Общеобразовательная программа объединения Экология и Я
рабочая программа по экологии (9 класс)

В настоящее время в связи с обострением глобального экологического кризиса встает проблема экологического образования как процесса, направленного не только на приобретение системы экологических знаний, но и на формирование экологического мышления, развитие экологической культуры.

Необходимость формирования ключевых компетентностей учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Заслушана

на педагогическом совете

МБУ ДО «ЦРТДиЮ»

«___»__________2019 год

Протокол №____________

                   Утверждаю

Директор МБУ ДО «ЦРТДиЮ»

_______________Л.Н. Дорохина

«___»______________   2019 год

                                                                   

Общеобразовательная программа

___________________________

объединения

«Экология и Я»

Возраст:   13 -16 лет

Срок реализации программы:  1 год

Автор – составитель:

Естремская Надежда Владимировна

педагог дополнительного образования

Каменск-Шахтинский

2019 г.

ПАСПОРТ

дополнительной общеобразовательной программы

Название ДОП

«Экология и Я»

Сведения об авторе

ФИО: Естремская Надежда Владимировна

Место работы: МБОУ СОШ №8

Адрес образовательной организации:

ул. Больничная, д.10., мкр. Заводской,

г. Каменск-Шахтинский

Домашний адрес автора: ул. Больничная, д.4, кв.2., мкр. Заводской, г. Каменск-Шахтинский

Телефон служебный:

Телефон мобильный:89518239983

Должность: учитель

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат

Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)

  • Постановление правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 376 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования» на 2013-2020 годы".
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы".
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 223), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Материально-техническая база

Компьютер, проектор, экран, плакаты, микроскопы, микропрепараты.

Год разработки, редактирования

2019

Структура программы

Титульный лист.

Пояснительная записка

Учебно-тематический план                                         Содержание программы                                           Методическое сопровождение программы                                         Список литературы

Направленность

экологическая

Направление

экология

Возраст учащихся

12-16 лет

Срок реализации

1 год

Этапы реализации

I этап – организационный

II этап - формирующий

III этап - диагностический  

IV этап – заключительный

Новизна

В настоящее время в связи с обострением глобального экологического кризиса встает проблема экологического образования как процесса, направленного не только на приобретение системы экологических знаний, но и на формирование экологического мышления, развитие экологической культуры.

Актуальность

Необходимость формирования ключевых компетентностей учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Цель

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников. 

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- Что изучает экология;

- Примеры взаимодействия природы и человека;

- Права и обязанности  граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

- Правила поведения в природе;

-Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;

- Главные особенности природы своей местности;

-Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;

-Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;

-Меры предупреждения вредных воздействий  хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

- Понятие об экологическом кризисе;

- Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.

                 Учащиеся должны уметь:

-Анализировать теоретический материал о природе;

- Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

- Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;

- Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

- Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

- Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;

- Проводить подкормку птиц;

- Охранять растения и животных;

- Озеленять территорию школы;

- Выполнять исследовательские проекты.

Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные)

Коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах, 15 чел

Режим занятий

2 раза в неделю

Формы подведения итогов реализации

Тестирование; защита проектов; анкетирование обучающихся; организация выставок работ, учебно – исследовательские конференций, фотовыставок; публикации материалов на сайте,  выпуск листовок, стенгазет.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид программы и её уровень

Программа экологической направленности в системе дополнительного образования ориентирована на развитие интереса учащихся к изучению и охране природы, экологии, биологии и других наук о Земле, являясь основной частью непрерывного экологического образования. В настоящее время экологическое образование становится значимым в организации системы непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Особым фактором, обусловливающим специфику экологического образования в данном направлении, является организация целенаправленной практической деятельности, как непременного условия всей деятельности учреждений дополнительного образования в экологическом образовании, в какой бы форме оно ни организовывалось.

В настоящее время к образованному человеку предъявляются высокие требования. Соответствовать этим требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия объединения помогут ребятам  повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания учащихся в этой сфере,  сформировать экологическое мышление, развить экологическую культуру, способствуют  профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ОГЭ и ЕГЭ.

Важной целью предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

Программа объединения «Экология и Я»  рассчитана на 1 год обучения состоит из

5 блоков: экология окружающей среды, экология растений, экология животных, окружающая среда и человек, что посеешь, то пожнёшь.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают  не только изучение теоретического материала, они  также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся.

Вид программы и её уровень.  Авторская программа «Экология и Я» представлена в рамках дополнительного обучения и воспитания детей МБОУ СОШ №8, города Каменск-Шахтинского

  • Она направлена на удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей в области эколого – биологического образования;
  • Создание возможностей для творческого развития детей и приобщение детей к культурным ценностям;
  • Достижение  цели через практико -  ориентированный подход.

 Отличительные особенности программы                                                                                    Актуальность программы. В настоящее время в связи с обострением глобального экологического кризиса встает проблема экологического образования как процесса, направленного не только на приобретение системы экологических знаний, но и на формирование экологического мышления, развитие экологической культуры.

  • Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…
  • Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
  • Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы и допобразования, которые могут и должны воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 12-16 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность для формирования ключевых компетентностей учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

             В настоящее время в связи с обострением глобального экологического кризиса встает проблема экологического образования как процесса, направленного не только на приобретение системы экологических знаний, но и на формирование экологического мышления, развитие экологической культуры. 

Программа отличается содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. Программа «Экология и Я» имеет эколого-биологическую направленность и составлена на основании следующих документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014г. №1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проективному дополнительных общеразвивающих программ»).
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы".
  • Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 223), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2). Приложение к приказу минобразования Ростовской области от 01.03.2016 №115, п.6.7.3

Цель: формирование развитой личности учащихся путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

3. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

4. Развить умение проектирования своей деятельности;

5. Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

6. Способствовать развитию логического мышления, внимания;

7. Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

8. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

9. Продолжить развивать творческие способности;

10. Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;

11. Совершенствовать навыки коллективной работы;

12.  Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;

13.  Усиление контактов школьников с природой.

 Рабочая программа  ориентирована на использование учебника: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.  Экология. 10 (11) класс. – М.: Дрофа, 2011.

Адресат программы – Программа рассчитана на разновозрастную и разнополовую аудиторию детей от 12 до 16 лет,  на разный уровень подготовки со стойким интересом к природе.                                                                                                                                                          

Объем программы - дополнительная общеобразовательная программа «Экология и Я» рассчитана на 1 год. Основными этапами программы являются:                                                                  

I этап – организационный

1. Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.

Формулировка экологической проблемы.

2. Определение целей и задач экологической проблемы,

3. Планирование мероприятий по экологическому образованию учащихся.

4. Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.

II этап - формирующий                                                                                                                    1.  Содержание программы                                                                                                                                              

III этап -  заключительный

1. Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.                                2. Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.                             3. Оформление результатов.

Формы и методы организации образовательного процесса 

  • Форма обучения организации работы учащихся: коллективная; групповая; индивидуальная.

Уроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.

К классическим видам относятся:

  • лекции - изложение преподавателем предметной информации;
  • семинары и коллоквиумы - заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • дискуссии - постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения; конференции - совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • экскурсии, научные экспедиции - поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • туристические походы - выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;
  • обучающие игры - моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:

  • презентацию - публичное представление определенной темы или предмета;
  • защиту проекта - обоснование проделанной работы;
  • круглый стол - неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • мозговую атаку - коллективное решение нестандартных задач;
  • ролевые игры - предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
    Форма обучения организации работы учащихся: коллективная; групповая; индивидуальная.

Методы организации и осуществления учебной деятельности

Методы передачи информации: словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения, методы самостоятельной работы.

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский.

Виды занятий: практические,  лабораторные, работа с литературой,  деловая игра, мини-лекция, практическая работа, конкурс, эксперимент.

Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа;                                                                                              Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативности;

1. Понимать закономерности и взаимосвязи природных явлений, единство неживой и живой природы, о взаимодействие природы, общества и человека.

2. Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.

3. Развитие организаторских способностей учащихся.

4. Уметь оценивать состояние городской среды и местных экосистем.

5. Сформированность навыков самостоятельной работы с различными источниками информации 

Учащиеся должны знать:

- Что изучает экология;

- Примеры взаимодействия природы и человека;

- Права и обязанности  граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

- Правила поведения в природе;

-Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;

- Главные особенности природы своей местности;

-Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;

-Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;

-Меры предупреждения вредных воздействий  хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

- Понятие об экологическом кризисе;

- Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.

Учащиеся должны уметь:

-Анализировать прочитанное или услышанное о природе;

- Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

- Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;

- Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

- Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

- Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;

- Проводить подкормку птиц;

- Охранять растения и животных;

- Озеленять территорию школы;

- Выполнять исследовательские проекты.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Контроль качества реализации дополнительных общеобразовательных программ (промежуточная и итоговая аттестация, равно как и определение результативности образовательного процесса) осуществляется в ходе и по результатам участия обучающихся в рейтинговых мероприятиях различного уровня, а также по результатам тестов.                                         Этапы педагогического контроля:

№ п\п

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма подведения итогов

Сроки

1

2

3

4

5

Умение выполнять практические работы.

Навыки поведения в природе

Умение раскрывать экологические понятия

Знания редких и исчезающих видов животных и растений

Знание терминов, понятий.

Экскурсии, проекты

Составление правил

Тестирование

Викторина

Самостоятельная работа

В течение года

Во время экскурсий

По итогам изучения темы

В течение года

По мере необходимости

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровеньдостаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики контроля

Всего

Теория

Практика

Индивидуальные занятия и консультации

Введение

2

2

-

Беседа

1

Раздел I «Экология окружающей среды» (25ч)

1.1

Тема 

Что изучает наука экология?

2

2

-

Беседа

1.2

Тема 

Среды жизни

6

4

2

Лекция, практическая работа.

экскурсия

1.3

Тема Средообразующая деятельность живых организмов.

5

2

3

Лекция, практическая работа.

экскурсия, ролевая игра

1.4

Тема 

Экологические факторы.

