Рабочая программа художественной направленности "Цветочные фантазии"
рабочая программа на тему
Эта программа расчитана на два года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Цветочные фантазии" | 400.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Радуга» муниципального образования Каневской район
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Цветочные фантазии»
(название программы)
«Цветочные фантазии»
(наименование объединения)
Направленность: художественная
Уровень: базовый
Рассчитана на детей от 7 до 14 лет
Срок реализации: 2 года
Общее количество часов: 360 часа
Усольцева Елена Александровна
педагог дополнительного образования
(ФИО преподавателя, разработчика, должность)
ст. Каневская
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Когда переплетенья и узоры
Ласкают и пленяют наши взоры,
Когда в плену у тусклой суеты
Так не хватает яркой красоты,
То представляешь, как прекрасны руки,
Которые всегда, не зная скуки,
Плетут произведение свое,
Нам этим украшая бытие.
И. Савельева
История возникновения искусства цветоделания уходит корнями в далекое прошлое. Первое появление искусственных цветов – это 3-4 век до н. э. Искусственные цветы были известны египтянам еще в третьем тысячелетии до н.э. В Древнем Китае изготавливали цветы из шелка, золота, а также из более простых материалов таких как перья, глина, и пергамент.
На всем протяжении нашей цивилизации, во всех культурах встречается информация об этом виде рукоделия. Люди всегда окружали себя цветами.
В России искусственные цветы появились в конце 18- начале 19 веков. С этого времени этот вид рукоделия становится очень популярным. Цветы делают из ткани, воска, бумаги, кожи.
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Цветоделание является доступным видом деятельности для детей, оно обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из различных материалов с использованием самых разнообразных техник. В основу программы положено обучение , основанное на развитии интереса и творческих способностей школьников во внеурочное время. В программе все подобранно таким образом, чтобы можно было использовать доступные материалы и инструменты и также изделия имели эстетическую значимость. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет нитолько расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что окажет благотворное влияние на его общее развитее.
Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскиза, составления вариантов композиции, проработке деталей. Выполнение творческих работ предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. Учащиеся знакомятся с рациональным расходованием материалов.
Большое значение имеет обсуждение художественных выставок, поиск и подбор иллюстраций образцов дизайнерских разработок и организация проектной деятельности. При выполнении творческих проектных работ, кроме усвоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным и эстетическим, так и экономическим и экологическим требованиям. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения и изготовлять своими руками красивые и нужные предметы, что позволяет повысить интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда.
Новизна дополнительной образовательной программы «Цветочные фантазии» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе обучения дети осваивают основы мастерства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают мир красоты. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через фантазию.
Актуальность программы ещё и в том, что обеспечивает занятость детей в свободное от школы время. Процесс подготовки и изготовление работ способствует развитию эстетического вкуса, чувства цвета, композиционного решения, а также самореализации учащихся в творчестве.
Данная общеобразовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации в процессе деятельности у детей воспитываются нравственно - волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций: как анализ, синтез, сравнение, обобщение. У детей развивается абстрактное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Одна из главных целей программы является обогащение мировосприятия учащегося, т.е. развитие творческой культуры ребенка. Развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание аккуратности, трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости создания и открытия для себя чего-то нового средствами декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
- научить детей различным приемам работы с различными материалами.
- научить детей правильно пользоваться необходимыми для работы инструментами;
Развивающие:
- развивать у детей чувственное восприятие и воображение.
- развивать криативного мышление, абстрактное представление готового изделия.
- развитие мелкой моторики, глазомера, внимания и памяти.
Воспитательные:
- воспитывать терпение и усидчивость на занятиях, аккуратность при выполнении работы.
Отличительные особенности программы
Программа разработана для детей в возрасте 7 –14 лет .
В объединение принимаются все желающие дети, проявляющие интерес к занятиям декоративно-прикладным творчеством.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
- 1 год обучения – 144 недельных часа (2 часа 2 раза в неделю).
- 2 год обучения-216 часов(2раза в неделю по 3 часа).
В группу первого года обучения принимаются все желающие.
Группа второго года обучения формируется из обучающихся, успешно освоивших программу первого года обучения и могут приниматься на второй год обучения дети уровень знаний, умений и навыков, которых соответствует требованиям данной программы.
Форма организации детей на занятии групповая. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Основной формой является практическая и самостоятельная работа, наряду с традиционными формами используются и нетрадиционные: экскурсии, викторины, выставки. В процессе работы проводятся постоянные консультации. В деловой и доброжелательной атмосфере анализируются и разбираются ошибки и неудачи обучающихся. Теоретическая часть дается в основном в форме беседы. Занятие – игра – методический прием, который повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. При реализации программы используются различные методы:
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные;
- частично-поисковые
- исследовательские;
- практические (наблюдения, экскурсии, и т.д.)
