Общеобразовательная программа объединения «Сокол» (Авиамоделирование)
рабочая программа на тему
Авиамодельное объединение относятся к спортивно-техническому моделизму. В нем в течение 5 лет занимаются, как правило, школьники 5 – 11 классов. Каждый из учащихся первого - пятого года обучения получает определенный уровень знаний, навыков, умений.
Занятия первого года, или начальные, рассчитаны на учащихся 5 – 6 классов, не имеющих специальных знаний и навыков практической работы. Число учащихся не менее 12. Учебный год в объединении продолжается с октября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы. Однако во время каникул большая часть учебного времени посвящается экскурсиям, соревнованиям, слётам и показательным запускам моделей. Объединения первого года обычно работают два раза в неделю по 2 ч, т.е. 144 ч в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_avia.doc | 638.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования для детей
«Станция юных техников»
Программа утверждена
с изменениями и дополнениями
на педагогическом совете
протокол № 1 от 1 сентября 2014 г.
Директор МКОУ ДОД СЮТ
____________/А.С.Харченко/
Общеобразовательная программа
объединения «Сокол»
(Авиамоделирование)
Возраст обучающихся: 10 – 15 лет
Срок реализации программы 5 лет
Автор-составитель программы:
С.К.Котовский – педагог
дополнительного образования
с. Дивное
Год разработки программы: 2002
Пояснительная записка.
Организация и содержание работы объединения.
Основная форма организации внеклассной работы по техническому творчеству – добровольное объединение учащихся, проявляющих особый интерес к определенной области техники.
Принципы организации объединения: идейная направленность работы с учащимися, добровольность выбора ими профиля технических объединений в соответствии с личными интересами и способностями, массовость, творческий характер и общественно полезная направленность работы, самостоятельность и инициатива учащихся при проведении мероприятий в объединении.
Цель занятия в объединении – воспитание подрастающего поколения, развитие у школьников интереса и любви к технике и труду, творческих способностей, формирование конструкторских умений и навыков. В объединении ребята должны научиться, целенаправленно применять полученные знания и практические навыки в разработке и изготовлении различных технических устройств, а также применять их в спортивно -технических соревнованиях различного уровня.
Авиамодельное объединение относятся к спортивно-техническому моделизму. В нем в течение 5 лет занимаются, как правило, школьники 5 – 11 классов. Каждый из учащихся первого - пятого года обучения получает определенный уровень знаний, навыков, умений.
Занятия первого года, или начальные, рассчитаны на учащихся 5 – 6 классов, не имеющих специальных знаний и навыков практической работы. Число учащихся не менее 12. Учебный год в объединении продолжается с октября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы. Однако во время каникул большая часть учебного времени посвящается экскурсиям, соревнованиям, слётам и показательным запускам моделей. Объединения первого года обычно работают два раза в неделю по 2 ч, т.е. 144 ч в год.
Воспитанники второго года приобретает определенную направленность, что требует от них некоторых специальных знаний, умений и навыков. Программа этого года рассчитана на школьников 6 – 7 классов. Число учащихся не менее 10. Продолжительность занятий 4 ч в неделю (два занятия по 2 ч каждое), итого – 144 ч в год.
В зависимости от особенностей и содержания работы объединения рекомендуется проводить занятия со всеми учащимися одновременно. Так, теоретические занятия, беседы, экскурсии, соревнования проводят со всеми учащимися. При сборке, отделке и окраске моделей уделяется внимание каждому учащемуся.
обучающиеся третьего года решают задачи максимального развития творческих способностей и их закрепления учащихся 7 – 8 классов, число учащихся не менее 8-. Приобщение их к рационализаторской, изобретательской работе, участию в соревнованиях по авиамодельному спорту. Уровень знаний, умений и навыков членов объединения третьего года занятий должен быть достаточно высоким. Объединения работают по 4 ч в неделю (144 ч в год).
Воспитанники четвертого года больше время уделяют индивидуальным проектам и подготовке к спортивно – техническим соревнованиям в личном зачете, совершенствованию навыков и умению. Воспитанники четвертого года обучения учащиеся 8-9 класс Число учащихся не менее 6-8.
Пятый год обучения, это год повышение своих знаний до мастерства, самостоятельный выбор сложности выполнения проектируемых конструкций. Воспитанники пятого года обучения являются активными помощниками педагога, наставниками младших возрастных групп (мастер-наставник). Пятый год обучения рассчитан на учащихся 10-11 классы число учащихся не менее 4.
Планирование и проведение занятий. Одно из важнейших условий успешного проведения учебно-воспитательной работы в объединении — ее плановость и организационная четкость. Работа планируется в начале учебного года.
Его структура и содержание зависят от года занятий объединения, материальной базы, опыта руководителя и других факторов.
Примерно пятая часть времени отводится на теоретические занятия, остальное — на практические. Продолжительность бесед не более 10 — 15 мин.
Занятия авиамодельного объединения проводятся в специально оборудованных лабораториях. Обычно на одном занятии сочетаются различные виды деятельности: учащиеся слушают объяснения педагога, выполняют практические работы, конструируют модели самолетов и планеров, самостоятельно изучают техническую и справочную литературу, журналы.
Занятия включают: сообщение теоретических сведений, формирование умений и навыков в выполнении различных операций, закрепление и проверку полученных знаний и навыков. На практических же занятиях воспитанники учатся работать ножом, рубанком, паять, изготавливают модели и т.д. Закрепляют полученные знания и навыки при самостоятельной работе над моделями.
Занятия в авиамодельном объединение отвечают следующим задачам:
1.Определить на основе программы и плана работы учебную цель каждого занятия.
2. Правильный подбор учебного материала с учетом содержания темы и поставленных задач. Подобрать учебный материал с учетом содержания темы.
3. Воспитать у учащихся в процессе занятий чувства патриотизма, интернационализма и высоких нравственных качеств.
4. Использовать разнообразные методы работы с учетом темы, уровня подготовки воспитанников, материальной базы; эти методы обеспечивают максимальную активность всех воспитанников, творческий подход к решению поставленных задач.
5. Сочетать коллективную и индивидуальную работу воспитанников. В объединениях первого-третьего года занятий использовать фронтальную форму, для таких тем, как «Модели из бумаги», «Воздушные змеи» и «Модели из пенопласта», «Планеров» и простейших пилотируемых моделей.
6. Четвертый год обучения индивидуальный. Дается возможность самостоятельно выбрать модель повышенной сложности и исполнительскому мастерству, т.е. применить: умение, навыки, знание полученные за предыдущие три года.
7.Пятый год обучения. Мастерство воспитанников вырасло, сложность выполняемой работы возросла. На этом этапе важно привлечь воспитанников, к работе с младшими. Дать возможность передать им свои умения, навыки и знания.
Методы обучения. На занятиях авиамодельного объединения применяют различные методы обучения, которые обеспечивают получение воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков, активизируют их мышление, развивают и поддерживают интерес к авиамоделизму.
Излагается теоретический материал, используя словесные методы: рассказ, объяснение или беседу; сочетать с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций.
Чтобы выработать у учащихся практические умения и навыки, им вначале предлагается изготовить несложные модели. Затем, усложняя задание, воспитанники приучаются к самостоятельности, вводятся элементы творчества.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта воспитанников. Так, на первом году занятий используется метод инструктирования. В объединениях второго и особенно третьего годов занятий применяется методы консультаций и работы с технической и справочной литературой; воспитанники подготавливают сообщения и рефераты по основным проблемам авиации.
Основной метод проведения занятий объединения – практические работы как важнейшее средство связи теории и практики в обучении. Их цель — закрепить и углубить полученные теоретические знания воспитанников, сформировать соответствующие навыки и умения.
На выбор методов обучения существенно влияет материально-техническая база объединения: наличие материалов, инструментов, оборудования.
Правильная постановка учебного процесса, сочетание разных методов обучения способствуют развитию технического мышления воспитанников и успешной работе авиамодельного объединения.
Массовая работа. Важную роль в работе авиамодельного объединения играют встречи с летчиками, конструкторами, учеными, проведение тематических вечеров, участие в технических конференциях, слетах, соревнованиях.