6

2

4

Лекция, практическая работа.

экскурсия

1.5

Тема  

Влияние экологических факторов среды на организмы. 

4

1

3

Лекция,

экскурсия, фенологические наблюдения

тест

23

11

12

2

Раздел II «Экология растений» (27ч)

2.1

Тема

Особенности растений

2

2

-

Лекция

2.2

Тема

Свет в жизни растений.  Влияние света на рост и развитие растений.

5

2

3

Индивид. консультация

Беседа, практическая работа.

экскурсия

2.3

Тема

Экологические группы растений по отношению к воде

4

2

2

Лекция, практическая работа.

2.4

Тема

Экологические группы растений по отношению к теплу

4

2

2

Беседа экскурсия

2.5

Тема

Воздух в жизни организмов

4

2

2

Лекция, практическая работа.

2.6

Тема

Значение почвы в жизни растений.

4

3

1

Лекция, практическая работа.

тест

23

13

10

3

Раздел III « Экология животных» (26ч)

3.1

Тема

Основные признаки животных. Их значение в природе и жизни человека

2

2

-

Лекция,

3.2

Тема

Экологические группы по типу питания, видовое разнообразие и роль в природе

4

2

2

Индивид. консультация

Лекция, практическая работа

3.3

Тема

Экологические группы Беспозвоночных

10

8

2

Лекция, практическая работа.

3.4

Тема

Экологические группы Позвоночных

10

8

2

Лекция, практическая работа

тест

26

20

6

4

Раздел IⅤ «Окружающая среда и человек» (33ч)

4.1

Тема

Расы. Человека.                                                                                                                

2

1

1

Лекция

4.2

Тема

Жилище человека – его среда обитания                                                                                                                                                                

5

3

2

Лекция, практическая работа

4.3

Тема

Химическое загрязнение среды и здоровье человека.

4

2

2

Лекция, практическая работа

4.4

Тема

Биологические загрязнения и болезни человека.

4

2

2

Лекция, практическая работа

4.5

Тема

Питание и здоровье человека. 

6

3

3

Индивид. консультация

Лекция, практическая работа

4.6

Тема

 Погода и самочувствие человека

3

3

-

Лекция

4.7

Тема

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека

6

3

3

Индивид. консультация

Лекция, практическая работа

4.8

Тема

Здоровый образ жизни.

3

3

-

Лекция

тест

33

20

13

5

Раздел Ⅴ «Что посеешь, то пожнёшь» (34ч)

5.1

Тема

Экологические факторы.

2

2

-

Лекция

5.2

Тема

Экология города.

6

2

4

Лекция, практическая работа

5.3

Тема

Атмосфера.

5

3

2

Лекция, практическая работа, акция

5.4

Тема

Влияние транспорта на загрязнение воздуха

4

2

2

Индивид. консультация

Лекция, практическая работа

5.5

Тема

Загрязнение почвы.

7

2

5

Лекция, практическая работа

5.6

Тема

Загрязнение водоёмов

6

3

3

Лекция, практическая работа

5.7

Тема  

Путешествие по карте Ростовской области

4

2

2

Лекция, практическая работа

тест

34

16

18

Итого часов

144

83

61

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч)

Теория. Организационное занятие. Инструктажи по технике безопасности при работе в кабинете биологии, при выполнении лабораторных и практических работ.

Беседа о нормах и правилах поведения в природе и строгом их соблюдении. Обсуждение ситуаций, которые учат детей, верно, оценивать свои поступки и поступки окружающих. Диагностика интересов.

Раздел I «Экология окружающей среды» (25ч)

Тема 1.1 Что изучает наука экология? (2ч)

Теория. Что изучает наука экология (1ч) Знакомство с планом объединения. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Задачи экологии. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками.(1ч)

Тема 1.2 Среды жизни (8ч)

Теория. Среды жизни: наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная. Их характерные особенности и свойства. Ограничивающий фактор.(2ч)

Практические работы «Исследование почвы. Визуальная характеристика почвы, определение её вида». (2ч).  

«Исследование воды» (2ч). 

Экскурсия: Экскурсия в лес. Приспособление растений к совместному существованию. Деревья и кустарники. (2ч)

Тема 1.3 Средообразующая деятельность живых организмов (5ч)

Теория. Средообразующая деятельность живых организмов. (1ч)  

Ролевая игра «Следствие ведут знатоки» (2ч.)

Практическая работа Создание гербария. Работа с гербариями и живыми растениями (2ч)

Тема 1.4 Экологические факторы. (6ч)

Теория. Экологические факторы Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов (2 ч.)

Практические работы: Использование  гербария для определения по внешнему виду растения условий его произрастания (2ч.)

Сбор листьев разных пород деревьев с признаками повреждения и их гербаризация (2ч)

Тема 1.5 Влияние экологических факторов среды на организмы.(4ч)

Теория. Влияние экологических факторов среды на организмы. (1ч.)                                                                                                                                                        Экскурсия: Фенологические наблюдения природы. (3ч.)