Обучающиеся наконец 1 года обучения:
Должны знать:
- основы материаловедения;
- основы технологических процессов и операций;
Уметь:
- использовать основной набор инструментов и приспособлений, необходимых для изготовления поделок и правил по охране труда при работе с этими инструментами;
- правильно организовывать свое рабочее место;
- работать с инструментами, необходимыми для изготовления декоративных композиций;
- выполнять основные технологические процессы и операции;
- анализировать результаты своей деятельности.
Обучающиеся наконец 2 года обучения
Должны знать:
- Правила безопасной работы с инструментами, приспособлениями.
- Виды и свойства тканей, основы цветоведения.
- Знать основы проектирования изделия.
- Правила и законы композиции применительно к конкретному направлению декоративно-прикладного искусства.
- Сочетание цветов.
- Общую последовательность выполнения изделий.
Уметь:
- Раскраивать элементы изделия и соединять между собой.
- пользоваться основными техниками вышивки шелковыми лентами.
- выполнять основные приемы, швы и узоры вышивки лентами.
Итоги освоения образовательной программы проводятся на отчетных занятиях в форме игр, выставок работ учащихся, праздниках. В течение обучения проводится аттестация: начальная выявляет способности, интересы, степень развития художественных навыков. Промежуточная аттестация позволяет выявить степень совершенствования умений и навыков. Итоговая аттестация позволяет выявить уровень качества усвоения образовательной программы, который фиксируется в итоговом комплексном учете индивидуального освоения программы. Так же ведется портфолио обучающихся, куда заносятся результаты участия обучающихся в мероприятиях и конкурсах.
Учебно-тематический план
1 год обучения – 144 часа.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Работа с различными материалами. | 24 | 4 | 20 |
3. | Работа с бумагой и картоном. | 14 | 2 | 12 |
4. | Рождественские приготовления. | 30 | 6 | 24 |
5. | Работа с фоамираном. | 38 | 8 | 30 |
6. | Работа с тканью и нитками. | 38 | 4 | 34 |
10. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Всего за год | 144 | 26 | 118 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (144 часа).
- Вводное занятие. «Цветоделание». История возникновения этого вида искусства. Теория: Ознакомление детей с правилами поведения, с режимом работы объединения «Цветочные фантазии». История возникновения и развития цветоделания. Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Правила безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
- Разнообразие материалов. Салфетки. Объемная аппликация.
Теория: Знакомство с разнообразием материалов. Показ возможностей разного качества бумаги.
Практика: Изготовление аппликации из жгутиков салфетки.
- Виды обработки салфетки. Катаем шарики. Предметная аппликация
Теория: Изучаем способы оформления салфетки при оформлении стола.
Практика: Развитие мелкой моторики. Катаем шарики и выкладываем рисунок.
- Скручивание «Букет из роз». Общая композиция.
Теория: Изучаем способы формирования деталей цветка. Изучаем основы композиции.
Практика: Скручиваем детали. Формируем цветы. Создаем композицию.
- Работа с трафаретом. Вискозные салфетки. «Цветы – фантазии».
Теория: Знакомство с новым материалом. Правила работы с трафаретом. ТБ работы с ножницами и клеем.
Практика: Учимся работать с трафаретами. Вырезаем детали. Формируем цветы по собственному желанию.
- Работа с природным материалом. Разнообразие семян. Подготовка семян к работе. Изготовление эскизов.
Теория: Знакомство с разнообразием семян, их формами и размерами. Выбор семян по цветовой гамме.
Практика: Калибруем семена по цвету и размеру. Рисуем эскиз.
- Декоративная тарелка из семян и диска. Технология работы с клеем.
Теория: ТБ работы с клеем.
Практика: Изготовление узоров на декоративной тарелке по собственному замыслу.
- Технология окраски кукурузных листьев. Разработка эскиза панно «Подсолнухи».
Теория: Знакомство с одним из направлений народного творчества - работа с талашом.
Практика: Окраска листьев кукурузы. Рисуем эскиз панно «Подсолнухи».
- Составление общей композиции.
Теория: ТБ работы с ножницами. Повторяем основы композиции.
Практика: Вырезаем лепестки. Оформляем панно.
- Технология работы с яичной скорлупой. Подготовка основы - в технике кракле.
Теория: Знакомство с новым материалом. Знакомство с новым понятием – Декупаж и кракле.
Практика: Наклеиваем скорлупу на основу.
- Тарелка в технике декупаж. Технология наклеивания салфетки.
Теория: История техники декупаж. Изучение способов наклеивания салфетки.
Практика: Готовим основу для наклеивания. Наклеиваем салфетку.
- Прогулка в парке. Тема «Цвета осени». Роза из кленовых листьев.
Теория: Знакомство с природой малой Родины. Наблюдение за формами и расцветками осенних листьев.
Практика: Формируем цветок розы из осенних листьев.
- Разнообразие бросовых материалов. Кувшинка из фисташковой скорлупы.
Теория: Знакомство с понятием бросовые материалы. Беседа по теме «Защита природы».Знакомство с цветами водоемов.
Практика: Формируем цветок из скорлупы.
- РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ. Разновидность материалов. Технология работы с гофрированной бумагой. Разновидность конфетных цветов.
Теория: Знакомство с новым материалом и его возможностями.