Большой успех среди воспитанников имеют беседы, проводимые с привлечением ученых и специалистов. Тематика их может быть разнообразной: «Новости науки и техники», «Авиация — народному хозяйству», «Часовые неба» и др. Беседы сопровождаются показом кинофильмов, плакатов и т.д. В результате таких встреч воспитанники не только расширяют свой кругозор, но и получают представление о будущих профессиях.
Основная форма проведения итогов учебного года в авиамодельном объединении – организация отчётной выставки и соревнований. В конце учебного года во внешкольном учреждении организуется выставка технического творчества, на которой демонстрируются авиамодели.
Лучшие работы воспитанников экспонируются на районных, краевых и Всероссийских выставках детского технического творчества. Проведению подобных выставок обычно предшествуют смотры технических объединений, приуроченные к знаменательным датам.
Организацию и проведение соревнований, в которых будут участвовать воспитанники, планируется проводить на основе плана районных, краевых и Всероссийских соревнований. Работа объединения первого года занятий завершается внутри кружковыми и районными соревнованиями.
Оборудование. В авиамодельном объединении применяют станки: комбинированный по дереву, сверлильный, заточной, фрезерный, токарно-винторезный, шлифовальный..
Инструмент индивидуального пользования (нож, лобзик с пилками; ножницы, тиски параллельные, напильник с крупной насечкой, рубанок) закрепляют за каждым воспитанником на время занятий. Количество комплектов соответствует числу рабочих мест , плюс два запасных.
Учебно-наглядные пособия. Значительному повышению качества учебного процесса способствует широкое применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения (компьютерного оборудования, диапроектора, эпидиаскопа). Лучшие наглядные пособия — готовые авиамодели и их наборы.
Охрана труда. Для обеспечения нормальных условий работы авиамодельного объединения педагог и воспитанники должны знать и соблюдать правила безопасности труда и гигиены труда, а также пожарной безопасности.
Рабочие места в лаборатории организуются так, чтобы предупредить возможность несчастного случая, обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования у учащихся трудовых навыков, воспитания культуры труда.
Чтобы воспитанники сознательно выполняли требования безопасности, освоили безопасные приемы работы, необходимо правильно организовывать обучение, систематически и тщательно инструктировать воспитанников. Вопросам безопасности труда посвящается второе занятие, а в дальнейшем проводится вводный и текущий инструктажи на рабочих местах с использованием предупредительных надписей, плакатов, инструкций. Инструктаж сопровождают показом безопасных приемов работы. В процессе занятий объединения руководитель постоянно контролирует, как воспитанники выполняют требования безопасности, при необходимости осуществляется повторный инструктаж с демонстрацией правильных приемов работы ручным инструментом.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Запись в объединение и его комплектование проводится в основном после 1 сентября. Оптимальное, число воспитанников в объединении 12 человек. Комплектуется объединение из школьников 5-6 класса.
Цель первого года занятий — дать воспитанникам основные сведения по авиации, авиамоделизму, научить их строить и запускать простейшие и схематические модели планеров и самолетов. На занятиях объединения некоторые теоретические сведения из курса физики потребуются раньше, чем они изучаются в школе. Они сообщаются в объеме, необходимом для осмысленного выполнения намеченной практической работы и понимания физических основ полета.
Цель теоретических занятий — объяснить в общих чертах конструкцию и принцип действия летательного аппарата; определенное упрощение при этом неизбежно.
Основной метод практической работы — фронтальный: все воспитанники выполняют одинаковые задания, руководитель излагает теоретический материал и дает пояснения одновременно всем. Необходимо, чтобы воспитанники усвоили основные приёмы регулировки и запуска моделей.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов на занятия | ||
Теорети-ческие | Практи-ческие | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 2 |
| 2 |
2 | Основы безопасности труда в авиамодельной лаборатории. | 1 | 1 | 2 |
3 | Бумажные летающие модели. | 6 | 28 | 34 |
Парашют. | 1 | 5 | 6 | |
Воздушный змей. | 2 | 8 | 10 | |
Воздушный шар. | 1 | 7 | 8 | |
Вертолёт и модели вертолётов. | 2 | 8 | 10 | |
4 | Планер. Модели планеров. | 4 | 30 | 36 |
1. Аэродинамика полета планеров и их конструкция. | 1 | 3 | 4 | |
2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала. | 1 | 5 | 6 | |
3. Изготовление нервюр и стабилизаторов | 1 | 7 | 8 | |
4. Сборка крыла и фюзеляжа. | 1 | 9 | 10 | |
5. Оклейка крыла и стабилизаторов | 1 | 3 | 4 | |
6. Окончательная обработка и сборка модели. | 1 | 5 | 6 | |
5 | Самолет. Модели самолетов. | 10 | 40 | 50 |
1. Аэродинамика полета самолета и его конструкция. | 2 | 2 | 4 | |
2. Обзор типов двигателей самолетов, краткое знакомство с их конструкцией. | 1 | 3 | 4 | |
3. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала. | 2 | 6 | 8 | |
4. Изготовление нервюр и стабилизаторов фюзеляжа. | 1 | 7 | 8 | |
5. Сборка крыла, стабилизаторов и фюзеляжа. | 1 | 9 | 10 | |
6Изготовление винтомоторной группы. | 1 | 5 | 6 | |
7. Оклейка крыла и стабилизаторов | 1 | 3 | 4 | |
8. Окончательная обработка и сборка модели. | 1 | 5 | 6 | |
7 | Ракета. Модели ракет. | 1 | 9 | 10 |
8 | Организация и проведение соревнований. | 8 | 8 | |
9 | Подведение итогов занятий | 2 | 2 | |
Итого: | 28 | 116 | 144 |
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2ч |
Теория: | |
Дать общее представление об истории развития авиации и ее применений, занятие начинается с рассказа о том, что еще в древности люди мечтали летать подобно птицам. Краткая история современной авиации. | |
ТЕМА 2. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА | 2ч |
Теория: | |
Ознакомить школьников с правилами безопасной работы инструментом, на станках и пользования приборами. В начале показывается приемы правильной работы ножом — основным инструментом авиамоделиста. При работе ножом деталь должна иметь упор в крышку стола, верстака; рука, поддерживающая обрабатываемую заготовку (деталь), находится сзади ножа; резать надо только «от себя». Хранят нож в картонном или фанерном чехле. При работе кусачками небольшие отрезки проволоки могут отскочить и нанести травму. Чтобы предотвратить несчастный случай, откусываемую проволоку следует держать возможно дальше, от лица и следить, чтобы ее кусочки отскакивали в направлении пола или стола. Необходимо осторожно работать инструментом, имеющим острые концы,— шилом, чертилкой, кернером, разметочным циркулем. При выпиливании деталей лобзиком руку, поддерживающую заготовку, располагают сзади пилки. Затем следует показать приемы работы на сверлильном станке. Руководитель демонстрирует безопасные приемы сверления металлов, фанеры, оргстекла. Так, обрабатываемую деталь следует зажимать в ручные тиски или держать плоскогубцами; нельзя низко наклоняться над вращающимся сверлом (волосы должны быть убраны под шапочку или косынку); не следует сильно нажимать на рычаг при сверлении; удалять стружки нужно металлической щеткой только после остановки станка и отвода сверла. | |
Практика: | |
После этого можно предложить учащимся выполнить некоторые приемы работы ручным инструментом и на сверлильном станке. Далее рекомендуется закрепить навыки работы со столярным и слесарным инструментом. Руководитель вызывает школьников и предлагает им продемонстрировать приемы работы с одним из инструментов. В это время остальные наблюдают за его действиями. Если они неверны, то руководитель, а лучше учащиеся поправляют вызванного, помогают овладеть трудными для него приемами работы. Обучать приемам работы на других станках и знакомить с приборами следует при изучении соответствующих тем. | |
ТЕМА 3. БУМАЖНЫЕ ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ | 34 |
Теория: | |
Изучить основы полета моделей, их конструкцию и основные части, ознакомить школьников с основами полета моделей, рассказать о возникновении подъемной силы крыла и об основных элементах конструкции самолета и модели. Освоить способы регулировки модели. Особое внимание уделять назначению и действию рулей. Наблюдая полет бумажной модели в помещении, внимание учащихся обращается на то, что она плавно снижается — планирует. Наблюдая полет бумажной модели в помещении, внимание учащихся обращается на то, что она плавно снижается — планирует. Учащимся объясняется влияние расположения ЦТ на траекторию полета модели: пикирование – переднее расположение ЦТ, пологая траектория полета – оптимальное расположение ЦТ, кабрирование – заднее расположение ЦТ не нормальная траектория полета. Им объясняется сущность этого явления. Объяснив основные способы регулировки, учащимся дают проверить их на моделях. При последующих запусках бумажной модели демонстрируется воздействие рулей управления: элероны, руль высоты и руль направления на траекторию полета. | |
Практика: | |
