рабочая программа по хореографии в младшей группе
план-конспект занятия (5 класс) на тему
методическое обоснование и планирование работы по развитию хореографических умений младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016-17_rabochaya_programma.docx | 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением предметов
эстетического цикла»
«Рассмотрено» с ШМО учителей _____________ Протокол № 1 от «__» ________2016г. _______/ ___________/ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________/ Шаповалова О. Н./ ФИО «__»____________2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 32 _____________/ Реуцкая О. С./ ФИО Приказ № __ от «__»___ 2016 г | |
Рабочая учебная программа
по
хореографии
в младшей группе
студии «Грация» с 1 по 5 класс
на 2016-2017 учебный год
Составлена на основе:
- Программы «Ритмика и бальные танцы» для начальной и средней школы Министерства общего и профессионального образования РФ Мошкова Е.И. – М.: Просвещение, 2006.
- Составительской программы Марченко Е. В. «Программа по искусству хореографии для учащихся средней школы», одобренную главным методистом ПИППКРО, зав. кабинетом «Искусство» ПИППКРО Е. И. Фроловой; старшим преподавателем кафедры хореографии Приморского училища культуры Е. В. Ярычевской , 2007 г.
учителя Марченко Елены Вячеславовны
срок реализации программы – один учебный год
г.Уссурийск, 2016г.
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по хореографии для учащихся школы разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 ( приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
- Методических рекомендаций «Методико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья», рекомендованные Министерством образования и науки РФ;
- Учебного плана МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г. Уссурийска УГО на 2016-2017 учебный год (принят на педагогическом совете протокол № 8 от 24.06.2016г. утвержден приказом директора №103 от 24.06.2016г.);
- Календарного учебного графика МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла на 2016-2017 учебный год;
- Программы «Ритмика и бальные танцы» для начальной и средней школы Министерства общего и профессионального образования РФ Мошкова Е.И. – М.: Просвещение, 2007г.;
- Составительской учебной программы Марченко Е. В. «Программа по искусству хореографии для учащихся средней школы», одобренную главным методистом ПИППКРО, зав. кабинетом «Искусство» ПИППКРО Е. И. Фроловой; старшим преподавателем отделения хореографии Приморского училища культуры Е.В. Ярычевской, 2007г.
Цели и задачи.
Данная программа ставит своей целью приобщение детей к танцевальному искусству: раскрытие учащимися через танец красоты окружающего мира, многообразие и эстетику движения людей, умение слушать и воспринимать музыку, передавать в движении ее образы, эмоциональное состояние.
Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие школьников. Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и «географией» танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают школьников, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношение с окружающим миром.
На занятиях ритмикой ребенок учится сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации, различать ритмы музыки согласовывать свои движения с музыкой.
Основная задача курса–привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм. Способность согласовывать движение своего тела с музыкой вызывает комфортное состояние, и танцующий испытывает радость и удовольствие, осваивать те или иные задачи, которые ставит перед ним педагог.
Главная задача педагога–не только научить ученика определенным приемам, связкам движений в различных танцах, но и выработать в нем способность самостоятельного видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.
Немаловажным является и так называемый лечебный эффект. В результате регулярных занятий создается мышечный карсет и исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие. В танцах в результате активной работы мышц брюшного пресса и спины происходит своеобразный массаж внутренних органов, организм укрепляется, ребенок меньше болеет. Таким образом, решается задача общего укрепления и физического развития ребенка.
Задача также: привить учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, балов, шоу–представлений, конкурсов.
Ведущими методами обучения является практический метод, технологии – здоровьесберегающие, встречных усилий, личностно-ориентированные, технология раскрытия творческого потенциала ученика.
Деятельность организуется в форме практических занятий, бесед о здоровом образе жизни, видеопросмотров материалов об истории искусства, высокохудожественных произведений современных мастеров и материалов хореографических конкурсов с анализом и выводами. Работа коллективная, в группах и индивидуально.
Основные направления внеурочной деятельности:
1) спортивно-оздоровительное;
2) художественно-эстетическое
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса МОУ СОШ № 32, возрастных особенностей учащихся, определяет максимальный набор практических работ, необходимых для информационно-коммуникативной компетентности учащихся.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Из них | |
Изучение нового и закрепление | Контроль (практические, лабораторные, контрольные и т.д) | |||
1 | Ритмика | 20 | 20 | |
2 | Классический танец | 60 | 60 | |
3 | Народный танец | 60 | 60 | |
4 | Современный танец | 60 | 60 | |
5 | Танцевальные композиции для концертов | 106 | 106 |
Поурочное планирование.
