Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Умелец"
рабочая программа по теме
В рабочей программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ к основам декоративно-прикладного творчества в области художественной обработки древесины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelets.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«РАДУЖНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
VIII ВИДА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
Методическим советом Приказом директора
Протокол от «____» ___________2013г КУ «Радужнинская специальная (коррекционная)
Председатель МС ___________А.И.Емельянова общеобразовательная школа VIII вида
от _____________2013г. №_____
РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«УМЕЛЕЦ»
Сроки реализации программы:
2 года, возраст детей - 15-18 лет,
9-11 класс
коррекционной школы
Разработчик программы:
учитель профессионально-трудового обучения
ГЛУШАК А.В.
Радужный
2013
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Сделай сам» имеет художественно-эстетическую направленность разработана на основе авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Выпуск 2. Составители: Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова, Т.М. Кузнецова. – М. Центр «Школьная книга», 2007.
В объединении «Умелец» рассматриваются вопросы приобщения учащихся к основам декоративно-прикладного творчества в области точения, выпиливания и резьбы по дереву,
Актуальность работы в данном направлении обусловлена заинтересованностью ребят в применении уже полученных на уроках трудового обучения практических навыков и умений, возможностью изготовить различные декоративные изделия для личного пользования, а также принять участие в смотрах и выставках декоративно прикладного творчества.
Целью программы: в данном направлении является дальнейшее расширение технологических знаний и умений в области обработки древесины, формирование у учащихся художественного и эстетического вкуса, освоение новых видов обработки древесины, таких как резьба и точение.
Задачи программы:
- расширить и углубить знания и навыки учащихся коррекционной школы в выполнении приемов обработки древесины и других поделочных материалов.
- прививать культуру, художественно-эстетические взгляды при выполнении декоративных столярных изделий.
- продолжить отработку выполнения различных столярных операций по обработке древесины.
- расширить технический кругозор учащихся в области изучения технологий обработки древесины, материаловедения, черчения.
- коррекция мелкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия, логического мышления на основе выполнения работ по разметке, а также при выполнении технологических и конструкторских операций.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы соответствует 9-11 классу коррекционной школы, т.е. от 15 до 18 лет.
Сроки реализации программы составляют два года, первый этап знакомство с видами и технологиями выполнения различных способов декоративной обработки древесины, второй – усложненный, включает выполнение изделия по выбору с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. Работы подбираются исходя из интересов, возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Занятия проводятся во внеурочное время, один раз в неделю, продолжительностью полтора астрономических часа.
Учащиеся должны уметь:
- Составлять план изготовления изделия.
- Уметь правильно подбирать материал для заготовок.
- Выполнять операции разметки, работать с различными измерительными и контрольными инструментами.
- Выполнять основные декоративные столярные операции: резьбу, выпиливание и точение с соблюдение правил безопасности.
- Производить разметку и изготовление различных геометрических орнаментов..
- Выполнять операции по копированию, выпиливанию сборке и отделке изделия из тонкослойной фанеры.
- Производить окраску изделия различными видами морилок.
- Производить лакирование моделей под руководством учителя.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
1. Порядок разработки плана изготовления изделия по рисунку или схеме.
2. Способы подбора поделочных материалов и способы их обработки.
3. Технологию выполнения простейших декоративных столярных операций.
4. Порядок выполнения резьбы по дереву.
5. Приемы выпиливания изделий из фанеры.
6. технологию точения внешних и внутренних поверхностей.
7. Способы отделки модели окраской или лакированием.
8. Технологию лакирования окрашенных изделий.
9. Правила безопасной работы на оборудовании мастерской и нормы гигиены и
санитарии.
К концу первого года обучения учащиеся должны выполнить изделия с геометрической, плоскорельефной резьбой, ознакомиться с приемами выпиливания из фанеры и изготовлением декоративных токарных изделий.
К концу второго года обучения учащиеся должны выполнить ряд изделий с применением различных видов резьбы по дереву, изделия и детали, выпиленные лобзиком по фанере, а также различные токарные изделия в форме тел вращения. Кроме того воспитанники должны освоить различные технологии отделки столярных изделий.
По окончанию каждого года занятий в объединении предусматривается проведение внутри школьной выставки изделий выполненных учащимися, а также подготовка работ для городских и иных выставок.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«Сделай сам»
Объединение «Умелец» - выполнение изделий с декоративной отделкой древесины.
