Доклад "Инновационные формы в обучении и медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья на тему
Применение инновационных методов и информационных технологий давно вошло в учебный процесс нашей школы в качестве одного из эффективных средств обучения и развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_ped.chteniya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на пед. чтениях
«Инновационные формы в обучении и медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Широкова Е.Д.
Еще сравнительно недавно термины «инновация», «инновационные формы» в отечественной литературе почти не употреблялись. Сегодня ситуация иная – в современной педагогике инновационные процессы получили широкое распространение.
В настоящее время в образовательных учреждениях внедряется все больше различных инновационных технологий обучения, так как традиционных методов уже недостаточно на современном этапе развития общества. Основная задача этих инноваций – воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья это очень актуально, так как инновационные формы в обучении делают процесс социальной реабилитации более успешным.
Применение инновационных методов и информационных технологий давно вошло в учебный процесс нашей школы в качестве одного из эффективных средств обучения и развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Разнообразие компьютерных программ позволяет учителям-логопедам использовать их на всех этапах коррекционного обучения детей.
Визуализация акустических компонентов речи в процессе коррекции звукопроизношения детей с помощью компьютерной программы «Мир звуков» позволяет логопеду ускорить формирование базовых произносительных навыков, обеспечить стабильную мотивацию детей к занятиям, поддерживать работоспособность и продуктивность их деятельности на протяжении всего урока.
Мы начинаем внедрять в учебный процесс интерактивные доски, которые помогают использовать наглядность на любом этапе коррекционного обучения. Красочность, динамичность в показе, доступность предлагаемого материала – вот некоторый перечень достоинств интерактивной доски.
Компьютерные программы широко внедряют в процесс обучения и учителя – предметники. Например, учитель физики для объяснения нового материала использует программу «Полный интерактивный курс физики», что позволяет ему провести и смоделировать лабораторную работу. Примеры решения задач позволяют работать ученику без помощи учителя.
В последнее время компьютерная тестовая система контроля по предметам приобретает все большую популярность. Этот вид проверки является достаточно глубоким и объективным в практике учителя русского языка и литературы. Тест ограничивает выбор, дает детям возможность самооценки, что, в свою очередь, помогает эффективно и быстро определить уровень знаний учащихся. Тесты применяются учителями в сочетании с другими методами закрепления материала.
В этом году наш педагогический коллектив выходит на новый уровень использования здоровьесберегающих информационных технологий.
Мы приобрели и осваиваем логотерапевтическое оборудование, работающее по методу биологической обратной связи. Метод биологической обратной связи (БОС) – передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации педагог может влиять на организм ребенка с отклонениями в развитии и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности, заложенные в нем, с целью совершенствования функций и приведения их в норму, тем самым, сохраняя и укрепляя здоровье ребенка. Метод биологической обратной связи позволяет осуществить:
- профилактику и коррекцию нарушений голоса и речи;
- совершенствование функции речи у детей;
- предупреждение последствий стрессовых ситуаций;
- предупреждение заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками;
- оздоровление организма и повышение адаптационных возможностей. Программа коррекции речи по методу биологической обратной связи состоит из пяти этапов.
I этап – диагностический. Целью первого этапа является обследование ребенка, его речи и функционального состояния для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования и структуры дефекта. А также составление индивидуальной схемы проведения курса по БОС.
II этап – подготовительный. Целью второго этапа является формирование у ребенка диафрагмально - релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма. Что же это значит? Диафрагмально – релаксационный тип дыхания – это одна из разновидностей дыхательных гимнастик, разработанная Александром Афанасьевичем Сметанкиным, учредителем и основателем Института Биологической Обратной Связи. Этот тип дыхания заложен в нас самой природой, но, к сожалению, у основной массы человечества он утрачен в силу темпа современной жизни.
Овладев этим типом дыхания, любой человек получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние организма при расстройствах и заболеваниях, а также использовать этот тип дыхания для общего укрепления здоровья.
В качестве регистрируемого и управляемого параметра обратной связи используется дыхательная аритмия сердца (ДАС). ДАС – присуще любому человеку. Это разница величин пульса на вдохе и выдохе. Она возникает как результат влияния фаз дыхания на частоту сердечных сокращений. На вдохе сердце работает чаще и величина пульса возрастает. На выдохе частота сердечных сокращений и величина пульса соответственно снижается. Чем выше ДАС, тем выше резервные возможности организма.
