Общеобразовательная программа Объединения: «Оригами»
рабочая программа на тему
Оригами имеет многовековые традиции. Во второй половине прошлого
века оно получило новый импульс в своем развитии и сейчас очень бурно распространяется по Европе, Америке и России. Благодаря появлению центров оригами в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, а также развитию Интернета и появлению множества соответствующей литературы, это древнее искусство обрело второе рождение. Важно, что в первую очередь оригами заинтересовались педагоги. В нашей стране стали проводиться выставки, педагогические конференции и олимпиады по оригами. Методы и принципы оригами начали внедрять в самые разные области человеческой жизни, что сделало изучение этого искусства актуальным и востребованным современными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_origami.doc | 224.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
Программа утверждена
с изменениями и дополнениями
на педагогическом совете
протокол № 1 от
1 сентября 2014 г.
Директор МКОУ ДОД СЮТ
__________ /А.С.Харченко/
Общеобразовательная программа
Объединения: «Оригами»
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Срок реализации программы 2 года
Автор-составитель программы:
Прокопенко Е.М.- педагог
дополнительного образования
с. Дивное
Год разработки программы 2014 г
«Сделать серьѐзное занятие для ребѐнка
занимательным - вот задача первоначального
обучения».
К.Д. Ушинский
Пояснительная записка
Оригами имеет многовековые традиции. Во второй половине прошлого
века оно получило новый импульс в своем развитии и сейчас очень бурно распространяется по Европе, Америке и России. Благодаря появлению центров оригами в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, а также развитию Интернета и появлению множества соответствующей литературы, это древнее искусство обрело второе рождение. Важно, что в первую очередь оригами заинтересовались педагоги. В нашей стране стали проводиться выставки, педагогические конференции и олимпиады по оригами. Методы и принципы оригами начали внедрять в самые разные области человеческой жизни, что сделало изучение этого искусства актуальным и востребованным современными детьми.
Актуальность и педагогическая целесообразность. Программа
«Оригами» художественно-эстетической направленности ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству. Актуальность данной программы обусловлена тем, что начиная с изучения основ древнего искусства, открывая путь к творчеству в конструировании из бумаги, через развитие логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям, дети младшего школьного возраста подготавливаются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности.
Ребенок за определенный промежуток времени овладевает значительным
кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость. В процессе обучения в рамках данной программы у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение, эстетические потребности и художественно-изобразительные способности, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить обучение в технических и художественно объединениях, подвигнет к саморазвитию. Занятия оригами способствуют лучшему усвоению школьных программ по истории, русскому языку, математике, изобразительному искусству, физике.
Дополнительная образовательная программа «Оригами» адаптирована на
основе типовой программы Н.В. Воропаевой «Художественное конструирование из бумаги».
Отличительной особенностью программы «Оригами» является
расширение блока деятельности по освоению технологии оригами,
комбинирование разных приемов творческой работы с бумагой, в то время
как в других программах по художественному конструированию из бумаги основной упор делается на построение двухмерных рельефов и гофрировок.
Чтобы расширить кругозор и обогатить практический опыт работы детей в декоративно-прикладной деятельности, в программу включены дополнительно темы, посвященные овладению смежных с оригами техник и видов работы с бумагой: декупаж, плетение и другие. Каждая из вновь изучаемых техник дополняет, усложняет предшествующую, подсказывает новые идеи, активизирует творческое мышление, открывает перспективу творческого
развития обучающихся.
Оригами – это увлекательное и одновременно сложное занятие,
требующее выдержки, упорства, изобретательности и мастерства, тех качеств, которые ценятся в человеке. На основе полученных знаний и умений дети второго года обучения способны изготавливать авторские работы. В программе в зависимости от уровня развития творческих способностей, со второго года обучения предусмотрены
итоговые занятия в форме театральных постановок.
Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством
искусства оригами и методов соединения оригами с другими техниками работы с бумагой.
Задачи
Обучающие:
-знакомить с особенностями искусства оригами;
-дать знания о свойствах используемых материалов, способах их обработки и применения;
-расширять словарный запас основными понятиями и терминами, принятыми в оригами и научить пользоваться условными обозначениями;
-обучать детей навыкам работы с литературой по оригами;
-учить составлять схемы оригами;
-учить основным базовым формам оригами;
-учить складывать модели оригами разной степени сложности и из разных материалов;
-учить складывать статичные и подвижные модели оригами;
-учить правилам составления двух- и трехмерных композиций;
-способствовать освоению других техник работы с бумагой (декупаж, плетение, и т.д) в сочетании с оригами.