Первое полугодие
Дата | Тема урока. | Кол-во часов |
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Беседа «Движение – это жизнь»». | 3 | |
Повторение: марш, бег, наклоны и развороты корпуса. Прыжки. | 6 | |
Растяжка ног, корпуса | 9 | |
Упражнения на ритм , на силу, на гибкость | 6 | |
Упражнения для стоп (натяжение, развороты, сокращения) | 6 | |
Passe par terreлицомкпалке. | 3 | |
Releve на полупальцы по 1, 2, 3, 5 позициям. | 6 | |
Перевод рук из позиции в позицию 1 port de bras, 2 port de bras | 3 | |
Перевод рук из позиции в позицию | 3 | |
Повторение:упражнение для рук: «волны», вращение и проработка кисти рук. | 3 | |
Повторение: demipile по 1-5 за одну руку. | 6 | |
Повторение: BettementTendu по 5поз. за одну руку крестом. | 6 | |
Повторение: rondendehor по 2т 4/4, rondendedan по 2т 4/4 | 6 | |
Изучение танцевальных движений и комбинаций. | 9 | |
Изучение «шене» на месте, в диагональ (вправо, влево). | 6 | |
Вращение «бегунок» на месте | 3 | |
Вращение «бегунок» в диагональ | 3 | |
Изучение перехода по 4поз. в комбинации battementtendu с demiplie. | 6 | |
Изучение танцевальных движений и комбинаций. | 9 | |
Изучение 3-его portdebras на середине зала. | 6 | |
Подготовкакrond de jambe en l`air. | 6 | |
Изучениеrond de jambe en l`airлицомкстанку( en dehors, en dedans). | 6 | |
Изучение echappeв 4поз. | 6 | |
Изучение battementdoublefrappe носком в пол ( в сторону, вперед, назад). | 6 | |
Rond de jambe en l`airзаоднуруку. | 6 | |
Изучение подготовки к battementsoutenu носком в пол. | 6 |
Второе полугодие.
Дата | Темы уроков | Кол-во часов |
«Гармошка», «елочка» в координации с головой и руками | 6 | |
Изучение grandplie по 4поз. лицом к станку, за одну руку. | 6 | |
Ходы: с выносом каблука, переменный, тройной, на полупальцах | 6 | |
Изучение танцевальных движений и комбинаций. | 9 | |
Изучение developpe лицом к станку (в сторону, вперед, назад). | 6 | |
Изучение doublefrappe на 45. ( в сторону, вперед, назад) | 6 | |
Изучение pas balance. | 3 | |
Изучение танцевальных движений и комбинаций. | 9 | |
«ковырялочка» комбинированая | 6 | |
Изучениеrond de jambe par terreна demi plie. | 6 | |
Изучение танцевальных движений и комбинаций. | 9 | |
Изучение остановки при вращениях по диагонали. | 3 | |
Понятие «Эпальман» | 3 | |
Изучение дроби в такт | 6 | |
Изучение танцевальных движений и комбинаций. | 9 | |
Изучение остановки при вращениях по диагонали. | 3 | |
Изучение «Восьмерки» в русском характере | 3 | |
«Молоточек» | 6 | |
«Веревочка» в русском характере | 6 | |
Изучение дроби из-за такта | 6 | |
Изучение присядок | 6 | |
Изучение поклонов в народном характере | 3 | |
Изучение «хлопушек» | 6 | |
«Восьмерка» рукой в народном характере. | 3 | |
Изучение танцевальных движений и комбинаций. | 9 | |
Изучение pasassemble в сторону. | 6 | |
Повторение и закрепление пройденного. | 6 |
Содержание курса.
1 раздел «Ритмика» (20час)
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в хореографическом творчестве: через общение с искусством, педагогом, сверстниками и другими людьми.
Для развития у детей музыкальности и ритмичности, на занятиях вводятся соответствующие ритмические упражнения и игры.
Ритмика имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. В процессе занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, легко и красиво двигаются под музыку. Ритмические упражнения и игры способствуют активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память.
В урок ритмики входят:
- разминка и комплекс упражнений в партерной гимнастике, направленный на развитие физических данных, укрепление мышц;
- игры, развивающие музыкальность, чувство ритма;
- танцевальные движения, простейшие комбинации, координирующие движения рук, ног, головы.
Упражнения партерной гимнастики воздействуют на опорно–двигательный аппарат, дыхательную и мышечную систему, способствуют формированию правильной осанки, точности координации движения.