Практика: Изготовление деталей цветов.
- Изготовление эскиза конфетного букета. Способы крепления цветов в букете.
Теория: Знакомство с наукой составления букета.
Практика: Изготавливаем основу и детали букета.
- Изготовление деталей конфетного букета. ТБ работы с клеем.
Теория: ТБ работы с клеем и шилом.
Практика: Сборка отдельных цветов.
- Составление общей композиции. Проработка деталей.
Теория: Правила формирования букета.
Практика: Составляем общую композицию. Индивидуально прорабатываем детали.
- Оригами. Знакомство с культурой японского складывания из бумаги. Цветок сакуры.
Теория: Знакомство с культурой Японии.
Практика: Складываем цветок сакуры.
- Оригами. Продолжение знакомства с техникой складывания из бумаги. Цветок лотоса.
Теория: Продолжение знакомства с особенностями народного творчества «Страны восходящего солнца».
Практика: Складываем цветок Лотоса.
- Оригами. Цветок гвоздики.
Теория: Разновидность техник оригами.
Практика: Складываем цветок гвоздики.
- РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ. Декор свечи. Разнообразие стилей.
Теория: Беседа о истории и обычаях празднования Рождества. Знакомство с новым материалом.
Практика: Подготовка деталей к оформлению свечи в технике декупаж.
- Декор свечи. Индивидуальная работа по замыслу детей.
Теория: Продолжаем беседу о праздновании Рождества.
Практика: Декорируем свечу салфеткой.
- Украшение на елку. Снежинка-цветок из макарон. Работа с клеем.
Теория: Разновидность форм и природа снежинок. ТБ работы с клеем.
Практика: Формируем снежинку по замыслу детей.
- Новогодняя гирлянда из помпонов. Закрепление навыков работы с салфетками.
Теория: Знакомство с историей украшения ели к новому году.
Практика: Изготовление помпонов из уже знакомого материала – салфетки.
- Елочная игрушка из тыквенных семечек. Закрепление навыков работы с природными материалами.
Теория: Вспоминаем разнообразие семян. ТБ с клеем.
Практика: Формируем елочное украшение из семян тыквы.
- Елочный шар в технике «декупаж кракле». Закрепление навыков. Изготовление основы.
Теория: Вспоминаем основы декупажа.
Практика: Готовим основу для декупажа елочного шара.
- Елочный шар. Декупаж. Оформление салфетки.
Теория: Знакомство со стилем «винтаж».
Практика: Наклеивание салфетки . Проработка деталей украшения.
- Разнообразие оформления подарков. Изготовление новогодней упаковки. Цветочные мотивы.
Теория: История возникновения культуры оформления подарков.
Практика: Изготовление цветов из бумаги, как деталь оформления подарка.
- Разнообразие оформления подарков. Работа с природным материалом.
Теория: Знакомство с разнообразием материалов, которые можно применить для оформления.
Практика: Изготовление деталей оформления из природных материалов.
- Изготовление сувенира «Шелковая елочка». Изготовление основы.
Теория: Знакомство с новым материалом. ТБ работы с ножницами.
Практика: Изготовление деталей «Шелковой елочки».
- Изготовление сувенира «Шелковая елочка». Сочетание разных фактур ткани.
Теория: ТБ работы с клеем.
Практика: Сборка деталей. Проработка украшения готового изделия.
- «Рождественский венок». Изготовление основы. Разнообразие форм и материалов изготовления.
Теория: История возникновения новогодних традиций. Знакомство с новыми материалами.
Практика: Изготовление основы.
- «Рождественский венок». Изготовление по замыслу детей из выбранных материалов.
Теория: Правила составления композиции традиционного рождественского венка.
Практика: Самостоятельная работа из выбранных материалов.
- «Рождественский венок». Проработка деталей. Индивидуальная работа.
Теория: Вспоминаем приемы ,с помощью которых можно дополнить композицию.
Практика: под руководством педагога делаем дополнительные элементы декора.
- РАБОТА С ФОАМИРАНОМ. Знакомство с новым материалом. ТБ и правила работы.
Теория: Знакомство с новым материалом, его свойствами и возможностями. ТБ работы с острыми и режущими предметами.
Практика: Изучаем практически способы обработки материала.
- Знакомство с кроем. Изготовление шаблонов для работы.
Теория: Знакомимся с используемыми инструментами. Изучаем способы изготовления шаблонов.
Практика: Учимся работать с шаблонами, правильно распологать их на материале для экономного его расходования.
- Где искать вдохновение. Гармония цвета. Особенности окраски лепестков пастелью.
Теория: Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Знакомство с пастелью.
Практика: Изучаем способы окраски фома пастелью.
- Полевые цветы. Ромашка. Изготовление шаблонов. Особенности сборки цветка. Проработка и окраска лепестков пастелью.
Теория: Вспоминаем разнообразие полевых цветов. Изучаем строение цветка ромашки.
Практика: Готовим шаблоны. Окрашиваем лепестки.
- Сборка цветка. Особенности в работе со стеблем. ТБ с клеем и проволокой.