Раздел II «Экология растений» (27ч)

Тема 2.1 Особенности растений (2ч)

Теория. Строение растений, их органы, функции. Значение растений в природе и жизни растений.

Тема 2.2 Свет в жизни растений.  Влияние света на рост и развитие растений.(6ч)

Теория. Свет в жизни растений. Фотосинтез. Влияние света на рост и развитие растений.(1ч) Экологические группы растений по отношению к свету. Листовая мозаика.

Влияние изменения условий освещения на растения. Фотопериодизм.(1ч)

Знакомство с определителями, справочной литературой, гербариями растений. Просмотр видеофрагментов. Проведение наблюдений и лабораторных работ.(1ч)

Практические работы (3ч)

Рассматривание под микроскопом листьев светолюбивых и тенелюбивых растений

Знакомство с растениями и животными (по гербариям и фотографиям) представителями разных экологических групп. Экологические группы растений по отношению к свету. Листовая мозаика.

Тема 2.3 Экологические группы растений по отношению к воде.(6ч)

Теория. (2ч) Вода в жизни живых организмов. Способы добычи воды, ее расходования и экономии. Группы растений по отношению к воде. Свойства воды. Вода – как среда обитания животных и растений. Особенности водной среды обитания. Приспособленность растений к жизни в воде.

Практические работы (4ч)

Особенности строения растений с разным отношением к влаге.

Приспособленность растений своей местности к условиям влажности.

Тема 2.4 Экологические группы растений по отношению к теплу (4ч)

Теория. Температура в жизни растений и животных. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Влияние тепла на рост и развитие растений. Представление о свойствах воздуха и его значении для жизнедеятельности окружающего мира Группы растений по отношению к температуре окружающей среды.

Тема 2.5 Воздух в жизни организмов (4 ч)

Теория. (2ч) Воздух в жизни растений и животных. Газовый состав воздуха. Особенности наземно-воздушной среды обитания. Ветер в жизни растений. Органы дыхания животных

Практическая работа: (2ч)

Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.

Ветер и форма растений. Собрать коллекцию семян растений, распространяемых ветром

Тема 2.6 Значение почвы в жизни растений (5ч)                                                                                            Теория. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Минеральное питание растений. Понятие об основных элементах минерального питания растений. Виды минеральных удобрений, их применение. Опасность избытка минеральных удобрений. (3ч)                                                                                                                                           Практическая работа: Изучение приспособлений растений к разным почвам.(2ч)

Раздел III « Экология животных» (24ч)

Тема 3.1 Основные признаки животных. (2ч)

Теория. Основные признаки животных. Их значение в природе и жизни человека. Экологические особенности животных (2ч)

Тема 3.2 Экологические группы по типу питания, типам взаимоотношений (3ч)

Теория. Экологические группы по типу питания, типам взаимоотношений, видовое разнообразие и роль в природе. Типы взаимоотношений животных: конкуренция, мутуализм, паразитизм.(1ч)

Практическая работа: Изучение типов взаимоотношений между животными(2ч)

Тема 3.3 Экологические группы Беспозвоночных животных (10ч)

Теория. (8ч) Особенности строения простейших, кишечнополостных, червей, моллюсков и членистоногих в связи с их средой обитания.

Экологические группы беспозвоночных, их строение в связи с приспособлением к среде обитания, видовое разнообразие и роль в природе.

Просмотр фильма ВВС о различных приспособлениях в дикой природе.

Практическая работа: (2ч) Изучение приспособлений к среде обитания у Беспозвоночных животных.

Тема 3.4 Экологические группы Позвоночных животных. (10ч)

Теория. (8ч) Экологические группы позвоночных животных, их строение в связи с приспособлением к среде обитания, видовое разнообразие и роль в природе.

Просмотр фильма ВВС о различных приспособлениях в дикой природе.

Экологические группы позвоночных, их строение в связи с приспособлением к среде обитания, видовое разнообразие и роль в природе. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Животных Ростовской области. Знакомство с видами, представляющими опасность для человека, обитающими в нашей местности.

Практическая работа: Изучение приспособлений к среде обитания у Позвоночных животных. (2ч)

Раздел IⅤ «Экология человека» (33ч)

Тема 4.1 Расы. Человека.  (2ч)                                                                                                              Теория. Приспособленность человека к жизни в разных климатических условиях.                                    Раса представляет собой исторически сложившуюся совокупность людей, имеющих общий физический тип (цвет кожи, структура и цвет волос, форма черепа и другое), происхождение которого связано с определенной географической областью                                                                       Тема 4.2   Жилище человека – его среда обитания. (5ч)                                                                                                                                                                                                                                                                           Теория. Жилище человека – его среда обитания, факторы жилых помещений. От чего зависит здоровье человека. Факторы риска. Представление о жилище как месте проживания человека; положительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека в современном городе; опасные ситуации в городе и в собственном доме; возникновения опасных ситуаций; соблюдения правил безопасного поведения в повседневной жизни. (3ч)                                                                                                              

Практическая работа: «Изучение отделочных, строительных материалов, посуды, бытовой техники и их влияние на организм человека» (2ч)                                                                                                              