Учащиеся изготовляют учебную модель самолета из бумаги. Материал учебной модели — бумага. Использовать плотная бумага (для черчения и рисования). Для изготовления учебной модели складывают вдвое вдоль волокон лист плотной бумаги и карандашом по шаблону размечают контур будущей модели. Размеченный контур модели вырезается ножницами, согласно разметки, отгибаются крылья и стабилизатор. | |
Для обеспечения необходимой центровки носовая часть модели загружается пластилином или канцелярской скрепкой. Прямолинейность полета регулируют рулем направления. Если отогнуть руль направления немного вправо, запущенная модель повернет вправо; для левого поворота модели руль направления отгибают влево. | |
ПАРАШЮТ | |
Теория: | |
Ознакомить учащихся с назначением, принципом действия и устройством парашютов. Краткая история изобретения парашюта. | |
Практика: | |
Изготовить парашют с плоским и объемным куполом. Простейший парашют. Для изготовления простейшего парашюта складывают лист школьной тетради. По углам приклеивают стропы, грузом может служить карандаш. В середине купола для устойчивого спуска делают небольшое отверстие. Парашют с самопуском. Модель состоит из купола, стропов, груза и самопуска. Купол вырезают из синтетической пленки размечаются места крепления строп из нитки нарезаются стропы определенной длины. Затем стропы при помощи клея «Момент» приклеиваются к куполу согласно разметки. По чертежу определяется центр купола парашюта, при помощи картонных пятачков приклеивается заранее изготовленная проволочная петля. Приклеенные стропы выравниваются и связываются в узел. Из проволоки изготавливается крючок на который монтируется свинцовый балласт. К крючку с балластом привязываются стропы и резиновая петля. Для запуска складывают купол и стропы, одной рукой держатся за стропы в нижней части купола, а другой зацепляют крючок самопуска за верхнее кольцо (у полюсного отверстия) и осторожно перехватывают конец резинки так, чтобы крючок не отцепился. Натягивают резинку, отпускают сначала стропы, затем резинку, и слегка толкают модель вверх. Модель со сложенным куполом, не встречая большого сопротивления воздуха, достигает высоты 8 —10м. В верхней точке полета крючок отцепляется, купол парашюта раскрывается, и модель плавно опускается. | |
ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ | |
Теория: | |
Познакомить учащихся с одним из древнейших летательных аппаратов — воздушным змеем, историей его развития и применения. Кратко изложить теорию полета воздушного змея. Ознакомить с конструкцией простейшего плоского «Русского» змея, названием его элементов. | |
Практика: | |
Изготовить змеи, различных конструкций. Плоский змей. Каркас его состоит из шести реек: две рейки располагают диагонально, скрепляют нитками и клеем и присоединяют к ним верхнюю. По контуру змея натягивают прочную нитку, соединяющую все углы, и приклеивают казеиновым клеем обтяжку из прочной бумаги (кальки). Змей готов. При изготовлении уздечки нужно соблюдать правило: длина двойной (верхней) части уздечки должна быть такой, чтобы она укладывалась по диагоналям, а вершина ее, где делают узел, оказалась в центре змея; нижняя нить уздечки должна быть равна или немного больше половины длины змея. Длиной нижней нити можно регулировать угол атаки. К нижним концам каркаса привязывают хвост из ниток с кусочками бумаги. Такой змей летает очень устойчиво и может набирать высоту 300—350м. Запускают его на прочной нитке. Плоские змеи делают в виде звезды, ромба, бабочки и т. п. Их можно раскрасить в яркие цвета. | |
ВОЗДУШНЫЙ ШАР | |
Теория: | |
Ознакомить учащихся с летательными аппаратами легче воздуха, принципом их полета, рассказать о истории развития воздухоплавания, объяснить устройство и основы полета воздушного шара, рассказать о привязных и управляемых аэростатах и применении летательных аппаратов легче воздуха. | |
Практика: | |
Изготовить тепловой воздушный шар. Учащиеся вычерчивают шаблоны воздушных шаров и склеивают листы папиросной бумаги в полосы необходимой длины, вырезают и склеивают сегменты оболочек шаров. После просушки подготавливают и запускают шары, предварительно наполненные теплым воздухом. Шар запускается в штиль или при слабом ветре. | |
ВЕРТОЛЕТ. МОДЕЛИ ВЕРТОЛЕТОВ | |
Теория: | |
Дать учащимся первоначальные сведения о работе воздушного винта, создании им силы тяги; ознакомить с историей их возникновения и применения. Напомнить правила безопасной работы с инструментом и оборудованием. Рассказать о принципах работы воздушного винта, используя схемы, наглядные пособия, демонстрируя воздушные винты разных авиационных моделей, объяснить, как влияют диаметр, шаг и частота вращения винта на силу тяги. Рассказать о создании, основных элементов конструкции вертолетов и их практическом применений. | |
Практика: | |
Изготовить простейшую модель вертолета — «муху». Изготавливаем шаблоны, заготовки, приступаем к изготовлению простейшей модели вертолета — «мухи», обращая особое внимание на соблюдение последовательности операций и качество выполнения винта. После этого приступаем к изготовлению моделей вертолета «Бабочка». | |
ТЕМА 4. ПЛАНЕР. МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ | 36ч |
Теория: | |
Сформировать устойчивые навыки по моделированию авиационной техники, учащиеся должны глубже усвоить понятия о принципах полета и овладеть приемами изготовления, регулирования и запуска схематических моделей. Дать сведения по аэродинамике полета планеров и их конструкции. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей. | |
Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения и фюзеляжа. | |
Дать технологию оклейки крыла и оперения синтетической пленкой. | |
Объяснить способы обработки синтетической пленки и способы сборки и регулирования модели планера. | |
Практика: | |
Аэродинамика полета планеров, запуски планеров различных конструкций. | |
Выбор прототипа, Вычерчивание чертежей модели, Заготовка материала | |
Изготовление шаблонов по начерченным чертежам. | |
Изготовление стапелей по начерченным чертежам. | |
Сборка крыла и с применением изготовленных стапелей. | |
Сборка оперения с применением изготовленных стапелей. | |
Сборка фюзеляжа с применением изготовленных стапелей. | |
Оклейка крыла и оперения синтетической пленкой. | |
Окончательная обработка и сборка моделей | |
ТЕМА 6. САМОЛЕТ. МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ | 50ч |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике полета моделей самолета и их конструкции. | |
Рассказать о типах двигателей моделей самолетов, с их демонстрацией. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей. | |
Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения и фюзеляжа. | |
Дать сведения о работе воздушного винта, создании им силы тяги. | |
Дать технологию оклейки крыла и оперения синтетической пленкой. | |
Объяснить способы обработки синтетической пленки и способы сборки и регулирования модели планера. | |
Практика: | |
Аэродинамика полета моделей самолетов, запуски различных конструкций. | |
Осмотр двигателей моделей самолета. | |
Вычерчивание чертежей модели и заготовка материала | |
Изготовление нервюр и стабилизаторов по начерченным чертежам. | |
Сборка крыла с применением изготовленных стабилизаторов. | |
Сборка крыла с применением изготовленных стапелей. | |
Сборка фюзеляжа. | |
Изготовление воздушного винта. | |
Оклейка крыла и оперения синтетической пленкой. | |
Окончательная обработка и сборка моделей | |
ТЕМА 7. РАКЕТА. МОДЕЛИ РАКЕТ | 10ч |
Теория: | |
Дать учащимся понятие о реактивном движении, ознакомить с устройством и назначением ракет, материал об основах полета и простейшую методику расчета моделей ракет. | |
Практика: | |
Каждый учащийся строит модель одноступенчатой ракеты под стандартный двигатель. Модель одноступенчатой ракеты. Корпус состоит из двух слоев чертежной бумаги; склеен столярным клеем на оправке. Направляющие кольца — из четырех слоев чертежной бумаги, оправкой для их склеивания мажет служить карандаш. Три стабилизатора изготовлены из картона толщиной 1 мм и присоединены встык к нижней части корпуса нитроклеем. | |
Головной обтекатель выточен из пенопласта. Крепят его к верхней части корпуса с помощью резинового амортизатора. Купол парашюта изготавливается из синтетической пленки, при помощи 8 стропов из ниток крепят к головному обтекателю. Собранную модель окрашиваем нитрокраской. | |
Запуск моделей. Для безопасного запуска моделей ракет необходимо стартовое оборудование, состоящее из пускового устройства пульта управления и проводников для подачи электропитания к нити накаливания. | |
ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ | 8ч |
Практика: | |
Проведение соревнований по каждому классу моделей. | |
ТЕМА 9. ППОДВЕДЕНИЕ МТОГОВ ЗАНЯТИЙ ЗА ГОД | 2 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Задача авиамодельного объединения второго года занятий — расширять знания и совершенствовать навыки, приобретенные воспитанниками в течение первого года занятий. Используются элементы спорта, развивается интерес к теории полета, ребята учатся самостоятельно, творчески решать технические задачи. Более сложной становится спортивная работа, так как учащиеся строят фюзеляжные модели самолетов и планеров. Воспитанники, получившие спортивный разряд после первого года занятий, должны его повысить.