Теория: ТБ работы с клеем.
Практика: Поэтапная сборка цветка. Обмотка стебля с креплением листьев.
- Особенности строения и сборки василька. Изготовление лепестков и листьев.
Теория: Изучаем строение василька.
Практика: Изготовление деталей цветка. Окраска.
- Сборка василька. Проработка деталей.
Теория: ТБ работы с клеем и проволокой.
Практика: Собираем детали. Оформляем стебель.
- Незабудка. Особенности строения ветки. Изготовление цветов.
Теория: Изучаем цветок незабудки. Выбираем необходимые материалы, на основе уже имеющегося опыта.
Практика: Изготавливаем детали цветка, листья и готовим летоны для стебля.
- Сборка цветков. Оформление листа и стебля.
Теория: Разнообразие и особенности окраски цветов.
Практика: Собираем цветы и формируем веточку.
- Изготовление корзины с полевыми цветами. Изучение основ формирования букета.
Теория: Изучение основ формирования букета. Сочетание цветов и форм.
Практика: Формируем букетик в корзиночке из уже изготовленных цветов.
- Цветок герберы. Разновидность окраски. Изготовление лепестков. Сборка цветка.
Теория: История цветка. Разновидность окраски.
Практика: Изготавливаем детали, красим и собираем цветок.
- Изготовление подвески сердце из газетных трубочек с оформлением цветком герберы.
Теория: Знакомимся со способами декора.
Практика: Изготовление трубочек из газеты и формирование сердца из них. Оформление подвески.
- Изучение и изготовление цветка пуансеттии. Сборка цветка.
Теория: Знакомимся с цветком пуансеттии.
Практика: Изготовление деталей, сборка цветка.
- Изготовление подсвечника из изученных ранее цветов по выбору ребенка. Индивидуальная работа.
Теория: Знакомимся с разнообразием форм и стилей подсвечников. Учимся работать самостоятельно.
Практика: Самостоятельная работа с консультациями педагога.
- Особенности строения и расцветки крокуса. Изготовление лепестков и листьев. Сборка цветка.
Теория: Изучаем разнообразие первоцветов - их форм и окрасок.
Практика: Изготовление деталей. Сборка цветка.
- Изучаем цветок подснежник. Изготовление лепестков, сборка. Оформление стебля.
Теория: Вспоминаем стихи, песни и сказки, где присутствует упоминание о подснежнике. ТБ работы с клеем и ножницами.
Практика: Изготовление деталей. Окраска и сборка цветка.
- Изготовление весенней композиции из изученных цветов.
Теория: Знакомимся со способами оформления весенней композиции.
Практика: Выбираем и оформляем композицию по задумке детей.
- Индивидуальная работа. Брошь «Цветок». Работа по замыслу детей.
Теория: Способы крепления броши. ТБ работы с колюще - режущими предметами.
- Организация выставки « Цветы в нашей жизни ».
Теория: Знакомимся с правилами расположения работ на выставке.
Практика: Оформляем выставку.
- РАБОТА С ТКАНЬЮ И НИТКАМИ. Праздничный бант заколка из лент. Заготовка деталей. ТБ работы с иголкой.
Теория: Знакомство с новыми материалами. ТБ работы с иглой.
Практика: Учимся отмерять и отрезать необходимое количество ленты.
- Сборка готового изделия. Проработка деталей праздничного банта.
Теория: ТБ работы с клеем и иглой.
Практика: Изучаем способы крепления деталей. Дополняем изделие бисером.
- Знакомство с искусством изготовления цветов «канзаши». История. Разновидность форм.
Теория: История возникновения техники «канзаши». Знакомство с разнообразием форм.
Практика: Рассматриваем разнообразие материалов , форм и цветов.
- Изучение простого круглого лепестка «канзаши». Изготовление пятилепесткового цветка канзаши.
Теория: ТБ работы с иглой.
Практика: Заготавливаем детали. Изучаем способ складывания круглого лепестка. Изготавливаем 5 деталей и формируем цветок.
- Изучение простого острого лепестка канзаши. Изготовление цветка канзаши.
Теория: ТБ работы с иглой. Знакомимся с возможностями использования цветка.
Практика: Изучаем способ складывания острого лепестка. Изготавливаем необходимое количество деталей и формируем цветок.
- Разработка эскиза цветка канзаши по замыслу детей. Индивидуальная работа.
Теория: ТБ работы с иглой и ножницами.
Практика: Рисуем эскиз и формируем цветы из изученных деталей.
- Цветы из кругов. Способы обработки края. Роза из шифона.
Теория: Знакомство с новым материалом. Способы обработка ткани. ТБ работы с ножницами и иглой.
Практика: Изготовление деталей.
- Цветы из кругов. Сборка цветка.
Теория: ТБ работы с иголкой.
Практика: Сшиваем детали цветка в заданном порядке.
- Оформление серединки цветка из бисера. Обработка листьев.
Теория: Рассматриваем способы работы с бисером. ТБ работы с иглой.
Практика: Вышиваем серединку цветка бисером.