Для выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания используют компьютерную программу „Cardio 2.1“
На рабочем поле программы создается шаблон рабочего сеанса, в котором чередуются периоды работы и отдыха. В период отдыха ребенку предлагаются для просмотра слайды разнообразной тематики, например «Животные», «Природа», «Цветы», «Памятники» и другие. Слайды сопровождаются спокойной музыкой. В период работы ребенку предлагаются сюжеты «Столбик», «Забор», «Анимация» и другие. На каждом рабочем сюжете ребенку дается определенная инструкция. В частности на сюжете «Столбик»: «Когда столбик поднимается вверх, делай вдох, выдох – когда столбик опускается вниз». На сюжете «Забор» инструкция звучит иначе: «Когда ты вдыхаешь, забор окрашивается вверх, когда выдыхаешь – вниз». На сюжете «Анимация» ребенку предлагается ориентир в виде пчелки – «Если ты дышишь грудью, то пчелка не может лететь, она зависает в центре».
Эти рабочие сюжеты используются на втором этапе для выработки диафрагмально – релаксационного дыхания.
III этап – работа над основными компонентами речи. Цель третьего этапа заключается в развитии и совершенствовании навыка ДРД с максимальной ДАС вне речи и во время речевых нагрузок. На этом этапе используется речевой рабочий сюжет «Открывание». На плавном удлиненном выдохе ребенок произносит открывающиеся слоги и слова. Таким образом происходит работа над автоматизацией и дифференциацией звуков.
IV этап – формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи. Этот этап является важным шагом ребенка к спонтанному и свободному речевому поведению в реальной жизни. На четвертом этапе используются речевые сюжеты «Строки», «Текст», «Пересказ», «Описание» и другие. Каждый сюжет выполняет определенную функцию. При использовании сюжета “Строки” ребенок имеет возможность:
1. Синхронизировать выдох со скоростью произнесения речевого материала различной степени сложности.
2. Равномерно распределять материал по длительности речевого выдоха.
3. Отрабатывать индивидуальный темп речи.
4. Успешно координировать работу речезрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Главным отличием сюжета “Текст” от сюжета “Строки” является предьявление текста как в печатных изданиях (учебниках, книгах, газетах, журналах).
- Текст разбивается на фрагменты с помощью символа “/”, каждый фрагмент текста произносится на одном выдохе.
- Занимаясь на данном сюжете ребенок имеет возможность прочитать на одном выдохе не одну строку, а несколько.
Работа с сюжетом «Пересказ» предоставляет обучаемому возможность:
1) прочесть под контролем ДАС-БОС на экране компьютера текст, сопровождаемый сюжетной картинкой (слайдом) на заданную тему;
2) ответить на вопросы логопеда, пересказать данный текст и высказать свои размышления по прочитанному и увиденному материалу.
Сюжет “Описание” предназначен для составления связных рассказов по заданной тематической картинке под контролем БОС с максимальной ДАС и способствует формированию и развитию спонтанной речи в более сложном речевом тренинге.
Рабочий сеанс заканчивается выходом в результаты, выраженные пульсограммой. Анализ пульсограммы позволяет проследить динамику в работе. Частота сердечных сокращений, частота дыхания, дыхательная аритмия сердца – вот показатели, которые требуют постоянного внимания.
На заключительном, пятом этапе работы происходит закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы. Биологическая обратная связь на этом этапе используется периодически. Применяются различные виды речевых тренингов, связанных с общением в кабинете и за пределами его, индивидуально и в группе.
Необходимо отметить, что данная программа коррекции речи абсолютных противопоказаний не имеет, а относительными являются следующие:
- возраст ребенка младше 5-лет;
- эпилепсия или эпилептический синдром;
- соматические заболевания в фазе обострения;
- острые инфекционные заболевания.
После пройденного курса обучения, длительность которого 45 занятий, мы имеем:
- Отличный результат при совершенствовании качества речи достигается во всех случаях.
- В 95% случаев наблюдается динамика общего состояния детей и взрослых.
- В 80% случаев наблюдается улучшение качества речи.
Представленная методика бесспорно является инновационной в обучении и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Но наш коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Жизнь ставит перед нами новые задачи:
- разработка и введение в практику арттерапии;
- совершенствование медико- психологических методик диагностики, дальнейшая работа по БОС;
- внедрение инновационных методов во внеклассную работу;
- продолжение и совершенствование социальной интеграции воспитанников в общество, что войдет в содержание публичного доклада коллектива, который будет опубликован на нашем сайте в апреле 2008 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
Инвалидность – это ограничение в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалид...
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и методы работы с родителями детейс ограниченными возможностями здоровья...
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....
Особенности культурно-досуговых программ, направленных на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья
В современном подходе ограничения у ребенка рассматриваются уже больше не как отсутствие каких-либо физических потенций формирующейся личности, а как несформированность условий внешней среды (недостат...
Культурно-досуговая программа как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на базе реабилитационного центра
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья может осуществляется путем обнаружения у них и закрепления какихлибо талантов, через вовлечение детей в процесс проведен...
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров...