Дополнительная общеобразовательная программа "Умелые ручки"для детей с ОВЗ.
рабочая программа (5 класс) на тему

Земцова Елена Петровна

Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение дополнительного образования  Москаленского муниципального района Омской области «Москаленский дом детского творчества»

                                                                                      Утверждаю

Директор ДДТ

_____________

 Милютина С.А.

Дополнительная

общеобразовательная программа

"Умелые ручки" для детей с ОВЗ.

Возраст детей  9-15 лет

Срок реализации  - 1 год

Составитель: Земцова Е.П

 Педагог доп. образования

Реализует:  Земцова Е.П

Педагог доп. образования

Утверждено на методсовете

«_»____________20__г.

Председатель методсовета

____________ Барыляк Н.И.

р.п. Москаленки   2016 г.


Пояснительная записка

Программа “Умелые ручки ” вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью разных видов художественного творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов).

Применение данной программы в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию мелкой моторики рук.

Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка

.

Направленность программы- художественно-эстетическая.

Актуальность программы: Систематические творческие занятия создают условия для развития мелкой моторики рук, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует её развитию. В процессе деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребёнка: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию. Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи, психических процессов, интеллекта ребёнка.

Реализация программы  позволит  создать условия для формирования эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы, выдумки и творчества детей, способствовать развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь повлияет на развитие детей.  Художественное творчества показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка. Педагогически важно понимание художественного творчества как отражения ребёнком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т.е. таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о самом себе и о своём месте в мире. А самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному

Цель: Сформировать  социально и творчески активную личность на основе приобщения к художественному декоративно-прикладному искусству.

Задачи :

Развивающие:

 -развитие познавательных психологических процессов:

- восприятие;

- внимание;

- память;

- мышление;

- воображение.

Обучающие:

 - познакомить детей с многообразием жанров декоративно-прикладного     творчества и довести знания до умелого использования их детьми;

Воспитательные:

- адаптация детей в обществе, формирование умения работать в коллективе, навыков общения.

Для реализации поставленных целей и задач педагогическая деятельность строится в соответствии со следующими принципами современной педагогики:

- принцип свободы выбора, свободы творчества;

- принцип психологической комфортности, предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

- принцип деятельностного обучения – познание нового идет на основе деятельностного участия ребенка в создание этого «нового»;

- принцип индивидуальности - максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка, его характер, возраст, темперамент, настроение;

- принцип гуманности – гуманный характер отношений педагога и ребенка. Совместная деятельность основана на реальном сотрудничестве, демократичности и творческих началах;

- креативный принцип - учить творчеству, то есть инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Отличительная особенность программы в том, что она разноуровневая- это позволяет использовать дифференцированный подход в обучении детей. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, развитию умения создавать «проекты» игрушек, посуды, открыток, медальонов.

Оосбенность реализации Программы предполагает «линейное» последовательное освоение материала.

Для того чтобы подвести детей к успешному освоению данной Программы на занятиях применяются различные методы и формы работы:

Методы работы:

Словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ, беседа, сказка).

Игровой метод - для активизации трудовой деятельности и  лучшего усвоения навыков ручного труда.

Наглядный метод - для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу.

Последовательный метод- позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме

Познавательный метод- формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность.

Репродуктивный метод- закрепляет навыки последовательной работы.

Метод коллективной, творческой деятельности- позволяет развивать творческое мышление, учит решать поставленные задачи совместно с коллективом единомышленников.

Обьяснительно-иллюстративный метод;

Частично-поисковый метод;

Метод самостоятельной работы;

Создание ситуации успеха;

Метод поощрения;

Формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая. групповая, фронтальная, экскурсия, конкурс.

        Освоение материала происходит в основном в процессе практической и творческой деятельности. Так, в работе над изделием, дети должны всегда добиваться поставленной цели, стремиться к качественному исполнению работы, выделять основные этапы изготовления изделий, применять ранее полученные знания и приемы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:  9-15 лет, (воспитанники обучаются в классах коррекционно-развивающего обучения.)

Для того, чтобы подвести детей ОВЗ к освоению данной Программы предлагается Игровой метод, который направлен на активизацию трудовой деятельности и  усвоение навыков ручного труда. Игры - способствуют развитию интеллекта детей, сообразительности, быстроты реакции,  смекалки, фантазии, воображения.

Сроки реализации: Программа  рассчитана на один год

        Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения изготовлению изделий является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит обьяснительно-иллюстративный метод.  Для детей в силу их возрастных и психологических особенностей это имеет немаловажное значение.

Формы занятий:

-индивидуальное занятие, коллективное занятие,

-экскурсия, конкурс, отчетная выставка, участие в выставочных мероприятиях иных учреждений,

-вводные занятия, занятия по углублению знаний, практическое занятие.

-Занятия по данной Программе состоят из практической и теоретической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Режим занятий:

 Занятия проводятся 1 раз  в неделю, по 2 часа, итого - 72 ч.

Планируемые результаты:

Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

-повышение культуры общения;

-развитие способностей к творческому самовыражению, при помощи использования  приобретённых знаний и умений в практической деятельности: для решения простейших задач; для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными  материалами, подручными средствами.

Регулятивные

-приобрести умения (на пропедевтическом уровне) самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;

-способности задавать и отвечать на вопросы.

 Коммуникативные:

-умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;

Познавательные:

-усвоить знания организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;

-усвоить основные навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;

-усвоить знания оценки и осмысливания результатов своих действий.

Будут знать:

-виды материалов на уровне общего представления (пластилин, бумага, ткань, нити, верёвки, природные материалы, крупы и пр.), их свойства и названия;

-определение детали и конструкции (деталь – составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;

-назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла);

-технологическую последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов;

-названия приёмов изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и т.д.);

-определение неподвижного соединения деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина).

Будут уметь:

-рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалов (в соответствии с требованиями учителя);

-правильно работать ручными инструментами под контролем учителя с соблюдением техники безопасности;

-различать материалы и инструменты по их назначению;

-наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

-различать однодетальные ,многодетальные конструкции несложных изделий;

-выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;

-экономно использовать материалы при изготовлении поделок;

-с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок и осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности, сравнивая с ними готовое изделие.

Способы проверки результатов освоения Программы:

-участие в различных выставках (объединения, персональных, районных, области)

-участие в конкурсах ДДТ и др. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла, его воплощение автором, сравнение. В конце года проводится отчетная выставка творческих работ, в которой участвуют все обучающиеся.

Критериями оценивания полученных результатов являются:

-рост художественного уровня работ (оригинальность и фантазия, проявляющиеся при выполнении работ, техническая чистота выполнения);

-активность участия в коллективных работах и мероприятиях, проявление организаторской инициативы;

-уровень  сознания и глубина осознания стержневых этических норм, принятых в обществе, практическая поведенческая готовность, практическая готовность осуществлять нравственный выбор в различных  жизненных  ситуациях.

 Занятия декоративно-прикладным искусством должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства,  трудового обучения. При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться знаниями из области природоведения (Окружающий мир),  литературы и других учебных дисциплин.      

Учебно-тематический план

Тема

теория

1.

Вводное занятие. Знакомство.

2

2.

Аппликации из бумаги. Основные техники.

2

3.

Аппликация. «Закладка – наш друг!»

2

4.

Аппликация. Открытка ко Дню учителя

2

5.

Аппликация «Геометрическая мозаика»

2

6.

Аппликация из геометрических фигур «Чебурашка»

2

7.

Аппликация из геометрических фигур «Собачка»

2

8.

Объемная аппликация «На просторах неба»

2

9.

Объемная аппликация «Болото».  

2

10.

Объемная аппликация. «Подружки»

2

11.

Торцевание. Основные виды.

2

12.

Торцевание. «Гриб мухомор»  

2

13.

Торцевание. Панно «Яблоко»

2

14.

Торцевание. Панно «Аквариум» Работа с бросовым материалом.

2

15.

Техника выполнения. Работа с пластилином.    

2

16.

Работа с пластилином.  «Стрекоза»

2

17.

Работа с пластилином.  Панно «Гриб»

2

18.

Работа с бросовым материалом «Месяц до нового года»

2

19.

Объемная аппликация «Скоро, скоро новый год!»

2

20.

Работа с природным материалом      

2

21.

Работа с природным материалом. Панно «Ежик»

2

22.

Работа с природным материалом. Панно «Мишка»

2

23.

Работа с природным материалом. Панно «Осенние воспоминания»

2

24-25

Аппликация. Открытка к 23 февраля

4

26.

Объемная аппликация «Цветочная гирлянда»

2

27-28.

Аппликация. Открытка к 8 марта

4

29.

Работа с бросовым материалом. Панно «Рябина»

2

30.

Работа с бросовым материалом. «Аквариум»

2

31.

Работа с бросовым материалом. Панно «Рябина». Создание панно при помощи обрезков шерстяных ниток.

2

32.

Работа с бросовым материалом. Панно «Жираф»

2

33.

Работа с бросовым материалом. «Балерина»

2

34.

Работа с бросовым материалом. Панно «Олененок»

2

35.

Работа с бросовым материалом. «Чудеса на тарелке»

2

36.

Викторина по пройденным темам. Итоговое занятие. «Наши руки не для скуки».

2

                                                                    Итого

       72

Содержание  программы:

1.Вводное занятие, знакомство. Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими

2.Аппликации из бумаги. Изготовление закладки по образцу.

Изготовление аппликаций из кругов и полукругов.

3. Аппликация. «Закладка – наш друг. Изготовление закладки при помощи аппликации.

4. Аппликация. Открытка ко Дню учителя. Изготовление открытки ко Дню учителя в технике аппликации.

5. Аппликация «Геометрическая мозаика». Выполнение панно с использованием геометрических фигур.

6. Аппликация из геометрических фигур «Чебурашка». Изготовление аппликации при помощи геометрических фигур.

7. Аппликация из геометрических фигур «Собачка». Изготовление аппликации при помощи геометрических фигур.

 

8. Объемная аппликация «На просторах неба». Выполнение объемной аппликации на основе примера.

9. Объемное панно «Болото». Выполнение объемной аппликации на основе примера.

10. Объемная аппликация. «Подружки». Создание объемной аппликации из бумаги и гофрированного картона.

11. Торцевание. Изучение техники выполнения "торцовочек".

12. Торцевание. «Гриб мухомор». Создание объемной композиции в технике торцевания.

13. Торцевание. Панно «Яблоко». Выполнение панно в технике торцевания.

14. Торцевание. Панно "Аквариум". Изготовление панно с использованием салфеток.

15. Работа с пластилином. Многообразие материалов и область их применения. Правила безопасности работы с пластилином. Подготовка к лепке. Приёмы лепки.

16. Работа с пластилином. «Стрекоза». Выполнение объемной композиции при помощи пластилина.

17. Работа с пластилином. Панно "Гриб". Выполнение объемной композиции при помощи пластилина и картона.

18. Работа с бросовым материалом "Месяц до Нового года". Изготовление календаря, изучение традиций празднования нового года в России.

19. Объемная аппликация «Скоро, скоро Новый год!». Создание коллажа  для знакомства с традициями празднования нового года различных народов.

20. Работа с природным материалом. Правила безопасной работы с природным материалом. Скульптуры из природных материалов.

21. Работа с природным материалом. Панно «Ежик». Изготовление панно из природного материала.

22. Работа с природным материалом. Панно "Мишка". Изготовление панно из манной крупы.

23. Работа с природным материалом. Панно "Осенние воспоминания". Изготовление панно на основе гербария.

24- 25.Аппликация. Открытка к 23 февраля. Изготовление открытки к празднику «23 февраля.

26. Объемная аппликация «Цветочная гирлянда». Создание цветочной гирлянды из бумаги.