- Изготовление цветка из полоски ткани. Наметочный шов.
Теория: ТБ работы с иглой. Способы оформления цветами из ткани одежды и украшений для волос.
Практика: Изучаем технику выполнения наметочного шва.
- Винтажные цветы из кружев и кусочков ткани. ТБ работы с клеем.
Теория: Знакомство с особенностями винтажного стиля. ТБ работы с клеем.
Практика: Изготовление цветов из кружев уже известными способами.
- Совмещение разных материалов. Цветы из нотной бумаги, кружев. Изготовление розы из холщевой ткани.
Теория: Знакомство с новым материалом.
Практика: Делаем цветы из разных материалов уже известными способами.
- Изучение возможностей нового материала- мешковины. Изготовление эскиза подушки в винтажном стиле.
Теория: Знакомство с новым материалом.
Практика: Делаем эскиз подушки.
- Изготовление деталей подушки. Проработка деталей.
Теория: ТБ работы с иглой.
Практика: Изготавливаем детали декора.
- Сборка изделия. Работа над акцентами.
Теория: ТБ работы с иглой.
Практика: Оформляем подушку согласно эскизу изготовленными деталями.
- Изготовление ободка с цветами. Способы обмотки ободка. Изготовление эскиза.
Теория: Знакомимся с искусством оформления украшений для волос.
Практика: Изучаем способы обмотки ободка. Изготавливаем эскиз.
- Делаем детали из уже изученных цветов. Самостоятельная работа с консультацией учителя.
Теория: ТБ работы с иглой.
Практика: Изготавливаем детали оформления ободка по задумке ученика.
- Сборка деталей ободка. Проработка деталей под руководством учителя.
Теория: ТБ работы с клеем.
Практика: Сборка деталей ободка. Проработка деталей.
- Итоговое занятие. Организация выставки работ учащихся.
Учебно-тематический план
2 год обучения – 144 часа.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 3 | 2 | 1 | |
Вышивка лентами | 81 | 27 | 54 | |
Технология работы с фоамираном. | 75 | 25 | 50 | |
Работа с различными материалами. | 54 | 17 | 37 | |
Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 | |
Всего за год | 216 | 72 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 год обучения
- Вводное занятие: правила поведения, ТБ при работе с инструментами, введение в общеобразовательную программу.
Теория: Ознакомление детей с правилами поведения, с режимом работы объединения «Цветочные фантазии». Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Правила безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем и иглой.
- Вышивка лентой. Знакомство с историей вышивки лентой. Инструменты и материалы.
Теория: Знакомство с новым видом декоративно - прикладного искусства. История вышивки лентами. ТБ работы с иглой.
Практика: Учимся заправлять ткань в пяльцы. Изучаем закрепление ленты в игле.
- Знакомство с технологией выполнения прямого, перекрученного и изогнутого стежков.
Теория: Изучаем разные техники вышивки лентами. Тб работы с иглой. Способы использования выполненных стежков.
Практика: Изучаем технологию выполнения стежков.
- Знакомство с технологией выполнения стежка« Петельки по кругу».
Теория: Продолжаем знакомство с историей вышивки лентами в народном творчестве. ТБ работы с иглой.
Практика: Изучаем технологию выполнения стежка.
- Знакомство с технологией выполнения стежков «Петелька с прекрепкой» и «Петелька с глазком».
Теория: Способы использования в одежде вышивку лентами. ТБ работы с иглой.
Практика: Изучаем технологию выполнения стежков.
- Панно «Полянка». Выполнение эскиза.
Теория: Правила оформления эскиза на ткани. Разговор о сочетании цветов в одной композиции.
Практика: Закрепляем ткань в пяльцах. Учимся выполнять эскиз на ткани.
- Панно «Полянка». Вышивка Цветов.
Теория: ТБ работы с иглой.
Практика: Вышиваем цветы.
- Панно «Полянка». Оформление травы.
Теория: Обсуждение проделанной работы с исправлением ошибок. Тб работы с иглой.
Практика: Оформление травы.
- Оформление готового изделия панно «Полянка».
Теория: Способы и методы оформления готовой работы. ТБ работы с иглой.
Практика: Учимся закреплять готовую работу в рамке.
- Знакомство с технологией выполнения стежков «Французский узелок» и «Колониальный узелок».
Теория: Знакомство с новыми стежками. Изучение работ выполненных этими стежками.
Практика: Изучаем технологию выполнения стежков.
- Мешочек «Сирень». Выполнение эскиза. Изготовление цветов.
Теория: ТБ работы с иглой. Подборка цветов ленты и ткани для мешочка.
Практика: Делаем эскиз на ткани. Выполняем раскрой деталей мешочка. Начинаем вышивать цветы.
- Мешочек «Сирень». Вышивка стеблей и оформление букета.
Теория: ТБ работы с иглой.
Практика: Продолжаем вышивать цветы. Вышиваем стебель.
- Сшиваем мешочек. Оформляем готовое изделие.
Теория: ТБ работы с иглой.
Практика: Сшиваем мешочек. Прорабатываем детали.