-учить методике создания авторских работ по оригами.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику рук, точную координацию движений;
-развивать память, внимание, конструктивное мышление, творческое
воображение;
-стимулировать творческую активность, развивать самоанализ.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к истории и культуре других народов, к искусству оригами и декоративно-прикладному творчеству;
-воспитывать терпение, усидчивость, упорство в достижении цели;
-формировать и развивать художественно-эстетический вкус;
-воспитывать коммуникативную культуру,
-воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и
инструментам.
Программа занятий рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста от 8 до 12 лет. Продолжительность обучения составляет 2 года.
Программа построена с учетом возрастных особенностей обучающихся. В
младшем школьном возрасте появляются важные психологические
новообразования в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это обуславливается тем, что ребенок начинает учиться отделять одну задачу от другой. Кроме того, в этот период идет интенсивное формирование приемов запоминания. В искусстве оригами этому отводится важнейшая роль. Ведь
для точного исполнения модели ребенку необходимо не только правильно запомнить и выполнить определенную последовательность действий, но и руководствоваться при этом знаниями условных обозначений. Существенные изменения у школьников можно наблюдать и в области мышления. Оно приобретает более абстрактный и обобщенный характер. Пространственное мышление, формирование которого усиливает оригами, помогает ребенку правильно соотносить действия с плоским листом бумаги с результатом работы – объемной моделью.
Дополнительная общеобразовательная программа «Оригами» предполагает
поэтапное освоение материала, включая базовый, основной и этап
специализации.
На базовом этапе обучающиеся знакомятся с особенностями искусства оригами и его историей, с основными условными обозначениями и простыми приемами складывания моделей оригами. Обучающиеся закрепляют первичные знания: о геометрических понятиях
(«квадрат», «диагональ», «угол», «треугольник»); об основных базовых формах оригами. Учатся создавать двухмерные композиции, закрепляют навыки работы с бумагой различной плотности и фактуры, самостоятельно делать квадратную заготовку, точно соединять углы квадрата, выполнять простые модели оригами, основанные на основных базовых формах.
Основной этап предусматривает работу с более сложными базовыми формами и приемами складывания. Обучающиеся знакомятся с трехмерной композицией, узнают, что такое модуль, равновесие. Учатся выполнять динамичные модели оригами.
На этапе специализации (2 год обучения) осуществляется знакомство
с различными техниками работы с бумагой и работа над авторскими проектами.
В проектах обучающиеся демонстрируют знание композиционных законов и свои способности к самостоятельному творческому мышлению, умение синтезировать полученные знания и применять их в авторской работе.
Обучающиеся учатся правильно составлять композицию с применением моделей, выполненных в разных техниках.
Режим организации занятий. Занятия проходят в группе из 10 –12 чел.
Дети 1 года обучения занимаются 4 ч. в неделю (2 раза в неделю по 2 ч., 144 ч. в
год), 2 года обучения по 6 ч. в неделю (3 раза в неделю по 2 ч., 216 ч. в год).
Между учебными занятиями предусмотрен перерыв 10 мин.
При наборе в объединение «Оригами» рекомендуется проводить входной
контроль на знание основных цветов, понятий «больше - меньше», «дальний – ближний», умение раскрашивать фломастерами, обращаться с клеем и
ножницами.
Прогнозируемые результаты обучения
Обучающийся будет знать | Обучающийся будет уметь |
1 год обучения | |
историю возникновения «оригами»; понятие «базовая основа»; названия основных элементов квадрата (диагональ, сторона, угол, центр, вертикаль, горизонталь); от чего зависит размер модели; как найти центр квадрата; приемы складывания и условные знаки, которыми они обозначаются; | выполнять основные приемы складывания (перегиб, поворот, сгиб внутрь, складывание пополам, по диагонали и т.д.); складывать основы (базовые формы); самостоятельно «прочесть» чертеж не очень сложной модели и выполни Складывать движущиеся, модульные и объемные модели. Точно соединять углы многослойных моделей. Делать не клеевые соединения. Показать связь между простой и сложной базовой формой. Работать в коллективе, участвовать в командных соревнованиях с подвижными моделями. |
2 год обучения | |
Способ составления схемы по устному описанию. План разработки авторской работы. Понятия «эскиз», «упрощенная модель». Правила корректировки размера рабочего варианта модели. Различные типы кукольных моделей. Способ подбора бумаги для статичных и подвижных декораций. | Выполнять подвижные и статичные модели. Разрабатывать план и эскиз авторской работы. Использовать литературу для правильного подбор Соизмерять разные модели при создании авторской работы. а моделей. . |
Ожидаемые воспитательные и развивающие эффекты
Дети с удовольствием занимаются оригами, при необходимости помогают
друг другу на занятиях, с интересом изучают новые модели оригами.
