Конспект занятия из цикла "Погружение в природу" по эколого-биологическому образованию младших школьников : «Растения в экологии города».
план-конспект на тему

Новикова Наталья Владимировна 2

Когда мы говорим о городе, то прежде всего представляем себе здания и магистрали, промышленные предприятия и культурные учреждения, жителей и их занятия.

В последнее время все чаще упоминаем городскую экологическую среду. Но есть и еще одна составляющая той сложной системы, которую представляет собой город,- это городская природа, и в первую очередь наиболее зримая её часть - растительный мир, принимающий самые разные обличия: парки и уличные посадки, растения - случайные поселенцы на обочинах дорог, парапетах набережных и даже крышах; декоративные цветочные культуры; уличные сорняки; комнатные растения; а на окраинах- пустыри и огородные грядки. Встречаются в городах и остатки"дикой"растительности - последние клочки лесов и лугов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_zanyatiya_rasteniya_v_ekologii_goroda.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 из цикла "Погружение в природу"

по эколого-биологическому образованию младших школьников.

Когда мы говорим о городе, то прежде всего представляем себе здания и магистрали, промышленные предприятия и культурные учреждения, жителей и их занятия.

В последнее время все чаще упоминаем городскую экологическую среду. Но есть и еще одна составляющая той сложной системы, которую представляет собой город,- это городская природа, и в первую очередь наиболее зримая её часть - растительный мир, принимающий самые разные обличия: парки и уличные посадки, растения - случайные поселенцы на обочинах дорог, парапетах набережных и даже крышах; декоративные цветочные культуры; уличные сорняки; комнатные растения; а на окраинах- пустыри и огородные грядки. Встречаются в городах и остатки"дикой"растительности - последние клочки лесов и лугов.

С самых  разных точек зрения растения в городе - желанные соседи и сообитатели человека. Знакомство с их составом и разнообразием, условиями жизни и особенностями жизнедеятельности  - необходимое звено в экологическом образовании жителей городов.

План-конспект занятия.

Тема: «Растения в экологии города».

Автор: Новикова Н.В.,

педагог дополнительного образования СПб ГБПОУ "Садово-архитектурный колледж"

Время проведения: май уч. года.

Цель: обобщение и углубление представлений о значении растений в городе.

Задачи:

1.Развитие наблюдательности, интереса к городским растениям.

2. Формирование    умений устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений, творчески использовать имеющийся запас знаний.

4. Воспитание бережного отношения к миру природы.

Тип занятия: обобщающее, т.к. обобщает и углубляет знания по окружающему миру школьного курса.

Вид занятия: беседа, игра.

План проведения занятия.

1. Организационный момент.

2. Значение городских растений для человека.

3. Растения и городская среда.

4. Состав городской флоры.

5. Растения в городах будущего.

6. Мини-экскурсия в дендропарк.

Когда мы говорим о городе, то прежде всего представляем себе здания и магистрали, промышленные предприятия и культурные учреждения, жителей и их занятия.

В последнее время все чаще упоминаем городскую экологическую среду. Но есть и еще одна составляющая той сложной системы, которую представляет собой город,- это городская природа, и в первую очередь наиболее зримая её часть - растительный мир, принимающий самые разные обличия: парки и уличные посадки, растения - случайные поселенцы на обочинах дорог, парапетах набережных и даже крышах; декоративные цветочные культуры; уличные сорняки; комнатные растения; а на окраинах- пустыри и огородные грядки. Встречаются в городах и остатки"дикой"растительности - последние клочки лесов и лугов.

Среди лесов на приневской низине преобладали хвойные, чаще всего ельники(из ели европейской) с напочвенным покровом из обычных спутников ели - зелёных мхов, черники, кислицы, майника , седмичника и т.д. На более возвышенных и песчаных местах  селились сосняки или елово-сосновые леса. Леса чередовались с болотами.

2. Значение городских растений для человека.

2.1. Зелёные насаждения смягчают летнюю жару и сухость.

В крупных городах температура воздуха в скверах и на бульварах в среднем на 1,5-3градуса, а относительная влажность воздуха на 5-8% ниже, чем на открытых площадках. В городских парках и лесопарках это различие доходит до 6.5-7 градусов Цельсия и до 10-13% (разница температуры в 2,53 градуса уже очень ощутима для человека).  

2.2. Зелёные растения снижают городской шум.

На улицах с плотными посадками вдоль тротуаров жители ощущают шум примерно в 10 раз слабее, чем на неозеленённых  улицах  такой же интенсивностью движения. Для этих целей лучшими являются из хвойных растений ель, пихта, сосна, из лиственных - липа мелколистная, ильм  (вяз), спирея (Литвинова, Левон, 1986). 

2.3. Зеленые растения поглощают из воздуха пыль и разнообразные химические загрязнения.

По расчетам ученых, растительность связывает 50-60% токсичных газов, в то время как атмосферная влага - 5-20%, почва - 8-10%, водоёмы и животные - менее 5%.. Особенно хорошо задерживают пыль листья вяза, рябины, калины обыкновенной, розы морщинистой, черемухи, некоторых видов боярышника, а также растения с листьями, выделяющими клейкие вещества: сирень обыкновенная, арония черноплодная и др. (Литвинова, Левон, 1986). Летом зеленые насаждения задерживают до 86% пыли (деревья вяза - в 6 раз больше, чем тополя). Очищающее действие хвойных пород еще более существенно, чем лиственных. Так, на единицу массы хвои оседает в 1,5 раза больше пыли, чем на единицу массы листьев 

2.4. Городская растителньость способствует ионизации воздуха, благотворной для человека. 

Это прежде всего хвойные растения – ряд видов сосны, лиственница сибирская, ель сибирская (ее можно использовать только для посадки в парковых массивах), можжевельник сибирский; из лиственных растений – виды березы, дуб северный, клен серебристый и красный, ива белая и шелюга (ива остролистная), рябина обыкновенная, сирень и другие, т.е. такие растения можно найти как среди местных видов, так и интродуцентов.

Многие древесные и кустарниковые породы выделяют летучие органические вещества - фитонциды, в несколько раз  снижающие содержание микроорганизмов в воздухе.

Это почти все хвойные растения: лиственница, сосна, ель, пихта, можжевельник, и многие лиственные - береза (в большой степени), тополь, клен, белая акация, груша, липа, орех, рябина обыкновенная, черемуха, яблоня, калина, сирень, карагана, смородина черная, барбарис обыкновенный, спирея, ясень цветочный, снежноягодник, арония черноплодная, лох серебристый, буддлея и др.Но не менее, чем эта санитарно-гигиеническая  роль важно, что дают растения горожанам для души.

2.5. Психологическое и эмоциональное воздействие растений  на жителей городов. Возможность отдохнуть в зелёном уголке - городском сквере, полюбоваться ярким цветником или просто деревом под своим окном - всё это способствует улучшению качества жизни горожанина, повышению его устойчивости к городским нагрузкам и стрессам.

2.6. Эстетическое воздействие растений на человека.

В урбанизированной, искаженной среде красота особенно драгоценна.

2.7. Незаменимая роль растений - поглощение углекислого газа и снабжение экосистемы кислородом. Конечно, такого "собственного кислорода" городам, особенно крупным, не хватает. Поэтому при определении мероприятий по улучшению городской среды экологи на одно из  первых мест ставят увеличение площади зелёных насаждений.

Таким образом, с самых  разных точек зрения растения в городе - желанные соседи и сообитатели человека. Знакомство с их составом и разнообразием, условиями жизни и особенностями жизнедеятельности  - необходимое звено в экологическом образовании жителей городов.

3. Растения и городская среда.

Рассматривая городской растительный мир с точки зрения его пользы для человека, мы редко  задумываемся: а как живётся самим растениям рядом с нами, в городских условиях?