- Знакомство с технологией выполнения «Роза-паутинка».
Теория: Изучаем работы мастериц с обсуждением. ТБ работы с иглой.
Практика: Разметка звездочки для основы. Работаем лентой.
- Знакомство с технологией выполнения « Роза на стебле».
Теория: ТБ работы с иглой.
Практика: Изучаем технологию выполнения нового элемента.
- Игольница «Гирлянда роз». Выполнение эскиза.
Теория: Рассматриваем работы мастериц, обсуждаем.
Практика: Готовим ткань, выполняем эскиз.
- Игольница «Гирлянда роз». Вышивка роз.
Теория: ТБ работы с иглой. Выбираем цветовую гамму лент.
Практика: Вышиваем розы.
- Игольница « Гирлянда роз». Вышивка листьев и проработка деталей.
Теория: ТБ работы с иглой.
Практика: Вышиваем зелень и прорабатываем детали.
- Изготовление игольницы. Оформление готового изделия.
Теория: Тб работы с иглой и клеем. Разбираем этапы сборки игольницы.
Практика: Собираем готовое изделие, прорабатываем детали.
- Знакомство с технологией выполнения шва «Наметка зигзагом».
Теория: Использование вышивки в быту.
Практика: Изучаем технологию выполнения нового шва.
- Знакомство с технологией выполнения шва «Наметка, стянутая по центру».
Теория: ТБ работы с иглой.
Практика: Изучаем новый шов.
- Панно «Лилии». Выполнение эскиза.
Теория: Изучаем способы окраски ленты. Знакомимся с сортовыми особенностями лилии.
Практика: Готовим фон. Выполняем эскиз.
- Панно «Лилии». Вышивка корзины и лилий. Оформление готового изделия.
Теория: Знакомимся с особенностями вышивки корзины. ТБ работы с иглой и клеем.
Практика: Вышиваем цветы и корзину. Оформляем готовое изделие.
- Декупаж на ткани с элементами вышивки. Выбор мотива, перенос на ткань.
Теория: Знакомство с техникой декупаж на ткани. Правила работы с клеем.
Практика: Подготовка основы. Переводим рисунок на ткань.
- Декупаж на ткани с элементами вышивки. Выбор лент, определение элементов для вышивки.
Теория: Определяем элементы вышивки. Выбираем ленты.
Практика: Покраска лент.
- Декупаж на ткани с элементами вышивки. Вышивка элементов.
Теория: ТБ работы с иглой.
Практика: Вышивка вех элементов.
- Декупаж на ткани с элементами вышивки. Завершение работы. Проработка деталей.
Теория: Правила оформления работы под стекло.
Практика: Проработка деталей. Оформление работы под стекло.
- Контрольное занятие. Оформление выставки готовых изделий в технике вышивка лентой. Обсуждение, подведение итогов.
- Технология работы с фоамираном. Инструменты. ТБ работы. Особенности окраски материала акрилом и маслом.
Теория: Вспоминаем знакомый материал. Инструменты для обработки фома. ТБ работы с колюще – режущими предметами. Особенности работы с акриловыми и маслеными красками.
Практика: Учимся технике окраски фома. Изучаем понятие блик.
- Знакомство и изготовление шаблонов цветка лилии. Сортовые различия и особенности окраски разных сортов. Окраска лепестков.
Теория: Вспоминаем сортовые особенности цветка лилии.
Практика: Разбираем цветок, рисуем шаблоны. Вырезаем лепестки. Окрашиваем.
- Изготовление пестика и тычинок лилии. Готовим детали бутона.
Теория: Разбираем особенности строения пестика и тычинок.
Практика: Изготавливаем детали.
- Сборка цветка. Оформление листа и стебля.
Теория: ТБ работы с клеем и проволокой.
Практика: Собираем цветок. Оформляем листья и стебель.
- Изучение цветка мака. Сортовые особенности. Изготовление лепестков и коробочки.
Теория: Изучаем сортовые особенности цветка мака. Изучаем новый способ формовки лепестков – гафрировка.
Практика: Изготовление лепестков, гафрировка. Делаем коробочку.
- Сборка цветка. Изготовление и оформление зелени.
Теория: ТБ работы с клеем.
Практика: Сборка цветка. Оформление зелени.
- Картина «Маки». Выполнение эскиза.
Теория: Разработка эскиза. Выбор фона и рамки. Новый способ оформления работы.
Практика: Рисуем картину с маками.
- Картина «Маки». Изготовление цветов мака.
Теория: Вспоминаем этапы работы сборки цветка мака.
Практика: Самостоятельная работа по сборке цветов.
- Картина «Маки». Изготовление бутонов и листьев.
Теория: Вспоминаем этапы работы изготовления бутонов и формовке листьев.
Практика: Самостоятельная работа под руководством учителя.
- Картина «Маки». Оформление готового изделия.
Теория: Вспоминаем правила композиции.
Практика: Оформляем работу, прорабатываем детали.
- Подсолнух. Сортовые особенности цветка. Изготовление лепестков и сердцевины цветка.
Теория: Сортовые особенности цветка подсолнуха. Особенности изготовления середины цветка.
Практика: Изготовление лепестков, окраска. Изготовление сердцевины цветка.
- Панно «Подсолнухи». Выполнение эскиза.
Теория: подсолнух- символ Кубанского солнца.
Практика: Рисуем картину по замыслу детей.
- Панно «Подсолнухи». Изготовление цветов.
Теория: ТБ работы с клеем.
Практика: Самостоятельная работа детей по изготовлению цветов подсолнуха.
- Панно «Подсолнухи». Оформление готового изделия.
Теория: Вспоминаем правила композиции.
Практика: Оформляем готовую работу, прорабатываем детали.
- Изучение строения и сортовые различия цветка хризантемы. Изготовление шаблонов и деталей цветка.
Теория: Изучаем строение и сортовые различия цветка хризантемы. Хризантемы в живописи и вышивки.
Практика: Готовим детали цветка.
- Особенности формирования игольчитой хризантемы. Сборка цветка.
Теория: ТБ работы с клеем.
Практика: Изготавливаем детали. Собираем цветок.
- Шаровидная хризантема. Особенности формирования лепестков. Изготовление шаблонов.
Теория: Особенности строения шаровидной хризантемы.
Практика: Изготовление лепестков.
- Сборка цветка шаровидной хризантемы. Проработка и окраска лепестков. Сборка деталей.
Теория: Вспоминаем правила окраски акрилом.
Практика: Окраска лепестков. Сборка цветка.
- Строение цветка розы. Сортовые особенности. Подготовка лепестков.
Теория: Роза- королева цветов.
Практика: Изготовление лепестков.
- Роза. Окраска лепестков акриловыми красками.
Теория: Вспоминаем правила работы с маслеными красками.
Практика: Окраска лепестков.
- Формовка лепестков. Сборка цветка. Особенности в работе со стеблем. ТБ работы с проволокой и клеем.
Теория: ТБ работы с проволокой и клеем.
Практика: Формуем лепестки. Собираем цветок.
- Особенности строения и сборки бутона розы. Подготовка лепестков. Окраска.
Теория: Особенности строения и сборки бутона розы.
Практика: Изготовление лепестков, покраска, формовка.
- Сборка бутона. Особенности работы с подклейкой.
Теория: ТБ работы с клеем.
Практика: Собираем цветок. Учимся правильно обрабатывать подклейку бутона розы.
- Пасхальный сувенир. История праздника. Подбор материалов.
Теория: Пасха. История праздника, традиции декора. Обсуждение сувенира.Подбор материалов.
Практика: Изготовление деталей сувенира.
- Пасхальный сувенир. Завершение работы.
Теория: Продолжаем беседу о празднике святой Пасхи.
Практика: Сборка деталей. Проработка нюансов.
- Цветы из бисера. Ландыши. Изготовление цветов.
Теория: Знакомство с новым материалом. ТБ работы с бисером и проволокой.
Практика: Плетение цветов ландыша.
- Ландыши. Изготовление листьев.
Теория: Изучаем новый способ паралельное бисероплетения.
Практика: Плетем листья ландыша.
- Ландыши. Сборка букета. Проработка деталей.
Теория: ТБ работы с проволокой.
Практика: Собираем детали ветки. Прорабатываем детали оформления.
- Бисер. Цветок орхидеи. Сборка цветка.
Теория: Изучаем сортовое разнообразие орхидей. Намечаем план работы.
Практика: Плетение лепестков цветка.
- Бисер. Цветок орхидеи. Сборка листьев.
Теория: ТБ работы с проволокой.
Практика: Плетение листьев.
- Бисер. Цветок орхидеи. Сборка ветки.
Теория: Беседа об особенностях строения ветки орхидеи.
Практика: Формируем ветку, оформляем изделие.
- Работа с бумагой. Панно « Букет» из старых журналов. Подборка рисунка.
Теория: Беседа о возможностях использования в декоре бросового материала.
Практика: Работаем над эскизом. Готовим детали.
- Панно «Букет» из старых журналов. ТБ работы с резаком. Вырезание основы. Сборка.
Теория: ТБ работы с острыми предметами.
Практика: Вырезание основы. Сборка готового изделия.
- Цветы из капрона. Знакомство с новой техникой. ТБ работы с инструментами. Заготовка основы лепестков.
Теория: Знакомство с возможностями нового материала. ТБ работы с проволокой, шилом.
Практика: Изготовление основы лепестков из проволоки.
- Цветы из капрона. Изготовление лепестков. Сборка цветка.
Теория: ТБ работы с проволокой.
Практика: Обтягиваем заготовки капроном. Собираем цветок.
- Цветы из капрона. Букет в вазе. Заготовка деталей.
Теория: Беседа о цветовом сочетании в букете.
Практика: Изготавливаем цветы для букета.
- Цветы из капрона. Сборка букета.
Теория: ТБ работы с проволокой.
Практика: Формируем цветы. Оформляем букет.
- Цветы из капрона. Проработка деталей.
Теория: Беседа о возможностях оформления букетов.