Музыкальный материал на уроках ритмики с четким ритмом. Каждое упражнение рекомендуется называть образно.
2 раздел «Классический танец» (60 час)
Основой хореографической подготовки учащихся является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы детей, придавая им легкость и непринужденность движения. Урок строится по схеме:
1) разминка ( поклон, марш, разный вид бега на месте, развороты и наклоны корпуса. )
2) упражнения у станка или на середине зала;
3) прыжки;
4) упражнения для рук и корпуса;
5) вращения;
6) работа над движениями и комбинациями танцевального репертуара;
- репетиция танцев или выполнение заданий по актерскому мастерству.
В этом классе продолжается работа над постановкой корпуса ( как и все последующие годы ), апломбом у палки на середине зала.
В 1 полугодии ранее проученные движения исполняются в медленном темпе по 2 такта 4/4, по 1 такту 4/4 и 1 такту 2/4. Все движения переводятся одной рукой за палку, с другой рукой на 2 позиции. Battementfrappeubattementfondu проучиваются на воздух, соответственно на 25 вверх и 45 вверх. На середине зала проучивается epaulementcroise, efface первоначально стоя в 5 позиции, позы croise вперед и назад; 1, 2 и 3 portdebras.
Во 2 полугодии все движения исполняются в сочетании: 2/4 и 1/4 музыкального сопровождения, кроме тех, которые по–прежнему исполняются на 2 такта 4/4 ( grandplie, relevelent на 90 вверх и developpe ). На середине и в прыжках проучиваются программные движения 1 класса хореографического училища.
Повторение пройденного:
- Постановка корпуса на середине, у палки.
- Позиции ног: 1, 2, 4, 5.
- Позиция рук: 1, 2, 3, подготовительное положение.
- Demlplie у палки, на середине по 2 такта 4/4.
- Battementtendu по всем направлениям по 2 такта 2/4, 1такту 2/4.
- Dattementtendu c demi plieпо2 такта 4/4.
- Rond de jambe par terre en dehors en dedans по2 такта 4/4.
- Battement frappe.
- Releve на полупальцы.
Исполнение движений одной рукой за палку и на середине зала.
По мере проучивания все движения экзерсиса исполняются одной рукой за палку и на середине зала. К вышеуказанным добавляются:
- relevelent на 45 вверх из 1,5 позиций по 2 такта 4/4;
- battement tendujete по точкам и слитно;
- battement tendu pour le pied на 2 позиции;
- preparation k rond de jambe par terre en denors, en dedans;
- petit battement;
- battement double frappe;
- battementfondu носком в пол на 45 вверх;
- battement soutenu;
- подготовкакroud de jamde en l^air;
- grand plieпо 1, 2, 4, 5 позициям;
- relevelent на 90 вверх из 1,5 позиций;
- grand battement jeteиз 1,5 позиции.
Середина.
- Epaulementcroise( 5 позиция ).
- Позы croise вперед, назад.
- 1, 2, 3 port de dras.
Allegro.
- Вольныепрыжкипо 1, 2, 3 позициям.
- Temps levesaute.
- Changement de pied.
- Echappe на 2 позиции.
Со второго этапа начинается изучение всех видов вращения (сначала на месте, потом в продвижении вправо, влево, а затем по–диагонали и по кругу)
Игры и задания по актерскому мастерству тоже необходимы, они помогают добиться выразительности движений, эмоционального обыгрывания роли.
В хореографическом коллективе учащиеся разучивают основные упражнения классического танца, необходимые для выработки правильного положения тела, то есть для выработки правильных, легких и четких движений. На каждом уроке изучаются подготовительные танцевальные упражнения.
3 раздел «Народный танец» (60 час)
Подготовка к исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения упражнений народно-сценического танца, элементов и танцевальных композиций народных танцев, входящих в репертуар данной группы. Упражнения народного–сценического танца дети изучают в небольшом объеме, для чего рекомендуется отбирать наиболее необходимые, основные, которые помогают четкому и выразительному исполнению того или иного народного танца.
Основные движения народно-сценического танца:
- demiplieugrandplie в народном характере;
- battementtend с работой пятки опорной ноги;
- battementjete с работой пятки опорной ноги;
- каблучный battement;
- подготовка к “веревочке”;
- разворот и сворот бедра в подготовке к “веревочке”;
- flic–flac ( с акцептом, с переступанием, с подскоком );
- выстукивания;
- adajio в народном характере ( по областям );
- grandbattement (с опусканием на колено, с опусканием на подъем ).
Упражнения на середине:
- «восьмерка» рукой;
- поклоны в русском характере ( по облястям );
- дроби ( в такт, из-за такта );
- «обертас» ( в цыганском характере );
- «ключ» ( в венгерском характере );
- вращение ( в белорусском характере );
- хлопушки, присядки.
4 раздел «Современный танец» (60 час)
Современный танец является неотъемлемой частью пластической культуры современного человека. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения.
В нашей школе в программе по хореографии существует раздел, который знакомит детей с современной хореографией. На уроках используется различные методы обучения: словесный, практический, проблемно- поисковый, самостоятельная работа.
Словесный метод носит теоретико-информационный характер. На уроках проходит знакомство учеников с краткой характеристикой современных стилей танца. Хип-хоп танцы являются одним из наиболее популярных направлений в современной танцевальной культуре. Хип-хоп переводится как «мелко прыгать», танец характеризуется большим количеством разнообразных прыжков. Движения тела полностью подчинены музыкальному биту, они могут быть мягкими и расслабленными или наоборот резкими и агрессивными. Отличительным моментом хип-хоп танцев является то, что большинство используемых движений обращено в пол, поэтому ноги всегда немного расслаблены, а корпус посажен достаточно низко.
В этом разделе по современному бальному танцу учащиеся изучают движения венского вальса (правый поворот, «зеркальце», перемена,встреча-раскрытие, «вальсовый квадрат»
5 раздел «Танцевальные композиции для концертов» (106 час)
Учащиеся на уроках учат танцевальные композиции старого и нового репертуара ансамбля. Отрабатывают их для техничного и синхронного исполнения. Работают над зрелищностью и эмоциональностью. Готовят номера для концертного и конкурсного исполнения.
Задача курса также: привить учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, балов, шоу–представлений, конкурсов.
Ведущим методом обучения является практический метод, занятия хореографией состоят из здоровьесберегающих технологий, технологий встречных усилий, дифференцированного обучения, личностно-ориентированой технологии, информационно-коммуникационной.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- Знать и понимать базовые термины по предмету;
- Уметь согласовывать свои движения с музыкой;
- Давать характеристику музыкальному и танцевальному материалу;
- Иметь представление о назначении и области применения хореографии;
- Выполнять движения на пластику, ритмику, с простейшей координацией;
- Осуществлять выбор движений на заданную музыку;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
- учащиеся выступают с концертными номерами на мероприятиях разного уровня;
- принимают участие с танцевальными номерами в конкурсах разного уровня;
- самостоятельно готовят выступления на классных часах и общешкольных мероприятиях.
Учебно-методический комплект и перечень средств ИКТ и ТСО, необходимых для реализации программы:
- компьютер;
- аудиоколонки
- аудиодиски
- видеодиски по хореографии
Список литературы:
- Базарова Н. Классический танец. Методика обучения в 4 и 5 классах. - Л.,
«Искусство», 2008 г.
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л., – М., «Искусство»,2010 г.
- Ваганова А. Основы классического танца. - Л., – М., 2008 г
- Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – Л., «Искусство», 2009 г.
- Костровицкая В. Школа классического танца. – Л., «Искусство», 2009 г.
- Лисицкая Т. Гимнастика и танец. – М., 2007 г.
- Современный бальный танец / Под ред. В.М. Строганова и В.И. Уральской.
- М., 2007г.
- Физкультурно – оздоровительная работа в школе / Под ред. А.М. Шлемина.
- М., 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по хореографии в младшей группе на тему: "Знакомство с профессиями на железной дороге".
Это занятие направлено на формирование в детях способности находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Оно развивает воображение, координацию движений. Знакомит с железно...
Рабочая программа по хореографии 3 класс
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образова...
Рабочая программа по хореографии для 6 класса "Танцевальный калейдоскоп"
В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получе...
рабочая программа по хореографии МДОУ
Рабочая программа по хореографии для старшей группы детей 5-6 лет...
рабочая программа по хореографии в старшей группе
рабочая программа по хореографии для работы с учениками 7-9, 10-11 классов...
Картотека музыкально-дидактических игр по Учебной программе дошкольного образования (первая младшая группа)
Игры и игровые задания «СОЛНЦЕ И ЛУНА»Возраст: от 2 до 3 летЦель: формирование представлений о характере музыки (бодро-спокойно)Игровой материал: игровые ил...
Рабочая программа воспитательной деятельности в младшей интернированной группе
Данная программа представляет собой разработанный курс воспитательской деятельности для воспитанников младшей интернированной группы....