Свет- для растения "вопрос жизни и смерти".В городах условия освещенности в большой степени зависят от состояния городской атмосферы. Запылённость и задымлённость воздуха снижают поступление солнечного радиации в среднем на 10-20%. нередко растения испытывают прямое затенение в о дворах -колодцах и т.п.- сосвсем как в узких горных ущельях. В городах меняется спектральный состав света: уменьшается доля лучей, наиболее важных для фотосинтеза.

Почвенно-грунтовые условия.

Для растений почва- экологический фактор первостепенной важности: это и опорный субстрат, и источник питательных веществ и воды. В городе почвы далеки по свойствам от природных- насыпные, перемешанные, с массой посторонних примесей( камней, битого кирпича, цемента и прочего строительного мусора). Городские почвы часто загрязнены различными химическими примесями, вдоль дорожек- повар. солью. Растения в городе нередко сидят на "голодном пайке".

Асфальтовое и плиточное покрытие затрудняют водное питание растений. Большая часть влаги не попадает в почву, а стекает в канализ. систему и для растений оказывается потерянной. В городах пониженная влажность воздуха- городские растения могут испытывать настоящую засуху.

Города представляют "островки тепла"среди окружающих территорий. На асфальтированных и замощенных участка сильно нагреваются верхние слои почвы( в жаркие дни до 30-40градусов), что может быть губительно для корней летом. А зимой почвы в городе,  не  защищенные растительными остатками и снегом, охлаждаются  до- 11-13 градусов и ниже. Это грозит уже промерзанию корней. Под асфальтом корни лишены и нормального воздушного питания.

Городской воздух содержит различные примеси-загрязнители: дым, пыль, выбросы пром. предприятий, выхлопные газы автомобилей и т. д. Растения более чувствительны к вредоносным загрязнениям, чем люди и животные.

В городе растения лишены привычных соседей: деревья и кустарники на улицах растут в рядовых посадках, а в скверах, во дворах и в парках - в составе малых групп и ещё чаще - совсем изолированно. Они остаются без защитного влияния сообществ, один на один с окружающей средой.

Общий результат влияния городских условий на растения  - заметное снижение продолжительности жизни. В лесах липа доживает до 300-400 лет, ясень - до 200- 300 лет, то в городских парках соответственно до 125 и 150, на улицах - всего до 50-80 и 40-50.

Один немецкий лесовод в статье "О борьбе городского дерева за жизнь писал, что в таких жестких условиях вообще следовало бы - из милосердия - отказаться от деревьев, да не может человек без них обойтись.

Некоторые деревья и кустарники неплохо переносят городские условия: ель колючая, клён американский, тополь канадский, кизильник блестящий. среди травянистых растений: одуванчик, полынь-чернобыльник, лапчатка гусиная, мятлик однолетний.

  1. К древесным растениям, устойчивым в условиях промышленного города, относятся также следующие виды: бузина сибирская, барбарис обыкновенный темно-пурпуровый, вяз приземистый, калина обыкновенная, бересклет священный, боярышник, вишня обыкновенная, жимолость каприфоль и Маака, ива ломкая и волчниковая, клен приречный и остролистный Шведлера, смородина альпийская, золотистая и черная, слива растопыренная, спирея Дугласа, дубровколистная, японская и иволистная, роза собачья, сирень обыкновенная и венгерская, тополь белый, черный и берлинский, черемуха пенсильванская, яблоня ягодная; из хвойных растений - ель Энгельмана, можжевельник виргинский, сосна горная (Гетко и др., 1985).
  2. Древесные растения обнаруживают различную избирательную способность к поглощению токсичных компонентов городского воздуха. Специальные исследования действия соединений азота на древесные растения показали, что наиболее интенсивно окись азота и аммиак поглощают следующие виды: желтая акация, береза плакучая, чубушник венечный, клен серебристый, тополь канадский, сирень обыкновенная, клен остролистный и татарский, рябина обыкновенная, а наиболее слабо эти соединения поглощают лиственница сибирская, липа мелколистная, дерен белый, можжевельник  казацкий. (Рекомендации…, 1986). Устойчивыми к хлористым соединениям оказались такие растения, как широко распространенные в озеленении кизильник блестящий, черемуха обыкновенная, барбарис обыкновенный, клен татарский, дерен белый, снежноягодник, бузина красная, лиственница сибирская, тополь бальзамический и белый, боярышник кроваво-красный, роза морщинистая, вишня и местные виды клена, лещины, липы, березы, вяза, однако в другой обстановке ряд местных видов оказывается малоустойчивы к действию хлористых соединений, что отражается на их декоративности (Николаевский, 1979; Литвинова, Левон, 1986).

4. Городска флора.

Что же растёт в городе.

Во  флоре любого города можно различить три составные части.

4.1. Уцелевшие остатки местной флоры. немногочисленные. Основные местные виды изгоняются уже при закладке городов - при вырубке лесов, расчистке территорий для поселений и т.д.

По берегам мелких речек и прудов на окраинах Петербурга ещё можно встретить некоторые "допетербургские" болотные и водные растения, в лесопарках - лесные кустарнички и мхи.

Дика флора поселяется иногда в неожиданных местах, где есть хоть немного почвы или скопление пыли. Щели между стеной дома и тротуаром, трещины в облицовке стен и в асфальте, в швах между гранитными плитами на набережных и даже на стенах Петропавловской крепости, а также на памятниках.

Растения "высотники" -на балконах, на карнизах и старых печных трубах.

    4.2." Пришельцы" из других местностей. Проникли в город путём непреднамеренного  заноса человеком - с потоком людей и грузов, с транспортом. Специально привезенные растения

Сотнями м тысячами привозили липа. клён, вяз. Весной 1723 года в Летний сад было завезено около восьми тысяч лип, ясеней, вязов. клёнов.

Кедр сибирский из Соликамска.

Взрослые деревья : из Новгородского уезда 3 тысячи лип для устройства Стрельнинского парка

 4.3. Внесенные (интродуцированные) для озеленения и украшения города "чужеземные" растения. Это деревья и кустарники экзоты, декоративные цветочные культуры и виды. составляющие коллекции ботанических садов.(Каштан конский из Северной Африки и Южной Европы, тополь бальзамический - из Северной Америки, сирень - с Балканского полуострова, кизильник блестящий -с южного побережья Байкала.

4.4. Сорные растения - спутники человека: лопух, крапива, лебеда; стойкие к вытаптыванию - птичья гречишка или спорыш, лапчатка гусиная, подорожники др.

белый и синий виноград, деревья персиковые, фиги, инжир и т.д.

5. Растения в городах будущего.

Экологичный город иди устойчивый город - новый тип города, в котором природная среда находится в состоянии экологического равновесия с урбанизированной средой. Создание таких городов на базе "устойчивых" инженерно-проектных решений всех экологических проблем - это сравнительно новое направление, возникшее на стыке общей экологии, урбоэкологии и инженерной (промышленной) экологии.

6. Мини-экскурсия в дендропарк.

Растения местной флоры.

Растения интродуценты.

Сорные растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность как условие для реализации "идеальных" целей образования младших школьников

Обмен передовым опытом работы в начальной школе (выступления на семинаре)...

Контроль и оценка качества естественнонаучного образования младших школьников

Контроль и оценка качества естественнонаучного образования младших школьников...

Создание лепбука как результат проектно-исследовательской деятельности младших школьников по теме «Мой город»

В данном материале подробно описана данная технология на примере краеведческого материала....

Планирование занятий по эколого-биологическому образованию младших школьников «Погружение в природу». Тема: «Как животные служат людям»

Животные  с давних времён живут рядом снами. Приручение и одомашнивание диких животных началось с глубокой древности и продолжается до сих пор. Домашними называют животных, которые дают продукцию...

Статья на тему: "Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников"

Предлагаю Вашему вниманию мою статью на тему: Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников....

Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности

Классическая экология имеет ряд ключевых понятий, среди которых: взаимодействие организма со средой его обитания; функционирование...