Воспитанники бережно относятся к бумаге, стараются «дать вторую жизнь» бумажным обрезкам, фантикам, остаткам других материалов,
а также призывают к этому родителей. В работе дети проявляют организованность, аккуратность, упорство в достижении цели. Эмоционально отзывчивы на эстетическое и художественное своеобразие продуктов труда. Обучающиеся активны в
самостоятельном творческом поиске, в желании достичь высоких результатов.
Воспитанники активно участвуют в творческих конкурсах, где стремятся проявить свою фантазию, индивидуальные творческие и конструктивные способности. Дети охотно приглашают на выставки объединения «Оригами» своих друзей и знакомых, увлеченно рассказывают о своих поделках, популяризируя искусство оригами. В отношениях с окружающими людьми проявляют внимание, дружелюбие, активно высказывают собственное мнение и положительно воспринимают чужое мнение, умеют сотрудничать в группе.
Критерии оценки результатов освоения обучающимися программы:
1. Усвоение знаний.
2. Овладение умениями и навыками.
3. Познавательная активность.
4. Художественный вкус.
5. Мастерство исполнения.
6. Аналитические умения.
7. Мотивация творчества.
8. Коммуникативная культура.
9. Трудолюбие и работоспособность, ориентация на саморазвитие и
самосовершенствование.
Методы и формы оценки результатов: наблюдение, тестирование,
анкетирование, упражнение, творческое задание, защита проектов, самоанализ, игровые соревнования (для движущихся моделей), конкурсы, тематические выставки.
Для отслеживания результативности разработан мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Оригами».
Способы проверки ожидаемых результатов
Итоговые выставки моделей оригами (декабрь, май), анкетирование, тестирование, аттестации (предварительная – сентябрь, текущая –декабрь, промежуточная –май и итоговая – по окончанию курса обучения). (Приложение №1).
Учебно-тематические план
1 год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Введение в оригами 2.1 Условные знаки, принятые в оригами 2.2 Изучение простейших базовых форм | 8 | 1 2 | 1 4 |
3. | Изучение основных базовых форм 3.1 Базовая форма «Птица» 3.2 Базовая форма «Рыба» 3.3 Базовая форма «Лягушка» 3.4 Коллективная работа: Иллюстрация выбранного произведения сказки, басни. | 42 | 1 1 1 2 | 7 7 5 18 |
4. | Модульные конструкции 4.1 Раздел листа А4 под модули разной величины 4.2 Модульное оригами 4.3 Объемное модульное оригами 4.3 Прием «выворачивания» основы 4.4 Оригами в вашем доме. Салфетки | 54 | 1 4 6 4 2 | 1 10 10 8 8 |
5. | Движущиеся модели 4.1 Плавающие модели (игровые соревнования) 4.2 Летающие модели (игровые соревнования) 4.3 Игровые модели (подвижные игры) | 14 | 1 1 1 | 3 3 5 |
6. | Композиционные занятия | 16 | 1 | 15 |
7. | Подготовка к выставке | 6 | 1 | 5 |
8. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 144 | 32 | 112 |
Содержание
1 год обучения
Тема №1. Вводное занятие
Теория. Знакомство с образовательной программой. Правила
поведения в объединении. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
Тема №2. Введение в оригами
Теория. Оригами как древнее изобразительное искусство. Оригами как
новая технология. Эстетический и научно-технический аспекты оригами. Термины и условные знаки, принятые в оригами. Базовые формы оригами. Понятие «базовая форма». Знакомство со схемами, умение
читать схемы. Базовые формы «Треугольник», «Книжка». Модели, выполняемые на основе базовых форм.
Практика. Складывание квадрата по правилам. Точное совмещение
углов и сторон. Изготовление складок «вогнутой» и «выпуклой». Самостоятельное выполнение квадратной заготовки из
прямоугольного листа, из листа произвольной формы.
Тема№3. Изучение основных базовых форм
Теория. Понятие основных базовых форм. Освоение базовых форм
«Птица», «Лягушка», «Рыба». Правила подбора бумаги. Многослойность
сложных моделей и трудности при работе с ней. Методы соединения складок без клея.
Практика. Точное соединение слоев бумаги с учетом её многослойности. Взаимосвязь базовых форм «Птица» и «Рыба». Изготовление надувных моделей («Голова кролика», «Надувная лягушка» и др.) и формирование навыков правильного закрепления складок.
Тема№4. Модульные конструкции.
Теория. Как разделить лист формата А4 для изготовления модуля. Модуль из 1/2-1/32 стандартного листа. Двухмерные и трехмерные конструкции. Прием «выворачивания» основы. Сервировка праздничного стола салфетками сложенными в технике оригами.
Практика. Выполнение от простых плоских изделий (фото рамки в форме окружности и сердца) до сложных объемных ( цветы ,вазы, и т.д)
Тема №5. Движущиеся модели
Теория. Правила при изготовлении плавающих, летающих и игровых
моделей. Способы «оживления» моделей оригами – распрямление (модель «Катапульта»), полет (модель «Пропеллер»), вращение (модель «Волчок») и т.д.
Особенный тип бумаги и условия изготовления динамичных складок бумаги .Взаимосвязь между правильным складыванием и техническими
характеристиками модели: модель «Дельтаплан», «Самолет-истребитель» и т.д.
Практика. Игровые соревнования и подвижные игры из движущихся
моделей. Новый тип складок бумаги, обеспечивающих эффект движения
(сжатая, гофрированная), наиболее эффектные цвета бумаги для более контрастного вида движущейся модели.
Тема №6. Композиционные занятия
Теория. Правила и приемы создания композиции.
Практика. Складывание фигурок. Оформление композиций по темам
Тема №7. Подготовка к выставке
Теория. Правила распределения предметов в пространстве. Учет цветовой гаммы и композиционных особенностей работ.
Практика. Оформление тематических выставок.
Тема№8. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Награждение лучших воспитанников. Цели и задачи на второй год обучения. Промежуточное тестирование.
2 год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Повторение всех базовых форм 2.1 Повторение базовых форм | 8 | 2 | 6 |
3. | Авторские работы 3.1 Интерьер 3.2 Иллюстрации 3.3 Открытки 3.4 Маски 3.5 Упаковка 3.6 Украшения | 161 | 7 8 2 2 2 2 | 55 34 27 8 8 6 |
4. | Игровое применение оригами 4.1 Создание кукол, декораций, масок 4.2 Тематические работы | 45 | 3 | 15 25 |
5 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 216 | 30 | 186 |
2 год обучения
Тема №1. Вводное занятие
Теория. Знакомство с программой на учебный год. Правила поведения
в объединении. Техника безопасности, азбука дорожного движения.
Форма занятия: занятие-игра.
Тема №2. Повторение всех базовых форм
Теория. Повторение изученных ранее базовых форм, условных
обозначений.
Практика. Самостоятельное складывание известных базовых форм и
их комбинаций с использованием схем оригами. .
Тема №3. Авторские работы
Теория. Совместный выбор тем для выполнения творческих работ.
Возможные темы творческих работ: «Интерьер», «Иллюстрации», «Открытки», «Маски», «Упаковка», «Украшения» и др.
Практика. Самостоятельная разработка и корректировка эскизов
авторских работ, выбор моделей и выполнение их в черновом варианте для последующей корректировки размеров. Перенос эскиза на рабочую поверхность и размещение готовых моделей. Отработка умений грамотного построения сюжетных композиций и выбора соответствующей бумаги.
Тема №4. Игровое применение оригами
Теория. Различные типы кукольных представлений: пальчиковые
модели, двух- и трехмерные куклы. Подвижные и статичные модели оригами, используемые в качестве декораций.
