рабочая программа по хореографии МДОУ
рабочая программа по теме
Рабочая программа по хореографии для старшей группы детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_starshey_gruppy.docx | 43.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 35 «ФАНТАСТИКА»
ВОЛЖСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД САРАТОВ»
Принято на заседании Утверждаю:
педсовета директор МДОУ
Центр развития ребенка-
детский сад № 35 «Фантастика»
администрации Волжского
протокол №____ района муниципального
«___»_________2013 г. образования «Город Саратов»
____________О.И. Абдулевская
Рабочая учебная программа
по хореографии для детей старшей группы
5 - 6 лет
Педагога дополнительного образования
О.В. Малетыч
г.Саратов
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Данная учебная программа по хореографии основана на методических разработках и авторской программе по хореографии, разработанной М.А. Адашевской, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Актуальность данной программы определяется социальным заказом современного общества на личность, обладающую определенным уровнем художественно-эстетического воспитания, а также потребностью в разработке методических рекомендаций по преподаванию хореографии детям дошкольного возраста.
Дошкольный период общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и всесторонней любознательности. Изучение детьми хореографии, вводит их в мир волнующих перевоплощений, радостных переживаний, открывает путь эстетического восприятия и освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Занятия хореографией способны оказать разностороннее комплексное влияние на развитие ребёнка и формирование его как эстетически и духовно развитой личности. Оказывая активное влияние на развитие эмоционально-образной сферы мышления, постоянно побуждая к творчеству, давая примеры нравственного поведения, тренируя волю и тело, хореография может дать детям то, чего не хватает в современном процессе обучения и воспитании детей - попытаться уравновесить, гармонизировать, интеллектуальное развитие ребёнка с физическим, нравственным, духовным и эмоциональным.
Цель – данной программы – физическое развитие, развитие эмоциональной сферы, эстетических и нравственных понятий через приобщение детей к искусству хореографии.
Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач:
1. Развивающие задачи:
- укреплять опорно – мышечный аппарат, формировать правильную осанку;
- развивать двигательную и музыкально – ритмическую координацию;
- развивать внимание, слуховую, зрительную, двигательную память;
- развивать эмоциональное восприятие, эмоциональную отзывчивость, фантазию.
2. Обучающие задачи:
- осваивать простейшие танцевальные движения;
- осваивать комбинации, рисунки, перестроения, хореографические композиции на базе проученных движений;
- приобретать навык эмоционального и образного исполнения хореографических композиций (танцев).
3. Воспитательные задачи:
- формировать художественный вкус;
- воспитывать понятие эстетики отношений в паре (мальчик - девочка);
- воспитывать трудолюбие, упорство, настойчивость, умение добиваться поставленной цели;
- формировать интерес к хореографическому искусству;
- воспитывать патриотические чувства, знакомить с элементами различных национальных культур.
В основу данной программы положен богатейший опыт великих мастеров танца, теоретиков, педагогов – практиков – А.Я.Ваганова, Т.А.Устиновой, Т.С.Ткаченко и др.
Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий детьми старшей группы (5 - 6 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий 25 мин.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
Содержание программы
- Вводное занятие.
На данном занятии дети узнают чем будут заниматься на протяжении учебного года.
- Партерная гимнастика.
Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. П.э.- это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
- Упражнения на ориентировку в пространстве.
Данная тема позволит детям продолжать знакомство с элементарными перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.), научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.
- Упражнения для разминки.
Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по данной программе.
- Народный танец.
В данном разделе дети будут продолжать знакомиться с элементами народного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями, танцевальными комбинациями.
- Классический танец.
Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям продолжить познавать свое тело, научиться грамотно владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети подробнее познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими движениями (battement tendu, demi plie и др.), познакомятся с квадратом А.Я.Вагановой. В этом учебном году к более простым танцевальным движениям будут добавляться более сложные, разучиваться танцевальные этюды.
- Бальный танец.
В этом разделе дети научаться держать корпус и руки согласно тому времени, к которому относятся исполняемые танцевальные движения, постараются перенять манеру исполнения танцев того или иного времени. Во время занятий бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в паре, что имеет большое воспитательное значение.
№ п/п | Тематическое планирование. |
1. | Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. |
2. | Классический танец : 1. Повторение изученного материала . 2. Упражнения на ориентировку в пространстве: - положение прямо (анфас), полуоборот; - свободное размещение по залу, пары, тройки; - квадрат А.Я.Вагановой. 3. Положения и движения рук: - перевод рук из одного положения в другое. 4. Положения и движения ног: - позиции ног (выворотные); - шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад; - танцевальный шаг назад в медленном темпе; - шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад). - releve по 1,2,3 позициям (муз. раз. 1/2 ,1/4, 1/8); - demi-plie по 1,2,3 поз.; - demi-plie c с одновременной работой рук; - сочетание полуприседания и подъема на полупальцы; - saute по 1,2,6 поз.; - saute в повороте (по точкам зала). 5. Танцевальные комбинации. |
4. | Народный танец : 1. Повторение. 2. Положения и движения рук: - положение на поясе – кулачком; - смена ладошки на кулачок; - переводы рук из одного положения в другое (в характере рус. танца); - хлопки в ладоши – двойные, тройные; - руки перед грудью – «полочка»; - «приглашение». 3. Положение рук в паре: - «лодочка» (поворот по руку); - «под ручки» (лицом вперед); - «под ручки» (лицом друг к другу); - сзади за талию ( по парам, по тройкам). 4. Движения ног: - шаг с каблука в народном характере; - простой шаг с притопом; - простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); - простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию); - battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз., в сочетании с demi-plie; - battement tendu вперед, в сторону на носок с переводом на каблук по 1 свободной поз., в сочетании с притопом; - притоп простой, двойной, тройной; - простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; - простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; -простой дробный ход (с работой рук и без); - танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга); - простой бытовой шаг по парам под ручку вперед , назад; - простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку противоположными руками; - танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию); - прыжки с поджатыми ногами; - «шаркающий шаг»; - «елочка»; - «гармошка»; - поклон на месте с руками; - поклон с продвижением вперед и отходом назад; - боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции; - «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; - «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции. (мальчики) - подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции); - подскоки на двух ногах ( 1 прямая, свободная позиция). (девочки) - простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию ( вверху, между 2 и 3 позициями) - маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка»; - бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»; 5. Упражнения на ориентировку в пространстве: - диагональ; - простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре; - «звездочка»; - «корзиночка»; - «ручеек»; - «змейка». 6. Танцевальные комбинации. |
5. | Бальный танец: 1. Постановка корпуса, головы, рук и ног. 1. Движения ног: - шаги: бытовой, танцевальный; - поклон и реверанс; - боковой подъемный шаг (par eleve); - « боковой галоп» простой, с притопом (по кругу, по линиям); - «пике» (одинарный, двойной) в прыжке; - легкий бег на носках по кругу по парам лицом и спиной вперед. 2. Движения в паре: - (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика; - « боковой галоп» вправо, влево; - легкое покачивание лицом друг к другу в правую сторону. 3. Положения рук в паре: - основная позиция; - «корзиночка». 4. Танцевальные комбинации. |
6. | Этюды: - сюжетные танцы к праздничным утренникам. |
7. | Подготовка к итоговому контрольному занятию. |
8. | Итоговое контрольное занятие. |
9. | Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста. |
ИТОГО: 36 часов |
Календарно-тематический план
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Занятие 1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. Повторение 1 года обучения. Упражнения на ориентировку в пространстве. | Занятие 2. (к.т.) Повторение 1 года обучения. Положения и движения ног. Положения и движения рук. | Занятие 3. (к.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: -положение прямо (анфас), полуоборот, профиль. Положения и движения ног: - позиции ног(выворотные); - releve по 1,2,3 позициям. | Занятие 4. (к.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - квадрат А.Я.Вагановой; Положения и движения ног: - saute по 1,2.6 позиции по точкам зала. Положения и движения ног: - sotte в повороте (по точкам зала). |
О К Т Я Б Р Ь | Занятие 5. (к.т.) Положения и движения ног: - demi – plie по 1,2,3 позициям. - сочетание маленького приседания и подъема на полупальцы. Положения и движения ног: - шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад. - танцевальный шаг назад в медленном темпе. | Занятие 6. (к.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - свободное размещение по залу, пары, тройки. Положения и движения ног: - шаги с высоким подниманием ноги согнутой в колене вперед и назад на полупальцах. Положения и движения ног: - demi-plie с одновременной работой рук. | Занятие 7. (к.т.) Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца. | Занятие 8. (к.т.) Сюжетный танец . |
Н О Я Б Р Ь | Занятие 9. (н.т.) Повторение. Положения и движения ног. Положения и движения рук. | Занятие 10. (н.т.) Повторение. Положения и движения ног. Положения и движения рук: - положение рук на поясе – кулачком; - смена ладошки на кулачок. | Занятие 11. (н.т.) Движения ног: - шаг с каблука в народном характере; - простой шаг с притопом. Положения и движения рук: - переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца). | Занятие 12. (н.т.) Движения ног: - простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта). - с выносом ноги на пятку в сторону и одновременной открыванием рук в стороны (в заниженную 2 поз). |
