Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к уроку (6 класс) на тему
Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_tehnologii_raboty_s_roditelyami_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.pptx | 223.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья — домашний очаг, где его всегда любят и принимают таким, какой он есть. Человека как личность, в том числе и ребенка, не оценивают по его росту, цвету глаз, длине рук или ног. Ребенка, как и любого другого человека, следует оценивать по его человеческим качествам. Здесь для родителей открывается огромное поле деятельности: воспитать в ребенке ЧЕЛОВЕКА.
Принципы формирования гармоничной личности Принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния; Принцип формирования у ребенка чувства привязанности, любви к близким, уважения к старшим; Принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации;
Принцип формирования родителями у ребенка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей; Принцип выбора приоритетов в развитии задатков и способностей ребенка с отклонениями в развитии; Принцип формирования навыков нормативного поведения;
Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми Причины ошибок в семейном воспитании детей с отклонениями в развитии низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях их ребенка личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком «социальный барьер» (позиция социума), способствующий замыканию родителей на собственных проблемах и препятствующий их преодолению
Доминирующие модели воспитания Модель «отказ от взаимодействия» свидетельствует об искажении воспитательской позиции родителей и, приводит к отвержению ребенка самыми близкими людьми. Модель «отказ o т взаимодействия» может быть представлена следующими дисгармоничными типами воспитания: гипоопекой, гипопротекцией, эмоциональным отвержением, воспитанием по типу повышенной моральной ответственности или типом «маленький неудачник».
Модель «Гипоопека» Гипоопека . Эта модель воспитания встречается в семьях с низким социальным статусом, где больной ребенок не представляет ценности для близких в силу нарушений развития. Может быть обусловлена не только отношением к дефекту ребенка, но и родительской установкой, когда мать или отец не считают необходимым относиться к ребенку иначе.
Щадящая форма гипоопеки — гипопротекция . Отношение родителей характеризуется тем, что ребенок накормлен, обут и одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению ребенка. У него возникает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей, что формирует заниженную самооценку.
Модель « Отвержение ребенка» Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях с любым социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.
Отвержение формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе; ребенок не чувствует поддержки, у него нет опоры в семье. Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к людям, стремлением наказать всех за отсутствие тепла в детстве.
Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как «крест» на всю жизнь.
Модель «Жестокое отношение» Жестокое обращение с детьми чаще встречается в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой. К переходным вариантам с тенденцией к оказанию помощи ребенку, но неадекватным способом, можно отнести следующие типы воспитания: гиперопеку , противоречивое воспитание, авторитарную гипсрсоциализацию , воспитание в «культе» болезни, модель «симбиоз» и др.
Модель « гиперопека » Гиперопека возникает при завышенном уровне заботы родителей о ребенке. Ребенка окружают повышенным вниманием, постоянно защищают, охраняют от предполагаемых опасностей. Родители как бы помещают ребенка в тепличные условия, и ограничивают возможности его развития.
Модель «Противоречивое воспитание» Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в применении воспитательных средств. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Такая модель воспитания формирует в личности ребенка дисгармоничные черты: хитрость, избалованность, лживость, эгоизм.
Модель «Авторитарная гиперсоциализация » К этой модели стремятся родители, имеющие высокие амбиции и высокий социальный статус. Они завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Они не хотят оценить реальный потенциал ребенка, действуют авторитарно, проявляя свою власть, а иногда и грубость по отношению к ребенку. Это приводит к развитию у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах.
Воспитание в «культе» болезни. При таком методе воспитания у детей формируется мнительность, страх перед любым недугом. Ребенок относится к себе как к «больному», в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, не способном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.
Модель «симбиоз» Эта модель развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей, воспитывающих больных детей в неполных семьях. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к близким.
Модель «сотрудничество» как оптимальная форма воспитания ребенка с отклонениями в развитии Модель «сотрудничество» означает контакт и помощь родителя ребенку в преодолении имеющихся проблем. Подобная модель формируется в результате психокоррекционной работы, которую проводит психолог. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка , особая значимость того, что он существует.
Особенности семейного воспитания детей с отклонениями в развитии Принципы семейного воспитания
Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребенку с отклонениями в развитии Принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии
Специфические функции семей, воспитывающих детей с ОВЗ Реабилитационно-восстановительная функция; Функция эмоционального принятия; Коррекционно-образовательная функция; Приспособительно-адаптирующая функция; Социализирующая функция; Профессионально-трудовая функция; Функция личностно-ориентированного подхода; Рекреационная функция;
Технологии психологической коррекции личностной и межличностной сфер родителей Психолого-педагогическая коррекция Цель: переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери ребенка-инвалида, направленное на оптимизацию ее самосознания и формирование адекватных способов взаимодействия с ребенком. Снижение напряженности эмоциональных переживаний индивида возможно лишь при его переключении с предмета переживаний, когда проблемность ситуации понимается как неразрешимая, на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы.
коррекционно-образовательная работа матери с ребенком личное участие в формировании будущего ребенка; проявление своего духовного потенциала; повышение самооценки, самоуважения, снижение эмоционального напряжения матери; формирование позитивного общения между психологом и матерью с целью создания механизма коррекционного воздействия на мать ребенка с ОВЗ.
Коррекция внутреннего психологического состояния матери и коррекция взаимоотношений между матерью и ребенком
формирование адекватных способов взаимодействия матерей с детьми коррекция неконструктивных форм поведения матери (агрессии, необъективной оценки собственного поведения и поведения ребенка); формирование продуктивных форм контакта в социуме (с ребенком, членами семьи, родственниками, специалистами коррекционного учреждения, другими лицами);
обучение умению любить ребенка, умению сдерживать гнев, раздражение, возникающие в ответ на неумелость или недостаточность ребенка; коррекция понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенная нейтрализация отрицания наличия проблем, когда мать ребенка из «позиции защиты» и «позиции противопоставления» себя социуму («Он у меня такой, как и все»), переходит в «позицию взаимодействия» («А как его научить?).
постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, бесперспективности развития ребенка («Из него никогда ничего не получится»); постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым, переориентировку матери с позиции бездействия на позицию деятельности с ребенком;
коррекция взаимоотношений с ребенком (из взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека , к оптимальным взаимоотношениям, уважающим личность ребенка и предоставляющим ребенку соответствующую его возможностям самостоятельность); расширение сферы творческого взаимодействия с ребенком.
переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери коррекция внутреннего психологического состояния матери; формирование у матери установки на ценность существования ребенка и ценность духовного общения с ним; оказани помощи личностному росту матери в процессе взаимодействия с ребенком, в процессе его обучения и воспитания; содействие трансформации установки матери из позиции переживания в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
способствование повышению личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка; трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого матерью по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к ней.
Методы работы демонстрация матери ребенка с отклонениями в развитии методических приемов работы, направленных на коррекцию нарушений его развития, формирование навыков адекватного поведения, формирование гармоничной личности; конспектирование матерью занятий, проводимых психологом;
Методы работы самостоятельное проведение отдельных занятий или части занятия под контролем психолога; выполнение домашних заданий со своим ребенком; изготовление наглядных пособий для проведения занятий с ребенком; чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.
Этапы работы в психолого-педагогическом направлении привлечение матери к учебно-образовательному процессу; формирование у матери интереса к процессу развития ребенка, демонстрация ей возможностей существования «маленьких», но очень важных для ее ребенка достижении; развитие у матери чувства успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком; раскрытие перед матерью возможностей личностной самоактуализации , поиска творческих подходов к обучению ребенка.
Начав заниматься со своим ребенком под специалистов, мать учится его понимать, чувствовать его сильные и слабые стороны в обучении. Мать ребенка должна отказаться от иждивенческой позиции, она должна проникнуться мыслью о том, что только она, а не кто-то другой, в ответе за будущее ребенка . Предлагаемая психологом помощь матери должна стать для нее сознательным выбором.
Полученные теоретические и практические знания помогают матери в разрешении учебно-коррекционных проблем ее ребенка. Однако существует еще и проблемы воспитательные. Воспитательно-коррекционное воздействие осуществляется прежде всего для адаптации ребенка в социуме и для обучения правилам и нормам принятого в социуме поведения. Трудности этого характера касаются всех детей, имеющих отклонения в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье широко представлен материал о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя организационные формы работы с родителями и перспективный план совместн...
Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512951","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и методы работы с родителями детейс ограниченными возможностями здоровья...
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....
Статья "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"
Коррекционная педагогика...
Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Работа с родителями направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание совместной помощи детям этой катег...