Практика. Самостоятельный выбор и распределение моделей
оригами с использованием соответствующей бумаги. Совершенствование
умений работать с учебной литературой. Умений выполнять модельные ряды от простой до сложной базовой формы, включая объемные модели с использованием схем оригами.
Тема №5. Итоговое занятие
Подведение итогов. Награждение лучших воспитанников. Итоговое тестирование.
Материально-техническое оснащение
Для занятий кружка не требуется специального оборудования и
инструментов. Цветная бумаг, которую готовятся заранее (в
соответствии с планом занятий двухцветная или одноцветная бумага, нарезанная прямоугольники и квадраты необходимого размера), альбомная белая бумага или картон для композиций, фломастеры, ножницы, клей. Размеры квадратов прямоугольников определяет педагог.
Для образца и показа предназначается квадрат и прямоугольник больших размеров. В качестве материала могут быть очень интересно использованы различные обои, журналы и рекламные буклеты.
Дидактический материал - это образцы моделей, композиций, открыток с элементами оригами, предполагаемые для выполнения. Чертежи поделок.Учитывая склонность детей к копированию, необходимо сразу давать несколько вариантов выполнения, подсказывать варианты чего-то нового, поощрять их поиски и самостоятельность.
Методическое обеспечение программы
Формы организации занятий: занятие-практикум, занятие-игра, занятие-
сказка, занятие-творческий отчет (подведение итогов в форме праздника, театрализованного занятия), занятие-викторина, конференция, защита проектов, тестирование, тренинг, беседы, чтение литературных отрывков.
У младших школьников велико значение интереса для продуктивного
запоминания нужного материала. Поэтому применяются стихотворные,
сказочные и другие формы для целостного сценария действий. Полезно
побеседовать о прочитанном.
Методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесные (устное изложение, беседа, анализ схем). Включение
терминологических средств математики;
наглядные (показ фото- и видеоматериалов, иллюстраций, показ-
исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу);
учитывая, что младшие школьники лучше усваивают информацию визуально, применяется метод наглядной демонстрации образцов моделей оригами или композиций;
- практические (складывание по технологическим схемам, содержащим условные обозначения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- исследовательский.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
детей на занятиях:
- фронтальный,
- индивидуально-фронтальный,
- групповой,
- индивидуальный.
Список литературы
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Бумажный зоопарк. – С-Пб.: Литера, 2003.
2. Вакса О.Ф. Детские праздники в семейном кругу. – Ярославль: Академия развития, 2003.
3. Васина Н.И. Бумажная симфония. – М.: Айрис Пресс, 2009.
4. Воронова О.Н. Декупаж.- М.: Эксмо, 2010.
5. Воропаева Н.В. «Художественное конструирование из бумаги» Сборник Министерства просвещения СССР «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта». – М.: Просвещение,1986.
6. Галанова Т.В. Оригами из ткани: энциклопедия, техника, приемы, изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2008.
7. Соколова С.Н. Сказка оригами. – С-Пб.: Эксмо, 2004.
8. Соколова С.Н. Театр оригами. – М.: Эксмо, 2003.
9. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребѐнка. - Ярославль: Академия
развития, 1996.
10. Фиона Джоунс Фантазии из бумаги: энциклопедия, техника, приемы,
изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2007.
11. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – М.: Мир книги, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа объединения «Оригами»
Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обу...
Дополнительная общеобразовательная программа объединения начального технического моделирования ( с элементами художественного конструирования) «Кузница Гефеста»
Методические разработки и материалы по начальному техническому моделированию....
Общеобразовательная программа объединения «Сокол» (Авиамоделирование)
Авиамодельное объединение относятся к спортивно-техническому моделизму. В нем в течение 5 лет занимаются, как правило, школьники 5 – 11 классов. Каждый из учащихся первого - пятого года обучения ...
Общеобразовательная программа объединения «Объектив»
Настоящая программа предлагает возможность использования современных методов фотографического творчества (технология фотопечати и компьютерная обработка) на занятиях фотообъединения с детьми мла...
Общеобразовательная программа Объединения «Картингист - конструктор»
Данная программа является модифицированной и предусматривает дополнительное обучение по развитию технического интереса у детей младшего и среднего возраста.Картинг – один из самых популярн...
Дополнительная общеобразовательная программа «Модульное оригами»
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого н...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир оригами»
Программа "Мир оригами" написана для проведения кружка по оригами с детьми 4-7 лет....