Тема 4.3 Химическое загрязнение среды и здоровье человека.  (4ч)                                                                                                                                                      Теория. В природную среду в больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, в организм человека.  (2ч)                                                                                                              

Практическая работа:  «Выявление вредных химических веществ входящих в состав продуктов питания их влияние на здоровье человека» (2ч)                                                                                                                                                                                                                            Тема 4.4 Биологические загрязнения и болезни человека. (4ч)                                                                                                                                                                        Теория. Признаки паразитов, их приспособления. Болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Заболевания, которые они вызывают (2ч)                                                                                                              

Просмотр фильмы «Паразиты» (2ч)                                                                                                                                                                                                                                                                          Тема 4.5 Питание и здоровье человека. (6ч)                                                                                         Теория. (3ч) Правильное питание. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Как помочь самому себе.  В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов. Полноценное рациональное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития.       

Практические работы «Решение расчётных задач на энергетическую  ценность пищи» (2ч)  «Индекс массы тела и его расчеты»  (1ч)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 Тема 4.6 Погода и самочувствие человека.  (3ч)                                                                                              Теория. Практически никому и в голову не приходило связывать свою работоспособность, свое эмоциональное состояние и самочувствие с активностью Солнца, с фазами Луны, с магнитными бурями и другими космическими явлениями.                                                                                                          В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, прилив и отлив, зима и лето. Ритмичность наблюдается не только в движении Земли, Солнца, Луны и звезд, но и является неотъемлемым и универсальным свойством живой материи, свойством, проникающим во все жизненные явления - от молекулярного уровня до уровня целого организма.                                                              

Тема 4.7 Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.   (6 ч)                              Теория. (3ч)  Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надёжности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации. Ряд привычек, которые человек может начать приобретать ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредят здоровью.

Подготовка и проведение акции «Нет места вредным привычкам в нашей жизни» (3ч)                                              

Тема 4.8 Здоровый образ жизни. (3ч) 

Разумное чередование труда и отдыха — важный компонент здорового образа жизни. Ритмичное протекание физиологических процессов — это главное свойство живого организма. Биоритмы отдельных органов и систем взаимодействуют друг с другом и образуют упорядоченную систему ритмических процессов, организовывающих деятельность организма во времени. 

Раздел Ⅴ «Экология биосферы» (34ч)

Тема 5.1 Экологические факторы. (2ч)
Теория. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на живые организмы.

Антропогенный фактор. Эволюция воздействия человека на природу.

Тема 5.2 Экология города. (6ч)
Теория. От чего зависит экология города и сельской местности? Изучение источников загрязнения. Меры по улучшению экологической обстановки местности. (2ч)
Практические работы: «Выявление и устранение источников загрязнения» (2ч)
Влияние транспорта на загрязнение воздуха
.

«Определение степени загрязнённости воздуха около школы» (2ч)
Тема 5.3 Атмосфера.
(5ч)

Теория. Атмосфера, её состав, строение и значение. Озоновый слой атмосферы, его значение. (1ч) Шум как фактор загрязнения воздуха.  (1ч) Шум и его воздействие на человеческий организм. (1ч)

Практическая работа: «Изучение состояния атмосферы родного края» (2ч)

Тема 5.4 Влияние транспорта на загрязнение воздуха(4ч)

Выхлопные газы и выбросы вредных веществ в атмосферу и водоёмы. (2ч)

Практическая работа: «Выявление растительности выполняющую защитную функцию от автодороги» (2 ч)

Тема 5.5 Загрязнение почвы. (7ч)

Теория. Общая классификация бытовых отходов. Способы избавления от отходов. Основные направления решения проблемы бытовых отходов: сбор компонентов бытового мусора, рециклинг (повторное использование). Загрязнение почвы солями и другими реагентами. (1ч) Городские свалки и их влияние на экологию города и здоровье человека.                                                   Акция «Сделай Землю чище своими руками» (3ч)
Практическая работа
: изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых одной семьей за несколько дней. (2ч)
Тема 5.6 Загрязнение водоёмов (6ч)                                                                                                                Теория. (3ч) Гидросфера планеты. Вода как основа жизни и как сырье для народного хозяйства. Реки, озера, болота, водоемы и др. Охрана водных ресурсов. Растения и животные естественных и искусственных водоемов.                                                                                                                                             Аквариум - искусственная экосистема и его обитатели. Взаимосвязь растений и животных в аквариуме.                                                                                                                                            Растения местных водоемов и их изменения под влиянием внешней среды.                                  Охрана использования водных объектов. Закон об охране водных ресурсов.                        Экскурсия на реку Глубокая «Оценка состояния водоёма» (3ч)                                                                     Тема 5.7 Путешествие по карте Ростовской области (4ч)
Теория. Путешествие по карте области с целью изучения местонахождения памятников природы Ростовской области. Изучение научной литературы на эту тему. Подготовка сообщений.(2ч)
Практическая работа:
оформление карты с обозначением памятников природы Ростовскойской области. (2ч)

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Дидактические материалы

1. Демонстрационный материал (иллюстрации, гербарий, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);

2. Раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);

3. Модели, макеты.