Цель практических занятий по теме — составление эскизных проектов, рабочих чертежей и изготовление кордовой модели. Можно рекомендовать делать одну модель, двоим воспитанникам. При постройке кордовых моделей желательно использовать типовые схемы, чертежи, внося некоторые изменения во внешнюю форму, конструкцию.
Итогом работы объединения второго года занятий должна быть выставка построенных моделей и показ их в полете.
На заключительном занятии воспитанникам, выполнившим нормы разрядов, вручаются спортивные квалификационные билеты авиамоделистам. Наиболее отличившихся воспитанников необходимо подготовить к работе с младшей группой.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов на занятия | ||
Теорети-ческие | Практи-ческие | Всего | ||
1 | Авиамоделизм в России. | 2 | 2 | |
2 | Категории и классы моделей. | 2 | 2 | |
3 | Аэродинамика и классификация спортивных моделей. | 2 | 2 | |
4 | Модели планера А-1. | 6 | 20 | 26 |
1. Аэродинамика планера и его конструкция. | 1 | 1 | ||
2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала. | 1 | 3 | 4 | |
3. Изготовление нервюра и стабилизаторов | 1 | 3 | 4 | |
4. Сборка крыла, фюзеляжа и стабилизатора | 1 | 4 | 5 | |
5. Оклейка крыла и стабилизатора | 1 | 4 | 5 | |
6. Окончательная сборка модели. | 1 | 6 | 7 | |
5 | Модель на резиномоторе. | 8 | 24 | 32 |
1.Аэродинамика - конструкция самолета | 2 | 2 | ||
2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала. | 1 | 3 | 4 | |
3. Изготовление нервюр и стабилизатора | 1 | 3 | 4 | |
4. Сборка крыла, стабилизатора и фюзеляжа. | 2 | 4 | 6 | |
5. Изготовление винтомоторной группы. | 1 | 4 | 5 | |
6. Оклейка крыла и стабилизаторов | 1 | 4 | 5 | |
7. Окончательная сборка модели. | 6 | 6 | ||
6 | Кордовая учебно-тренировочная модель. | 12 | 50 | 62 |
1. Аэродинамика полета кордового самолета и его конструкция. | 2 | 2 | ||
2. Обзор типов двигателей кордовых самолетов, краткое знакомство с их конструкцией. | 2 | 2 | ||
3. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала. | 1 | 5 | 6 | |
4. Изготовление нервюр и стабилизаторов | 1 | 5 | 6 | |
5. Сборка крыла и стабилизаторов | 2 | 12 | 14 | |
6 Изготовление фюзеляжа. | 2 | 12 | 14 | |
7. Оклейка крыла. | 1 | 9 | 10 | |
8. Окончательная сборка модели. | 1 | 7 | 8 | |
7 | Авиамодельные двигатели КМД-2,5 | 1 | 3 | 4 |
8 | Воздушные винты. | 1 | 3 | 4 |
9 | Организация и проведение соревнований | 8 | 8 | |
10 | Подведение итогов работы объединения за год. | 2 | 2 | |
Итого: | 36 | 108 | 144 |
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. АВИАМОДЕЛИЗМ В РОССИИ | 2ч |
Теория: | |
Ознакомить учащихся с историей развития авиамоделизма в нашей стране, достижениями советских спортсменов-авиамоделистов. Дать определение летающей модели, авиамоделизма в целом. Дать перечень моделей, которые учащиеся будут строить в этом году. Рассказать учащимся о спортивных достижениях российских спортсменов авиамоделистов. | |
ТЕМА 2. КАТЕГОРИИ И КЛАССЫ АВИАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ | 2ч |
Теория: | |
Ознакомить учащихся с категориями и классами авиационных летающих моделей. Основным документом, регламентирующим постройку авиационных летающих моделей, являются «Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту в России». В основе этих Правил — положения кодекса ФАИ: технические требования к моделям и правила соревнований по ним. В настоящее время в нашей стране существуют следующие категории авиационных моделей: Свободнолетающие (F1); Кордовые (F2); Радиоуправляемые (FЗ); Модели-копии (F4); Модели не чемпионатных классов. | |
ТЕМА 3. АЭРОДИНАМИКА И ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ. | 2ч |
Теория: | |
Расширить знания учащихся по аэродинамике. Его определение, разновидности. Теоретическая аэродинамика основывается на теоретической механике и изучает движение воздуха и воздушные силы путем математического анализа изучает движение воздуха и воздействие воздушной среды на движущиеся в ней твердые тела различной формы путем постановки специальных опытов в аэродинамических трубах или же путем исследования изучаемых объектов непосредственно в полете. Различают аэродинамику малых скоростей, больших скоростей (газодинамику) и сверхзвуковых скоростей (гиперзвуковую). | |
ТЕМА 4. МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА А-1. | 36 |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике полета планеров и их конструкции. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления нервюр | |
Рассказать правила сборки крыла. Рассказать правила сборки стабилизаторов и фюзеляжа. | |
Дать сведения по технологии оклейки крыла и оперения синтетической пленкой. | |
Объяснить способы обработки синтетической пленки и как правильно производить сборку и регулировку модели планера. | |
Практика: | |
Вычерчивание чертежей и заготовка материала. | |
Изготовление нервюр и стабилизаторов по начерченным чертежам. | |
Сборка крыла ,оперения и фюзеляжа. | |
Оклейка стабилизаторов, крыла синтетической пленкой. | |
Окончательная обработка и сборка моделей. | |
ТЕМА 5. МОДЕЛЬ НА РЕЗИНОМОТОРЕ | 24ч |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике полета моделей самолета и их конструкции. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления нервюр и стабилизаторов. | |
Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки стабилизаторов и фюзеляжа. | |
Дать сведения о работе воздушного винта, создании им силы тяги. | |
Объяснить способы оклейки и обработки синтетической пленки и способы сборки и регулирования модели планера. | |
Практика: | |
Вычерчивание чертежей, заготовка материала. | |
Изготовление шаблонов и стапелей по начерченным чертежам. | |
Сборка крыла и стабилизаторов с применением изготовленных стапелей. | |
Сборка фюзеляжа. | |
Изготовление винтомоторной группы | |
Оклейка крыла и стабилизаторов синтетической пленкой. | |
Окончательная обработка и сборка моделей | |
ТЕМА 6. КОРДОВАЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ | 62 |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике полета кордового самолета и их конструкции. | |
Обзор типов двигателей кордовых самолетов, краткое знакомство с их конструкцией. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей. | |
Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения. | |
Объяснить технологию сборки фюзеляжа. | |
Дать сведения о работе воздушного винта, создании им силы тяги. | |
Объяснить способы оклейки и обработки синтетической пленки и способы сборки и регулирования модели планера. | |
Практика: | |
Вычерчивание чертежа крыла и заготовка материала. | |
Вычерчивание чертежа оперения и фюзеляжа. | |
Изготовление фюзеляжа по начерченным чертежам. | |
Изготовление стапелей и крыла по начерченным чертежам. | |
Сборка стабилизатора, киля с применением изготовленных стапелей. Выпиливание | |
Оклейка крыла и оперения синтетической пленкой. | |
Окончательная обработка и сборка моделей | |
ТЕМА 7. АВИАМОДЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, ЗНАКОМСТВО С КОНСТРУКЦИЕЙ ДВИГАТЕЛЯ КМД-2,5 | 4 |
Теория: | |
Ознакомить учащихся с принципом работы авиамодельных двигателей и привить навыки грамотной их эксплуатации. Обзор конструкций двигателей. Изучение принципа работы двухтактного дизельного двигателя МК-17. Техника безопасности при обращении с топливными смесями. Техника безопасности при запуске и регулировки двигателя. | |
Практика: | |
Практическая разборка знакомство с узлами и деталями двигателя КМД-2,5. Сборка двигателя. Составление топливной смеси для двигателя КМД-2,5.Установка двигателя на стенд или модель, тренировочные запуски. | |
ТЕМА 8. ВОЗДУШНЫЕ ВИНТЫ | 4 |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике воздушного винта. Дать понятие о диаметре и шаге винта и его балансировке. | |
Практика: | |
Рассчитать и изготовить воздушный винт по заранее заготовленным шаблонам. | |
ТЕМА №9. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ | 8 |
Практика: | |
Организовать и провести внутри кружковые соревнования по планеру А-1. | |
Организовать и провести внутри кружковые соревнования по модели самолета с резиномотором. | |
Организовать и провести внутри кружковые соревнования по кордовым учебно-тренировочным моделям самолета. | |
После соревнований производится отбор кандидатов на городские и областные соревнования. | |
ТЕМА №10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗА ГОД | 2 |
Теория: | |
Подводятся итоги работы объединения за год отмечаются лучшие спортсмены присваиваются разряды согласно достигнутым результатам. Знакомим учащихся с планами работы объединения на следующий учебный год. |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Цель занятий объединения третьего года – дальнейшее расширение знаний в области аэродинамики, конструирование. Отработка усвоенных знаний, умений за счет увеличения часов. Проведение экспериментов с летающими моделями самолетов. Тематика занятий охватывает обширный круг вопросов и рассчитана на совершенствование усвоенных ранее знаниях, умениях воспитанников. Спортивное направление авиамоделизма предусматривает увеличение часов на учебно-тренировочное пилотирование. Перечень изготавливаемых моделей в группе третьего года обучения:
Модель планера А -1;
модель на резиномоторе;
кордовая учебно-тренировочная модель;
знакомство с двигателем КМД-2,5 радиоуправляемыми моделями самолетов.
радиоуправляемая модель самолета;
Учебно-тематический план третьего года обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов на занятия | ||
Теорети-ческие | Практи-ческие | Всего | ||
1 | Авиамоделизм в России. | 2 | 2 | |
2 | Категории и классы авиационных моделей. | 2 | 2 | |
3 | Аэродинамика и классификация спортивных моделей. | 2 | 2 | |
4 | Модели планера А-1. | 6 | 28 | 34 |
1. Аэродинамика полета планера | 2 | 2 | ||
2. Вычерчивание прототипа, | 1 | 7 | 8 | |
3. Изготовление шаблонов и стапелей. | 1 | 7 | 8 | |
4. Сборка крыла, оперения и фюзеляжа. | 1 | 7 | 8 | |
5. Оклейка крыла и оперения. | 4 | 4 | ||
6.Окончательная обработка и сборка модели. | 1 | 3 | 4 | |
5 | Модель на резиномоторе. | 6 | 16 | 22 |
1. Аэродинамика и конструкция самолета. | 2 | 2 | ||
2.Вчерчивание чертежей прототипа. | 1 | 3 | 4 | |
3. Изготовление шаблонов и стапелей. | 1 | 3 | 4 | |
4. Сборка крыла, оперения и фюзеляжа. | 1 | 3 | 4 | |
5. Изготовление винтомоторной группы. | 1 | 3 | 4 | |
6. Оклейка крыла и оперения. | 2 | 2 | ||
7. Окончательная обработка и сборка модели. | 2 | 2 | ||
6 | Кордовая учебно-тренировочная модель. | 10 | 52 | 62 |
1. Аэродинамика полета кордового самолета. | 2 | 2 | ||
2. Обзор двигателей кордовых самолетов. | 2 | 2 | ||
3. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала. | 1 | 7 | 8 | |
4. Изготовление шаблонов и стапелей. | 1 | 5 | 6 | |
5. Сборка крыла и оперения. | 1 | 19 | 20 | |
6. Изготовление фюзеляжа. | 1 | 9 | 10 | |
7. Оклейка крыла и оперения. | 1 | 5 | 6 | |
8. Окончательная обработка и сборка. | 1 | 7 | 8 | |
7 | Авиамодельные двигатели КМД-2,5 | 1 | 3 | 4 |
8 | Воздушные винты. | 1 | 3 | 4 |
9 | Организация и проведение соревнований | 10 | 10 | |
10 | Подведение итогов работы объединения | 2 | 2 | |
Итого: | 40 | 176 | 216 |
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. АВИАМОДЕЛИЗМ В РОССИИ | 2 |
Теория: | |
Ознакомить учащихся с историей развития авиамоделизма в нашей стране, достижениями советских спортсменов-авиамоделистов. Дать определение летающей модели, авиамоделизма в целом. Дать перечень моделей, которые учащиеся будут строить в этом году. Рассказать учащимся о спортивных достижениях российских спортсменов авиамоделистов. | |
ТЕМА 2. КАТЕГОРИИ И КЛАССЫ АВИАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ | 2 |
Теория: | |
Ознакомить учащихся с категориями и классами авиационных летающих моделей. Основным документом, регламентирующим постройку авиационных летающих моделей, являются «Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту в России». В основе этих Правил — положения кодекса ФАИ: технические требования к моделям и правила соревнований по ним. В настоящее время в нашей стране существуют следующие категории авиационных моделей: кордовая пилотажная модель самолета F2B модель воздушного боя; F2D радиоуправляемая модель самолета F3J скоростная модель самолета F2 А Модели не чемпионатных классов. | |
ТЕМА 3. АЭРОДИНАМИКА И ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ. | 2 |
Теория: | |
Расширить знания учащихся по аэродинамике. Его определение, разновидности. Теоретическая аэродинамика основывается на теоретической механике и изучает движение воздуха и воздушные силы путем математического анализа изучает движение воздуха и воздействие воздушной среды на движущиеся в ней твердые тела различной формы путем постановки специальных опытов в аэродинамических трубах или же путем исследования изучаемых объектов непосредственно в полете. Различают аэродинамику малых скоростей, больших скоростей (газодинамику) и сверхзвуковых скоростей (гиперзвуковую). | |
ТЕМА 4. МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА А-1. | 34 |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике полета планеров и их конструкции. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей. | |
Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения и фюзеляжа. | |
Дать сведения по технологии оклейки крыла и оперения синтетической пленкой. | |
Объяснить способы обработки синтетической пленки и как правильно производить сборку и регулировку модели планера. | |
Практика: | |
Вычерчивание чертежей. | |
Заготовка материала. | |
Изготовление шаблонов по начерченным чертежам. | |
Изготовление стапелей по начерченным чертежам. | |
Сборка крыла с применением изготовленных стапелей. | |
Сборка оперения с применением изготовленных стапелей. | |
Сборка фюзеляжа с применением изготовленных стапелей. | |
Оклейка крыла синтетической пленкой. | |
Оклейка оперения синтетической пленкой. | |
Окончательная обработка и сборка моделей. | |
ТЕМА 5. МОДЕЛЬ НА РЕЗИНОМОТОРЕ | 22 |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике полета моделей самолета и их конструкции. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей. | |
Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения и фюзеляжа. | |
Дать сведения о работе воздушного винта, создании им силы тяги. | |
Объяснить способы оклейки и обработки синтетической пленки и способы сборки и регулирования модели планера. | |
