Интеллектуальная эколого- биологическая игра: «Мир природы»
занимательные факты на тему

Караульная Татьяна Фёдоровна

В игре принимают участие 2 команды  по 5 человек, которые     получают задание: составить для команды соперников по 4 вопроса о животных: обитателях земли, воды, воздуха.

Перед началом игры разыгрывается право первого хода.  Его получит та команда, которая даст первый правильный ответ 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_mir_prirody.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная эколого- биологическая игра: «Мир природы»

Педагог: Караульная Татьяна Федоровна.

Цели:

Образовательные:

Расширять знания учащихся о живой природе ;

 Повторить правила поведения в лесу.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к  предметам биологии и экологии ;

Развивать память, внимание, сообразительность

любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать  бережное отношение  к природе, охранять и беречь

ее;

Учить сотрудничать  ребят при работе в группе для проявления творческих способностей;

Место проведения:  учебный кабинет

Форма проведения: групповая.

Дата проведения: 11.11.2011г

Участники мероприятия:  обучающиеся 5-6 классов, 20-25 человек.

Оформление кабинета:

- тематические газеты о животных: обитателях земли, воды, воздуха.

Оборудование: черный ящик, карточки, жетоны разных цветов.

 Правила проведения игры:

         1.В игре принимают участие 2 команды  по 5 человек, которые     получают задание: составить для команды соперников по 4 вопроса о животных: обитателях земли, воды, воздуха.

2.Перед началом игры разыгрывается право первого хода.  Его получит та команда, которая даст первый правильный ответ

3. На обдумывание ответа отводится 30 секунд;

4...За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

5. .Подведение итогов. Награждение победителей.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности команд к игре.
  2. Основная часть:

Ведущий:  Здравствуйте, ребята, юные знатоки природы!  Я предлагаю сегодня поиграть в  познавательную игру «Мир природы». Эта игра для тех, кто хочет больше узнать о животных и растениях, которые нас окружают. В игре принимает участие две команды. За каждый правильный ответ  вы получаете баллы. Победит та команда, у которой больше баллов. Первой в гейме «Знакомство» выступает та команда, которая ответит на первый вопрос.

Вы готовы? Удачи вам!  

Ведущий:

Какие растения называют барометрами чистоты воздуха? (лишайники)

Гейм первый. «Знакомство»

Капитан  представляет игроков и название команды.

(Жюри оценивает соответствие названия и девиза  команды с эколого- биологической направленностью игры)

Какая птица нашей  местности самая большая? (Дрофа).

Гейм второй «Блиц- вопросы».

Отвечаем быстро!

1.Кто на себе домик носит? (улитка)

2. Не птичка, а с крыльями?  (бабочка)

3.У какого зверя  куст на голове? (лось)

4.Перечислите  хвойные деревья? (сосна, ель, кедр, лиственница, пихта.)

5.Какие  животные  впадают в спячку? (барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)

6.Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

7.Какую птицу называют лесным доктором?  (дятла)

8.Какое животное называют кораблем пустыни? (верблюд)

9.Без чего не сможет расти растение?  (тепло, свет, вода)

10.Почему осину называют спичечной королевой?   (из осины изготавливают спички)

11.Какое дерево единственное в мире имеет белую кору?  (береза)

12.Как называются молодые березки?  (березняк)

13.Что теряет лось каждую зиму?  (рога)

14.Какое животное живет всегда под землей?  (крот)

15.Самая маленькая птица наших лесов?  (королек)

16.Домик, построенный без топора?   (гнездо)

17. Название  какого ядовитого растения леса связано с названием птицы?  (вороний глаз)

Гейм третий  «Жалоба».

      Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного, определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба, лягушка)   

 (Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — и они исчезнут)

Жалоба 2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)

Жалоба 3

       «Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?» (Сова, рисунок совы). 

 Сова с 1946г находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 4

Люди рвут меня в лечебных целях, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди в мою честь складывали легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным цветком. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите. А людям все равно! Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу! (Ландыш).

      Жалоба №5

        "Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться".

- Кто это? (Это комары.)

 Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы.

Гейм четвертый "В подводном царстве." Сложи названия рыб – перевертыши.

1) Знаас      (сазан)

2) укащ       ( щука)

3) раська      (карась)

4) парк          (карп)

5) куала         ( акула)

6) лимна         (налим)

Гейм пятый. «Игра в прятки»

В каждом приведенном выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Время на задание ограничено.

1.Мы пойдем по тропинке мимо забора, а вы Пьер? ( Мимоза, выпь).

2.Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и  дома.  (Ирис, пеночка).

3.Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (Ромашка, сорока).

 4.А задачки-то хороши. Повникай, повникай - это тебе не шуточки. ( Шиповник, уточки).

6.Ты сегодня кто?- Я сегодня шпион. - Пароль?-  У-два, ракушка. (Пион, варакушка)

5.Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (Роза, иволга).

Гейм шестой. «Ты – мне, я тебе»

Каждая команда должна заранее приготовить четыре вопроса для соперников. На размышление -20 секунд. Организаторы игры (жюри) выбирают наиболее интересный вопрос. За каждый правильный ответ- один балл.

3.Подведение итогов. Награждение победителей. (Пока жюри подводит итоги предлагается игра «Черный ящик». Узнать, что находится в Черном ящике, кратко  ведущий описывает растение).

Ведущий: Дорогие ребята, спасибо за участие.  Поздравляем  победителей  и в  завершении хочется напомнить правила поведения в лесу.

Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только,  чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются  зверюшки,  убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам - не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовить для их кормушки.
И тогда любой зверек - будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба - скажет: "Ты - мой друг! Спасибо!"

Ведущий: От того каким будет лес, какой будет окружающая нас природа зависит только от нас, людей, живущих  на этой Земле.

Литературные источники:

     1.Алексеев В.А. 300 вопросов о животных. - Ярославль: Академия        развития, 2006.

  1. В.В. Балабанова, Т.А.Максимцева «Предметные недели в школе : Биология, экология, здоровый образ жизни», 2005
  2. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 кл.- 2-е изд, перераб.-М: Просвещение, 1986.
  3. Рахманов А.И. «Птицы — наши друзья» М, изд «Росагропромиздат», 2005
  4. Рекомендации организаторам экологических игр, - М: ГОУ ДОД ФЦР ДОД, 2005
  5. .В.Рохлов , А.Теремов, Р. Петросова «Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей» - М: АСТ-ПРЕСС,2006.
  6. Л. В. Сорокина Край родной: Сценарии о живой природе.-М: ТЦ «Сфера», 2001. (Серия «Праздник в школе»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Длительная досуговая программа эколого-биологической направленности для учащихся 9-11 классов "Саммит природы"

Программа носит конкурсный характер и рассчитана на участие 4-6 команд и их руководителей....

Географо-биологическая игра "Знатоки природы"

Игра для учащихся 6 классов, проводилась на район....

Конспект занятия из цикла "Погружение в природу" по эколого-биологическому образованию младших школьников : «Растения в экологии города».

Когда мы говорим о городе, то прежде всего представляем себе здания и магистрали, промышленные предприятия и культурные учреждения, жителей и их занятия.В последнее время все чаще упоминаем городскую ...

методическая разработка Эколого-краеведческая игра путешествие"Природа нашего края"

В методической разработки  представлен  материал по блоку программы «Природа нашего края». Форма подачи материала - игра-путешествие, позволяющая  вовлечь учащихся в эколого...

Планирование занятий по эколого-биологическому образованию младших школьников «Погружение в природу». Тема: «Как животные служат людям»

Животные  с давних времён живут рядом снами. Приручение и одомашнивание диких животных началось с глубокой древности и продолжается до сих пор. Домашними называют животных, которые дают продукцию...

игра «ЭКОША» эколого-биологического направления

Игра направлена на  формирование у учащихся экологической культуры, приобщение к познавательной и исследовательской деятельности в области изучения экологического состояния района;стимулирования...

ЭКОЛОГО – МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!» (6класс)

БЕРЕГИ ПРИРОДУ!РОДИНА И ПРИРОДА – НЕРАЗДЕЛИМЫ.И ЭТО НЕ СЛУЧАЙНО,                      ...