Материально-техническое обеспечение

1. Компьютер

2. Медиапроектор

3. Экран переносной.

4. Оборудование микроскопы

5. Инструменты для проведения исследовательской деятельности: лупы настольные, микропрепараты «Зоология», «Анатомия»

Диагностические материалы


Тест «Экология окружающей среды»

Выберите один правильный ответ:

1.Какой абиотический фактор может привести к резкому сокращению численности популяции речного бобра?

1)         обильные дожди летом

2)         увеличение численности водных растений

3)         пересыхание водоема

4)         интенсивный отстрел животных

(правильный ответ : 3)

2. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?

1)         рубка деревьев

2)         отстрел волков и лисиц

3)         вытаптывание растений

4)         разведение костров

(Правильный ответ: 2)

3. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелетам?

1)         понижение температуры воздуха

2)         изменение продолжительности светового дня

3)         увеличение облачности

4)         изменение атмосферного давления

(правильный ответ:2)

4.Парниковый эффект может способствовать бурному развитию растений в биосфере, так как он ведет

1)         к накоплению в атмосфере кислорода

2)         к увеличению прозрачности атмосферы

3)         к увеличению плотности атмосферы

4)         к накоплению в атмосфере углекислого газа

(правильный ответ: 1)

5.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют

1)абиотическими

2) биотическими

3)экологическими

4) антропогенными

(правильный ответ:3)

6. К абиотическим факторам относят

1)   подрывание кабанами корней

2)   нашествие саранчи

3)   образование колоний птиц

4)   обильный снегопад

(правильный ответ:4)

7.Пищевые связи в экосистеме называются

1)   абиотическими

2)   антропогенными

3)   ограничивающими

4)   биотическими

(правильный ответ:4)

8.Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью человека, называют

1)   ограничивающими

2)   антропогенными

3)   биотическими

4)   абиотическими

(правильный ответ:2)

9.Какие факторы называют антропогенными?

1)   связанные с деятельностью человека

2)   абиотического характера

3)   биотического характера

4)   определяющие функционирование агроценозов

(правильный ответ:1)

10.К биотическим компонентам экосистемы относят

1)   газовый состав атмосферы

2)   состав и структуру почвы

3)   особенности климата и погоды

4)   продуцентов, консументов, редуцентов

(правильный ответ:4)

Выберите один правильный ответ

1. Условия среды обычно определяют как:

1.    экологические факторы, оказывающие влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ;

2.    перемены в средообразующих компонентах или их сочетаниях, имеющие колебательный характер с восстановлением прежних условий жизни;

3.    степень соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов;

4.    баланс естественных или измененных человеком средообразующих компонентов и природных процессов;

5.    сложение природных и антропогенных факторов, создающее в сумме новые экологические условия обитания организмов и биотических сообществ.

(правильный ответ:1)

2. Какое определение соответствует понятию «абиотические факторы среды»:

1.    компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно действующие на живые организмы;

2.    природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях;

3.    перемена в средообразующих компонентах или их сочетаниях, которая не может быть компенсирована в ходе природных восстановительных процессов;

4.    факторы, оказывающие как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы;

5.    взаимосвязи между видами, при которых организмы одного вида живут за счет питательных веществ других видов.

(правильный ответ:1)

3. Биотические факторы среды – это:

1.    совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;

2.    физиолого-экологическая адаптация организмов, обеспечивающая высокий уровень обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период зимней спячки;

3.    соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности;

4.    экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность и жизнедеятельность организмов.

5.    силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов.

(правильный ответ:1)

4. Антропогенные факторы — это:

1.    формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов;

2.    совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;

3.    совокупность естественно-природных особенностей существования организмов и антропогенных воздействий;

4.    группа факторов, связанных как с прямым, так и опосредованным влиянием живых организмов на среду;

5.    факторы, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период зимней спячки.

(правильный ответ:1)

5. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:

1.    абиотического;

2.    биотического;

3.    антропогенного;

4.    вообще не экологического;

5.    гидробионтного.

(правильный ответ:3)

В 4. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) биотические

Б) абиотические

ХАРАКТЕРИСТИКА

1)            постоянство газового состава атмосферы                                          

2)            изменение толщины озонового экрана

3)            изменение влажности воздуха                                                   

4)            изменение численности консументов

5)            изменение численности продуцентов

6)            увеличение численности паразитов

(правильный ответ:А-4,5,6.  Б-1,2,3.)

В 6. Установите в какой последовательности располагаются уровни организации живого:

А) биоценотический

Б) видовой

В) популяционный

Г) биогеоценотический

Д) организменный

Е) биосферный

(правильный ответ:Д,Б,В,А,Г,Е.)

Тест «Экология растений»

1. (выберите один вариант ответа)

Обмен химических  элементов между живыми организмами и неорганической средой, различные стадии которого происходят внутри экосистемы, называют…

1) круговоротом кислорода

2) круговоротом энергии

3) круговоротом воды

4) круговоротом веществ

2. (выберите один вариант ответа)

Функция живого вещества, связанная с поглощением солнечной энергии в процессе фотосинтеза и последующей передачей её по пищевым цепям, называется….

1) деструктивной

2) концентрационной

3) транспортной

4) энергетической

3. (выберите один вариант ответа)

Продукты жизнедеятельности живых организмов называют веществом:

1) косным

2) биокосным

3) живым

4) биогенным

4. (выберите один вариант ответа)

Организмы совместно с абиотическими процессами участвуют в образовании ____________ вещества биосферы.

1) биокосного

2) биогенного

3) космического

4) косного

5.  (выберите один вариант ответа)

К энергетическому ресурсу, образующемуся в процессе круговорота углерода в биосфере, относится….

1) известняк

2) мел

3) апатиты

4) нефть

6. (выберите один вариант ответа)

Любой элемент среды, способный оказывать прямое влияние на живые организмы  хотя бы на протяжении одной из фаз их индивидуального развития, называется экологическим…

1) ареалом

2) веществом

2) фактором

4) процессом

7. (выберите один вариант ответа)

В процессе круговорота кислорода его образование  происходит за счёт…

1) фотосинтеза

2) озонового слоя

3) дыхания и разложения

4) окисления

5) оборотного водоснабжения

8. (выберите один вариант ответа)

Первичную продукцию в экосистемах образуют…

1) детритофаги

2) редуценты

3) консументы

4) продуценты

9. (выберите один вариант ответа)

Зелёные растения, цианобактерии и пурпурные бактерии являются…

1) редуцентами

2) продуцентами

2) консументами 1-го порядка

4) консументами 2-го порядка

10. (выберите один вариант ответа)

Пастбищная и детритная пищевые цепи…

1) переплетаются

2) связаны на определенном трофическом уровне

3) изолированы

4) не могут существовать в одной экосистеме

11. (выберите один вариант ответа)

В соответствии с первым законом термодинамики растения превращают солнечную энергию в химическую энергию в процессе….

роста

водообмена

фотосинтеза

дыхания

12. (выберите один вариант ответа)

Перемещение химических элементов и их соединений от продуцентов к редуцентам называется потоком…

1) материи

2) информации

3) вещества

4) энергии

13. (выберите один вариант ответа)

Трофические цепи, которые начинаются с  фотосинтезирующих организмов, называются…

1) детритными цепями

2) гетеротрофитными цепями

3) цепями разложения

4) пастбищными цепями

14. (выберите один вариант ответа)

Наибольшая экологическая эффективность передачи энергии в пищевой пирамиде наблюдается между трофическими уровнями…

1) продуцентов и фитофагов

2) продуцентов и редуцентов

3) консументов и редуцентов

4) фитофагов и зоофагов

15. (выберите один вариант ответа)

Формирование флоры и фауны на территории поднявшегося в океане острова является примером _______________ сукцессии.

1) вторичной

2) водной

3) островной

4) первичной

16. (выберите один вариант ответа)

Доминантами сообщества называют виды…

1) характерные для данного биоценоза

2) содержащиеся в минимальном количестве

3) преобладающие в сообществе

4) сохраняющиеся при смене биоценоза

17. (выберите один вариант ответа)

Взаимодействие бобовых растений и клубеньковых бактерий является примером…

1) симбиоза

2) хищничества

3)паразитизма

4) конкуренции

18. (выберите один вариант ответа)

При формировании ярусности в лесном сообществе лимитирующим фактором является…

ТЕСТ «АНТРОПОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ БИОСФЕРЫ»

1. В наиболее общем виде загрязнение окружающей среды это:

А) внесение в окружающую среду не свойственных ей химических компонентов;

Б) захоронение радиоактивных отходов;

В) все, что выводит экологические системы из равновесия, отличается от нормы, обычно (многолетне) наблюдаемой и (или) желательной для человека;

Г) внесение в экосистемы несвойственных им биологических видов

2. Закончите фразу «Виды загрязнения принято подразделять на …».

3. Что такое ресурсный цикл?

А) совокупность превращений и пространственных перемещений определенного вещества происходящих на всех этапа использования его человеком;

Б) совокупность превращений и пространственное перемещение топливно-энергетических ресурсов.

4. Основными антропогенными источниками диоксида углерода (СО2) являются:

1) сжигание ископаемого топлива;

2) рисовые плантации;

3) производство удобрений;

4) вырубка лесов;

5) гниение на свалках;

6) утечки при добычи и транспортировке ископаемых видов топлива.

5. Основными источниками антропогенного загрязнения воздуха являются:

А) транспорт;

Б) пищевая промышленность;

В) энергетика;

Г) химия и нефтехимия;

Д) легкая промышленность;

Е) черная и цветная металлургия.

6. Загрязнение парниковыми газами является:

1) глобальным загрязнением;

2) локальным загрязнением;

3) региональным загрязнением

7. Перечислите основные ингредиенты загрязнения атмосферы:

А) оксид углерода (CO);

Б) оксиды железа (Fe2O3);

В) оксиды азота (NOx);

Г) оксиды серы (SO2);

Д) углеводороды (CnHm);

Е) оксид кальция (CaO);

Ж) взвешенные частицы (пыль).

