ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
методическая разработка на тему
Инвалидность – это ограничение в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
Спортивная наука долгое время определяла в качестве приоритетного предмета своих исследований физическое совершенствование "условно здорового" человека, оставляя заботу о людях с устойчивыми отклонениями в здоровье, в физическом и интеллектуальном развитии прерогативой медицине, коррекционной педагогике (дефектологии) и органам социального обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_povysheniya_effektivnosti_raboty_po_reabilitatsii_detey.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
Воронович А.Ю., педагог дополнительного образования
Воронович Л.А., заведующая спортивным отделом
(ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол
Структурное подразделение «Поиск»)
Работа по реабилитации спортсменов с ОВЗ реализуется по программе: дополнительная образовательная программа по настольному теннису для детей с ОВЗ и интегрированных групп (2009 г.).
Контингент воспитанников: дети и подростки, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Инвалидность – это ограничение в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
Спортивная наука долгое время определяла в качестве приоритетного предмета своих исследований физическое совершенствование "условно здорового" человека, оставляя заботу о людях с устойчивыми отклонениями в здоровье, в физическом и интеллектуальном развитии прерогативой медицине, коррекционной педагогике (дефектологии) и органам социального обеспечения.
В то же время современным обществом явно недооценивается социальная роль физической культуры. Как никогда остро стоит проблема внедрения в практику новых оздоровительных технологий с более эффективным использованием средств и методов физической культуры и спорта - достаточно эффективных, а в некоторых случаях и единственно целесообразных для полного или частичного возвращения людей с различной степенью инвалидности к нормальной социокультурной жизни.
Актуальность проблемы социальной адаптации детей ОВЗ в обществе средствами ФК и спорта обусловлена:
1.конституционно и законодательно утвержденным равноправием данного контингента населения по всем аспектам прав и обязанностей граждан государства;
2.вынужденной ограниченностью возможностей детей ОВЗ реализовать свой интеллектуальный, личностный потенциал и способности к общественной и физкультурно-спортивной деятельности из-за недостатков психофизического характера и сложности их компенсации и реабилитации по целому ряду социальных, экономических, бытовых и других причин.
Цель: воспитать спортсмена, способного к участию в межкультурной коммуникации, то есть толерантного, открытого, готового к общению и обладающего достаточным багажом знаний, умений и навыков, адаптировать его в социуме, дать необходимые знания о сохранении и восстановлении собственного здоровья, «открыть» мир здоровых для детей, имеющих ОВЗ.
Стремление реализовать данную цель через решение конкретных задач каждого секционного занятия наряду с повышением эффективности и качества преподавания, благодаря освоению и применению современных технологий и методик, считается главным в нашей работе .
В работе, используются знания педагогики и психологии, адаптационной ФК и Спорта, выбираются наиболее рациональные методы, приемы и формы работы на тренировке.
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от педагогических принципов, используемых в работе:
1. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти, доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.
2. Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Справедливость для педагога – критерий профессионализма. Для ребенка справедливость – условие защищенности, гуманная сущность окружающей среды. Быть справедливым – это, значит, увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка.
3. Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность.
Т.ж. в работе используется педагогическая технология поддержки детских и юношеских инициатив, предметом которой является процесс совместного с ребенком определения его интересов, конкретизации целей, возможностей и путей преодоления препятствий и проблем, связанных с имеющейся инвалидностью мешающих проявлению самостоятельности в достижении результатов.
Новаторством в своей профессиональной деятельности считаю использование «смешанных групп», когда в одной группе с детьми, имеющими ОВЗ, занимаются здоровые спортсмены. Причем это взаимодействие продолжается и во время проведения Летних оздоровительных смен.
До 15 спортсменов группы ежегодно принимают участие в профильных спортивных сменах наравне со здоровыми спортсменами.
Такой педагогический прием просто неоценим в создании «безграничной» среды, которая не может быть реализована в обычной жизни. Здесь идет прямой контакт, взаимодействие, содружество 2- х таких разный детских групп. Причем опыт работы показывает, что не меньшую пользу получают и здоровые дети, они по-другому смотрят на своих «необычных» сверстников, сами становятся более доброжелательными, толерантными.
В процессе преподавания и в воспитательной работе наряду с традиционной технологией использую современные образовательные технологии (СОТ):
· 1. личностно ориентированное развивающее обучение;
· 2. здоровьесберегающие технологии;
· 3. современные информационно-коммуникационные технологии.
Личностно-ориентированный подход проявляется в создании на занятиях атмосферы, благоприятной для раскрытия способностей и творческого потенциала каждого спортсмена, с учетом его потребностей, склонностей и интересов, психолого-возрастных и социальных особенностей, имеющихся отклонений в здоровье.
Стараемся, чтобы учащиеся чувствовали себя на занятиях комфортно, включались в общение с педагогом и товарищами, не боясь делать ошибки.
Учебно-воспитательный процесс строится с учетом:
- индивидуальных особенностей учащихся,
- имеющейся инвалидности;
- рекомендаций врачей,
- пожеланий родителей.
Занятия планируются так, чтобы во время выполнения каждого задания спортсмен совершал различные виды деятельности. Предлагаю различные задания, выполнение которых требует знаний и настойчивости. Уделяется большое внимание формированию мотивации обучения, для чего использую интернет и практический материал. Стараюсь чётко определить роль и место каждого занятия в представляемой теме, в программе в целом.
В обучении используются тренировки различных видов и типов: формирования умений и навыков, усвоения новых знаний, обобщения и контроля, соревновательного типа, занятия релаксации, тренировки с большим содержанием теоретического компонента.
Такой подход повышает интерес учащихся к занятиям, создает условия для саморазвития и самореализации ребенка, формирует атмосферу сотрудничества, которая является необходимым условием для развития творческих способностей учащихся.
При занятиях как со здоровыми спортсменами и тем более с детьми, имеющими ОВЗ, большое внимание уделяется индивидуальной работе. Все спортсмены, занимающиеся в группе реабилитации (настольный теннис) и в смешанных группах однозначно требуют повышенного внимания педагога.
Здоровьесберегающие технологии.
В настоящее время, когда многие дети, в том числе и имеющие ОВЗ ведут малоподвижный образ жизни, часами просиживая у телевизора или за компьютером, использование на тренировках здоровьесберегающих технологий, просто необходимо.
Особое внимание обращается на:
- Физиологически грамотное построение занятий с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий;
- Поддержание в спортивном зале обоснованных санитарно –гигиенических условий (чистота, освещённость).
- Создание психологически комфортной среды в процессе обучения;
- Освоение новых методов деятельности в процессе обучения, использование технологий, сберегающих здоровье учащихся;
- Ознакомление родителей спортсменов с методами формирования здорового образа жизни;
- Участие в обобщении опыта путём ознакомления с работами коллег, научной литературой.
Информационно-коммуникационные технологии.
Невозможно представить современную жизнь без применения информационно-коммуникационных технологий. Знания и умения по применению ИКТ полученные на курсах повышения квалификации НОУ высшего профессионального образования «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА», по теме: «Использование ИКТ в образовательном процессе», позволяют нам и вне занятий по интернету общаться с воспитанниками, отвечать на вопросы детей и родителей, давать рекомендации, рассылать интересную и необходимую для них информацию, эффективнее организовать деятельность секции.
Внедрение в образовательный процесс СОТ позволило воспитанникам группы успешно выступать на соревнованиях самого высокого уровня (первенство Самарской области по н/теннису среди детей ОВЗ-1место), ставить личные рекорды. Анализ выступлений показал, что у большинства спортсменов наблюдается положительная динамика в достижениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....
Доклад "Инновационные формы в обучении и медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Применение инновационных методов и информационных технологий давно вошло в учебный процесс нашей школы в качестве одного из эффективных средств обучения и развития детей с тяжелыми нарушениями речи....
Дистанционные формы взаимодействия с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья
Статья об используемых в нашем детском саду дистанционных форм взаимодействий с родителями....
Программа по учебному предмету "Основы вокального исполнительства" (ПО.01.УП.01) Для детей имеющих ограниченные возможности здоровья (срок реализации программы 4 года)
Полноценное дополнительное образование детей с ОВЗ важно для становления их активного участия в жизни, и дальнейшей трудовой деятельности....
Статья "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"
Коррекционная педагогика...
Особенности культурно-досуговых программ, направленных на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья
В современном подходе ограничения у ребенка рассматриваются уже больше не как отсутствие каких-либо физических потенций формирующейся личности, а как несформированность условий внешней среды (недостат...
Культурно-досуговая программа как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на базе реабилитационного центра
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья может осуществляется путем обнаружения у них и закрепления какихлибо талантов, через вовлечение детей в процесс проведен...