27-28. Аппликация. Открытка к 8 Марта. Создание открытки к празднику 8 Марта при помощи объемных фигур.

29. Работа с бросовым материалом. Правила безопасной работы с бросовым  материалом.

 

30. Работа с бросовым материалом. «Аквариум». Панно  из бросового материала.

31. Работа с бросовым материалом. Панно «Рябина». Создание панно при помощи обрезков шерстяных ниток.

32. Работа с бросовым материалом. Панно «Жираф». Изготовление панно при помощи бросового материала.

33. Работа с бросовым материалом. «Балерина». Панно  из бросового материала.

34. Работа с бросовым материалом. Панно «Олененок». Изготовление панно из бросового материла в обрывной технике.

35.  «Чудеса на тарелке». Изготовление панно на основе пластиковой тарелки.

36. Итоговое занятие. «Наши руки не для скуки». Викторина по пройденным темам. Игра для актуализации полученных знаний.

Методическое обеспечение программы:

Основными видами деятельности обучающихся являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная  деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную  работу с информационным материалом.

Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, выполнение работы по заданному технологическом описанию.. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся.

Творческая деятельность позволяет применять полученные знания в новых условиях, самостоятельно выполнять художественную работу.

Все это позволяет обучающимся получить новые знания и проявить свои творческие способности.

Основными методами организации учебного процесса являются такие, как словесные, наглядные, практические.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха, радости от преодоления трудностей в обучении.

Условия реализации программы:

-Хорошо освещенный кабинет со столами

-Оборудование и материалы:

- ножницы

- клей

- кисти

- картон разного формата и цветовой гаммы

- цветная бумага

- альбом для рисования

- и др.

Работа с родителями:

1.Индивидуальная работа с родителями.

2.участие родителей в приобретении МТБ.

3.Участие родителей в проведении массовых мероприятий.

4.Предоставление родителями «сладких» призов для проведения мероприятий.

5.Помощь родителей в подготовке учащихся к конкурсам и выставкам.

Литература:

Для педагога:

1. Учебное пособие для руководителей кружков.

2 .Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ

3 .И.Г. Майорова. Трудовое обучение в начальных классах

4. С.И. Гессен. Основы педагогики

5. В.В. Давыдова. Педагогическая психология

6. Н. Докучаева. Мастерим бумажный мир.  

7. Е. Румянцева. Праздничные открытки

8. С. Шухова. Поделки из всякой всячины

9.  Н. Сарафонова. Подарки к праздникам

10. М. Нагибина. Чудеса для детей из ненужных вещей.

11. Михайлов и Силина. Соленое тесто.

  Для учащихся:

1. Н. Докучаева. Мастерим бумажный мир.  

2. Михайлов и Силина.

3. М. Нагибина. Чудеса для детей из ненужных вещей.

4. Н. Сарафонова. Подарки к праздникам.

5. С. Шухова. Поделки из всякой всячины.

6. Е. Румянцева. Праздничные открытки.      




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры "Баскетбол""

Программа направлена на формирование у занимающихся патриотических ценностей, готовности к службе в Вооруженных силах РФ, способности к самообразованию и самосовершенствованию в командно-игровом виде ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ГРАЦИЯ»

Программа направлена на обучение специальной технике – «дефиле». Прежде всего, обучающимся необходимо преодолеть психологический барьер: почувствовать себя более уверенными и раскреп...

Индивидуальные образовательные маршруты к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (для детей с ОВЗ)

Данные образовательные маршруты ориентированы на поддержку и развитие учащихся с ОВЗ, на личностное развитие и успешность слабоуспевающих учеников, составлены с учетом уровня развития ребенка с ОВЗ....

дополнительная общеобразовательная программа "Батик" Возраст детей: 7–14лет Срок реализации: 3 года

Программа для дополнительного образования детей . Уровень освоения программаы ознакомительный. Способствует расширению и углублению знаний, полученных на уроках изобразительного искусства.Осносное нап...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Экзамен-это не страшно»

Разработанная рабочая программа, в соответствии с новыми требованиями к программам дополнительного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»...