Практика: Оформляем детали. Закрепляем букет в вазе.
- Работа с тканью. Игольница «шляпка». Выкройка деталей. Подготовка основы.
Теория: Знакомство с новым материалом. ТБ работы с ножницами и иглой. Планируем этапы работы.
Практика: Выкраиваем детали. Готовим основу.
- Сборка игольницы. Потайной шов.
Теория: Знакомимся с потайным швом. ТБ работы с иглой.
Практика: Сшиваем детали игольницы.
- Изготовление деталей оформления игольницы «шляпки».
Теория: Беседа о разнообразии оформления «шляпки».
Практика: Изготавливаем детали декора.
- Сборка готового изделия. Проработка деталей.
Теория: ТБ работы с иглой и клеем.
Практика: Закрепляем детали декора на «шляпке». Прорабатываем детали.
- Оформление выставки изделий изготовленных за учебный год.
- Итоговое занятие. Подведение итогов полученных знаний и умений. Отмечаем лучшие работы.
Методическое обеспечение программы
Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму проведения занятий можно определить как творческую деятельность детей под руководством педагога: комбинированные занятия, практические, занятие игра, экскурсия, мастерская, конкурс, выставка. На занятиях дети знакомятся с различными видами искусства. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности обучающихся. Занятия рекомендуется начинать с беседы, эмоционально настраивающей учащихся на работу. Она помогает восстановить в памяти или сформировать представления, составляющие основу выбранной темы. Беседу нужно сопровождать зрительным рядом: репродукции, фотоматериал, учебные пособия, собственные работы преподавателя.
В процессе самостоятельной работы детей на занятиях педагогу рекомендуется индивидуально работать с детьми. Так же рекомендуется использовать коллективный метод организации работы детей и работу в парах, особенно при изготовлении трудоемких работ, требующих больших затрат времени.
При изучении истории развития искусства цветоделания рекомендуется использовать исследовательские методы. Так же для активизации детей рекомендуется применять на занятиях приемы работы с книгой, готовыми схемами изделий, проведения анализа, самостоятельная разработка идеи и изделия.
Выбор методов обучения данной программы определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, направления их образовательной деятельности.
Для улучшения эмоционального фона, снятия утомления и напряжения от статической позы на занятиях необходимо включать физминутки (упражнения для глаз, для развития мелкой моторики, для позвоночника, мышц), упражнения могут носить шуточный театрализованный характер
Подведение итогов по результатам освоения материала конкретной темы может быть в форме коллективного обсуждения или фронтальной беседы во время проведения выставки, когда работы детей развешиваются на стенах. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных художественных решений.
Используемая литература
- Борисова Е. «Всё о рукоделии» Энциклопедия современной женщины. Внешсигма, Тверь, 1999 г.
- Дюмина Г. «Уроки детского творчества» Внешсигма., Москва, 1999 г.
- Кудряшова Т. «Украшения в технике «Терра».Эксмо, Москва,2008 г.
- Соколова О.Ю. Секреты композиции для начинающих художников. М.: 2002 г.
- Сокольников М. Чем нам дорого русское искусство. М.: 1959 г.
- Ткало Т., Чудина Е., Шквыря Ж. Оригинальные картины из зерен. Цветы, букеты. М.: 2008 г.
- Гомозова Ю. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. Ярославль: 2001 г.
- Журналы «Делаем сами», № 19. Н.Новгород: 2008 г.
- Фёдоров Г. «Большая энциклопедия ремёсел», Москва., 2009 г.
- Календарь 2012 «Родная сторона». «Мои любимые цветы».
- Журнал «Лукошко идей» 2013-2014 гг.
- Каменева Е.О., Какого цвета радуга. – М., Детская литература, 1984.
- Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
- Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.
- Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
- «Девчонки и мальчишки» журнал 2008, 2009, 2010 г.
- «Рукоделие» журнал 2009, 2010 г. Н.Ф Золотницкий. Цветы в легендах и преданиях. С.-Петербург. 1994 год
- Дженни Рэворт и Сьюзен Бери. Аранжировка цветов. Внешсигма. АСТ – Москва 2000 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка ИЗО "Фантазия"
Рабочая программа кружка "Фантазия" -нетрадиционное рисование .Программа разработана для детей 7-9 лет и направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству....
Рабочая программа Художественного объединения по Изобразительному и Декоративно-прикладному искусству "Палитра"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк тематическому плану занятий художественного объединения ...
Рабочая программа кружка "Ленточные фантазии"
Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление дет...
Рабочая программа художественно-эстетического кружка
В материале представлена программа кружковой работы по театрализованной деятельности в подготовительной группе....
Рабочая программа художественно- творческого развития детей
Модифицированная программа по изобразительной деятельности "Первые шаги в прекрасное"...
Рабочая программа кружка "Бумажные фантазии"
Рабочая программа кружка "Бумажные фантазии"...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Фантазия" для детей 3,8-14 лет
Учебно-методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования ведущими кружковую деятельнолсть в области Лепки из пластилина и Рукоделия...