8. Верно ли утверждение, что в результате антропогенного воздействия на атмосферу происходит также загрязнение литосферы и гидросферы?

А) Верно;

Б) Неверно;

В) Частично верно. Происходит загрязнение атмосферы и гидросферы, литосфера от загрязнения атмосферы не страдает.

9. За счет увеличения концентрации, какого газа происходит нагрев нижних слоев атмосферы и поверхности Земли?

А) метан;

Б) озон;

В) диоксид углерода;

Г) гемооксид азота.

10. Озон образуется в основном в:

А) тропосфере;

Б) стратосфере;

В) мезосфере;

Г) ионосфере;

Д) магнитосфере.

11. Влияет ли увеличение количества ультрафиолетового излучения Солнца на число раковых заболеваний кожи у людей и животных?

А) Да, количество заболеваний раком кожи у людей и животных уменьшается;

Б) Да, количество заболеваний раком кожи у людей и животных увеличивается;

В) Нет, количество заболеваний раком кожи у людей и животных фактически остается неизменным.

12. Какие негативные последствия имеют нарушения технологии использования удобрений:

1) нарушение круговорота питательных веществ и снижение плодородия почвы;

2) попадание элементов удобрений в грунтовые воды и поверхностные водоемы;

3) усиление ветровой и водной эрозии почв;

4) способствует разрушению озонового слоя, в результате проникновения в стратосферу оксидов азота.

13. Верно ли утверждение, что к образованию отходов, рассеивающихся в окружающей среде и меняющих диапазон естественных колебаний экологических факторов, приводит любая хозяйственная деятельность?

А) Неверно;

Б) Верно;

В) Верно частично, существуют такие виды деятельности, при которых отходы не образуются.

14. Верно ли утверждение, что шум является для человека общебиологическим раздражителем, влияющим, в определенных условиях, на все органы и системы организма:

А) Верно;

Б) Неверно;

В) Частично верно. Шум из всех систем организма человека влияет только на слух.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для детей и родителей:

1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. – М.: Ао МДС, 1996.

2. Астанин Л.П., Благосклонов К.Н. Охрана природы. – М.: Колос, 1984.

3. Гагдисин Д.Т. и др. Экология и здоровье. – М.: Знание, 1985.

4. Горшков В.Г. Экология человека. – Л.: 1984.

5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М.: Школа – Пресс, 1996.

6. Зверев А.Т. Экология: учеб. для 10 – 11 кл. – М.: ОНИКС 21 век, 2004.Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидоров А.П. Экология. 9 кл: учеб. доя общеобразов. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997

7. Учебник: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.  Экология. 10 (11) класс. – М.: Дрофа,  

 2011.

Для педагога:

1. Внеурочная работа по охране природы в общеобразовательной школе: Пособие для учителей / В.А.Ананьев, Т.В. Внаровская, Н.Н. Дамаскина и др. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. Кн. 1. 213 с. Библиогр.: с. 208-211.

2. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Academia, 2001. – 296 с.  3. Алексеев С.В., Баккер А.М. Изучаем экологию экспериментально: практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. – СПб., 1993.

4. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. – М.: Ао МДС, 1996.

5. Астанин Л.П., Благосклонов К.Н. Охрана природы. – М.: Колос, 1984.

6. Гагдисин Д.Т. и др. Экология и здоровье. – М.: Знание, 1985.

7. Горшков В.Г. Экология человека. – Л.: 1984.

8. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М.: Школа – Пресс, 1996.

9. Зверев А.Т. Экология: учеб. для 10 – 11 кл. – М.: ОНИКС 21 век, 2004.

10. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидоров А.П. Экология. 9 кл: учеб. доя общеобразов. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997.

11. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. – М.: Наука, 1982.

12. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеобразовательная программа объединения «Сокол» (Авиамоделирование)

Авиамодельное объединение относятся к спортивно-техническому моделизму. В нем в течение 5 лет занимаются, как правило, школьники 5 – 11 классов. Каждый из учащихся первого - пятого года обучения ...

Общеобразовательная программа объединения «Объектив»

Настоящая программа предлагает возможность использования  современных методов фотографического творчества (технология фотопечати и компьютерная обработка) на занятиях фотообъединения с детьми мла...

Общеобразовательная программа Объединения «Картингист - конструктор»

Данная программа является модифицированной и предусматривает дополнительное обучение  по развитию технического интереса  у детей младшего и среднего возраста.Картинг – один из самых популярн...

Общеобразовательная программа объединения: «Начальное техническое моделирование»

Настоящая программа предлагает использовать  интеграционные основы на занятиях начально-технического моделирования,  дает возможность обучающемуся в объединении сделать осознанный выбор...

Общеобразовательная программа Объединения: «Оригами»

Оригами имеет многовековые традиции. Во второй половине прошлоговека  оно  получило  новый  импульс  в  своем  развитии  и  сейчас  очень  бурно ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы экологии"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы экологии" разработана для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений и системы естественнонаучного дополнительн...