Программа дополнительного образования "Смотрю на мир глазами художника"
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования "Смотрю на мир глазами художника" разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_mir_glazamidocx.docx | 51.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано «__»_______2015г Зам директора по ВР Воропапева Н.В. ________/_____________/ |
| Утверждаю Приказ № ________ от «___»_____2015г. Директор МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» ________ Голяковская Е.Ю. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА
Образовательная область: дополнительное образование
Кишова Ольга Анатольевна,
учитель изобразительного искусства и технологии,
I квалификационной категории
2015-2016 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Смотрю на мир глазами художника» разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
∙ быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
∙ быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития обучающимся технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий; - формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности… всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Учебные задачи программы: - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности. - научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; - научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. - освоение детьми основных правил изображения; - овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; - развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные задачи: - формирование эстетического отношения к красоте окружающего;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Пути, средства, методы достижения цели. Связь изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Основополагающие педагогические принципы программы:
∙ принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
∙ принцип наглядности;
∙ опора на интерес ребенка;
∙ индивидуальный темп движения;
∙ гуманистичность.
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4. Демонстрационные
Методы достижения цели:
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
3. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.
Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.
Сведения о сроках реализации программы.
Продолжительность занятий строится в основной школе из расчёта 70 часов (по два часа в неделю).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Живопись | 28 |
3 | Графика | 20 |
4 | Аппликация | 10 |
5 | Бумажная пластика | 9 |
6 | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 |
Итого | 70 |
Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о различных профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества., стремление к сотрудничеству со старшими детьми , со сверстниками, взрослыми.
Третий уровень результатов приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности; выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно - полезной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мир глазами художника»:
— чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
— уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
— понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
— сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
— сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
— овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
— умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
— осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Учащиеся должны знать:
- названия главных и составных цветов;
- правила смешения цветов.
- произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех, Городец, Хохлома, Гжель);
- жанры изобразительного искусства – батальный и исторический;
- о многообразии различных явлений, событий и предметов действительности;
- народные традиции, обычаи;
- произведения народного декоративно-прикладного искусства;
Учащиеся должны уметь:
- разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
- применять приёмы рисования кистью;
- рисовать гуашью, тушью, мелками;
- правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы.
- использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки;
- передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги;
- анализировать особенности конструктивно-анатомического строения птиц и животных;
- самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его;
- выделять главное в пейзаже;
- определять изменение цвета и различать цветовой тон;
- эмоционально воспринимать образ природы;
- анализировать содержание и художественные особенности картин;
- выполнять панно из цветной бумаги по эскизным рисункам.
- выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова)
АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Форма:
3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция:
3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет:
3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна:
3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
2 балла – справляется при помощи взрослого;
1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Общие показатели развития детского творчества:
- компетентность (эстетическая компетентность);
- творческая активность;
- эмоциональность (возникновение умных эмоций);
- креативность (творческость)
- производительность и свобода поведения;
- инициативность;
- самостоятельность и ответственность;
- способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
Общая ручная умелость.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Выставка работ. Конкурсы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., 2010г.
- Горский В.А., Тимофеев А. А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – М. «Просвещение», 2011 г
- Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., «Просвещение», 2011г.