Практика: | |
Вычерчивание чертежей. | |
Заготовка материала. | |
Изготовление шаблонов по начерченным чертежам. | |
Изготовление стапелей по начерченным чертежам. | |
Сборка крыла с применением изготовленных стапелей. | |
Сборка оперения с применением изготовленных стапелей. | |
Сборка фюзеляжа с применением изготовленных стапелей. | |
Изготовление винтомоторной группы | |
Оклейка крыла и оперения синтетической пленкой. | |
Окончательная обработка и сборка моделей | |
ТЕМА 6. КОРДОВАЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ | 62 |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике полета кордового самолета и их конструкции. | |
Обзор типов двигателей кордовых самолетов, краткое знакомство с их конструкцией. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей. | |
Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения. | |
Объяснить технологию сборки фюзеляжа. | |
Дать сведения о работе воздушного винта, создании им силы тяги. | |
Объяснить способы оклейки и обработки синтетической пленки и способы сборки и регулирования модели планера. | |
Практика: | |
Вычерчивание чертежа крыла. | |
Вычерчивание чертежа оперения и фюзеляжа. | |
Заготовка материала | |
Изготовление шаблонов по начерченным чертежам. | |
Изготовление стапелей по начерченным чертежам. | |
Сборка крыла с применением изготовленных стапелей. | |
Сборка стабилизатора с применением изготовленных стапелей. | |
Сборка киля с применением изготовленных стапелей. | |
Выпиливание. | |
Окончательная обработка фюзеляжа | |
Оклейка крыла и оперения синтетической пленкой. | |
Окончательная обработка и сборка моделей | |
ТЕМА 7. АВИАМОДЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, ЗНАКОМСТВО С КОНСТРУКЦИЕЙ ДВИГАТЕЛЯ КМД-2,5 | 4 |
Теория: | |
Ознакомить учащихся с принципом работы авиамодельных двигателей и привить навыки грамотной их эксплуатации. Обзор конструкций двигателей. Изучение принципа работы двухтактного дизельного двигателя КМД-2,5. Техника безопасности при обращении с топливными смесями. Техника безопасности при запуске и регулировки двигателя. | |
Практика: | |
Практическая разборка знакомство с узлами и деталями двигателя КМД-2,5. Сборка двигателя. Составление топливной смеси для двигателя КМД-2,5. Установка двигателя на стенд или модель, тренировочные запуски. | |
ТЕМА 8. ВОЗДУШНЫЕ ВИНТЫ | 4 |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике воздушного винта. Дать понятие о диаметре и шаге винта и его балансировке. | |
Практика: | |
Рассчитать и изготовить воздушный винт по заранее заготовленным шаблонам. | |
ТЕМА №9. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ | 10 |
Практика: | |
Организовать и провести внутри кружковые соревнования по планеру А-1. | |
Организовать и провести внутри кружковые соревнования по модели самолета с резиномотором. | |
Организовать и провести внутри кружковые соревнования по кордовым учебно-тренировочным моделям самолета. | |
После соревнований производится отбор кандидатов на городские и областные соревнования. | |
ТЕМА №10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗА ГОД | 2 |
Теория: | |
Подводятся итоги работы объединения за год отмечаются лучшие спортсмены присваиваются разряды согласно достигнутым результатам. Знакомим учащихся с планами работы объединения на следующий учебный год. |
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Цель занятий объединения четвертого года – дальнейшее расширение знаний в области аэродинамики, конструирование и расчет сложных моделей, проведение экспериментов с летающими моделями самолетов. Работа в объединении ведется по индивидуальному плану (карточки, задания). Тематика занятий охватывает обширный круг вопросов и рассчитана на подготовленных воспитанников, теоретические сведения даются консультативно, индивидуально, каждому воспитаннику. Спортивное направление авиамоделизма немыслимо без экспериментально-исследовательской работы.
Перечень изготавливаемых моделей в группе четвертого года обучения:
кордовая пилотажная модель самолета F2B
модель воздушного боя; F2D
радиоуправляемая модель самолета F3J
скоростная модель самолета F2 А
Учебно-тематический план четвертого года обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов на занятия | ||
Теорети-ческие | Практи-ческие | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Кордовая пилотажная модель самолета F2B | 4 | 20 | 24 |
1. Аэродинамика полета кордового пилотажного самолета и его конструкция. | 2 | 2 | ||
2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей. | 2 | 2 | ||
3. Изготовление шаблонов и стапелей. | 2 | 2 | ||
4. Заготовка и обработка материала. | 2 | 2 | ||
5. Сборка крыла и оперения. | 4 | 4 | ||
6. Изготовление фюзеляжа. | 4 | 4 | ||
7. Изготовление и установка системы управления. | 2 | 2 | ||
8. Изготовление шасси, топливного бака и их установка. | 2 | 2 | ||
9. Окончательная сборка модели, обработка, оклейка и окраска. | 2 | 2 | ||
10. Установка двигателя, тренировочные полеты. | 2 | 2 | ||
3 | Модель воздушного боя F2D | 4 | 16 | 20 |
1. Аэродинамика полета кордовой модели воздушного боя и его конструкция. | 2 | - | 2 | |
2. Выбор и вычерчивание чертежей модели. | 2 | 2 | 4 | |
3. Изготовление шаблонов и стапелей. | 2 | 2 | ||
4. Заготовка и обработка материала. | 2 | 2 | ||
5. Сборка крыла, изготовление и установка руля высоты. | 2 | 2 | ||
6. Изготовление и установка системы управления. | 2 | 2 | ||
7. Изготовление топливного бака и его установка. | 2 | 2 | ||
8. Окончательная сборка модели, обработка, оклейка. | 2 | 2 | ||
9. Установка двигателя, тренировочные полеты. | 2 | 2 | ||
4 | Радиоуправляемая модель планера F3J | 4 | 24 | 28 |
1. Аэродинамика полета радиоуправляемой модели планера и её конструкция. | 2 | 2 | 4 | |
2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей. | 2 | 2 | ||
3. Изготовление шаблонов и стапелей. | 2 | 2 | ||
4. Заготовка и обработка материала. | 2 | 2 | ||
5. Сборка крыла и оперения. | - | 2 | 2 | |
6. Изготовление фюзеляжа. | 4 | 4 | ||
7. Окончательная сборка модели, обработка, оклейка и окраска. | 2 | 2 | ||
8. Установка аппаратуры управления. | 2 | 2 | ||
9. Тренировочные полеты. | 8 | 8 | ||
5 | Скоростная модель самолета F2 А | 3 | 27 | 30 |
1. Аэродинамика полета скоростной модели и её конструкция. | 1 | 1 | 2 | |
2. Выбор прототипа и вычерчивание чертежей модели. | 1 | 1 | 2 | |
3. Изготовление крыла и фюзеляжа. | 2 | 2 | ||
4. Заготовка и обработка материала. | 2 | 2 | ||
5. Сборка крыла. | 4 | 4 | ||
6. Изготовление фюзеляжа. | 4 | 4 | ||
7. Изготовление топливного бака и его установка. | 2 | 2 | ||
8. Окончательная сборка модели, обработка, оклейка и окраска. | 2 | 2 | ||
9. Установка двигателя. | 2 | 2 | ||
10. Тренировочные полеты. | 1 | 7 | 8 | |
6 | Модель полукопия F4 | 4 | 22 | 26 |
1. Аэродинамика полета полукопии и его конструкция. | 1 | 1 | 2 | |
2. Выбор прототипа и вычерчивание чертежей модели. | 2 | 2 | ||
3. Изготовление шаблонов и стапелей. | 2 | 2 | ||
4. Заготовка и обработка материала. | 2 | 2 | ||
5. Сборка крыла и оперения. | 2 | 2 | ||
6. Изготовление фюзеляжа. | 1 | 3 | 4 | |
7. Окончательная сборка модели, обработка, оклейка и окраска. | 2 | 2 | ||
8. Установка ДВС -7куб.см. | 2 | 2 | ||
9. Тренировочные полеты. | 8 | 8 | ||
7. | Организация проведения соревнований | 2 | 10 | 12 |
8. | Подведение итогов | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 25 | 119 | 144 |
ТЕМА № 1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 ч |
Теория: | |
Ознакомить учащихся правилам безопасной работы на станочном оборудовании. Познакомить с классификацией спортивных авиамоделей и правилами проведения соревнований. Рассказа о зарождении и истории развития спортивного авиамоделизма в России, современных достижений в данном виде спорта. Ознакомить учащихся с календарем проведения авиамодельных соревнований. Знакомство с новыми технологиями изготовления спортивных авиамоделей. | |
ТЕМА №2. КОРДОВАЯ ПИЛОТАЖНАЯ МОДЕЛЬ F2B | 24ч |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике полета кордового пилотажного самолета и их конструкции. Правила проведения соревнований по кордовым пилотажным самолетам. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения. | |
Объяснить технологию изготовления фюзеляжа. | |
Дать сведения об управлении пилотажной модели самолета. | |
Объяснить правила двигателя на модель. | |
Практика: | |
Осмотр разных видов пилотажных моделей самолета, вычерчивание чертежей. | |
Изготовление шаблонов и стапелей, по начерченным чертежам. | |
Заготовка материала и его обработка. | |
Сборка крыла и оперения с применением изготовленных стапелей. | |
Изготовление фюзеляжа. | |
Изготовление и установка системы управления. | |
Изготовление шасси, топливного бака и их установка. | |
Окончательная сборка и обработка модели, оклейка и окраска. | |
Установка двигателя и тренировочные полеты. | |
ТЕМА №3. МОДЕЛЬ ВОЗДУШНОГО БОЯ F2D | 20ч |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике полета модели воздушного боя и её конструкции. Правила проведения соревнований по воздушному бою. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Ознакомить с правилами сборки крыла на стапеле и установки руля высоты. | |
Объяснить правила установки двигателя на модель. ТБ на тренировочных полетах. | |
Практика: | |
Знакомство с чертежами различных типов моделей воздушного боя. | |
Вычерчивание чертежей. | |
Изготовление шаблонов и стапелей, по чертежам. | |
Заготовка материала и его обработка. | |
Сборка крыла на стапеле. | |
Изготовление, обработка и установка руля высоты. | |
Изготовление и установка системы управления: из алюминиевой проволоки изготавливаем тягу, качалку из стеклотекстолита и устанавливаем пластмассовый кабанчик. | |
Изготовление топливного бака из оловянной жести и его установка. | |
Окончательная сборка и обработка модели, оклейка модели синтетической пленкой и ее окраска. | |
Промывка и установка двигателя. | |
Тренировочные полеты. | |
ТЕМА №4. РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА F3J | 28ч |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике полета радиоуправляемой модели планера и его конструкции. Правила проведения соревнований по радиоуправляемым планерам. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Ознакомить с правилами сборки крыла и оперения на стапеле и их установки на модель. | |
ТБ на тренировочных полетах. | |
Практика: | |
Знакомство с чертежами различных типов моделей радиоуправляемых планеров. | |
Вычерчивание чертежей выбранной модели. | |
Изготовление шаблонов и стапелей, по чертежам. | |
Заготовка материала и его обработка. | |
Сборка крыла на изготовленном стапеле. | |
Сборка оперения на изготовленном стапеле. | |
Изготовление фюзеляжа на стапеле | |
Окончательная сборка и обработка модели, оклейка модели синтетической пленкой и ее окраска. | |
Установка аппаратуры управления, выставление нейтралей и проверка углов отклонения. | |
Подготовка леера для запуска модели планера. | |
Тренировочные полеты и техника безопасности при запуске радиоуправляемой модели планера. | |
ТЕМА №5. СКОРОСТНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА F2 А | 30ч |
Теория: | |
Сведения по аэродинамике полета скоростной модели самолета и его конструкции. Правила проведения соревнований по радиоуправляемым моделям самолета. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей | |
Ознакомить с правилами сборки крыла и оперения на стапеле и их установки на модель. | |
Ознакомить с правилами сборки фюзеляжа на стапеле. | |
Ознакомление с системой топливного бака и установкой его на модель. | |
ТБ на тренировочных полетах. | |
Практика: | |
Знакомство с чертежами различных типов скоростных моделей самолетов. | |
Вычерчивание чертежей выбранной модели. | |
Изготовление шаблонов и стапелей, по чертежам. | |
Заготовка материала и его обработка. | |
Сборка крыла и оперения на изготовленном стапеле. | |
Изготовление фюзеляжа на стапеле. | |
Изготовление топливного бака из оловянной жести и его установка. | |
Окончательная сборка и обработка модели, оклейка модели синтетической пленкой и ее окраска. | |
Установка двигателя. | |
Установка аппаратуры управления. | |
Тренировочные полеты и техника безопасности при запуске скоростных моделей самолета. | |
ТЕМА №6. МОДЕЛЬ ПОЛУКОПИЯ F4 | 26ч |
Теория: | |
Дать сведения по аэродинамике полета полукопий его конструкции. Правила проведения соревнований моделей полукопий F4. | |
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. | |
Ознакомить с правилами сборки крыла и оперения на стапеле и их установки на модель. | |
Ознакомить с правилами сборки фюзеляжа на стапеле. | |
Ознакомление с правилами сборки электролета. | |
ТБ на тренировочных полетах. | |
Практика: | |
Знакомство с чертежами различных типов моделей. | |
Вычерчивание чертежей выбранной модели. | |
Изготовление шаблонов и стапелей, по чертежам. | |
Заготовка материала и его обработка. | |
Сборка крыла и оперения на изготовленном стапеле. | |
Изготовление фюзеляжа на стапеле | |
Окончательная сборка и обработка модели, оклейка модели синтетической пленкой и ее окраска. | |
Установка ДВС- 7куб.см. | |
Установка аппаратуры управления. | |
Тренировочные полеты. | |
ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ | 10ч |
Теория: | |
Проведение соревнований по каждому классу моделей. | |
ТЕМА 8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗА ГОД | 2ч |
Теория: | |
Подводятся итоги работы объединения за год, лучшие спортсмены присваиваются разряды согласно достигнутым результатам. |
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Цель занятий объединения пятого года – дальнейшее расширение знаний в области аэродинамики, конструирование и расчет сложных моделей, проведение экспериментов с летающими моделями самолетов. Работа в объединении ведется по индивидуальному плану (карточки, задания). Тематика занятий охватывает обширный круг вопросов и рассчитана на подготовленных воспитанников – наставников, теоретические сведения даются консультативно, индивидуально. Воспитанник – наставник кроме своей основной деятельности в объединении помогает педагогу, в работе с младшей группой. Передает свой опыт и знания, полученные за предыдущие четыре года. Спортивное направление авиамоделизма немыслимо без экспериментально-исследовательской работы.
Перечень изготавливаемых моделей в группе пятого года обучения:
Свободнолетающая модель с объемным фюзеляжем F1П/2
Самолет. Модели самолетов. Копия F4 В
Радиоуправляемая модель планера F3J
Учебно-тематический план пятого года обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов на занятия | ||
Теорети-ческие | Практи-ческие | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Свободнолетающая модель с объемным фюзеляжем F1П/2 | 6 | 34 | 40 |
1. Аэродинамика полета свободнолетающей модели самолета и его конструкция. | 2 | 2 | ||
2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей. | 2 | 2 | ||
3. Изготовление шаблонов и стапелей. | 4 | 4 | ||
4. Заготовка и обработка материала. | 2 | 2 | ||
5. Сборка крыла и оперения. | 4 | 4 | ||
6. Изготовление фюзеляжа. | 1 | 7 | 8 | |
7. Изготовление и установка системы управления. | 4 | 4 | ||
8. Изготовление шасси, топливного бака и их установка. | 4 | 4 | ||
9. Окончательная сборка модели, обработка, оклейка и окраска. | 1 | 5 | 6 | |
10. Установка двигателя, тренировочные полеты. | 4 | 4 | ||
3 | Модели самолетов. Копия F4 В | 4 | 30 | 34 |
1. Аэродинамика полета кордовой модели копии и его конструкция. | 2 | 2 | ||
2. Выбор и вычерчивание чертежей модели. | 2 | 2 | ||
3. Изготовление шаблонов и стапелей. | 4 | 4 | ||
4. Заготовка и обработка материала. | 2 | 2 | ||
5. Сборка крыла, изготовление и установка руля высоты. | 4 | 4 | ||
6. Изготовление и установка системы управления. | 6 | 6 | ||
7. Изготовление топливного бака и его установка. | 4 | 4 | ||
8. Окончательная сборка модели, обработка, оклейка. | 6 | 6 | ||
9. Установка двигателя, тренировочные полеты. | 4 | 4 | ||
4 | Радиоуправляемая модель планера F3J | 6 | 42 | 48 |
1. Аэродинамика полета радиоуправляемой модели планера и её конструкция. | 2 | 2 | ||
2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей. | 2 | 2 | ||
3. Изготовление шаблонов и стапелей. | 4 | 4 | ||
4. Заготовка и обработка материала. | 4 | 4 | ||
5. Сборка крыла и оперения. | 6 | 6 | ||
6. Изготовление фюзеляжа. | 6 | 6 | ||
7. Окончательная сборка модели, обработка, оклейка и окраска. | 8 | 8 | ||
8. Установка аппаратуры управления. | 6 | 6 | ||
9. Тренировочные полеты. | 2 | 8 | 10 | |
5 | Организация проведения соревнований | 2 | 16 | 18 |
6. | Подведение итогов | 2 | 2 | |
Итого: | 22 | 122 | 144 |
Материально- техническое обеспечение.
№ п/п | Материально – техническое обеспечение авиамодельного объединения. | Един. измр. | Кол – во |
1 | Пиломатериал: сосна | м3 | 2 |
2 | Пиломатериал | м3 | 1 |
3 | Пиломатериал не деловой древесины (береза, осина и др. сорта) | м3 | 1 |
Клей: ПВА | кг | 15 | |
Момент | тюбик | 20 | |
БФ-2 | тюбик | 10 | |
Клей быстрого действия «Циакрин», «Супер момент» и т.д. | тюбик | 40 | |
4 | Растворитель 646, ацетон | л | 30 |
5 | Нитрокраски различных цветов | кг | 20 |
6 | Скотч различных цветов и размеров | рулон | 50 |
7 | Пленочные материалы | м2 | 100 |
8 | Гвозди, шурупы, болты и гайки | кг | 10 |
9 | Эпоксидная смола | кг | 10 |
10 | Стеклоткань | м2 | 50 |
11 | Углеткань | м2 | 10 |
12 | Топливо: калильное (метиловый спирт) дизельное: касторовое масло эфир для наркоза керосин масло МС-20 | л л л л л | 40 25 40 30 20 |
13 | Канцелярские товары: Карандаши Маркеры Фломастеры Цветная бумага Белый картон Цветной картон Ватман | шт шт набор набор набор набор лист | 200 20 10 100 30 20 50 |
14 | Линейки 150 мм, 200 мм, 300 мм, 500 мм | шт | 25 |
15 | Ножницы различных размеров и конфигурации | шт | 15 |
16 | Ручной инструмент: Плоскогубцы Кусачки Утконосы Круглогубцы Малые ручные тиски Ножницы по металлу Пилки для ручного лобзика Ножовочные полотна Натфили | шт шт шт шт шт шт набор шт набор | 5 3 3 3 2 2 10 100 3 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
1.1. Практические занятия обеспечиваются набором чертежей, плакатов, стендов, программным обеспечением учебных полетов на радиоуправляемых моделей для компьютера. Подборка слайдов, видеосюжетов Российских и краевых соревнований.
1.2. Изучение конструкции модели проводятся на готовых конструкциях, частях, фрагментах. Тренировочные полеты проводятся на подготовленной площадке с ограниченным доступом посторонних.
1.3. При организации занятия органически сочетаются все формы работы с обучающимися: коллективные, индивидуальные, групповые и т.д. Как правило, первый год обучения насыщен преимущественно фронтальной формой работы с обучающимися, поскольку в учебном процессе превалирует обучение простейшим видам моделей, конструкций, формирование умений и навыков обработки материалов. Третий год обучения, дублирование второго года обучения, но с удвоением количества часов, на изготовление моделей, конструкций, основное внимание при этом уделяется качеству сборки. На четвертом и пятом годах обучения отдается предпочтение самостоятельным, индивидуальным формам обучения.
При проведении занятий, по программе, всегда присутствует воспроизводящий труд, который сочетается с трудом творческим т.к. немыслимо творчество без знаний и умений.
1.4. Для выявления усвоения материала и уровня обученности проводятся: тестовые задания, конкурсы внутри объединения, выполнение заданий по индивидуальным карточкам, а как итог этого всего, участие в Российских, краевых и муниципальных соревнованиях. В конце года наиболее отличившиеся воспитанники награждаются почетными грамотами, благодарственными письмами, ценными подарками. Присваиваются разряды.
Библиографический список:
С.Н.Зигуренко «Детская энциклопедия «Я познаю мир» «Авиация и воздухоплавание»» КРПА «Издательство Олимп» 2002г.
Калина И. «Двигатели для спортивного моделизма» ДОСААФ 1988г.
Рохжков В.С. «Авиамодельный кружок» Просвещение 1978г.
Вилле Р. «Постройка летающих моделей-копий» ДОСААФ 1986г.
Б.Спунда «Летающие модели вертолетов» «Мир» 1988г.
Рожков В.С. «Спортивные модели ракет» ДОСААФ 1984г.
Рожков В.С. «Авиамодельный кружок» «Просвещение» 1986г
Шавров В.Б. «История конструкции самолетов в СССР»
Машиностроение 1971г.
Периодические издания: «Крылья Родина», «Моделист конструктор», «Юный техник», «Моделизм, спорт и хобби» и «Авиация и космонавтика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа объединения начального технического моделирования ( с элементами художественного конструирования) «Кузница Гефеста»
Методические разработки и материалы по начальному техническому моделированию....
Общеобразовательная программа объединения «Объектив»
Настоящая программа предлагает возможность использования современных методов фотографического творчества (технология фотопечати и компьютерная обработка) на занятиях фотообъединения с детьми мла...
Общеобразовательная программа Объединения «Картингист - конструктор»
Данная программа является модифицированной и предусматривает дополнительное обучение по развитию технического интереса у детей младшего и среднего возраста.Картинг – один из самых популярн...
Общеобразовательная программа объединения: «Начальное техническое моделирование»
Настоящая программа предлагает использовать интеграционные основы на занятиях начально-технического моделирования, дает возможность обучающемуся в объединении сделать осознанный выбор...
Общеобразовательная программа Объединения: «Оригами»
Оригами имеет многовековые традиции. Во второй половине прошлоговека оно получило новый импульс в своем развитии и сейчас очень бурно ...
Общеобразовательная программа объединения Экология и Я
В настоящее время в связи с обострением глобального экологического кризиса встает проблема экологического образования как процесса, направленного не только на приобретение системы экологических знаний...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Авиамоделирование"
Особое место в системе дополнительного образования занимает техническое творчество – один из наиболее сложных и специфических видов человеческой деятельности. Именно технологическое знание спосо...