Д Е К А Б Р Ь | Занятие 13. (н.т.) Движения ног: - battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании с demi-plie. - притоп простой, двойной, тройной; - battement tendu вперед, в сторону на носок с переводом на каблук по 1 свободной позиции, в сочетании с притопом. | Занятие 14. (н.т.) Движения ног: - простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу. Положения и движения рук: - хлопки в ладоши – двойные, тройные; - руки перед грудью – «полочка». - «приглашение». | Занятие 15. (н.т.) Положения рук в паре: - «лодочка» (поворот под руку). Движения ног: Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад. | Занятие 16. (н.т.) Положения рук в паре: - «под ручки» (лицом вперед). Движения ног: - простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; - танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга). |
Я Н В А Р Ь | Занятие 17. (н.т.) Положение рук в паре: - «под ручки» (лицом друг к другу). Движения ног: -простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под ручку противоположными руками. Упражнения на ориентировку в пространстве: - простейшие перестроения : колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре. | Занятие 18. (н.т.) Положения рук в паре: - сзади за талию (по парам, тройкам). Движения ног: - танцевальный шаг по парам, тройкам ( положение рук сзади за талию). Упражнения на ориентировку в пространстве: - диагональ. | Занятие 19. (н.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - «змейка»; - «ручеек». Движения ног: - прыжки с поджатыми ногами. | Занятие 20. (н.т.) Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца. |
Ф Е В Р А Л Ь | Занятие 21. (н.т.) Движения ног: - «шаркающий шаг». - «елочка»; (мальчики): - подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции). | Занятие 22. (н.т.) Движения ног: - «гармошка»; (девочки): - простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями). | Занятие 23. (н.т.) Движения ног: - поклон на месте с руками; - поклон с продвижением вперед и отходом назад. (мальчики): - подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция); (девочки): - бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка». | Занятие 24. (н.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - «звездочка». - «корзиночка». - «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки): - маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка». |
М А Р Т | Занятие 25. (н.т.) Движения ног: - боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции. - «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции. | Занятие 26. (н.т.) Танцевальная комбинация, построенная на движениях народного танца. «Кадриль». | Занятие 27. (б.т.) Движения ног: - поклон, реверанс. | Занятие 28. (б.т.) Постановка корпуса, головы, рук и ног. Движения ног: - шаги: бытовой и танцевальный. |
А П Р Е Л Ь | Занятие 29. (б.т.) Движения ног: -«боковой галоп» простой (по кругу). - «боковой галоп» с притопом (по линиям). | Занятие 30. (б.т.) Движения ног: - «пике» (одинарный) в прыжке.(двойной) в прыжке. Движения в паре: - (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика. | Занятие 31. (б.т.) Положения рук в паре: - основная позиция. Движения ног: - легкий бег на полупальцах по кругу по парам лицом и спиной вперед.
| Занятие 32. (б.т.) Движения ног: - боковой подъемный шаг. Положения рук в паре: - «корзиночка». Движения в паре: - «боковой галоп» вправо, влево. - легкое покачивание лицом друг к другу; - поворот по парам. |
М А Й | Занятие 33. (б.т.) Танцевальная комбинация, построенная на элементах бального танца. | Занятие 34. (б.т.) Подготовка к контрольному итоговому занятию. | Занятие 35. Итоговое контрольное занятие. | Занятие 36. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей. |
Достижения детей , приобретаемые в ходе непосредственной образовательной деятельности по хореографии
К концу учебного года :
знать | иметь представление | уметь |
Квадрат А.Я.Вагановой. | О классическом танце. | Ориентироваться в танцевальном зале. |
Положения и движения рук классического танца. | О port de bras (классического танца). | Правильно переводить руки из одного положения в другое. |
Положения и движения ног классического танца: (позиции – выворотные, танцевальные шаги, элементы классического экзерсиса). | Об экзерсисе классического танца (на середине зала). | Правильно выполнять все элементы классического танца (соответствующие данному возрасту). |
Положения и движения рук народного танца: (положение кисти на талии, port de bras характерного танца, хлопки в ладоши, «полочка» и др.) | О русском народном танце. | Правильно сменять одно положение рук народного танца на другое и выполнять хлопки в ладоши. |
Положения рук в паре. | О работе партнеров в паре. | Исполнять повороты и различные танцевальные движения в паре. |
Движения ног народного танца. | О русском народном танце. (мальчики) – о присядке. | Исполнять различные виды шагов, элементы народного экзерсиса и танцевальные движения народного танца, соответствующие данному возрасту. Правильно выполнять резкое и плавное приседание (подготовка к присядке), подскоки на двух ногах. |
Упражнения на ориентировку в пространстве. | О танцевальных рисунках. | Безошибочно перестраиваться из одного танцевального рисунка в другой: - «звездочка»; - «корзиночка»; - «ручеек»; - «змейка». |
Движения бального танца. | Об историко-бытовом танце. | Уметь выполнять шаги бального танца, двигаться в паре и знать основные положения рук в паре. Уметь чувствовать своего партнера. |
Этюды. | О различных танцевальных направлениях. | Безошибочно исполнять поставленные тренировочные этюды, передавая характер музыки. |
Техническое обеспечение:
- просторное помещение для занятий;
- зеркала, хореографический станок;
- музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор;
- CD , DVD ;
- реквизит к танцевальным постановкам.
