. | Практическая работа: рассматривание окаменелостей | 1 | 6.11 |
Тема 4. Тайны камней (4 часа) | |||
10. | Разнообразие камней. Айсберг.Что такое коралловый остров? Откуда взялись алмазы? | 1 | 13.11 |
11. | Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней. | 1 | 20.11 |
12. | Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? | 1 | 4.12 |
13. | Откуда взялись алмазы? | 1 | 11.12 |
Тема 5. Загадки растений (2 часа) | |||
14. | История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений | 1 | 18.01 |
15. | Ботанический сад | 1 | 25.12 |
Тема 6. Эти удивительные животные (4часа). | |||
16. | История открытия удивительных животных: утконоса, коморского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
| 1 | 15.01 |
17. | «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. | 1 | 22.01 |
18. | Разумные дельфины | 1 | 29.01 |
19. | Красная книга Амурской области | 1 | 5.02 |
Тема 7. Планета насекомых (3ч). | |||
20. | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека
| 1 | 12.02 |
21. | Муравьи и их квартиранты. | 1 | 19.02 |
22. | Как пауки плетут свою паутину | 1 | 26.02 |
Тема 8.Загадки под водой и под землей (11 ч). | |||
23. | Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? | 1 | 12.03 |
24. | Что можно найти на морском берегу? | 1 | 19.03 |
25. | Что такое ракушка-прилипала? | 1 | 26.03 |
26. | Как передвигается осьминог? | 1 | 2.04 |
27. | Что такое насекомоядные растения? | 1 | 9.04 |
28. | Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? | 1 | 16.04 |
29. | Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? | 1 | 23.04 |
30. | Как изучают подводный мир. | 1 | 30.04 |
31. | Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. | 1 | 7.05 |
32. | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | 1 | 14.05 |
33. | Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер. | 1 | 15.05 |
Тема 8.Заключение (1 ч) | |||
34. | Что мы узнали и чему научились за год | 1 | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности 6 класс "В мире книг"
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности 6 класс "В мире книг" поможет учителю в усвоении текстов по внеклассному чтению. Программа рассчитана на 1 час в неделю (всего 35 часов). Она ре...
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» (общеинтеллектуальное направление) 5-9 классы
Программа составлена на основе: программы автора И. Г. Сухина федеральный курс «Шахматы школе» ", с учётом требований программы общеобразовательных учреждений. http://chessmanual.blogspot.com/ шахма...
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Учусь решать задачи по химии» с обучающимися 8 класса химико-биологического профиля
Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического п...