№ п/п | Темы разделов программы | Количество часов | Теория | Практика | Примечание |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 |
Первый год обучения (48часов) Вводное занятие. Организация работы в мастерской. Знакомство с видами декоративной отделки древесины. Виды резьбы по дереву, инструмент, технология выполнения Изготовление поделок с использованием различных видов резьбы по дереву Способы выпиливания изделий из фанеры Выпиливание поделок из тонкой фанеры. Технология изготовления токарных изделий. Выполнение простейших токарных декоративных поделок. Подготовка изделий к выставке. Итоговое занятие. Второй год обучения (48часов.) Вводное занятие. Выбор модели, разработка плана изготовления. Работа над изделием с применением декоративной отделки резьбой. Выпиливание сложного изделия из тонкослойной фанеры. Изготовление токарного изделия с применением различных приспособлений (план-шайба, патрон, копир). Технология окончательной отделки столярных изделий Выполнение отделки морением и лакированием. Итоговое занятие. | 1.5 1.5 1.5 12 1.5 12 1.5 12 3 1.5 1.5 12 12 15 3 3 1.5 | 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 3 1.5 1.5 | 1.5 12 12 12 3 12 12 12 1.5 3 |
Содержание программы
Первый год обучения (48 часов)
1. Вводное занятие. Организация работы в мастерской.
Правила поведения и работы в мастерской, инструктаж по правилам техники безопасности при работе в столярной мастерской. Основные поделочные материалы, инструменты и оборудование, подготовка рабочего места.
2. Знакомство с видами декоративной отделки древесины.
Обзор изделий выполненных учащимися в предыдущие годы занятий, выбор направления работы и определение изделия для изготовления.
3. Виды резьбы по дереву, инструмент, технология выполнения.
Знакомство с видами декоративной резьбы по дереву, технологиями выполнения различных видов резьбы , применяемыми инструментами и способами работы ими.
4. Изготовление поделок с использованием различных видов резьбы по дереву.
Разметка орнаментов для выполнения различных видов резьбы по дереву, выполнение геометрической резьбы, плоско-рельефной и контурной на различных изделиях. Приемы работы инструментом, правила его заточки и правила безопасной работы.
5. Способы выпиливания изделий из фанеры.
Технология выпиливание деталей из фанеры, инструменты и приспособления. Способы копирования рисунков и приемы соединения выпиленных деталей.
6. Выпиливание поделок из тонкой фанеры.
Копирование рисунка на фанеру, технология пиления ручным лобзиком и электролобзиком, выполнения соединений сборка и отделка изделий.
7. Технология изготовления токарных изделий.
Приемы работы на токарном станке по дереву, выполнение наружного и внутреннего фасонного точения заготовок, способы декоративной отделки токарных изделий.
8. Выполнение простейших токарных декоративных поделок.
Изготовление различных поделок на токарном станке, точение внешней поверхности, точение и растачивание внутренней поверхности применение различных приспособлений.
9. Подготовка изделий к выставке.
Технология окончательной отделки изделия, подготовка основания, создание окружающей композиции, определение маркетинговой политики представления изделий.
10. Итоговое занятие.
Анализ работы, проделанной учащимися в объединении, составление перспективных планов на последующие годы обучения.
Второй год обучения (48 часов)
1. Вводное занятие. Выбор модели, разработка плана изготовления.
Правила поведения и работы в мастерской, инструктаж по правилам техники безопасности при работе в столярной мастерской. Обзор изделий выполненных учащимися в предыдущие годы занятий, выбор направления работы и определение изделия для изготовления, разработка порядка изготовления модели.
2. Работа над изделием с применением декоративной отделки резьбой.
Копирование рисунка на плоскость, проработка орнамента. Технологии выполнения различных видов резьбы. Правила и приемы заточки и правки инструмента. Приемы безопасной работы резцами, соблюдение геометрических пропорций деталей орнамента.
Использование орнаментов в народном декоративном творчестве.
3. Выпиливание сложного изделия из тонкослойной фанеры.
Технология изготовления изделий из тонкослойной фанеры, приемы копирования и увеличения рисунка по квадратам. Приемы выпиливания внешних и внутренних криволинейных поверхностей с предварительным рассверливанием.
4. Изготовление токарного изделия с применением различных приспособлений (план-шайба, патрон, копир).
Приемы работы на токарном станке по дереву, технология внешнего и внутреннего точения фасонной поверхности. Приемы различного крепления заготовки на план-шайбе, в патроне и на трезубце. Технология точения длинных заготовок и точение заготовок с использованием копира.
5. Технология окончательной отделки столярных изделий
Значение отделки столярных изделий, подготовка поверхности к отделке, приемы устранения дефектов древесины. Подготовка поверхности к обработке морилками и лаками.
6. Выполнение отделки морением и лакированием.
Технология морения деревянной поверхности с использованием водных и спиртовых морилок. Приемы лакирования деревянных поверхностей масляными и нитро лаками.
7. Итоговое занятие.
Анализ работы, проделанной учащимися в объединении, составление перспективных планов на последующие годы обучения.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Календарно - тематическое планирование занятий объединение «Умелец»
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Примечание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Первый год обучения (48 часов) Раздел 1. Вводное занятие. Организация работы в мастерской. Правила поведения и работы в мастерской, инструктаж по правилам Т.Б. Основные поделочные материалы, инструменты и оборудование, подготовка рабочего места. Раздел 2. Знакомство с видами декоративной отделки древесины. Обзор изделий, ранее выполненных учащимися. Выбор направления работы. Раздел 3. Виды резьбы по дереву, инструмент, технологии выполнения. Знакомство с видами декоративной резьбы по дереву. Технология выполнения, применяемые инструменты. Раздел 4. Изготовление проделок с использованием различных видов резьбы по дереву. Назначение и область применения контурной резьбы по дереву. Материал для выполнения резьбы. Инструменты. П.Т.Б. Перевод рисунка на плоскость, приемы работы резцом. Выполнение контурной резьбы на изделиях. Назначение и применение геометрической резьбы. Приемы разметки простейших элементов, хватка инструмента. Разметка геометрических элементов на бумаге и доске. Технология разметки и выполнения элемента «сколышек». | 1.5 часа 1.5 1.5 часа 1.5 1.5 часа 1.5 12 часов 1.5 1.5 1.5 1.5 | ||
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Примечание |
8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Технология разметки и выполнения элемента «треугольник», «цепочка», «ромб» и «змейка». Технология разметки и выполнения элемента «витейка», «розетки» и «звездочки». Изготовление кухонной разделочной доски с геометрическим орнаментом. Технология разметки и выполнения элемента «сияние в квадрате», «сияние в круге». Раздел 5. Способы выпиливания изделий из фанеры. Технология выполнении деталей из фанеры, инструменты и приспособления. Способы копирования рисунков. Раздел 6. Выпиливание поделок из тонкой фанеры. Приемы копирования деталей на фанеру, технология увеличения деталей. Пиление деталей по контуру ручным и механическим лобзиком. Рассверливание и выпиливание внутренних поверхностей. Изготовление декоративных полочек, с простым орнаментом. Изготовление декоративных полочек, с простым орнаментом. Изготовление рамки для фотографий с накладным орнаментом. Изготовление рамки для фотографий с накладным орнаментом. Отделка выполненных изделий морением и лакированием. |
1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 часа 1.5 12 часов 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 | ||
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Примечание |
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30 31. 32. | Раздел 7. Технология выполнения токарных изделий. Приемы работы на токарном станке, наружное и внутреннее фасонное точение. Раздел 8. Выполнение простейших токарных декоративных поделок. Порядок подготовки детали к установки в станок. Правила безопасности при работе на токарном станке. Черновая и чистовая проточка деталей на токарном станке. Изготовление элементов кухонной полочки, скалки, картофелемялки. Приемы точения внешней и внутренней поверхности в патроне. Изготовление солонки, точение болванки для установки в патрон. Изготовление солонки, установка в патрон. Устранение биения. Изготовление солонки, точение корпуса и крышки, подрезание торцов. Изготовление солонки, расточка корпуса, подгонка крышки, подрезание торцов. Отделка токарных изделий шлифованием, выжиганием, морением и лакированием. Раздел 9. Подготовка изделий к выставке. Технология окончательной отделки модели подготовка основания, композиции. Определение маркетинговой политики представления изделий. Раздел 10. Итоговое занятие. Анализ работы, проделанной учащимися в объединении. Составление перспективных планов на последующие годы обучения. | 1.5 часа 1.5 12 часов 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 3 часа 1.5 1.5 1.5 часа 1.5 |
Календарно - тематическое планирование занятий объединение «Умелец»
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Примечание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Второй год обучения (48 часов) Раздел 1. Вводное занятие. Выбор модели, разработка плана изготовления. Правила поведения и работы в мастерской, инструктаж по ПТБ. Выбор направления работы и определение изделия для изготовления. Раздел 2. Работа над изделием с применением декоративной отделки резьбой. Изготовление столярного изделия с отделкой внешней поверхности геометрической резьбой. Разметка Работа над изделием, изготовление столярной основы шкатулки, столика или по выбору учащихся. Разметка элементов геометрического орнамента на плоскости выбранного столярного изделия. Разметка элементов геометрического орнамента на плоскости выбранного столярного изделия. Выполнение элементов геометрического орнамента на плоскости выбранного столярного изделия. Выполнение элементов геометрического орнамента на плоскости выбранного столярного изделия. Выполнение элементов геометрического орнамента на плоскости выбранного столярного изделия. Декоративная отделка изделия укращенного резьбой с предварительным морением и лакированием. | 1.5 часа 1.5 12 часов 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 | ||
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Примечание |
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21 | Раздел 3. Выпиливание сложного изделия из тонкослойной фанеры. Технология изготовления изделий из тонкослойной фанеры, приемы копирования и увеличения рисунка по квадратам. Приемы выпиливания внешних и внутренних криволинейных поверхностей с предварительным рассверливанием. Перевод деталей на плоскость фанеры с помощью копировальной бумаги. Выпиливание деталей выбранного изделия ручным лобзиком. Выпиливание деталей выбранного изделия ручным лобзиком.
Выпиливание деталей выбранного изделия ручным лобзиком.
Выпиливание деталей выбранного изделия ручным лобзиком Сборка деталей изделия, подгонка соединений, отделка шлифованием и лакированием. Раздел 4. Изготовление токарного изделия с применением различных приспособлений (план-шайба, патрон).
Приемы различного крепления заготовки на план-шайбе, в патроне и на трезубце токарного станка. Технология точения длинных заготовок и точение заготовок с использованием копира. Приемы точения внешней и внутренней поверхности на план-шайбе. Изготовление декоративной тарелки, точение болванки на план-шайбе. |
12 часов 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 15 часов 1.5 1.5 1.5 1.5 | ||
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Примечание |
22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. | Изготовление декоративной тарелки, точение наружной поверхности. Изготовление декоративной тарелки, точение наружной поверхности. Изготовление декоративной тарелки, растачивание внутренней поверхности. Изготовление декоративной тарелки, растачивание внутренней поверхности. Изготовление декоративной тарелки, подрезание торцов. Отделка токарных изделий шлифованием, выжиганием, морением и лакированием. Раздел 5. Технология окончательной отделки столярных изделий Значение отделки столярных изделий, приемы устранения дефектов древесины. Подготовка поверхности к обработке морилками и лаками. Раздел 6. Выполнение отделки морением и лакированием. Технология морения деревянной поверхности с использованием водных и спиртовых морилок. Приемы лакирования деревянных поверхностей масляными и нитро лаками. 7. Итоговое занятие Анализ работы, проделанной учащимися в объединении, составление перспективных планов на последующие годы обучения. | 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 3 часа 1.5 1.5 3 часа 1.5 1.5 1.5 часа 1.5 |
Список литературы.
- Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках.«Народное творчество» Москва 2001год.
- Рыжко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы.«Рипол КЛАССИК» Москва 2003год.
- Хворостов А.С., Новиков С.Н. Резные работы по дереву. «Новая школа» Москва 1991год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»
Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...
Диагностика детей по программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Тесты для детей по программе "Ритмика и танцы" 7-10 лет и "Танцевальное мастерство" 11-14 лет...
Рабочая программа дополнительного курса художественно-эстетического направления «Комнатное цветоводство» в 5,6,7,8 классах
Пояснительная записка Образовательная программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу и выращиванию растений в домах; развития у детей любви к живой природе, эст...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный периодпедагога дополнительного образования художественно-эстетического направления на 2013-2017 год
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный периодпедагога дополнительного образования художественно-эстетического направления на 2013-2017 год...
Программа самообразования педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления
Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны....
Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка"
Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка" с календарно-тематическим планированием.Работа в кружке «Смастеримка&raq...
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, направление «Музыка» в МДОУ Горячинский детский сад «Родничок»
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС для проведения музыкальных занятий в разновозрастных группах...