Конспект открытого занятия по риторике "Поэзия - великий дар"
методическая разработка на тему
Литературная гостиная "Поэзия - великий дар"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «Поэзия – великий дар»
5 класс
Цель: сформировать представление о поэзии на примере творчества юных поэтов
Задачи:
- развитие у учащихся мотивации к чтению поэзии на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников
- показать, что уже в детстве у ребенка формируется удивительный мир творчества, интерес к необычному, свое восприятие окружающей действительности.
- вызвать потребность развивать собственные творческие способности
Оборудование: мультимедийный проектор, волшебный ящик с атрибутами поэзии.
Оформление литературной гостиной:
Парты составлены в три стола, покрытые скатертями. За столами сидят участники литературной гостиной.
Для зрителей и гостей расставляются стулья в несколько рядов в противоположной части класса.
На стенах – портреты поэтов.
На столах по углам класса – выставка поэтических сборников.
Сценарий урока
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
У нас сегодня необычное занятие - литературная гостиная. Вы, наверное, уже обратили внимание на особое оформление нашего класса, ну и, конечно, на то, как мы с вами выглядим – по-праздничному. Дело в том, что предмет разговора у нас сегодня будет совершенно особый, и для него необходима соответствующая обстановка.
Чтобы выяснить тему сегодняшнего занятия мы проведем небольшую разминку. Я приготовила для вас сюрпризы, которые находятся в «волшебном» ящике. Сейчас от каждого стола ко мне подойдет один человек и достанет какой-нибудь предмет, вернется за стол, а вы все вместе поразмышляете, какие ассоциации у вас вызывает этот предмет.
- Как вы думаете, что связывает все эти вещи? (тема поэзии). (Слайд1)
Верно. Мы сегодня с вами поговорим о поэзии. Тема выбрана неслучайно. Дело в том, что 3 марта во всем мире отмечался день писателя, а 21 марта отмечается еще один праздник на мировом уровне – день поэзии. (Слайд2.)
- Что же такое поэзия? (Слайд3)
Вот как дает определение этому слову С.И.Ожегов: «Поэзия – словесное художественное творчество».
А если сказать по-другому: поэзия – это чувственный язык, на котором пишут и говорят в специальной форме.
Все ли вам понятно из этих определений?
- Что же это за форма, что отличает поэзию от прозы?
Мы с вами можем предположить, как начиналась поэзия. Конечно, мы никогда не узнаем, кто первым и когда создал стихотворение. На протяжении тысяч лет на человека оказывали влияние ритмы, которые он слышал вокруг себя – в звуке воды, ветра, в полете птиц, в ритмическом движении животных. Стараясь воспроизвести некоторые из этих ритмов, человек обращался к поэтическому воображению.
Самые древние стихотворные произведения, дошедшие до нас, были созданы в Древней Греции в Vв. до н.э. и исполнялись в сопровождении музыки и танцев. (Слайд4).
А кто из вас любит стихи?
Сейчас на экране появится портреты известных вам поэтов, о творчестве которых мы говорили в 5 классе, а вы мне назовете их имена. (Слайд 5 )
Эти поэты вам уже известны, а с творчеством следующих поэтов мы познакомимся в старших классах. Возможно кто-то и сейчас сможет их назвать …..(Слайд6)
Но, сегодня мы поговорим не о поэзии из учебников литературы, а о более близкой нам и вам 5-классникам поэзии.
Начну наш разговор я. И расскажу вам свою собственную истории. В далеком 1997 году, когда мне было 11 лет, как и большинству из вас, на полке с книгами своего старшего брата я натолкнулась на подшивку литературного журнала для подростов «Мы» за 1990 год. И в одном из журналов мне встретились интересные, ни на что не похожие стихи. Каково же было мое изумление, когда во вступительной статье к стихотворениям я прочла, что написала их восьмилетняя девочка. Стихи эти оставили неизгладимое впечатление, и именно после этого события я увлеклась поэзией, которая стала моей самой большой любовью на всю жизнь. А тот самый журнал всегда со мной. Можно даже сказать, что он стал моим талисманом. И профессия моя, наверное, тоже не случайна.
Имя этой девочки – Ника Турбина. (Слайд 7)
Когда этой девочке было всего 12 лет, её знал весь Советский Союз: первая книга поэзии Ники Турбиной вышла во всем мире 30-тысячным тиражом. Именно из-за этой девочки в середине 80-х заговорили о феномене вундеркинда.
Ника была уникальным ребенком, ее творчество изучали многие, но никто так и не смог объяснить, каким образом в столь юном возрасте девочке удавалось создавать настолько «взрослые» стихи, что были исполнены печалью и трагизмом. Ведь по глубине, яркости её поэзия не уступает поэзии признанных поэтов, которые были гораздо старше Ники.
Давайте посмотрим с вами небольшой фрагмент фильма о Нике, в котором она читает свое стихотворение. (Видеофаил).
Ребята, а вы заметили, чем эта девочка особенна?
Не будем забывать, что и в нашем лицее немало талантливых детей, и я хочу познакомить вас с одной из них.
Это Лера Сошникова из 11б класса.
Рассказ ученицы о себе. Чтение стихов.
Вы услышали стихотворения в исполнении их авторов. Обратите внимание, как по-разному они звучали в исполнении Леры и Ники.
Важно еще, ребята, помнить о том, что каждое стихотворение надо правильно читать. Не у всех есть этот особый дар – заставить слова звучать по-иному, по-новому, от чего у других людей захватывает дыхание и сильнее бьется сердце
Что же нужно для того, чтобы правильно прочесть стихотворение?
Давайте вспомним с вами правила чтения стихотворения. Памятки с «Советами читающему стихотворение» есть у вас на столах. Попробуйте своими словами сформулировать самое главное. (Слайд 8)
А сейчас, ребята, в подтверждение своих слов, я предлагаю вам посмотреть и послушать выступлении одной девочки (возможно, вы его уже видели). Она живет в Украине. Стихов она сама не пишет, но обладает этим волшебным даром – передавать поэтическую речь слушателям. Зовут ее Диана, ей 6 лет. Итак, смотрим…
Какие чувства у вас вызвало стихотворение?
Как вы считаете, каким образом ей удалось передать эмоции?
Талантливые дети есть не только на телевидении, но и в нашем классе таких талантов немало. Кто-то пишет стихи, а у кого-то получается очень красиво их читать.
Андрей Евлентьев прочтет нам стихотворение, посвященное папе.
Автор стихотворения Баринов Михаил, ученик 7 класса.
Шли мы с папою вдвоём.
Каждый думал о своём
Думал папа, что когда бы
Стал он маленьким опять,
Он тогда один без мамы
Уходил бы погулять.
И рогаткой очень нужной,
Хулиганам бы грозил
Смело б топал он по лужам,
В магазины не ходил,
Не носил бы душный галстук,
Всё что хочешь, рисовал,
Если б вдруг пришёл он грязный,
То никто бы не ругал.
Ел мороженого много,
Беззаботно напевал,
Не дружил с девчонкой строгой,
А с весёлою играл.
Никогда бы не женился,
Что-то я заговорился.
Если б папа не женился,
То и я бы не родился.
И кому б читал он книжки?
И учил себя вести?
Всё же очень нам, мальчишкам,
Хорошо вдвоём идти.
Снежана Пасечная читает стихотворение Вики Ивченко «После всего будет зима..»
После всего будет зима…
Непоправимая печаль
в листве опавшей.
Стареет в мире всё, как жаль!
Я стала старше.
А осень с радужным хвостом
взлетит Жар-птицей.
И что-то важное потом
не повторится.
Забот безжалостная плеть
стегает будни.
Я вовсе не хочу взрослеть!
Быть взрослой - трудно...
Декабрь раскроет мой секрет,
шепнув на ухо:
"Тебе ведь скоро девять лет!"
Почти старуха.
Давайте вернемся к теме сегодняшней встречи. Поэзия – великий дар. Согласны ли вы с этим высказыванием? Действительно ли поэтический дар – это нечто великое, божественное?
Поэзия - это язык души. А поэт - это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается. Каждое стихотворение - это какое-нибудь открытие и требует огромных усилий. Ведь надо не только написать, но и быть понятым.
Наверное, и сегодня поэзия является верным спутником по всей жизни человека. Весна и осень, закаты и рассветы, романтика и любовь, трели птиц и шум морского прибоя - все это поэзия, которую мы часто не замечаем в таких простых и привычных нам вещах.
Поэзия – огромный дар, великий труд, но все же она, в первую очередь, огромная загадка. И я хотела бы вам прочесть стихотворение Николая Ушакова об этом свойстве поэзии.
Дана загадка на века -
гармонии необычайной, -
поэзия живёт, пока
её возникновенье - тайна.
Поёт народная душа,
высокой точностью томима.
Загадка - тем и хороша,
что
может быть
неразрешима.
Кто-то из вас наделен поэтическим даром, кто-то другим, но совершенно особым. Мне хотелось бы вам пожелать никогда не стесняться своих способностей и всеми силами стараться их развивать. А на память о нашей встрече я хотела бы подарить каждому из вас маленькие книжечки со стихами известных поэтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме "Великая Отечественная война"
конспект урока в 11 классе по теме "ВОв"...
Конспект открытого урока по теме "Великий кислород"
В данном материале я разместила конспект открытого урока в 8 классе с использованием презентации, по теме Великий кислород....
План-конспект открытого занятия по теме: " У.Шекспир-великий неизвестный"
Цель урока-знакомство с творчеством Шекспира. Тип занятия-комбинированный урок. Вид занятия-объяснение нового материала. Методы и технологии, технологические приёмы: интерактивный, критическое мышлени...
План-конспект открытого занятия по теме: " У.Шекспир-великий неизвестный"
Цель занятия- знакомство с творчеством У. Шекспира. Задачи: развить навыки и умения в реализации речевой деятельности, способности к умозаключению, развитию оперативной памяти, лингвис...
Конспект открытого занятия по РСВ и ФП на День открытых дверей 25.01.2017
Ученик - Архип Р., 3 класс А....
План-конспект открытого занятия детского объединения «Наследие» по теме: «Памятники воинов, захороненных на территории города Щигры Курской области в годы Великой Отечественной войны»
Экскурсия к памятникам воинов, захороненных на территории г. Щигры Курской области...
Конспект открытого занятия "Великие кадеты: выпускники-полководцы"
dash; Воспитание патриотизма и любви к Родине. Приобщение кадет к традициям и истории Отечества. Осмысление себя как гражданина общества. Развитие у кадет чувства чести и достоинства, ответственност...