- Конев А., Маланов И. - Учимся рисовать - Рисунок для изостудий. От простого к сложному – 2011
- Начинающему художнику. Основы рисунка - 2012
- Либралато Валерио - Школа акварели. Базовый курс – 2012
- Шалаева Г.И. - Учимся рисовать (Хочу стать художником) – 2011
- Щеблыкин И. К., Романина В. И. Аппликационные работы в начальных классах, М., «Просвещение», 2011г
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Всего часов | Дата | Корректировка |
1 раздел. Вводное занятие | 2 | |||
1 | Давайте познакомимся. | 1 |
| |
2 | Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг | 1 | ||
Живопись | 28 | |||
3 | Живопись. Начальные представления об основах живописи | 1 | ||
4 | Особенности акварельной живописи | 1 | ||
5 | Изучение основных, теплых и холодных цветов | 1 | ||
6 | Цветовая гармония и колористика. | 1 | ||
7 | Контраст тёплых и холодных цветов. | 1 | ||
8 | Фантазийное изображение. | 1 | ||
9 | Изменение цвета по светлоте, насыщенности и тону | 1 | ||
10 | Изображение растений. | 1 | ||
11 | Изображение растений, акварель | 1 | ||
12 | Изображение трав. | 1 | ||
13 | Изображение трав, акварель | 1 | ||
14 | Изображение сказочных животных. | 1 | ||
15 | Сказочные животные. Цветовое решение | 1 | ||
16 | Образы природы в пейзаже | 1 | ||
17 | Пейзаж как образ Родины | 1 | ||
18 | Живописные зарисовки элементов пейзажа. Облака | 1 | ||
19 | Живописные зарисовки, краткосрочные этюды элементов пейзажа | 1 | ||
20 | Пейзаж в разное время дня. Этюды | 1 | ||
21 | Тоновые отношение между основными элементами пейзажа | 1 | ||
22 | Цветовая гармония пейзажа | 1 | ||
23 | Воздушное пространство в пейзаже | 1 | ||
24 | Эффект пространства. Работа по сырому. | 1 | ||
25 | Пейзаж. Времена года | 1 | ||
26 | Пейзажные зарисовки | 1 | ||
27 | Краски пейзажа | 1 | ||
28 | Пейзаж Живописная работа | 1 | ||
29 | Живописная работа | 1 | ||
30 | Выставка и обсуждение работ учащихся | 1 | ||
Графика | 20 | |||
31 | Искусство рисунка | 1 | ||
32 | Знакомство с выразительными средствами графики | 1 | ||
33 | Выразительность линии | 1 | ||
34 | Линейный рисунок | 1 | ||
35 | Контраст темного и светлого пятен | 1 | ||
36 | Варианты создания тонового пятна в графике | 1 | ||
37 | Изображение объёмов предметов | 1 | ||
38 | Тоновые отношения в рисунке натюрморта | 1 | ||
39 | Тематический натюрморт | 1 | ||
40 | Натюрморт. Линейно-конструктивное построение предметов. | 1 | ||
41 | Натюрморт, работа в тоне на основном формате | 1 | ||
42 | Натюрморт, детальная проработка. | 1 | ||
43 | Варианты работы цветными карандашами и фломастерами | 1 | ||
44 | Варианты работы цветными карандашами и фломастерами | 1 | ||
45 | Изображение трав, деревьев, веток. | 1 | ||
46 | Изображение объектов природы и быта. | 1 | ||
47 | Изображение насекомых | 1 | ||
48 | Изображение животных | 1 | ||
49 | Графическая работа. | 1 | ||
50 | Выставка и обсуждение работ учащихся | 1 | ||
Аппликация | 10 | |||
51 | Знакомство с различными техниками аппликации Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике | 1 | ||
52 | Айрис-фолдинг. Приёмы работы | |||
53 | Айрис-фолдинг. Радуга цветов | 1 | ||
53 | Композиция | 1 | ||
54 | Эскиз сюжетной композиции | 1 | ||
55 | Выбор цветового решения | 1 | ||
56 | Подготовка материала | 1 | ||
57 | Работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций) | 1 | ||
58 | Работа над композицией | 1 | ||
59 | Проработка мелких деталей. | 1 | ||
60 | Выставка и обсуждение работ учащихся | 1 | ||
Бумажная пластика | 9 | |||
61 | Как родилась бумага Виды бумаги. | 1 | ||
62 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 1 | ||
63 | Волшебные свойства бумаги. | 1 | ||
64 | Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике. | 1 | ||
65 | Базовые элементы модульного оригами. | 1 | ||
66 | Изготовление базовых элементов модульного оригами | 1 | ||
67 | Поделка на свободную тему | 1 | ||
68 | Модульное оригами. Творческая работа | 1 | ||
69 | Выполнение декоративных элементов | 1 | ||
70 | Выставка и обсуждение работ учащихся | 1 | ||
Итого | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"
Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС. В Программе представлена...
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ."СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА"(3 ч.) 3 КЛАСС.
"СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА"(3 ч.) 3 КЛАСС....
Программа кружка "Смотрю на мир глазами художника"
Программа рассчитана на 1 год обучения. При наборе в коллектив учитывается возраст, принимаются дети с 7 до 12 лет.Реализация программы основана на развитии детского творчества.В процессе занятий соче...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов...
рабочая программа кружка "Смотрю на мир глазами художника"
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов...
Программа дополнительного образования "Подвиг Ленинграда глазами юных"
Программа относится к туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей. Целью программы является – героико-патриотическое воспитание учащихся через...