Способы проверки достижения
требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников
В начале года оцениваются общие психофизические данные детей: восприятие, внимание, память, координация, а также музыкально – ритмическое развитие:
- умение концентрировать внимание, воспринимать, запоминать материал;
- простейшие навыки координации: право, влево, вперёд, назад, круг, колонка;
- умение слушать музыку, определять её характер, настроение, темп (быстрый, медленный).
На конец года критериями оценки освоения программы являются показатели:
- умение чётко исполнять музыкальные движения, различать вступление, сильную и слабую доли, начало и конец фразы;
- запоминать и воспроизводить комбинации, перестроение по рисункам, хореографические комбинации;
- освоения навыка эмоционального, образного исполнения;
- способность импровизировать.
Картотека игр :
Игра «Козел»
Музыкальное сопровождение – русская народная мелодия
Выбирается водящий – «козел», остальные дети сидят на стульчиках и поют:
Шел козел по лесу, водящий ходит по залу, показывая
По лесу, по лесу, рожки,
Нашел себе принцессу, поклоном выбирает себе «прин-
цессу»
Принцессу нашел, выводит на середину зала,
Давай с тобой попрыгаем, прыгают взявшись за руки,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подвигаем, выбрасывают ножки в стороны,
Подвигаем, подвигаем,
И хвостиком помашем, «крутят хвостиками»,
Помашем, помашем,
Ну, а потом попляшем, кружатся поскоком.
Попляшем. Эх!
Песня повторяется, теперь уже два «козлика» ищут себе «принцессу», получается две пары. Песня повторяется до тех пор, пока все дети не будет привлечены в игру.
Игра «Росточек»
Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она
наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному
появляются листики, а затем бутон.
Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он
покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот
и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова
прорасти весной.
Игра «Водяной»
По считалке выбирается «Водяной». Ему платком завязывают глаза, водят
вокруг него хоровод и поют:
— Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? Выходи на бережок,
Поиграй со мной, дружок!
Исполнив песню, дети разбегаются.
Водяной кричит: «Стоп!»
Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и
старается кого-нибудь коснуться.
Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает:
«Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи).
Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает
повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее
«оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую на
его взгляд. Тот, чья поза лучше и будет Водяным.
Игра начинается снова.
Березки
Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя:
«Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.
Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.
Зима. Веточки на березках дрожат от холода. снег пригибает их к земле.
Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются и из них появляются новые листочки.
Хоровод
(снятие напряжения, развитие чувства общности выразительности движений)
Дети встают в круг и по команде показывают, двигаясь по кругу, печального зайца, злого волка, сердитого медведя,
задумчивую сову, виноватую лису, счастливую муху и т.д.
Список литературы
1. Барышникова Т.К. «Азбука хореографии». – СПб., 1996.
2. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». – М., 2004.
3. Гусев Г.П. «Этюды». – М., 2004.
4. Звездочкин В.А. «Классический танец». – Ростов н/Д., 2003.
5. Устинова Т. «Беречь красоту русского народного танца». – М., 1959.
6. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. «Музыка и движение». – М., 1984.
7. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать». – М., 2003.
8. Белов М. «Эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства». - М.,1953.
9. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., Линка – Пресс, 2006.
10. Иванов В.А. «Детский танец», методическое пособие, Пермь, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по хореографии 3 класс
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образова...
Рабочая программа по хореографии для 6 класса "Танцевальный калейдоскоп"
В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получе...
Рабочая программа по хореографии 5 класс
Рабочая программа по хореографии 5 класс...
Рабочая программа по хореографии
Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Дети проводят большое количество времени сидя за партой, з...
Рабочая программа по хореографии
Рабочая программа по хореографии, 11класс, "Выпускной бал"...
Рабочая программа кружка "Хореография"
Данная программа предназначена для гармоничного развития способностей учащ...
рабочая программа по музыке МДОУ
Рабочая учебная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса...